Научная статья на тему 'Миграции огурских племен (V-VII вв. )'

Миграции огурских племен (V-VII вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1375
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГУРЫ / МИГРАЦИИ / БУЛГАРЫ / ХАЗАРЫ / АВАРЫ / OGURS / MIGRATIONS / BULGARS / KHAZARS / AVARS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пилипчук Я.В.

Цель. Изучить вопрос относительно огурских миграций в Европе. Материалы исследования: византийские, древнерусские, европейские латиноязычные, греческие, арабографические хроники, статьи и книги современных исследователей. Новизна состоит в изучении огурских миграций. Процесс этногенеза булгар происходил в ІІ-IV вв. у Центральной Азии. Выдвижение булгар в район прикаспийских степей датирован концом IV ст. В середине V в. под давлением сабиров, которые пришли из Центральной (в русской терминологии Средней) Азии, оногуры были вынуждены переселиться из дагестанских и калмыкских степей в Приазовье. Другие племена переселились в причерноморские степи. Переселения кутригуров и утигуров должно было происходить между 469 и 499 гг. К огурским племенам относили оногуры, сарагуры, утигуры, кутригуры. В их состав вошли также некоторые племена гуннского союза как алциагиры и ультиндзуры. Доминирующим племенем в северокавказских степях были савиры, которые вероятно огурами сначала не были. Барсилы и хазари были восточными телесскими племенами и попали на Северный Кавказ вследствие миграций аваров и тюркютских завоеваний. Эсегель также не были огурским племенем. Барсилы (берсула), савиры (сувары), эсегель перешли на огурские языки взаимодействуя с булгарскими племенами. Вопрос о абарах в хрониках Приска Панийского и Феофилакта Симокатты неясен. Племена забендер, тарниах, котзагир вероятно были огурами из Центральной Азии. Реальные авары не имели ничего общего с абарами ромейских хронистов. Распад Великой Булгарии привел к миграциям булгар в Среднее Поволжье и на Нижний Дунай. Пять племен не смогли противостоять хазарской экспансии и два из них мигрирвали в Аварский каганат, а оттуда в Баварию, Италию и Македонию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATIONS OF OGHUR TRIBES (V-VII CENTURIES)

Purpose. Examine the question of Oghur migrations in Europe. Research materials: Byzantin, Old Russian, European Latin-speaking, arabographic chronicles, articles and books by contemporary researchers. The novelty is the study of the Ogur migrations. The process of ethnogenesis of Bulgars took place in II-IV century in Central Asia. The migration of the Bulgarians in the Caspian steppe region dated of end of IV. In the middle of the V century, Onogures were forced to move from Dagestan and Kalmyk steppes to Asov Sea littoral under pressure Sabir (who came from Central Asia). Other tribes migrated to the steppes of the Black Sea. Migration of Kutrigures and Utigures was scheduled between 469 and 499 years. Ogurian tribes were Onogures, Saragures, Utigures, Kutrigures. Great Bulgaria included some tribes of Hun Union (Altziagires and Ultinzures). The dominant tribe in the North Caucasian plains were saviry that probably were not Ogur origin. Barsiles and Khazars were tele tribes and the North Caucasus were due to Avar migration and Turkut conquesr. Esegels were not Ogur tribe. Barsiles (Bersula) and Savires (Suvares), Esegels switched to Ogur language caused by interaction with Bulgarian tribes Real Avars had nothing to do with abaramy Romey chroniclers. Abars in this chronicles were construct of chronicles. Fall of the Great Bulgaria led to the migration of the Bulgars in the Middle Volga and the Lower Danube. Five disconnect tribes could not resist the Khazar expansion and the two of them migrated to the Avar Khanate, and then to Bavaria, Italy and Macedonia.

Текст научной работы на тему «Миграции огурских племен (V-VII вв. )»

УДК 94(470)

МИГРАЦИИ ОГУРСКИХ ПЛЕМЕН (У-УН ВВ.)

Я.В. Пилипчук

Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова

Киев, Украина pylypchuk.yaroslav@gmail.com

Резюме. Цель. Изучить вопрос относительно огурских миграций в Европе. Материалы исследования: византийские, древнерусские, европейские латиноязычные, греческие, арабографические хроники, статьи и книги современных исследователей. Новизна состоит в изучении огурских миграций. Процесс этногенеза булгар происходил в П-1У вв. в Центральной Азии. Выдвижение булгар в район прикаспийских степей датировано концом IV в. В середине У в. под давлением сабиров, которые пришли из Центральной (в русской терминологии Средней) Азии, оногуры были вынуждены переселиться из дагестанских и калмыкских степей в Приазовье. Другие племена переселились в причерноморские степи. Переселения кутригуров и утигуров должно было происходить между 469 и 499 гг. К огурским племенам относились оногуры, сарагуры, утигуры, кутригуры. В их состав вошли также некоторые племена гуннского союза как алциагиры и ультиндзуры. Доминирующим племенем в северокавказских степях были савиры, которые вероятно огурами сначала не были. Барсилы и хазары были восточными телесскими племенами и попали на Северный Кавказ вследствие миграций аваров и тюркютских завоеваний. Эсегель также не были огурским племенем. Барсилы (берсула), савиры (сувары), эсегель перешли на огурские языки взаимодействуя с булгарскими племенами. Вопрос об абарах в хрониках Приска Панийского и Феофилакта Симокатты неясен. Племена забендер, тарниах, котзагир вероятно были огурами из Центральной Азии. Реальные авары не имели ничего общего с абарами ромейских хронистов. Распад Великой Булгарии привел к миграциям булгар в Среднее Поволжье и на Нижний Дунай. Пять племен не смогли противостоять хазарской экспансии и два из них мигрировали в Аварский каганат, а оттуда в Баварию, Италию и Македонию.

Ключевые слова: огуры, миграции, булгары, хазары, авары.

Для цитирования: Пилипчук Я.В. Миграции огурских племен (У-УП вв.). Тюркологические исследования. 2019; 2(4): 63-85.

Одним из интересных аспектов истории Центральной Азии является история огурских племен. Особое место занимает история миграций,

поскольку они в значительной мере сформировали новое этническое лицо населения западноевразийских степей. Миграции кочевых племен всегда были важным фактором политики великих государств, которые стремились использовать их в своих интересах. До сих пор миграциям огурских племен не было посвящено отдельного исследования, несмотря на то, что во многих статьях и монографиях они косвенно рассматривались.

Сам этноним «булгар» появился относительно рано. В Римском хронографе 354 г упомянуты некие vulgares. Они были названы потомками Сима. Вопрос ранней этнической истории булгар необходимо рассматривать в комплексе с историей гуннов. Первые упоминания о гуннах встречаются у Клавдия Птолемея и Дионисия Периегета, где те названы уннами. Ю. Джафаров считал, что гунны поселились в прикаспийских степях. Азербайджанский историк удревнял появление в Европе гуннов, барсилов и хазар. Он привел список племен, которых в источниках называли гуннами - акациры, альтзиагиры, алпилдзуры, ангизгиры, бардоры, биттугуры, буругунды, кутригуры, огуры, оногуры, сарагуры, тунгуры, ултиндзуры, утигуры. Группу этнонимов с окончанием «-гур», он относил к булгарским племенам. Алпилдзуров и ултиндзуров исследователь относил к древнетюркским племенам и более вероятным окончанием считал не «-дзур», а «-чур». Этноним Буругунд, упомянутый у Агафия, он считал волжско-булгарскою формою самоназвания булгар. По словам Йордана западнее гуннов жили племена алпидзуров, алкидзуров, итимаров, тоносуров, боисков, которые жили на побережье Скифии в 70-х гг. IV в. Эти же племена в 433 г. жили в Подунавье. Появление оногуров на Кавказе азербайджанский исследователь датировал 90-ми гг. IV в. Появление сабиров на Северном Кавказе датировано 60-ми гг. V в. Они должны были оттеснить в Приазовье огурские племена. Утигуры и кутригуры пришли в район Донщины после 469 г. [11; 2; 21, 82].

Обычная схема гуннской истории предложена М. Артамоновым и Л. Гумилевым. По ней в середине II в. гунны поселились в степях Приуралья. Но Е. Смагулов и Ю. Павленко отмечали, что в археологическом плане памятники которые сопоставляют с гуннами этого периода не составляют значительную группу. По мнению исследователя, зимовники гуннов находились в долине Сыр-дарьи и в Южном Казахстане. В это время появилось много фортификаций в этом регионе. Носители джетыасарской и каунчинской культур сооружали их против давления гуннов. С владением Судэ возможно отождествить хионитов и джетыасарскую культуру. По сведениям одной из китайских хроник сюнну напали на владение Судэ. В конце Ш в. вследствие смешивания сюнну и канцзюйских позднесарматских племен должен был сформироваться этнос гуннов. Также на этих просторах должны были сформироваться и булгары. Гунны и булгары жили достаточно далеко от Причерноморья в приаральских степях, в районе Жетысу находилось объединение сюнну-юэбань. Последние завоевали земли усуней. В V в. владение Юэбань было побеждено и уничтожено жужанями [3, 63-96; 37, 142-151; 4; 9, 244-249].

