П
роблема социальных, экономических, политических и демографических преобразований в нефтедобывающих арабских странах является одной из самых актуальных.
Многие исследователи полагают, что «несущей конструкцией» национальных моделей демографического развития являются традиции и менталитет различных народов, на которых «крепятся» формы государственного регулирования демографических процессов.
Миграционная политика стран Персидского залива
УДК 331.556.4
Показательно в этой связи понятие национальной экономики, введенное в научный оборот Густавом Шмоллером, впервые обратившим внимание на «экономическую психологию» того или иного народа, придающую неповторимость национальной экономике.
Фонд народонаселения ООН регулярно, с целью выявления различных вариантов государственной политики народонаселения, проводит опросы профильных государственных организаций практически всех стран мира. Анализ полученных данных позволяет свести различные варианты политики народонаселения к 8 основным типам. При этом государственная политика народонаселения включает два компонента. Первый из них — оценка уровня демографических процессов; второй, возникающий на основе первого, — уровень принятия решения и государственного вмешательства в упомянутые процессы. Из этих решений (увеличить, уменьшить, сохранить) и складывается общая картина государственной политики народонаселения в целом и миграционной политики различных стран мира.
Правительства стран Персидского залива, следуя по стопам прежних колониальных администраций, переняли у них предельную централизацию и слабое разделение между различными ветвями власти, а также установку на патернализм в национальной политике. Данные обстоятельства объясняют относительную политическую стабильность правящих режимов, которые поддерживают социальную стабильность, осуществляя время от времени незначительные изменения и проводя политику протекционизма в отношении коренного населения. Фундаментом благополучия коренного населения служат законы, в соответствии с которыми 51% капитала любой компании должен принадлежать местному жителю (представителю коренного населения).
Правительства стран Залива в полной мере осознают необходимость принятия мер по ограничению притока иностранной рабочей силы и снижению уровня безработицы. Об этом свидетельствуют проводимые в них программы поощрения замещения иностранных работников местными жителями (так называемые программы «оманизации», «саудизации», «эмиратизации» и т. д.).
Исторически арабские государства вступили на промышленный путь развития в разное время, но это не исключает наличия у них ряда объединяющих черт. К ним относятся моноориентированная, вплоть до последнего времени, экономика, общая религия, сходные климатические условия жизни и работы, похожее социальное устройство общества.
Однако с точки зрения использования наемного труда у каждой страны рассматриваемого региона существует определенная специфика. В регионе запрещены все политические партии и организации, что отразилась на ратификации «Конвенции о свободе ассоциаций» (1948 г.) и «Конвенции о праве на организацию и ведение коллективных переговоров» (1949 г.). Лишь Бахрейн, Кувейт, ОАЭ и Саудовская Аравия ратифицировали «Конвенцию о ликвидации насильственного и принудительного труда» (Катар и Оман приняли ее лишь частично). Бурная миграция населения в первой половине XX в., интенсивный рост населения способствовали принятию «Конвенции о равном вознаграждении» (1951 г.) и «Конвенции о дискриминации в области труда и занятости» (1958 г.).
В последней трети XX в. и начале XXI в. во всех странах Персидского залива произошло падение рождаемости, что, впрочем, не нашло отражения в соответствующем увеличении доли пожилого населения. Данная особенность возрастной пирамиды стала признаком существенного омолаживающего влияния возрастающей трудовой иммиграции (в основном находящиеся в трудоспособном возрасте мужчины). С 1975 г. в динамике
Оман Кувейт
□ - 1995 г.
□ — 2000 г. Н — 2005 г.
1 г
Катар Бахрейн
КСА
ОАЭ
К X х V
и х < 2
со о
5 о
>
Рис. 1. Динамика соотношения полов населения стран Персидского залива в молодом трудоспособном возрасте
численности трудоспособной группы во всех странах Персидского залива наблюдается неуклонный перевес мужского населения. Именно здесь фиксируются точки максимума в диспропорции (имеется страновая специфика). Так, в 1975-2005 гг. численность населения в трудоспособном возрасте возросла в Бахрейне в 3 раза, в Саудовской Аравии — в 3,2 раза, в Катаре — в 4,5 раза, в ОАЭ — в 5,2 раза, в Кувейте — в 2,7 раза, в Омане — в 3,4 раза. Для всех этих стран характерна диспропорция в соотношении полов в пользу мужчин, причем в детских и старых возрастах она незначительна, достигая максимума для населения в трудоспособном возрасте.
