Научная статья на тему 'МИГРАЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В ТЕРРИТОРИИ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА'

МИГРАЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В ТЕРРИТОРИИ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синенко Ольга Андреевна

Цель исследования - выявление компаний-резидентов с признаками налоговой миграции. В работе проведен анализ теоретических предпосылок обоснования миграции налогоплательщиков и исследование масштабов применения налоговой миграции в рамках льготных налоговых условий территорий опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока. Базовыми методами исследования явились контент-анализ, сравнительный анализ и синтез. По открытым информационным ресурсам проведен сравнительный анализ компаний-резидентов и выявлены резиденты территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока с признаками миграции налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Синенко Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION OF TAXPAYERS IN THE TERRITORY WITH A SPECIAL ECONOMIC STATUS OF THE FAR EAST

The purpose of the study is to identify resident companies with signs of tax migration. The paper analyzes the theoretical prerequisites for substantiating the migration of taxpayers and studies the scope of the use of tax migration within the framework of preferential tax conditions in the territories of advanced socio-economic development of the Far East. The basic research methods were content analysis, comparative analysis, and synthesis. The work carried out a comparative analysis of resident companies and identified residents of territories with a special economic status of the Far East with signs of migration of taxpayers through open information resources.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В ТЕРРИТОРИИ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА»

IV Международная научно-практическая конференция «Предпринимательство и инновации на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона-2021»

Миграция налогоплательщиков в территории с особым экономическим статусом Дальнего Востока

Ольга Синенко

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия

Информация о статье

Поступила в редакцию: 09.11.2021 Принята к опубликованию: 26.11.2021

УДК 336.02 JEL E62, F38

Ключевые слова:

миграция налогоплательщиков, территории опережающего социально-экономического развития, свободный порт Владивосток, Дальний Восток, налоговые риски, налоговые льготы

Keywords:

migration of taxpayers, territories of advanced socio-economic development, free port of Vladivostok, the Far East, tax risks, tax incentives

Аннотация

Цель исследования - выявление компаний-резидентов с признаками налоговой миграции. В работе проведен анализ теоретических предпосылок обоснования миграции налогоплательщиков и исследование масштабов применения налоговой миграции в рамках льготных налоговых условий территорий опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока. Базовыми методами исследования явились контент-анализ, сравнительный анализ и синтез. По открытым информационным ресурсам проведен сравнительный анализ компаний-резидентов и выявлены резиденты территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока с признаками миграции налогоплательщиков.

Migration of Taxpayers in the Territory With a Special Economic Status of the Far East

Olga Sinenko А bstract

The purpose of the study is to identify resident companies with signs of tax migration. The paper analyzes the theoretical prerequisites for substantiating the migration of taxpayers and studies the scope of the use of tax migration within the framework ofpref-erential tax conditions in the territories of advanced socio-economic development of the Far East. The basic research methods were content analysis, comparative analysis, and synthesis. The work carried out a comparative analysis of resident companies and identified residents of territories with a special economic status of the Far East with signs of migration of taxpayers through open information resources.

DOI: https://dx.doi.org/10.24866/2311-2271/2021-4/39-50

Введение

Практика миграции налогоплательщиков в территории с льготными налоговыми условиями является актуальным вопросом не только для России уже более тридцати лет для мира в целом. Стремление бизнеса обеспечить конкурентоспособность заставляет искать механизмы снижения налоговой нагрузки - применять специальные налоговые режимы или льготные налоговые условия для резидентов территорий с особым экономическим статусом. При этом проблема миграции организаций находится в зоне особого внимания налоговых служб всех стран и обоснована намерениями налогоплательщиков.

Функционирование территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока может нести определенные экономические риски для государства -не только фискальные потери из-за миграции бизнеса на территорию особых экономических территорий из других регионов или потери бюджета в результате преобразований существующих компаний в новые юридические лица или реструктуризация в иностранных инвесторов для получения льгот и преференций. Цель работы - исследование миграции налогоплательщиков в рамках территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока осуществляется с целью выявления ее особенностей, оценки масштабов, а также обоснования последствий.

Материалы и методы исследования

Федеральная налоговая служба России (далее - ФНС РФ) относит к налоговым мигрантам налогоплательщиков, принявших решение об изменении места нахождения на иной субъект Российской Федерации [2] и устанавливает в отношении данных налогоплательщиков определенные ограничения, в частности максимальная сумма недоимки по уплаченным налогам в бюджет - может составлять не более 1 млн руб. При этом факт миграции налогоплательщика является для ФНС РФ основанием для выездной налоговой проверки организации [7].

