УДК 130.1
ДМ.Коломыц, О.Г.Коломыц
МИФЫ В ДУХОВНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
В статье рассматриваются вопросы влияния мифа на сознание современного человека. Вера является основой духовной жизни и вся духовная деятельность человека развивается на основе веры. Вера создаёт в человеке уверенность в своей правоте. Человек утверждается в истинности чего-либо только тогда, когда верит в это. Мифотворчество занимает значительное место в современной культуре. Более того, благодаря развитию средств массовой информации было поставлено на широкую ногу производство политических мифов. И чем проще миф и чем ближе он к привычным для человека представлениям о мире, тем прочнее миф закрепляется в сознании. При этом неважно основан миф на истинных или ложных фактах. Отсюда проистекают важные выводы, касающиеся отношения к мифу. Поскольку миф и мифотворчество играют важную роль в сознании человека, то он активно используется в политической и идеологической борьбе. Отсюда следует следующая задача - преодолевать мифы, созданные на ложных посылках. Эти мифы создаются целенаправленно и выполняют идеологические задачи. Такие мифы оказывают негативное влияние на человеческое сознание.
Ключевые слова: миропонимание, мировоззрение, вера, религия, советская культура, буржуазная культура, миф, мифотворчество, культура тела, идеология.
Dmitry Kolomyts, Olga Kolomyts MYTHS IN SPIRITUAL AND POLITICAL CULTURE AND THEIR ROLE IN FORMA-TION OF MODERN OUTLOOK (WELTANSCHAUUNG)
In this article the problems of the influence of a myth on consciousness of the modern person are considered. The faith is a basis of a spiritual life. All subsequent spiritual activity of the person develops on the basis of faith. Faith creates confidence of the rightfullness in the person. The person affirms something as the validity only when he trusts in it. Creation of myths takes a considerable place in modern culture as well. Moreover, thanks to development of mass media manufacture of political myths has been put in a big way. The more simple a myth and the more close it to habitual for the person view of the world, the more strongly the myth is fixed in consciousness. At that it is not important whether the myth is based on the true or false facts. Thus important conclusions can be made, concerning attitude to a myth. Since a myth and creation of myths play an important role in consciousness of a person, it is actively used in political and ideological struggle. So, the following problem arises: to overcome to the myths created on false messages. These myths are created purposefully to solve ideological problems. Such myths negatively affect human consciousness.
Keywords: outlook, Weltanschauung, faith, religion, the Soviet culture, bourgeois culture, a myth, creation of myths, culture of body, ideology.
В данной статье мы попытались описать влияние мифов и символов на мировоззрение человека. Эта связь рассмотрена на примере современного мифотворчества.
Миф основан на вере. Знание имеет для мифа второстепенное значение. Миф не требует разумного обоснования. Он может родиться из событий, опыта и знания, но, становясь мифом, он уже не нуждается в этом. Да и сам разум основан на вере и есть её орудие. В нашей жизни вряд ли возможно отделить веру от разума настолько, чтобы тот или другой действовали самостоятельно. Сам разум, без веры, не на многое способен. Только изучать и сомневаться, делать выводы и снова сомневаться. Без веры он не способен остановиться. Вера - опора и цель разума. Он успокаивается на время, когда подкрепляет опыт верой, превращая это сочетание в знание. Знание - вера человека в то, что его представления о действительности соответствуют этой самой действительности. Более того, оказывается, что идеи, основанные на вере, выглядят настолько же обоснованно, как и идеи, возникшие на основе материального опыта. Как пишет об этом Розин, анализируя книгу Д. Андреева «Роза мира»: «без утопистов типа Даниила Андреева, без идеалистов, отстаивающих ценности, которые пока не могут быть реализованы на всеобщем плане, культура существовать вовсе не может» [7, с. 36].
Вера, являясь основой религии, в любой культуре призвана служить основой духовного развития человека. Религия же, означающая связь человека и высшего мира, является путём духовного движения. Главное свойство религиозной веры - создавать действительность, отвечающую насущным потребностям человека при соблюдении догматов религии и её нравственных законов. Нравственность - явление историческое. Но любая историческая её форма всегда сопровождает религию. «Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя в Святую Троицу» [6, с. 23]. Или же слова гностического Евангелия: «Евангелие Истины - радость для получивших от Отца Истины милость познать его через силу Слова, изошедшего из Плеромы, того, что в Мысли и в Разуме Отца, то есть того, к которому обращаются как к "Спасителю", что является названием той работы, которую он исполнил во
искупление не ведавших Отца, ибо в названии сего Евангелия - весть надежды, являющаяся открытием для искавших его» [1, с. 1].
