Научная статья на тему 'МИГРАЦИОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И УСТРЕМЛЕНИЯ СТРАН СНГ'

МИГРАЦИОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И УСТРЕМЛЕНИЯ СТРАН СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ МИГРАНТОВ / АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / МОТ / ЦУР ООН / МОДЕЛЬНЫЙ МИГРАЦИОННЫЙ КОДЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткаченко Александр Александрович

Цель исследования оценить новые направления российской миграционной политики в рамках СНГ и Евразийского союза в связи с задачей внесения изменений в действующую Концепцию государственной миграционной политики, поставленной Советом безопасности РФ, с учетом интересов стран партнеров России и потребностей российской экономики. Объект исследования миграционные (трудовые) потоки между Россией и странами СНГ, а также денежные переводы мигрантов. Статистическая база исследования ограничена 2010-2020-ми гг. с целью анализа влияния создания Евразийского экономического союза на миграцию между этими странами. Методика исследования заключалась в статистическом анализе имеющихся баз данных Росстата, Статкомитета СНГ, Всемирного банка и Центробанка России, логическом анализе причин их расхождения, сравнительном анализе правовых актов и административных норм, а также анализе профильной научной литературы и докладов международных организаций. Результаты исследования показали, что наметилась положительная динамика формирования основополагающей документационной базы в области миграции и рынка труда Межпарламентской ассамблеей СНГ, активизировался процесс институциализации задачи создания общего рынка труда семью странами СНГ Выявлены изменения в миграционных потоках и в динамике ремиттансов, свидетельствующие об ослаблении заинтересованности мигрантов как стран СНГ, так и стран, образовавших интеграционный союз, в российском рынке труда, что может привести к ослаблению интеграционных сил притяжения. Сделан вывод, что изменения в институциональной базе СНГ требуют аналогичных изменений от стран ЕАЭС и модификации Договора о Евразийском экономическом союзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION INTERESTS AND ASPIRATIONS OF THE CIS COUNTRIES

The purpose of the study is to evaluate the new directions of Russian migration policy within the CIS and the Eurasian Union in connection with the task of amending the current Concept of State Migration Policy set by the Security Council of the Russian Federation, considering the interests of Russia's partner countries and the needs of the Russian economy. The object of the research is the flows of labor migrants between Russia and the CIS countries and remittances. The statistical base of the study is limited to the 2010-2020s in order to analyze the impact of the creation of the Eurasian Economic Union on migration between these countries. The research methodology consisted of a statistical analysis of the available databases of the Federal State Statistics Service, the CIS Statistical Committee, the World Bank, and the Central Bank of Russia, a logical analysis of the reasons for their discrepancy, a comparative analysis of legal acts and administrative norms, as well as an analysis of specialized scientific literature and reports of world organizations. The results of the study show that there has been a positive trend in the formation of the fundamental documents in the field of migration and the labor market by the CIS Interparliamentary Assembly, the institutionalization of the task of creating a Common Labor Market by the seven CIS countries has intensified. The main changes in migration flows and in the dynamics of remittances are revealed, indicating a weakening of the interest of migrants from both the CIS countries and the countries of the Integration Union in the Russian labor market, which can lead to a weakening of the integration attraction. It is concluded that changes in the institutional framework of the CIS require similar changes from the EAEU countries and modification of the Treaty on the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И УСТРЕМЛЕНИЯ СТРАН СНГ»

■

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2023-51-2-27-37

УДК 325; 327; 314

JEL F 22; F 24; F 15; J 48; J61

МИГРАЦИОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И УСТРЕМЛЕНИЯ СТРАН СНГ

А.А. Ткаченко

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Цель исследования - оценить новые направления российской миграционной политики в рамках СНГ и Евразийского союза в связи с задачей внесения изменений в действующую Концепцию государственной миграционной политики, поставленной Советом безопасности РФ, с учетом интересов стран - партнеров России и потребностей российской экономики. Объект исследования - миграционные (трудовые) потоки между Россией и странами СНГ, а также денежные переводы мигрантов. Статистическая база исследования ограничена 2010-2020-ми гг. с целью анализа влияния создания Евразийского экономического союза на миграцию между этими странами. Методика исследования заключалась в статистическом анализе имеющихся баз данных Росстата, Статкомитета СНГ, Всемирного банка и Центробанка России, логическом анализе причин их расхождения, сравнительном анализе правовых актов и административных норм, а также анализе профильной научной литературы и докладов международных организаций. Результаты исследования показали, что наметилась положительная динамика формирования основополагающей документационной базы в области миграции и рынка труда Межпарламентской ассамблеей СНГ, активизировался процесс институциализации задачи создания общего рынка труда семью странами СНГ. Выявлены изменения в миграционных потоках и в динамике ремиттансов, свидетельствующие об ослаблении заинтересованности мигрантов как стран СНГ, так и стран, образовавших интеграционный союз, в российском рынке труда, что может привести к ослаблению интеграционных сил притяжения. Сделан вывод, что изменения в институциональной базе СНГ требуют аналогичных изменений от стран ЕАЭС и модификации Договора о Евразийском экономическом союзе. Ключевые слова: внешняя миграция; трудовая миграция; концепция миграционной политики; денежные переводы мигрантов; адаптация мигрантов; Содружество независимых государств; Евразийский экономический союз; МОТ; ЦУР ООН; модельный миграционный Кодекс.

Для цитирования: Ткаченко А.А. Миграционные интересы и устремления стран СНГ. Социально-трудовые исследования. 2023;51(2):27-37. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-51-2-27-37.

ORIGINAL PAPER

MIGRATION INTERESTS AND ASPIRATIONS OF THE CIS COUNTRIES

A.A. Tkachenko

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow, Russia

ABSTRACT

The purpose of the study is to evaluate the new directions of Russian migration policy within the CIS and the Eurasian Union in connection with the task of amending the current Concept of State Migration Policy set by the Security Council of the Russian Federation, considering the interests of Russia's partner countries and the needs of the Russian economy. The object of the research is the flows of labor migrants between Russia and the CIS countries and remittances. The statistical base of the study is limited to the 2010-2020s in order to analyze the impact of the creation of the Eurasian Economic Union on migration between these countries. The research methodology consisted of a statistical analysis of the available databases of the Federal State Statistics Service, the CIS Statistical Committee, the World Bank, and the Central Bank of Russia, a logical analysis of the reasons for their discrepancy, a comparative analysis of legal acts and administrative norms, as well as an analysis of specialized scientific literature and reports of world organizations. The results of the study show that there has been a positive trend in the formation of the fundamental documents in the field of migration and the labor market by the CIS Interparliamentary Assembly, the institutionalization of the task of creating a Common Labor Market by the seven CIS countries has intensified. The main changes in migration flows and in the dynamics of remittances are revealed, indicating a weakening of the interest of migrants from both the CIS countries and the countries of the Integration Union in the Russian labor market, which can lead to a weakening of the integration attraction. It is concluded that changes in the institutional framework of the CIS require similar changes from the EAEU countries and modification of the Treaty on the Eurasian Economic Union.

