Научная статья на тему 'Международная миграция трудовых ресурсов: издержки и выгоды'

Международная миграция трудовых ресурсов: издержки и выгоды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4163
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / МИГРАЦИЯ / СРЕДНЕДУШЕВОЙ ДОХОД / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ / ВЫГОДЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чечелева Т.В.

Движение трудовых ресурсов в мире определяют в основном демографические процессы и уровень социально-экономического развития стран. От импорта рабочей силы выигрывают экономики развитых стран, способные снижать социальные издержки за счет эффективно действующих институтов. В экспорте рабочей силы экономически заинтересованы как сами трудовые мигранты, так и их правительства. Россия несeт издержки как от экспорта трудовых ресурсов в развитые страны, так и их импорта из стран СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная миграция трудовых ресурсов: издержки и выгоды»

26 (167) - 2012 УДК 331.556.4

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

международная миграция трудовых ресурсов: издержки и выгоды

т. в. чечелева,

доктор экономических наук, профессор кафедры

макроэкономики и макроэкономического регулирования E-mail: semenov@isr. ru

Финансовый университет при Правительстве РФ

Движение трудовых ресурсов в мире определяют в основном демографические процессы и уровень социально-экономического развития стран. От импорта рабочей силы выигрывают экономики развитых стран, способные снижать социальные издержки за счет эффективно действующих институтов. В экспорте рабочей силы экономически заинтересованы как сами трудовые мигранты, так и их правительства. Россия несeт издержки как от экспорта трудовых ресурсов в развитые страны, так и их импорта из стран СНГ.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, миграция, среднедушевой доход, экономические издержки, выгоды, социальные последствия.

Межстрановая миграция населения существовала всегда и объяснялась самыми разными причинами как экономического, так и внеэкономического характера; изменялись объемы миграционных потоков, направления и организационные формы их перемещения.

Международная миграция трудовых ресурсов или рабочей силы - это миграция населения с целью трудоустройства за рубежом. Вследствие этого она носит по своей сути экономический характер, а ее мотивами выступают, как правило, личные социально-экономические интересы человека.

В общем миграционном потоке экономических мигрантов основная доля принадлежит трудящимся мигрантам. По классификации ООН ими считаются лица, прибывающие в страну въезда, чтобы найти

оплачиваемую работу на срок, не превышающий одного года.

В конце ХХ и начале ХХ1 вв. объем международной миграции трудовых ресурсов, ее структура, направления, организационные формы претерпевают значительные изменения.

Основные факторы, определяющие направление и объем международной миграции. В первые 10-12 лет после окончания Второй мировой войны основной поток трудовых мигрантов следовал из Европы в другие части света - Северную Америку, Австралию, Канаду, Новую Зеландию.

В последней трети ХХ в. направление миграционных потоков трудовых ресурсов резко меняется. Страны Западной Европы из экспортеров трудовых ресурсов превращаются в их импортеров. Это непосредственным образом нашло отражение на происхождении иммигрантов США - их основную массу стали составлять неевропейцы. Начало этому процессу было положено резким снижением естественного прироста трудоспособного населения в результате вступления в трудоспособный возраст детей, родившихся в годы Второй мировой войны. В последующие годы дефицит трудовых ресурсов в Западной Европе приобретает хронический характер вследствие: снижения рождаемости как результата повышения уровня социально-экономического развития; эффективной индустриализации и ускоренного развития сферы услуг; повышения уровня образования всего населения и в неменьшей степени женщин.

В конечном счете причинами сокращения коренного населения западных стран стали, по заключению западных экспертов, распад традиционной семьи и переход к модели семьи и отношениям, характерным для постиндустриального общества. Экономически это изменение было подкреплено возникновением в условиях постиндустриального общества устойчивого спроса на труд женщин, внесшего существенные коррективы в структуру миграционных потоков в промышленно развитые страны.

Следовательно, изменившиеся в короткие исторические сроки материальные условия жизни западного общества и тесно связанные с ними сдвиги в массовом сознании и системе человеческих ценностей логически привели к завершению перехода традиционной многодетной семьи к характерной для постиндустриального общества семье, ориентированной на ограниченное число детей.

В результате промышленно развитые страны развиваются сегодня в условиях воспроизводства коренного населения на суженной основе, происходит превышение смертности над рождаемостью, идут процессы депопуляции, старения населения и сокращения трудоспособной его части.

В настоящее время смертность среди коренного населения превышает рождаемость в 17 европейских странах, в том числе в Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Дании, Испании, Латвии, Литве, Португалии, России, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии, Чехии, Эстонии.

