Научная статья на тему 'Кадровая политика и развитие населения стран Персидского залива'

Кадровая политика и развитие населения стран Персидского залива Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ / СООТНОШЕНИЕ ПОЛОВ / ТРУДОСПОСОБНЫЕ ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснова Наталья Вениаминовна

Рассматриваются вопросы формирования кадровой политики стран Персидского залива, обозначаются основные этапы ее во временном периоде от национализации нефтяного сектора до возникновения диверсифицированной «постнефтяной» экономики. Выявлена зависимость производства ВВП на душу населения и изменение пропорции в соотношении полов по возрастным и трудовым группам стран Персидского залива

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадровая политика и развитие населения стран Персидского залива»

Кадровая политика и развитие населения стран Персидского залива

УДК 331.5(267.35)

т Н. В. Краснова

^ Г^ * ведущий экономист ЗАО

I-

0 Монархии стран Персидского залива в течение, по

1 сути, одного поколения осуществили «эксперимент» ^ по формированию новых параметров социально-экономических отношений. За счет проведения экономических преобразований, финансируемых «нефтедолларами», им удалось изменить не только уровень потребления, но и само качество населения. Интересны процессы, лежащие в основе изменений, произошедших под влиянием вовлечения стран в мировое экономическое сообщество.

Применительно к рассматриваемой теме представляется важным положение из «Отчета по человеческому развитию за 1994 г» ООН: «Национальное богатство может расширить возможности выбора для людей. Этого, однако, может и не произойти. Определяющим здесь является не само по себе богатство, а то, как его используют разные страны» [1, с. 23]. В отношении недропользования исламское право утверждает суверенную монополию государства на регулирование деятельности, связанной с добычей и переработкой полезных ископаемых, с требованием использовать эти ресурсы в интересах всех членов общества. Такая доктрина распределения ресурсов в сочетании с сохранением родоплеменной структуры общества и традиционной для монархий социальной модели «отец нации — дети» во многом определила социально-экономическую и кадровую политику в странах Персидского залива, где главная цель правительств состоит в сохранении политической и социальной стабильности без изменения традиционных основ аравийского общества. Именно этот механизм функционирования и поддержания уникального в своем роде патерналистского типа монархий определяет характер внутриполитических процессов в странах региона, их особое положение среди развивающихся государств. Немаловажно, что государство в данном случае способно осуществлять планомерную политику преобразований. Практически неограниченная власть монарха в проведении политических решений сочетается с подобными же финансовыми возможностями.

Рассматриваемые нами арабские государства в разное время вступили на промышленный путь развития, имея ряд сходных черт: изначально моноориентированную экономику, сходные климатические условия жизни, общественный уклад, социальные слои. Еще один существенный общий фактор — патриархальный склад сознания, обостренное чувство собственной «идентичности», усиленное сложившимся финансовым могуществом. Все это неизбежно должно было

54

привести и привело к сепарации населения, разделению его на «коренных» и «некоренных» а также к нацеленности на рост и развитие преимущественно коренного населения.

Процессы, происходившие при выработке кадровой политики в государствах Персидского залива: создание практически с нуля системы формирования и эффективного использования местных трудовых ресурсов, ориентированной на решение актуальных экономических и социальных задач, — наиболее выпукло прослеживаются при анализе пятилетних планов развития экономик исследуемых стран. Изначальная стратегия правительств, ввиду острого кадрового дефицита видевших единственный выход в трудовой миграции, состояла в проведении индустриализации на основе связки «иностранные технологии — иностранная рабочая сила». Однако постепенно кадровые проблемы в странах Залива вошли в число наиболее актуальных, требующих первоочередного решения. Власти поняли, что без местных кадров, имеющихся в нужном количестве и подготовленных соответствующим образом, любые амбициозные планы по развитию экономики обречены на провал. Показательно, что уже в четвертом пятилетнем плане Кувейта (1981-1985 гг.) правительство в качестве важнейшего приоритета указывало подготовку национальных кадров и повышение производительности труда коренного населения. Шестой по счету Кувейтский пятилетний план (1995-2000 гг) ориентировался на менее благоприятную конъюнктуру нефтяного рынка. Среди намеченных в нем основных задач — увеличение в бюджете доли «ненефтяных» доходов и, соответственно, подготовка собственных квалифицированных специалистов для различных отраслей. В Саудовской Аравии практика составления пятилетних планов зародилась в 1970-х гг. (с началом взлета цен на нефть). Уже во втором пятилетнем плане (1975-1980 гг.) была обозначена необходимость перестройки экономики в сторону роста «ненефтяных» секторов. Главным препятствием для положительных сдвигов в этом направлении стал фактор острой нехватки квалифицированной рабочей силы и специалистов из числа коренного населения. В очередном плане (1990-1995гг) особое внимание уделялось развитию системы образования и профессионального обучения.