Keywords: external migration; labor migration; the concept of migration policy; remittances; adaptation of migrants; Commonwealth of Independent States; Eurasian Economic Union; ILO; UN SDGs; Model Migration Code.

For citation: Tkachenko A.A. Migration interests and aspirations of the CIS countries. Social and labor research. 2023;51(2):27-37. DOI: 10.34022/26583712-2023-51-2-27-37.

© Ткаченко А.А., 2023

ВВЕДЕНИЕ

Особый интерес к миграции как практический для решения острой проблемы, так и исследовательский/теоретический появился в связи с так называемым миграционным кризисом в Европе во второй половине 2010-х [11], получившего название Европейский миграционный кризис, последствия которого отслеживаются до сих пор.1 Некоторые опасения перед столь массовым наплывом мигрантов и отсутствием готовых немедленных решений привели к преувеличению опасностей, связанных с этим притоком и появлением явно алармистских предупреждений. Наиболее явное умение справиться с этим миграционным «кризисом» показала Германия, в которую устремился максимальный поток, а новые, пока еще не апробированные подходы демонстрирует Великобритания.2 Достижениям Германии помог тот факт, что немецкая миграционная политика при всех зигзагах и отступлениях в течение десятилетий была самой открытой среди западных стран и охватывала своим влиянием более массовую по объему миграцию по сравнению с другими странами Европы. В этой политике тоже были периоды ужесточения, но в данном случае речь идет о длительном тренде.

Потоки миграции связаны прежде всего с экономическими причинами, усиливающими свое воздействие по мере углубления различий между богатыми и бедными странами. Исследователи даже ставят вопрос о признании «миграции одним из наиболее действенных инструментов снижения глобальной бедности и неравенства» [8]. В проведенном исследовании большее внимание было уделено иммиграции с акцентом на трудовую, которая, собственно, и определяет специфические отличия возрастной структуры мигрантов: если в мировом населении доля 25-64-летних составляет 50%, то среди международных мигрантов намного выше - 66% [15].

Говоря о Европейском миграционном кризисе, ряд российских исследователей считает, что он выявил существующие изъяны в реализации европейской миграционной политики [1, с. 99]. Это не совсем верно. Миграционные волны, вызванные экстраординарными событиями (региональные

1 Например, более 45 700 человек воспользовались нелегальным водным (на лодках) маршрутом через Ла-Манш, чтобы добраться до Великобритании в 2022 г., что является самым высоким показателем с момента начала регистрации в 2019 г.

2 Memorandum of Understanding between the UK and Rwanda. https:// www.gov.uk/government/publications/memorandum-of-understanding-mou-between-the-uk-and-rwanda/memorandum-of-understanding-between-the-government-of-the-united-kingdom-of-great-britain-and-northern-ireland-and-the-government-of-the-republic-of-r.

войны, экологические катастрофы, распад государства), не могут в значительной степени учитываться заранее и демпфироваться соответствующими мерами в миграционной политике любого государства. Кроме того любая проводимая миграционная политика в виде концепций, стратегий и соответствующих программ имеет недостатки, так как сам объект этой политики - миграция - не позволяет заранее учесть пусть не все, но даже наиболее вероятные варианты изменений.3

За тридцать лет (1990-2020) число иммигрантов в мире возросло на всех 5 континентах и в Океании: от 156% в Африке до 214% в Латинской Америке и Карибском бассейне.4 Хотя максимальное сосредоточение иммигрантов произошло в Европе (81,7 млн), по абсолютному приросту за рассматриваемый период ее обошла Азия: 31,9 млн чел. при 30,9 млн в Европе. При этом доля иммигрантов в населении росла во всех географических районах, кроме Африки, превысив пятую часть всего населения в Океании (21,2%), увеличившись до 14,5% в Северной Америке и до 10,9% в Европе. Очевидно, что несмотря на все так называемые «угрозы» наплыва иммигрантов, европейские страны вполне успешно преодолевают связанные с этим трудности, совсем недавно превысив показатель доли иммигрантов в Северной Америки 1990 г. На европейском континенте заметное место принадлежит России, которая по накопленной миграции занимает 3 место в мире.

КОНЦЕПЦИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИММИГРАЦИИ

Октябрь 2022 г. стал важным месяцем для очередного рубежа в российской государственной миграционной политике, что связано с решением Совета безопасности внести изменения в действующую Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг., которая была принята в 2018 г.5 Поскольку изменения связаны, прежде всего, с ужесточением миграционного контроля, внесение соответствующих поправок в законодательство необходимо проводить с учетом опыта других стран, который показывает, что эффективность любых ужесточений очень низка, но требует существенных финансово-материальных затрат и

3 Кроме того, сам предмет - миграционная политика в историческом измерении очень молодой по сравнению с объектом регулирования, поэтому нет соответствующего, подающегося анализу длительного опыта применения такой политики.

4 Рассчитано по: World Migration Report 2022. Geneva: International Organization for Migration, 2022. 540 р. ISBN 978-92-9268-078-7.

5 Что обусловливалось необходимостью актуализации целей, задач и

основных направлений

часто вызывает непрогнозируемые долговременные последствия.6

Представляется также, что законодательные коррективы, которые принимаются столь срочно, не должны влиять на Концепцию как документ долгосрочного характера, поскольку она связана со значительными изменениями во взглядах общества и государства на внешнюю миграцию.

Другой довод внесения изменений в концепцию основан на усилении внимания к социальной адаптации мигрантов, что является имманентной чертой любой государственной политики по отношению к иммигрантам и, в свою очередь, связано с длительностью и многообразием адаптационного процесса, зависимого не только от государственной политики, но и от участия местных сообществ. Вопрос о культурной адаптации еще более сложен. Как отмечал В.И. Вернадский, чье 150-летие в 2013 г. было отмечено ЮНЕСКО как Год Владимира Вернадского: «мы должны считаться с чрезвычайным явлением огромного культурного наследства, связанного с прошлым» [2, с. 131]. Поэтому следует ожидать, что, приобщаясь к культуре или культурам7 населения страны входа - России, мигрант будет не только хранить свое культурное наследие, но полностью или частично передавать его своим потомкам. Поэтому и о культурной адаптации следует говорить только как о частичной, отдавая мигранту право на сохранение своей собственной культуры (своего народа) столько, сколько он пожелает.