Возникшие в Европе существенные диспропорции в показателях естественного движения населения приводят к тому, что все более тонкой становится прослойка лиц трудоспособного возраста. К 2050 г. соотношение между работающими и лицами пенсионного возраста может упасть в Европе с необходимого 5:1 до критического - 2:1.

Демографические процессы в изменении численности населения, относительный недостаток или излишек трудовых ресурсов ставят перед самими людьми и правительствами стран задачи чисто практического значения: как создать рабочие места в странах с возрастающей численностью населения и восполнить потери от дефицита трудовых ресурсов в других местах. Чрезвычайно сложное решение о миграции и выбор новой страны определяют сами люди. Однако определяющее значение в выборе страны имеет уровень социально-экономического развития каждой из стран.

Показатели уровня социально-экономического развития каждой конкретной страны определяют направление миграционных потоков, а также их объемы, качественную и профессиональную структуру. Как показывает объективная оценка, основной поток иммигрантов наблюдается из стран с относительно низким уровнем социально-экономического развития и высоким естественным приростом населения.

Бедность, отсутствие рабочих мест, безработица, резкая социальная дифференциация вынуждают трудоспособное, наиболее активное население Индии, Китая, Мексики, Турции, Бразилии, африканских стран, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана покидать свою страну в надежде получения рабочего места и повышения материального и социального благополучия. Нетрудно прийти к выбору человеком страны выезда и въезда на основе фактических данных о величине среднедушевого дохода по странам (табл. 1).

США - страна, многонациональное население которой составляет более 300 млн чел., обладающая высокоразвитой структурой экономики и самым высоким уровнем доходов, остается центром притяжения трудовых мигрантов не только для экономически отсталых стран с высоким естественным приростом населения, но и для многих экономически развитых стран, доходы населения которых оказываются все же ниже американских. Так, среднедушевой ВВП Франции составляет 71 % к соответствующему показателю США, Германии -73, Италии - 67, Испании - 65, Португалии - 48 % [7, с. 768-770].

Таблица 1 ВВП на душу населения в 2009 г., долл. по ППС

№ п/п Страна ВВП

1 США 41 674

2 Норвегия 47 551

3 Австрия 34 108

4 Бельгия 32 077

5 Австралия 32 798

6 Германия 30 496

7 Россия 11 861

8 Китай 4 091

9 Индия 2 126

10 Вьетнам 2 142

11 Африка (в среднем) 2 223

12 В том числе Мозамбик 743

Источник: [7, с. 768-770].

Вполне понятна притягательная сила США для мигрантов из Китая, Индии, Индонезии, Филиппин, стран Африки. И не только для малоквалифицированной рабочей силы из слаборазвитых и развивающихся стран. Высокий научно-технический уровень американской экономики, предпринимательская активность американского делового сообщества, высокий спрос на новые научно-технические открытия и востребованность на них производителей продукции и услуг превратили США в центр притяжения ученых и высококвалифицированных специалистов из всех стран мира.

Отметим, что миграционный поток в США носил постоянный характер на протяжении последних тридцати лет XX и начала XXI вв. Как и в предыдущие годы, США по-прежнему занимает 1-е место в мире по числу находящихся в стране мигрантов (42,8 млн чел.). На первую десятку стран мира приходилось свыше 90 % всех мигрантов в мире, в том числе около 20 % находилось в США и чуть менее 6 % - в России [6].

За счет «утечки мозгов» и эффективного использования этого ценного ресурса Америка обеспечила не только экономическое, но и политическое лидерство в мировой системе.

Выгоды и потери стран от экспорта и импорта трудовых ресурсов. Международная миграция трудовых ресурсов - явление многофакторное, оказывающее неоднозначное воздействие как на социально-экономическое развитие развитых стран (в основном импортеров трудовых ресурсов), так и развивающихся стран (экспортеров трудовых ресурсов).

Как уже отмечалось, для экономически развитых стран иммиграция рабочей силы - важный дополнительный источник для покрытия дефицита трудовых ресурсов и поддержания экономической динамики. Трудовые мигранты способствуют снижению структурных диспропорций в экономике развитых стран. За счет мигрантов из развивающихся стран экономически развитые страны покрывают спрос на рабочую силу, которая используется на опасных для здоровья, физически изнурительных, не привлекательных для коренного населения рабочих местах. Нормальное функционирование целых секторов экономически развитых стран (ремонт дорог, строительство, сельское хозяйство, многие виды сферы услуг) зависит от притока иностранной рабочей силы, желающей заполнить эти рабочие места пусть даже за пониженную заработную плату.