Обязательная основа духовной жизни человека - миропонимание, который есть создание образа мира в сознании. Далее - мировоззрение, что есть миропонимание в действии. Найти основание миропонимания, - пишет В.М.Розин, - значит выявить центральные идеи, присуще каждому типу сознания [7, с. 173]. У каждого человека складывается свой образ мира. В него неотъемлемо включены основные потребности и возможность их удовлетворения. Чем выше противоречия между ними, тем больше неудовлетворённость окружающим миром. Образ искажается. Но есть и образ совершенного мира. Проще всего он создаётся с использованием привычных концепций и заслуживших доверие идей. И чем доступнее для понимания идея, тем быстрее и прочнее она закрепляется в сознании.
Упрощение мира является важной частью любой идеологии и доктрины. Всякая распространённая идея имеет несколько уровней осмысления. Пример Шакьямуни Гаутамы Будды, основателя буддизма, хорошо их олицетворяет. Он давал четыре уровня посвящений в зависимости от уровня развития сознания людей, которые делятся на четыре же типа по возможности осмысления законов мироздания. На первичном уровне человек может развиваться, понимая мир только посредством веры и совершая внешнее действие - ритуал, а на высшем уровне - постигнуть суть учения за одну жизнь.
Упрощение даёт ответы на простые вопросы. Что же касается сложных тем, то возникает главная трудность - непонимание. Слом веры разрушает простое миропонимание и толкает их на поиски такого же простого действа, замещающего прежние смыслы и создания такой же простой веры. В этом основы пропаганды. В этом сила простых идей. Такому человеку легко внушить ложные цели. Но ни наука, ни жизнь не являются простыми предметами по сути. Поэтому человек имеет мировоззрение на основе своего уровня миропонимания, где многие явления жизни остаются вне поля зрения. А.Маслоу писал о ложных целях: «Мы напоминаем здесь о «неврозе успеха». Люди могут бороться, быть полными надежд и даже счастливыми, за фальшивую панацею до тех пор, пока не достигнут ее. Однажды достигнув своей цели, они понимают, что шли за ложной надеждой. Состояние безнадежности продолжается до тех пор, пока не появится новая надежда» [4, с.345]. Подобно Маслоу, Д.Чопра, индийский философ, пишет: «Образ себя тесно связан с самооценкой, а все мы знаем, как дорого обходится людям утрата самооценки» И, как продолжение, Чопра пишет: «идентификация с ложным образом себя причиняет человеку неисчислимые страдания. Жизнь требует всё больше и больше. В наше время требования среды могут быть настолько высокими, что ощущение собственной неполноценности воспринимается уже как истинная правда» [9, с.96].
При изучении духовной жизни важно не впасть в упрощение. Дело в том, что сам миф является упрощением жизни. Он делает концепции доступными для понимания подавляющим большинством. Миф «непосредственно», а не «символически» выражает своё содержание. Миф «выражает, упрочивает и кодифицирует веру, он оберегает и укрепляет нравственность; он подытоживает эффективность ритуала и заключает в себе практические правила, задающие человеку поведенческие ориентиры. Миф - это «с большим трудом создаваемая активная сила, это не интеллектуальное объяснение или художественная фантазия, а прагматическое правовое основание первобытной веры и моральной мудрости» [3, с.291-292].
Использование мифа для изучения современного общества оказывается весьма плодотворным. П. Фейербанд предложил включить миф в исследование наряду с достоверными, позитивистскими источниками [8, с. 179].
Возьмём как пример упрощения действительности и, одновременно как пример современного мифотворчества отношение к телу в обществе. Отношение к нему играло важную роль во всех духовных традициях - христианстве, буддизме, исламе, индуизме, даосизме и других. Описывая советские мифы, Г.Г. Почепцов, автор книги «Семиотика» часто объясняет одни мифы другими. Основным методом их создания у него выступает упрощение явлений и неоправданное расширение описываемых явлений. «Переименование героев во врагов, врагов - в героев» [5, с. 227]. Это шоковое воздействие на сознание имеет целью разрушение самых устойчивых представлений. Для Почепцова же Алексей Стаханов, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Павлик Морозов - герои мифа [5, с.289]. На самом деле все упомянутые люди прежде всего настоящие герои. А уже в дальнейшем их подвиг вошёл в пантеон советской мифологемы о войне и строительстве социализма. В мифе о Павлике Морозове новый миф отрицательного отношения к этому образу борется со старым -пионерским, а историческая истина забыта довольно основательно. Тем более безнравственно выглядит очернение личности и превращение трагедии в насмешку. Хотя Павлик Морозов совершил глубоко нравственный поступок и погиб защищая мать и братьев.
Почепцов низводит обращение к телу в советском искусстве как обращение к низменному в человеке, как к действующему, но не думающему, как к упрощённой кальке отношения к человеку в
целом. Само по себе обращение к телу ничего ещё не значит. Важно содержание такого внимания. По отношению к советскому искусству это совершенно несправедливо. Обращение к телу не в гедонистическом, а в созидательном виде в советское время имело совершенно иную цель. Человек созидательный неотделим от труда. Труд же легче и проникновеннее олицетворяется телом. Произведённое Почепцовым нагромождение мифов говорит о замещении советской мифологии антисоветской.
