Научная статья на тему 'Миграционный вопрос в экономическом дискурсе Германии в послевоенный период (1948-1962 гг. )'

Миграционный вопрос в экономическом дискурсе Германии в послевоенный период (1948-1962 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИММИГРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФРГ / РЫНОК ТРУДА / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / GERMANY''S ECONOMIC STRATEGY / IMMIGRATION / LABOR MARKET / INDUSTRIAL PRODUCTION / FOREIGN TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Койбаев Б. Г.

Массовая иммиграция в Федеративную Республику Германия во второй половине ХХ в. стала одним из важнейших событий в новейшей экономической истории страны. Федеративная республика впервые столкнулась с таким явлением как приезд и укоренение иммигрантов из стран Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Европы. Интерес к данным аспектам проблемы вызван поиском решений для экономических задач, которые ставит будущее перед Германией и странами Европейского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of migration in the economic discourse of Germany in the post-war period (1948–1962)

Mass immigration to the Federal Republic of Germany in the second half of the 20th century became one of the most important events in the contemporary economic history of the country. The Federal Republic for the first time faced such a phenomenon as arrival and rooting of immigrants from Middle East, North Africa and Southern Europe. The interest in such aspects of the problem is caused by the search of solutions to economic problems which appear before Germany and the European Union countries.

Текст научной работы на тему «Миграционный вопрос в экономическом дискурсе Германии в послевоенный период (1948-1962 гг. )»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

137

МИГРАЦИОННЫЙ ВОПРОС Б ЭКОНОМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ГЕРМАНИИ Б ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1948-1962 гг.)

КОЙБАЕВ Б.Г.,

доктор политических наук, профессор кафедры новой, новейшей истории и исторической политологии,

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова,

e-mail: koibaevbg@mail.ru

Массовая иммиграция в Федеративную Республику Германия во второй половине ХХ в. стала одним из важнейших событий в новейшей экономической истории страны. Федеративная

республика впервые столкнулась с таким явлением как приезд и укоренение иммигрантов из 041

стран Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Европы. ¡5

Интерес к данным аспектам проблемы вызван поиском решений для экономических задач, q

которые ставит будущее перед Германией и странами Европейского союза. "Г

см

Ключевые слова: иммиграция; экономическая стратегия ФРГ; рынок труда; промышлен- ^ ное производство; внешняя торговля.

THE ISSUE OF MIGRATION IN THE ECONOMIC DISCOURSE 1

OF GERMANY IN THE POST-WAR PERIOD (1948-1962) ♦

KOYBAEV B.G., 5

cm

Doctor of Science, Professor of Modern, Contemporary and historical stories of political science

The North - Ossetian State University named after K.L. Khetagurov, ^

e-mail: koibaevbg @mail.ru

Mass immigration to the Federal Republic of Germany in the second half of the 20th century became one 3

of the most important events in the contemporary economic history of the country. The Federal Republic for the y

first time faced such a phenomenon as arrival and rooting of immigrants from Middle East, North Africa and q

Southern Europe. The interest in such aspects of the problem is caused by the search of solutions to economic Z

problems which appear before Germany and the European Union countries. q

lli

Keywords: immigration; Germany's economic strategy; labor market; industrial production; foreign trade. <;

Di Di

JEL classification: B25, B52, N94. £

Период 50-х гг. XX в. для Западной Германии характеризовался всеобщими успехами в экономике, которые позже вошли в историю страны под названием "немецкое экономическое чудо". Основы этого «чуда» были заложены еще в 1948 г., когда стартовали экономические реформы в западногерманском обществе. С тех пор среднегодовые темпы роста ФРГ на протяжении почти целого двадцатилетия были необычайно высокими. Так ВВП Западной Германии в 1948 г. увеличился на 17%, а в 1950 г. - на 16%. В среднем за 1948 —50 гг. темпы экономического роста составили 15% (Погорлецкий, 2001. С. 364), что можно было действительно расценивать как чудо.

На 1950-е гг. приходится вторая фаза «экономического чуда», когда реальный внутренний валовой продукт Западной Германии возрастал в среднем на 8,2% в год. Темпы роста экономики ФРГ, ведущую роль в которой играла промышленность, были значительно более высокими, чем в последующие десятилетия. Динамика некоторых макроэкономических показателей ФРГ за период «экономического чуда» 1948-1962 гг. представлена в табл.1.