В российской практике существует несколько интерпретаций понятия «миграция налогоплательщика», основные из них систематизированы в табл. 1.

Таблица 1

Подходы к определению понятия «миграция налогоплательщиков»_

Определение Автор

Миграция налогоплательщиков является одним из значительных факторов, способствующих росту налоговой задолженности. Желание сменить конкретную налоговую инспекцию связано с получением дополнительных налоговых льгот и иных преференций, действующих в другом регионе. Но в большинстве фактов миграция предполагает уход от уплаты налогов, поэтому требует проведения определенных мероприятий налоговыми органами, которые позволяют выявить мнимую миграцию. Адигамова Ф.Ф. [1]

Миграция налогоплательщиков - изменение, возникшее вследствие специфики социально - экономического развития ряда областей, их привлекательности для трудоустройства и проживания лиц из других регионов, а также высоких реальных и потенциальных возможностей миграционного движения жителей. Романовская Ю.А. [12]

Под миграцией юридических лиц понимается перевод юридического лица из одного региона в другой, а под фиктивной миграцией - изменение места нахождения организации. Щербакова Н.В. Домнина А.А. [16]

Источник: составлено автором

С проявлением признаков налоговой миграции сталкиваются все страны. Проведенное в 2020 г. исследование Kemme D. M., Parikh B., Steigner T

обосновало стремление бизнеса к уклонению от уплаты налогов и поиску путей снижения налоговой нагрузки на примере 138 стран [19].

Foreman-Peck, J., & Zhou, P. разработали косвенный подход к установлению нижнего предела влияния возможных изменений налогообложения на доходы путем учета миграции, вызванной налогами. [17]

Исследования Hageman, A. M., Robb, S. W. G., & Schwebke, J. M. обосновывают, что в США миграция бизнеса между штатами происходит по разным причинам, но при этом важную роль играют именно налоговые платежи, в частности, наиболее тесно связаны с миграцией бизнеса некоторые налоги с продаж и налоги на имущество.[18]

Наиболее распространенным способом снижения налоговой нагрузки в мире является применение налоговых убежищ, в частности транснациональными компаниями [21].

Примерно 25% канадских иностранных инвестиций приходится на налоговые убежища, при этом доля прибыли, полученной канадскими компаниями за рубежом, более чем удвоилась за последние 30 лет [20].

С целью формирования привлекательной инвестиционной среды на Дальнем Востоке России созданы территории с особым экономическим статусом, в рамках которых применяются преференциальные режимы осуществления предпринимательской деятельности. По состоянию на 01.02.2021 на территории Дальнего Востока зарегистрировано 560 резидентов 23 территорий опережающего социально экономического развития (ТОСЭР), и 2270 резидентов территории Свободного порта Владивосток [4]. Резидентам территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока предоставляется широкий спектр преференций, при этом предоставление государственной поддержки резидентам несет определенные фискальные риски для государства, которые могут возникать в результате увеличения доли выпадающих доходов в связи с предоставлением налоговых преференций, миграции компаний из других регионов России. Перечень преференций, предоставляемых резидентам территорий опережающего социально-экономического развития и Свободного порта Владивосток представлен в табл. 2.

Таблица 2

Налоговые преференции, предоставляемые резидентам территорий _с особым экономическим статусом Дальнего Востока_

Регион Вид льгот / преференций Ставка без льгот Льготный пе риод для резидентов, годы

1 \ 2 \ 3 \ 4 5 \ 6 \ 7 \ 8 \ 9 \ 10

Территории опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока

Камчатский край; Приморский край; Хабаровский край; Амурская область; Чукотский автономный округ; Сахалинская область; Еврейская автономная область; Мурманская область; Республика Саха (Якутия); Забайкальский край; Республика Бурятия Коэффициент к НДПИ 1 0 0,2 0,4 0,6 0,8

Налог на прибыль организаций - федеральный - региональный 20 % 0 % 0 % 2 % 10 %

Земельный налог до 0,3 % -с/х назначения, 1,5 % -прочие ЗУ 0 % В соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления

