Научная статья на тему 'МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ, СОТРУДНИЧЕСТВА И УКРЕПЛЕНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ, СОТРУДНИЧЕСТВА И УКРЕПЛЕНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ, СОТРУДНИЧЕСТВА И УКРЕПЛЕНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

110 Демография и миграция

Деловарова Л.Ф.

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ, СОТРУДНИЧЕСТВА И УКРЕПЛЕНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Деловарова Лейла Федоровна, доктор PhD, Казахский национальный университет им. аль-Фараби (Алматы, Казахстан), e-mail: delovarova@mail.ru

Развитие интеграционных процессов на Евразийском пространстве и начало функционирования в январе 2015 г Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [1] является следствием многолетнего сотрудничества стран инициаторов и основателей ЕАЭС.

На сегодняшний день мобильность и перемещения человеческих ресурсов очень важны для всех стран-участниц Союза — Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России.

Важным аспектом деятельности Союза является функционирование общего рынка труда, посредством чего реализуется свобода передвижения рабочей силы. За три года функционирования Союза наблюдается определенная динамика и специфика, которая вносит вклад в развитие единого рынка труда на данном пространстве и в процесс легализации трудовых мигрантов, а также вклад в развитие региона в социальном и экономическом плане.

Данная сфера регулируется разделом XXVI «Трудовая Миграция» Договора о ЕАЭС. Разделом предусмотрено сразу несколько норм, направленных на развитие устойчивого рынка труда и предусматривающих социально-правовое обеспечение трудовых мигрантов (ст. 96-98) [2].

Договор дает целый ряд преимуществ трудовым мигрантам, включая действие национального режима, период пребывания и социальные гарантии, в том числе и трансфер пенсий, признание дипломов об образовании в отдельных сферах. Положения данного раздела важны для всех участников Союза, так как миграция является очень аспектом экономического и социального развития данных государств, а также серьезным фактором продвижения сотрудничества. Два участника Союза являются реципиентами и транзитными государствами (Россия и Казахстан) и три страна-

ми-донорами (Армения, Беларусь и Кыргызстан). В тоже время наблюдаются некоторые тенденции циркулярного характера миграции в странах Союза. Роль государств в подобной миграционной суб-системе в качестве ее акторов очень легко может быть трансформирована. Так, например, Казахстан уверено позиционировал себя страной приема и государством транзитного назначения, но на протяжении последних лет все больше наблюдаются тенденции к оттоку населения. Также, углубление экономической интеграции внутри Союза и развитие совместных предприятий предполагает циркулярную миграцию во всех странах-участницах Союза и за его пределами.

В целом, мобильность на Евразийском пространстве и по его периметру проходит под влиянием глобальных и региональных трендов, таких, как урбанизация миграции, увеличение объема и значимости трудовой и образовательной миграции, увеличение объемов нерегулярной миграции, феминизации миграции, а также увеличившихся масштабов вынужденной миграции.

В данном контексте следует выделить трудовую и образовательную миграцию, которые, на наш взгляд, определяют степень и особенности сотрудничества и интеграции в рамках постсоветского Евразийского пространства.

Мобильность трудящихся в рамках Союза является важной составляющей, как на национальном, так и на международном уровне. Развитие сотрудничества в области регулирования миграционных процессов в формате ЕАЭС имеет значительный потенциал и реальные перспективы.

С точки зрения оценки роли трудовой миграции, ее эффектов и последствий, мы бы условно выделили три момента: (1) права и обязанности трудовых мигрантов; (2) вклад мигрантов в развитие принимающей и направляющей страны; (3) скоординированное управление (регулирование потока) и устойчивость миграционных потоков трудовых мигрантов.

Сотрудничество и взаимодействие по данным аспектам ведется постоянно в рамках национальных подотчетных ведомств, а также в рамках союза в целом. В тоже время, необходимо усилить гармонизацию законодательства, ускорить более скоординированное сотрудничество между странами на всех уровнях, усилить информационный обмен, обмен статистическими данными (что осложнилось с введением национального режима для мигрантов Союза). Более того, усиление многоуровневого трансграничного диалога, особенно среди молодого поколения, а также информационной популяризации Союза на местном и региональ-

ном уровнях будет способствовать катализации сотрудничества и положительных эффектов миграции.

Осознание более интенсивного применения информационных технологий уже активно обсуждается в рамках Союза, а именно их роль для комплексного решения проблем мигрантов [3]. Это, в свою очередь, очень серьезный фактор сотрудничества в эпоху цифровизации, который позволяет в минимальные сроки осуществлять достаточно сложные и многофункциональные операции по информированию мигрантов и производить мониторинг, а также скоординировано сотрудничать всем подотчетным ведомствам и станам Союза и т. д.