Понимание того, что стратегическая опора экономики на ресурсную составляющую малоперспективна, привело руководство нефтяных монархий к необходимости вложений в такой сегмент экономики, как «человеческий капитал». Это подразумевало необходимость создания новой социально-экономической архитектуры, существенных перемен в структуре занятости населения и системе профессионального обучения, что позволило бы выпускать специалистов, адекватных требованиям частного сектора экономики, где на первый план выходит прежде всего квалификация работников, наличие кадров собственной технической интеллигенции и управленческого аппарата. Фактически с момента окончания в 1973 г. сроков концессий иностранных компаний было положено начало созданию собственного рынка современной рабочей силы и наряду с этим — новой кадровой политики как

стратегии государства по формированию и рациональному использованию кадрового потенциала.

Перед правительствами государств Персидского залива стояла весьма сложная задача, ибо рынок труда в современном понимании этого термина практически отсутствовал. Однако развитие собственной нефтяной промышленности постепенно «вытягивало» бедуинов-кочевников из привычной родоплеменной среды, выводило их на новый уровень потребления, побуждало к приобретению новых профессиональных навыков и квалификации. Численность земледельческого населения в годы «нефтяного бума» также значительно уменьшилась, внутреннее его развитие в целом совпадало с процессом социальной трансформации кочевников, которые становились социальной базой для формирования прослойки промышленных рабочих, государственных служащих и отчасти предпринимателей.

С начала 1970-х годов правительства стран Залива направляли значительную часть нефтедолларов на повышение жизненного уровня коренных жителей, тем самым обеспечивая значительный рост ВВП на душу населения. Характерная особенность всех стран региона состоит в том, что при наличии достаточно высокого уровня безработицы коренные жители весьма разборчивы при выборе места работы и предпочитают избегать «непрестижных» профессий, что вполне позволяют им доходы, получаемые благодаря реализации социальных программ для коренных жителей. Однако из-за недостаточной численности собственного населения модернизация экономик потребовала существенного притока иностранной рабочей силы. В результате проблемы, связанные с иммиграцией, превратились в острейший внутриполитический фактор.

В частном экономическом научно-исследовательском институте Al-Shal в Кувейте под руководством местного экономиста Ясем аль-Саадуна была разработана система кафала, позволяющая нерезидентам создавать предприятия в Кувейте только в партнерстве с полноправными подданными, которые при этом становились владельцами контрольного пакета акций предприятия. Были возведены непреодолимые барьеры на пути возможной ассимиляции иммигрантов в кувейтское общество и кувейтскую экономику. Нужно отметить, что ныне система найма трудовых мигрантов в странах Залива досконально отработана. Основным поставщиком рабочей силы выступают «поручители» — граждане стран-импортеров рабочей силы. В случае возникновения трудового конфликта поручитель аннулирует трудовой контракт и работник подлежит депортации. Таким образом, мигранты полностью зависят от своих нанимателей.

Правительство выбирает компромисс: соглашаясь с длительной трудовой миграцией, оно вводит жесткие ограничения. Была провозглашена новая политика гражданства, укрепившая и узаконившая расслоение кувейтского общества. Принятая система гражданства в Кувейте делит общество на четыре класса:

1) полноправные подданные, имеющие все политические права и пользующиеся экономическими привилегиями;

2) натурализованные кувейтцы, получившие гражданство после 1957 г., обладающие не всеми политическими правами;

3) бедуины и представители смешанных браков по материнской линии, лишенные статуса граждан после кризиса 1991 г. (по официальным отчетам, этот класс составляет большинство коренного населения);

4) некувейтцы (это 80% рабочей силы в стране).

Несмотря на желание правительства Кувейта сокра- ^ тить зависимость от трудовой миграции, противоре- ^ чия неизбежны: стране жизненно необходимы услуги о трудовых мигрантов, ибо они во многом обеспечивают ^ высокий уровень жизни граждан Кувейта, и правитель- ^ ство не может допустить его понижения. (Впрочем, к после того как в 1997 г. вышел указ о ежегодной ^ замене 10% иностранной рабочей силы подданными < страны удалось повысить занятость граждан в пра- ^ вительственном секторе.) <

Иностранные рабочие буквально «вросли» в эко- о номики всех стран Персидского залива, и процесс избавления от них поставлен во главу угла кадровой ^ политики во всех странах сообщества, тем более ^ что у миграции есть и оборотная сторона: наруше- ^ ние этнокультурного баланса. На правительственном ^ уровне звучат официальные заявления об улучшении квалификации собственных граждан и увеличении их доли в производстве.

В ОАЭ в основу правительственной политики в области занятости положен вопрос об «эмиратизации» рынка труда в стране. Аналогичный процесс происходит и в Саудовской Аравии. В декабре 1995 г. министр внутренних дел эмир Наиф бин Абдель Азиз объявил о введении в рамках программы «саудизации» рабочей силы обязательных квот для найма саудовцев в различных секторах экономики. Поскольку в государственном секторе предпочтение и без того отдается коренным жителям, очевидно, что в ближайшие годы должно последовать увеличение числа саудовских работников в частном секторе. О целенаправленной политике саудовских властей по выращиванию собственных кадров свидетельствует и введенный властями обязательный стандарт заработной платы для различных категорий работников, заметно различающийся по величине для коренных саудовцев и иностранцев. Так, заработная плата инженера — гражданина Саудовской Аравии в два раза больше, чем у иностранного подданного, обладающего подобной квалификацией. Аналогичная ситуация и в оплате труда квалифицированных рабочих. Таким образом, с одной стороны, саудовские власти как будто стремятся сформировать собственный рабочий класс, но с другой — с самого начала ставят его в исключительное положение, превращая коренных рабочих в своего рода «рабочую аристократию». Высокий уровень потребления и жизни в целом наряду с достаточно высоким уровнем социальной защищенности коренного населения вследствие последовательно проводимой патерналистской политики народонаселения становится серьезной проблемой, вызывая к жизни феномен «социального иждивенчества».

В 2003 г. МВД Саудовской Аравии обнародовало 10-летний план сокращения численности иностранной рабочей силы, согласно которому к 2013 г. совокупное количество работающих иммигрантов и членов их семей должно составлять менее 20% от численности коренных саудовцев. Список должностей, закрепленных исключительно за гражданами Саудовской Аравии, включает управляющих, менеджеров по снабжению, секретарей, продавцов автомобилей, агентов по рекламе. В фирмах с персоналом численностью более 20 человек коренные граждане должны составлять как минимум 30%. Частный сектор, однако, продолжает оставаться перенасыщенным иностранцами. Несмотря на осуществление целого ряда программ, властям не удается снизить зависимость от трудовых иммигрантов в самых различных областях: в сфере розничной торговли, промышленном секторе и т. д. По данным

55

g Министерства здравоохранения, подданные королевс-^ тва составляют менее 20% занятых в государственном о секторе оказания услуг в этой сфере. В негосудар-g ственных медицинских учреждениях зависимость от ^ фармацевтов, врачей и медсестер из других стран к ощущается еще острее. Новый план предусматривает ^ также введение квот для государств, поставляющих

< значительное количество трудовых мигрантов: не более ^ 10% от общего числа иммигрантов из каждой страны.