НДС 20 % Ускоренная процедура возмещения НДС

Страховые взносы 30 % 7,6 %

Камчатский край; Еврейская автономная область; Республика Саха (Якутия); Республика Бурятия Налог на имущество организаций 2,2 % 0 % 2,2

Хабаровский край; Амурская область; Чукотский автономный округ; Сахалинская область; 2,2 % 0 % 1,1 %

Мурманская область

Приморский край; Забайкальский край 2,2 % 0 % 0,5 %

Свободный порт Владивосток

Чукотский автономный округ; Камчатский край; Сахалинская область; Хабаровский край; Приморский край Налог на прибыль организаций - федеральный - региональный 20 % 0 % 12 %

Земельный налог до 0,3 % -с/х назначения, 1,5 % -прочие ЗУ 0 % В соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления

НДС 20 % Ускоренная процедура возмещения НДС

Страховые взносы 30 % 7,6 %

Налог на имущество организаций 2,2 % 0 % до 0,5 %

Источник: составлено автором по данным [5, 6]

Территории Свободного порта Владивосток (СПВ) расположены в пяти субъектах ДФО на территориях ключевых портов Дальнего Востока России и охватывают 22 муниципальных образования. По состоянию на 2020 г. статус резидента свободного порта Владивосток получили 2103 компаний и индивидуальных предпринимателей с общим объемом инвестиций 1060 млрд руб. и численностью рабочих мест - 85 476 человек [4].

При этом, несмотря на привлекательный пакет фискальных преференций, предоставленных резидентам территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока [13], не наблюдается увеличения количества зарегистрированных компаний в данных субъектах. В исследовании О.А. Синенко О.А., Т. Митрофанова обосновано сокращение количества зарегистрированных компаний территории ДФО, при увеличении числа резидентов территорий с особым экономическим статусом, в том числе в субъектах-лидерах по количеству зарегистрированных резидентов - в Приморском и Хабаровском краях [14].

Риск государства, связанный с миграцией бизнеса в территории с особым экономическим статусом Дальнего Востока из других регионов включен в группу фискальных потерь в результате предоставления преференций. Основной причиной миграции бизнеса на территории с особым статусом является легальная оптимизация налогооблагаемой базы. При этом, ключевым последствием реализации риска является недополучение средств в бюджет. Причины и последствия фискальных потерь в результате предоставления преференций представлены на рис. 1 [15]. Группа рисков фискальных потерь в результате предоставления преференций включает миграцию бизнеса на территории с особым статусом, в том числе из других регионов, так как у резидентов появляется возможность легальной оптимизации налоговой нагрузки через концентрацию на особых территориях отдельных разрозненных организаций.

Причины и последствия фискальных потерь в результате предоставления преференций

Сокращение таможенных платежей

Миграция бизнеса на ТОЭС из других регионов

Перепродажа импортированного на ТОЭС оборудования на внутреннем рынке

Легальная оптимизация налоговой нагрузки

Возможность избежать проверки или затягивание

сроков для невозможности взыскания недоимки

Применение резидентами схем завышения расходов (амортизационная стоимость активов, фиктивное обучение сотрудников и др.)

Увеличение выпадающих доходов

Потеря части таможенных доходов

Необоснованное использование резидентами преференции

Недопоступления в бюджеты всех уровней

Недостижение основных показателей по целям создания

ТОЭС

Сокращение поступлений в бюджеты

Увеличение налоговой нагрузки по другим видам налогов

Увеличение расходов бюджета на содержание таможенных органов

Увеличение расходов на контроль Ухудшение положения других компаний из-за сложности

конкуренции Расходы на принятия мер по взысканию таможенных

платежей платежей

Фискальные потери (невозмещение выпадающих доходов) Отток капитала за границу из-за создания «новых» иностранных предприятий

По количеству новых рабочих мест По объему привлеченных

инвестиций Социальные условия жизни населения не улучшаются

Увеличение бюджетной

напряженности Сокращение количества инвестиционных программ Сокращение объема выделяемых средств на строительство объектов инфраструктуры

Рис. 1. Причины и последствия фискальных потерь государства в результате предоставления преференций в рамках территорий с особым экономическим статусом Источник: составлено автором по данным [15]

С целью оптимизации нагрузки могут быть использованы схемы преобразования существующих компаний в новые юридические лица («переезд» со старой площадки; создание на территории «завершающих» производств для обеспечения вертикальной интеграции) или реструктуризации в иностранных инвесторов. Таким образом обобщение результатов вышеприведенных исследований позволяет выдвинуть гипотезу о применении территорий с особым экономическим статусом Дальнего востока как инструмента налоговой минимизации и возможное использование резидентами «налоговой миграции».