Объемы трудовой миграции в рамках Союза являются одним из индикаторов формирования устойчивого рынка труда, как в количественном, так и в качественном соотношении.

По некоторым экспертным оценкам казахстанских исследователей, объем миграции в ЕАЭС увеличился в целом на 17% за первое полугодие 2015 года. Наряду с положительной динамикой легальной миграции в РК необходимо учитывать и нелегальные потоки, точных данных по которым нет.

За 2016 и 2017 гг. статистика демонстрирует значительный рост объемов трудовой миграции в Россию и в Казахстан, как из стран Евразийского экономического союза, так и из неприсоединившихся к ЕАЭС стран СНГ Так, по некоторым данным, со ссылкой на МВД России, за последние пять лет число работающих в России граждан Кыргызстана увеличилось в пять раз, а Армении — вдвое. Если в 2012 г. на территории РФ работало 79 375 чел., то в 2017 г. — уже 376 863 чел. Численность работающих в России граждан Армении за этот же промежуток времени возросла с 90 549 до 232 247 чел. При этом Кыргызстан и Армения в 2017 г. занимали первое и второе места по числу работающих в России мигрантов из стран ЕАЭС, опережая Беларусь (124 633) и Казахстан (88 202) [4].

Делая обзор такого рода данных, можно говорить о том, что миграционные процессы в рамках ЕАЭС действительно заметно активизировались и, в первую очередь, в Россию. Этому, безусловно, способствует введение национального режима, отсутствие необходимости приобретать патент на право ведения трудовой деятельности в РФ и сдавать необходимые для этого экзамены по русскому языку, истории и праву привело к тому, что число работающих в России граждан стран Союза возросло. В тоже время, необходимо отметить, что большая часть трудовых мигрантов, по-прежнему, прибывает в Россию из государств, которые не являются членами ЕАЭС.

Согласно этому же источнику, по данным МВД, за январь-март этого года с целью ведения трудовой деятельности в РФ прибыли 41,2 тыс. граждан Армении, 30,3 тыс. — Беларуси, 22,4 тыс. — Казахстана и 77,3 тыс. — Кыргызстана. В совокупности на долю стран ЕАЭС, таким образом, пришлось 171,3 тыс. трудовых мигрантов. При этом из Азербайджана в Россию с этой же целью прибыли 34,4 тыс. чел., из Таджикистана — 234,5 тыс., Узбекистана — 471,5 тыс., а из Украины — 105,7 тыс. [4]. Таким образом, можно сделать вывод, что число мигрантов из Узбекистана и Таджикистана превышают объемы трудовой миграции из всех стран Союза.

Что касается денежных переводов, то по данным Центробанка РФ в 2017 г. денежные переводы физических лиц в Кыргызстан и Казахстан по сравнению с предыдущим годом увеличились на 27%, в Беларусь — на 19%, а в Армению — только на 6%. При этом объем переводов в Узбекистан вырос сразу на 42%, в Таджикистан — на 31%, в Азербайджан и Молдову — на 21%, а в Украину — всего на 5% [4]. Это, конечно, не новая тенденция, но она показывает, что даже без льготного режима, притягивающие факторы в Россию для мигрантов из Таджикистана и Узбекистана остаются достаточно сильными. С другой стороны, и Таджикистан, и Узбекистан являются потенциальными членами Союза, и нам видится, что вопрос об их вступлении может решиться уже в среднесрочной перспективе.

На наш взгляд, пока еще достаточно сложно говорить о значительных изменениях в качественном составе мигрантов в рамках Союза, но уже на 2015 год наблюдалось увеличение топ-менеджеров в разных сферах странах участницах, например в Казахстане [5].

Трудовая миграция, включая ресурсы низкой, средней и высокой квалификации одинаково важна и для развития экономик стран Союза и усиления сотрудничества в рамках Союза.

С трудовой миграцией очень тесно связана и образовательная миграция, которая не только является катализатором сотрудничества, но и залогом прогрессивного развития наукоемких отраслей экономик и создания устойчивой сети университетов и сетей молодых профессионалов.

Анализируя данный тренд, необходимо отметить, что усилилась тенденция к принятию программ двойного диплома между странами-участницами, совместных образовательных программ, а также увеличился взаимный поток студентов между некоторыми странами Союза, например по вектору Армения-Россия, Казахстан-Россия, Кыргызстан-Россия, Кыргызстан-Казахстан. Это, в свою оче-

редь, важные процессы, требующие соответствующего внимания и новых подходов, особенно с учетом национальных систем образования и глобальных образовательных трендов.

