Научная статья на тему 'МИХАИЛ СИМАКОВ. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ, СОЧ. 2003–2020 ГГ.: ПУТЬ К СОЗДАНИЮ БОГОСЛУЖЕБНОГО ХОРОВОГО ЦИКЛА'

МИХАИЛ СИМАКОВ. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ, СОЧ. 2003–2020 ГГ.: ПУТЬ К СОЗДАНИЮ БОГОСЛУЖЕБНОГО ХОРОВОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.С. Симаков / Всенощное бдение / хоровой цикл / малый цикл / монотематизм / богослужебно-певческая традиция / роспев / напев / M.S. Simakov / All-Night Vigil / choral cycle / small cycle / monothematicism / liturgical singing tradition / chanting / tune

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ковалев Андрей Борисович

В данной статье прослеживается путь создания Всенощного бдения, соч. 2003–2020 гг. московского композитора Михаила Симакова, рассматриваются особенности жанрово-стилевого своеобразия и цикличности. Это произведение современного композитора начала XXI в. продолжает традицию авторских богослужебно-хоровых циклов, созданных представителями Нового направления. Отмечается влияние С.В. Рахманинова, А.А. Архангельского, И.Ф. Стравинского, Г.В. Свиридова с точки зрения использования средств композиции и признаков цикличности (музыкально-тематические арки). Своеобразие музыкального языка Михаила Симакова выражается в аллюзиях на традиционные роспевы и напевы, монотематизме («Свете тихий»), применении различных типов фактуры (контрапункт, подголосочность, гомофонно-гармонический склад). Среди признаков цикличности выделены двухчастность, в соответствии с разделением чинопоследования богослужения на Вечерню и Утреню, чередование номеров цикла по принципу контраста: ладотонального, ритмического, фактурного, стилевого. Цель статьи — определить жанрово-стилевое своеобразие данного произведения, выявить признаки его художественной целостности как хорового цикла, состоящего из 15 номеров. Методология работы основана на междисциплинарном подходе к изучению духовно-музыкального произведения с использованием терминологии из литургики как науки о богослужении, а также научных категорий отечественного музыковедения. Таким образом, жанрово-стилевое своеобразие Всенощного бдения Михаила Симакова определяется органичным взаимодействием композиционных приемов, наследующих традиции предшественников (мелодико-гармонический язык, фактура, формообразование, цикличность), с индивидуальностью письма композитора, его стремлением к глубокому постижению и воплощению в музыке смысловой сущности богослужебного текста, его образного содержания, символики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIKHAIL SIMAKOV. ALL-NIGHT VIGIL, THE WORK OF 2003–2020: THE WAY TO CREATING A CHURCH-SERVICE CHORAL CYCLE

This article describes the making of the All-Night Vigil, the work of 2003– 2020 by Moscow composer Mikhail Simakov, its genre, style-related specificity, and its cyclic character. This work by the present-day composer continues the tradition of creating authored liturgical and choral cycles by the representatives of the New trend. The article shows the influence of S.V. Rakhmaninov, A.A. Arkhangelsky, I.F. Stravinsky, G.V. Sviridov from the point of view of using the means of composition and the features of cycles (musical and thematic arches). The originality of the musical language of Mikhail Simakov is expressed in allusions to traditional chants and tunes, monothematism (Свете тихий), the use of various types of texture (counterpoint, undervoice, homophonic-harmonic structure). As for the signs of cyclicality, the article identifies the two-part composition in accordance with the division of the service into Vespers and Matins, the alternation of cycle numbers according to the principle of contrast: modal-tonal, rhythmic, textured, stylistic. The goal is to determine the genre and stylistic originality of this work, to reveal the signs of its artistic integrity as a choral cycle of 15 pieces. The methodology of the work is based on the interdisciplinary approach to the study of a spiritual and musical work of art using the terminology of liturgical science, as well as scientific categories of Russian musicology. The genre and stylistic originality of the All-Night Vigil by Mikhail Simakov is described by the organic interaction of compositional techniques inheriting the traditions of the predecessors (melodicharmonic language, texture, shaping, cyclicality), with the individual character of the composer’s language, his desire to deeply comprehend and musically implement the content of the text of the service, its imagery and symbolism.