Интересно, что в экспорте трудовых ресурсов заинтересованы не только сами иммигранты, но и правительства развивающихся стран. Поддерживая выезд невостребованного национальной экономикой относительно «излишнего» для развивающейся страны трудоспособного населения, правительства этих стран уменьшают безработицу, снижают степень социальной напряженности.

Однако главная экономическая выгода от экспорта трудовых ресурсов - это денежные переводы мигрантов на свою историческую родину. По данным доклада Всемирного банка, объем денежных переводов мигрантов в развивающиеся страны растет и к концу 2010 г. составил 325 млрд долл. По всем странам мира эта сумма составила 440 млрд долл. Средства, получаемые от трудовых мигрантов, работающих за границей, в три раза выше объема помощи развивающимся странам [6].

В экономически отсталых странах, с низким уровнем экономического развития и относительно малой долей в мировой экономике, доля переводов в ВВП по данным за 2009 г. была весьма значительной. Так, в Таджикистане переводы мигрантов составили 35 % ВВП республики, в Молдавии - 23, Ливане - 23, Киргизии - 15, Сербии - 13, Армении - 9 % [6].

Денежные переводы мигрантов выгодно отличаются от других финансовых потоков своей стабильностью и даже антициклическим воздействием. Они положительно влияют на платежный баланс своей страны, способствуя сокращению дефицита по счету текущих операций. Однако следует подчеркнуть, что корреляция между денежными переводами мигрантов и развитием своей страны весьма слабая. Денежные переводы мигрантов носят характер самопомощи, увеличивая сбережения мигрантов и способствуя укреплению и развитию их домашних хозяйств.

Вместе с тем в последние годы наблюдаются попытки организации коллективных денежных фондов и их использования для обустройства определенных территорий своей страны. Эксперты Всемирного банка, исследуя влияние международной миграции трудовых ресурсов, пришли к выводу, что она стимулирует экономический рост и благосостояние населения как стран-доноров, так и принимающих стран. По данным доклада Всемирного банка, рост числа мигрантов до 2025 г. приведет к увеличению в высокоразвитых странах совокупных доходов на 365 млрд долл., из которых 162 млрд долл. получат жители развивающихся стран и 51 млрд долл. - жители экономически развитых стран [6].

В конце ХХ и начале ХХ1 вв. наряду с увеличением масштабов миграционных потоков трудовых ресурсов в этот процесс оказались вовлеченными все страны мировой системы хозяйства, значительные изменения произошли в организационных формах миграции. Новые явления в развитие миграционных процессов внесены глобализацией и территориальным расширением информационных технологий.

Глобальный капитализм формирует не только мировой рынок товаров, услуг и капиталов, но и мировой рынок труда. Умелое использование изменений в спросе и предложении на этом рынке способствует снижению издержек производства и повышению конкурентоспособности страны на внешних рынках. В системе международных экономических отношений формируются высокоприбыльные организационные структуры, обеспечивающие межстрановое перемещение трудовых ресурсов.

Экономически выгодная деятельность на международном рынке труда способствовала формированию и развитию мощной индустрии вербовки и транспортировки мигрантов, заинтересованной в том, чтобы их было как можно больше, а оборот ускорялся.

Современные средства высокоскоростной и эффективной передачи информации, Интернет, СМИ способствуют быстрому пересечению пространства, позволяют сравнивать условия жизни и работы, устанавливать связи со своими соотечественниками за рубежом. Развитие транспорта, авиации сделали миграционный процесс проще, дешевле, быстрее. Появились новые формы найма рабочей силы, базирующиеся на современных технологиях по подбору кадров через Интернет. На эти цели предприниматели затратили в 1998 г. 105 млрд долл., а в 2008 г. эта сумма увеличилась в 10 раз.

Мировые тенденции постоянного увеличения информационной составляющей в международной миграции трудовых ресурсов обусловили определенный сдвиг из реальной миграции рабочей силы в виртуальную. Глобальные масштабы приобретают технологии использования знаний и навыков специалистов без их физического перемещения. Электронный характер такой деятельности оказывается выгодным для каждой из сторон, поскольку позволяет избегать налогообложения.

Объективный анализ современных миграционных процессов позволил американскому исследователю С. Хантингтону прийти к выводу о том, что в рамках глобализации и информационных тех-

нологий «миграция становится самонарастающим процессом» [11, 12].

Количественное увеличение трудовой миграции, географическое расширение и ускорение миграционных процессов способствовали проявлению их негативных аспектов, вызывающих обеспокоенность во всем мире.

