ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1805: 3676-3678
Миграции, ночные полёты и залёты чёрных стрижей Apus apus (по данным анализа столкновений с самолётами)
В.Э.Якоби
Второе издание. Первая публикация в 1980*
Орнитологи применяют самые разные методы изучения миграции и ориентации птиц: визуальные наблюдения, кольцевание и мечение, радиолокацию и т.д. Интересные результаты может дать анализ сведений о столкновениях птиц с самолётами (Якоби 1970). Ниже приведены данные, полученные в результате анализа столкновений самолётов с чёрными стрижами Apus apus.
Во всех случаях были достоверно определены остатки стрижей, нередко до удивления хорошо сохранившихся даже после того, как птица пробила носовую часть кабины самолёта ИЛ-18 или попала в воздухозаборник газотурбинного двигателя. Попадание птицы в двигатель пилот замечает не всегда, поэтому в некоторых случаях только косвенно можно установить, когда птица попала в двигатель: при взлёте, посадке или на маршруте.
Самое раннее весеннее столкновение самолёта АН-24 с чёрным стрижом отмечено 15 мая 1975. Удар не был замечен экипажем, поэтому попадание птицы в двигатель могло произойти или при взлёте в Алма-Ате или при посадке в Ташкенте. Весь полёт происходил в темноте. Известны радиолокационные наблюдения (Weitnauer 1956), подтверждённые визуальными (с самолёта при включённых фарах), показывающие, что стрижи могут проводить в ночном полете до 4-8 ч. В разбираемом случае жертвой столкновения мог стать мигрирующий стриж, поскольку в Средней Азии пролёт черных стрижей идёт в течение всего мая и даже в первых числах июня (Птушенко 1951). К этой категории птиц мог принадлежать и чёрный стриж, попавший 21 мая 1977 в 10 ч 23 мин в Бухаре в двигатель самолёта, набиравшего высоту. Ночью 14 июня 1974 на скорости 600 км/ч и высоте 3000 м произошло столкновение самолёта ИЛ-18 со стрижом при снижении к аэропорту Ташкент. 23 июня 1973 днём, скорее всего, при снижении самолёта АН-24 к аэропорту Ростов-на-Дону при значительных скоростях и высоте (судя по силе удара) в двигатель попал чёрный стриж. Возраст птиц в последних случаях установить не удалось. Это могли быть мо-
* Якоби В.Э. 1980. Миграции, ночные полёты и залёты чёрных стрижей (Apus apus) (по данным анализа столкновений с самолётами) IIЗоол. журн. 59, 3: 472-473.
лодые неполовозрелые птицы прошлого года рождения, поднявшиеся ночью на большую высоту отдыхать или добывать корм. Далее в течение месяца столкновения со стрижами не отмечались, но в конце июля зарегистрированы ещё два случая: 26 июля 1970 в 19 ч 30 мин (ИЛ-18 на высоте 3000 м) над Пицундой (Грузия); 30 июля 1976 днём в 13 ч 35 мин на снижении к аэропорту Домодедово стриж попал в двигатель самолёта ИЛ-62. Это могли быть и молодые, и начавшие послегнездо-вые кочёвки птицы. В конце августа — начале сентября произошли ещё два столкновения: 21 августа 1974 в 16 ч 42 мин с самолётом ИЛ-18 после взлёта на высоте 1200 м в районе Минеральных вод и 1 сентября 1975 также с ИЛ-18 ночью (в 22 ч 15 мин) во время перелёта из Самарканда в Душанбе. К этому времени приурочен отлёт стрижей с территории СССР, и жертвами столкновений, скорее всего, были мигрирующие птицы.