Однако с середины 1990-х гг., благодаря политике народонаселения, направленной на вовлечение в трудовую деятельность так называемых «локалов» (представителей коренного населения) в молодом трудоспособном возрасте (20-29 лет), в Омане и Кувейте наблюдается сокращение разрыва. В этих странах приходится 102-108 мужчин на 100 женщин. В 2000 г. данная тенденция была отмечена в Саудовской Аравии, Кувейте и Омане, а в 2005 г. — во всех странах Персидского залива, за исключением ОАЭ [1-11] (рис. 1).
За 1975-1995 гг. в Катаре, ОАЭ, Кувейте, Бахрейне, Омане и Саудовской Аравии доля международных мигрантов в населении в целом возросла в 1,1, 1,3, 1,4, 1,7, 2,1, и 2,2 раза соответственно. В 1995-2005 гг. доля международных мигрантов в населении увеличилась от 0,9% в ОАЭ до 3,2% в Бахрейне. Лишь в Омане она понизилась на 1,9% (рис. 2). В 2005 г. максимальная доля международных мигрантов в населении в целом наблюдалась в Катаре (78,3%), а минимальная — в Саудовской Аравии (24,7%) [13].
Как известно, динамика населения складывается из естественного и миграционного приростов, причем последний становится решающим компонентом роста. Наблюдавшийся в течение рассматриваемого нами периода интенсивный миграционный обмен с другими, в основном мусульманскими, странами оказал существенное влияние на рост численности населения и изменение асимметрии мужской и женской части возрастно-половой пирамиды. Несмотря на трудные
условия существования и низкую (не более 300 долл. США в месяц) зарплату, тысячи пакистанцев, индусов и жителей других азиатских стран стремятся всеми правдами и неправдами попасть в страны Персидского залива.
Специфическая возрастно-половая структура населения в странах Персидского залива отражает наблюдавшийся на протяжении длительного времени массовый приток мужчин-мигрантов в трудоспособном возрасте и тяжелую и почти невозможную ассимиляцию, что обусловлено закрытостью и традиционностью арабского общества. В странах Залива складывается парадоксальная ситуация, когда на фоне роста безработицы среди коренного населения многие сферы экономической и административной жизни проектируются, создаются и обслуживаются иностранцами.
О целенаправленной политике властей по обучению собственных специалистов, а также проводимой политике «замещения» привлеченных специалистов местными свидетельствует и обязательный стандарт заработной платы для различных категорий работников, заметно различающийся по величине для коренных жителей и иностранцев. Данный процесс иллюстрирует устоявшийся термин «эмиратизация» рынка труда. В ОАЭ проводится политика «эмиратизации» рабочих мест, что означает введение жестких квот по отраслям для граждан этой страны. Так, например, в банковской сфере должно работать не менее 4% представителей коренного населения.
Таким образом, с одной стороны, власти как будто стремятся к формированию национального рабочего класса, но, с другой стороны, они изначально ставят его представителей в исключительное положение, превращая коренных жителей в «рабочую аристократию». Иностранные рабочие, создавшие в годы «нефтяного бума» материальную основу хозяйственной жизни нефтяных монархий, лишены социальных услуг, которые предоставляют подданным, живут и работают в менее комфортных условиях и по решению властей могут быть в любое время высланы на родину. Во всех странах возможности натурализации и принятия местного подданства крайне затруднены даже для этнических арабов. Наиболее отчетливо данная
К X х V
и х С 2
со о
5 о
Я 100
>
р. н и
К к
X аз Ч аз о <я н
«
о я
а
Еч
к г
и ч о
ч:
9080706050403020100
78,3
78,1
58,9
49,6
26,7_24,7
Катар
ОАЭ
Кувейт Бахрейн Оман КСА
Страна
Рис. 2. Пропорциональное соотношение количества мигрантов и местного коренного населения
тенденция проявилась в эмиграционной политике правительств стран Залива.
Государственная эмиграционная политика арабских стран Персидского залива в целом характеризуется либеральным подходом к эмиграции. Наиболее распространенный тип эмиграционной политики формулируется следующим образом: «эмиграция удовлетворительная: требуется государственное вмешательство с целью сохранения» (по предложенной А. Н. Каменским классификации тип политики № 4) [4]. Этой политики придерживаются все страны с разницей только во временном интервале. В течение 1976-2001 гг. все страны Залива — Катар, Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия и Оман — считали, что эмиграция находится на удовлетворительном уровне. Но уже в 2005 г. Кувейт декларировал о слишком низком уровне эмиграции, а остальные страны придерживались прежних позиций. В 1976 г. Оман и Саудовская Аравия, в 1989 г. Бахрейн, Кувейт и ОАЭ, а в 1999 г. Катар объявляют о нецелесообразности государственного вмешательства в эмиграционную политику. Итак, в странах залива сложились различные типы миграционной политики (таблица 1).