Уточнение приоритетных задач в сфере миграции предполагает изменения в проводимой в этой области государственной миграционной политике, которая меняется, в первую очередь, из-за экономических условий общественного развития и может состоять только из двух направлений: ужесточения подходов к мигрантам или, напротив, либерализации режима приема мигрантов. Несмотря на то, что эти изменения могут вызываться геоэкономическими, геополитическими или геоэкологическими потребностями, в первую очередь, они будут продиктованы потребностями экономики в рабочей силе.

Свободная внутренняя и внешняя миграция как передвижение людей в связи с их повседнев-

6 В этой связи настораживает высказанное по итогам заседания мнение официальных лиц о внесении этих изменений уже к концу 2022 г., что все же в реальности не произошло.

7 Российские policy-makers должны постоянно помнить, что это федеративное государство богато многими десятками национальных культур, в том числе титульных народов.

ной жизнью, желаниями, потребностями, видением будущего для себя и своей семьи - общепризнанный двигатель экономического, социального и человеческого развития. Достаточно сослаться на резкий рост внутреннего потребления и торгового оборота в Китае после снятия перед восточным новым 2023 годом всех ограничений на передвижение населения по территории страны, связанных с пандемией - это яркий и неоспоримый эффект миграционной составляющей развития общества.8

Еще одно нововведение предполагаемых изменений в Концепции - масштабные мероприятия по поддержанию правопорядка в местах компактного проживания мигрантов. Проблема существует во всех странах, принимающих значительные потоки мигрантов, поэтому возможности ее решения должны приниматься только с учетом международного опыта, а также отдельных стран. Например, большой интерес представляет практика Швеции, столкнувшейся с массовым потоком беженцев из Сирии и Ирака, прибывших в поисках убежища в эту страну [1].

План конкретных мероприятий по реализации новой концепции, разработка которого предусмотрена Советом безопасности РФ, вероятнее всего будет представлен на утверждение в виде федеральных и региональных программ, субъектных и национальных проектов (учитывая специфику управления в России), нацеленных на реализацию стратегических задач в миграционной сфере.

В концепции также поставлена проблема, сформулированная как рост числа иностранцев, прибывших в Россию преимущественно с целью трудоустройства, но без датировки периода.9 Дело в том, что учет и правильная расстановка политических, геополитических и экономических интересов российского общества, населения, регионов,10 самого государства, их согласованность с партнерами по членству в ЕАЭС, требуют проведения такой миграционной политики, которая бы исключила резкие колебания численности внешних трудовых мигрантов в России, способные вызывать изменения не

8 Разумеется, это не китайская специфика, а просто наиболее «чистый» пример воздействия свободы передвижения, так как поездки населения были полностью запрещены (1), это правило не нарушалось (2) и были одномоментно сняты все ограничения на поездки (3).

9 Но главный вопрос в причинах и необходимости такого роста - он не начинается на пустом месте лишь по желанию самих мигрантов, а вызван объективными условиями экономической (иногда политической) ситуации.

10 Особенности самой протяженной и крупнейшей по площади страны мира приводят, например, к различиям геополитических интересов Дальнего Востока или Калининградской области и интересов Урала.

только в концепции, но даже в законодательной и нормативной области. Без учета российскими законами и административными актами требований интеграционного существования и взаимодействия, особенностей в области занятости стран ЕАЭС невозможно развивать рынок труда этого Союза, интегрировать его национальные экономики в единое сообщество.

ЕАЭС И НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЩИХ ПОДХОДОВ К ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Несмотря на позицию ряда авторов, считающих, что Договор о создании Евразийского экономического союза обеспечил свободу передвижения не только товаров, услуг, капитала, но и рабочей силы [3, с.101], в этом документе нет даже постановки вопроса о стремлении к созданию общего рынка труда как важной цели экономической интеграции стран - членов. Фактически трудовая иммиграция продолжает регулироваться меняющимися административными актами, время от времени приказами отдельных ведомств, а ее нерешенные проблемы все чаще обсуждаются на Евразийском межправительственном совете.

Представляется, что проблемы регулирования внешней трудовой миграции проистекают в том числе и из-за недооценки роли важного международного «арбитра» - Международной организации труда (МОТ) и ее конвенций по вопросам миграции. Например, в 2021 г. вышло уже третье издание МОТ о рабочих-мигрантах и методологии их учета (первое издание в 2013 г. )11. И

12

несмотря на то, что в своем интервью12 в связи с вступлением в должность новый генеральный директор МОТ Ж.Ф. Унгбо Нои^Ьо)13 не назвал трудовую миграцию среди приоритетов, ее невозможно обойти, решая названную им задачу: «обеспечить, чтобы социальная справедливость оставалась в центре внимания» МОТ, в том числе с учетом разрыва между бедными и богатыми странами, стимулирующего миграцию.

Страны, образовавшие ЕАЭС, находятся по разные стороны признания конвенций и их ратификации. Так, среди 5 государств - участников Евразийского экономического союза только Армения ратифицировала Конвенцию 1975 года

11 ILO Global Estimates on International Migrant Workers - Results and Methodology - Third edition. International Labour Office - Geneva: ILO, 2021. 74 p. ISBN: 9789220346563.

12 Social justice and equality will be at the heart of my mandate, says new ILO Director-General. Interview. ILO. News. 03 October 2022. https://www. ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/news/WCMS_857344/lang--en/ index.htm.

13 В некоторых СМИ дается англизированный перевод имени и фа-

милии.

о трудящихся-мигрантах (дополнительные положения) № 143,14 а Конвенция (пересмотренная) 1949 года о трудящихся-мигрантах (№ 97) ратифицирована только Арменией и Кыргызстаном. И, наконец, даже российские специалисты-правоведы, анализируя правовое регулирование миграционных отношений в ЕАЭС на международном и уровне норм национального законодательства даже не упоминают соответствующие конвенции МОТ и роль этой международной организации как основного источника нормотворчества в области труда и трудовых отношений [3, с. 104-105]. Между тем, именно недооценка роли МОТ и ее конвенций национальными институтами и экспертами «сдерживает расширение международного права и повышение стандартов защиты труда в мире» [13, с. 38].

Структура иммиграции в Россию из стран - основных источников рабочей силы для российского рынка труда как входящих в ЕАЭС, так и стран СНГ претерпела заметные изменения всего за 10 лет (рис. 1).

Обращает на себя внимание сокращение количества иммигрантов из Узбекистана (в 2012 г. - одна треть всех мигрантов), который в декабре 2020 г. стал страной - наблюдателем ЕАЭС. Напротив, доля приезжих из Таджикистана в 2021 г. резко выросла и составила почти 1/3 всех мигрантов. После образования ЕАЭС увеличилось число иммигрантов из Армении и Кыргызстана, и напротив, доли Беларуси и Казахстана уменьшились, что свидетельствует об появлении в этих странах так называемого «миграционного горба», который образовался в результате повышения доходов (ВВП) на душу населения.