< Кроме этого, Министерство труда и социальных дел о королевства периодически публикует перечень запре-=Ц щенных для иностранцев специальностей. Летом 2002 г. ^ было издано постановление властей королевства, со-¡Е гласно которому вводился запрет на наем иностранцев ^ для работы по 22 специальностям. К таковым, напри-^ мер, отнесли административный менеджмент, службу

секретарей и пресс-секретарей государственных и частных компаний и даже продавцов автомобилей.

Еще в 1990-х гг. в ОАЭ начали проводить весьма агрессивную политику по стимуляции «призыва» национальных кадров в частный сектор. В сентябре 1999 г. правительство ОАЭ, желая ускорить процесс увеличения доли национальных кадров в частном секторе, ввело для занятых в нем коренных жителей гарантированное пенсионное обеспечение и дополнительные социальные гарантии. Власти увеличили долю коренных жителей, задействованных в частном бизнесе. В зависимости от численности коллектива законодательно предписан минимально допустимый процент входящих в него национальных кадров:

• до 100 чел. — 21%;

• от 100 до 499 чел. — 35%;

• более 500 чел. — 50%.

Правительство предпринимает активные усилия по внедрению национальных кадров в банковскую сферу, печать и средства массовых коммуникаций. В 2004 г. в банковской сфере национальные кадры составляли 30%. Особое внимание обращено и на отрасль страхования, где в 1997 г. был занят лишь 1% национальных кадров. В 2002 г. этот показатель составил 5%, и правительством ОАЭ была поставлена задача довести его до 15%. Озабоченность властей ОАЭ вызвана тем, что при бурном росте в стране частного сектора экономики доля местных кадров в нем по-прежнему невелика. В 2003 г. лишь 2% трудоспособных граждан ОАЭ трудились в частном секторе экономики, дающем по стране в целом 52% рабочих мест [2, р. 226-229]. Подданные ОАЭ в основном предпочитают работать в государственном секторе экономики (в сфере финансов, нефтедобычи, телекоммуникационных технологий), где можно рассчитывать на более значительный доход, высокий социальный статус и льготы. Работа в частном секторе представляется менее престижной. Преобладание иностранцев в частном секторе экономики привело к тому, что с 1 декабря 2004 г. правительство ОАЭ ввело идентификационные карты, наличие которых обязательно при приеме на работу на частные предприятия. В июле 2006 г. правительство ОАЭ вновь объявило о продолжении курса реформ, направленных на сокращение безработицы среди представителей коренного населения и уменьшение зависимости от привлеченных трудовых ресурсов. Следует отметить, что в 2003 г. 50% безработных граждан ОАЭ имели высшее и среднее образование, что говорит об актуальности и важности упомянутой проблемы социального иждивенчества [ibid.]. В целом в отношении иммигрантов в ОАЭ проводится рес-тириктивная политика в рамках последовательной «эмиратизации» рынка труда.

56

Политика поощрения занятости коренных жителей в негосударственном секторе, где в настоящее время доминируют иностранцы, последовательно реализуется во всех странах Залива. Проводятся в жизнь меры, позволяющие увеличить конкурентоспособность граждан в более жестком по сравнению с государственным сектором рынка труда частном сегменте экономики: созданы информационные банки вакансий на сайтах министерств труда, развиваются системы профессионального образования. В процессе осуществления принятого странами Залива курса на замещение иностранных специалистов представителями коренного населения образовательные программы приобретают стратегическую важность. Появились программы, предусматривающие оплату государством обучения своих граждан дефицитным профессиям в рамках частно-государственного партнерства, поскольку производители также заинтересованы в новых кадрах. Так, власти Саудовской Аравии ежегодно выделяют значительные средства на создание новых рабочих мест и подготовку специалистов. Чтобы заинтересовать частных предпринимателей в найме граждан, правительство создало Фонд развития людских ресурсов, который берет на себя расходы по обучению саудовцев трудовым навыкам, участвует в организации учебно-производственного процесса и компенсирует возможный ущерб. Бизнесменам, готовым пойти навстречу правительственным мерам, обещаны займы и государственная помощь.

Объединенные Арабские Эмираты, где 9% населения неграмотны [3, р. 235], являются лидером среди арабских стран по внедрению в жизнь программ ЮНЕСКО «Образование для всех». Здесь государственная кадровая политика направлена на развитие системы профессионально-технического образования в тех сферах экономики, где наблюдается острый дефицит рабочих профессий. Училища и технические колледжи готовят квалифицированных специалистов, способных выровнять существующую диспропорцию на рынке труда. Следует отметить характерную особенность: старшеклассники государственных школ чаще, чем учащиеся частных, выражают желание специализироваться в гуманитарной области — 82,6% и 77,9% соответственно [4, р. 206], поскольку частные учебные заведения в большей степени ориентируют студентов на «прикладные» области знаний.

Возвращаясь к вопросу кадрового дисбаланса, вызванного недостаточным для индустриализирующихся ускоренными темпами государств Персидского залива квалифицированных (и неквалифицированных) местных трудовых ресурсов, представляется важным отметить ряд моментов. Численность населения в трудоспособном возрасте в целом за временной промежуток 1975-2005 гг. выросла в 3 раза в Бахрейне, в 3,2 раза — в Саудовской Аравии, в 4,5 раза — в Катаре, в 5,2 раза — в ОАЭ, в 2,7 раза — в Кувейте, в 3,4 раза — в Омане. Начиная с 1975 г. существенная трудовая миграция сформировала устойчивую, характерную для всех групп трудоспособного возраста тенденцию к диспропорции полов в пользу мужчин. Однако анализ динамики ВВП по странам Персидского залива и соотношения полов по возрастным трудоспособным группам позволяет сделать вывод, что последовательные социальные преобразования (в сфере образования, здравоохранения, а также кадровой политики преференций в сторону коренного населения) и пусть незначительный, но стабильный рост ВВП на душу населения уменьшают этот дисбаланс. Так, уровень ВВП на душу населения до 6500 долл.

(в 1975 г. в Бахрейне и в 1980 г в Саудовской Аравии) обусловливает максимальные значения (от 124 до 150%) в диспропорции полов в молодом трудоспособном возрасте — 20-29 лет. Рост ВВП в этот период в упомянутых странах лишь начался, они еще не стали стабильными импортерами трудовых ресурсов, о чем помимо тенденции пополнения рынка труда за счет наиболее молодой и подвижной части населения стран арабского мира говорят и относительно небольшие величины диспропорции в точках максимума.

Производство ВВП на душу населения от 12 000 долл. с середины 1970-х гг. и растущая экономика позволили ряду стран Персидского залива стать привлекательными импортерами рабочей силы, что отражается в смещении максимумов (от 206 до 436%) в диспропорции полов в средний трудоспособный возраст — 30-39 лет (с 1975 г — в ОАЭ и Катаре, с 1980 г. — в Бахрейне, с 1985 г — в Саудовской Аравии, в 1995 г — в Кувейте) [7, p. 114-115, 274-275, 348-349, 368-369, 392-393, 454-455].