Приск Панийский под 463 г. упоминал о переселении сарагуров, огуров, оногуров в земли унов-акатиров. В том году эти племена отправили посольства к ромеям. Сообщалось, что их потеснили савиры, которых, в свою очередь, вынудили мигрировать абары. Под 466 г. сообщалось, что сарагуры объединились с акатирами и другими народами. Они задумали напасть на персов, но не смогли пройти Каспийские ворота, которые перекрыли персы. Другим путем они вторглись в Иберию и нападали на армянские поселения. Прокопий Кесарийский, рассказывая об утигурах и кутригурах, сообщал о двух братьях, которые преследовали оленя, который открыл им путь в Меотиду. Таким образом он соединял их историю с историей гуннов. Также возводил историю булгар от гуннов составитель Именника болгарских ханов. Но, огуры были мало связаны с гуннами. Приск Панийский упоминал гуннов просто как уннов. После поражения Денгизиха в 469 г. гунны уже не были заметной силой в причерноморских степях. После 466 р. сарагуры упоминались у сирийца Захария Ритора как народ сиругур. Если в У в. это племя было могущественным, то в VI в. они были лишь одним из многих племен. Из других племен упоминались авнагур, авар, сабир, бургар, кутрагар, хасар, баграсик. Очевидно, что сарагуры в У1 в. находились на втором плане. Армянин Эгише упоминал гуннов-хайландуров во главе с вождем Белом, который воевал против персов. Ю. Джафаров отождествлял хайландуров с оногурами. Михаил Сирийский упоминал, что было три брата. Один из них имел имя Булгар и поселился во времена императора Анастасия в Дакии, Нижней и Верхней Мезии и охранял земли ромеев. Таким образом, в его хронике были отображены сведения о переселении булгар Аспаруха. Необходимо отметить, что отдельные булгарские племена вообще слабо упоминались в источниках У в. Миграция же гуннов на восток, которую предлагали венгерские средневековые хронисты Шимон Кезаи и Янош Туроци фактически была невозможна [31; 32; 30; 38; 11; 47; 48].

На протяжении второй половины У в. гуннские племена были ассимилированы огурами. Интересным есть предположение М. Казански о том, что оногуры впервые вошли в контакт с Византией в 463 г. Оногуры, по его мнению, приняли активное участие в торговле мехами. В. Сиротенко считает первым достоверным упоминанием сведения Иоанна Антиохийского. Сообщалось, что остготы Теодориха Страбона и Теодориха Великого начали беспокоить империю и император Зенон призвал булгар на помощь. Марцеллин Комит датировал события 479 г. Эннодий в панегирике Теодориху упоминал о победе над булгарами. Кассиодор писал, что в 504 г. остготы завладели Сирмием и победили гуннов и одолели страшных булгар. Йордан упоминал о булгарах как о постоянной угрозе ромеям рядом с склавинами и антами. Георгий Писидский упоминал булгар рядом с гуннами (аварами) [46; 36; 21, 298-307, 313-318; 11].

Комес Марцеллин под 499 г. сообщал о вторжении булгар в Иллирик и о поражении ромеев у р. Тцурты, а в 502 г. они снова опустошают регион.

В 530 г. Мундон победил булгар, а в 535 г патриций Тица победил их у Янтры. Иоанн Малала рядом с Комесом Марцеллином упоминал об участии булгар в бунте Мундона. Упоминалось, что гунны поклонялись идолам и оставляли им драгоценные металлы на капищах. Они атаковали Малую Скифию, Мезию и Фракию. Среди правителей булгар перед мятежом Мундона упоминал гунн Акум. Иоанн Малала не говорил о происхождении Мундона. Эннодий же называл Мундона булгарином. Йордан считал его гунном и родственником Аттилы. Феофан Исповедник считал его гепидом. По нашему мнению, Мундон куда вероятнее мог происходить из германцев, чем из тюрков. Участие булгар у его мятеже вероятна, но германцы использовались ромеями на Балканах в качестве вспомогательных войск куда чаще, например сын Теодориха Великого Валамир перешел на службу к ромеям, а вожди герулов также были федератами. Иоанн Малала называл авар гуннами-аварами [39; 42; 36; 21, 298-302, 313-318; 8, 214-216].

Прокопий Кесарийский знал о племенах кутригуров и утигуров. Прокопий Кесарийский указывал, что страна Эвлисия, находится вблизи Танаиса и Меотиды. Альтзиагиры у Агафия Миринейского названы ультиндзурами. Прокопий Кесарийский упоминал под 539-540 гг. поход гуннов. В 537 и 539 гг. их побеждал Велизарий. В 544 г. булгары, которыми, скорее всего, были кутригуры, которые жили на запад от Танаиса. Прокопий Кесарийский в Тайной истории отмечал, что носить бороду означало увлекаться гуннской модой. Анты и склавины при походах на Византию выступали вместе с гуннами, то есть булгарами. Булгары похищали людей, которых потом ромеи были вынуждены выкупать [7, 149-152; 2; 32].

Гуннскую прическу отмечал Агафий. Он же отмечал присутствие в персидском войске сабирских наемников и крепость Оногурис в Лазике. Отмечалось, что хуны (оногуры) служили в ромейском войске. Отмечено, что хан кутригуров Заберган совершил нападение на Фракию зимой, перейшев через покрытый льдом Дунай и через земли Малой Скифии и Мезии. Рядом с кутригурами византийский хронист отмечал существование племен утигуров, ултиндзуров и вуругундов. Отмечалось, что последние два были известны еще императору Льву и были воинственными. Агафий Мириенский упоминал о вражде между кутригурами и утигурами и рассказывал легенду об их переселении в Причерноморье известную у Прокопия Кесарийского. Отмечалось, что император отправил посольство к вождю утригуров Сандилха чьи владения находились вблизи Херсонеса. Отмечалось, что имея небольшое войско Велизарий нанес поражение кутригурам. Но те в своих походах доходили до Эллады. Сандилх дал присягу отомстить кутригурам. Сообщалось, что вражда между племенами была ожесточенной и продолжалась долго [2; 32].

Менандр Протектор указывал, что гунны (кутригуры) Забергана во времена Юстиниана были отогнаны от владений ромеев. Было отмечено, что император натравливал на кутригуров Забергана утигуров Сандилха. За то, что утигуры уничтожат кутригуров, василевс обещал платить им

такую же дань, которую ранее давал Заберган. Сандилх же выступил против полного уничтожения кутригуров и отмечал, что те родня утигурам и имеют с ними одни язык и обычаи. Рассказывая об аварском переселении в Европу хронист указывал на племена барсельт, уннугуров, саваров. Отмечалось, что аварский правитель Баян через посла Таргитая предлагал дать аварам земли в границах империи, на что ромеи ответили отказом. Необходимо обратить внимание, что ромеи уже установили контакты с тюркютами. Необходимо отметить, что кроме Сильзивула, которого можно отождествить с Истеми-каганом, у Менандра также упоминались Арсила и его преемник Турксанф. Вероятно, это был один из правителей уделов. Турксанф обвинил ромеев во лжи указав, что ромеи желают поддерживать мир и с турками (тюркютами) и с аварами, которых он назвал вархонитами. Он упоминал, что в его силах дойти не только до Днепра, а и до Дуная. Сообщал он, что уже покорил аланские народы и утигуров. Менандр отмечал, что союзные отношения с аварами были установлены благодаря аланскому правителю Саросию. Через аланские владения в Византию попал посол Кандих, который начал убеждать ромеев в непобедимости аваров. Отмечалось, что заключив союз с ромеями авары воевали против оногуров и залов, а также уничтожили савиров. Отмечалось, что авары потом победили антов, но не до конца. Те даже выслали к аварам одного из своих известных вождей Мезамира. Бывший при аварах кутригур советовал убить анта, потому что тот мог создать значительные проблемы. Мезамир же находился среди авар для того чтобы выкупить пленных. Авары казнили Мезамира и начали сильно опустошать земли антов. Братом Турксанфа был Тарду, который вскоре стал каганом. Турксанф во главе войска вышел против ромеев и взял Боспор Киммерийский. Тем временем авары воевали против склавинов и победили их вождя Давриту (Добряту). Через некоторое время авары Асиха заняли Сирмий. Кутригуры во время аварского переселение были названы противниками антов и союзниками авар, когда те переселились в Восточную Европу. Менандр сообщал, что когда отношения ромеев с турками стали союзными, они отправили посольство Земарха на восток. При описании посольства сообщалось о реках Их (Ик), Даих (Урал), Атил (Волга), а также о угурах, которые жили вблизи от реки Кофин (Кубань). Рядом с ними упоминались мосхи и аланы. Получивши аудиенцию у аланского царя Саросия Земарх далее продолжил путь и попал в Апсилию, откуда прибыл в Византию [6].

С аварами ромеи рассорились, потому что те не дали для поселения Малую Скифию, а вместо нее предлагали Паннонию, где тогда жили геру-лы, правителем которых назван Кунимон. Необходимо отметить, что жили там не герулы, а гепиды. Вождем был не Кунимон, а Кунимунд. Согласно сведениям лангобардского хрониста Павла Диякона отмечалось, что лангобарды вместе с аварами победили гепидов, а из черепа Кунимунда ланго-бардский король сделал чашу в лучших традициях евразийских кочевников. Лангобарды боялись новых соседей и попросили у них гарантии поселе-

ния в Паннонии, если придется в ближайшие три года вернуться из Италии назад. Переселение лангобардов было успешным и им не было надобности возвращаться. Авары в VII та VIII вв. вторгались в Фриули и местные лангобардские герцоги были вынуждены отбивать их нападения [6; 27].