РОЛЬ СЕЛЬСКОЙ МИГРАЦИИ

При всей объективности прошедшего за последние 30 лет процесса внутренней и внешней сельской эмиграции, она принесла с собой много новых сложных проблем в различных областях, приняла дополнительные гипертрофированно негативные формы при переходе российской экономики к рынку. Как отмечали М. Максимов и соавторы, «мигранты из села, переезжая в города, уносят с собой не только рабочую силу, сокращают не только трудовой потенциал села, но и его репродуктивную способность» [6, с. 67]. Сельское население традиционно имело более высокий уровень рождаемости по сравнению с городским. Это фактор демографической динамики, пока

14 Из стран СНГ она также ратифицирована и Таджикистаном, как и Конвенция № 97.

2012 2015 2021

■ Армения

33,4 6,3 ■ Беларусь

и..'"3 ж "

Казахстан I Кыргыстан I Таджикистан Узбекистан

Рис. 1 / Fig. 1. Доли прибывших в Россию иммигрантов из стран ЕАЭС и СНГ, в % / Shares of immigrants from the EAEU and CIS countries who arrived in Russia, in %

Источник/Source: Демографический ежегодник России. М.: Росстат, 2017: Стат. сб./ М.: Росстат, 2017. 263 с.- ; Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Росстат. М., 2022. - 691 с. / Demographic Yearbook of Russia. Moscow: Rosstat, 2017: Stat. Comp. / M.: Rosstat, 2017. p. 263 p.; Russian Statistical Yearbook: Stat. Sat/Rosstat. M., 2022. p. 691.

оказывающий положительное влияние на воспроизводство сельского населения и формирование трудового потенциала сельского хозяйства, тем не менее требует пересмотра общей миграционной политики для выделения ее особенностей по отношению к сельским мигрантам и сельской местности.

На необходимость корректировки государственной миграционной политики в связи с новыми или старыми, но усилившимися проблемами указывает и ряд авторов [7, с. 363], которые считают, что нельзя недооценивать роль международной миграции в социально-экономическом развитии современной России, и, особенно, ее сельских территорий. К сожалению, те же авторы предлагают ввести для чиновников разного уровня так называемый «стандарт деятельности» по содействию социально-культурной адаптации мигрантов [7, с. 363-364]. Однако предлагаемый ими порядок в форме административного акта, как показывает практика, чаще всего приводит к субъективному трактованию его положений с точки зрения чиновника на тот процесс, который он считает лучшим в конкретной ситуации. Кроме того наблюдение за выполнением так называемых стандартов приведет к увеличению количества наблюдателей, а не ускорит процесс адаптации и не улучшит качество социальной инфраструктуры, способствующей адаптации. Поэтому мы считаем, что данный вид деятельности, а также права и обязанности занятых в нем людей должны определяться только законодательными актами.

В 2020-е гг. сельская миграция в пределах России продолжала характеризоваться оттоком населения: в 2020 и в 2021 гг. миграционный прирост был отрицательным -39 тыс. и -56 тыс. чел., соответственно, в том числе внутрирегиональная

миграция составила, соответственно, -54 тыс. и -72 тыс. чел. При этом сельская миграция из-за пределов страны была положительной, что позволило компенсировать убыль сельского населения: в 2020 г. частично - приток составил 35,8 тыс. чел, а в 2021 г. полностью - приток составил 90,8 тыс. чел., в результате чего сельское население России в 2021 г. увеличилось на 34,7 тыс. чел. Основной поток сельских мигрантов шел из стран СНГ, однако, если в 2020 г. он был почти единственным - селяне из других стран составляли 0,02%, то в 2021 г. доля приезжих из-за пределов СНГ увеличилась до 4,3%.

Безусловно причины такого резкого скачка требуют специального исследования, которое бы после анализа данных о стране выбытия этих мигрантов, их возраста, образования, семейного положения и т.д., ответило на вопрос: это случайное явление, вызванное форс-мажорными обстоятельствами на родине мигрантов, или его можно учитывать в специальной миграционной политике, направленной на возрождение обезлюдивших сельских поселений в ряде регионов России. Во всяком случае оно достойно внимания не только исследователей, но и policy-makers (директивных органов), имеющих отношение к миграционной и социальной политике.

ПОПЫТКИ СОЗДАНИЯ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА СНГ

Большее внимание российского государства к миграционной политике и ее большая открытость для целенаправленного привлечения трудовых мигрантов из стран СНГ обусловлены не только сложностью этой задачи, но стереотипом ее восприятия, который эксперты МОМ прямо называют популистским мнением, основанным на весьма упрощенном тезисе «экономические мигранты активны в своих стремлениях

к миграции и обладают значительной степенью субъектности»15.

В конце 2010 - начале 2020-х гг. происходит заметное ускорение интеграционных начал в институциональной деятельности Содружества Независимых Государств (СНГ) в области занятости и рынка труда,16 включая вопросы миграции. Так, в 2017 г. была одобрена17 Концепция поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств-участников СНГ, а также утверждены Приоритетные мероприятия по формированию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы на 20172020 гг. В 2021 г. Межпарламентской Ассамблеей государств СНГ принят Модельный миграционный Кодекс.18 Как безусловное достижение этого кодекса можно оценить установление приоритета международных договоров и соглашений в сфере миграции над национальным законодательством. При этом кодекс содержит, по нашему мнению, ряд ошибочных положений, которые не способствуют продвижению стран СНГ к общему рынку труда и тем более формированию единого подхода к политике и практике миграционного регулирования на пространстве СНГ.

Если содержание статей о правах и обязанностях, статьи об основных понятиях (которая по существу является глоссарием в области миграции) в определенной мере соответствует их названиям, то глава V «Основные виды миграции: внутренняя и внешняя. Разновидности внешней миграции», название которой звучит как возвращение к глоссарию, на самом деле посвящена различным возможностям регулирования как внутренней, так и внешней миграции.

При всей полезности глоссария как такового нельзя признать удовлетворительным определение интеграции как «процесса комплексного вхождения человека в общественную среду по новому месту жительства или пребывания, целью которого является становление данного человека в качестве составной части принимающего сообщества (населения государства)», так как в нем отсутствует разделение экономической и социальной интеграции, как и сами важные и по-разному прояв-

15 World Migration Report 2022. Geneva: International Organization for Migration, 2022. 540 р. ISBN 978-92-9268-078-7.

16 Мы отмечаем ускорение, так как в 2010-е гг. принятые Рекомендации «О законодательном обеспечении регулирования миграционных процессов в государствах - участниках СНГ» не были осуществлены; программа мониторинга миграционных процессов не разработана; «Приоритетные мероприятия по формированию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы на 2017-2020 годы» были обновлены без ревизии выполнения.

