Научная статья на тему 'МИГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА)'

МИГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
248
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ / МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / МИГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ / РЕГИОН / СИБИРЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хлыстов Евгений Афанасьевич, Тураева Ирина Лубсановна

В данной статье рассматривается проблема формирования миграционных настроений студенческой молодежи на примере отдельных регионов Сибири и Дальнего Востока на современном этапе. На основе теоретического и факторного анализа делается вывод, что миграционные настроения молодежи, обучающейся в вузах, складываются в зависимости от различной конфигурации объективных и субъективных факторов. Основными из них, влияющими на миграционные настроения выпускников вузов Сибири и Дальнего Востока, являются: низкая заработная плата в регионе проживания, плохая инфраструктура и обеспеченность жильем, проблемы самореализации, в том числе сложности в получении качественного высшего образования. В результате социологических опросов установлено, что примерно одна треть студентов вузов имеет желание выехать после учебы за пределы региона и России. Заключается, что данная тенденция является общей для страны и требует корректировки при реализации миграционной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION SENTIMENTS OF STUDENT YOUTH (THE EXAMPLE OF SIBERIA AND THE FAR EAST)

This article discusses the issue of student youth's migration sentiments using the example of certain regions of Siberia and Far East at the present time. Based on the theoretical and factor analyses, the authors come to the conclusion that the migration sentiments of young people studying at higher education institutions, are formed according to different combinations of objective and subjective factors. The main factors of the migration sentiments of Siberia and the Far East universities graduates are low salaries in the region of residence, poor infrastructure and housing, self-actualization issues, in particular, difficulties in getting high-quality higher education. The results of sociological surveys revealed that about one third of university students have a desire to leave the region and Russia after their studies. It is concluded that this trend is common for the country and requires adjustments in the implementation of state migration policy.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА)»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9. С. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 9. P.

Научная статья УДК 314.723

https://doi.org/10.24158/spp.2022.9.

Миграционные настроения студенческой молодежи (на примере регионов Сибири и Дальнего Востока)

Евгений Афанасьевич Хлыстов1, Ирина Лубсановна Тураева2

1 Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, Улан-Удэ, Россия, xlystov@mail.ru

2Бурятский республиканский информационно-экономический техникум, Улан-Удэ, Россия, i-tyraeva@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования миграционных настроений студенческой молодежи на примере отдельных регионов Сибири и Дальнего Востока на современном этапе. На основе теоретического и факторного анализа делается вывод, что миграционные настроения молодежи, обучающейся в вузах, складываются в зависимости от различной конфигурации объективных и субъективных факторов. Основными из них, влияющими на миграционные настроения выпускников вузов Сибири и Дальнего Востока, являются: низкая заработная плата в регионе проживания, плохая инфраструктура и обеспеченность жильем, проблемы самореализации, в том числе сложности в получении качественного высшего образования. В результате социологических опросов установлено, что примерно одна треть студентов вузов имеет желание выехать после учебы за пределы региона и России. Заключается, что данная тенденция является общей для страны и требует корректировки при реализации миграционной политики государства.

Ключевые слова: социология молодежи, миграция населения, студенческая молодежь, миграционные настроения, регион, Сибирь, Дальний Восток

Для цитирования: Хлыстов Е.А., Тураева И.Л. Миграционные настроения студенческой молодежи (на примере регионов Сибири и Дальнего Востока) // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9. С. ... https://doi.org/10.24158/spp.2022.9.

Original article

Migration Sentiments of Student Youth (The Example of Siberia and the Far East)

Evgeny A. Khlystov1, Irina L. Turaeva2

''East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia, xlystov@mail.ru 2Buryat Republican Information and Economic College, Ulan-Ude, Russia, i-tyraeva@mail.ru

Abstract. This article discusses the issue of student youth's migration sentiments using the example of certain regions of Siberia and Far East at the present time. Based on the theoretical and factor analyses, the authors come to the conclusion that the migration sentiments of young people studying at higher education institutions, are formed according to different combinations of objective and subjective factors. The main factors of the migration sentiments of Siberia and the Far East universities graduates are low salaries in the region of residence, poor infrastructure and housing, self-actualization issues, in particular, difficulties in getting high-quality higher education. The results of sociological surveys revealed that about one third of university students have a desire to leave the region and Russia after their studies. It is concluded that this trend is common for the country and requires adjustments in the implementation of state migration policy.

Keywords: sociology of youth, population migration, student youth, migration sentiments, region, Siberia, Far East

For citation: Khlystov, E.A. & Turaeva, I.L. (2022) Migration Sentiments of Student Youth (The Example of Siberia and the Far East). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (9), ........ Available from:

doi: 10.24158/spp.2022.9. (In Russian).

В настоящее время миграционные процессы оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие как страны в целом, так и ее отдельных регионов, поэтому изучение миграционного поведения населения является одним из приоритетных направлений исследований в области социологии. Особенный интерес представляет изучение настроений и механизмов принятия решения о миграции среди студенческой молодежи, так как эта социальная

© Хлыстов Е.А., Тураева И.Л., 2022

группа оказывает влияние на структуру трудовых ресурсов региона как в количественном, так и в качественном отношении. Если говорить о Сибири и Дальнем Востоке, то актуальной проблемой на сегодня является миграционная убыль населения, формируемая прежде всего за счет различных групп молодежи, обучающихся в организациях профессионального образования.

Миграционное поведение населения Дальнего Востока уже давно изучается исследователями. В качестве предшествующих научных изысканий можно назвать исследовательский опыт, осуществленный на примере ряда центральных городов России О. Чудиновских, М. Денисенко и Е. Донец (Чудиновских и др., 2003), Дальнего Востока - Н.В. Осмачко (Осмачко, 2004), Омской области - Е.А. Горбачевой (Горбачева, 2006). Безусловно, сравнительный системный анализ массового сознания отдельных групп населения является одним из продуктивных теоретических и прикладных направлений регионоведения на современном этапе (Симонян, 2017: 319). Однако на сегодняшний день проблема миграции молодых людей региона остается все же недостаточно изученной и нуждается в тщательном научно-социологическом рассмотрении.

Исследования отечественных авторов посвящены вопросам выявления (Замотин, 2016) и анализа профессионально-миграционных намерений российских студентов, а также изучения механизмов адаптации мигрантов к российской системе высшего образования (Прудникова, Акимова, 2017).

Необходимо подчеркнуть, что для социально-экономического развития того или иного региона важен интеллектуальный капитал, которым обладает студенческая молодежь вузов, и ресурсы для повышения ее интеллектуального и профессионального уровней (Ковзиридзе, 2011). Неслучайно многие социально-демографические исследования студенческой молодежи регионов Российской Федерации посвящены теории человеческого капитала (Гунтыпова, 2022).

Задачей настоящего исследования стали, во-первых, краткий анализ имеющихся в современной литературе теоретических положений, касающихся миграционного поведения населения, в том числе студенческой молодежи; во-вторых, выявление особенностей миграционных настроений выпускников вузов регионов Сибири и Дальнего Востока за последние годы. В основном исследовались ключевые факторы, которые повлияли на миграционное поведение студенческой молодежи данных округов.

В теории и на практике существует социальный механизм, вызывающий определенные миграционные настроения, состоящий из двух частей: социально-психологической структуры личности и объективной среды, то есть условий проживания в конкретном территориальном образовании.

Чаще всего ученые используют понятие «миграционные установки» для характеристики субъективной структуры и социального поведения молодежи, т.е. речь идет о социально-психологических переживаниях человека по поводу миграции.

На наш взгляд, понятие миграционной установки характеризует уже сложившееся отношение индивида к миграционной мобильности и возможным перемещениям личности или социальной группы.

Некоторые отечественные исследователи понимают под всей совокупностью миграционных установок студенческой молодежи миграционный потенциал (Лычко, Мосиенко, 2014: 160).

В.В. Зубков справедливо отмечает, что при социологическом изучении миграционного поведения и его субъективной составляющей требуется знать систему индикаторов (определенных показателей), раскрывающих отношение индивида к миграции. Ученый предлагает определять миграционный потенциал молодежи региона через дефиницию «уровень», «меру» открытых и скрытых миграционных намерений (Зубков, 2014: 288).

