Миграционный трудовой потенциал региона в системе структурных диспропорций рынка труда*
С.В. Ермаков А.М. Шкуркин
А.М. Шкуркин
4. Китайцы на рынке труда Дальнего Востока
Существует интегральная формула миг рации, которая раскрывает сущность этой многогранной темы: «Мы хотели получить работников, а получили людей».
Трудовая миграция через трансграничные потоки переносит не только рабочую силу и даже не только человеческий капитал, несмотря на то, что это составляет ключевую характеристику трудовой миграции, но и одновременно с носителем этих качеств -человеком - на территории других регионов переносятся социальные ценности, отношения, культурные традиции, в конечном счёте, переносится кусочек другого, территориального социума. Экономическая теория не может не считаться с этой особенностью трудовой иммиграции.
С.В. Ермаков
Даже выделенные через детальный анализ на высоком абстрактном уровне экономические дефиниции, преимущественно в латентной форме, содержат в себе эти социальные наслоения, что не позволяет без их учета получать репрезентативные знания об экономических отношениях по поводу трудовой миграции.
Для получения репрезентативных оценок иммиграционной емкости региона необходимо учитывать этот момент, который будет сказываться как на формировании факторов привлечения иммигрантов на любую территорию, так и на результативности их закрепления. Безусловно, отмеченное замечание следует учитывать и при анализе иммиграционной емкости российского Дальнего Востока. Основная исследовательская предпосылка для такого исследования состоит в том, что конъюнктура рынка труда в российских (а тем более в дальневосточных) условиях формируется в
Ермаков Сергей Викторович - аспирант Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск)
Шкуркин Анатолий Михайлович - д-р филос. наук, профессор кафедры социологии и социальной работы Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск)
* См. начало статьи в №1 (38), 2007 г., с. 53 ~ 60.
результате системного взаимодействия различных, относительно автономных сфер, из которых состоит внешняя среда региона. Полноценным «участником» этого взаимодействия является корпоративная культура, которая для каждого региона вносит свой особый колорит и активно влияет на конъюнктуру рынка труда. В конечном счете, корпоративная культура, ядром которой (с точки зрения экономики труда) являются трудовые мотивации, формирует некоторое мотивационное поле, в которое погружается любой миграционный трудовой поток в принимающем регионе.
Помимо всех других последствий, связанных с этой особой функцией корпоративной культуры, имеется еще одно, часто неожиданное для многих субъектов рынка труда. Вышеназванную интегральную формулу миграции можно расширить, введя следующее дополнение: «Мы хотели получить работников, а получили людей и вслед за этим мы получили очеловеченный рынок». Одновременно с трудовой миграцией формируются контуры прямых и обратных связей, предопределяющие и конъюнктуру рынка труда, и поведение рыночных субъектов часто вне рационального контекста, а иногда и вне закона.
Источники проблем любой миграции, равно как условия и ресурсы для их решения, нужно искать внутри самого региона. Позиционирование на рынках труда иностранной рабочей силы, направленное на максимально полное заполнение образовавшихся пустых ниш или их расширение, осуществляется ровно в той степени, в какой «позволяют» это ей совершать складывающиеся структурные диспропорции рынка труда и формирующееся правовое пространство.
Эта сформулированная нами исследовательская гипотеза нуждалась не только в теоретическом обосновании, но и в эмпирической проверке. Проведенный нами анализ двух, разделенных почти ста годами, периодов в истории китайской миграции на российском Дальнем Востоке (в конце XIX - начале XX веков и в современных условиях) позволил, на наш взгляд, полностью подтвердить это исследовательское предположение [6-8]. В значительной степени соотношение между спросом и предложением труда в эти периоды зависело от социальной системы территории, от формирующихся трудовых предпочтений, мотиваций, ценностей, отношений к труду в местном сообществе, от положения и роли человека в нем, от качества индивидуальной
и коллективной жизни, от корпоративной культуры в целом. Существенная роль в формировании трудовой иммиграции принадлежала природной среде обитания, источникам для сохранения и воспроизводства жизненных сил, адаптационным механизмам и институтам, определяющим возможности включения населения в сферу занятости.