В современной буржуазной культуре тело - способ заработать, тело - капитал. По этому вопросу достаточно посмотреть высказывания Ф. Энгельса о сути брачно-семейных отношений при капитализме. Почепцов же видит в обращении к телу при социализме проявление тоталитарной идеологии. Однако современный показ тела, его постоянство и способы как раз и утверждают тело как источник прибыли. Например порнография, эротика, конкурсы красоты. Везде тело выступает как модель для последующей продажи. Соответствие стандарту повышает цену данного тела, не соответствие - снижает вплоть до осмеяния.
Обращение любой идеологии к телу вызвано естественной связью человеческого сознания и его тела. Здесь не нужно искать коварный умысел идеологов. Вот отношение к телу может крайне различаться в различных культурах. Естественно, при социализме это отношение сильно разнилось и с буржуазным отношением к телу, и с христианским. Шпенглер писал, что тело - существенная характеристика бытия вообще [2, с. 67]. СМИ и интернет заполнены телесным, вся реклама имеет ввиду тело. Почепцов же осуждает показ в советском искусстве мускулистого тела рабочего и преклонение перед физическим трудом в пропаганде коммунистического строительства. Почепцов поддерживает миф об обращение к телу в ущерб умственному труду. Однако в буржуазном обществе XXI в. культ тела используется гораздо мощнее и изощрённее.
Если присмотреться к причинам обращения к физическому труду, то она видится в ясности затраченных усилий тела, воли и разума. Идеологическая цель достигается гораздо быстрее, чем предаваться попыткам объяснить сущность труда через усилия интеллигенции. Человек обретает смысл жизни и деятельности, а далее действует на пределе человеческих возможностей, в порыве достигая цели. Тело здесь не есть стремление показать человека из низов - рабочего и крестьянина. Тело здесь попытка утвердить осмысленность жизни, соединение душевного порыва и усилий. Тело здесь есть проявление творческого начала, его пробуждение. Социалистическое искусство 20-30 -х годов XX века уловило ту же революционность тела, какую мы видим в искусстве эллинской античности и Возрождения. Тот же самый посыл о подлинности красоты только при соединении тела и духа. Красивое тело есть начало, источник силы и способ достижения цели. Тело не отвергает творчество. Здесь явно виден обратный посыл: творчество показывается через тело. Во всех выдающихся произведениях этого времени мы видим душевный порыв. Взять хотя бы те самые скульптурные композиции советских парков культуры: горнист, девушка с веслом и т п. Достаточно очевидно в них проявляется именно душевная устремлённость. По Почепцову в советском искусстве в женщине отсутствовала собственно женщина: от скифской бабы к женщине с веслом и Родине-матери [5, с. 309-310]. Опять поверхностный подход. Скифская баба вообще не женщина, девушка с веслом -это именно девушка, а Родина-мать - символ страны, ведущей яростную войну. То, что это женские образы, является единственным, что их объединяет.
Миф может сложится как на основе ложных так и истинных представлений. Истина, лежащая в основе мифа, может потерять доказательность и проверяемость. Истина замещается чистой верой и становится полноценным мифом.
Политических мифы, в основном, создаются сознательно. Поэтому их сложение чаще подчиняется логике своих создателей. Он строится на идеологической задаче. Его зависимость от политической культуры проявляется всегда достаточно ярко.
Значение мифов таково, что на их основе происходит изменение мировоззренческих установок. Но вот итоги такого переворота могут быть и положительными и плачевными. Если миф складывался на основе исторической истины или подлинных потребностей человека, то его распространение не может привести к отрицательным последствиям. Таковы патриотические и героические мифы. Развенчание таких героев есть историческая неправда, которая приведет к гораздо более негативным последствиям.
Литература
1. Кодекс 1. Евангелие Истины. Библиотека 1. Kodeks 1. Evangelie Istiny. Biblioteka Nag Наг Хаммади. С. 1 Hammadi. S. 1
2. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. 2. Losev A.F. Filosofija. Mifologija. Kul'tura. -Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с. M.: Politizdat, 1991. - 525 s.
3. Малиновский Б. Избранное: Динамика 3. Malinovskij B. Izbrannoe: Dinamika kul'tury. -культуры. - «Российская политическая «Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija»
энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 959 с., илл.
4. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 272 с.
5. Почепцов Г.Г. Семиотика. - М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 2002. - 432 с.
6. Преподобный Иоанн Синайский. Лествица. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. - 496 с
7. Розин В.М. Эзотерический мир. Семиотика сакрального текста. - М.: Едиториал УРСС, 2002. -320 с.
8. