А.Х. Махмутов, Д.Р. Пескова УДК 314.74
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ЗНАКОМЬТЕСЬ: член редколлегии журнала Пескова Динара Рустемовна (01.06.1979, Респ. Бурятия), экономист. Д-р экон. наук (2011), доцент (2010). Отличник образования Республики Башкортостан (2012). Окончила Уфимский технологический институт сервиса (2001), в 2002—2003 гг. училась в магистратуре экономического факультета Европейского университета в Санкт-Петербурге. В 2006 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Теневая составляющая экономического роста» (УНЦ РАН), в 2011 г. — докторскую по теме «Механизм формирования коммерческой тайны как фактор развития современного предпринимательства» (УГАЭС). Автор более 80 научных и научно-методических работ, в т.ч. 4 монографий. Имеет опыт практической деятельности за рубежом (Австралия, США). Член Диссертационного совета по экономическим наукам (08.00.05) при БАГСУ (с 2013). Председатель Совета молодых ученых БАГСУ (с 2009).
Главные направления научных исследований: закономерности развития теневой экономики, экономическая категория коммерческой тайны, экономика предпринимательства.
Соч.: Теневая экономика и экономический рост. Уфа, 2008; Коммерческая тайна и ее экономическая природа. СПб., 2009; Коммерческая тайна в системе экономических отношений. М., 2011; Обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур на основе коммерческой тайны. М., 2011; Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности (препринт научного доклада). Уфа, 2011; Теоретические подходы к исследованию и оценке теневой экономики // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2013. — № 2. — С. 49—53; Концепция системных инноваций: новая парадигма экономического развития // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2013. — № 6. — С. 82—86 и др.
Награждена Почетной грамотой Министерства образования Республики Башкортостан (2009, 2011, 2013).
INTRODUCING a member of the journal's editorial board Diñara R. Peskova.
The main research area: reguliarities of shadow economics' development, economic category of the commercial secret, economics of entrepreneurship.
Scholarly works: Shadow Economics and Economic Growth. Ufa, 2008 (In Russ.); Commercial Secret and Its Economic Nature. St. Petersburg, 2009 (In Russ.); Commercial Secret in the System of Economic Relations. Moscow, 2011 (In Russ.); Achieving Entrepreneurial Competitiveness Based on the Commercial Secret. Moscow, 2011 (In Russ.); Commercial Secret in the Entrepreneurial Activity (Scientific Report's Preprint) Ufa, 2011 (In Russ.); Theoretical Approaches to Shadow Economics — Research and Evaluation. In: Economics and Management: Scientific and Practical Journal, 2013, no. 2, pp. 49—53 (In Russ.); Conception of System Innovations: New Paradigm of Economic Development. In: Economics and Management: Scientific and Practical Journal, 2013, no. 6, pp. 82— 86 (In Russ.).
Махмутов Анас Хусаинович, доктор экономических наук, профессор, академик АН РБ (Уфа)
Пескова Динара Рустемовна, декан факультета экономики и управления, профессор кафедры экономической
теории и социально-экономической политики БАГСУ при Президенте РБ (Уфа), e-mail: [email protected]
Anas Kh. Makhmutov, Prof. Dr.Sc. (Economics), pull Member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (Ufa, Russia)
Dinara R. Peskova, Dr.Sc. (Economics), Associate Professor, Dean of the Department of Economics and Management, Professor at the Chair of Economic Theory and Socioeconomic Policy, the Bashkir Academy of Public Service and Management under the President of the Republic of Bashkortostan (Ufa, Russia)
©Махмутов А.Х., Пескова Д.Р., 2014
В статье рассмотрены проблемы миграции в условиях геополитических и социально-экономических изменений в мире, показаны роль, место и значение миграционных процессов для современной России. Рассмотрены проблемы миграции с точки зрения решения вопроса дефицита рабочей силы, в первую очередь, включая изучение демографических сложностей современного этапа экономического развития, социальных и политико-трансформационных аспектов.
Обоснована актуальность совершенствования российской миграционной политики, ее многоаспектность, необходимость дифференцированного подхода. Россия не может решить проблему рабочей силы во всех регионах по единой централизованной миграционной программе. При разработке программ следует учитывать особенности регионов и территорий.