Результаты исследования и их обсуждение

С целью обоснования наличия налоговой миграции на территориях с особым экономическим статусом Дальнего Востока проведен анализ компаний-резидентов на основании критериев, общедоступных для исследования. К обстоятельствам, свидетельствующим о миграции налогоплательщиков на территории с особым экономическим статусом отнесены следующие факты:

-компании осуществляют одинаковый вид экономической деятельности;

- идентичным состав учредителен и управляющего персонала;

- общее место осуществления деятельности (адрес регистрации);

- бизнес резидента функционировал до создания территорий с особым экономическим статусом ДВ;

- наличие ликвидированной организаций, прекратившей свою деятельность незадолго до регистрации новой компании в ТОСЭР или СПВ - компания-резидент является правопреемником.

Информационную базу исследования составили:

- реестры компаний - резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и Свободного порта Владивосток (СПВ), представленные в открытом доступе на официальном сайте АО «Корпорации развития Дальнего Востока» (https://erdc.ru) [10, 11];

- база электронного сервиса Федеральной налоговой службы «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП» (для проверки учредителей, руководителя компании - резидента ТОСЭР/СПВ на связь с аффилированными организациями) [9];

- информационно-аналитическая система СПАРК. Проверка контрагента (Проверка контрагента. 2021. URL: https://www.spark-interfax.ru/).

На первом этапе исследования с целью актуализации из реестров резидентов ТОСЭР/СПВ были исключены компании, утратившие статус по соглашению о расторжении соглашения об осуществлении деятельности или по решению суда («Номер и дата соглашения о расторжении соглашения об осуществлении деятельности»; «Номер и дата решения суда о расторжении соглашения об осуществлении деятельности»). По состоянию на 01.02.2021 из реестра резидентов территорий опережающего социально-экономического развития исключено 68 компаний, из реестра резидентов Свободного порта Владивосток - 150 компаний. В результате проведенного анализа из реестра резидентов ТОСЭР и СПВ исключено 218 компаний в связи с расторжением соглашений об осуществлении деятельности или по решению суда. На следующем этапе был проведен анализ выписок из ЕГРЮЛ/ЕГРИП 558 резидентов ТОР и 2120 резидентов СПВ.

По результатам проведенного анализа информационных ресурсов выявлено 757 компаний с рассматриваемыми признаками миграции налогоплательщиков, что составило 27% резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и 31% резидентов Свободного порта Владивосток от общего числа действующих резидентов соответственно. При этом количество резидентов СПВ превышает количество резидентов ТОСЭР в 4 раза, однако доля ликвидированных резидентов ТОСЭР выше, чем у СПВ, что свидетельствует о большей привлекательности режима СПВ. На рис. 2 представлено распределение резидентов-мигрантов в ТОЭС ДВ по признакам налоговой миграции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Распределение признаков налоговой миграции среди резидентов-мигрантов в территориях с особым экономическим статусом Дальнего Востока Источник: составлено автором

В результате проведенного анализа распределения резидентов-мигрантов в территории с особым экономическим статусом Дальнего Востока (ТОЭС ДВ) по признакам налоговой миграции определено, что признак «регистрация компании до создания ТОЭС ДВ» является наиболее популярным как в ТОСЭР, так и в СПВ - 71,7 и 53,1% соответственно.

При этом такие признаки как «общий вид деятельности» и «общий учредитель/директор» среди мигрантов-резидентов СПВ встречаются в 2 раза чаще, чем среди резидентов-мигрантов ТОР.

В результате миграции налогоплательщиков с целью минимизации налоговой нагрузки, предоставляемый государством пакет преференций резидентам территорий с особым экономическим статусом способствует росту выпадающих доходов бюджета.

Риск увеличения выпадающих доходов (по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, земельному налогу, НДС, таможенной пошлины) обоснован на рис. 3 в виде динамики выпадающих доходов по налоговым платежам резидентов ТОЭС ДВ в 2015-2020 гг.