Рост производства ВВП на душу населения на уровне свыше 7000 долл. смещает точки максимума (от 138% до 348% по различным странам) в диспропорции соотношения полов в старший трудоспособный возраст — 40-49 лет (с 1975 г. — в Кувейте, с 1980 г. — в Катаре, с 1985 г. — в ОАЭ, с 1995 г. — в Омане, Саудовской Аравии, Бахрейне)[5, p. 92-93, 252-253, 322-323, 342-343, 358-359, 412-413, 470-485, 498499, 506-507, 538-539, 545-549, 564-567, 582-589]. Начиная с 1995 г. во всех странах Персидского залива, за исключением Кувейта, точка максимума в диспропорции полов фиксируется в старшем трудоспособном возрасте — 40 лет и более. Доля в старшем трудоспособном возрасте — от 40 лет и более — с 1975 г. по 2005 г. выросла во всем трудоспособном населении на 8% в Саудовской Аравии и Омане, на 3% — в Катаре, на 34% — в ОАЭ, на 26% — в Бахрейне. В процентном соотношении разброс достаточно велик — от 56 и 51% в 2005 г. в ОАЭ и Бахрейне (max) до 23% в Кувейте (min). Выравнивание диспропорции в соот-

ношении полов в молодом трудоспособном возрасте ^ в интервал 102-108% по всем странам Персидского ^ залива начиная с 2005 г. [6, 7] демонстрирует, что о трудовая миграция в молодых возрастах снижается, ^ позволяя сделать вывод, что правительственные про- ^ граммы по замещению мигрантов профессионально к подготовленной местной молодежью начинают давать ^ определенный эффект. <

Таким образом, рассматривая вопрос о создании и ^ развитии кадровой политики в странах Персидского < залива, можно отметить, что ее появление совпало с о возникновением промышленности и необходимостью обслуживания нефтегазового сектора. Сама потреб- ^ ность в формировании кадровых процессов на мак- ^ роуровне была вызвана значительным ростом цен на ^ нефть и газ, что сделало страны Персидского залива ^ одними из самых заметных импортеров трудовых ресурсов различной квалификации на мировом рынке. Окончание в 1973 г. сроков договоров концессии на разработку нефти и газа и последовавшая национализация нефтегазового сектора стали отправной точкой организации промышленности и рынка труда, а также воспитания собственного кадрового потенциала в государствах Персидского залива. Ход дальнейшего развития поставил все без исключения страны Залива перед необходимостью формирования управляемого, социально детерминированного внутреннего рынка квалифицированной рабочей силы, способного развивать диверсифицирующуюся в соответствии с долгосрочными планами правительств экономику.

Трансформация социально-экономической системы стран Персидского залива обусловила необходимость трансформации механизма управления и использования кадрового потенциала. Когда в странах Персидского залива начали выстраиваться экономические модели, соответствующие реалиям современного общества, с присущей крупным корпорациям кадровой структурой, правящие династии встали перед необходимостью проведения продуманной кадровой политики, отражающей актуальные потребности общества

Таблица 1

Этапы кадровой политики государств Персидского залива

Этапы Годы Государственная кадровая политика

1 1973-1980 Национализация нефтяной промышленности, начальный этап формирования в странах собственного индустриального сектора. Кадровая политика на предприятиях строится по модели «иностранные технологии — иностранные специалисты — иностранная рабочая сила (предпочтительно арабы)»

2 1981-1991 Страны Залива осознают свое место в международном разделении труда, образуют Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Управление бизнесом переходит к коренным жителям, вернувшимся с полученными на Западе дипломами. Политика занятости носит преимущественно пассивный характер, государственные субсидии коренному населению порождают социальное иждивенчество. Государственная кадровая политика строится по модели «иностранные технологии — иностранные специалисты (предпочтительно арабы) — иностранная рабочая сила (предпочтительно мусульмане)»

3 1992-2002 Глобальные политические изменения, развитая экономическая инфраструктура и возросший кадровый потенциал обусловили создание оптимального баланса трудовых ресурсов и приоритет национальным кадрам при действенной поддержке на правительственном уровне. Вводятся обязательные квоты на национальные кадры на частных предприятиях, стимулируется приход национальных кадров в «непопулярные» профессии. Формируются механизмы управления трудовыми ресурсами

4 2003-2013 Проводимая активная кадровая политика государства совмещается с пассивной политикой занятости. На местный рынок труда выходят управленцы, подготовленные в собственных высших учебных заведениях. Государство стимулирует формирование новых отраслей экономики и новых рабочих мест для незанятого населения. Осуществляется политика внедрения национальных кадров в частный сектор экономики, где пока еще доминируют иностранцы