Текст научной работы на тему «МИХАИЛ СИМАКОВ. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ, СОЧ. 2003–2020 ГГ.: ПУТЬ К СОЗДАНИЮ БОГОСЛУЖЕБНОГО ХОРОВОГО ЦИКЛА»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 44. С. 153-165 БОТ: 10.15382МшгУ202144Л53-165

Академии хорового искусства

профессор кафедры истории

Ковалев Андрей Борисович,

д-р искусствоведения,

и теории музыки

им. В. С. Попова

Российская Федерация, 12556, г. Москва, ул. Фестивальная, 2

andrej-kovalev@yandex.ru

ОИСГО: 0000-0001-5503-3676

Михаил Симаков. Всенощное бдение, соч. 2003—2020 гг.:

ПУТЬ К СОЗДАНИЮ БОГОСЛУЖЕБНОГО ХОРОВОГО ЦИКЛА

Аннотация: В данной статье прослеживается путь создания Всенощного бдения, соч. 2003—2020 гг. московского композитора Михаила Симакова, рассматриваются особенности жанрово-стилевого своеобразия и цикличности. Это произведение современного композитора начала XXI в. продолжает традицию авторских богослужебно-хоровых циклов, созданных представителями Нового направления. Отмечается влияние С. В. Рахманинова, А. А. Архангельского, И. Ф. Стравинского, Г. В. Свиридова с точки зрения использования средств композиции и признаков цикличности (музыкально-тематические арки). Своеобразие музыкального языка Михаила Симакова выражается в аллюзиях на традиционные роспевы и напевы, монотематизме («Свете тихий»), применении различных типов фактуры (контрапункт, подголосочность, гомофонно-гармонический склад). Среди признаков цикличности выделены двухчастность, в соответствии с разделением чинопоследования богослужения на Вечерню и Утреню, чередование номеров цикла по принципу контраста: ладотонального, ритмического, фактурного, стилевого. Цель статьи — определить жанрово-стилевое своеобразие данного произведения, выявить признаки его художественной целостности как хорового цикла, состоящего из 15 номеров. Методология работы основана на междисциплинарном подходе к изучению духовно-музыкального произведения с использованием терминологии из литургики как науки о богослужении, а также научных категорий отечественного музыковедения. Таким образом, жанрово-стилевое своеобразие Всенощного бдения Михаила Симакова определяется органичным взаимодействием композиционных приемов, наследующих традиции предшественников (мелодико-гармонический язык, фактура, формообразование, цикличность), с индивидуальностью письма композитора, его стремлением к глубокому постижению и воплощению в музыке смысловой сущности богослужебного текста, его образного содержания, символики.

Ключевые слова: М. С. Симаков, Всенощное бдение, хоровой цикл, малый цикл, монотематизм, богослужебно-певческая традиция, роспев, напев.

© Ковалев А. Б., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021.

Вып. 44. С. 153-165.

А. Б. Ковалев

Михаил Сергеевич Симаков (р. 1978) принадлежит к поколению композиторов, начало творческого пути которых совпало с наступлением нового, XXI века. И этот момент представляется очень важным для автора произведений, относящихся к русской духовной музыке. Прошел определенный промежуток времени с начала массового обращения к библейско-христианской тематике, когда наряду с созданием замечательных образцов духовной музыки, как для богослужебного, так и внехрамового предназначения, душевный восторг и творческий энтузиазм, а порой и конъюнктурные соображения нередко оказывались преобладающими над опытом и знаниями, необходимыми для создания композиций, достойных великих предшественников. И сегодня не может не вызвать интереса свежий, незамутненный взгляд на извечную проблему традиции и новаторства, так называемых церковности или нецерковности духовно-музыкальных произведений, целесообразности привнесения в них элементов стилистики из жанровой сферы светской музыки.