Феофан Исповедник рассказывая о византийско-персидских войнах много раз упоминал о сабирах, яки нанимались то к ромеям, то к персам. При этом необходимо отметить, что в войско персов они нанимались чаще. Хронист считал тюркютов древними массагетами и считал, что их называли кермихионами. Их владения локализированы восточнее Танаиса. Таким образом, указана крайняя западная черта продвижения тюркютов, то есть Дон. У Менандра упомянут Боспор, то есть Керченский пролив. Таким образом, тюркюты покорили утигуров, оногуров и аланов, то есть народы равнин Северного Кавказа [39; 42; 6].

Необходимо отдельно исследовать вопрос с переселением аваров. Захарий Ритор в середине VI в. упоминал о народе абар. При этом необходимо указать, что сирийские авторы были информированы о восточных землях не лучше чем ромеи, что отобразилось в их описании войн кушан и эфталитов с персами. Аваров Феофилакт Симокатта называл псевдоаварами, указывая, что они желали обмануть ромеев, а на самом деле были племенами вар и хуни. Указывалось, что они надменные и вероломные и во время написания хроники Феофилакта Симокатты жили у Истра (Дуная). Необходимо отметить, что народ абар был широко известен европейцам и западноевразийским кочевникам. Кто же это были такие абары? Необходимо отметить, что в армянских хрониках упомянута страна Апар, а в пехлевийских документах Апаршахр. Тюрки в надписях в честь Кюль-Тегина и Бильге-кагана упоминали о стране Апар среди других стран Внутренней Азии. Апаршахр был древней прародиной парфян, которые в рекомендациях не нуждались. Нужно отметить, что мировоззрение раннесредневековых христианских монахов был ограничен на востоке Индией, Ираном и максимум Каспийским морем. Китай знали по слухам. Глубинные районы степей Западной Евразии были им неизвестны. А касательно предков аваров - жужаней, то их было очень мало. Менандр указывал, что их войска было два тумена. Сила аваров была в привлечении союзных племен. К аварам присоединились кутригуры. В Паннонии к ним присоединились жители города Сирмия. Многочисленные племена склавинов вместе с аварами як вассалы осуществляли походы против ромеев. О жужанях, как и о теле, до середины VI ст. вряд ли сирийцы и ромеи много знали. А вот о парфянах все они были прекрасно информированы. Парфянская династия Аршакидов в ГУ^ вв. правила Кушаншахром, который Л. Боровкова называет Поздним Кушанским царством. Это тем более важно, поскольку причиной миграции сабиров на запад у Приска Панийского было названо давление абаров, которых вынудили мигрировать фантастические грифоны. То есть достоверно

ромеям было известно только о миграции огурских племен и сабиров. Необходимо отметить, что бурные события середины У в. отобразились в исторических хрониках. Приск Панийский например знал о действиях так называемых гуннов-кидаритов, которые соответствуют Малым Юэчжам китайских хроник. Малых Юэчжей возглавлял Цидоло, который известен по бактрийским монетам как Кидара. Понятно, что Аршакидов боялись и почитали, особенно в контексте того, что они в конце 1У в. нанесли несколько поражений Сасанидам. В Европе парны (предки парфян) были известны античным историкам. Смысл же этнонима Апар в тюркских рунических надписях несколько иной. Феофилакт Симокатта отмечал, что в конце У1 в. турки подавили восстания племен тарниах и котзагир, которые были родственниками уар и хуни. Также до группы этих племен византийский хронист относил и забендер. Необходимо отметить, что эти племена не упоминал Захарий Ритор, то есть очевидно они должны были происходить из Центральной Азии, о которой так мало было известно ромеям и сирийцам. Скорее всего, они принадлежали к огурским племенам. 20 тыс. котзагир, тарниах и забендер мигрировали на запад и присоединились к аварам. Для Феофилакта Симокатты было ясно, что авары никакие не парфяне, а огуры из Центральной Азии [31; 38; 4; 5, с.17-42; 40; 51; 50].

В Армянской географии упоминались хазары, баслики, гунны в Сарматии. Географ знал о народах Купи-блкар, Чдар-блкар, Огхондор-блкар, Дучи-блкар. Р. Рашев предлагал отождествлять Дучи-булкар с котрагами то есть кутригурами. С Купи-блкар он связывает булгар на реке Куфис (Кубань). Соответственно огхондор-булкар тождественны уногундурам Феофана Исповедника. Агафий знал их как гунугуров. Йордан упоминал о альтцигир вблизи от Херсона. Возможно с ними можно отождествить с Чдар-блкар. Необходимо отметить, что Прокопий Кесарийский локализировал каких-то брухиев между абазгами и аланами. Анания Ширакаци отмечал, что гунны живут в городе Варачан, царя севера звать каган и он из хазар, а его жена - хатун из племени баслов (барсилов). Отмечалось, что Аспарух сын Кубрата бежал из Болгарских и Гиппийских гор от хазар. По мнению Р. Рашева, последние можно отождествить с Эргенями. Думаем, что тут нужно внести корректуру. В районе Эргеней булгары-оногуры кочевали в середине У в., где они были известны как хайландур. Агафий и Феофан, а потом и Мовсес Каганкватци по соседству с Дербентом-Чора локализировали уже савиров. Таким образом, Гиппийскими и Болгарскими горами должны были быть часть Кавказских гор вблизи от Кубани и Донецкий кряж. Феофан и Никифор соответственно указывали, что из Сарматии из страны Барсилия пришел народ хазар. В хазарско-еврейских документах указано, что хазары прогнали на запад более многочисленных вннтр-ов (уногундуров). Границей, куда бежали последние, была названа река Руна, которую вероятно можно отождествить с Дунаем. Из сочинения Феофана Исповедника мы знаем, что Дунайскую Булгарию основали оногуры [29; 32; 34, с.44-45; 39; 42; 2; 16].

Мовсес Каганкватци отмечал, что во времена персидского царя Шапуха (Шапура) против персов воевал хазар Хонагур. Мовсес Хоренаци же сообщал, что хазары и барсилы в 198 г. перешли Каспийские врата и вторглись в Армению. Мовсес Каганкватци, Мовсес Хоренаци и Степанос Таронеци упоминали о поединке царя Трдата с царем барсилов. Мовсес Каганкватци упоминал о наместника Царя Севера Джебу-хагана. Его подданными названы народы, которые носят косу и среди них упоминались хоны (савиры) и хазары. Алп-Илитвер (Алп-Эльтбере) был назван царем хонов и правителем севера. Необходимо отметить, что данные Мовсеса Хоренаци о хазарах в контексте событий раньше VI в. являются явной модернизацией исторических событий. Необходимо отметить, что такие армянские историки как Лазар Парбеци и Эгише о хазарах и барсилах не упоминают. Вместо этого с большой долей вероятности можно констатировать присутствие в середине V в. в прикаспийских степях оногуров, которые были известны как хайландуры.

Касательно отдельных территориальных подразделений булгар, то информацию о них можно получить из арабографических источников. Ат-Табари упоминал хазар в войске римского императора Юлиана, воевавшего против Эраншахра. Это конечно же анахронизм. Балазури и Ибн ал-Асир упоминал о хазарах как о врагах персидского шаха Кавада I. Ал-Йакуби упоминал о завоевании Хосровом Ануширваном Беленджера. Балами и Саалиби сообщали, что Хосров Ануширван победив ромеев, нанес поражение хазарам. Ат-Табари указывал, что против персов Хосрова Ануширвана воевали абхазы, беленджеры, банджары. Также он сообщал о походе Хосрова на хазар в месть за нападение хазар на Эраншахр. Под 654 г. он указывал, что арабский полководец Абд ар-Рахман воевал вблизи Беленджера и дошел до ал-Байда на Итиле. Балазури и Йакуби сообщали, что брат Абд ар-Рахмана дошел до реки Беленджер. Балами называл врагами арабов хазар, тюрков и алан. Балами и Кудаба б. Джафар сообщая о переговорах с хазарами описывали строительство крепости Баб ал-Абваб (Дербент). Балазури же считал ту сторону с которой велись переговоры турками, ал-Масуди называл хазар тюркскими саварами. Ибн Хордадбех указывал, что царство на север от Баб-ал-Абваба находилось владение Сувар. В любом случае сведения византийцев Агафия Миринейского и Феофана указывают на доминирование среди племен равнин Северного Кавказа савиров. Баранджари (беленджери) и хазары должны были возвыситься после тюркютского завоевания северокавказских степей. Необходимо отметить, что в грузинской хронике Джуаншера Джуаншериани сказано о нападении хазар на владения Хосрова Ануширвана. Грузинский хронист изображал события так, что вроде эристав Гуарам нанял хазар для войны против Кавказской Албании. При этом более ранний Мовсес Каганкватци сообщал, что грузины воевали не против персов, а за персов против хазар. Феофан же прозрачно называет врагов персов хазарами, которые являются турками с востока. В сирийской хронике Зукнина Хазарию названо землей

турков. Необходимо отметить, что Феофан указывал, что хазары прибыли из Барсилии. Там же их локализировал Ананий Ширакаци, который правда отмечал, что барсилы подвластны хазарам. Феофилакт Симокатта указывал, что турков Истеми-кагана боялись народы барсельт, аланы и унногуры. О народе баграсик упоминал Захарий Ритор. При этом его список северных народов включал народы разных регионов. Михаил Сириец указывал, что булгары, которые жили в Баршалии были покорены чужим народом хазар. А. Комар предполагал, что в степи Восточной Европы было несколько волн миграций с которых хазары и тюркюты были последними. Завоевание ними просторов степей Северного Кавказа можно датировать не ранее 70-х гг. У1 в. К тому же стоит отметить что ранние арабские хроники являются ненадежными в плане хронологии не только для истории эфталитов, но и для истории хазар. Менандр и Феофилакт Симокатта (византийцами сведения которых более надежны) называли савирами тех, кто воевал с персами у У1 в. Арабские хронисты называя противников на начальном этапе завоеваний называют их то турками, то хазарами. Также то турками, то хозарами, их называют и несколько византийских хронистов. Тюркютскою должна была быть правящая династия Ашина, а барсилы и хазары должны были переселиться в эпоху миграции аваров и завоеваний тюркютов [18, с.192-195; 12; 16; 14; 44; 6; 39; 3, с.161-186, с.247-252; 30].