17 Решение Экономического совета СНГ от 17.03.2017.

18 Постановление МПА СНГ от 16 апреля 2021 года № 52-3.

ляющиеся термины/понятия (1), даются понятия, требующие в свою очередь определения, - «комплексное вхождение» (2), допускаются стилистически неверные выражения - «человек - составная часть» (3). Кроме того, подобное определение вряд ли может быть адекватно переведено с русского на другие языки стран СНГ, а тогда глоссарий (ст. 2) как таковой теряет свое смысловое предназначение. Далеки от международно принятых и некоторые другие определения, в том числе такое базовое

19

для данного глоссария, как мигрант,19 миграционные процессы, миграционный контроль и ряд

других. Непонятно также, зачем этому документу

20

вводить определение несовершеннолетнего,20 которое дано в ратифицированных конвенциях МОТ и, кроме того, не совпадает с национальными законодательствами, а они имеют на это право, ограниченное лишь мотовской конвенцией. Основные принципы и задачи государственной миграционной политики определены в ст. 3 гл. 2, среди которых в качестве первой основной задачи опять постулируется все та же идея ограничений на передвижение мигрантов: «разработка и реализация мер по защите национального рынка труда путем выдачи иностранным гражданам разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности». У любого непредвзятого специалиста миграционного ведомства или потенциального мигранта, безработного или ищущего работу лица возникает вопрос: а зачем же СНГ принимало Концепцию поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы в 2017 г.?

Возникают также вопросы о том, что есть при-оритет21 в области рынка труда, почему для его достижения/этапа достаточно 4-х лет, т.е. на каком основании все программы или другие мероприятия носят краткосрочный характер? Представляется, что принятие столь ограниченной во времени концепции и затем признание необходимости ее актуализации в плане мероприятий, чей календарь находится уже вне сроков самой концепции, как и Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 г. (далее - Стратегии СНГ-2030) свидетельствует скорее об отсутствии взаимоприемлемой

19 физическое лицо ... , перемещающееся по территории государства вне зависимости от причин этого перемещения.

20 как лица, не достигшего 18 лет.

21 Многие развивающиеся страны рассматривают внешнюю трудовую миграцию через призму влияния цифровизации экономики [9], но внутренние миграционные процессы также тесно связаны с ней, позволяя предоставлять самым удаленным районам возможность получения полной и новейшей информации. Это влияние/возможности воздействия особенно важны для сельских поселений, в том числе в районах российских регионов.

точки зрения на перспективы создания общего рынка труда и невозможности разработки долгосрочной концепции по многим причинам. «Концепция поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы» была принята в 2017 г. Ее актуализация предусмотрена Планом мероприятий по реализации первого этапа (2021-2025 гг.) Стратегии СНГ-2030. В документе прописаны задачи по определению согласованных подходов к созданию правовых и институциональных условий для рационального использования трудового потенциала государств - участников СНГ, а также «свободного перемещения рабочей силы, адаптации мигрантов к требованиям и обычаям государства трудоустройства».22

Вопрос возникает и по поводу самого первого пункта мероприятий о разработке Соглашения о сотрудничестве государственных служб занятости населения государств - участников СНГ, где целью реализации предусмотрена, в том числе, выработка согласованных подходов к распределению и обмену рабочей силы. Общий рынок создается в странах с рыночной экономикой, где мобильность рабочей силы регулируется теми же закономерностями, что и остальные факторы производства. Кто и куда будет распределять рабочую силу? Вероятно, имеется в виду система квот на привлечение иностранной рабочей силы и ее распределение по территориям,23 но это противоречит свободному передвижению рабочей силы, о котором говорится в преамбуле Концепции, и не может относиться к странам СНГ и ЕАЭС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подобные противоречия можно найти и в ряде научных публикаций. Так, существует точка зрения, что в условиях рыночной экономики роль прогнозирования в регулировании и управлении занятостью населения усиливается. Авторы статьи четко не прописали, в чем они видят различие и что они понимают под управлением в отличие от регулирования [5]. Позиция по этому вопросу других исследователей и международных организаций была представлена на страницах журнала «Социально-трудовые исследования» [14, с. 72].

В самой концепции также имеется ряд «серых» зон, которые, мягко говоря, не совпадают с нормами Международной организации труда (МОТ), чьи ратифицированные национальными государствами конвенции обязательны для исполнения. В

22 Страны СНГ актуализируют Концепцию поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы. 28 апреля 2022 года. URL: https://iacis.ru/novosti/sekretariat_soveta_mpa_sng_ news/strani_sng_aktualiziruyut_kontceptciyu_poetapnogo_formirovaniya_ obshego_rinka_truda_i_regulirovaniya_migratcii_rabochej_sili.

23 Как они ее называют - организованного набора, т. е. мероприятия явно нерыночного и опять реанимированного.

этой связи весьма противоречива запись о таком негативном, с точки зрения концепции, основном признаке современного состояния рынка труда, как выход на рынок граждан, ранее не претендовавших на рабочие места. Любые граждане, являющиеся по закону потенциальной рабочей силой, могут выходить и уходить с рынка труда/сферы занятости в любое желательное для них время [4]. К этому всегда должны быть готовы государство и правовое поле, включая соглашения союзов трудящихся и предпринимателей, а выход или уход регулируется экономической конъюнктурой рынка и развитостью социальной инфраструктуры, с учетом чего и происходит заключение соглашения между работником и работодателем, и регулирующими эту сферу жизнедеятельности законами, которые должны соответствовать конвенциям МОТ.

Такой или подобный подход, к сожалению, просматривается и в позиции представителей институций СНГ, которые считают, что существовала и существует следующая приоритетность задач в экономике: «изначально нужно было разобраться с товарными потоками, затем с движением капитала и услуг, а сейчас назрел вопрос создания цивилизованного рынка труда».24 Исходя из этого умозаключения и аналогичных высказываний, получается, что 30 лет существования СНГ оно использовало факторы производства лишь поэтапно, исходя из какой-то полумистической пошаговой программы/плана, что абсолютно противоречит экономической теории, согласно которой все факторы производства при всей их специфике взаимозависимы и действуют одновременно. В то же время это высказывание отражает позицию policymakers, согласно которой рынку труда и занятости уделялось меньше внимания, чем капиталу/инвестициям, темпам роста и т.д.

ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ МИГРАНТОВ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ

Роль ремиттансов25 для страны и ее населения обычно оценивают долей их объема по отношению к ВВП, но она не менее очевидна при значительной разнице в соотношении численности населения и объема ремиттансов. Так, в Албании и Алжире почти равный объем ремиттансов - 1 800 и 1 829 млн долл., соответственно, однако население Алжира в 15,5 раза больше, что свидетельствует о значительной роли переводов для уменьшения бедности в Албании. Доля ре-

24 URL: https://interaffairs.ru/news/show/37247

25 Как совокупность денежных и неденежных переводов мигрантов: подробнее [12, с. 97].