Реальный рост ВНП Западной Германии с учетом инфляции составил за рассматриваемый период 232%, а по показателю ВНП на душу населения рост составил 230% в сравнении с уровнем 1950 г. При этом реальный объем промышленного производства увеличился на 174%. Ежегодные темпы прироста объема производства колебались в зависимости от конъюнктуры, но в наиболее благополучные годы превышали 10%. (Погорлецкий, 2001. С. 364).

© Б.Г. Койбаев, 2013

Таблица 1

Макроэкономические показатели ФРГ за период «экономического чуда» 1948-1962 гг.

Год Индекс промышленного производства в перерасчете на рабочий день (1950=100%) Всего работающих по найму (тыс. чел.) Процент безработных по отношению к общему числу работающих по найму (на 30-е сент.)

1948, _ 14230 5,5

II полугодие

1949 80 14918 8,8

1950 100 15557 8,2

1951 118 16119 7,7

1952 126 16506 6,4

1953 139 16985 5,5

1954 155 17653 4,7

1955 178 18301 2,7

1956 192 19020 2,2

1957 203 19344 1,9

1958 209 19692 1,7

1959 225 19970 0,9

1960 249 20488 0,5

1961 264 21028 0,5

1962 274 21384 0,4

ю

ю >

т

О О

0

1

о

с

со >

м о

л

а о

сг 2

*Источник: Менеджмент и рынок: германская модель. М., 1995. С. 54-55. Данные приведены без учета Западного Берлина; с 1960 г. данные таблицы включают присоединенную к ФРГ на правах отдельной земли Саарскую область.

Экономическое развитие ФРГ стало настолько успешным, что стране удалось достаточно быстро преодолеть свое отставание по отношению к ведущим странам мира по основным макроэкономическим показателям. На протяжении десятилетия с 1948 по 1958 гг. экономика Западной Германии развивалась по восходящей линии, и хотя в 1958 г. произошло небольшое замедление экономического роста из-за общего спада мировой конъюнктуры, в 1960 г. ситуация стабилизировалась, и рост продолжился.

В 1955 г. Западная Германия выходит на второе место в промышленном производстве капиталистических стран, обогнав по этому показателю Великобританию. В 1959 г. ФРГ закрепляется также на почетном втором месте среди крупнейших мировых экспортеров. Экспорт западногерманских товаров за период с 1950 по 1962 гг. возрос более чем в шесть раз, с 8,3 до 53 млрд марок. Превышение объема экспорта над импортом приводит к устойчивому положительному сальдо внешнеторгового баланса ФРГ и росту золотовалютных резервов страны.

Экономический рост характеризуется и значительным улучшением состояния рынка труда Западной Германии. Самое начало 1950-х гг. ознаменовалось для ФРГ весьма неблагоприятной ситуацией в сфере занятости - уровень безработицы превышал 12% трудоспособного населения. Это было связано не только с разрухой в промышленности, но и притоком немецких беженцев из восточной Европы, а также в некоторой степени возвращением военнопленных. Но уже в начале 1960-х гг. безработица составляла менее 0,5% (Погорлецкий, 2001. С. 367) При этом за весь рассматриваемый период с 1950 по 1962 гг. общий уровень инфляции составил всего 28% (2% в год).

В основе «германского экономического чуда» лежало ряд факторов: экономическая и валютная реформа 1948 г., План Маршалла и благоприятная конъюнктура на мировых рынках промышленной продукции в период «корейского кризиса». Важными составляющими этого западногерманского явления нужно также считать высокий уровень капиталовложений в промышленность, рост производительности труда, либеральную внешнеторговую политику и особенно высокую конкурентоспособность экспортной продукции ФРГ.

Следует подчеркнуть, что конкурентоспособность немецкой продукции в первые послевоенные годы, когда производительность труда была невысока, объяснялась низким уровнем заработной платы и скромными потребительскими запросами трудящихся, готовых работать просто за одежду и продукты питания. Поэтому первоначально ФРГ имела преимущества в низких издержках производства за счет низкой заработной платы, рост которой отставал от темпов роста промышленного производства. Низкий уровень заработной платы форсировал рост германского экспорта, и качественные немецкие товары, цена которых была относительно невысока, стали быстро завоевывать рынки других стран.