В Тан-шу сообщалось о туцзюе кеса (хозарах). В Суй-шу в рассказе о теле упоминались племена Еньцюй, Хеса, Суба, Боху. Некоторые исследователи отождествляют Еньцюй с булгарами оногурами, Хеса - с хазарами, Суба - с сабирами, Боху - с булгарами, но против этого можно возразить, что китайские иероглифы недостаточно точно воспроизводят названия племен. К тому же для династических хроник характерна преемственность в передаче материалов. Так что с уверенностью можно говорить лишь о хазарах и аланах, которые также упоминались среди племен теле в Суй-шу. Аланы были известны китайцам со времен Поздней Хань. Касательно хазар, то они кроме Тан-шу упоминались еще в Цзю Тан шу, Синь Тан шу, Тун дянь. Там они упомянуты как род туцзюе кеса. Необходимо отметить, что хазары не попали в состав десятистрельных западных тюрков. А. Комар прав считая, что Хазарский каганат возник на базе наиболее западного удела тюркютов, который основал еще Истеми [4; 23; 18, с.195-197].

В тюркских рунических надписях, а собственно на Терхинской и Текинской стелах посвященных Элетмиш Бильге-кагану и Бегю-кагану упомянуты Беди Берсил и Кадыр Казар. Они упомянуты, как те, кто откололся, но был родственником токуз-огузов. Сами барсилы и хазары должны были принадлежать к телесских племен. Они названы бузук то есть западными племенами. Несколько названий ставок кок-тюрков имели приставку Казар. Целиком оправданной является гипотеза А. Комара, что хазары должны были прийти на Северный Кавказ вместе с тюркютами. Хазары должны были быть телесским племенем, а правящая династия

наиболее западного удела называлась Ашина и происходила из тюркютов. Барсилы также были из теле. Вопрос этнической принадлежности савиров является дискуссионным. Собственно огурскими племенами должны были быть племена оногуров, кутригуров, утигуров [18, с.172-179].

Необходимо отметить, что савиры естественно не исчезли с политической карты. По мнению М. Артамонова, П. Голдена и А. Комара просто сменился баланс сил в северокавказских степях. В арабских источниках на первый план выдвигались хазары и беленджеры. Возможно эти племена были частью савирской конфедерации племен. Необходимо отметить, что среди племен конфедерации волжских булгар Ибн Фадлан упоминал племена баранджар, сувар, берсула. По мнению И. Зимони, эти булгарские племена откочевали на север вследствие арабо-хазарских войн VIII в. Необходимо отметить, что страна кавказских гуннов о которых писал Мовсес Каганкватци, Ибн Хордад-бехом и Ибн ал-Факихом называлось царством Сувар. По сведениям ал-Масуди после арабо-хазарских войн оно распалось на савир-сувар и барсил-берсула. Гардизи называл это царство Джендан, а Ибн Русте - Хамзин. Племена Волжской Булгарии были родственниками тех, кто остался на родине. Племя же эсегел упомянутое Ибн Фадланом отвечало чигилям у Махмуда Кашгарского и асицзе китайских хроник и не имело отношения к огурам [6; 15; 3, с.145-160, с.315-318; 18, с.180-183; 52].

В VII в. произошло несколько миграций. Феофан указывал, что от самого озера (Меотидское озеро) по реке Кофис находиться древняя Великая Болгария и рядом с ними живут близкие к ним котраги. Сообщалось, что Кробат (Кубрат) правитель Булгарии и котрагов. После его смерти осталось пять сыновей. Батбаян остался на родине. Второй брат - Котраг -перешел Танаис и поселился напротив первого брата. Четвертый и пятый брат переправились через реку Дунай. Один из них остался в подчинении у кагана аваров в Паннонии Аварской. Другой из них поселился в районе Пентаполиса у Равенны и оказался под властью ромеев. Третий брат Аспарух переправился через Днепр и Днестр и поселился в Онгле севернее Дуная. Никифор в «Бревиарии» сообщал, что гунны селились у Меотиды и реки Кофис. При этом он отличал их от булгар. Вблизи от них локализировано котрагов. Никифор указывал, что Коврат восстал против власти авар. Коврат был назван правителем гуннов, болгар и котрагов. Отмечал, что после смерти Коврата осталось пять сыновей. Исполняя завет отца Батбаян остался на родине. Другой брат переправился через Танаис и жил вблизи него. Четвертый переправился через Истр и поселился в Паннонии среди авар. Пятый пришел к Пентаполю и стал данником ромеев. Третий брат - Аспарух - форсировал Днепр и Днестр и поселился в местности Онгл, которая была неприступна для врагов. Рядом с булгарами Никифор локализировал турков то есть тюркютов. Иоанн Никиусский писал, что Кетрадес (Кубрат) был другом императора Ираклия и поддерживал Ираклиона (сына императора от второй жены Мартины). Но в борьбе за

престол победил Констант II, что испортило отношения булгар с ромеями. Сообщалось, что Кубрат умер во времена Константина, который умер на западе. Р. Рашев сопоставляет его с Константом II. По данным Именника Болгарских ханов после Курта (Кубрата) правил Безмер. Безмера можно сопоставить с Батбаяном Феофана и Никифора. Племенем Батбаяна Р. Рашев считал купи-булкар, а личное владение Кубрата считал оногургским. Аспаруха он считал оногуром и наиболее молодым булгарским правителем. Исследователь считал, что оногуры тождествены утигурам. Уногундур, по его мнению, одна из форм названия племени оногур. Равенский географ локализировал вблизи Меотиды земли Patria Onogoria. Ананий Ширакаци упоминал о народе Вгндур-Булгар. Болгарский ученый считал этот этноним близким этнониму внттр-ы хазарско-еврейской переписки. Р. Рашев считает оногуров племенем Аспаруха и Кубрата. Ш. Мингазов указывал, что в Великой Болгарии были племена оногуров и кутригуров, а утигуры и сарагуры не упоминались. Он считал, что это обусловлено консолидационными процессами. Р. Рашев также доверял предположениям о Фанагории как о столице Великой Булгарии и версии Никифора о зависимости Великой Булгарии от авар. Однако, благодаря исследованию В. Чхаидзе можно с уверенностью утверждать о том, что в Великой Булгарии не было столицы-города, а столица находилась там, где была ставка кочевого правителя. А. Комар же считает, что данные Никифора о восстании против власти аваров скорее относятся к Куберу, а не к Кубрату. В византийских хрониках основным театром активности аваров названы просторы Балкан, о экспедициях против антов они сообщали лишь иногда [39; 42; 34, с.42-46; 43, с.14-22; 17; 26, с.18-19].

В то же время Никифор сообщал о родственнике Кубрата - Органе. Органа назван правителем гуннов. При этом даже Р. Рашев признал, что этноним гунны и оногуры и булгары не были тождествены в версии событий от Никифора. Необходимо отметить, что А. Комар обратил внимание на то, что у Феофана, сведения которого часто совпадают с данными Никифора, нет информации о посольстве Органы и его племянника в Константинополь, нет и данных о их крещении. Нет и информации о восстании против аваров. При этом у Никифора нет важных известий о савирах, которые есть у Феофана. Никифор очень приблизительно представлял себе реалии Восточной Европы и Северного Кавказа в VII в. По нашему мнению, нет и достаточных оснований отождествлять Моходу-хеу с Органой. Более ранний хронист (Феофилакт Симокатта) сообщал о восстании против тюркютов племен забендер, тарниах и котзагир. У Мовсеса Каганкватци есть подтверждения власти тюркютского ябгу-кагана (в хронике написано Джебу-хагана) над хазарами, но нет ни одного слова о зависимости булгар от тюрков. Мовсес Дасхуранци четко различал кавказских гуннов (то есть савиров) и хазар. В хазаро-еврейской переписке упоминались две страны под названием с-в-р подвластные хазарам. Вероятно, это средневолжские и севернодагестанские сувары. Сувары были потомками тех савиров, которые в середине V в. атаковали огурские племена.

Можно предположить, что савиры изначально не были огурами, а перешли на огурский язык потом, активно взаимодействуя с булгарскими племенами Северного Кавказа [16; 4; 34, с.38-44; 42; 19].