В качестве негативных аспектов современной миграции трудовых ресурсов необходимо выделить нелегальные ее формы, оказывающие существенное влияние на социально-экономическую и политическую ситуацию в странах, принимающих трудовых мигрантов.

Ранее наблюдавшаяся массовая нелегальная миграция является результатом роста спроса на максимально дешевую, неквалифицированную рабочую силу. Экономически заинтересованной стороной в увеличении потоков нелегальных мигрантов выступают предприниматели стран, принимающих мигрантов. Основными поставщиками нелегальной рабочей силы являются страны с экономически отсталой экономикой, правительства которых всеми способами стремятся избавиться от людей, которых не могут трудоустроить и обеспечить им минимальный прожиточный минимум. Количество нелегальных мигрантов возрастает, прирастая ежегодно в среднем от 2,5 до 4 млн чел. При этом от 600 до 800 тыс. чел. становятся жертвами торговли людьми только в Евросоюзе. Прибыль от незаконных перевозок мигрантов превышает 10 млрд долл. в год [1, с. 4].

Нелегальная миграция рабочей силы оседает в низших слоях западного общества, пополняя масштабы легальной иммиграции, формирует различные этнокультурные диаспоры, стремящиеся жить замкнуто и изолированно от коренного населения. Перед правительствами экономически развитых стран возникает необходимость адаптации таких групп к жизни в многонациональном государстве.

Сегодня мировое сообщество сталкивается с набирающей силы опасной тенденцией, суть которой сводится к отвержению эмигрантами идеи ассимиляции. Страна, принимающая эмигрантов, воспринимается ими не как новая родина, а всего лишь как относительно временное место жительства, где можно заработать и даже обогатиться, не считаясь с нравами и местными традициями. Та же самая Америка начинает восприниматься как своего рода коммерческое предприятие, в котором можно участвовать, не изменяя своей изначальной сути и

всегда оставляя за собой возможность бросить все и вернуться на свою историческую родину.

Отличие современной ситуации состоит в том, что эмигранты не только утрачивают и отчасти уже утратили стимулы к адаптации к нормам принимающей их цивилизации во всем их объеме, но и вполне умело осваивают эти нормы для того, чтобы никогда не слиться с этой цивилизацией (или сливаться с ней как можно медленнее и меньше).

Проблема интеграции трудовых мигрантов в социально-экономическую и политическую среду принимающего их государства существенно обостряется в условиях повышенной концентрации эмигрантского населения на определенной территории и отсутствия дисперсии (расслаивания). Европейский опыт показывает, что принимающее государство в состоянии интегрировать и даже ассимилировать прибывающих в страну мигрантов, если их совокупная численность не превышает 10 % населяющих ту или иную территорию жителей (село, город, район, регион, страну).

Повышенная концентрация мигрантов на определенной территории позволяет им создавать общины по национальному и этнокультурному признаку, образ жизни которых носит анклавный, защитный и закрытый характер, препятствующий интеграции членов общины в местное общество. В этих новых этнокультурных ячейках, развивающихся в условиях определенной автономии, будут возникать новые идеологии, новые лидеры, новая элита, которая начнет борьбу за власть. Влияние новой элиты возрастает до масштабов конкуренции с государственной системой принявшей мигрантов страны. Формируемая этнокультурными общинами анклавная среда обитания не может не стремиться к локализации в определенных территориальных границах.

Главными социально-экономическими последствиями такого развития становятся рост теневой экономики, криминализация части мигрантов, конфронтация мигрантских общин с местным населением, формирование радикальных исламистских экстремистских группировок, готовых участвовать в террористических актах в западных странах.

События последних лет в Ливии, Тунисе, Алжире, Египте способствовали увеличению миграционных потоков в страны Евросоюза (особенно во Францию и Германию). Это обострило социально-экономическую и политическую ситуацию в этих странах.

Особенности России в межстрановой миграции трудовых ресурсов. Россия относится к странам с ежегодно сокращающейся численностью

населения. По данным официальной статистики, население России уменьшилось со 145,167 млн чел. в 2002 г. до 142,837 млн чел. в 2010 г. [4].

По некоторым прогнозам к 2050 г. Россия потеряет 33 млн чел. из нынешних 142 млн чел., а к концу 2100 г. русских останется менее 80 млн чел. [4]. Это превысит потери населения России в двух мировых войнах. Такова тенденция. Слабым утешением может служить то, что прогнозы демографического характера сбываются довольно редко.

