Научная статья на тему 'МИГРАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

МИГРАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПРИЧИНЫ МИГРАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богданова Е.В.

Рассмотрены теоретические основы исследования миграционных процессов. Изучены социально-экономические причины миграционных процессов. Дано определение категории «миграционные (намерения) установки». Изучены миграционные установки молодежи Республики Беларусь. Рассмотрены законодательство и программные документы в области молодежной политики Республики Беларусь. Выявлены основные направления государственного регулирования в Республике Беларусь в области молодежной миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION YOUTH AND MIGRATION POLICY IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The article deals with the theoretical basis of the study of migration processes. The socio-economic causes of migration processes are studied. The definition of the category “migration (intentions) installations” is given. The migration attitudes of the youth of the Republic of Belarus are studied. The legislation and program documents in the field of youth policy of the Republic of Belarus are considered. The main directions of state regulation in the Republic of Belarus in the field of youth migration are revealed.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

УДК 331.556.4(476)

МИГРАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Е.В. БОГДАНОВА (Полоцкий государственный университет)

Рассмотрены теоретические основы исследования миграционных процессов. Изучены социально-экономические причины миграционных процессов. Дано определение категории «миграционные (намерения) установки». Изучены миграционные установки молодежи Республики Беларусь. Рассмотрены законодательство и программные документы в области молодежной политики Республики Беларусь. Выявлены основные направления государственного регулирования в Республике Беларусь в области молодежной миграции. Ключевые слова: миграционные процессы, причины миграции, молодежь, миграционная политика.

Актуальность изучения различных аспектов миграционных процессов связана с ростом их влияния на мировую и национальные экономики, политику, культуру, социальные явления.

Теоретико-методологические основы исследования миграционных процессов, в том числе вынужденной миграции, составили работы белорусских и российских ученых, а также публикации зарубежных авторов по методологии и методам исследования миграции. Среди них: А.В. Богданкевич, О. В. Бригадина, Г.С. Витковская, О.Д. Воробьева, Ж.А. Зайончковская, Т.И. Заславская, А.Г. Злотников, В.А. Ионцев,

A.M. Кауфман, В.М. Кабузан, С.Н. Каменский, Е.С. Красинец, JI.B. Макарова, И.А. Малаха, В.Ф.Медведев,

B.В. Покшишевский, В.М. Моисеенко, Б.А. Монак, В.И. Мукомель, И.Б. Орлова, С.И. Пирожков, И.М. Прибыткова, А.А. Раков, Т.М. Регент, Н.М. Римашевская, Л.Л. Рыбаковский, С.В. Рязанцев, Л.Е. Тихонова, Н.В. Тарасова, А.В. Топилин, М.Л. Тюркин, Е.В. Тюрюканова, И.Г. Ушкалов, В.В. Фаузер, К.У. Хомра, Б.С. Хореев, В.Н. Чапек, Л.П. Шахотько, Н.Л. Ямзин и другие.

Основные причины миграционных процессов с социальной и экономической точек зрения представлены на рисунке 1.

Источник: составлено автором на основе [1].

Таким образом, как видно из рисунка 1, одной из основных экономических причин миграции является неравномерное экономическое развитие регионов, различия в уровне и качестве жизни в разных частях страны. В случае недостаточной удовлетворенности возможностями для реализации мотивов, целей и ценностей на актуальном месте жительства личность испытывает состояние фрустрации (сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным).

Одна из возможных реакций на это состояние - формирование миграционных намерений (установок). Вместе с тем при современных тенденциях международной миграции для стран существует потенциальная опасность навсегда потерять часть своих наиболее квалифицированных специалистов.

Миграционные намерения (установки) во многом определяются включением человека в социальные группы разного масштаба (малые и большие группы) на том или ином месте жительства.

С точки зрения С. А. Кузнецовой, миграционные установки формируются под влиянием микросоциального окружения (родителей на детей) и макросоциального, то есть более широкого социального окружения. Включенность в определенную социальную среду формирует специфические стратегии адаптации, включающие миграцию в качестве средства решения проблем. Эти стратегии качественно

Рисунок 1. - Социально-экономические причины миграционных процессов

2018

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия В

различны в зависимости от личностных особенностей и преобладающей мотивации (условно говоря, от стремления к успеху или избегания неудач). Безусловно, одним из важных механизмов социального познания является социальное сравнение. Место жительства не может быть оценено личностью безотносительно знаний или представлений о других местах. В современном информационном обществе при интенсивных перемещениях с профессиональными и туристическими целями пространство для сравнения охватывает весь мир, однако личность сужает его до потенциально возможных мест жительства, которые и сравнивает между собой [2, а 38].

Миграционные установки - это сформированное представление о том, где индивид хотел бы проживать: если он планирует (думает, заявляет об этом или готовится) переехать, то миграционные установки будут представлять собой (пока) нереализованное желание сменить место жительства. Они могут быть ориентированы на различные направления миграции: в другой район города, в другой город или страну. Сама установка подразумевает лишь наличие желания или планов у индивида, но не означает их обязательной реализации.