Конкурентоспособность немецкой промышленной продукции связана и с высоким уровнем квалификации рабочей силы в ФРГ, что обеспечивало высокое качество изделий. Немецкий педантизм, аккуратность, добросовестность и тщательность гарантировали долговечность и высокие потребительские свойства выпускаемой продукции.

Конкурентной стратегией ФРГ стала конкуренция на основе выпуска широкого ассортимента сравнительно дорогой продукции высокого качества. Особенность западногерманского экспортного производства заключалась

в том, что небольшими партиями выпускалась широкая номенклатура изделий. То есть специализация имела не столько серийный, сколько штучный характер. Издержки такого экспортного производства в ФРГ были выше, чем в странах, специализировавшихся на масштабном поточном производстве, но зато Западная Германия прочно заняла пустующую нишу на мировом рынке уникальной продукции. Это гарантировало немецким экспортерам не только более высокий уровень доходов, но и устойчивые конкурентные преимущества, ввиду уникальности выпускаемых изделий.

Особенности послевоенного периода развития заключались в том, что в мире имелся устойчивый спрос на средства производства, причем пакет заказов на уникальные средства производства (сложные станки, машины и оборудование, выпускаемые небольшими партиями) был существенным, и это как раз соответствовало экономической стратегии Западной Германии. Напротив, страны, которые выпускали товары потребительского назначения (Великобритания с ее текстильным производством, Франция с перебазированным туда еще во время Второй мировой войны комплексом отраслей легкой промышленности) имели определенные проблемы со сбытом своей продукции.

Как следствие роста производства и снижения уровня безработицы (см. табл. 1.) к середине 1950-х гг. западногерманская промышленность и сельское хозяйство стали испытывать дефицит трудового ресурса. К причинам этого явления относятся: увеличение сроков образования, сокращение рабочего времени, вхождение в трудоспособный возраст малочисленных поколений, родившихся в военные годы, введенная в 1956 г. военная обязанность, снижение ^ пенсионного возраста и т. д.

Для поддержания роста экономики и борьбы с нехваткой рабочих рук, правительство Конрада Аденауэра взяло О курс на привлечение наемных рабочих из-за рубежа, которое впоследствии и стало основой постоянной иммигра- т ции в Германию. В 1954 г. министр экономики ФРГ Людвиг Эрхард разработал соответствующий план преодоления дефицита рабочей силы. 041

Сменявшие друг друга процессы, связанные с феноменом иммиграции в Западной Германии поддаются перио- ^ дизации и частичному обобщению. В данной статье мы попытаемся рассмотреть первый период вербовки гастарбай-теров. Это период возникновения дискурса по теме занятости иностранцев и иммиграционной (трудовой) политики ^ государства. О

Начало периода ознаменовало «Соглашение между правительством Федеративной Республики Германия и правительством Итальянской Республики о привлечении и посредничестве в трудоустройстве итальянской рабочей силы в Федеративную Республику Германия», которое подписали 20 декабря 1955 г. министры Германии и Италии Антон Шторх и Гаэтано Мартино. Соглашение регламентировало не только процесс трудоустройства и посредничества, учитывая запросы немецких предприятий, отбор кандидатов в Италии, но и вопросы прибытия, заработной g платы и переезда семей (Deutsch-italienisches Anwerbeabkommen). 041

В Вероне, Неаполе и других городах открылись вербовочные пункты. Немецкие специалисты по подбору персонала совместно с итальянскими коллегами из управления по труду занимались поиском работников, которые бы соответствовали критериям немецких предприятий. Прошедшим тест на пригодность выдавался контракт, с которым те отправлялись в Германию. Трудовой договор должен был обеспечить тарифицированную заработную плату, над- з лежащие условия труда и проживания, а также право на трансферт зарабатываемых денег. Кроме того, в документе У указывался срок действия договора - что означало временные трудовые взаимоотношения. q

После подписания договора, 5 января 1956 г. в местечке Зирсдорф в области Нижнего Рейна прибыли «первые» 21 итальянцы (50 Jahre Anwerbeabkommen, 2005. S. 8). В качестве пробы в Италии вербовались сезонные сельскохозяй- q ственные рабочие, а трудовые договора заключались на 6-12 месяцев. Но уже через некоторое время после подписа- ш ния соглашения, предприятия многих отраслей хозяйства подали свои запросы на использование приглашенных ра- < бочих. Иностранцы трудились в сельском хозяйстве и горнорудной промышленности, в гастрономии и на стройках. g Основная масса итальянских гастарбайтеров прибыла из слаборазвитого в экономическом отношении Юга Италии.