Рассмотрен зарубежный опыт привлечения высококвалифицированных трудовых мигрантов.
Нелегальная миграция — один из серьезных вызовов сегодняшнего дня, а противодействие этому явлению стало одним из актуальных направлений работы государственных органов.
Представляет большой интерес анализ проблем и других категорий мигрантов, в частности беженцев и вынужденных переселенцев. Эти вопросы в последнее время приобрели особую значимость в связи с политической и экономической нестабильностью на Украине.
Давно назревшие и широко обсуждаемые вопросы, связанные с миграцией, ввиду того, что большая часть мигрантов прибывает в Россию из стран Средней Азии, являются актуальными для рассмотрения на предстоящих саммитах ШОС и БРИКС в Уфе в 2015 году.
Ключевые слова: миграция, трудовые мигранты, беженцы, миграционная политика, демографический вопрос, структурный дисбаланс, черновая рабочая сила, высококвалифицированные специалисты, дефицит рабочей силы, беженцы из Украины
Anas Kh. Makhmutov, Dinara R. Peskova
THE PROBLEMS OF MIGRATION IN MODERN RUSSIA
The article concerns the problems of migration in terms of geopolitical and social-economic changes in the world. The authors show the role, place and significance of migration processes for modern Russia. The problems of migration are covered from the point of view of labor shortage, including the demographical difficulties at the modern stage of economic development, social and political-transformational aspects.
Scientific substantiation of the Russian migration policy topicality, its multidimensionality, necessity for differentiated approach is provided. Russia is unable to solve the problems of labor force in all regions using a unified centralized migration policy programme. These issues require elaboration of regional migration programs which would consider peculiarities of regions and territories.
Foreign practices of recruiting highly-skilled labor migrants were studied.
The illegal migration is one of very serious challenges and counteraction to this phenomenon is the very urgent and significant direction of the state authorities' activities.
An analysis of other categories of migrants such as refugees and forcibly displaced people is of high interest. These issues have gained special attention in the context of current political and economic instability in the Ukraine.
The long-simmering and widely discussed migration issues are to be put on the agenda of the upcoming SOC and BRICS summits to be held in Ufa in 2015 considering the fact that the most part of migrants come to Russia from countries of Central Asia.
Keywords: migration, labor migrant, refugees, migration policy, demographical issue, structural disbalance, low-skilled labor, highly-qualified specialists, labor shortage, refugees from the Ukraine
В современный период в мировом сообществе происходит масштабная миграция населения по разным направлениям, континентам и странам. Эти миграционные процессы имеют свои причины, цели, формы, выполняют различные функции. В общих миграционных потоках (эмиграционных и иммиграционных)1 выделяется четыре основ-
ных категорий: экономические (работающие) мигранты, члены воссоединяющихся семей, беженцы и нелегальные мигранты.
Формой международных экономических отношений, неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства является международная трудовая миграция (МТМ). По классификации ООН, трудящиеся-миг-
1 Эмиграция — выбытие за границу, иммиграция — прибытие из-за границы. Разность эмиграции и иммиграции составляет миграционное сальдо.
ранты — это лица, прибывающие в страну въезда, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, как правило, не превышающий один год. Основные категории трудовых мигрантов: сезонные рабочие-мигранты; трудящиеся-мигранты, связанные с реализацией какого-нибудь проекта; трудящиеся-мигранты, работающие по контракту; временные трудящиеся-мигранты; обосновавшиеся трудящиеся-мигранты; высококвалифицированные трудящиеся-мигранты.
При анализе МТМ следует учесть, что есть особые категории экономически активных мигрантов: иностранные стажеры, студенты. Право на трудовую деятельность также предоставляется безвозвратным поселенцам или беженцам. Абсолютное большинство нелегальных мигрантов в действительности являются трудящимися-мигрантами, которые формируют «нелегальный рынок труда».
Если говорить о трудовых мигрантах, то здесь на первый план выдвигаются структурные вопросы, проблемы уровня их профессиональной квалификации, того возможного вклада в валовой внутренний продукт, который от них ожидается.
Рассмотрение проблемы миграции с точки зрения решения вопроса дефицита рабочей силы, в первую очередь, включает изучение демографических сложностей современного этапа экономического развития, социальных и политико-трансформационных аспектов.
Мировое сообщество многогранно, многолико. И миграционные процессы не могут быть одинаковыми, следовательно, и программы их реализации должны учитывать национальные, этнические, экономические и иные особенности принимающих стран и территорий. Подобное происходит и в западных странах — африканские и азиатские потоки в Европу, Америку существенно отличаются.
Масштабный характер приобретают миграционные потоки и в современной России. У нас прежде не было большого опыта по реализации миграционных программ. В советский период они носили, по сути, иной характер, чем на Западе.
При разработке миграционных программ Россия не может полностью копировать опыт работы в других странах. Здесь необ-
ходимо исходить в основном из особенностей России, хотя в определенной мере можно использовать и опыт других стран.
В нашем обществе распространено мнение о невозможности экономического развития без привлечения трудящихся мигрантов со стороны из-за резкого сокращения населения страны. По нашему мнению, это не полностью соответствует российской реальности. Не оспаривая тезис о желательности вливания иностранной рабочей силы, мы хотим акцентировать внимание на важности не только того, сколько мигрантов нужно России, но и на уровне квалификации приглашаемых специалистов и их территориальном размещении. Как и в XIX и XX вв., перед современной Россией стоит задача освоения, заселения и развития Сибири и Дальнего Востока. На нашем рынке труда существуют серьезнейшие проблемы структурного дисбаланса, безработицы и нехватки рабочей силы. Следует отметить и о неэффективности государственной политики в области прогнозирования и подготовки кадров, и, конечно же, демографии.
Вопрос, связанный с миграцией, выливается в необходимость привлечения в страну высококвалифицированных иностранных работников, чей вклад в экономическое развитие результировался бы в повышении уровня производительности труда и инновационных преобразованиях России. Инновационное развитие экономики, повышение конкурентоспособности предпринимательства на мировом рынке требуют уровня кадрового обеспечения экономики не ниже, чем у конкурентов. Ориентированность миграционной политики на высококвалифицированных специалистов находит положительные оценки в научных кругах. Как отмечает И.В. Ивахнюк: «В современном мире, где знания, научный прогресс становятся важнейшей самостоятельной производительной силой, привлечение интеллектуальных ресурсов из других стран может обеспечить не просто преимущества на пути социально-экономического развития, но изменить соотношение сил в глобализирующемся мире» [5, с. 149].
С другой стороны, существует дисбаланс между квалифицированной и черновой рабочей силой. Как решить эту проблему? За
счет подготовки местных кадров или за счет завоза квалифицированной или черновой рабочей силы?
Для решения этой проблемы полезно обратиться к зарубежному опыту регулирования иммиграционного потока. Законодательно заинтересованность европейских стран в квалифицированных специалистах выражается либо в исключительном допуске на рынок труда специалистов только соответствующего уровня, либо в предоставлении им особых преференций по сравнению с другими мигрантами. Примером первого подхода эксперты называют политику Швейцарии, где осуществление трудовой деятельности иностранцами возможно при условии, что они являются высококвалифицированными специалистами [3, с. 25]. Особые условия предусмотрены для работников, прибывающих в Германию: иностранцы, обладающие высокой квалификацией, могут получить вид на жительство сразу же после въезда на территорию страны. В странах Европейского союза кроме общеевропейских документов, регламентирующих проблемы привлечения специалистов высокой квалификации, таких как Директива Совета ЕС об условиях въезда и проживания граждан третьих стран в целях осуществления высококвалифицированной деятельности 2009/50/ ЕС от 25 мая 2009 г., существует и специальное регулирование этих вопросов на национальном уровне. Так, в Австрии, отказавшись от системы квотирования, которая не позволяла учитывать квалификацию мигрантов, государственные органы разработали процедуру выдачи особого документа («красно-бело-красная карта», RWR-карта, введена I июля 2011 г.), свидетельствующего об уровне подготовленности приглашаемого специалиста. RWR-карта выдается в соответствии с системой баллов и дает право на пребывание и работу в Австрии. Квалифицированные рабочие должны набрать как минимум 50 баллов, а высококвалифицированные специалисты — более 70. Критериями для достижения определенного количества баллов являются уровень образования, владения немецким языком, опыт работы и возраст (каждый критерий соответствует определенному количеству баллов,
критерии различаются в зависимости от группы, к которой относится заявитель). В настоящее время в Австрию каждый год иммигрируют 35 000 человек. Одна треть из них прибывает из стран, не являющихся членами ЕС. При подготовке нового регулирования планировалось, что по RWR-карте в страну будут прибывать примерно 8 000 иммигрантов в год. Несмотря на прогнозы, по состоянию на 30 сентября 2011 г. в Австрии было выдано всего 255 RWR-карт. Большинство специалистов прибыло из Канады, США, Хорватии, России и Сербии. Однако политики — министр внутренних дел Йохан-на Мики-Ляйтнер (Johanna Mikl-Leitner) и министр социального развития Рудольф Хун-дшторфер (Rudolf Hundstorfer) — не теряют оптимизма и верят в эффективность избранного правового регулирования [2, цит. по 3].
Особо стоит вопрос о миграции в столицах государств и других крупных городах. Не является исключением и Москва, Санкт-Петербург и некоторые другие крупные города России, в т.ч. Уфа.
Насколько волнует или не волнует москвичей и жителей других городов-миллион-ников проблема миграции? Очень волнует. Об этом свидетельствуют многочисленные социологические исследования. В предвыборных и иных программах всех партий остро ставится вопрос об улучшении работы с мигрантами. Нелегальные мигранты создают крупные теневые производства, криминальный бизнес, проблемы в социальной сфере.
Отдельные европейские страны, например, Мальта, выработали программу по продаже своего гражданства в целях привлечения инвестиций в свою страну. Так открывается дорога в европейские страны нелегалам.
Незаконная миграция связана с изготовлением и использованием поддельных документов. Организация незаконной миграции в большинстве случаев совершается с целью торговли людьми, в т.ч. сексуальной эксплуатации женщин и детей, использования рабского труда.
При разработке миграционной программы (также как и рыночных реформ) представляется необходимым учитывать следующие особенности России:
1) это огромная (по территории) страна, с различными природно-климатическими условиями;
2) имеется большая потребность в рабочей силе в восточных регионах страны — со своей спецификой (отраслевой, природно-климатической, территориальной и т.п.), неразвитостью социально-экономической инфраструктуры и т.п.;
3) Восточная Сибирь, Дальний Восток нуждаются в постоянной рабочей силе, которая бы оседала там, что требует крупных капитальных вложений для развития производства, жилья и других социальных объектов;
4) регионы ее существенно различаются по многим параметрам экономического и социального развития, в т.ч. и в потребностях рабочей силы.
Как создать условия для нормальной работы и жизни мигрантов в России? Для этого в первую очередь надо вывести их из тени. В «Независимой газете» (от 17 апреля 2014 г.) опубликована статья Савелия Вежина под названием «Мигрантов выведут из тени», где рассказывается об опыте работы в этом направлении в Московской области. Там для реализации этой задачи создан Единый миграционный центр, который будет работать в рамках концепции государственной миграционной политики РФ и решать вопросы, связанные с их оформлением: по трудоустройству, медицинскому обслуживанию, контролю, тестированию на знание русского языка и т.п. Для осуществления всего комплекса задач центра создается сеть организаций, в т.ч. общественные приемные различных госорганизаций и Центр международного сотрудничества Красного креста.
Таким образом, для мигрантов создаются приемлемые условия для жизни и работы, а бюджет региона будет получать дополнительный доход. Такой единый миграционный центр будет эффективным в любом крупном регионе. Это весьма актуальный вопрос и для Башкортостана.
По данным Федеральной миграционной службы, на начало марта 2014 г. в России находилось 10 628 970 иностранцев и лиц без гражданства. При этом значительная часть из них (4 494 378 чел.) приходится на республики Центральной Азии, в т.ч. граждан:
Узбекистана — 2 342 884 чел., Таджикистана - I 033 914, Казахстана — 566 439, Киргизии — 525 804, Туркменистана — 25 342 чел. (данные опубликованы в «Независимой газете» от 15.04.2014).