Таблица/ Table

Показатели ремиттансов в странах СНГ / Indicators of remittances in the CIS countries

2015 2021 2022 Доля ремиттансов в ВВП, % / Share of remittances in GDP, % Прирост ремиттансов: 2022/2021/ Remittances growth: 2022/2021 ИЧР ПРООН / HDI UNDP

Млн долл. / $ in Millions %* Млн долл. / $ in Millions %*

Таджикистан 2258 98,3 2922 61,6 3200 32.1 9,5 0,685

Кыргызстан 1688 81,9 2792 76,3 3050 31.3 9,2 0,692

Узбекистан 4843 63,2 9198 60,1 13500 17.1 46,8 0,727

Азербайджан 1270 65,0 1527 64,6 2150 3.1 40,8 0,745

Туркмения 16 100 1 30,0 1 0.001 0,0 0,745

Армения 1491 63,1 1557 55,7 3350 18,9 108,1 0,759

Молдова 1540 40,1 2119 13,6 2170 15.4 4,1 0,767

Украина 8474 14,8 18060 2,8 18421 13.9 2,0 0,773

Грузия 1459 31,9 2644 22,8 4100 16.3 55,1 0,802

Беларусь 932 24,7 1150 23,8 1350 1,7 18,7 0,808

Казахстан 294 310 44** 370 0.2 19,4 0,811

Россия 6903 9647 6000 0.3 -37,8 0,875

Примечание: страны ранжированы по возрастанию показателя ИЧР; * доля переводов из России во всех переводах в страну; ** по прогнозу ВБ (Ranking.kz (www.ranking.kz)).

Источник/Source: составлено и рассчитано по: URLhttps://databank.worldbank.org/reports.aspx?source=2&series=BX.TRFPWKR.CD.DT&country=#; https:// hdr.undp.org/ data-center/human-development-index#/indicies/HDI / compiled and calculated according to URL: https://databank.worldbank.org/reports. aspx?source=2&series=BX.TRFPWKR.CD.DT&country=#; https://hdr.undp.org/ data-center/human-development-index#/indicies/HDI

миттансов в ВВП этих стран, соответственно, составляет 9,9% и 1,0%.26

Из всех стран на постсоветском пространстве выделяются Россия, занимающая девятое место в мире по отправляемым мигрантами переводам,27 с одной стороны, и Таджикистан (32%) и Кыргызская Республика (31%),28 которые занимают 4-е и 5-е место в мире по объему получаемых ремиттансов/денежных переводов, с другой стороны. Вопрос о снижении стоимости переводов ремиттансов считается настолько важным, что, в первую очередь, связано с повышенным вниманием международных организаций к развивающимся странам, а среди них - к странам с низким доходом, что его включили в Цели в области устойчивого развития ООН (ЦУР 10. c.1). Последние имеющиеся данные за второй квартал 2022 г. показывают, что средние затраты на отправку 200 долл. США составляли 6% и считались высокими,29 самой низкой была стоимость в регионе Южной Азии - 4,1%.30 В то же время стоимость переводов из России в страны СНГ и ЕАЭС уже ниже целевых: в Кыргызстан - 1%, в Таджикистан - 2%, в то время как стоимость переводов из Германии в эти же страны составляет около 10%.31

26 URL: https://databank.worldbank.org/reports.aspx?source=2&series=BX. TRF.PWKR.CD.DT&country=#;

27 Еще в 2012-2013 гг. Россия занимала второе место в мире.

28 URL: https://data.worldbank.org/indicator/BX.TRF.PWKR.DT.GD.ZS

29 Целевой показатель ЦУР 3%.

30 В 2021 году объем денежных переводов трудовых мигрантов демонстрирует уверенный рост в размере 7,3 процента. ПРЕСС-РЕЛИЗ ВБ. https:// www.vsemirnyjbank.org/ru/news/press-release/2021/11/17/remittance-flows-register-robust-7-3-percent-growth-in-2021.

31 URL: https://remittanceprices.worldbank.org/.

Посмотрим на динамику ремиттансов в годы после образования ЕАЭС, которое, предположительно, могло влиять на этот процесс (табл.). За всю наблюдаемую историю денежных переводов (с 1990 г.) Армения в 2022 г. достигла пика в объеме получаемых переводов (3,35 млрд долл.) и увеличила их долю в ВВП до 18,9%. Это свидетельствует о неблагоприятных тенденциях в экономике и эмиграции, поскольку в 2015-2020 гг. страна стабильно снижала зависимость от ремиттансов.

Из таблицы видно, что только две страны на постсоветском пространстве попадают в группу среднего уровня человеческого развития, но при этом они очень близки к границе перехода в следующую более высокую группу (0,700). 6 стран находятся в группе с высоким уровнем развития и пять стран - в группе с очень высоким уровнем.

На всем постсоветском пространстве в 2022 г. только у России и Литвы объемы поступающих в страну ремиттансов снизились, при этом для национальных экономик этих стран, как и для казахской экономики роль этого вида финансовых притоков была ничтожной (менее 1% ВВП). В то же время обращает на себя внимание заметное падение объема переводов в Россию до уровня ниже 2015 г. В других странах этого пространства ремиттансы оказывали существенное влияние на экономику (кроме Азербайджана и Беларуси). В таблице приводятся данные о индексе человеческого развития ИЧР, который различается в зависимости от уровня национального дохода на душу населения. Как показали последние исследования МОМ, в странах с низким уровнем до-

хода, как правило, отмечается и низкий уровень эмиграции. Среди стран СНГ лишь Таджикистан попадает в группу с низким уровнем по данным ВБ, но он же имеет высокий уровень трудовой эмиграции, которая среди всего миграционного притока в Россию составляет 22,5% в общем миграционном приросте и 24,4% в приросте из стран СНГ (2021).32 Это помогает стране, с одной стороны, в росте уровня доходов домохозяйств и даже увеличению инвестиций этих домохозяйств в экономику, но, с другой стороны, национальные экономисты ставят вопрос о необходимости путем проведения «разумной миграционной политики» [10, с. 19] остановить широкий поток квалифицированных мигрантов, так как его расширение препятствует потенциальным возможностям развития таджикской экономики.

Исследования зависимости эмиграции от дохода в стране эмиграции (оттока населения), проводимые в Институте исследований проблем труда (IZA33) и экспертами МОМ [16; 20, р. 197-199; 17], показывают, что в начальный период этого роста увеличение доходов способствует росту эмиграции, а не ее снижению, и лишь после достижения определенной точки в росте доходов, которую называют «миграционным горбом» (migration hump) [18], начинается уменьшение эмиграции при росте доходов. Исследование М.А. Клеменса показало, что уровень эмиграции начинал снижаться после достижения доходов на душу населения на уровне 7-8 тыс. долл. США [20, p. 198].