Как выяснилось, в конечном счете, две интегральных характеристики рабочей силы мигранта определяли его конкурентоспособность и востребованность на рынке труда. Первое - это умение максимально быстро и эффективно адаптироваться к природной и социальной среде обитания региона в условиях высокой неустойчивости. Второе - это наличие у мигрантов более «конкурентоспособной мотивации» на труд в сравнении с мотивациями местной рабочей силы. Конкурентоспособность трудовой иммиграции в условиях высокой региональной нестабильности - это, в первую очередь, конкурентоспособность мотиваций к труду, т.е. степень выраженности желаний иметь работу, находящуюся во внешней периферии рынка труда.
Особенности трудопотоков обусловлены в значительной мере структурными диспропорциями рынка труда. Осуществляемое позиционирование иностранной рабочей силы в те или иные рыночные сегменты влияет на формирование конъюнктуры рынка труда. Внешняя среда осуществляет свое воздействие на рынок труда через собственные диспропорции, создавая условия для неоднородности трудопотоков, их расщепление на определенные классы, что, в свою очередь, определяет сегментную структуру, которая становится относительно гомогенной в рамках складывающихся взаимодействий внешней среды. Создаваемый своеобразный цикл, в котором, тесно переплетаясь, взаимодействия внешней среды, рынка труда и внешних трудопотоков обуславливают востребованность рабочей силы в тех или иных количествах и качествах.
Проведенный нами анализ [1] позволил выявить наиболее существенную структурную диспропорцию на дальневосточном рынке труда, которая предопределяет благоприятные возможности для трудовой иммиграции, и прежде всего китайской. Системные взаимодействия всех факторных блоков внешней среды формируют высокую нестабильность демографической структуры. Миграционный отток дальневосточного населения, ориентация его на временность проживания на Даль-
нем Востоке являются ключевой социально-экономической проблемой для всех его территорий. В настоящее время дальневосточный рынок труда находится в состоянии кризиса: все его составляющие создают реальные предпосылки для формирования в перспективе в его структуре достаточно острых диспропорций и разбалансированности.
Процессы формирования китайской трудовой миграции в современных условиях отличаются от этих же процессов конца XIX - начала XX веков двумя принципиальными моментами [7]. Первое отличие состоит в демографических ситуациях в эти периоды. Столетие тому назад, несмотря на значительный отток прибывающих мигрантов из Сибири и центральных районов России, китайская миграция происходила на фоне наращивания на Дальнем Востоке демографического потенциала. В современных условиях имеет место резкий спад численности дальневосточного населения, все в большей степени происходит снижение устойчивости развития в связи с истощением регионального потенциала труда.
Второе отличие состоит в том, что в конце XIX - начале XX веков на дальневосточные рынки труда позиционировалась китайская рабочая сила неквалифицированного и малоквалифицированного труда. Поэтому на фоне значительного прироста численности населения на Дальнем Востоке одновременно происходило повышение конкурентоспособности местной рабочей силы. Складывающаяся ситуация в конце XX - начале XXI века является диаметрально противоположной. Процессы снижения демографического потенциала совпадают со снижением профессионально-квалификацион-ной структуры потенциала труда.
Наиболее значимыми факторами при этом являются: сложившаяся структура занятости, низкий уровень профессионально-квалификационной структуры и отсутствие механизмов ее повышения, рост продолжительности безработицы, крайне низкая цена труда, резкое снижение трудовой мотивации (табл. 2).
Вне всякого сомнения, экономические потребности и интересы к использованию китайской рабочей силы достаточно велики. Именно они будут постоянным противовесом на пути ужесточения иммиграционной политики. Дальневосточный рынок труда со всеми своими специфическими региональными особенностями является мощнейшим фактором для увеличения миграционного движения из Китая.