Тема иммигрантов была активно дискутируема. Немецкое население чувствовало в некоторой степени дискомфорт от присутствия иностранцев, например, в местах их постоянного скопления - на вокзалах. В довершение к этому, дискомфорт ощутился и в профессиональной сфере.

Однако в целом в Германии принимали иностранных рабочих с распростертыми объятиями: они были нетребовательны, своевременно платили налоги и взносы в фонды немецкого социального страхования, а на выплаты из этих фондов претендовали реже, чем их немецкие коллеги. Ведь ехали они в Германию, уже имея на руках трудовой договор, на работу, а не за пособием по безработице.

Германо-итальянский договор стал образцом и для последующих. В 1960 г. были подписаны договоры с другими европейскими государствами — Испанией и Грецией.

Началом же рабочей иммиграции из «мусульманских» стран стало соглашение Федеративной Республики Германия и Турецкой Республики, подписанное 31 октября 1961 г. в Бад-Годесберге - тогдашнем пригороде Бонна. Инициативной стороной переговоров о трудовой миграции выступила Турция.

Турецкое правительство стремилось, из-за высоких темпов роста населения, разгрузить свой собственный рынок труда за счет временной отправки трудовых ресурсов за рубеж (§en, 1980. S. 38). Кроме того, Турция рассматривала своих молодых сограждан как фактор обеспечения валютно-финансовых поступлений в страну и как будущих квалифицированных рабочих, которые по возвращении на родину могли бы быть очень полезны. В то время 77% занятых в народном хозяйстве Турции приходилось на аграрный сектор и только около 10% на промышленность (§en, 1980. S. 305).

О

В декабре 1960 г. представитель турецкого посольства в ФРГ уведомил официальный Бонн о желании Турецкой республики заключить договор о привлечении рабочей силы аналогичный мартовскому соглашению с Грецией (1960 г.) (Steinert, 1995. S. 307). Федеральное правительство Германии сначала не усматривало никакой необходимости в том, чтобы приглашать гастарбайтеров из Турции или другой неевропейской страны, и лишь ограничиться только внутриевро-пейским трудовым ресурсом. Можно согласиться с мнением, что толчком к принятию положительного решения в этом вопросе послужил геополитический фактор - Турция является важным союзником ФРГ по НАТО (Schonwalder, 2001. S. 251).

Как и германо-итальянское соглашение, германо-турецкое ориентировалось в первую очередь на молодых и средних лет людей, живущих отдельно от семьи, которые через определенный промежуток времени (через два-три года) должны были заменяться новой, «свежей» рабочей силой. Это положение обусловливал «принцип ротации», заложенный в договоре. Таким образом, стороны исходили из ограниченной по времени миграции. Переживающая бум немецкая экономика нуждалась в рабочей силе и ратовала за привлечение иммигрантов, которых при необходимости можно было бы использовать в качестве «амортизатора конъюнктурных колебаний» или «мобильного трудового резерва».

Турецкие рабочие на начальном этапе намеревались находиться в Германии только ограниченное время с тем, ЕЕ чтобы быстро накопив заработанное, строить на родине свою собственную жизнь (Hunn, 2005. S. 529). Однако в R дальнейшем от принципа ротации вскоре начали отказываться. Против него выступали немецкие предприниматели, i которые не хотели каждый раз тратить время и деньги на обучение рабочих из новой смены. Кроме того, имми-C гранты стали укореняться в Германии - создавать семьи, заводить детей. От идеи возвращения их отталкивал более низкий уровень жизни на родине и ожидающая их там безработица.

Последовавшие соглашения с Марокко (1963 г.) и Тунисом (1965 г.) открыли мусульманскую рабочую иммиграцию из стран Магриба, которая в сравнительном отношении оставалась незначительной (Bade, 1992. S. 54). А благо-О даря соглашениям 1964 и 1968 гг. иммигранты из Европы пополнись выходцами из Португалии и Югославии. ti Рабочие-иммигранты распределялись по территории страны не равномерно, а концентрировались в крупных

городах и промышленных агломерациях Западной Германии: Франкфурт-на-Майне, Оффенбахе, Штутгарте, Мюн-t хене, Мангейме, Кельне, Западном Берлине. Среди федеральных земель здесь лидируют Северный Рейн - Вестфалия, Баден - Вюртемберг, Бавария и Гессен.