Так, согласно исследованиям экспертов, совместные магистерские программы уже реализуются в РХТУ им. Менделеева, РУДН, МГТУ им. Баумана, МИСиС, РГУНиГ, МЭИ, НИЯУ МИФИ, МФТИ, РАУ и др. Обучение проходит по следующим схемам: 1+3 семестра или 2+2 семестра в вузах-партнерах. В рамках бакалавриата сотрудничество с вузами России осуществляет Российско-армянский университет (РАУ) [6]. В ВУЗах странах-участницах уже и ранее начали осуществлять программы двойного диплома. Вся эта деятельность и сотрудничество между университетами и академическими экспертами — уверенный вклад в развитие общего Евразийского образовательного пространства.

Но действительно прогрессивным шагом в деле развития международного сотрудничества стран ЕАЭС в сфере образования и науки является создание Сетевого университета ЕАЭС, основы которого были заложены руководителями образовательных организаций высшего образования государств-членов ЕАЭС 12 апреля 2016 г.

Евразийский сетевой университет — объединение вузов государств-членов во главе с Томским государственным университетом, Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом, создан для формирования новых кадров и решения научных и экономических интеграционных задач. В рамках Евразийского сетевого университета запланирована реализация магистерской программы «Евразийские исследования» [6]. В данную инициативу вовлечены все страны Союза, но необходимо более четко проработать механизмы сотрудничества и выработать гибкие подходы для введения и адаптации данной программы и других аналогичных программ.

Целью ЕСУ является развитие человеческого и интеллектуального капитала ЕАЭС, содействие глобальной конкурентоспособности и долгосрочному процветанию экономик ЕАЭС, создание условий для повышения качества жизни граждан государств ЕАЭС [7]. Это, в свою очередь будет способствовать выведению Союза на новый уровень конкурентоспособности, а также подготовке специалистов новой формации, соответствующих современным экономическим реалиям и потребностям рынка труда.

Подписание Меморандума о сотрудничестве по вопросам образовательного и научно-технологического сотрудничества на ев-

разийском пространстве между министерствами образования и науки четырех государств (кроме Казахстана, по законодательству которого необходимо дополнительное согласование таких документов) Союза 13 апреля 2016 г. [8] является очередным выражением готовности к сотрудничеству в данной сфере. Целью данного Меморандума является также и укрепление межвузовских связей стран-участниц ЕАЭС, развитие совместных научных исследований и сетевого взаимодействия. Указанные совместные договоренности на уровне министерств и университетов и проводимые мероприятия являются базой для дальнейшего развития сотрудничества в сфере образования и науки между государствами-членами ^юза.

Эффективной площадкой для обмена информацией и опытом и решения совместных задач могут служить международные образовательные форумы и другие мероприятия в рамках ЕАЭС.

Развитие и поддержка образовательной сферы, в свою очередь катализируют процесс образовательной миграции посредством академической мобильной и интернационализации систем образования в странах Союза. Это очень важно, так как в современных условиях именно образовательная, и напрямую связанная с ней инновационная сфера являются приоритетными сферами сотрудничества в контексте диверсификации и дальнейшего развития экономик стран ЕАЭС его устойчивость и конкурентоспособность. Сложно говорить об объемах образовательной миграции именно в рамках Союза. Так, количество студентов из Казахстана, на начало 2018 года составляло почти 90 000 человек, а иностранных студентов порядка 14 000 человек [9]. Больше всего студентов, согласно этим данным обучалось в России, что составило почти 80% от всех обучающихся. По данным некоторых казахстанских подотчетных ведомств количество обучающихся в ВУЗах России, включая программы дистанционного обучения, насчитывает порядка 100 000 человек из 120 000 человек в целом [10]. В Казахстане же на сегодняшний день насчитывается порядка 20 000 иностранных студентов [11], большая часть из которых представлена гражданами стран СНГ (Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан в порядке убывания), Индии и Китая.

Что касается Российской Федерации, то по некоторым оценкам в настоящее время в ней обучается до 250 000 тысяч иностранных студентов, или 5% от общего числа учащихся в вузах. При этом на 2017 года официальная статистика Министерства образования была порядка 243 000 студентов [12]. География студентов включает СНГ Китай, Индию, но также есть студенты из Африки, и уве-

личивается количество студентов из стран Юго-Восточной Азии, в первую очередь, из Вьетнама [13].