При обосновании целесообразности и экономической эффективности выбора той или иной стратегии развития Дальнего Востока недостаточно используется, на наш взгляд, важнейший критерий, каким является трудовой потенциал региона. Основная социально-экономическая проблема Дальневосточного региона как в прошлом, так и в настоящем и тем более в будущем определялась и по различным прогнозным оценкам будет определяться количественными и качественными показателями насел енческой структуры.
Поэтому экономически наиболее эффективной и, похоже, не имеющей альтернатив, является такая стратегия развития Дальнего Востока, которая обеспечивала бы наиболее благоприятные возможности для закрепления уже сформированного дальневосточного населения. Проблема формирования стабильного населения на Дальнем Востоке, таким образом, становится ключевым условием и целью экономической политики и стратегии регионального развития. Этой цели должны быть подчинены все стратегические программные разработки на Дальнем Востоке.
Решение этой задачи предполагает при выборе стратегии развития Дальнего Востока построения сценариев его экономического развития, определяющих направления, последовательность и масштабы проведения экономических реформ; использование критериев, представленных в табл. 3.
В соответствии с основными направлениями миграционной политики в России иммиграционные приоритеты будут зависеть от [2]: программ отбора иммигрантов; естественного отбора иммигрантов (непривычные агроклиматические условия, отсутствие диаспор, отсутствие исторических связей между Россией, страной происхождения иммигрантов и др.); конкурентной борьбы за квалифицированных иммигрантов между странами.
Кроме того, предполагается, что одной из главных составляющих иммиграционной политики в Российской Федерации должна стать политика, направленная на развитие постоянной иммиграции, т.е. переселений на постоянное место жительство. Последний из вышеназванных критериев для Дальнего Востока значим в силу следующих обстоятельств.
В настоящее время на самом высоком правительственном уровне принимаются решения о привлечении на Дальний Восток соотечественников, проживающих за рубежом [4].
При разработке этой составляющей им-
Таблица 2
Сравнительный экономический анализ иммиграционного трудового потенциала на
российском Дальнем Востоке
Характеристики Середина XIX - начало XX вв. Современность
1. Ограничения на место жительства и труда В разные периоды: контрактная, заселение Преимущественно контрактная
2. Юридический статус В равной степени легальная и нелегальная миграция Преобладание нелегальных форм миграции
3. По уровню квалификации Преимущественно малоквалифицированная и неквалифицированная Нелегальная - преимущественно малоквалифицированная, контрактная - квалифицированная
4. Демографическая структура Преобладание мужских молодых возрастных групп Преобладание мужских молодых возрастных групп
5. Социальная структура Низкий образовательный уровень, из нижних социальных страт Средний и высокий образовательный уровень, из нижних социальных страт, значительная часть безработных
6. Мотивация иммиграции Зарабатывание,перемена места жительства, беженцы, поиск рабочего места Зарабатывание, поиск рабочего места, создание бизнеса
7. Социально-экономическая ситуация в регионе, принимающем иммигрантов Развивающаяся экономика, возрастающий демографический и трудовой потенциал, существенные дотации со стороны государства населению Экономическая стагнация, значительные слои населения - за чертой бедности, снижение демографического и трудового потенциалов
8. Ориентация на сферы приложения труда Промышленность, сельское хозяйство, торговля, сфера услуг, строительство Преимущественно строительство, розничная торговля, сельское хозяйство
9. Структурная однородность, масштабы ИТП Однородные трудопотоки, сигма-потенциал ИТП Разнополюсные трудопотоки, предпосылки для формирования сигма-потенциала ИТП
10. Структурные диспропорции на региональных рынках труда Дефицит труда - суровые климатические условия - низкая мотивация труда - отсутствие сформированной корпоративной культуры - низкий демографический потенциал - высокая миграционная подвижность населения Дефицит труда наряду с безработицей - низкая мотивация труда - отсутствие установок на стабильность труда и жизни -низкий демографический потенциал высокий миграционный отток населения
миграционной политики следует использовать опыт, накопленный странами классической иммиграции в области организации международных переселений [2]. Численность временных трудовых мигрантов в большинстве развитых стран определяется, исходя из потребностей экономики, которые выражают работодатели. Численность студентов определяется возможностью вузов и интересами государства в области привлечения специалистов. Правительства, например, Австралии и Канады ежегодно утверждают общий план по приему переселенцев. В основу плановых расчетов положены: возможности государств адаптировать определенное количество иммигрантов; во многом эти
оценки основаны на историческом опыте этих государств; экономические интересы государств; демографические расчеты.