Павел Диякон сообщал о нападении булгар на лангобардов. Они убили Агельмунда и вынудили бежать войско Ламискона. Йордан знает этноним булгар. Магнус Феликс Эннодий считал Мундона и его окружение булгарами. Фредегар отмечал, что в государстве авар началась смута и булгары восстали. Но они потерпели поражение и в количестве 9 тыс. поселились в Баварии, получив на это разрешение у франков. Но, франки и бавары устроили им резню. Алцек с 700 людьми бежал в марку винидов. Павел Диякон сообщал, что булгарский правитель Алцек пришел в Италию со всем войском своего герцогства, чтобы служить лангобардскому королю Гримуальду. Король направил их в Беневент, для того чтобы они послужили его сыну Ромуальду. Тот дал булгарам земли, которые были в запустении - Изернию, Сепин, Бован. Необходимо отметить, что булгары были известны лангобардам достаточно давно. Вместо титула герцог Алцеку был предоставлен титул гаштальда. Хорватский исследователь Э. Гершак нашел булгарскую топонимию в Кампании, Тоскане, Ломбардии. Погребения с конем найдены вблизи Турина, Вероны, Чивидале дель Фриули, Перуджи, Бузети. Под 569 р. было указано, что булгары вместе с лангобардами, саксами и сарматами вторглись в Италию. Виктор Тоненский под 560 г. сообщал о вторжении булгар в Фракию. Равенский Космограф упоминал о стране Оногории на восток от Меотиды. Йордан знал о хунугурах, савирах и альтциагирах. Альтциагиров он локализировал вблизи Херсона, гунугуров - на побережье Черного моря. Комес Марцеллин впервые упоминал о булгарах под 499 г. [27; 21, с.298-302, с.368-371, с.390-400; 45; 41; 11].

Пять сыновей Кубрата символизировали пять племен, которые входили в состав Великой Булгарии. Аспарух, который переселился к реки Дунай, возглавлял оногуров. Кутригуры и булгары Батбаяна упоминались, как те булгары, которые покорились власти хазар. Эти булгары были известны Константину Багрянородному как Черные Булгары. С старыми племенными названиями византийский император их не сопоставлял. Те булгары, которые мигрировали к аварам, неизвестны. С большей долей вероятности можно предположить, что на родине остались кутигуры и утигуры, як наиболее многочисленные булгарские племена [20, Глава 12].

У Нестора упомянуто о каких-то Белых уграх времен императора Ираклия. Самих венгров он называл черными уграми. Касательно же белых угров, то этому близко шара огур, то есть желтые или светлые огуры. В источниках известны сарагуры. У Менандра упоминалось племя угур. Этот этноним можно отождествить с этнонимом огур, который вообще обозначал племя как термин и не имел у Менандра конкретного наполнения. У Йордана упоминались альтциагир, которые жили вблизи от Херсонеса. Если исходить из широкой локализации Великой Булгарии, то есть все приазовские степи включительно с Крымом

были под ее властью, то пятым племенем целиком вероятно могут быть альциагиры, которые кочевали вблизи Херсонеса. Вождь одной из групп булгар, которая переселилась к аварам, кстати имел созвучное имя Альцек (Лкесо) [33; 6; 27; 25, с.201-206; 26, с.23-24; 11].

Судьба другой части булгар под властью аваров скупо освещается в источниках. Нам известен Кубер, один из сыновей Кубрата. Он упоминается в Чудесах Святого Дмитрия Солунского. Кубер восстал против аварского кагана. Тот двинул против него войска, но Кубер организовано перешел Дунай и вместе со всем своим войском откочевал в Македонию в район Керамисионского поля. Кубер наладил дружественные отношения с византийским императором, а также хотел покорить себе племя драгувитов, чтобы оно поставляло ему продукты земледелия. Нам известно, что рядом с ним в Македонии воевал Мавр, который был назван на одной печати правителем кермисиан и булгар. Куберу приписывалось намерение овладеть Фессалоникой, а потом уйти к островам Эгейского моря и Константинополя и вообще вторгнутся в азиатские владения ромеев. Ромейский автор несколько преувеличил планы Кубера. Кубера мог планировать вторжения в Македонию, Фракию и Элладу. Ш. Мингазов считал, что в 679-680 гг. Кубер овладел Македонией. В Мадарской надписи Тервела упоминал его дядя в Фессалонике. А. Комар указывал, что в тексте Бревиария Никифора были смешены свершения Кубрата и Кубера [8, с.158-166; 28; 26, с.24-26; 24, с.173-175].

Касательно оногуров Аспаруха, то они кочевали в местности известной под названием Онгл. Болгарские исследователи локализируют ее между Днестром и Дунаем. Именно этот регион был той базой с которой булгары начали основание своего нового государства. В 680 г. византийский император Константин 1У Погонат осадил булгар в Онгле. Но ромеи были побеждены и по данным Константина Апамейского в 681 г. подписали мирный договор в котором упоминалась новая страна - Дунайская Булгария в Мезии. Ставка Аспаруха была перенесена к городам Одессос и Маркианополь. Граница булгар проходила по горам Гемус (Старой Планине). Конфедерация семи славянских племен во главе с северами приняла власть булгар. Эта конфедерация находилась в Малой Скифии (Добрудже) и Мезии. Благодаря славянам булгарам было куда мигрировать на случай нападения хазар. Оногуры были теми внттрами, которых по сведениям Иосифа хазары гнали до реки Руна. Р. Рашев сопоставляет с оногурами племя авнгур упомянутое Захарием Ритором. Ставка Аспаруха до победы над ромеями находилась на острове Певка. Феофан и Никифор же сообщали о том, что хазары вышли на границы Византии вблизи владений в Крыму. В болгарской летописи отмечалось, что на Дунае Аспарух погиб в битве с измаильтянами. Р. Рашев целиком оправдано считает их хазарами. По данным Именника Болгарских ханов престол унаследовал Тервел. При этом начало его правления датировано 700 г. Правящей династией был назван род Дуло. М. Артамонов, Ш.

Мингазов и Л. Гумилев считали, что это часть тюркютских родов дулу. Но для такого отождествления нет оснований. Реально правящая династия Великой Булгарии началась с Кубрата и Аспаруха. [1; 10, 40-43,173-184, 216-219; 3, 221-238; 34, 43-47; 35, 48-51; 19; 42; 8, 169-170; 26, 15-16, 21].

Было еще одно направление переселения которое письменные источники не зафиксировали. Ибн Фадлан зафиксировал булгар в Среднем Поволье постфактум. При условии отсутствия письменных источников нужно использовать данные археологии. К раннебулгарским относятся памятники так называемого новинковского типа. Они фиксируются в регионе уже во второй половине VII в., что позволяет утверждать, что переселение произошло еще при раннехазарском времени. Сами памятники делятся на несколько этапов. Так называемый зиновьевский и перещепинско-шиловский этапы синхронны и датируются одним временем, то есть второй половиной VII в. За ними идет бруснянский этап, который датирован концом VII в. - первой половиной VIII в. Булгарские мигранты привели к гибели именьковской культуры и покорили ее население. Касательно именьковской культуры, то ее население возможно считать балто-славянским. Ибн Фадлан сообщая о Алмуше как о малике ас-сакалиба, скорее всего имел в виду, что тот правит европеоидным светловолосым населением. При этом арабский путешественник прекрасно отобразил этническую структуру волжских булгар, упомянув о баранджарах как о племени Алмуша и о племени сувар и его вождя Буюрука. В Среднем Поволжье булгары активно взаимодействовали с местным угорским населением. Также булгары поддерживали активные связи с пермскими народами. Среднее Поволжье было регионом куда прибыли по крайней мере две миграционные волны булгарского населения. Ибн Фадлан сообщал о зависимости булгар от хазар. О продвижении хазар на север вряд ли можно говорить ранее второй половины VIII в., когда походы на Южный Кавказ перестали быть перспективными из-за ответов арабов. Поражения от арабов вынудили хазар искать альтернативные источники прибыли. Хазары обложили данью славянские племена вятичей, радимичей, северян, полян. В Среднем Поволжье в конце VIII - в начале 1Х в. появляются новые этнокультурные группы, которые можно сопоставить с салтовской культурой. Возможно именно это время можно связать с установлением власти хазар над регионом. В ранних арабских источниках упоминается население под названием буртасы. По мнению многих исследователей этот народ был ираноязычным и вероятно был потомками алан переселенных в этот регион с Кавказа. Рядом с волжскими булгарами, кочевыми венграми и хазарами они играли важную роль в истории региона [15; 22, с.25-39; 33; 26, с.21].

Памятники типа Малой Перещипины ряд ученых стремились сопоставить с Кубратом, но намного более вероятно отождествление их с ранними хазарами. Эту гипотезу высказал А. Комар. Вероятно, что в войске хазар, которое преследовало Аспаруха, были и люди Батбаяна и

кутригуров, поскольку тогда сложно объяснить почему византийские хронисты уделили столько внимания степным делам. Глухой отзвук войн хазар с сабирами можно при желании найти у Константина Багрянородного, который сообщал о саварти-асфалах, которые жили вблизи Персии, как о части турок (венгров). Описание событий в степях обычно у византийцев было схематичным. Касательно вопросов рунической письменности у хазар и булгар, то А. Комар считает, что донская руническая письменность была у степной группы хазар, а кубанская руническая письменность у булгар. С булгарами русские и украинские археологи сопоставляли зливкинский антропологический тип, а салтовское население называли булгаро-аланским [17; 20, Глава 38].

Сведения Мовсеса Хоренаци и Степаноса Таронеци касательно участия хазар и барсилов в событиях на Кавказе ранее середины VI в. являются анахронизмами. Сведения римского хронографа 354 г. о булгарах, как и сведения Диониса Периегета о уннах то есть гуннах, касаются периоду их ранней этнической истории в Центральной Азии. Появление булгар на Северном Кавказе можно датировать серединой V в. Период с середины до конца V в. в общем слабо освещен, поскольку римляне, византийцы и армяне были сосредоточены на событиях своей истории. Увеличение интереса к кочевым народам прослеживается в связи с формированием больших степных империй (Аварского и Тюркского каганатов), а также с обострением византийско-персидских противоречий. Можно утверждать, что уже в 60-х гг. V ст. акациры прекратили существовать как самостоятельная политическая сила. Сабиры стали ведущей политической силой в прикаспийских степях, вынудив оногуров мигрировать в приазовские степи. Исходным звеном их миграции были центральноазиатские степи, а конечной - прикаспийские степи вблизи Кавказских гор. Переселение сабиров сдвинуло массив огуров, живших в прикаспийских степях, на запад. Наиболее западными были племена кутригуров. В Причерноморье огурские булгарские племена заместили близкие гуннам племена. Покорение гуннских племен булгарам можно датировать 70-80-ми гг. V в., когда этноним собственно гуннов исчезает и начинает использоваться по отношению к булгарам. Переселение племен Восточной и Центральной Европы обусловила миграция жужаней-аваров. Часть кутригуров мигрировала на восток и склавины пришли в движение с войнами аваров против византийцев. Аварское завоевание снизило влияние савиров в прикаспийских степях. Абары византийских источников это парны (парфяне), которые не имеют отношения к жужаням-апарам орхонских древнетюркских надписей. Аварский каганат представлял собой полиэтническую общность в какой ведущую роль играли авары-жужани и булгары-кутригуры. Тюркютское завоевание существенно не повлияло на этническую карту западноевразийских степей. Подавление тюркютами восстания племен тарниах, забендер, котзагир в конце VI в. привело к их миграции в Паннонию. Куда большие изменение вызвали

распад Западнотюркского каганата и образование Великой Булгарии и Хазарского каганату. Великой Булгарией правила булгарская династия Дуло, а Хазарским каганатом тюркютская династия Ашина. Булгары, как и аланы, находились в Западнотюркютском каганате во второй половине VI в. Хазары с барсилами были его составной частью и были его ударной частью в наиболее западном уделе Западнотюркютского каганата. Экспансия хазар привела к переселению оногуров на Нижний Дунай и образованию Дунайской Булгарии, а двух других племенных групп - к аварам (потом в Македонию и Италию). Булгары Батбаяна, которых возможно отождествить с утигурами, и кутригуры вошли в состав Хазарского каганата.

Список литературы

1. Атанасов Г. Болгаро-хазарская граница и болгаро-хазарская враждебность с конца VII до конца IX века // Българи и хазари през ранното Средневековие. София: Таннакра, 2003. с. 92-113.

2. Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. М.: Арктос-Вика Пресс, 1996. 256 с.

3. Артамонов М.И. История хазар. СПб.: Издательство Лань, 2001. 688 с.

4. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1. М.-Л.: Институт этнографии имени Миклухо-Маклая, 1950. 382 с.

5. Боровкова Л.А. Народы Средней Азии Ш-УЕ веков (по древним китайским и западным источникам). М.: Институт востоковедения РАН, 2008. 368 с.

6. Византийские историки Дексипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец. СПб.: Иждивением духовного ведомства, 1860. 2, XIV, 496 с.

7. Гръцки извори за българската история. Т. 2. София: Издателство на БАН, 1958. 373 с.

8. Гръцки извори за българската история. Т. 3. София, Издателство на БАН, 1960. 329 с.

9. Гумилев Л.Н. История народа хунну. В 2-х книгах. Кн. 1. М.: Ди-Дик, 1998. 448 с.

10. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.-СПб: АСТ-Кристал, 2002. 576 с.

11. Джафаров Ю. Гунны и Азербайджан. Баку: Азеншир, 1993. 107 с.

12. Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала. Тбилиси: Мецниереба, 1986. 150 с., [3] л.

13. Зуев Ю.А. Самое сильное племя. 2004. http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/Zuyev_Samoe-solnoe-plemya_turklib.ru.pdf

14. Ибн ал-Асир 1940 - Материалы по истории Азербайджана из «Тарих-ал-камиль» («полного свода истории») Ибн-ал-Асира. Баку: Аз-Фан, 1940. 182 с.

15. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.-Л.: Изд. Академии наук СССР, 1939. 228 с.

16. Каганкватци Мовсес. История страны Алуанк. Ереван, Матенада-ран, 1984. http://vehi.net/istoriya/armenia/kagantv/aluank2.html

17. Комар А.В. Ранние хазары в Северином Причерноморье (постановка проблемы). // Восточноевропейский археологический сборник. № 3 (4). май-июнь 2000. http://archaeology.kiev.ua/journal/030500/komar.htm

18. Комар А.В. Хазарская дилемма: тюрки или теле // Тюркологический сборник, 2011-2012. М.: Восточная литература, 2013. C. 171-203.

19. Коковцев П.К. Еврейско-хазарская переписка в Х веке. Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1932. XXXVIII, 134, IV с. http://gumilevica.kulichki. net/Rest/rest0504b.htm.

20. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М.: Наука, 1991. 496 с.

21. Латински извори за българската история. Т. 1. София: Издател-ство на БАН, 1958. 452 с.

22. Лифанов Н.А. К вопросам периодизации и хронологии памятников новинковского типа // Степи Европы в эпоху Средневековья. Т. 4. Хазарское время. Донецк: Донецкий национальный университет, 2005. с. 25-39

23. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Новосибириск: Наука СО, 1989. 435 с. http://www.turklib.com/general_history/tanskie_hroniki_o_gosudarstvah_ centralnoi_azii_teksty_i_issledovaniya.html

24. Мингазов Ш.Р Иоанн Никиусский о Кубрате - правителе Великой Болгарии // Власть. № 12. М.: Институт социологии РАН, 2009. с. 173-175.

25. Мингазов Ш.Р Наследники Великой Булгарии в Западной Европе // Филология и культура. № 1 (27). Казань: Приволжский Федеральный университет, 2012. с. 201-207.

26. Мингазов Ш.Р. Великая Болгария и роль тюркоязычных болгарских племен в истории Европы. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата исторических наук. Специальность. 07. 00. 02. Отечественная история. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2013. 26 с.

27. Павел Диакон. История лангобардов // Кузнецова Т.И. Средневековая латинская литература IV-IX вв. М.: Наука, 1970.

28. Павлов П. Втората България в днешна Македония през VII-IX века. http://avtorski.pogled.info/article/42866/Vtorata-Balgariya-v-dneshna-Makedoniya-prez-VII-IX-vek

29. Патканов К.П. Армянская география VII в. н.э. (приписываяща-яся Моисею Хоренскому). СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1877. 64 с.

30. Пигулевская Н.В. Сирийский источник VI в. о народах Кавказа // Вестник Древней истории. № 1. М.: Изд-во АН СССР, 1939. с. 83-90. http:// www.vostlit.info/Texts/rus7/Zacharia/text1.phtml

31. Сказания Приска Панийского. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1861. 115 с.

32. Прокопий Кесарийский. Война с готами. М.: Арктос, 1996. 167 с. http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framegot32.htm

33. Повесть временных лет. Прозаический перевод на современный

русский язык Д. С. Лихачёва. http://www.old-russian.chat.ru/01povest.htm

34. Рашев Р. Великая Болгария // История татар. Т. 2. Волжская Болгария и Великая Степь. Казань: РухИЛ, Институт истории им. Ш. Марджа-ни, 2006. с. 36-47.

35. Рашев Р. Первое болгарское царство на Дунае // История татар. Т. 2. Волжская Болгария и Великая Степь. Казань: РухИЛ, Институт истории им. Ш. Марджани, 2006. с. 48-59.

36. Сиротенко В.Т. Письменные сведения о булгарах IV-VII вв. в свете современных им исторических событий // Славяно-балканские исследования. М.-Л.: Наука, 1972. c. 195-217. http://www.kroraina.com/fadlan/v_ sirotenko.html

37. Смагулов Е., Павленко Ю.В. Гунны на пути в Европу // Вопросы археологии Казахстана. Вып. 2. Алматы-Москва: Гылым, 1998. с. 142-151.

38. Тер-Мкртчян Л. Армянские источники о Средней Азии, V-VII вв. М.: Наука, 1979. 97 с.

39. Феофан Исповедник. Летопис византийца Феофана от Диоклита-на до царей Михайла и его сына Феофилакта. М.: Университетская типография, 1884. http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Feofan/text4.phtml?id=9630

40. Феофилакт Симокатта. История. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 224 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Simok/index.php

41. Фредегар. Хроника. Электронная версия 2003 года. Перевод Д.Н. Ракова. http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Fredegar/frametext.htm

42. Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: Хроногра-фия Феофана, Бревиарий Никифора. М.: Наука, 1980. 217 с. http://www. vostlit.info/Texts/rus2/Feofan_2/frametext1.htm http://www.vostlit.info/Texts/ rus/Nikifor_2/frametext1.htm

43. Чхаидзе В.Н. К вопросу о присутствии протоболгар на территории Таманського полу острова в конце VI - конце VII вв. и о столице Великой Булгарии Фанагории// Дриновський збiрник. Т. V. Харькiв-Софiя: Марин Дринов, 2012. с. 14-22

44. Шмидт А.Э. Материалы по истории Средней Азии и Ирана // Ученные записки института востоковедения. Т. 16. М.: Изд-во АН СССР, 1958. http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Tabari/frametext.htm

45. Hersak E. Avari: osvrt na njihovu etnogenezu i povjest // Migracijske i etnicke teme. 18. 2-3. Zagreb: Instituit za migracje i narodnosti, 2002. s. 197-224.

46. Kazanski M. Les Hunnugours et le commerce de fourrure au VIeme siecle// Zwischen fjorden und Steppe. Festschrift fur Johan Callmer zum 65. Geburstag. Rahden: Verlag Marie Leidorf, 2010. s. 225-238.