Более удачным, по нашему мнению, является термин «миграционные настроения», поскольку в нем семантически отражен процесс выработки решения о миграции, состоящего в готовности индивида совершить данный акт перемещения или по различным причинам отказаться от него. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что понятие «миграционные настроения» обозначает обобщенное желание граждан покинуть нынешнее место жительства или остаться на месте (Бюраева, Пискунов, 2020: 99).

Миграционное настроение индивида складывается по поводу социального объекта, под которым подразумевается, прежде всего, место жительства и условия проживания конкретного человека. В данном случае обучающийся вуза сравнивает свои эмоциональные и рациональные представления о социальном объекте, определяет требования к нему, исходя из жизненного опыта и имеющихся сведений. После этого у субъекта может возникнуть миграционное намерение поменять место жительства и условия проживания. Причем потенциальный мигрант должен иметь представление, куда и зачем он собирается переехать.

Многие исследователи совершенно верно отмечают, что миграционные настроения ведут к смене места жительства не всегда. Другими словами, речь в данном случае идет о том, что в

зависимости от множества личных и внешних условий индивид формирует миграционное намерение, но это не означает, что оно обязательно реализуется. В связи с этим в структуре миграционных настроений имеет смысл выделить активные и пассивные компоненты, от сочетания которых и зависит собственно миграционное намерение. В последнем случае у личности есть только декларирование своего желания переехать (Жакевич, 2008: 79).

На миграционные настроения, как известно, оказывают влияние объективные и субъективные факторы. Надо сказать, что именно их анализ во многом позволяет проследить весь механизм миграционного поведения студенческой молодежи. Среди общих факторов следует назвать уровень жизни населения, социальное развитие региона, транспортную инфраструктуру, обеспечение жильем и возможность трудоустройства, экологию (Амбражевич, 2014: 116). К объективным факторам обычно относятся: социально-экономические (уровень дохода, инфраструктура), природные (климат, вероятность природных катаклизмов), политические (вооруженные конфликты, дискриминация) и социально-демографические (например, перенаселение в регионе) (Айрапетян, 2004: 138).

Конфигурацию из девяти наиболее значимых показателей (индикаторов), которые объективно формируют миграционные намерения, предлагает В.В. Зубков. Она включает: показатели экономического развития региона; показатели, характеризующие доступность жилья, индикаторы социально-политической стабильности; показатели демографического развития региона; материальные издержки, связанные с миграцией; показатели, характеризующие региональный рынок труда; показатели уровня жизни населения региона; показатели миграционных потоков прошлых лет; показатели природно-климатического и экологического состояния региона (Зубков, 2018).

Далее вступают в действие различные субъективные факторы, которые в основном изучаются в рамках социальной психологии. Речь идет прежде всего о различных потребностях отдельной личности или группы людей. Именно в этот момент формируются миграционные установки, которые обусловлены степенью удовлетворенности индивида местом жительства (Кузнецова, 2013: 38). Желание совершить акт перемещения формируется под влиянием социального окружения - как микро- (семья), так и макросоциального (коллеги на работе, сокурсники и т.д.).

Кроме миграционных установок и намерений, субъективными факторами миграционного поведения являются: миграционный опыт индивида, мотивация, личная оценка условий и уровня жизни, опыт работы в конкретном регионе (Миграционные процессы в Дальневосточном регионе России: опыт комплексного анализа ..., 2013: 103).

В научном сообществе есть мнение, что желание получить высшее образование, которое распространено в социуме, является самой важной причиной переселения молодых людей с периферийных территорий страны в центральные регионы и из небольших населенных пунктов в крупные города (Муращенкова и др., 2017: 79).

Современные исследователи отмечают, что миграция молодёжи тесно связана с возможностью получения ею разнообразных образовательных услуг, в том числе в системе высшего образования (Федорова, Хорольцева, 2020: 80).

Именно субъективные факторы, имеющие неэкономический характер, во многом сдерживают миграцию. К ним относятся: социальные связи в пределах мест проживания; привязанность к месту жительства; страх потерять с переездом больше, чем приобрести; социально-психологические установки (Скрипник, 2010: 55).