Канадский опыт д ля Дальнего Востока представляет особый интерес в связи с определением необходимости взвешивать возможности государства для обеспечения условий эффективной адаптации мигрантов к социальной, культурологической и природной дальневосточной среде обитания. Основной проблемой формирования населения Дальнего Востока, начиная с момента его заселения, была раньше и остается в настоящее время проблема адаптации населения к природной и социокультурной среде обитания.
Таблица 3
Критерии обеспечения стратегии формирования стабильного населения в ДФО
Наименование критерия Необходимый блок стратегического планирования
1. Обеспечение населения высокодоходными рабочими местами Перспективная оценка структуры занятости с учетом закрепления на территориях ДФО населения
2. Создание эффективного потенциала труда в ДФО Перспективное планирование экономического и социального потенциалов рабочих мест, стимулирующих формирование позитивной мотивации для закрепления на Дальнем Востоке
3. Обеспечение устойчивого тренда социально-экономического развития Прогнозирование и предупреждение возникновения проблемных зон в сфере труда, взвешенный подход к процессам реструктуризации региональных производств и перспективных отраслей
4. Регулирующее воздействие в формирование иммиграционной емкости территорий ДФО Оценка объема и структуры иностранной рабочей силы на дальневосточных рынках труда, построение эффективной системы отбора иммигрантов
5. Обоснование приоритетов в иммиграционной политике Разработку комплекса мер для обеспечения режима постоянной иммиграции и ее приоритетности в сопоставлении с различными формами временных миграционных движений
Все формы переселения и адаптации вновь прибывающего населения, как показывает более чем стапятидесятилетний опыт заселения Дальнего Востока, связаны со значительными издержками в результате большого объема холостой миграции - и для человека, и для социальной и природной среды, и для государства. Поэтому значительно эффективнее (с точки зрения материальных и финансовых затрат), результативнее (с точки зрения формирования устойчивости труда и жизни) создать благоприятные условия для закрепления живущего на Дальнем Востоке населения, приостановления негативных тенденций разрушения сложившихся демографического и трудового потенциалов региона.
Литература и источники:
1. Бондырев, ИЛ. Природный потенциал горных территорий - философско-методоло-гический анализ / ИЛ. Бондырев, В.П. Сингх / / [email protected],_cesing @1ви.ес1и.
2. Денисенко, МЛ. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада / МЛ. Денисенко, О А. Хараева, О.С. Чу-
диновский. - М., 2003. - 314 с.
3. Дюженкова, НЛ. Управление экономической безопасностью региона в современной России: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. эк. наук / НЛ.Дюженкова. - М., 2002. - 16 с.
4. Исхаков, КШ. Нужно сделать Дальний Восток привлекательным / КШ. Исхаков // www.stsrana.ru. - 2006. -27 февраля.
5. Смольякова, Т. Границы пересекли людей / Т. Смольякова // Российская газета -2004. -18 декабря.
6. Шкуркин,АМ. Китайский фактор: прошлое, настоящее, будущее / AM. Шкуркин // Стратегическое планирование Хабаровска. -2004. - №1(1). -С. 31- 75.
7. Шустова, НЛ. Китайская рабочая сила на российском Дальнем Востоке в XXI веке / Н.Н. Шустова, AM. Шкуркин // Культурноэкономическое сотрудничество стран Северо-Восточной Азии: Материалы международного симпозиума. В 2-х томах. - Хабаровск: ДВГУПС, 2005. -Т.1.- С. 119 -122.
8. Shkurkin, AM Chinese in the Labour Market of the Russian Far East: Past, Present, Future // Globalizing Chinese Migration. -Ashate, 2002. -P. 74 - 99.