Самое существенное влияние как на демографические процессы, так и миграцию трудовых ресурсов оказали катастрофические последствия преобразований 1990-х гг. Для большинства населения России последствия реформ оказались трагическими во всех отношениях - экономических, социальных, морально-этических и, конечно, демографических.

Сокращение отечественного производства почти на 60 % Гж. Колодко оценивает как «нечто неслыханное в мирное время». Свою оценку Гж. Колодко дополняет выводами высокопоставленных и хорошо осведомленных сотрудников ЦРУ США: «Приходится согласиться, что мы имеем дело не просто с неолиберальной глупостью, а с преступлением. И надо добавить - со сверхорганизованным...» [5].

Официальная власть в сегодняшней России исключает необходимость объективного анализа негативных последствий реформы и ответственных за совершенное против народа преступление. В самой России здравомыслящие экономисты, политологи, известные общественные деятели правильно оценивают события 1990-х гг. и открыто публикуют свои оценки.

Вполне очевидны отрицательные последствия разрушения экономики и социальной сферы в сокращении рождаемости (с 13,4 в 1990 г. до 9,7 в 2002 г. в расчете на 1 000 человек), увеличении смертности (соответственно с 11,2 до 16,2), уменьшении естественного прироста (с +2,2 до -6,5), в росте смертности от убийств, самоубийств и болезней [8].

В результате разрушения отечественной обрабатывающей промышленности, секторов военно-промышленного комплекса, фундаментальной и прикладной науки высокообразованные специалисты, профессионалы в своих сферах труда оказались «лишними» на своей родине.

Как показывает практика западных стран, потеря работы - это не только утрата доходов от своей профессиональной деятельности, но и тяжелейшая психологическая трагедия, приравниваемая к смерти близкого человека. Отражением реальной жизни на-

селения России не только в 1990-е, но и последующие годы служат официальные показатели смертности от самоубийств и убийств. Так, в расчете на 100 тыс. чел. населения России смертность от самоубийств выросла с 26,5 тыс. чел. в 1990 г. до 39, 5 тыс. чел. в 2001 г.; смертность от убийств также увеличилась с 14,3 тыс. чел. до 29,6 тыс. чел. Лишь с 2006 г. отмечается снижение этих показателей [7, с. 111].

Либерализация мирового рынка труда и спрос на труд этой категории работников экономикой США и Западной Европы превратили нашу страну в экспортера квалифицированных кадров в течение 15-20 последних лет. За 1991-1999 гг. в страны дальнего зарубежья выехали (по официальным данным) 908 178 чел. За последующие 10 лет (2000-2009 гг.) число этих мигрантов составило 362 002 человека. По весьма приблизительным подсчетам экономические и социальные потери России составили за первый десятилетний период около 4 % ВВП, за второй -около 3 % [7, с. 114-115, 178; 9, с. 128, 293, 177]. При этом трудно практически подсчитать ту потерянную отдачу от затрат на образование этой категории специалистов. А как измерить настоящие и будущие потери в развитии отечественной науки?

Свою специфику для постсоветской России имеет трудовая миграция из бывших национальных республик - стран СНГ. В общей численности прибывших в Россию трудовых мигрантов более 90 % в течение всего двадцатилетнего периода после распада СССР составляет рабочая сила из стран СНГ. Причем наибольший удельный вес приходится на мигрантов из Узбекистана, Молдавии, Киргизии, Таджикистана. Эти бывшие национальные республики в составе СССР, получив политическую самостоятельность, не смогли самостоятельно создать условия для социально-экономического развития в своих странах. Более высокая заработная плата в России, возможность получения любой работы и «живых денег» - основной мотив преодоления всех границ и законов. Для подтверждения правильности этого вывода приводятся редкие весьма трудоемкие расчеты среднедушевых денежных доходов за 2003 г. (а не содержащий повторного счета ВВП) в сопоставимых ценах по ППС в долл. [2, с. 89].

Самая многочисленная из стран СНГ - Узбекистан. Его население увеличилось с 20,6 млн чел. в 1990 г. до 28,0 млн чел. в 2009 г. В советские годы население этой республики отличалось слабой мобильностью. Узбекистан был одной из самых дотационных республик. Доходы от личного подсобного

Таблица 2 Доход на душу населения в 2003 г., долл. по ППС

№ п/п Страна Доход на душу населения

1 Россия 4 690

2 Узбекистан 1 008

3 Киргизия 1 149

4 Таджикистан 917

5 Молдавия 1 294

хозяйства и подушевые дотации из бюджета России обеспечивали вполне благополучную жизнь и отсутствие мотивов для заработков в других регионах СССР. Мигранты из Узбекистана не владеют русским языком, не имеют не только специальной подготовки, но и общего образования. На них приходится наибольшее количество преступлений, мотивированных необходимостью физического выживания.