Михаил Симаков окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных в 2002 г. по классу композиции у проф. Алексея Львовича Ларина, у него же ассистентуру-стажировку в 2005 г. В первое десятилетие нового века его композиторские интересы были сосредоточены преимущественно на инструментальной симфонической и камерной музыке. Так, его дипломным сочинением стала Поэма для Большого симфонического оркестра. Ряд сочинений, таких как Фантазии № 3 и 6 для фортепиано, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, концертная пьеса для фортепиано, скрипки и виолончели «А было ли движение?», удостоены лауреатских званий на конкурсах различного уровня. В настоящее время Михаил Симаков является преподавателем кафедры композиции и инструментовки Российской академии музыки им. Гнесиных. Что же побудило композитора, довольно успешно работавшего в жанрах инструментальной светской музыки, обратиться к духовным произведениям для хора a cappella, а затем к идее создания полного хорового цикла неизменяемых песнопений Всенощного бдения? Обстоятельства жизни, тенденции исторической эпохи или счастливый случай? В большей степени, скорее всего, последнее. И здесь особая роль принадлежит младшему брату композитора Виктору Симакову, который учился вместе с Михаилом в музыкальной школе, но в дальнейшем не стал профессиональным музыкантом.

Виктор Симаков интересовался церковным пением, его особенностями и традициями и, что особенно для нас важно, начал записывать черновой материал первого из хоров будущего масштабного цикла Михаила Симакова в 15 частях — «Благослови, душе моя, Господа» (2003). Потом Михаил облек его в соответствующую композиционную форму, довел до совершенства, но музыкальные темы, особенности богослужебной структуры, в основе которой ипофонное пение (пение с припевом), были подсказаны братом.

Не помышляя пока о создании полного хорового цикла Всенощного бдения, Михаил поступил на клирос в качестве певчего и в течение нескольких лет осваивал специфику храмового богослужения, вслушивался в мелос церковных песнопений. И в дальнейшем при создании духовных сочинений композитор во многом сумел проникнуться интонационным строем церковного мелоса, не прибегая непосредственно к цитированию традиционных роспевов и напевов.

Спустя год после создания «Благослови, душе моя, Господа» Михаил Симаков написал еще один хор из последования Всенощного бдения «Приидите, поклонимся» (2004), тем самым встав на самостоятельный путь в освоении мелодики, стиля, особенностей русской духовной музыки. А еще через два года создал одно из самых примечательных своих сочинений — «Свете тихий» (2006).

Именно после написания хора «Свете тихий» Михаилу Симакову пришла мысль о создании хорового цикла песнопений Всенощного бдения. И параллельно с написанием произведений в других жанрах композитор с разными промежутками времени приближался к осуществлению своего сокровенного замысла. Вначале дело продвигалось медленно: новые песнопения появлялись с перерывами примерно в два года, и лишь с середины второго десятилетия XXI в. началось более интенсивное движение к завершению цикла богослужебных песнопений, создание отдельных номеров в порядке чинопоследования службы. Так, например, с 2014 по 2016 г. были написаны сразу пять хоров. И хотя не доставало трех важных песнопений Утрени, к этому времени можно было получить довольно полное представление о стиле, особенностях замысла и воплощения хорового цикла Всенощного бдения. Исследование стилевых и композиционных особенностей собрания песнопений Всенощного бдения вошло в монографию автора этих строк1. Наконец, с 2018 по 2020 г. были созданы три последних номера цикла — масштабные песнопения Утрени «Величит душа моя Господа», «Великое славословие», «Взбранной воеводе».

Сейчас, когда перед глазами полный состав неизменяемых песнопений Всенощного бдения, созданный Михаилом Симаковым на протяжении значительного промежутка времени, невольно видится некая художественная неравнозначность музыкального материала, но нельзя не заметить и эволюцию мастерства композитора, касающуюся хорового письма, свободы в использовании различных средств выразительности, в целом находясь в русле, начертанном предшеств енниками.

