А.А. Утехин
ИММИГРАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ДЕФИЦИТА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА
ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ
Аннотация. В статье затрагивается проблема нехватки человеческих ресурсов на Дальнем Востоке России, необходимых для социально-экономического развития региона.
В ходе исследования автором делается вывод, что иммиграция является основным инструментом для решения проблемы нехватки рабочей силы. Определяется круг стран, являющихся наиболее перспективными в качестве источника трудовых ресурсов. При этом показывается прямая зависимость между численностью внешних трудовых мигрантов и ростом экономических показателей.
Ключевые слова. Дальний Восток России, социально-экономическое развитие, демографический и миграционный тренды, экономические показатели, иммиграция.
В аспекте государственного управления основная функция миграции -распределение и перераспределение трудовых ресурсов. Регулирование потоков трудовых мигрантов приобретает особую значимость и актуальность в регионах, обладающих нереализованным экономическим потенциалом и испытывающих дефицит рабочей силы.
В субъектах с положительным демографическим трендом роль иммиграции важна, однако не имеет решающего значения для экономического развития. В данных условиях возможна более жесткая селективная миграционная политика, направленная на привлечение исключительно высококвалифицированных кадров.
Роль иммиграции в социально-экономическом развитии существенно возрастает в условиях сложной демографической ситуации, которая наблюдается, в том числе на Дальнем Востоке России.
В постсоветский период данный регион характеризуется постоянной убылью населения, которое сократилось примерно с 8 млн. человек в 1990 году до 6,25 млн. на 1 января 2012 года [5].
Как показывает практика, Дальний Восток России не способен самостоятельно удовлетворить потребности в рабочей силе при реализации на своей территории крупных проектов. Так, спрос на рабочую силу резко возрос в Приморском крае в 2008 году с началом строительства объектов к Саммиту АТЭС-2012. Методом регрессионного анализа статистических данных за период 2000-2007 гг. были вычислены предполагаемые значения потребности в рабочей силе в Приморском крае на период 2008-2011 гг. в условиях отсутствия крупномасштабных строительных работ.
Согласно расчетам, возникновение фактора - подготовка к Саммиту АТЭС-2012 - обусловило увеличение потребности в рабочей силе в 2,4 - 4,8 раза, по сравнению с прогнозируемыми значениями.
По данным ФГУ «Дальневосточная дирекция Минрегиона РФ», по состоянию на конец марта 2011 года на стройках объектов саммита было задействовано свыше 28 тысяч человек, из которых примерно половина - жители Приморского края, четверть от общего количества работающих - жители других регионов России, и еще четверть от общего количества - иностранцы [4].
Как мы видим, регион не в состоянии удовлетворить потребность в людских ресурсах, необходимых для реализации одного крупного проекта.
Вместе с тем, согласно Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, должен быть реализован ряд
© Утехин А.А., 2013
Раздел I. Государственное управление и политика
крупных проектов в таких областях, как: добыча и переработка полезных ископаемых, жилищное строительство, энергетика, транспорт, высокие технологии, строительство космодрома «Восточный».
Кроме этого, проведенный анализ ресурсной базы региона показывает наличие значительного потенциала, реализация которого способна создать многоотраслевую экономику, повысить уровень жизни, в целом существенно повлиять на развитие экономики страны. При этом необходимо ориентироваться на глубокую переработку полезных ископаемых и экспорт готовой продукции.
Для реализации поставленных задач по развитию инфраструктуры и повышению социально-экономических показателей на Дальнем Востоке России необходимы людские ресурсы.
Согласно анализу статистических данных, численность населения России в течение двух десятилетий после распада СССР постоянно сокращалась. Итоги переписи 2010 года показывают, что в данном году численность в целом по стране стабилизировалась, а в 2011 - увеличилась. Однако тенденция сокращения численности населения на Дальнем Востоке в постсоветский период не меняется. Стабильная убыль характерна для всех субъектов региона кроме Республики Саха (Якутии), в который начиная с 2001 года демографическая ситуация стабилизируется (в 2005 и 2008 гг. численность была выше по сравнению с показателями предыдущих лет).
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что не представляется возможным резко изменить демографический отрицательный тренд в Дальневосточном регионе и, соответственно, восполнить дефицит рабочей силы за счет местного населения. При этом человеческие ресурсы необходимы уже в настоящее время.