Мигранты из других бывших республик трудоустраиваются в строительстве, торговле, уборке помещений и городских улиц. Десятилетия свободного перемещения граждан СССР на всей территории страны, сложность обустройства границ, коррупция, активность самих мигрантов для безвизового проникновения в Россию в целях получения денежных доходов способствуют образованию неформальной миграции со всеми вытекающими из этого факта отрицательными последствиями для населения и власти России.

Реальные масштабы нелегальной миграции в Россию из стран СНГ и ее последствия трудно оценить в силу многих причин: огромной территории, коррупции, экономической заинтересованности частных нанимателей рабочей силы и др.

Прояснению этой ситуации могло бы способствовать ее объективное исследование «изнутри» самих стран СНГ. Однако такие исследования представляют собой исключения, их результаты редко доходят до российской общественности.

В связи с этим некоторую ясность в различия официальных и фактических данных о миграции вносят азербайджанские исследователи миграции населения Азербайджана в Россию. По данным бакинских исследователей, в 1990-е гг. в России насчитывалось более 2 млн азербайджанских мигрантов, или почти 25 % общей численности населения республики против официально представленного официальной статистикой максимальной величины в 1 млн чел.1.

1 См., например, ЮнусовА. Миграция населения постсоветского Азербайджана // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 1. С. 101.

Особое место в росте неформальной миграции надо отвести Китаю.

Несмотря на высокие темпы роста экономики и доходов населения, Китай остается страной с более низким, чем в России, среднедушевым производством ВВП: 4,6 тыс. долл. против соответствующего показателя России в 12,9 тыс. долл. (2006 г. по ППС) [7]; 8,4 тыс. долл. против 16,7 тыс. долл. по данным ЦРУ на 2011 г.2.

Китай - самая многочисленная и густо населенная страна в мире. Несмотря на принятые правительством Китая меры по сокращению рождаемости населения, его прирост в 2006 г. увеличился по сравнению с 2000 г. на 50 млн чел. и составляет 1 325 млн чел. Нехватка места для проживания гигантского населения, острый дефицит пахотных земель, продовольствия и энергоресурсов - проблемы, почти нерешаемые за счет внутренних источников. Трезво оценивая ситуацию, китайское руководство исходит из того, что проблемы роста населения и ограниченности ресурсов могут быть решены за счет внешней экспансии: демографической и экономической. В стране официально принята концепция расширения «стратегических границ жизненного пространства», которые должны перемещаться по мере роста «комплексной мощи государства». Вполне очевидно, что расширение экономического пространства для дальнейшей хозяйственной деятельности китайское государство будет осуществлять за счет приграничных, малозаселенных стран -России и Казахстана, обладающих свободными и пригодными для сельского хозяйства землями, огромными природными ресурсами.

В масштабах России весьма уязвимой в этом смысле территорией являются дальневосточные и сибирские регионы, население которых в результате острейших социально-экономических и политических кризисов 1991-2000 гг. и 2008 г. сократилось не только за счет рождаемости, но и за счет выбытия в более благополучные регионы России.

Китай «тихо», но настойчиво стремится заполнить пустующие земли и экономически привязать к себе дальневосточные и сибирские регионы. По заключению известного американского политолога и исследователя проблем трудовой миграции П. Дж. Бьюконена, иммиграция в России уже давно

2 См., например, Центральное разведывательное управление США. URL: https://www. cia. gov/library/pubHcations/the-world-factbook/rankorder/2004rank. html?countryName=Qatar&country Code=qa&regionCode=mde&rank=1#qa).

развивается на самостоятельной (то есть нелегальной) основе и ей трудно противостоять: «Уже сейчас китайские поселенцы перебираются в Россию, как американцы когда-то заселяли север мексиканского штата Техас, позднее отошедшего к США» [3, с. 147]. В целом, как прогнозирует автор, демографическое давление со стороны Китая и других южных соседей России будет настолько сильным, что к 2050 г. Россия фактически уйдет из Сибири и будет вынуждена оставить Кавказ [3, с. 150].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование китайской рабочей силы полезно для России и может способствовать экономическому подъему Дальнего Востока и Сибири. Однако достижение этих целей возможно при условии, что миграционные процессы будут протекать под контролем и в интересах России. В данном случае весьма полезно для России выстраивать свою внешнеполитическую стратегию во взаимоотношениях с Китаем по приему трудовых мигрантов, ориентируясь на китайскую же мудрость: «С соседом надо дружить, но не до такой степени, чтобы он смог переселиться в твою фанзу и занять там место хозяина». Пока же миграция трудоспособного населения из Китая в дальневосточный и сибирские регионы носит в основном нелегальный характер, образуя китайские общины анклавного характера со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для России.