Близким по классификации является подразделение эмиграционной политики на несколько видов — «эмиграция удовлетворительная; государственного вмешательства не требуется» (тип политики № 5 по той же классификации). Он проводится во всех странах Персидского залива, за исключением Омана. Для этого типа политики характерен высокий и имеющий тенденцию к росту ВВП на душу населения.
В Саудовской Аравии в 2005 г. принцип эмиграционной политики был сформулирован следующим образом: «Эмиграция удовлетворительная; требуется государственное вмешательство для ее понижения» (тип политики № 6).
Правительство Кувейта придерживается мнения о том, что эмиграция слишком низкая, но государственного вмешательства не требуется (тип политики № 1). Несмотря на то что в 1997 г. в стране был издан указ о ежегодной замене 10% иностранной рабочей силы гражданами Кувейта, он действовал не дольше двух лет, поскольку количество квалифицированных представителей коренного населения оказалось ограничено. Тем не менее правительству Кувейте удалось повысить занятость коренного населения в государственном секторе.
Что касается внутренней миграции в странах Залива, то Бахрейн — единственная страна, проводившая в 1974-2005 гг. либеральную политику пространственного распределения населения между регионами. Она формулировалась следующим образом: «пространственное распределение населения на территории страны удовлетворительное и государственное вмешательство не требуется» (тип политики № 5). Какие-либо ограничения на иммиграцию отсутствовали. Для стимулирования найма местных работников был введен порядок, когда работодатель, принимающий одного иностранного работника, был обязан нанять двух местных. До 2001 г. аналогичная политика проводилась в Катаре, Кувейте и Саудовской Аравии.
Таблица 1
Различные типы государственной иммиграционной политики стран Персидского залива
Формулировка типа государственной политики Тип политики
Иммиграция слишком низкая, но государственного вмешательства не требуется 1
Иммиграция слишком низкая; требуется государственное вмешательство с целью ее усиления 2
Иммиграция удовлетворительная; требуется государственное вмешательство с целью ее усиления 3
Иммиграция удовлетворительная; требуется государственное вмешательство с целью ее сохранения 4
Иммиграция удовлетворительная; государственное вмешательство не требуется 5
Иммиграция удовлетворительная; требуется государственное вмешательство с целью ее понижения 6
Иммиграция слишком высокая, и требуется государственное вмешательство для ее понижения 7
Иммиграция слишком высокая, но государственного вмешательства не требуется 8
В различные периоды страны Залива по-разному формулировали политику пространственного распределения населения на своей территории (Оман в 1976-1996 гг., Саудовская Аравия в 1976-1996 гг., ОАЭ в 1974-1986 гг., Кувейт в 1986 г.) Частично политика формулировалась для всех стран одинаково — пространственное распределение населения на территории страны нуждается в незначительных изменения. Продолжение этой фразы дифференцируется по странам следующим образом:
а) государственного вмешательства не требуется (Кувейт и ОАЭ в 1986 г., Оман с 2001 г.);
б) требуется государственное вмешательство с целью сохранения положения (Саудовская Аравия до 1996 г.);
в) требуется государственное вмешательство с целью замедления (ОАЭ, 1976-1980 гг., Оман, 19761996 гг.).
В 1974 г. в ОАЭ и в 2001 г. в Катаре пространственная политика распределения населения формулировалась кратко: «пространственное изменение населения нуждается в незначительных изменениях».
Данные о пространственной политике распределения между городом и деревней ограничены и имеются для Бахрейна (1986-1996 гг.), Катара (1986 г.), Кувейта (1996-2001 гг.) и ОАЭ (1986 г.). В первых трех странах она формулировалась по типу № 5: «пространственное распределение населения между городом и деревней удовлетворительное, государственного вмешательства не требуется». ОАЭ стремились к незначительным изменениям пространственного распределения населения между городом и деревней при прямом государственном участии.