Согласно исследованию, проведенному Исследовательским центром ИПМ, в Республике Беларусь около половины молодых людей в возрасте 17-21 год стремятся работать за границей. Эксперты уверены, что эти данные говорят о том, что система белорусского образования требует серьезных преобразований. На вопросы анкеты ответили 1 тысяча человек от 17 лет до 21 года, которые получили или продолжают получать среднее образование.

Кроме того, согласно результатам исследования, выяснилось, что в настоящее время представители молодого поколения при выборе работы ставят на первое место возможность получать хороший заработок. Далее по значимости следует интерес в работе. Такой фактор, как желание приносить пользу обществу, людям, опрошенные указали как наименее важное требование к работе. Исследователи отмечают, что важным показателем при анализе рынка труда также являются миграционные установки потенциальной рабочей силы. И как показал опрос, почти половина респондентов (49,10%) готова работать за рубежом при более выгодных условиях, а почти пятая часть (19%) уедет работать за границу при первой возможности. Не станут работать за рубежом ни при каких обстоятельствах, даже если не найдут работу в Беларуси, лишь 16%. Такой уровень намерений покинуть страну, по мнению экспертов, можно считать достаточно высоким. Примечательно, что среди тех, кто готов уехать за границу при более выгодных условиях, доля респондентов с отличными оценками составляет 59% и 48,5% с хорошими. То есть можно сделать вывод, что отечественный рынок труда становится недостаточно привлекательным для самых важных и успешных категорий выпускников средних учебных заведений.

Среди различных социальных групп мигрантов особый интерес также представляют выпускники учреждений высшего образования - молодые специалисты, которые находятся на этапе выбора жизненной и трудовой стратегии. Если эти представления включают миграционные намерения, то они складываются как из понимания своих потребностей и желаний, так и из осознания своих возможностей и ограничений. В связи с этим был проведен опрос среди 174 студентов Полоцкого государственного университета об их будущих намерениях и миграционных установках. Большую часть опрошенных составили девушки. В результате исследования было выявлено: 72% опрошенных хотели бы переехать в другую страну; в то же время 12% не имеют таких намерений. В ходе исследования также были выявлены основные причины стремления студентов к переезду: высокий уровень доходов (48,6%); более высокий уровень жизни населения (61,6%); больше возможностей для самореализации (69,2%); планирую изменить свой семейный статус (7,5%); за рубежом живут мои родственники/знакомые (6,8%); могу найти интересную работу (43,8%). Приоритетной причиной оказалось большее количество возможностей за рубежом.

Одной из причин намерения выезда за границу у молодежи, выявленной в ходе исследования, является недостаточная удовлетворенность качеством образования. Именно по этой причине большинство опрошенных, желающих продолжить обучение, хотели бы осуществить это в другой стране.

В связи с вышесказанным весьма важным в области регулирования и поддержки молодежи в Республике Беларусь является разработанная государственной политикой по работе с молодежью программа «Образование и молодежная политика», согласно которой основными направлениями в области поддержки молодежи в 2018 году стали:

- совершенствование работы по закреплению молодых специалистов;

- улучшение условий жизни;

- оперативное наполнение официальных Интернет-сайтов актуальной социально значимой информацией по реализации государственной молодежной политики;

- активизация работы учреждений образования и культуры, общественных объединений в социальных сетях;

- при проведении предвыборной кампании особое внимание следует уделить молодым людям, голосующим впервые;

- проведение исследований и предоставление более широких возможностей для самореализации;

- не допустить участия молодёжи в несанкционированных митингах и акциях.

Однако, учитывая миграционные установки молодежи, выявленные в ходе исследования, достаточно сложно оценить работу данной программы. Основное узкое место - недооценка возможностей мобильности современной молодежи. В связи с этим необходима разработка комплекса мероприятий, позволяющих преодолеть проблему миграционного стремления молодежи выехать на постоянное место жительство в другие страны. В особенности это относится к специалистам высокого уровня грамотности, владеющим иностранным языком.

Согласно исследованию, проведенному Исследовательским центром ИПМ, около половины молодых людей в возрасте 17-21 год хотят работать за границей. Эксперты уверены, что эти данные говорят о том, что система белорусского образования требует серьезных преобразований. На вопросы анкеты ответили 1 тысяча человек от 17 лет до 21 года, которые получили или продолжают получать среднее образование.

В настоящее время, как показали результаты проведенного исследования, представители молодого поколения при выборе работы ставят на первое место возможность получать хороший заработок. Далее по значимости следует интерес в работе. Такой фактор, как желание приносить пользу обществу, людям, опрошенные охарактеризовали, как наименее важное требование к работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что отечественный рынок труда становится недостаточно привлекательным для успешных категорий выпускников средних учебных заведений.