В связи с этим, единственным инструментом решения проблемы нехватки трудовых ресурсов в кратко- и среднесрочной перспективе является управляемая миграция. При этом необходимо определить наиболее перспективные источники трудовых мигрантов.
Сделанный анализ статистических данных позволил определить стабильную тенденцию оттока в постсоветский период населения из исследуемого региона. В настоящее время миграционные потоки направлены с востока на запад.
Более подробное изучение структуры потоков мигрантов показало, что в период с 1998 по 2012 гг. Дальневосточный федеральный округ в обмене с другими субъектами Российской Федерации имеет отрицательное миграционное сальдо.
Результаты анализа социально-экономической ситуации исследуемого региона подчеркивают закономерность данной тенденции: ВРП округа является самым низким по стране; налоговые и другие выплаты ДФО в консолидированный бюджет России являются наименьшими по сравнению с другими округами; относительно низкая покупательская способность населения; низкая инвестиционная привлекательность.
Таким образом, слабые экономические показатели наряду с удаленностью от центра, сложными климатическими условиями не создают предпосылок для притока внутренних мигрантов и прекращения оттока местного населения.
В то же время в обмене населением с зарубежными странами на Дальнем Востоке с 2005 года преобладают иммигранты над эмигрантами. При этом убыль населения по итогам международной миграции в период 1998-2011 гг. значительно меньше в сравнении с межрегиональной миграцией (в 7 - 75 раз).
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что внешняя миграция является наиболее перспективным ресурсом компенсации дефицита трудовых ресурсов на Дальнем Востоке России в кратко- и среднесрочной перспективе. При этом необходимо определить страны-доноры для целенаправленной работы по оптимизации и регулированию миграционной политики.
В ходе исследования была проанализирована структура иммиграционных потоков в Дальневосточный федеральный округ.
Согласно официальной статистике, приток иммигрантов в регион обеспечивается в основном за счет стран СНГ, среди которых лидируют Узбекистан, Украина, Киргизия, Таджикистан, Армения, Азербайджан.
Также анализ структуры миграционных потоков по данным официальной статистики показал, что вопреки устоявшемуся мнению о существенной китайской иммиграции, объем китайцев незначителен в общем потоке внешних мигрантов (порядка 4%).
Для определения роли иммиграции в экономическом развитии региона был проведен корреляционный анализ между численностью приезжих иностранных рабочих и валовым региональным продуктом в текущих основных ценах, среднедушевыми денежными доходами населения, объемом работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» за период 2000-2010 гг. (полученный коэффициент Пирсона составил соответственно 0,80; 0,81 и 0,85).
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что существует связь между численностью внешних трудовых мигрантов в регионе и приведенными экономическими показателями. При этом положительные коэффициенты (близкие к 1) говорят о том, что увеличение численности иностранной рабочей силы оказывает положительное влияние на экономическую ситуацию.
Вопреки мнению о том, что иностранная рабочая сила создает конкуренцию на рынке труда местному населению и негативно влияет на безработицу, корреляционный анализ показал практически отсутствие связи между иммигрантами и численностью безработных (коэффициент Пирсона составил 0,11).
Таким образом, учитывая отток населения из Дальневосточного региона России, отрицательный демографический тренд и выявленное положительное влияние иммиграции на некоторые экономические показатели можно сделать следующий вывод. В кратко- и среднесрочной перспективе единственным эффективным инструментом решения проблемы дефицита трудовых ресурсов на Дальнем Востоке России является управляемая внешняя миграция из стран СНГ.
При разработке миграционной политики, направленной на привлечение иностранной рабочей силы, полученные результаты позволяют сконцентрироваться на небольшой группе стран, наиболее перспективных в качестве источника трудовых ресурсов.
Литература
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации №2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона» от 28.12.2009.
2. Кокошин А.А. Вопросы долгосрочного развития Восточной Сибири и российского Дальнего Востока в контексте глобальной политической и экономической динамики. - М.: Издательство «Европа», 2006. - 80 с.
3. Рощин Ю.В. Миграция населения и Россия (Роль и значение миграционных процессов и миграционной политики в прошлом, настоящем и будущем Российского государства). - М.: Издательский центр ГОУВПО ГУУ, 2007. - 241 с.
4. Официальный сайт ФГУ «Дальневосточная Дирекция Министерства регионального развития РФ» [Электр. ресурс]: // http://www.ddmr.ru.
5. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электр. ресурс]: http://www.gks.ru.