Политика по пространственному распределению населения внутри метрополии имеет либеральную форму, с незначительными отличиями в Бахрейне (1986-1996 гг.), в Катаре (1986 г.) и в Кувейте (19962001 гг.). Данные страны признают пространственное распределение населения внутри метрополии удовлетворительным. «Государственное вмешательство требуется с целью ее усиления» (Бахрейн, 1986 г.); «государственного вмешательства не требуется» (Бахрейн, 1996 г., Кувейт, 2001 г.); «государственное вмешательство требуется с целью ее понижения» (Катар и Кувейт, 1986 г.). Таким образом, политика этих стран может быть отнесена к типам № 3, № 5 и № 6 соответственно. В 1986 г. правительство ОАЭ формулирует политику следующим образом: «незначительно изменить пространственное распределение населения внутри метрополии; государственного участия не требуется».
Миграционная политика стран Персидского залива особенно явственно иллюстрируется ужесточающейся послевоенной политикой Кувейта. После событий 1991 г. правительство вводит новые удостоверения личности. Из страны были высланы тысячи имевших работу мигрантов. После того как правительство Кувейта объявило о разделении трудовых мигрантов из арабских стран на «желательных» (Египет, Сирия, Ливан) и «нежелательных» (Ирак, Йемен, Судан, Палестина), состав мигрантов резко изменился. В то же время существенно увеличилась численность рабочих из азиатских стран. По различным оценкам, на одного мигранта-араба приходилось 4 трудовых мигранта из стран Юго-Восточной Азии.
Несмотря на желание правительства сократить зависимость от трудовой миграции, оно столкнулось с
противоречием. При существующей структуре насе- ^^
ления для восстановления довоенного уровня бла- ^^
< 2
госостояния страна остро нуждалась в услугах миг- ™ о рантов, так как правящий режим не мог допустить ^ д снижение уровня жизни граждан Кувейта. Поэтому □= ^ правительство пошло на компромисс: оно согласи- § лось с длительной трудовой миграцией, но ввело некоторые ограничения. Так, например, количество ^ наемной прислуги из числа мигрантов не должно было о превышать 4 человек в одном доме. В 1996 г. в ОАЭ ¡Е были введены новые рабочие карты для мигрантов. Правительство страны хотело получить более точное представление о состоянии трудового рынка.
До определенного времени страны Персидского залива выступали как основные импортеры рабочей силы. Если страны принимают рабочую силу строго на определенные сроки, то они проводят политику сдерживания иммиграции в жесткой форме («иммиграция слишком высокая, требуется государственное вмешательство для ее понижения», тип политики № 7). Данную политику проводят основные и постоянные импортеры рабочей силы (ОАЭ, 1980-2005 гг.; Бахрейн, с 1983 г.; Оман, 1989-2005 гг.; Саудовская Аравия, 1996-2005 гг.; Кувейт, 1980-1996 гг. и с 2005 г.; Катар, с 2005 г.). Государства, в которых иностранная рабочая сила использовалась в меньших объемах, проводили более мягкую политику — «иммиграция удовлетворительная, требуется государственное вмешательство для сохранения» (тип политики № 4).
Интересно рассмотреть по отдельности политику Саудовской Аравии в 1976-1980 гг. и Кувейта в 19962001 гг. В первом случае — «иммиграция слишком низкая; требуется государственное вмешательство с целью ее усиления» (тип № 2), во втором — «иммиграция удовлетворительная; требуется государственное вмешательство для ее понижения» (тип № 6). В Бахрейне в 1996-2001 гг. проводилась политика № 5 — «иммиграция удовлетворительная; государственное вмешательство не требуется», а в 2005 г. был осуществлен переход к политике типа № 4.
В контексте с типом иммиграционной политики обратим внимание на уровень ВВП различных стран. По мнению А. Н. Каменского, страны — импортеры рабочей силы характеризуются высоким уровнем ВВП на душу населения (3-14,5 тыс. долл. на начало 1990-х гг.), а также высокой долей экономически активного населения (34-56% в общей численности) [4]. Страны, которые проводят тип иммиграционной политики № 4, имеют ВВП на душу населения выше среднемирового уровня (данная позиция подтверждается нашими данными); № 5 — несколько сниженную экономическую активность населения; № 6 — ВВП на душу населения явно ниже мирового.