Наибольший интерес представляют отмеченные в аэропорту Гомель (Белоруссия) столкновения самолётов АН-24 с чёрными стрижами 5 октября 1977 и 10 ноября 1976. В это время стрижи уже покидают пределы Советского Союза. В обоих случаях попадание птицы в двигатель самолёта не было замечено пилотами и обнаружено лишь во время послеполётного осмотра. Согласно требованиям регламента, после каждой посадки техсостав обязан проверять тракт двигателя. Поэтому наиболее вероятно попадание стрижа в двигатель 5 октября 1977 во время последнего рейса Минск — Гомель, который проходил в 20 ч 25 мин — 21 ч 10 мин в полной темноте (заход солнца в Гомеле в это время в 18 ч 29 мин) на высоте 3000 м. Именно после этого рейса в тракте двигателя обнаружили остатки птицы. Необычайно интересно попадание стрижа в двигатель самолёта АН-24 10 ноября 1976 после прилёта из Москвы. Весь полёт шёл в темноте. Посадка в Гомеле была в 19 ч 20 мин. Заход солнца здесь в этот день в 17 ч 15 мин. В Гомеле в оба дня столкновений после заморозков было потепление, вызванное южными циклонами. 5 октября 1977 был южный ветер 2 м/с, облачность высотой 1400 м, температура 2°С. 10 ноября 1977 южный ветер 6-8 м/с, облачность слоистая высотой 180 м, температура также 2°С.
Такие чрезвычайно поздние осенние ночные столкновения стрижей с самолётами, приуроченные ко времени прохождения тёплых южных фронтов, наводят на мысль, что в этих случаях мог иметь место залёт птиц, занесённых южным ветром на больших высотах. Перемещения чёрных стрижей в восходящих потоках фронтов морского ветра на высотах до 900 м в Англии отмечал Симпсон (Simpson 1967). Стрижи в зоне конвергенции добывали сконцентрировавшихся здесь насекомых и отмечались с планеров, самолётов, а также днём и ночью на экранах радиолокаторов. Объектом ночной охоты стрижей могут быть рои насекомых (комаров, жуков, бабочек), достигающие иногда десятков ки-
лометров в поперечнике и поднимающиеся на большую высоту в восходящих токах воздуха. В слоях атмосферы, насыщенных электричеством, насекомые могут приобрести электрический заряд и начать светиться голубоватым светом так, что их даже принимают за неопознанные летающие объекты (Наука и жизнь, 1979, № 7). Эти данные показывают, что во время ночных полётов стрижи могут добывать насекомых, и при этом возможен занос птиц с тёплыми фронтами.
Результаты анализа столкновений самолётов со стрижами подтверждают сделанное ранее на основании визуальных и радиолокационных наблюдений заключение о длительных ночных полётах стрижей и при этом свидетельствуют, что такие полёты происходят не только во второй половине лета, но и весной и поздней осенью. Следовательно, стрижи ночью не только отдыхают в воздухе, но и добывают насекомых и осуществляют миграцию и залёты. Данные о столкновениях показывают, что и ночные и дневные полёты стрижей могут проходить на высотах до 3000 м. Этим подтверждаются экспериментальные данные о высотах и времени (длительности) беспосадочного полёта чёрных стрижей, полученные с помощью прикрепляемого к птицам альтиметра (Kristiansson et al. 1977; Gustavson et al. 1977). Высота полёта стрижей в этих опытах достигала 3300-3600 м, длительность — 12 ч. При облачности максимальная высота полёта достигала 1720 м, и полёт мог идти над нижним слоем облаков.
Все эти данные показывают, как мало мы ещё знаем о высоте и других особенностях полёта и перелёта птиц вне видимости с земли (на больших высотах и ночью) и насколько трудно прогнозировать характер массового перелёта стрижей для предотвращения их столкновений с самолётами.
Литератур а
Птушенко В.А. 1951. Отряд длиннокрылые Macrochires или Micropodiformes // Птицы
Советского Союза. М., 1: 618-645. Якоби В.Э. 1970. Анализ столкновений самолётов с птицами // Природа 9: 99-100. Якоби В.Э. 1974. Биологические основы предотвращения столкновений самолётов с птицами. М.: 1-166.
Gustavson Т., Lindkvist В., Gotborn L., Gyllin R. 1977. Altitudes and flight times for
swifts Apus apus L. // Ornis scand. 8, 1: 87-95. Kristiansson K., Lindkvist B., Gustafson Т. 1977. An altimeter for birds and its use // Or-
nis scand. 8, 1: 79-86. Simpson J.E. 1967. Swifts in sea-breeze fronts // Brit. Birds 60, 6: 225-238. Weitnauer E. 1956. Zur Frage des Nachtigens beim Mauersegler. 5 // Ornithol. Beobach. 53: 74-79.