80 000,0

ÜB 60 000,0

оз 5

в ^

g я 40 000,0

^ о

§ п

S g 20 000,0

2 о '

0,0

61 507,6

44 700,9

52 517,8

26 708,4

з 965 з 2,0 0,0 „ 121,1

^03,1

,1 ^063,4 ^ 493,6 ^4 721,8 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

■ ТОСЭР, млн. руб. ■ СПВ, млн. руб.

Рис. 3. Выпадающие доходы бюджета по налоговым платежам резидентов территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока

за 2015-2020 гг., млн р.

Источник: составлено автором

По итогам 2020 г. сумма выпадающих доходов бюджета в результате предоставления налоговых преференций резидентам ТОСЭР ДВ увеличилась по сравнению с 2015 г. на 61505,6 млн р., резидентам СПВ за тот же период на 4721,8 млн р. В табл. 3 представлена структура выпадающих доходов по налоговым платежам от резидентов ТОСЭР и СПВ за 2015-2020 гг.

Таблица 3

Структура выпадающих доходов бюджета

Наименование налога Значение показателя

2015 | 2016 | 2017 | 2018 \ 2019 | 2020

ТОСЭР

Страховые взносы 100,00 13,90 5,50 4,71 3,89 3,51

Налог на прибыль организаций 0,00 0,76 1,39 3,95 6,53 6,95

Налог на имущество организаций 0,00 1,89 2,11 1,68 1,76 1,42

НДС 0,00 44,29 66,81 56,85 58,17 62,28

Ввозная таможенная пошлина 0,00 1,10 1,18 1,85 1,72 1,58

Земельный налог 0,00 0,22 0,20 0,03 0,03 0,03

Налог на добычу полезных ископаемых 0,00 37,84 22,81 30,94 27,90 24,23

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

СПВ

Страховые взносы 0,00 65,25 6,55 2,53 6,85 6,88

Налог на прибыль организаций 0,00 11,38 6,14 0,71 1,00 0,95

Налог на имущество организаций 0,00 23,38 2,26 0,58 0,00 0,00

НДС 0,00 0,00 84,80 96,04 92,01 92,03

Ввозная таможенная пошлина 0 0,00 0,24 0,14 0,13 0,14

Акциз 0 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Источник: составлено автором по данным [8]

Анализ данных показал, что в целом в течение периода действия фискальных инструментов ТОЭС резидентам предоставлено налоговых льгот на сумму 205 504,9 млн руб., из которых 92,2% - в связи с получением статуса резидента ТОСЭР. Наибольшую долю выпадающих доходов сформировали налоговые льготы по НДС. Так, по ТОСЭР доля выпадающих доходов по НДС составляет до 62% в общей структуре (рост показателя в динамике - с 0 млн руб. в 2015 г. до 38 309 млн руб. в 2020 г.), в СПВ доля показателя составляет 84-92% (сокращение показателя в динамике, но рост в абсолютном выражении - с 0 млн руб. в 2015 г. до 4345 млн руб. в 2020 г.). При этом резиденты ТОСЭР также воспользовались льготами по НДПИ, объем которых за 2015-2020 гг. составил 26,6% или 50 976,7 млн руб. Выпадающие доходы бюджета по земельному налогу и ввозной таможенной пошлины составляют наименьшую долю в общем объеме налоговых льгот как по ТОСЭР, так и по СПВ - 7,9 и 0,6% соответственно.

В связи с тем, что налоговые льготы по налогу на прибыль организаций для резидентов ТОСЭР и СПВ составляют существенную долю выпадающих доходов бюджета в табл. 4 представлен их объем в разрезе субъектов ДФО за 2015-2020 гг. В целом на территории ДФО наблюдается увеличение объема выпадающих доходов по налогу на прибыль организаций резидентов ТОЭС. По состоянию на 01.01.2021 г. налоговые льготы предоставлены резидентам по всем субъектам ДФО, за исключением Магаданской области. Совокупный объем выпадающих доходов 01.01.2021 г. составил 101 72,8 млн р., из которых 97% сформировано за счет фискальных преференций резидентам ТОСЭР ДВ.