Для стран Персидского залива характерен высокий показатель ВВП на душу населения (аналогичного мнения придерживается А. Н. Каменский). Доля экономически активного населения варьируется от 52% в Бахрейне и Омане (1976 г.) до 70% в Катаре и Кувейте (2001 г.) В Бахрейне в 1980-2001 гг. прослеживалась тенденция к стабильном росту доли экономически активного населения, которая увеличилась с 63 до 65%, несмотря на то что иммиграционная политика могла быть отнесена к типу № 5. В Кувейте один из самых высоких ВВП на душу населения, но действует политика № 6. По нашему мнению, в этом состоял ответ правительства на военные действия в 1990-1991 гг. Так, в 1992 г. число граждан Кувейта, в сравнении с
^^ 1990 г., уменьшилось на 210-280 тыс. человек, что стало результатом поражения в правах бедуинов и то членов их семей. Одновременно правительство объ-Щ ^ явило, что некувейтская, хотя бы и арабская, рабочая ^ ^ сила должна быть разделена между «желательными» о и «нежелательными» арабскими нациями. и Изучение иммиграционной политики позволяет н сделать вывод о том, что для всех стран Залива хан рактерен либеральный подход к ее формированию ^ («иммиграция удовлетворительная; государственное х вмешательство требуется с целью сохранения», тип политики № 4). Минимальный период действия ее наблюдался в ОАЭ и Кувейте (до 1978 г.), максимальный — в Катаре (до 2001 г.). Данная политика проводилась при доле городских жителей от 47% и доле мигрантов во всем населении от 20%. Жесткий подход к формированию иммиграционной политики формулировался следующим образом: «иммиграция слишком высокая и требуется государственное вмешательство для ее понижения». Данный тип политики № 7 проводился при доле городских жителей от 75 % и доле мигрантов во всем населении выше 33,6%. Разброс ежегодного коэффициента роста при проведении данного типа политики урбанизации сужается от 9,9% в ОАЭ до 3,6% в Саудовской Аравии. Тип политики № 7 действует в ОАЭ (1980-2005 гг.), в Кувейте (1986 г., 2001-2005 гг.), Бахрейне (1983-1986 гг.), Омане (1989-2005 гг.) и Саудовской Аравии (19962005 гг.). В 1989 г. Бахрейн и в 1996 г. Кувейт несколько смягчают иммиграционную политику, формулируя ее следующим образом: «иммиграция удовлетворительная; требуется государственное вмешательство для ее понижения» (тип политики № 6, либеральный вариант). В 1996-2001 гг. Бахрейн придерживается иммиграционной политики «иммиграция удовлетворительная; государственного вмешательства не требует-
ся» (тип политики № 5). В это время доля городского населения превышала 90%, доля мигрантов во всем населении — 35%, а ежегодный коэффициент роста урбанизации снижался и не превышал 3,2%.
Преобладание иностранцев в частном секторе экономики привело к тому, что с 1 декабря 2004 г правительство ОАЭ ввело национальные идентификационные карты, представляющие собой нечто среднее между трудовой и медицинской идентификационной картами, являющимися обязательными при приеме на работу на частные предприятия.
Таким образом, арабские страны Персидского залива проводят целенаправленную миграционную политику, направленную на рост благосостояния коренных жителей. Для нее характерно использование различных инструментов в зависимости от внутренних и внешних факторов. Данный подход целесообразно использовать и в Российской Федерации.
Литература
1. UNFPA народонаселение мира в 2005 г.
2. Доклад о развитии человека. 2000.
3. Доклад о развитии человека. 2001.
4. Каменский А. Н. Проблемы международного трудового обмена и Россия. М., 1999.
5. Population Division of United Nations Secretariat, National population Policies. 2001.
6. Global population Policy data base 1999. United National. N. Y., 2000.
7. World population trends and policies. 1981. United National. Part 2.
8. Population Year Book. 1993.
9. Population Year Book. 1994.
10. United Arab Emirates Yearbook. 2000-2001, 2001-2002, 2002-2003, 2003-2004, 2004-2005, 2005-2006.
11. World Population Policies. 2005. Department of economic and social Affairs Population Division. United Nations. N. Y., 2006.
Актуальная статистика
Количество и стоимость жилья в регионах РФ Где больше всего строят жилья
Регион % введенного жилья в 2007 г. по сравнению с 2006 г. Регион % введенного жилья в 2007 г. по сравнению с 2006 г.
Иркутская область 174 Республика Адыгея 156
Калужская область 172 Республика Тыва 137
Самарская область 170 Усть-Ордынский Бурятский АО 168
Ярославская область 165 Агинский Бурятский АО 144
Калининградская область 150
Себестоимость квадратного метра
Регион Тыс. руб. на конец 2007 г. Регион Тыс. руб. на конец 2007 г.
Москва 35 Республика Карелия 19
Санкт-Петербург 20 Республика Коми 17
Свердловская область 21 Ненецкий АО 39
Тюменская область 20 Ханты-Мансийский АО 23
Амурская область 18
Источник: Рострой.