Подведя итоги исследования выгод и издержек межстрановых передвижений трудовых ресурсов, можно с большой степенью уверенности сказать, что в экономически развитых странах выгоды превышают издержки. К такому выводу приходят сами западные эксперты. Более того, эти выводы подтверждаются расчетами и количественными показателями самих западных исследователей. Нетрудно увидеть основу превышения выгод над издержками: высокий уровень социально-экономического развития США и стран Западной Европы. А это означает высокую оплату труда и обеспеченность социальными услугами.

Для современной России не менее однозначен вывод о превышении издержек над выгодами от межстрановой миграции трудовых ресурсов. Характер этих потерь различается потерями от экспорта квалифицированных трудовых ресурсов в США и экономически развитые страны Западной Европы и импорта неквалифицированной рабочей силы из стран СНГ.

В статье предпринята попытка привести цифры экономических потерь от экспорта квалифицированных кадров в экономически развитые страны.

- 51

К этим расчетам следует добавить то, что Россия, оставаясь донором высококвалифицированной рабочей силы для США и Европы, способствует дальнейшему снижению качества человеческого ресурса своей страны.

Экономические выгоды от импорта рабочей силы из стран СНГ весьма сомнительны. Если учесть и социальные издержки, то в целом правильнее было бы сказать, что для сегодняшней России издержки от импорта рабочей силы из стран СНГ в целом превышают выгоды.

Главная проблема России - рост нелегальной миграции. В большинстве своем нелегалы - это малограмотные, не владеющие специальными знаниями люди, которые за любую работу готовы получать пониженную оплату труда (по сравнению с российской). Кроме того, их поток увеличивает рост теневой экономики, криминальной деятельности (наркотики, изготовление и продажа вредного для здоровья продовольствия), преступлений против граждан с целью наживы.

Нельзя не учитывать, что пока иммиграция в современной России служит экономическим интересам предпринимательского корпуса. Привлечение низкооплачиваемых и бесправных мигрантов сокращает издержки предпринимателей и позволяет максимизировать прибыль от хозяйственной деятельности. Издержки же государства на пребывание в стране иммигрантов не перекрываются поступлением доходов от налогообложения

Огромные социальные и экономические потери несет само коренное население России. Мигранты способствуют поддержанию заработной платы на низком уровне, заполняют высокодоходные места в оптовой и розничной торговле, гостиничном комплексе, а национальные образования мигрантов господствуют на российских рынках потребительских товаров и услуг.

Если выяснить причины различий в издержках и выгодах между Россией и экономически развитыми странами, то они следствие одного и того же -уровня социально-экономического развития страны, эффективности производства и национальной экономики. С той лишь существенной разницей, что в экономически развитых странах межстрановая миграция способствует эффективному экономическому росту, а в России, наоборот, служит сдерживающим фактором социально-экономического развития.

Необходимость ускорения темпов экономического роста, повышения производительности

труда и эффективности национальной экономики вполне осознана. Широко обсуждаются и основные направления в решении этих проблем: преодоление сырьевой направленности в производстве и экспорте продукции; развитие секторов обрабатывающей промышленности и повышение в ее структуре производств с высокой долей добавленной стоимости; развитие сельского хозяйства и отечественной пищевой промышленности, снижающих зависимость населения России от необходимости покупать дорожающую импортную продукцию, причем часто сомнительного качества. Практическое решение обозначенных проблем крайне сложное, натыкается на массу острых противоречий.

В контексте рассматриваемой проблемы выгод и издержек межстрановой миграции не наблюдается прогресса в создании новых рабочих мест в промышленности и науке для молодых специалистов, желающих работать в России в соответствии с приобретенными знаниями. Компании по устройству молодых специалистов - выпускников престижных вузов России отмечают наличие устойчивого тренда поиска работы на Западе из-за отсутствия спроса на внутреннем рынке труда, отвечающего их профессиональной подготовке.

По официальным данным Росстата, из России на работу в экономически развитые страны выехали в 2009 г. 1,74 млн чел., в 2010 г. - 1,94 млн чел. Согласно данным Fueure Eoday, несколько лет назад из 3 тыс. молодых специалистов, выпускников ведущих вузов, 60,7 % были готовы жить и работать в западных странах. В 2011 г. этот показатель вырос до 74,2 % [10]. Вынуждает искать работу на Западе не только отсутствие спроса на труд специалистов, но и низкая заработная плата, худшие, чем в экономически развитых странах, условия труда и общая социальная атмосфера в стране.