Субъект Значение показателя

2015 2016 2017 2018 2019 2020

ТОСЭР

ДФО 0,0 30,1 370,6 1767,8 3431,1 4275,1

Республика Саха (Якутия) 0,0 0,0 144,2 705,8 1144,1 1993,6

Камчатский край 0,0 10,8 28,2 34,0 237,1 250,0

Приморский край 0,0 16,0 32,6 588,4 1246,9 1246,9

Хабаровский край 0,0 0,0 67,9 83,1 430,2 441,6

Амурская область 0,0 1,7 0,7 142,7 14,0 160,1

Магаданская область 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Сахалинская область 0,0 0,4 86,2 8,1 337,7 123,6

ЕАО 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,2

ЧАО 0,0 1,2 10,8 205,7 20,8 58,9

Республика Бурятия 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1 0,1

Забайкальский край 0,0 0,0 0,0 0,0 0,2 0,2

СПВ

ДФО 0,0 14 166 29 45 45

Приморский край 0,0 14 166 29 27 27

Хабаровский край 0,0 0 0 0 18 18

Источник: составлено автором по данным [8]

В структуре выпадающих доходов по субъектам ДФО лидирующую позицию занимают Республика Саха (Якутия) и Приморский край - 72,09% от общей суммы выпадающих доходов бюджета. Анализ фактического поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации, уплаченные резидентами территорий с особым экономическим статусом за 2015-2020 гг. приведен в табл. 5.

Таблица 5

Анализ фактического поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей, уплаченных резидентами территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока консолидированный бюджет РФ за период 2015-2020 гг._

Год Всего, млн руб. Налог на прибыль организаций, млн руб. Страховые взносы, млн руб. Темп роста налоговых поступлений, %

2015 5695 0 0 -

2016 15 494 -

2017 12 2019 -

2018 16 5225 -

2019 10028 184 9456 176

2020 17597 168 11648 175

Итого 33320 395 28842 -

Источник: составлено автором на основании отчетов о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за 2015-2020 гг.

Несмотря на потери бюджета в связи с предоставлением фискальных преференций, в целом за период 2015-2018 гг. наблюдается положительная динамика налоговых поступлений в результате деятельности резидентов территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока, при этом 2019-2020 гг. характеризовались сокращением данного показателя на 23% от уровня 2018 г., а также рост поступлений по страховым взносам.

Выводы

По результатам проведенного исследования выявлено 757 компаний с рассматриваемыми признаками миграции налогоплательщиков, что составило 27% резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и 31% резидентов Свободного порта Владивосток от общего числа действующих резидентов соответственно. Учитывая объем фактически поступивших налоговых доходов в бюджетную систему в результате деятельности территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока за 2015-2020 гг. можно сделать вывод, что налоговая экономия резидентов составила 172184,9 млн руб.

Заключение

На дальнем Востоке России в соответствии с Федеральными законами № 212-ФЗ «О Свободном порте Владивосток» (СПВ) и № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР) с 2015 г. функционируют территории, отличающиеся выгодными для бизнеса преференциями. В рамках политики формирования привлекательной инвестиционной среды, в отношении резидентов территорий с особым экономическим статусом применяются преференциальные режимы осуществления предпринимательской деятельности. При этом установленная система фискальных преференций фактически стала одним из основных инструментов оптимизации налогообложения для организаций Дальнего Востока. Одним из трендов в данном направлении является миграция

налогоплательщиков в территории с особым экономическим статусом Дальнего Востока. Проведенный на основании открытых источников сравнительный анализ общедоступных критериев выявления миграции налогоплательщиков позволил обосновать, что 27% резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и 31% резидентов Свободного порта Владивосток (СПВ) от общего числа действующих резидентов имеют признаки налоговой миграции.

В целом за период действия фискальных инструментов территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока с 2015 по 2020 гг. резидентам были предоставлены налоговые льготы на сумму 205504,9 млн р, из которых 92,2% - в связи с получением статуса резидента ТОСЭР. Обоснованы наиболее распространенные критерии миграции налогоплательщиков среди компаний-резидентов территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока доступные для открытого анализа данных: общие лица, осуществляющие управление компаниями, общий или идентичный вид деятельности (один класс ОКВЭД) и общий адрес осуществления деятельности.