47. Simonis de Keza. Gesta Hungarorum // Historiae Hungaricae fontes domestici. Pars prima. Scriptores ; 2. Lipsiae: [s. n.], 1883. s. 52-99.

48. Scriptores Rerum Hungaricarum Veteres ac Genuni. Cura et Studio Joannis Georgii Schwandtneri. Pars Prima. Vindobonae: Typis Joannis Thomae nob. de Trattnern, Caes. Reg. Aulae Typographi et Bibliopolae, MDCCLXVI (1766). http://mek.oszk.hu/08800/08829/08829.pdf

49. Tezcan M. The ethnonym Apar in the Turkish inscriptions of the VIII century and Armenian Manuscripts. // Eran ud Aneran. Webfestschrift Marshak.

Buenos Aires: Universitat de Salvador, 2003. http://www.transoxiana.org/Eran/ Articles/Tezcan_Apar.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50. The Inscription from of Shapur I at Naqsh-e Rustam. http://www.sa-sanika.org/wp-content/uploads/NAQSH.pdf

51. The Sasanian Inscription from Paikuli. http://www.sasanika.org/ wp-content/uploads/Paikuli.pdf

52. Zimonyi Istvan. History of the Turkic speaking peoples in Europe before Ottomans. http:// www.Lingfil.uu.se/afro/turkiskasprak/ip2007/ Zimonyi I.P. pdf

Сведения об авторе: Пилипчук Ярослав Валентинович, старший преподаватель кафедры истории и археологии славян исторического факультета Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова, кандидат исторических наук, (Украина, г. Киев, ул. Освиты, д. 6, каб. 24), e-mail: pylypchuk.yaroslav@gmail.com

Дата поступления материала 15.09.2019 Принят к публикации 13.11.2019

MIGRATIONS OF OGHUR TRIBES (V-VII CENTURIES)

Pylypchuk Ya.V.

National Pedagogical University n.a. M. P. Dragomanov Kyiv, Ukraine pylypchuk.yaroslav@gmail.com

Abstract. Purpose. Examine the question of Oghur migrations in Europe. Research materials: Byzantin, Old Russian, European Latin-speaking, arabo-graphic chronicles, articles and books by contemporary researchers. The novelty is the study of the Ogur migrations. The process of ethnogenesis of Bulgars took place in II-IV century in Central Asia. The migration of the Bulgarians in the Caspian steppe region dated of end of IV. In the middle of the V century, Onogures were forced to move from Dagestan and Kalmyk steppes to Asov Sea littoral under pressure Sabir (who came from Central Asia). Other tribes migrated to the steppes of the Black Sea. Migration of Kutrigures and Utig-ures was scheduled between 469 and 499 years. Ogurian tribes were Onogures, Saragures, Utigures, Kutrigures. Great Bulgaria included some tribes of Hun Union (Altziagires and Ultinzures). The dominant tribe in the North Caucasian plains were saviry that probably were not Ogur origin. Barsiles and Khazars were tele tribes and the North Caucasus were due to Avar migration and Turkut conquesr. Esegels were not Ogur tribe. Barsiles (Bersula) and Savires (Suvares), Esegels switched to Ogur language caused by interaction with Bulgarian tribes Real Avars had nothing to do with abaramy Romey chroniclers. Abars in this

chronicles were construct of chronicles. Fall of the Great Bulgaria led to the migration of the Bulgars in the Middle Volga and the Lower Danube. Five disconnect tribes could not resist the Khazar expansion and the two of them migrated to the Avar Khanate, and then to Bavaria, Italy and Macedonia.

Keywords: ogurs, migrations, bulgars, khazars, avars.

For citation: Pylypchuk Ya.V. Migrations of oghur tribes (V-VII centuries). Tyurkologicheskie issledovaniya =Turkological Studies. 2019; 2(4): 63-85. (In Russian)

References

1. Atanasov G. Bolgaro-hazarskaja granica i bolgaro-hazarskaja vrazhdebnost' s konca VII do konca IX veka [Bullgarian-Khazar border and hostility from end of VII to the end of IX century] // B'lgari i hazari prez rannoto Srednevekovie [Bulgarians and Khazars in Early Middle Ages]. Sofija: Tannakra, 2003. p. 92-113.

2. Agafij Mirinejskij. O carstvovanii Justiniana [Agathius from Mirineius. About rule of Justinian]. M.: Arktos-Vika Press, 1996. 256 p. http://myriobiblion.byzantion. ru/Just.htm

3. Artamonov M.I. Istoriya hazar [History ofKhazars]. SPb.: Izdatel'stvo Lan', 2001. 688 p.

4. Bichurin N.Ya. (Iakinf). Sobranie svedeniy o narodah obitavshih v Srednej Azii v drevnie vremena. T.1. [Bichurin N.Ya. (Iakinf) Collection of information about the peoples living in Central Asia in ancient times. T.1.] M.-L.: Institut jetnografii ime-ni Mikluho-Maklaja, 1950. 382 p.

5. Borovkova L.A. Narody Srednej Azii III-VI vekov (po drevnim kitajskim i zapadnym istochnikam) [Peoples of Central Asia of III-VI century (according ancient Chinese and western sources)]. M., Institut vostokovedenija RAN, 2008. 368 p.

6. Vizantijskie istoriki Deksipp, Evnapiy, Olimpiodor, Malkh, Petr Patritsiy, Menandr, Kandid, Nonnos i Feofan Vizantiec [Byzantinian historians Dexipp, Euna-pius, Malkh, Petr Patriciam, Menandr, Candyd, Nonnos and Theopannes Byzantinian]. SPb., Izhdiveniem duhovnogo vedomstva, 1860. 2, XIV, 496 p. http://krotov.info/ acts/05/marsel/ist_viz_06.htm

7. Gr'cki izvori za b'lgarskata istorija . T. 2. [Greece sorces about Bulgarian history. Vol. 2] Sofija: Izdatelstvo na BAN, 1958. 373 p.

8. Gr'cki izvori za b'lgarskata istorija. T. 3. [Greece sorces about Bulgarian history. Vol. 3] Sofija, Izdatelstvo na BAN, 1960. 329 p.

9. Gumilev L.N. Istorija naroda hunnu. V 2-h knigah [History of people Xsiong-nu. 2 books]. Kn. 1. M, Di-Dik, 1998. 448 p.

10. Gumilev L.N. Drevnie tyurki [The Ancient Turks]. M.-SPb: AST-Kristal, 2002. 576 p.

11. Dzhafarov Ju. Gunny i Azerbajdzhan [Huns and Azerbaijan]. Baku: Azen-shir, 1993. 107 p. http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/Ju_Dzafarov_Gunny-_i_Azerbajdzhan-0.pdf

12. Dzhuansher Dzhuansheriani. Zhizn' Vakhtanga Gorgasala [Life-description of Vakhtang Gorgasal]. Tbilisi: Mecniereba, 1986 150 p., [3] l. http://www.vostlit.info/ Texts/rus4/Gorgasal/frametext2.htm

13. Zuev Ju.A. Samoe sil'noe plemja [The Most strong tribe]. 2004. http://www. bulgari-istoria-2010.com/booksRu/Zuyev_Samoe-solnoe-plemya_turklib.ru.pdf

14. Ibn al-Asir 1940 - Materialy po istorii Azerbajdzhana iz "Tarikh-al-kamil" ('pol-nogo svoda istorii'') Ibn-al-Asira [Materials on history of Azerhaijan from ''Tarikh-al-kam-il" (Full Compedium of history) of Ibn al-Athir]. Baku: AzFan, 1940. 182 p.

15. Puteshestvie Ibn-Fadlana na Volgu [Travel of Ibn Fadlan on Volga]. M.-L.:

3.B. IIn.iiiiiMyK

Izd. Akademii nauk SSSR, 1939. 228 p. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/fadlan.htm

16. Kagankvatci Movses. Istorija strany Aluank [History of country of Albania]. - Erevan, Matenadaran, 1984. http://vehi.net/istoriya/armenia/kagantv/aluank2.html

17. Komar A.V. Rannie hazary v Severinom Prichernomor'e (postanovka problemy) [Early Khazars in Northern Black Sea Littoral: formulation of the problem] // Vostochnoev-ropejskij arheologicheskij sbornik [East-European archaelogic collection]. № 3 (4). may-iyun' 2000. http://archaeology.kiev.ua/journal/030500/komar.htm

18. Komar A.V. Khazarskaya dilemma: tyurki ili tele [Khazarian dilemma: Turks or Tiele.] // Tyurkologicheskiy sbornik, 2011-2012 [Turcologic collection, 2011-2012]. M., Vostochnaja literatura, 2013. p. 171-203.

19. Kokovcev P.K. Evreysko-khazarskaya perepiska v X veke [Hebrew-Khazari-an correspondence in X century]. L.: Izd-vo Akademii Nauk SSSR, 1932. XXXVIII, 134, IV p. http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0504b.htm.

20. Konstantin Bagrjanorodnyi. Ob upravlenii imperiey [Constantin Porhyro-gentis/ About government of Empire]. M.: Nauka. 1991. 496 p. http://www.vostlit.info/ Texts/rus11/Konst_Bagr_2/text12.phtml?id=6375 http://www.vostlit.info/Texts/rus11/ Konst_Bagr_2/text38.phtml?id=6397

21. Latinski izvori za b'lgarskata istorija. T. 1. [Latin source about Bularian history. Vol. 1] Sofija: Izdatelstvo na BAN, 1958. 452 p.