Внешняя трудовая миграция как потребность российской экономики в течение всего времени функционирования в условиях рыночного хозяйства самым тесным образом связана с текущей ситуацией на рынке труда и его динамикой. Длительный период послевоенного развития показывает, что в США как крупнейшей экономике мира государственные органы всегда занимались вопросами рынка труда и занятости, включая проблемы развития этой важнейшей части экономики в правительственные доклады, в прогнозы развития страны и в программы федеральных институциональных единиц. Возьмем новейший по времени пример внимания Федеральной резервной системы США (ФРС), аналога Центрального банка России, к рынку труда в сложный период национальной экономики и потребителей, обусловленный значительной по американским меркам инфляцией. ФРС США повышает процентные

32 Рассчитано по: Численность и миграция населения Российской Федерации в 2021 году (Статистический бюллетень). М.: 2022 г. Табл. 2.6.

33 Institut zur Zukunft der Arbeit (Бонн) - во всех публикациях и докладах

проходит как IZA

ставки, чтобы восстановить стабильность цен и сбалансировать рынок труда. Спрос на новых сотрудников превышает предложение свободных рабочих в США, поскольку уровень безработицы упал до самого низкого уровня за более чем 50 лет, и это способствовало более высокой инфляции. Анализ Международного валютного фонда показывает, что сохранение курса валюты и повышение процентных ставок для того, чтобы помочь восстановить равновесие в экономике, укротит инфляцию уже в 2023 г. Хотя эти более высокие ставки временно увеличат безработицу, они проложат путь к стабильной инфляции и устойчивому экономическому росту, что в конечном итоге поможет создать больше рабочих мест в будущем.34 В отличие от ФРС ЦБ России не принимает участия в разработках институциональных единиц по программам рынка труда и тем более трудовой миграции.

ВЫВОДЫ

Анализ задач по модификации концепции государственной миграционной политики России и ее влияния на политику и законодательное поле в области внешней миграции на оставшиеся 3 года существования показал, что Концепция не может решать текущие и вновь возникающие проблемы и задачи, так как она по своей сути не предназначена для этого. В этом аспекте в государственной политике российскому правительству и его соответствующим институциональным органам необходимо обратить внимание на новую тенденцию внешней сельской миграции, возмещающей внутренний отток и отрицательный естественный прирост, усилившийся во второй половине 2010-х гг. и в 2020-е гг., сельского населения и попытаться превратить эту тенденцию в устойчивый тренд, проводя специальную избирательную политику привлечения мигрантов в сельскую местность.

Разработка и утверждение Модельного миграционного Кодекса, с одной стороны, свидетельствует о росте заинтересованности государств СНГ в сближении понимания ситуации и совместных действий по ее регулированию, с другой стороны, позволяет сделать вывод о насущной необходимости сближения позиций научно-исследовательских сообществ стран СНГ и их более широкого привлечения к разработке

34 Эндрю Ходж. Приведение экономики США в равновесие= Bringing the US Economy Back into Balance. By Andrew Hodge. 16 февраля 2023 г. https://www.imf.org/en/News/Articles/2023/02/ миграции 15/cf-usa-bringing-the-us-economy-back-into-balance?utm_medium=email&utm_ source=govdelivery

подобных документов Содружества на основе изучения многообразного международного опыта и при соблюдении норм и правил, выработанных мировым сообществом в лице международных организаций. Будущее видение миграционных процессов на пространстве Содружества достойно внимания не только исследователей, но и директивных органов этих стран, включая Россию как основной экономический центр притяжения, имеющих отношение к миграционной и социально-экономической политике. При этом данный вид регулирующей деятельности в области миграции, а также права и обязанности занятых в ней людей должны определяться в первую очередь законодательными актами, что требует уменьшения административных форм регулирования и перехода к преобладанию законодательных форм.

Анализ Соглашения о сотрудничестве в сфере содействия занятости стран СНГ, принятого в 2021 г. 7 странами Содружества, позволил сделать вывод о безусловной потребности внести изменения в Договор о ЕАЭС, дополнив его статьей о создании общего рынка труда как важной и даже

первоочередной цели Евразийского союза. Анализ новых тенденций в институциональной деятельности органов СНГ и ЕАЭС позволяет подтвердить наш теоретический вывод о том, что общий рынок труда является сердцевиной региональной экономической интеграции, без которой она обречена на отсутствие прогресса в своем развитии.

Намечаемые изменения в российской стратегии на основе Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы не должны привести к системному сбою в потенциалах стран ЕАЭС и самого ЕАЭС по обеспечению социальной защиты мигрантов и их семей и устойчивости национальных экономик, особенно зависящих от ремиттансов/де-нежных переводов мигрантов. Односторонние решения российской стороны в отношении свободной миграции на пространстве ЕАЭС могут лишь навредить сложному взаимодействию организационных структур ЕЭК и национальных правительств, складывающемуся интеграционному потенциалу, культуре и приоритетам как принимающих стран, так и стран выхода мигрантов.

БЛАГОДАРНОСТИ

Статья подготовлена по результатам исследования, выполненного за счет бюджетных средств в рамках государственного задания Финансового университета при Правительстве РФ на 2023 год.

ACKNOLEDGEMENTS

The article was prepared based on the results of a study carried out at the expense of budgetary funds according to the state task of the Financial University in 2023.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Агафошин М. М., Горохов С. А., Дмитриев Р. В. Беженцы из Сирии и Ирака в Швеции: особенности расселения в период миграционного кризиса // Балтийский регион. 2022; 14(4):98-112. doi: 10.5922/2079-8555-2022-4-6.

2. Вернадский В.И. Размышление натуралиста. В двух книгах. Научная мысль как планетное явление. Книга вторая. М.: «Наука», 1977. 192 с.

3. Воронина Н.А. Внешняя трудовая миграция в условиях евразийской интеграции: правовые аспекты // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2017;12(1):94-113.

4. Исломидинзода А.А. Регулирование мобильности рабочей силы в рамках ГАТС/ВТО: условия и принципы // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). 2021;3-4(75):169-180.

5. Ли И. Т.-Д., Назаров А.Ш., Назаров Д.А. Выбор метода регулирования рынка труда на основе обзора методов прогнозирования и регулирования // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). 2020;4(72):39-47.

6. Максимов М., Ткаченко А., Чураков В. Демографический потенциал и трудовые ресурсы. Возможности мониторинга // Человек и труд. 1997;(2):66-69.

7. Малинина Т.Б., Липатова Л.Н. О необходимости корректировки государственной миграционной политики // Россия: Тенденции и перспективы развития: Ежегодник. Материалы XIII Международной научно-практической конференции, Курск, 03-04 июня 2022 года / Отв. редактор В.И. Герасимов. Том. Выпуск 17. Часть 3. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2022; 362-364.