Список источников / References

1. Адигамова Ф.Ф. Миграция налогоплательщиков-организаций как фактор роста налоговой задолженности // Финансы и кредит. 2011. №1 (433) [Adigamova F.F. Migraciya nalogoplatel'shchikov-organizacij kak faktor rosta nalogovoj zadolzhennosti [Migration of taxpayers-organizations as a factor in the growth of tax arrears] Finansy i kredit. 2011. №1 (433)]

2. В отношении налогоплательщиков-мигрантов: письмо ФНС от 23 мая 2016 г. № ГД-4-8/9075 [V otnoshenii nalogoplatel'shchikov-migrantov: [With regard to migrant taxpayers] pis'mo FNS ot 23 maya 2016 g. № GD-4-8/9075]

3. Информационно-аналитическая система СПАРК. Проверка контрагента. 2021. [Infor-macionno-analiticheskaya sistema SPARK. Proverka kontragenta/ [information and analytical system SPARK. Counterparty check.] 2021] URL: https://www.spark-interfax.ru/ (дата обращения: 20.09.2021)

4. КРДВ (2021) Отчёты о деятельности АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» (АО «КРДВ») 2016-2020. [KRDV (2021) Otchyoty o deyatel'nosti AO «Korpo-raciya razvitiya Dal'nego Vostoka i Arktiki» [Far East and Arctic Development Corporation] «KRDV»)] URL: https://erdc.ru/about/reports/ (дата обращения: 20.09.2021)

5. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая: от 05.08.2000 № 117-ФЗ: принят Гос. Думой 19.07.2000: (ред. от 20.04.2021). [Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii: chast' vtoraya [Tax Code of the Russian Federation: Part Two]

6. О свободном порте Владивосток: федеральный закон от 13.07.2015 № 212 (ред. от 15.10.2020). [O svobodnom porte Vladivostok: federal'nyj zakon ot 13.07.2015 № 212 [On the free port of Vladivostok: federal law]

7. Об уведомлении ФНС России о миграции налогоплательщиков: письмо ФНС от 28 июня 2016 г. № ГД-4-8/11555 [b uvedomlenii FNS Rossii o migracii nalogoplatel'shchikov [On notification of the Federal Tax Service of Russia about migration of taxpayers] pis'mo FNS ot 28 iyunya 2016 g. № GD-4-8/11555]

8. Отчеты о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за 2015-2020 гг. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Otchety o nachislenii i postuplenii nalogov, sborov i inyh obyazatel'nyh platezhej v byudzhetnuyu sistemu Rossijskoj Federacii [Reports on the calculation and receipt of taxes, fees and other mandatory payments to the budgetary system of

the Russian Federation for 2015-2020. Official website of the Federal Tax Service] 20152020.] - URL: https://www.nalog.ru/rn25 (дата обращения: 20.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде. Электронный сервис ФНС РФ. [Predostavlenie svedenij iz EGRYUL/EGRIP v elektronnom vide. Elektronnyj servis FNS RF.] 2021. URL: https://egrul.nalog.ru/index.html (дата обращения: 20.09.2021)

10. Реестр СПВ. Реестр резидентов Свободного порта Владивосток. АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики». 2021. https://erdc.ru/upload/reestr-spv.pdf (дата обращения: 20.09.2021) [Reestr SPV. Reestr rezidentov Svobodnogo porta Vladivostok. AO «Korporaciya razvitiya Dal'nego Vostoka i Arktiki». [Register of FPV. Register of residents of the Free Port of Vladivostok. JSC "Corporation for the Development of the Far East and the Arctic".]

11. Реестр ТОСЭР. Реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития. АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики». 2021. URL:https://erdc.ru/upload/reestr-tor.pdf (дата обращения: 20.09.2021) [Register of PSEDA. Register of residents of territories of advanced socio-economic development. JSC "Corporation for the Development of the Far East and the Arctic".]

12. Романовская Ю. А. Проблемы межрегиональной миграции налогоплательщиков и уклонения от уплаты налогов / Ю. А. Романовская // Baikal Research Journal. — 2015. — Т. 6, № 4. — DOI : 10.17150/2411-6262.2015.6(4).4. [Romanovskaya YU. A. Problemy mezhregional'noj migracii nalogoplatel'shchikov i ukloneniya ot uplaty nalogov [Problems of interregional migration of taxpayers and tax evasion] / YU. A. Romanovskaya // Baikal Research Journal. — 2015. — T. 6, № 4. — DOI : 10.17150/2411-6262.2015.6(4).4.]