Напомним, что авторский хоровой цикл Всенощного бдения как художественное целое сложился во 2-й половине XIX в. сначала в творчестве П. И. Чайковского, а потом и композиторов Нового направления, среди которых следует назвать имена А. А. Архангельского, А. Т. Гречанинова, А. В. Никольского, М. М. Ипполитова-Иванова, наконец С. В. Рахманинова. И в песнопениях Всенощного бдения Михаила Симакова, несомненно, ощущается стилевое влияние предшественников, причем не только на уровне созданных ими богослужебно-хоровых циклов, но и произведений, находящихся на зыбкой грани духовной и светской музыки.

Если обратиться к персоналиям, оказавшим влияние на создание хорового цикла Всенощного бдения Михаила Симакова, то это С. В. Рахманинов, а также А. А. Архангельский, И. Ф. Стравинский, Г. В. Свиридов. Неудивительно, что Всенощное бдение ор. 37 С. В. Рахманинова стало жанрово-стилевым образцом

1 См.: Ковалев А. Б. Жанры русской духовной музыки в творчестве отечественных композиторов (вторая половина XIX — начало XXI века). Тамбов: Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», 2018.

для современных композиторов, обращающихся к духовной музыке2. И в рассматриваемом сочинении явно ощущается связь с теми или иными стилистическими приемами, использованными Рахманиновым. Например, в «Ныне отпущаеши» в партии сопрано-соло слышится некое подобие киевского роспева; сопоставима с произведением Рахманинова также плавность хорового «аккомпанемента» в характере колыбельной (пример № 1).

А повтор в заключительном разделе «Великого славословия» (Трисвятое) музыкальной темы из «Свете тихий» напоминает о сходном приеме, использованном во Всенощном бдении А. А. Архангельским. В песнопении Утрени «От юности моея», написанном для баритона соло и смешанного хора, ощутимо влияние Г. В. Свиридова, И. Ф. Стравинского. Сам Симаков говорил, что прообразом фактуры этой части стала «Симфония псалмов», точнее, третья часть этого произведения, где можно почувствовать параллели с русской духовной музыкой начала XX в.

Мелодико-гармонический язык песнопений Всенощного бдения Михаила Симакова во многом ориентирован на традиции Нового направления, хотя и в творческом преломлении композитора начала XXI в. Это опосредованная связь с церковными роспевами и напевами и народно-песенными интонациями, аллюзии на гармонизации традиционных роспевов, использование различных приемов фактуры, в частности линеарность голосоведения и контрапункт. Приведем некоторые примеры.

Если в упомянутом № 5 «Ныне отпущаеши» мелодия отдаленно напоминает киевский роспев, то в № 7 «Благословлю Господа на всякое время» музыкальная тема навеяна фольклорными мотивами и не ассоциируется ни с одним из традиционных роспевов (пример № 2). Контрапунктом к основной теме вначале в партии вторых сопрано, а затем в партии альтов проходит остинатная тема, длиной в один такт, графически напоминающая тему креста, а в совокупности интервалики, ритмики и динамики воплощающая собой серебристый перезвон малых колоколов. С каждой последующей строкой фактура уплотняется, повышается тесситура партии первых сопрано, подводя к мощной кульминации (#) на словах «не лишатся всякаго блага». Окончание песнопения звучит подобно праздничному колокольному перезвону, завершаясь ярким ля-мажорным трезвучием с дополнительным секундовым тоном. И это еще одно подтверждение стилистической связи данного произведения с музыкой Рахманинова, точнее, с № 7 «Шестопсалмие» из Всенощного бдения ор. 37, где колокольность является кульминацией предшествующего музыкально-тематического развития.