8. Миланович Б. Глобальное неравенство: от классовой принадлежности к стране проживания, от пролетариев к мигрантам // Экономическая политика. 2016; 11(1):14-26. DOI 10.18288/1994-5124-2016-1-02.

9. Султанов З., Солиева Л.Ф. Цифровизация, ускоренная индустриализация экономики и внешняя трудовая миграция - веление времени // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). 2021;2(74):10-20.

10. Султанов З., Шарипова А. Г. Региональная экономическая интеграция и трудовая миграция как важнейшие факторы стабильного и устойчивого роста экономики // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). 2022;1(76):9-19.

11. Ткаченко А.А. Глобальные проблемы гуманитарной и трудовой миграции и перспективы развития Европейского союза // Мировая экономика и мировые финансы: коллективная монография по материалам II Международной научно-практической конференции / под ред. Е.А. Звоновой, Н.Л. Орловой. М.: РУСАЙНС, 2017;59-66.

ш

12. Ткаченко А.А., Гиноян А.Б. Место ремиттансов в финансовых потоках в развивающиеся экономики // Финансы: теория и практика. 2017;21(6(102)):94-107. DOI 10.26794/2587-5671-2017-21-6-94-107.

13. Ткаченко А.А. Роль МОТ в международных процессах к столетию международной организации // Международные процессы. 2019;17(3(58)):36-50. DOI 10.17994/IT.2019.17.3.58.3

14. Ткаченко А.А. Терминология в области миграции: проблемы международной сопоставимости // Социально-трудовые исследования. 2020;4(41):68-79. DOI 10.34022/2658-3712-2020-41-4-68-79.

15. Щербакова Е.М. Международная миграция по оценкам 2022 года // Демоскоп Weekly. 2022. № 973-974. URL: http://demoscope. ru/weekly/2022/0973/barom01.php

16. Clemens M.A. 2014 Does development reduce migration? IZA Discussion Paper Series, 8592. IZA DP No. 8592. 46 р.

17. Clemens M.A. and H.M. Postel. 2018 Deterring emigration with foreign aid: An overview of evidence from low-income countries. // Population and Development Review. 2018;44(4):667-693.

18. De Haas H. 2020. Paradoxes of migration and development. In: Routledge Handbook of Migration and Development. London: Routledge, 2020. Р. 17-31

REFERENCES

1. Agafoshin M.M., Gorokhov S.A., Dmitriev R.V. Refuges from Syria and Iraq in Sweden: Resettlement during the migration crisis. Baltiskii Region. 2022;14(4):98-112. DOI: 10.5922/2079-8555-2022-4-6. (In Russ.).

2. Vernadsky V.I. The thought of a naturalist. In two books. Scientific Thought as A Planetary Phenomenon. T. 2. Moscow: Nauka publishers, 1977. p. 192. (In Russ.).

3. Voronina N.A. External labor migration within the framework of the Eurasian integration: legal aspects. Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2017;12(1):94-113. (In Russ.).

4. Islomidinzoda A.A. Regulation of labor mobility under GATS/WTO: Conditions and principles. University Bulletin (Russian Tajik (Slavonic) university). 2021;3-4(75):169-180. (In Russ.).

5. Lee I.T.-D., Nazarov A.Sh., Nazarov D.A. Choice of a labor market regulation method based on a review of forecasting and regulatory methods. University Bulletin (Russian Tajik (Slavonic) university).2020;4(72):39-47. (In Russ.).

6. Maksimov M., Tkachenko A., Churakov V. Demographic potential and labour resources. Monitoring capabilities. Vlast' = The Authority. 1997;2:66-69. (In Russ.).

7. Malinina T.B., Lipatova L.N. On the need to adjust the state migration policy - In: Russia: Trends and development prospects: Yearbook. Proceedings of the XIII International Scientific and Practical Conference, Kursk, June 03-04, 2022 / Ed. V.I. Gerasimov. Vol. Iss. 17. Part 3. Moscow: Institute for Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences; 2022. p. 362364. (In Russ.).

8. Milanovic B. Global Inequality: From Class to Location, from Proletarians to Migrants. Economic Policy. 16;11(1):14- 26. (In Russ.). DOI 10.18288/1994-5124-2016-1-02.

9. Sultanov Z., Solieva L.F. Digitalization, rapid industrialization of the economy and foreign labor migration - the demand of the times. University Bulletin (Russian Tajik (Slavonic) university). 2021;2(74):10-20. (In Russ.).

10. Sultanov Z., Sharipova A. G. Regional economic integration and labor migration as the most important factors of stable and sustainable economic growth. University Bulletin (Russian Tajik (Slavonic) University). 2022;1(76):9-19. (In Russ.).

11. Global problems of humanitarian and labour migration and prospects for the development of the European Union. In: World Economy and World Finance: a collective monograph based on the materials of the II International Conference / Eds. E.A. Zvonova, N.L. Orlova. Мoscow: Ru-Science; 2017. p. 59-66. (In Russ.).

12. Tkachenko A.A., Ginoyan A.B. The place of remittances in financial flows into developing economies. Theory and Practice. 2017;21(6):94-107. (In Russ.).

13. Tkachenko Л.А. The importance of the ILO in international processes: the centenary of the international organization. Mezhdunarodnye Processy = International Trends. 2019;17, 3(58):36-50. (In Russ.). DOI 10.17994/IT.2019.17.3.58.3

14. Tkachenko A.A. Migration terminology: Problems of international comparability. Social and labor research. 2020;41(4):68-79. (In Russ.). DOI: 10.34022/2658-3712-2020-41-4-68-79.

15. Shcherbakova E.M. International migration according to 2022 estimates. Demoscope Weekly. 2022;973-974. URL: http://demoscope. ru/weekly/2022/0973/barom01.php

16. Clemens M.A. 2014 Does development reduce migration? IZA Discussion Paper Series, 8592. IZA DP No. 8592. p. 46.

17. Clemens M.A. H.M. Postel. 2018 Deterring emigration with foreign aid: An overview of evidence from low-income countries. Population and Development Review. 2018;44(4):667-693.

18. De Haas H. 2020. Paradoxes of migration and development. In: Routledge Handbook of Migration and Development. London: Routledge; 2020. p. 17-31.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Александр Александрович Ткаченко - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Alexander A. Tkachenko - Dr. Sci. (Econ.), Professor, Chief Researcher, Institute for Research of International Economic Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-8828-1761 alaltkachenko@gmail.com

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 24.03.2023; после рецензирования 30.03.2023, принята к публикации 02.04.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 24.03.2023; revised on 30.03.2023 and accepted for publication on 02.04.2023. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.