0 Крупные предприятия сами занимались размещением своих новоприбывших рабочих и созданием для них мест 3 общего проживания. Так, компания «Фольксваген» в 1962 г. организовала для 4700 итальянских рабочих строительство поселка «КастельЛупо» вблизи Вольфсбурга (Özdemir, 2000. S. 33).

Однако в большинстве случаев рабочие размещались в бараках - предприятия, таким образом, обеспечивали экономию расходов по статье жилье, так как экономить на оплате труда им препятствовали профсоюзы, боявшиеся конкуренции и общего снижения зарплат. В городах иммигранты занимали кварталы, с недорогим жильем, и поскольку селились рядом с земляками, то стали образовывать этнические районы расселения. Примером может послужить бывший округ Западного Берлина - Кройцберг, в котором компактно проживает сейчас турецкое население.

Количество рабочих - иммигрантов в Западной Германии в 1964 г.достигло 1 млн чел. Пресса, телевидение и радио ФРГ уделили этому событию большое внимание. Различные интервью высокопоставленных немецких чиновников хорошо отражают тогдашнее видение проблемы иностранных рабочих. 10 сентября 1964 г. Манфред Дункель, представитель Федерального объединения союзов немецких работодателей, дал телеинтервью кёльнскому каналу «Вестдойчланд Рундфунк», где весьма положительно высказался о росте количества рабочих-иностранцев: «Без этих гастарбайтеров С мы не смогли бы провести сокращение рабочего времени, которое мы ввели, и без этих гастарбайтеров был бы невоз-

1 можен весь подъем после 1959 г.» (Arbeitgebervertreter und die Bedeutung der "Gastarbeiter", 2004. S. 1-2).

2 Уже в 1964 г. общественность была озабочена перспективой безработицы в случае потенциально грядущего экономического кризиса. Манфред Дункель, однако, следующим образом ответил на вопрос о возможной рецессии и росте безработицы в экономике ФРГ: «Кризис наступит не со дня на день. В этом случае он был бы выражен тем, что будет задействовано меньше количество рабочей силы. Впрочем, мы еще имеем большой резерв вакансий, на которые еще будут приняты работники, так что эти мысли о кризисе следовало бы отложить. Само собой разумеется, что иностранная рабочая сила не потеснит нашу немецкую рабочую силу» (Arbeitgebervertreter und die Bedeutung der "Gastarbeiter", 2004. S. 1-2).

Вопреки оценкам представителя западногерманской экономики уже два года спустя, в 1966-1967-х гг. произошла первая послевоенная рецессия, спад экономической активности, Тогда система «гастербайтерства», с точки зрения работодателей, а также с точки зрения экономической политики оправдала возложенную на нее роль конъюнктурного амортизатора и прошла испытание на практическую применимость в долгосрочной перспективе.

Даже в конце ноября 1966 г, когда в страну прибыл на этот раз миллионный гастарбайтер с Юга Европы и стран Азии, общественное мнение, выраженное высокопоставленными должностными лицами, оставалось позитивным в отношении иностранной рабочей силы.

На состоявшейся пресс-конференции Штингль, президент федерального ведомства труда, особо подчеркнул значение гастарбайтеров для ФРГ: «Данных темпов роста можно достигать лишь при условии привлечения в Федеральную Республику иностранных работников из дальних регионов. Они также участвуют в обеспечении системы социальных выплат, в противном случае немцы должны были бы выплачивать еще большие взносы» (Ausländer kommen, 1969).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л

В том же 1966 г. министерство труда в Бонне высказало свое довольство относительно выгоды иммиграционного притока: «Так, иностранные работники, 90% из которых находятся в наилучшем трудоспособном возрасте от 18 до 45 лет, с одной стороны, значительно способствуют умножению материальных благ, без того, чтобы с другой стороны, повышать спрос на потребительские товары в том же объеме». И далее: «Вследствие этого, определенно можно сказать, что занятость иностранной рабочей силы является выгодой, собственно, не только для экономики, но также и для общества в целом, принося гораздо больше пользы, чем вреда» ( Özdemir, 2000. S. 30).