13. Синенко О. А. Привлекательность фискальных инструментов развития предпринимательства на Дальнем Востоке России // Вестник УрФУ. Серия Экономика и управление. 2019. Т. 18. № 1. С. 86-103. URL: https://doi.org/10.15826/vestnik.2019.18.L005. [Sinenko O. A. Privlekatel'nost' fiskal'nyh instrumentov razvitiya predprinimatel'stva na Dal'nem Vostoke Rossii // Vestnik UrFU. Seriya Ekonomika i upravlenie. 2019. T. 18. № 1. S. 86-103. ] [The Attractiveness of Fiscal Instruments for the Development of Entrepreneur-ship in the Far East of Russia. Bulletin of Ural Federal University. Series Economics and Management, 2019, Vol. 18, No. 1, 86-103.]

14. Синенко, О. А. Выявление признаков «дробления бизнеса» на территориях с особым экономическим статусом Дальнего Востока / О. А. Синенко, Т. П. Митрофанов // Финансовый журнал. - 2021. - Т. 13. - № 3. - С. 88-103. - DOI 10.31107/2075-1990-20213-88-103. [Sinenko O.A., Mitrofanov T.P. [Vyyavlenie priznakov «drobleniya biznesa» na territoriyah s osobym ekonomicheskim statusom Dal'nego Vostoka [Identification of Signs of "Business Fragmentation" in Russian Far Eastern Territories with Special Economic Status. Financial Journal, 2021, vol. 13, no. 3, pp. 88-103] / O. A. Sinenko, T. P. Mitrofanov // Finansovyj zhurnal. - 2021. - T. 13. - № 3. - S. 88-103. - DOI 10.31107/2075-1990-20213-88-103.]

15. Синенко, О. А. Социально-экономические риски государства в рамках территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока / О. А. Синенко, А. Е. Кадермя-това. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Первое экономическое издательство», 2021. - 204 с. - ISBN 9785912923913. - DOI 10.18334/9785912923913. [Sinenko, O. A. Social'no-ekonomicheskie riski gosudarstva v ramkah territory s osobym ekonomicheskim statusom Dal'nego Vostoka [Socio-economic risks of the state within the territories with a special economic status of the Far East ] / O. A. Sinenko, A. E. Ka-dermyatova. - Moskva: Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Pervoe ekonomich-eskoe izdatel'stvo», 2021. - 204 s]

16. Щербакова Н.В., Домнина А.А. Фиктивная миграция юридических лиц как способ уклонения от уплаты налогов // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2016. №9 (67). [SHCHerbakova N.V., Domnina A.A. Fiktivnaya migraciya yuridicheskih lic kak sposob ukloneniya ot uplaty nalogov [Fictitious migration of legal entities as a way of tax evasion ] // Novyj universitet. Seriya «Ekonomika i pravo». 2016. №9 (67).]

17. Foreman-Peck, J., & Zhou, P. (2019). Devolving fiscal policy: migration and tax yields. Regional Studies, 54(3), 308-317. https://doi.org/10.1080/00343404.2019.1602256

18. Hageman, A. M., Robb, S. W. G., & Schwebke, J. M. (2020). SALTy Citizens: Which State and Local Taxes Contribute to State-to-State Migration? Journal of the American Taxation Association, 43(1), 51-77. https://doi.org/10.2308/jata-19-020

19. Kemme, D. M., Parikh B., Steigner T. Tax Morale and International Tax Evasion // Journal of World Business. 2020. Vol. 55. No. 3. Article 101052. URL: https://doi.org/10.1016/jjwb.2019.101052.

20. Martin J., Stratica C. Taxes and Tax Havens: A Study with Canadian Data. Actualite Economique. 2017. Vol. 93. No. 3. P. 405-439.

21. Sigler T., Martinus K., Iacopini I. et al. The role of tax havens and offshore financial centres in shaping corporate geographies: an industry sector perspective. Regional Studies. 2020. Vol. 54. Iss. 5. P. 621-633. URL: https://doi.org/10.1080/00343404.2019.1602257.

Сведения об авторе / About author

Синенко Ольга Андреевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента финансов, Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет. 690920 Россия, г. Владивосток, о-в Русский, кампус ДВФУ, корпус G. ORCID ID: 0000-0001-7497-9475. E-mail: sinenko.oa@dvfu.ru

Olga A. Sinenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University. 690920 Russia, Vladivostok, Russky Island, FEFU campus, building G. ORCID ID: 0000-0001-7497-9475. E-mail: sinenko.oa@dvfu.ru

© Синенко О.А. © Sinenko O.A.

Адрес сайта в сети интернет: http://jem.dvfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.