Пример эпизодического намека на греческий роспев — основная тема в «Благослови, душе моя, Господа» (№ 2), напомним, подсказанная композитору его братом Виктором. Мерцающие подголоски (вспомогательная секундовая интонация), имитации, текучесть мелодии, необычный характер голосоведения

2 См.: Ковалев А. Б. Всенощное бдение С. В. Рахманинова как жанрово-стилевой образец // С. В. Рахманинов и мировая культура: материалы VI международной научно-практической конференции 17—18 мая 2018 г.: посвящается 145-й годовщине со дня рождения С. В. Рахманинова / Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»; ред.-сост. И. Н. Ванов-ская. Тамбов, 2018. С. 30-40.

Пример № 1

Пример № 2

в женском хоре, где партия вторых сопрано почти примыкает к партии альта, тем самым образуя разрыв с партией первых сопрано свыше октавы — все это создает характер радостного весеннего пробуждения природы, созерцания красоты и благости мироздания (пример № 3).

Но наиболее явное проникновение элементов роспева в музыкальную композицию в целом заметно в № 4 «Свете тихий». Важнейшая музыкально-композиционная особенность этого произведения — его монотематизм. Через всю партитуру в разных голосах проходит тема, состоящая из двух элементов, связанных между собой общностью секундовых интонаций: 1) трехзвучная интонация с восходящим или нисходящим секундовым ходом с доступом или без него; 2) нисходящая поступенная интонация в объеме кварты с ярким раскачивающимся ритмическим оборотом: оба элемента напоминают отдельные интонации попевок знаменного роспева, особенно второй — один из вариантов попевки восьмого гласа унылка (пример № 4).

Начинается произведение с унисона женского хора, псалмодирующего текстовый зачин «Свете тихий», после чего следует экспозиция темы, проходящая каноном в партии альтов и сопрано. И музыкально-композиционное единство произведения, способствующее достойному воплощению богослужебного текста, достигается благодаря равномерному распределению элементов темы по всем голосам, линеарности фактуры с параллельным и противоположным движением крайних или соседних голосов, плавности мелодического рисунка, гетерофонному голосоведению в отдельных партиях, преимущественной пла-гальности гармонии при сохранении единой тональности ё-шо11, опоре на чистые интервалы: унисон, квинту, кварту. И если рассматривать «Свете тихий» с точки зрения его соответствия клиросному или концертному исполнению, то это произведение, пожалуй, более других тяготеет к богослужебному жанровому полюсу.

Перейдем теперь к рассмотрению одного из важнейших вопросов, который невольно напрашивается, если речь идет не о сборнике отдельных духовных сочинений, а о богослужебно-хоровом цикле, — к вопросу о его художественной целостности, наличии признаков цикличности. Среди них хотелось бы отметить следующие.

Прежде всего это ярко выраженная двухчастность, соответственно разделению службы Всенощного бдения на Вечерню и Утреню. Песнопения, пою-щиеся на Вечерне, составляют целостный малый цикл с присущей ему логикой драматургического развития. Так, былинно-сказительный, повествовательный характер «Приидите, поклонимся» (№ 1) является своеобразным хоровым зачином, прологом цикла. А его сердцевиной — диптих «Свете тихий» (№ 4) и «Ныне отпущаеши» (№ 5), в котором элементы традиции органично сочетаются с приемами индивидуального композиторского стиля. Наконец, торжественным завершением малого цикла служит «Благословлю Господа на всякое время» (№ 7), произведение, созданное после того, как были положены на музыку не только все неизменяемые песнопения Вечерни, но и некоторые песнопения Утрени.

Утреня также представляет собой логически последовательный малый цикл, где особое место занимает № 10 «Благословен еси, Господи», одно из любимых

Пример № 3

Пример № 4

сочинений самого композитора, являющееся примером авторской свободной композиции с контрастной серединой, характеризующейся особой напряженностью звучания. А логическим завершением Утрени и всего хорового цикла Всенощного бдения, своего рода мощным заключительным аккордом являются два песнопения: № 14 «Великое славословие» и № 15 «Взбранной воеводе», где новые музыкальные темы соединяются со звучащими в предшествующих номерах.