Сформированное миграционное намерение как завершающая часть установки индивида имеет тесное отношение к самоопределению личности в целом и основывается на определенных убеждениях.

К наиболее значимым факторам миграции молодежи, по нашему мнению, следует отнести: условия общего характера (место жительства / идентификация себя с местом вселения); экономические условия (уровень дохода / оценка удовлетворенности материальных условий своей жизни); мотивация (то, что провоцирует миграционное намерение / притязания потенциального мигранта); образовательный фактор (доступность качественного образования / потребность в нем); фактор самореализации (возможность получения перспективной работы после окончания вуза / удовлетворенность уровнем самореализации своего интеллектуального потенциала). Менее существенными являются социально-политические факторы, характеризующие регион. Необходимо учитывать указанные выше показатели при формировании миграционной политики того или иного региона.

В каждом регионе Сибири и Дальнего Востока складываются свои особенности миграционных настроений студенческой молодежи. Если выстраивать иерархию причин и факторов миграционных намерений студенческой молодежи для выезда из региона, то первое место в ней занимают социально-экономические факторы, например, сложность в получении качественного

высшего образования, отсутствие перспектив развития региона, низкая средняя зарплата в месте проживания. На втором месте чаще всего стоят природно-климатические факторы, включая территориальную удаленность региона от центра страны. Далее по очереди следуют социально-психологические мотивы личности, эмоции и чувства. Материальные условия, такие как уровень жизни и наличие своего жилья, оказались на четвертом месте. И пятерку наиболее значимых факторов миграции для студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока завершают социально-политические факторы - менталитет народа, уровень коррупции и т.д.

Согласно данным социологического опроса, проведенного в 2020 г. в Кемеровской области, только 29 % студентов вузов после получения высшего образования планируют работать и жить в своем регионе (Морозова, Кочнева, 2021: 328). Для формирования данной тенденции имеют значение характеристики региона, которые в целом схожи с вышеназванными факторами, провоцирующими миграцию. К ним можно добавить отсутствие перспектив для личностного и профессионального роста.

Другими словами, миграционные настроения молодежи Кемеровской области зависят преимущественно от социально-экономической ситуации, складывающейся на конкретной территории (КаБИпИБку е! а1., 2016: 196).

Исключительное положение среди регионов Сибири и Дальнего Востока занимает Новосибирская область, уже давно ставшая одним из мощнейших экономических, административных и научно-образовательных центров страны, притягательных для студенческой молодежи. Об этом свидетельствуют и результаты опроса обучающихся новосибирских вузов, проведенного в 2020 г. Так, только 15 % студентов области имеют желание после вуза уехать из своего региона, чтобы жить и работать в других частях страны (Шевцова, 2021: 139).

В Республике Бурятии в 2018 г. был проведен социологический опрос, позволивший утверждать, что миграционные намерения студенческой молодежи являются вполне оформленными -30,7 % респондентов на момент исследования планировали сменить место жительства после получения диплома. При этом 77,9 % опрошенных молодых людей хотели бы переехать в другие области России, то есть основным видом потенциальной миграции студенческой молодежи является межрегиональная (Бюраева, 2020: 149).

Студенческая молодежь Дальнего Востока, в частности, Приморского края, имеет сходные миграционные намерения. В совокупности 25,36 % обучающихся старших курсов вузов Владивостока имеют «чемоданное настроение», то есть не желают оставаться в родном регионе, так как не видят перспектив для личностного развития здесь. Справедливости ради следует отметить, что половина опрошенных старшекурсников бакалавриата г. Владивостока все же собирается жить и работать в своем регионе после окончания вуза (Петрук, Ким, 2019: 301).

Таким образом, анализ миграционных настроений студенческой молодежи на примере регионов Сибири и Дальнего Востока показал, что примерно одна треть всех обучающихся в вузах студентов имеет желание выехать после учебы на постоянное место жительство в другие регионы страны или за рубеж. От 45 до 65 % студентов при этом вынужденно или осознанно предпочитают остаться в том регионе, где они получают высшее образование.