22. Lifanov N.A. K voprosam periodizacii i hronologii pamjatnikov novinkovsk-ogo tipa [To the question of peridiosation and chronology of monumentsa of Novinko-vo type] // Stepi Evropy v jepohu Srednevekov'ja.T. 4. Hazarskoe vremja. [Steppes of Europe in Middle Ages. Vol. 4. Khazarian epoch]. Doneck: Doneckij nacional'nyj universitet, 2005. p. 25-39

23. Malyavkin A.G. Tanskie khroniki o gosudarstvah Central'noj Azii. Teksty i issledovaniya. [Tang chronicle about states of Central Asia. Text and Studies] Novosi-birisk: Nauka SO, 1989. 435 p. http://www.turklib.com/general_history/tanskie_hron-iki_o_gosudarstvah_centralnoi_azii_teksty_i_issledovaniya.html

24. Mingazov Sh.R. Ioann Nikiusskij o Kubrate -pravitele Velikoj Bolgarii [John from Nikiusa about Kubrat - the ruler of Great Bulgaria] // Vlast'[The Power]. № 12. M.: Institut sociologii RAN, 2009. p. 173-175.

25. Mingazov Sh.R. Nasledniki Velikoj Bulgarii v Zapadnoj Evrope [Heirs of the Great Bulgaria in Western Europe] // Filologija i kul'tura [Philology and Culture]. № 1 (27). Kazan': Privolzhskij Federal'nyj universitet, 2012. p. 201-207.

26. Mingazov Sh.R. Velikaja Bolgarija i rol' tjurkojazychnyh bolgarskih plemen v istorii Evropy. Avtoreferat dissertacii na soiskanie stepeni kandidata istoricheskih nauk. Special'nost'. 07. 00. 02. Otechestvennaja istorija [Mingazov Sh.R. Great Bulgaria and the role of the Turkic-speaking Bulgarian tribes in the history of Europe. Abstract of dissertation for the degree of candidate of historical sciences. Specialty. 07. 00. 02. Patriotic history.]. Kazan': Institut istorii im. Sh. Mardzhani AN RT, 2013. 26 p.

27. Pavel Diakon. Istorija langobardov [History of Lombards] // Kuznecova T.I. Srednevekovaja latinskaja literatura IV-IX vv. [Medieval Latin Literature of IV-IX century] M.: Nauka, 1970.

28. Pavlov P. Vtorata B'lgarija v dneshna Makedoniya prez VII-IX veka [The Second Bulgaria in modern Macedonia in VII-IX century]. http://avtorski.pogled.info/ article/42866/Vtorata-Balgariya-v-dneshna-Makedoniya-prez-VII-IX-vek

29. Patkanov K.P. Armjanskaja geografija VII v. n.je. (pripisyvayashchayasya Moiseju Horenskomu) [Armenian geography VII. ne (attributed to Moses Khorenat-si).]. SPb.: Tipografija Imperatorskoj Akademii Nauk, 1877. 64 p. http://vehi.net/is-toriya/armenia/geographiya/04.html

30. Pigulevskaja N.V. Siriyskiy istochnik VI v. o narodah Kavkaza [Syriac source of VI century about Caucasian people] // Vestnik Drevnej istorii [Bulletim of Ancient history]. № 1. M.: Izd-vo AN SSSR, 1939. p. 83-90. http://www.vostlit.info/Texts/rus7/ Zacharia/textl.phtml

31. Skazanija Priska Panijskogo [Tales of Priska from Panius]. SPb.: Tipografi-ya Imperatorskoj akademii nauk, 1861. 115 p. http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prisc/ frametext21.htm

32. Prokopij Kesarijskij. Vojna s gotami [Procopius from Caesaria. War against Goths]. M.: Arktos, 1996. 167 p.

33. Povest' vremennyh let. Prozaicheskij perevod na sovremennyj russkij jazyk D. S. Lihachova [Tale of Bygone Years. Prose translation into modern Russian by D. S. Likhachev.]. http://www.old-russian.chat.ru/01povest.htm

34. Rashev R. Velikaja Bolgarija [Great Bulgaria] // Istorija tatar. - T. 2. Volz-hskaja Bolgarija i Velikaja Step'[History of Tatars. Vol. 2. Volga Bulgaria and Great Steppe]. Kazan': RuhIL, Institut istorii im. Sh. Mardzhani, 2006. p. 36-47.

35. Rashev R. Pervoe bolgarskoe carstvo na Dunae [First Bulgarian tasrdom on Danube] // Istorija tatar. - T. 2. Volzhskaja Bolgarija i Velikaja Step'. [History of Tatars. Vol. 2. Volga Bulgaria and Great Steppe]. Kazan': RuhIL, Institut istorii im. Sh. Mardzhani, 2006. p. 48-59.

36. Sirotenko V.T. Pis'mennye svedenija o bulgarah IV-VII vv. v svete sovre-mennyh im istoricheskih sobytij [Narrative sources about Bulgars of IV-VII century in light of this time] // Slavjano-balkanskie issledovanija [Slavonic-Balkan studies]. M.-L.: Nauka, 1972. P. 195-217. http://www.kroraina.com/fadlan/v_sirotenko.html

37. Smagulov E., Pavlenko Ju.V. Gunny na puti v Evropu [Huns on the roads to Europe] // Voprosy arheologii Kazahstana [Questions of history of Kazakhstan]. Vyp. 2. Almaty-Moskva: Gylym, 1998. - s. 142-151.

38. Ter-Mkrtchjan L. Armjanskie istochniki o Srednej Azii, V-VII vv. [Arme-niam sources about Central Asia, V-VII century] . M.: Nauka, 1979. 97 p.

39. Feofan Ispovednik. Letopis vizantijca Feofana ot Dioklitana do carej Mihajla i ego syna Feofilakta [Theophanes Confessor. Chronicle of Theophanes from Diocletian to emperors Michael and his son Theophilactes]. M.: Universitetskaja tipografija, 1884. http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Feofan/text4.phtml?id=9630

40. Feofilakt Simokatta. Istorija [History]. M.: Izd-vo AN SSSR, 1957. 224 p. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Simok/index.php

41. Fredegar. Hronika [Chtonicle]. Jelektronnaja versija 2003 goda. Perevod D.N. Rakova. http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Fredegar/frametext.htm

42. Chichurov I.S. Vizantijskie istoricheskie sochinenija: Hronografija Feofana, Breviarij Nikifora [Byzantinian historical chronicles: Chronography of Theophannes, Breviarius of Nicephor]. M.: Nauka, 1980. 217 p. http://www.vostlit.info/Texts/rus2/ Feofan_2/frametext1.htm http://www.vostlit.info/Texts/rus/Nikifor_2/frametext1.htm

43. Chhaidze V.N. K voprosu o prisutstvii protobolgar na territorii Tamans'kogo polu ostrova v konce VI - konce VII vv. i o stolice Velikoj Bulgarii Fanagorii [On the issue of the presence of the Proto-Bulgarians on the territory of the Tamansky semi-island at the end of the 6th and the end of the 7th centuries. and about the capital of the Great Bulgaria Fanagoria]// Drinovs'kij zbirnik [Drinov collection]. T. V. Har'kiv-Sofi-ja: Marin Drinov, 2012. p. 14-22

44. Shmidt A.Je. Materialy po istorii Srednej Azii i Irana [Materials about history of Central Asia and Iran] // Uchennye zapiski instituta vostokovedenija [Scientific notes of Institute of Oriental studies]. T. 16. M.: Izd-vo AN SSSR, 1958. http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Tabari/frametext.htm

45. Hersak E. Avari: osvrt na njihovu etnogenezu i povjest // Migracijske i et-nicke teme. 18. 2-3. Zagreb: Instituit za migracje i narodnosti, 2002. s. 197-224

46. Kazanski M. Les Hunnugours et le commerce de fourrure au VIeme siecle// Zwischen fjorden und Steppe. Festschrift fur Johan Callmer zum 65. Geburstag. Rahden: Verlag Marie Leidorf, 2010. s. 225-238

47. Simonis de Keza. Gesta Hungarorum // Historiae Hungaricae fontes domes-tici. Pars prima. Scriptores ; 2. Lipsiae: [s. n.], 1883. s. 52-99.

48. Scriptores Rerum Hungaricarum Veteres ac Genuni. Cura et Studio Joannis Georgii Schwandtneri. Pars Prima. Vindobonae: Typis Joannis Thomae nob. de Trattnern, Caes. Reg. Aulae Typographi et Bibliopolae, MDCCLXVI (1766). http://mek. oszk.hu/08800/08829/08829.pdf

49. Tezcan M. The ethnonym Apar in the Turkish inscriptions of the VIII century and Armenian Manuscripts. // Eran ud Aneran. Webfestschrift Marshak. Buenos Aires: Univer-sitat de Salvador, 2003. http://www.transoxiana.org/Eran/Articles/Tezcan_Apar.pdf

50. The Inscription from of Shapur I at Naqsh-e Rustam. http://www.sasanika. org/wp-content/uploads/NAQSH.pdf

51. The Sasanian Inscription from Paikuli. http://www.sasanika.org/wp-content/ uploads/Paikuli.pdf

52. Zimonyi Istvan. History of the Turkic speaking peoples in Europe before Ottomans. http:// www.Lingfil.uu.se/afro/turkiskasprak/ip2007/ Zimonyi I.P. pdf

About the author: Pylypchuk Ya.V., National Pedagogical University n.a. M. P. Dragomanov Kyiv, Ukraine. e-mail: pylypchuk.yaroslav@gmail.com

Received September 15, 2019 Accepted for publication November 13, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.