Среди различных социальных групп мигрантов особый интерес также представляют выпускники учреждений высшего образования, - молодые специалисты, которые находятся на этапе выбора жизненной и трудовой стратегии. Если эти представления включают миграционные намерения, то они складываются как из понимания своих потребностей и желаний, так и из осознания своих возможностей и ограничений. С одной стороны, выпускники университетов представляют одну из наиболее мобильных групп в силу их слабой укорененности в социальной структуре. Как правило, они еще не обременены социальными обязательствами (семья, работа) и их миграционные намерения менее зависимы от обстоятельств. С другой - в силу своего возраста и отсутствия опыта выпускники традиционно считаются одной из уязвимых групп на рынке труда: в зависимости от объема и качества человеческого, а также социального и культурного капитала одни и те же факторы могут стимулировать или ограничивать миграцию.

В связи с этим был проведен опрос мнения 174 студентов (большую часть составили девушки) Полоцкого государственного университета об их будущих намерениях и миграционных установках. Выявлено, что 72% студентов Полоцкого государственного университета хотели бы переехать в другую страну. В то же время около 12% не имеют намерений переехать.

В ходе исследования также были определены основные причины стремления студентов к переезду: высокий уровень доходов (48,6%); более высокий уровень жизни населения (61,6%); больше возможностей для самореализации (69,2%); планы изменить свой семейный статус (7,5%); родственники/знакомые, проживающие за рубежом (6,8%); возможность найти интересную работу (43,8%). Однако приоритетные причины намерения выезда за границу у молодежи, выявленные в ходе исследования - это качественное образование за рубежом и, как следствие, широкие возможности.

Недостаточная удовлетворенность качеством образования присутствует практически у всех респондентов. Именно по этой причине большинство опрошенных при желании продолжить обучение, хотели бы осуществить это в другой стране. Тем не менее почти треть (29,3%) опрошенных студентов полностью довольны качеством образования. Значительная часть (43,9%) опрошенных студентов удовлетворена, но не вполне. Это говорит о том, что изменения должны проводиться не только для среднего образования, но и для высшего.

В Республике Беларусь действует значительное количество общественных и государственных программ по работе с молодежью. Создан и функционирует специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

В 2017 году Министерством образования во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполкомами обеспечивалось выполнение мероприятий Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы. Государственная молодежная политика реализуется рядом государственных и негосударственных организаций (институтов), которые взаимодействуют между собой. Каждый из этих институтов осуществляет определенную деятельность в пределах своих полномочий и компетенции.

В области регулирования и поддержки молодежи в Республике Беларусь государственной политикой по работе с молодежью разработана программа «Образование и молодежная политика».

Основные направления в области поддержки молодежи, согласно данной программе в 2018 году:

- совершенствование работы по закреплению молодых специалистов;

- улучшение условий жизни;

- оперативное наполнение официальных Интернет-сайтов актуальной социально значимой информацией по реализации государственной молодежной политики,

2018

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия D

- активизация работы отдела, учреждений образования и культуры, общественных объединений в социальных сетях;

- при проведении предвыборной кампании особое внимание уделить молодым людям, впервые голосующим;

- проведение исследований и предоставление больше возможностей для самореализации;

- не допустить участия молодёжи в несанкционированных митингах и акциях.

Однако учитывая миграционные установки молодежи, выявленные в ходе исследования, достаточно сложно оценить работу данной программы. Основным узким местом является недооценка возможностей мобильности современной молодежи. В связи с этим необходима разработка комплекса мероприятий, позволяющих преодолеть проблему миграционного стремления молодежи выехать на постоянное место жительство в другие страны. В особенности это относится к специалистам высокого уровня грамотности, владеющим иностранным языком.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шимов, В.Н. Становление и регулирование рынка рабочей силы в БССР / В.Н. Шимов, Л.Е. Тихонова, А.Ф. Галлов : сб. науч. тр. / НИЭИ Госэкономплана Респ. Беларусь ; науч. ред. В.Н. Шимов, А.В. Богданович. - Минск : НИЭИ, 1991. - 380 с.

2. Корнюшин, В.Ю. Управление трудовыми ресурсами : учеб. курс (учеб.-метод. компл.) / В.Ю. Кор-нюшин - М. : Изд-во МиЭМП, 2009. - 185 с.

3. Базылев, Н.И. Экономическая теория / Н.И. Базылев. - Минск : Экоперспектива, 2008. - 637 с.

4. Государственная молодежная политика [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://part.gov.by/ management/social/youth-policy/45-2013-01-16-15-16-02 .

5. Кузнецова, С.А. Связь миграционных установок жителей Магадана и особенностей их защитно-совладающего поведения / С. А. Кузнецова // Вестн. Росс. ун-та дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2017. - Т. 14. - № 1. - С. 64-75.

6. Привлекательность территории и миграционные установки студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://www.nsu.ru/2013/8/1/migracionnye_ustanovki_studentov_ngu.

Поступила 23.10.2018

MIGRATION YOUTH AND MIGRATION POLICY IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Е. BOGDANOVA

The article deals with the theoretical basis of the study of migration processes. The socio-economic causes of migration processes are studied. The definition of the category "migration (intentions) installations " is given. The migration attitudes of the youth of the Republic of Belarus are studied. The legislation and program documents in the field of youth policy of the Republic of Belarus are considered. The main directions of state regulation in the Republic of Belarus in the field of youth migration are revealed.

Ключевые слова: миграционные процессы, причины миграции, молодежь, миграционная политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.