Особенностью миграционных настроений студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока на современном этапе развития в целом является преобладание тенденции к межрегиональной мобильности и перемещению в региональные и всероссийские центры. Это обусловлено прежде всего недостаточным уровнем социально-экономического развития восточной части страны. Очевидно, что необходима разработка единой комплексной программы закрепления молодёжи в макрорегионах.

В целом в ходе исследования нами выявлено, что в Сибири и на Дальнем Востоке, как и в других периферийных областях нашей страны, главными факторами выталкивающей миграции являются следующие: 1) низкая зарплата; 2) отсутствие нормальной работы; 3) недостаточный уровень жизни населения, молодежи, в частности, который выражается прежде всего в недостаточной обеспеченности жильем начинающих специалистов.

При последующем исследовании и разработке программ социально-экономического развития регионов востока страны необходимо учитывать соотношение субъективных и объективных факторов миграции студенческой молодежи, взаимодействие внутренних и внешних условий, формирующих миграционные настроения выпускников вузов, составляющих основу человеческого капитала Сибири и Дальнего Востока.

Список источников:

Айрапетян З.Э. Факторы трудовой миграции в Омской области // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2004. № 3. С. 137-141.

Амбражевич А.И. Миграционное поведение и миграционное настроение населения республики Беларусь // Социология. 2014. № 3. С. 115-123.

Бюраева Ю.Г. Постобразовательная миграция выпускников вузов: траектории, факторы, намерения // ЭКО. 2020. № 10 (556). С. 147-167. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2020-10-147-167

Бюраева Ю.Г., Пискунов Е.Ю. Миграционные установки студенческой молодежи дальневосточного региона (на материалах Республики Бурятия) // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 459. С. 98-106. https://doi.org/10.17223/15617793/459/12

Горбачева Е.А. Миграционное поведение студенческой молодежи Сибири // Народонаселение. 2006. № 4 (34). С. 86-92.

Гунтыпова Э.С. Анализ миграционного поведения молодежи Бурятии в контексте теории человеческого капитала // Современное развитие регионов России: политические, социальные и экономические аспекты. Улан-Удэ, 2022. С. 69-73.

Жакевич В.Д. Оценка миграционного поведения и миграционных настроений населения в странах СНГ (по результатам международного социологического исследования) // Философия и социальные науки. 2008. № 3. С. 76-81.

Замотин М.П. Образовательная миграция в миграционных исследованиях российских авторов // Дискурс. 2016. № 5. С. 77-86.

Зубков В.В. Миграционный потенциал как объект социологического измерения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2014. № 2 (33). С. 287-290.

Зубков В.В. Формирование миграционного потенциала молодежи Хабаровского края: социологический подход // Миграционные процессы и их влияние на демографическое и социально-экономическое развитие Дальнего Востока. Владивосток, 2018. С. 24-28.

Ковзиридзе М.А. Профессиональная мотивация студенческой молодежи // Труд и социальные отношения. 2011. Т. 22, № 8. С. 92-100.

Кузнецова С.А. Миграционные установки как предмет социально-психологических исследований // Социальная психология и общество. 2013. № 14. С. 34-45.

Лычко С.К., Мосиенко Н.Л. Привлекательность города как фактор формирования миграционных установок студентов // Вестник Новосибирского госуниверситета. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Т. 14, № 1. С. 160-169.

Миграционные процессы в Дальневосточном регионе России: опыт комплексного анализа / Н.М. Байков [и др.]. Хабаровск, 2013. 284 с.

Морозова Е.А., Кочнева О.П. Миграционные настроения молодежи Кемеровской области - Кузбасса // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2021. Т. 6, № 3. С. 326-338. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2021-6-3-326-338

Муращенкова Н.В., Гриценко В.В., Бражник Ю.В. Психологический анализ миграционных ожиданий соотечественников, переселяющихся в Россию из Украины и других стран // Психолог. 2017. № 5. С. 77-91.

Осмачко Н.В. Жизненные стратегии российского студенчества: опыт типологического анализа // Вологдинские чтения. 2004. № 45-2. С. 46-51.

Петрук Г.В., Ким А.Г. Миграционные настроения молодежи как индикатор социально-экономического положения дальневосточного региона России // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8, № 4 (29). С. 300-303. https://doi.org/10.26140/anie-2019-0804-0067.