Россия и Казахстан уверено позиционируют себя образовательными хабами в рамках ЕАЭС, но при этом значительный по объемам обмен студентов происходит из Казахстана в Россию. Доля других стран Союза в данном объеме незначительна. Но ситуация может измениться при уверенном формировании и укреплении единого образовательного пространства.

Для дальнейшего формирования единого образовательного пространства необходимы согласованные меры всех государств союза, развитие сотрудничества в сфере образования и формирование научно-образовательного потенциала, а именно комплекса мероприятий, институциональных преобразований, направленных на развитие структуры подготовки квалифицированных кадров, а также совершенствование механизмов функционирования образовательной системы. Необходимо также принять во внимание и различную степень интегрированности стран-участниц Союза в Болонский процесс.

Общим вызовом для трудовой и образовательной миграции для Союза может расцениваться отток квалифицированной рабочей силы и обучающихся (студентов) стран-участниц за пределы союза.

Россия и Казахстан все больше рассматриваются трудовыми мигрантами и обучающимися (студентами) в качестве транзитных государств для получения необходимых навыков (включая языки — русский, английский) и продолжения обучения в Европе, США, ОАЭ, Китае и т. д. В тоже время миграция по данным направлениям может быть основанием для расширения Союза или для укрепления сотрудничества с ним.

Представляется, что именно трудовая и образовательная миграции являются определяющими факторами интеграции ЕАЭС, а также усиления сотрудничества в разных сферах и на разных уровнях в силу многоаспектности данного явления. Обоснованием данного аргумента может служить то, что именно свободное и эффективное перемещение рабочей силы разной квалификации является одним из индикаторов экономического сближения, а образование и развитие сотрудничества с фокусом на наукоемкие отрасли экономики — это в современных условиях основа экономического развития и диверсификации. Трудовая и образовательная миграции также способствуют и развитию транспортных, информационно-коммуникационных сообщений, укреплению культурных и других взаимоотношений, повышают взаимный обмен

товаров и услуг, укрепляют уже созданные мосты доверия и сотрудничества.

В тоже время необходимо понимать, что период существования Союза пока не позволяет делать серьезных выводов, но анализ ключевых тенденции именно в миграционной сфере, безусловно, важен для его оценки в качестве полноценного интеграционного объединения и активного участника региональных и международных процессов.

Библиографический список

1. Евразийский экономический союз // Accessmode: <<http://www.eaeunion. org./#about>> [05.01.2015]

2. Договор о Евразийском экономическом союзе, Астана, 29 мая, 2014 (Вступил в силу 01.01.2015) // https://docs.eaeunion.org/ru-ru/Pages/ DisplayDocument.

3. Применение информационных технологий для решения проблем мигрантов обсудили в Бишкеке // http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/ news/Pages/20-09-2018-2.aspx

4. Александр Шустов Трудовая миграция в Россию: страны СНГ обгоняют ЕАЭС // http://eurasia.expert/trudovaya-migratsiya-v-rossiyu-strany-sng-eaes/

5. В Казахстан хлынул поток менеджеров из России и Украины // Accessmode: <<http://forbes.kz>> [05.07.2015].

6. Чавыкина М.А. Предпосылки формирования единого образовательного пространства государств-членов ЕАЭС // http://www.colloquium-publishing. ru/library/index.php/NU_EP/artic le/view/2122/2093

7. В Союзе развивается евразийский кадровый потенциал // http://www. eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/10-05-2018-1.aspx.

8. Подписан Меморандум по вопросам образовательного и научно-технологического сотрудничества на евразийском пространстве // https:// xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0 %BD%D0 %BE%D0 %B2 %D0 %BE %D1%81%D1 % 82%D0%B8/8152

9. Global Flow of Tertiary-Level Students // http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow

10. Сколько казахстанских студентов учится за границей // http://today.kz/ news/kazahstan/2018-05-03/765342-skolko-kazahstanskih-studentov-uchitsya-za-granitsej/

11. Сколько иностранных студентов примет Казахстан // https://24.kz/ru/ news/obrazovanie-i-nauka/item/276840-skolko-inostrannykh-studentov-primet-kazakhstan

12. Минобрнауки поставило задачу в три раза увеличить число иностранных студентов // https://www.interfax.ru/russia/573927

13. Диплом без перевода. К 2025 году число иностранных студентов вырастет в три раза // https://rg.ru/2018/09/27/k-2025-godu-chislo-inostrannyh-studentov-v-rossii-vyrastet-v-tri-raza.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.