^ и его потенциальные возможности по эффективному ^ использованию трудовых ресурсов, их рациональному о распределению по сферам экономики. ^ Правда, за годы реформ вектор кадровой полити-^ ки в регулировании кадровых процессов на макро-к уровне в различные временные периоды менялся, =Ц что было связано с внутренней логикой развития

< государственного регулирования экономики (и ди-^ намикой нефтегазового рынка). По нашему мнению,

< можно выделить периоды, различающиеся специфи-о ческим подходом властей к кадровым проблемам =Ц (см. табл. 1).

^ Таким образом, в странах Залива сложилась свое-Е образная и присущая лишь им концепция кадровой ^ политики, основные особенности которой определи-^ лись на фоне патерналистского отношения правящих монархий к коренному населению. Механизмы формирования, эффективного использования и развития кадрового потенциала опирались на исламские правовые нормы, родоплеменную структуру общества и благоприятную конъюнктуру цен на нефть. Правительства стран Залива в полной мере осознают необходимость принятия мер по ограничению зависимости от иностранной рабочей силы и снижению уровня безработицы среди коренного населения, о чем свидетельствует осуществление программ национализации рабочей силы (поощрение замены иностранных работников местными гражданами и решение проблемы удовлетворения кадрового дефицита за счет местных ресурсов). При этом регулирующая

роль государства в сфере трудовых и кадровых отношений находит выражение в тенденциях кадровых процессов, выступая как важнейший управленческий ресурс. Государство не только не стоит в стороне от процессов формирования кадрового потенциала общества, но и, обладая необходимыми механизмами, технологиями и ресурсами, всесторонне воздействует на эти процессы, обеспечивая вовлечение граждан в различные секторы экономики. Роль государства в формировании кадровой политики проявляется в ее социальной детерминированности, в установлении властями вполне определенных правил игры в трудовых отношениях. Совокупность этих процессов и составляет содержание кадровой политики в странах Персидского залива.

Литература

1. Отчет по человеческому развитию. 1994 / ООН. Нью-Йорк, 1995.

2. The UAE Yearbook. 2004 / UAE Ministry of Information and Culture Trident Press. London, 2004.

3. The UAE Yearbook. 2005 / UAE Ministry of Information and Culture Trident Press. London, 2005.

4. The UAE Yearbook. 1999 / UAE Ministry of Information and Culture Trident Press. London, 1999.

5. World Population Prospects: The 1998 Revision / U. N. New York, 1999. V. 1.

6. World Population Prospects: The 2002 Revision / U. N. New York, 2003. V. 2.

7. World Population Policies. 2005 / U. N. New York, 2006.

Эволюция подходов к государственному регулированию освоения энергоресурсов континентального шельфа

УДК 339.9

М. Ю. Шкатов

заместитель директора НПП «Севморгео»

(Санкт-Петербург),

кандидат технических наук

Одним из элементов инвестиционной привлекательности вложений в освоение шельфа является система государственного управления. Совершенствование системы государственного управления морскими геологоразведочными работами (ГРР) и существенная активизация работ на шельфе требует внесения соответствующих изменений в законодательство. В России государственное регулирование процессов освоения морских нефтегазовых ресурсов входит в

компетенцию федеральных органов власти и осуществляется на основе таких законодательных актов, как Конституция РФ, законы «О континентальном шельфе РФ», «О недрах», «О соглашениях о разделе продукции» и др. Кроме того, в ряде документов программного характера («Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г.», «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.», «Стратегия изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации на период до 2020 г.» и пр.) определяются стратегические интересы нашей страны, принципы их реализации и подтверждается их соответствие международным правовым актам.

Основные цели совершенствования структуры управления морскими работами сформулированы в «Основах государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования», утвержденных правительством РФ. Они включают: • обеспечение воспроизводства и эффективного освоения минерально-сырьевой базы России в целях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.