Прудникова Т.А., Акимова С.А. Миграционные процессы в современной России // Вестник экономической безопасности. 2017. № 2. С. 150-152.

Симонян Р.Х. Миграционные настроения российской молодежи: региональный аспект // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 6 (142). С. 313-326. https://doi.org/10.14515/monitoring.2017.6.16.

Скрипник Е.О. Миграционные намерения городского населения Хабаровского края // Пространственная экономика. 2010. № 4. С. 42-57.

Федорова А.В., Хорольцева Е.Б. Межрегиональная миграция молодёжи в условиях реализации стратегии развития Саратовской области // Вестник Поволжского института управления. 2020. Т. 20, № 1. С. 73-82. https://doi. org/10.22394/1682-2358-2020-1 -73-82.

Чудиновских О.С, Денисенко М.Б., Донец Е.В. Миграционные намерения выпускников высших учебных заведений: методика проведения и основные результаты выборочного обследования. М., 2003. 113 с.

Шевцова Е.В. Особенности миграционных установок молодёжи Новосибирской области: риски и перспективы // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2021. Т. 8, № 4 (32). С. 137-142. https://doi.org/10.24147/2312-1300.2021.8(4).133-142.

Kashnitsky I., Mkrtchyan N., Leshukov O. Interregional Migration of Youths in Russia: a Comprehensive Analysis of Demographic Statistics // Educational Studies. Moscow. 2016. Vol. 3. Р. 169-203. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-3-169-203.

References:

Airapetyan, Z. E. (2004) Faktory trudovoj migratsii v Omskoj oblasti [Factors of Labor Migration in the Omsk Region]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. (3), 137-141 (in Russian).

Ambrazhevich, A. I. (2014) Migratory Behavior and Migratory Mood of the Population of Belarus. Sotsiologiya. (3), 115-123 (in Russian).

Baikov, N. M., Berezutsky, Yu. V., Govorukhin, G. E., Gorbunov, N. M., Gorbunova, L. I. & Elfimova, A. P. et al. (2013) Migratory Processes in the Far East Region of Russia: Experience of the Complex Analysis. Khabarovsk. 284 р. (in Russian).

Byuraeva Yu. G. & Piskunov, E. Yu. (2020) The Migrational Intentions of Student Youth of the Far Eastern Region (on the Materials of the Republic of Buryatia). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. (459), 98-106. Available from: doi:10.17223/15617793/459/12 (in Russian).

Byuraeva, Yu. G. (2020) Post-Educational Migration of University Graduates: Trajectories, Factors, Intentions. EKO. (10 (556)), 147-167. Available from: doi:10.30680/ECO0131-7652-2020-10-147-167 (in Russian).

Chudinovskikh, O. S, Denisenko, M. B. & Donets, E. V. (2003) Migratsionnye namereniya vypusknikov vysshikh uchebnykh zavedenij: metodika provedeniya i osnovnye rezultaty vyborochnogo obsledovaniya [Migration Intentions of Graduates of Higher Education Institutions: Methodology and Main Results of the Sample Survey]. Moscow. 113 р. (in Russian).

Fedorova, A. V. & Khoroltseva, E. B. (2020) Interregional Youth Migration in the Context of Saratov Region Development Strategy Implementation. Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. 20 (1), 73-82. Available from: doi:10.22394/1682-2358-2020-1-73-82 (in Russian).

Gorbacheva, E. A. (2006) Migration-Related Behaviour of Students in Siberia. Narodonaselenie. (4 (34)), 86-92 (in Russian).

Guntypova, E. S. (2022) Analysis of the Migration Behavior of Young People in Buryatia in the Context of the Theory of Human Capital. In: Sovremennoe razvitie regionov Rossii: politicheskie, sotsial'nye i ehkonomicheskie aspekty. Ulan-Udeh, рр. 69-73 (in Russian).

Kashnitsky, I., Mkrtchyan, N. & Leshukov, O. (2016) Interregional Migration of Youths in Russia: A Comprehensive Analysis of Demographic Statistics. Educational Studies. Moscow. (3), 169-203. Available from: doi:10.17323/1814-9545-2016-3-169-203.