Таким образом, Германия в послевоенный период стала местом паломничества иностранцев, стремящихся заработать на жизнь вдали от родины. Система приема и распределения иммигрантов в рассматриваемый период уже была хорошо налажена в рамках экономической политики. На различных распределительных центрах служащие ведомства по труду принимали многочисленных иностранцев, которым сразу же предоставлялась помощь переводчиков, врачей и благотворительной организации католической церкви. В ходе истории немецкая земля стала для них приобретать черты новой родины, где родились вторые и третьи поколения гостей.

REFERENCES

л

ЛИТЕРАТУРА

Погорлецкий А.И. (2001). Экономика и экономическая политика Германии в ХХ веке. СПб., С. 364.

Arbeitgebervertreter und die Bedeutung der "Gastarbeiter". ( 2004). Ein WDR - Interview //Armando Rodrigues de Sa, 041 1964-2004. Tagung 8 und 9 September. Köln, S. 1-2.

Ausländer kommen (1969). Frankfurter Rundschau. 28.11. 0

Bade K. J. (1992). Ausländer- und Asylpolitik in der Bundesrepublik Deutschland: Grundprobleme und Entwicklungs- "r linien // Einwanderungsland Deutschland: bisherige Ausländer- und Asylpolitik; Vergleich mit anderen europäischen Län- ^ dern. Bonn, S. 54.

Deutsch-italienisches Anwerbeabkommen. (1956). Amtliche Nachrichten der Bundesanstalt für Arbeitsvermittlung und Arbeitslosenversicherung (ANBA), Nr. 2, 4. Jahrgang, 25.2. Доступно на: http://www.angekommen.com/italiener/ Dokumente/Abkommen.html._ ^

Hunn K. (2005). "Nächtes Jahr kehren wir zurück...". Die Geschichte der türkischen „Gastarbeiter" in der Bundesre- ,0 publik. Göttingen, S. 529.

Özdemir C. (2000). Deutsch oder nicht sein?: Integration in der Bundesrepublik Deutschland. Bergisch Gladbеck, S. 33. <£» §en F. (1980). Türkische Arbeitnehmergesellschaften. Grundung, Struktur und wirtschaftliche Funktion der turkis-chen Arbeitnehmergesellschaften fur die soziookonomische Lage der Türkei. Frankfurt/Main, S. 38. со

Steinert J-D. (1995). Migration und Politik. Westdeutschland - Europa - Ubersee 1945-1961. Osnabruck, S. 307. о

SchonwalderK. (2001). Einwanderung und ethnische Pluralitat. Politische Entscheidungen und offentliche Debatten in Grossbritannien und der Bundesrepublik von den 1950er bis zu den 1970 er Jahren. Essen, S. 251. ^

50 Jahre Anwerbeabkommen. (2005). Niemand dachte an Integration. Stern. 20. 12. S. 8.

The employer and the meaning of 'guest worker'. (2004). The WDR Interview. Armando Rodrigues de Sa, 1964-2004. g 8 and 9 September conference. Köln, P. 1-2. 2

Here come the foreigners. (1969). Frankfurter Rundschau. 28.11. O

BadeK. J. (1992). Policy on foreigners and refuge provision in The Federal Republic of Germany: main challenges and lu development. Immigration Germany: previous policy on foreigners and refuge provision; comparison with other European <; countries. Bonn, P. 54. c¿

German-Italianrecruitmenttreaty (1956). Available at: Official reports of the Federal Department for Employment h^ and Unemployment Insurance (ANBA) № 2, 4.25.2. Available at: http://www.angekommen.com/italiener/Dokumente/ Abkommen.html

Hunn K. (2005). "Next year we will be back". History of Turkish "guest workers"in Germany. Göttingen, P. 529. PogorletskyA.I. (2001). Economics and economic policy of Germany in the 20th century. Saint-Petersburg, P. 364. (In Russian)

Özdemir C. (2000). German or not? Integration in the Federal Republic of Germany. Bergisch Gladbeck, P. 33. §en F. (1980). Turkish unions of wageworkers. Creation, structure, and economic functions of Turkish wageworkers' unions for the socio-economic situation of Turkey. Frankfurt/Main, P. 38.

Steinert J-D. (1995). Pigration and politics. Western Germany-Europe - overseas countries. 1945-1961. Osnabruck, P. 307.

Schonwalder K. (2001). Immigration and the ethnic majority. Political decisions and public debate in the UK and Germany in the 1950s - 1970s. Essen, P. 251.

50 years of the recruitment treaty. (2005). No one thought of integration. Stern. 20. 12. P. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.