В этом же номере газеты размещена статья о мигрантах, которые хотят служить в Российской Армии (автор Александр Самарин). Глава Федерации мигрантов России (ФМР) Мухамад Амин заявляет, что мигранты выражают готовность служить в Российской Армии и противостоять агрессивному натиску западных стран против России.
К проблеме привлечения иностранных граждан к службе в Вооруженных силах РФ отношение российских экспертов неоднозначно:
— можно пригласить на контрактной основе. Такие армии есть в зарубежной практике и немного случаев у нас, всего 1%;
— цель у контрактников одна — быстро получить российское гражданство;
— многие стремятся попасть в Россию не с целью защиты страны, а на заработки;
— есть опасность распространения в армейской среде исламизма;
— есть конкретные суждения — где и как все это осуществить.
Россия не может решить проблему рабочей силы во всех регионах по единой централизованной миграционной программе. Она требует разработки программ с учетом особенностей регионов, а это очень большая и ответственная задача. Возникает и другой аспект этой проблемы: обеспеченность регионов высококвалифицированными специалистами и черновой рабочей силой. Россия пытается решать проблемы обеспечения рабочей силой с учетом этих ее аспектов с начала постсоветского периода.
По данным государственной системы миграционного учета, ежегодно в Россию въезжает порядка 14 млн иностранных граждан, около 80% из них составляют граждане стран СНГ. На настоящий момент на территории Российской Федерации находится более 10 млн иностранных граждан, из них 42% прибыли с целью, не связанной с трудовой деятельностью, 21% превысили срок законного пребывания; вероятно, они работают нелегально, соответственно, не платят налоги. При этом трудовые мигранты состав-
ляют не более 7% от всех занятых в экономике. Так, по данным Росстата, численность экономически активного населения страны составляет 75 440 тыс. чел., в т.ч. занятого в экономике — 69 804 тыс.
Нелегальная миграция — один из серьезных вызовов сегодняшнего дня, а противодействие этому явлению стало одним из актуальных направлений работы государственных органов. Неурегулированный правовой статус прежде всего наносит ущерб самим мигрантам, приводя к тому, что они стремятся минимизировать свои контакты с госструктурами, оказываются не в состоянии защитить себя в отношениях с работодателями и посредниками при трудоустройстве и впоследствии в работе.
Необходимость противодействия незаконной миграции обусловлена еще и тем, что она связана с такими опасными проявлениями противоправной деятельности, как терроризм, незаконный оборот наркотиков и оружия, рабство и торговля людьми, неуплата налогов, нелегальный вывоз капиталов, т.е. представляет опасность экономической, личной и национальной безопасности в целом.
Несовершенство системы правового регулирования миграционных процессов проявляется в наличии большого количества незаконных мигрантов. Так, ежегодно в стране от 3 до 5 млн иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Объемы незаконной миграции в нашей стране значительны, но несопоставимо меньше, чем, например в США, где цифры достигают 11—12 млн чел. [4].
В принимающих государствах прослеживаются два подхода к преодолению негативных последствий нелегальной миграции. Первый основан на предоставлении возможностей для легализации незаконных мигрантов (их отдельных категорий). Второй направлен на ужесточение процедур въезда и пребывания в стране, а также на репрессивную работу миграционных органов.
К сожалению, в современной России имеются заинтересованные стороны, препятствующие приобретению мигрантами законного правового статуса. Прежде всего, это работодатели, которые заинтересованы в использо-
вании более дешевого нелегального труда, а также различные категории посредников, многие из которых сами являются выкодца-ми из стран происхождения трудовых мигрантов и в силу этнической общности и владения языком пользуются их доверием.