Kovziridze, M. A. (2011 ) Professional Motivation of Student Youth. Trud i sotsial'nye otnosheniya. 22 (S), 92-100 (in Russian).

Kuznetsova, S. A. (2013) Migration Attitudes as a Subject of Socio-Psychological Research. Social psychology and society. (14), 34-45 (in Russian).

Lychko, S. K. & Mosienko, N. L. (2014) City Attractiveness as a Factor of Formation of Students' Attitudes to Migration. Vestnik Novosibirskogo gosuniversiteta. Seriya: Sotsial'no-ehkonomicheskie nauki. 14 (1), 160-169 (in Russian).

Morozova, E. A. & Kochneva, O. P. (2021) Youth Migration in the Kemerovo Region (Kuzbass). Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic sciences. 6 (3), 326-33S. Available from: doi:10.21603/2500-3372-2021-6-3-326-33S (in Russian).

Murashhenkova, N. V., Gritsenko, V. V. & Brazhnik, Yu. V. (2017) Psychological Analysis of Migration Expectations of Compatriots Moving to Russia from Ukraine and Other Countries. Psikholog. (5), 77-91 (in Russian).

Osmachko, N. V. (2004) Zhiznennye strategii rossijskogo studenchestva: opyt tipologicheskogo analiza [Life Strategies of Russian Students: The Experience of Typological Analysis]. Vologdinskie chteniya. (45-2), 46-51 (in Russian).

Petruk, G. V. & Kim, A. G. (2019) Youth Migration Moods as Indicator of Socio-Economic Situation of Russia's Far Eastern Region. Azimut nauchnykh issledovanij: ehkonomika i upravlenie. S (4 (29)), 300-303. Available from: doi:10.26140/anie-2019-0S04-0067 (in Russian).

Prudnikova, T. A. & Akimova, S. A. (2017) Migration Processes in Contemporary Russia. Vestnik ehkonomicheskoj bezopas-nosti. (2), 150-152 (in Russian).

Shevtsova, E. V. (2021) Features of the Migration Attitudes of Young People in the Novosibirsk Region: Risks and Prospects. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Istoricheskie nauki. S (4 (32)), 137-142. Available from: doi:10.24147/2312-1300.2021.S(4).133-142 (in Russian).

Simonyan, R. H. (2017) Migration Sentiments of Russian Youth: Regional Aspect. Monitoring obshhestvennogo mneniya: ehkonomicheskie i sotsial'nye peremeny. (6 (142)), 313-326. Available from: doi:10.14515/monitoring.2017.6.16 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Skripnik, E. O. (2010) Migration Intentions of the Urban Population of the Khabarovsk Territory. Prostranstvennaya ehkonomika. (4), 42-57 (in Russian).

Zamotin, M. P. (2016) Educational Migration in Migratory Research of Russian Authors. Diskurs. (5), 77-86 (in Russian).

Zhakevich, V. D. (200S) Evaluation of Migration Behavior and Migration Mood of Population in the CIS Countries (According to Results of International Sociological Survey). Filosofiya i sotsial'nye nauki. (3), 76-81 (in Russian).

Zubkov, V. V. (2014) Migratory Potential as Object of Sociological Measurement. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstven-nogo universiteta. (2 (33)), 287-290 (in Russian).

Zubkov, V. V. (2018) Formation of the Migration Potential of the Youth of Khabarovsk Territory: Sociological Approach. In: Migratsionnye protsessy i ikh vliyanie na demograficheskoe isotsial'no-ehkonomicheskoe razvitie Dal'nego Vostoka. Vladivostok, рр. 24-28 (in Russian).

Информация об авторах Е.А. Хлыстов - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Теория и история государства и права. Конституционное право» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, Улан-Удэ, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=466709.

И.Л. Тураева - кандидат экономических наук, доцент, Бурятский республиканский информационно-экономический техникум, Улан-Удэ, Россия.

Information about the authors E.A. Khlystov - PhD in Historical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law. Constitutional Law, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=466709.

I.L. Turaeva - PhD in Economics, Associate Professor, Buryat Republican Information and Economic College, Ulan-Ude, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 10.0S.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 31.08.202; Принята к публикации / Accepted for publication 27.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.