Вряд ли можно ожидать превышения выгод над издержками от импорта в Россию трудовых мигрантов из стран СНГ. Только по официальным данным Росстата число мигрантов из СНГ возросло со 111,4 тыс. чел. в 2004 г. до 261,5 тыс. чел. в 2009 г.; из Узбекистана прибыли в Россию соответственно 14,9 тыс. чел. и 42,5 тыс. чел. [7, с. 114].

В отличие от западных стран Россия не имеет тщательно взвешенной, продуманной программы демографического возрождения и снижения негативных социально-экономических и политических последствий от нарастающего потока иммигрантов. Программа должна сочетать меры по привлечению

необходимых российской экономике легальных мигрантов на заранее оговоренных условиях (выбор стран-доноров, квоты на въезд, возрастные и квалификационные требования, места и порядок расселения). Одновременно программа должна предусматривать меры по противодействию нелегальной иммиграции и образованию этнических анклавов.

Необходимо по примеру западных стран иметь российских представителей за рубежом, службы которых смогли бы изучать местные рынки труда и осуществлять еще на местах селективный отбор рабочей силы для возможного въезда.

Трудно оценить реальные попытки российской власти принять на себя затраты на обучение и обустройство мигрантов из стран СНГ (отвечают ли они национальным экономическим интересам?). Суммарные затраты на эти цели могут оказаться настолько высокими, а иммиграция настолько дорогостоящей, что крупные вложения в повышение рождаемости россиян могут быть более целесообразными и оправданными даже с учетом временного лага в получении отдачи в два-три десятилетия.

Американский исследователь П. Дж. Бьюконен доказывает, что повышение рождаемости европейского населения - единственно необходимый путь сохранения цивилизации. Необходимо предпринять все возможное для решения этой проблемы. «Свободное общество - пишет он, - не может принуждать женщин к деторождению, но здоровое общество может и должно вознаграждать тех, кто помогает ему воспроизводить себя» [3, с. 320]. Это требование еще в большей степени относится к России.

Попытка принять на себя все издержки по привлечению рабочей силы из СНГ за счет российских налогоплательщиков - это устаревший сегодня способ решения политических проблем в ущерб экономическим и национальным экономическим интересам России.

В условиях рыночной экономики правящая элита стран СНГ затраты на качество экспортируемой рабочей силы должна принять на бюджет своего государства. Для решения этих задач страны СНГ, выступающие в роли доноров трудовых ресурсов для России, вынуждены будут стремиться к повышению уровня экономического развития, росту доходов населения и более разумному распределению и перераспределению добавленной стоимости.

Для России особую значимость имеет решение проблем всемерного повышения рождаемости, рез-

кого сокращения потерь населения в трудоспособном возрасте, принятие мер по повышению периода трудовой деятельности лиц старших возрастных групп, улучшению качества медицинского обслуживания населения на всей территории страны, ужесточению контроля за качеством поставляемых на российский рынок продуктов, услуг и медикаментов.

Для нашей страны с ее огромной территорией и чрезвычайно низкой заселенностью большей части занимаемого пространства предупреждение американского исследователя звучит более чем актуально. Нельзя забывать ни на минуту о том, что «в долгосрочной перспективе власть переходит к тому, кого больше» [12, с. 397].

Нетрудно сделать итоговый вывод, что решение всех социальных проблем, связанных с естественным приростом населения, экспортом и импортом трудовых ресурсов, практически возможно в России только за счет эффективного экономического роста.

Список литературы

1. Аверин А. Н. Миграция населения: учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2006.

2. Болотин Б. Разрыв в доходах населения: данные мировой статистики // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 7. С. 89.

3. Бьюконен П. Дж. Смерть Запада / пер. с англ. СПб, 2004.

4. Всероссийская перепись населения // Вопросы статистики. 2012. № 2.

5. Гжегош В. Колодко. Мир в движении. М.: Магистр, 2009.

6. Доклад Всемирного банка «Миграция и денежные переводы: цифры и факты-2011». URL: http://sieeresources.worldbank.org/INEPROSPECES/ Resources/334934-1110315015165/Facebook2011 Russian. pdf.

7. Российский статистический ежегодник. М., 2010.

8. Российский статистический ежегодник. М., 2008.

9. Российский статистический ежегодник. М., 2001.

10. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.

11. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

12. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Транзиткнига», 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.