Необходимо упомянуть еще об одном важном принципе музыкального построения хорового цикла, характерном не столько для богослужебной, сколько для внебогослужебной традиции, точнее, специфики концертного исполнения. Имеется в виду чередование разделов цикла по принципу контраста: ладото-нального, ритмического, фактурного, стилевого. Так, простота изложения «Богородице Дево, радуйся» (№ 6) оттеняет последующий заключительный «аккорд» Вечерни «Благословлю Господа на всякое время» — произведение, отличающееся сложной полифонической фактурой с переплетением нескольких мелодических линий. Диатоника в № 11 «От юности моея» соседствует с хроматическими интонациями последующего раздела цикла «Воскресение Христово видевше» (№ 12), а распевность «Благослови, душе моя, Господа» (№ 2) — с ритмической энергетикой «Блажен муж» (№ 3).

Последние три песнопения Утрени, как уже было упомянуто ранее, написаны совсем недавно — с 2018 по 2020 г., и автор, думается, не случайно поставил здесь задачей еще более усилить черты цикличности, подчеркнуть интонационную общность отдельных песнопений. Вот что рассказывает о замысле «Великого славословия» сам автор: «"Великое славословие", согласно содержанию песнопения и его места в чинопоследовании, является смысловым итогом всего цикла. И поэтому здесь хотелось процитировать как минимум три номера, которые звучали в цикле ранее. Выбор пал на "Свете тихий", "Благословен еси, Господи", а также на концовку "Блажен муж". Тема песнопения "Благословен еси, Господи" проходит в первом разделе славословия, где согласно богослужебному тексту слова "Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим" повторяются трижды. Так и у меня: музыкальная тема была повторена три раза в разной гармонизации. Песнопение "Свете тихий" стало музыкально-тематической основой для второго раздела "Великого славословия", который написан на текст Трисвятого. Слова "Святый Боже, Святый Крепкий..." идеально подошли под музыку "Свете Тихий" (как когда-то у Архангельского), но я в данном случае полностью изменил конец и присочинил заупокойное окончание. А до Трисвя-того у меня фигурирует длинное фугато, где сквозным стержнем является основная тема Великого славословия»3.

Что же касается № 15 «Взбранной воеводе», то в этом песнопении, традиционно завершающем хоровой цикл Всенощного бдения, использована музыка № 8 «Шестопсалмие», тем самым образуя музыкально-тематическую арку Утрени. И подобный композиционный прием сопоставим со Всенощным бдением С. В. Рахманинова. Напомним, что в хоровом цикле великого композитора также присутствует подобная арка, но только между «Шестопсалмием» и «Великим

3 Из личной беседы с автором в ноябре-декабре 2020 г.

славословием», обусловленная общностью богослужебного текста — «Слава в вышних Богу и на земли мир».

Еще один примечательный признак интонационно-тематической общности «Шестопсалмия» и «Взбранной воеводе» — наличие симметричных мелодических структур как на уровне линии одного голоса, так и на уровне хоровой фактуры по горизонтали и вертикали. Последовательное проведение в разных голосах интонации опевания в обоих случаях создает ощущение бесконечности, вневременности.

Итак, несмотря на довольно долгий путь к завершению Всенощного бдения Михаила Симакова, жанровая группа богослужебно-хоровых циклов пополнилась ярким произведением, безусловно тяготеющим к внебогослужебному полюсу, но при этом не лишенным отдельных элементов богослужебно-певческой традиции. Его жанрово-стилевое своеобразие определяется органичным взаимодействием композиционных приемов, наследующих традиции предшественников (мелодико-гармонический язык, фактура, формообразование, цикличность), с индивидуальностью письма композитора, стремящегося к глубокому проникновению в сущность богослужебного текста, его образного содержания, символики.

Список литературы

Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской

духовной музыки ХХ века. М.: Языки славянской культуры, 2002. Ковалев А. Б. Всенощное бдение С. В. Рахманинова как жанрово-стилевой образец // С. В. Рахманинов и мировая культура: материалы VI международной научно-практической конференции 17-18 мая 2018 г.: посвящается 145-й годовщине со дня рождения С. В. Рахманинова / Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»; ред.-сост. И. Н. Вановская. Тамбов: Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», 2018. С. 30-40.