Миграция охватывает и другие категории людей, в частности, это беженцы и вынужденные переселенцы. Эти вопросы в последнее время приобрели особую значимость в связи с политической и экономической нестабильностью у одного из ближайших соседей России — Украины. В связи с обостряющимся кризисом власти и нарастающими социально-экономическими проблемами увеличивается поток украинских граждан, желающих сменить местожительство и прибыть в Россию с целью постоянного или временного проживания. По заявлению главы Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского до 6 тыс. граждан Украины обращаются за правом постоянного нахождения в РФ ежедневно («Российская газета» от 24.04.2014). Перед российскими властями встает вопрос о необходимости разработки взвешенной политики в отношении данной категории мигрантов, что обусловлено рядом важных моментов: во-первых, граждане Украины, как правило, хорошо владеют русским языком, что весьма значительно отличает их от выходцев из азиатских стран, во-вторых, базовый уровень квалификации переселенцев достаточно высок. Они вынуждены покидать родину по политическим мотивам, а не в связи с тем, что не смогли достойно позиционировать себя на рынке труда. И, в-третьих, у украинцев не будет особых проблем социальной адаптации к российскому обществу. Еще не так давно мы быши единой страной — СССР, имеем много общих традиций, объединены общей религией и историей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Bundesgesetz über die Ausladerinnen und Auslander, Sweiz. 2005. — Режим доступа: www.Bfm.admin.ch
2. Moser N. Keine Massen: 255 Rot-Weib-RotCards // Deb Standart. I8.10.2011. — Режим доступа: http:// derstandard.at/ 1318726080323/
Schluesselkraefte- Keine- Massen- 255- Rot- WeissRot- Cards.
3. Брус B.A. Особенности миграционной политики Российской Федерации и Австрии на современном этапе // Конституционное и муниципальное право. — 2012. — № 3. — С. 24— 29.
4. Егорова Е.Ю. Нелегальная миграция в России // Миграция в России, 2000—2012: в 3 т. Т. 1, ч. 1: Миграционные процессы и актуальные вопросы миграции. — М., 2013. — С. 735—743.
5. Ивахнюк ИВ. Международная трудовая миграция. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2005.
REFERENCES
1. Bundesgesetz uber die Ausladerinnen und Auslander, Sweiz. 2005. Available at: www.Bfm.admin.ch
2. Moser N. Keine Massen: 255 Rot-Weib-RotCards // Deb Standart. 18.10.2011. Available at: http:/ / derstandard.at/ 1318726080323/ Schluesselkraefte-Keine- Massen- 255- Rot- Weiss- Rot- Cards.
3. Brus V.A. Osobennosti migratsionnoi politiki Rossiiskoi Federatsii i Avstrii na sovremennom etape [Peculiarities of Migration Policy in Russia and Austria at the Modern Stage]. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo — Constitutional and Municipal Law, 2012, no. 3, pp. 24-29 (In Russ.).
4. Egorova E.Yu. Nelegal'naia migratsiia v Rossii [Illegal Migration to Russia]. In: Migratsiia v Rossii, 2000—2012, v 3 t. T. 1, ch. 1: Migratsionnye protsessy i aktual'nye voprosy migratsii [Migration in Russia, 2000-2012, in 3 Vol. Vol. 1, Part 1: Migration Processes and Topical Issues of Migration]. Moscow, 2013, pp. 735-743 (In Russ.).
5. Ivanyukh I.V. Mezhdunarodnaia trudovaia migratsiia [International Labor Migration]. Moscow, Economic Department of Moscow State University. TEIS, 2005 (In Russ.).
К сведению читателей
Вышла книга:
Пескова Д.Р. Обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур на основе коммерческой тайны: монография. — М.: МАКС Пресс, 2011. — 188 с.
В монографии представлены результаты исследования конкурентоспособности предпринимательских структур на основе ее взаимосвязи с коммерческой тайной. Проанализировано место коммерческой тайны в системе факторов обеспечения конкурентных преимуществ предпринимателей. Обоснована двойственность коммерческой тайны как инструмента инновационного развития экономики, с одной стороны, и теневой деятельности, с другой. Предложены механизмы преодоления негативных проявлений коммерческой тайны, а также меры по развитию ее преимуществ.
Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся экономическими проблемами развития России, ученых и преподавателей экономических специальностей.
MKCRP4H
zu:i
Д.Р. Пескова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДП РНЯИМ АТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР НА ОСНОВЕ
КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