Ковалев А. Б. Жанры русской духовной музыки в творчестве отечественных композиторов (вторая половина XIX — начало XXI века): монография. Тамбов: Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», 2018. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: сб. ст. и иссл. / ред.-сост. Ю. И. Паисов. М.: Композитор, 2004. Вып. 2.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

Andrey Kovalev, Doctor of Sciences in Art Criticism, Professor,

Department of Music History and Theory, V.S. Popov Academy of Choral Art

2021. Vol. 44. P. 153-165

DOI: 10.15382/sturV202144.153-165

2 Festivalnaya ul., Moscow 125565, Russian Federation andrej-kovalev@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-5503-3676

Mikhail Simakov. All-Night Vigil, the Work of 2003—2020: The Way to Creating a Church-Service Choral Cycle

Abstract: This article describes the making of the All-Night Vigil, the work of 2003— 2020 by Moscow composer Mikhail Simakov, its genre, style-related specificity, and its cyclic character. This work by the present-day composer continues the tradition of creating authored liturgical and choral cycles by the representatives of the New trend. The article shows the influence of S. V. Rakhmaninov, A. A. Arkhangelsky, I. F. Stravinsky, G. V. Sviridov from the point of view of using the means of composition and the features of cycles (musical and thematic arches). The originality of the musical language of Mikhail Simakov is expressed in allusions to traditional chants and tunes, monothe-matism (Свете тихий), the use of various types of texture (counterpoint, undervoice, homophonic-harmonic structure). As for the signs of cyclicality, the article identifies the two-part composition in accordance with the division of the service into Vespers and Matins, the alternation of cycle numbers according to the principle of contrast: modal-tonal, rhythmic, textured, stylistic.The goal is to determine the genre and stylistic originality of this work, to reveal the signs of its artistic integrity as a choral cycle of 15 pieces. The methodology of the work is based on the interdisciplinary approach to the study of a spiritual and musical work of art using the terminology of liturgical science, as well as scientific categories of Russian musicology. The genre and stylistic originality of the All-Night Vigil by Mikhail Simakov is described by the organic interaction of compositional techniques inheriting the traditions of the predecessors (melodic-harmonic language, texture, shaping, cyclicality), with the individual character of the composer's language, his desire to deeply comprehend and musically implement the content of the text of the service, its imagery and symbolism.

Keywords: M. S. Simakov, All-Night Vigil, choral cycle, small cycle, monothematicism, liturgical singing tradition, chanting, tune.

А. Kovalev

References

Gulianitskaia N. (2002) Poetika muzykal'noi kompozitsii. Teoreticheskie aspekty russkoi dukhovnoi muzyki XX veka [Poetics of the musical composition. Theoretical aspects of Russian sacred music of the 20th century]. Moscow (in Russian).

Kovalev A. (2018) Zhanry russkoi dukhovnoi muzyki v tvorchestve otechestvennykh kompozitorov (vtoraia polovina XIX — nachalo XXI vekov) [Genres of Russian sacred music in the works of Russian composers (second half of the 19th — beginning of the 21st centuries)]. Tambov (in Russian).

Kovalev A. (2018) "Vsenoshchnoe bdenie S.V. Rakhmaninova kak zhanrovo-stilevoi obrazets" [All-Night Vigil by S. V. Rakhmaninov as a genre and stylistic model], in S.V. Rachmaninov i mirovaia kul'tura: materialy VImezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 17—18maia 2018g. [S. V. Rakhmaninov and world culture: conference materials]. Tambov, pp. 30-40 (in Russian).

Paisov Iu. (ed.) (2004) Traditsionnye zhanry russkoi dukhovnoi muzyki i sovremennost': sbornik statei i issledovanii [Traditional genres of Russian sacred music and modernity: a collection of articles and studies]. Moscow (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.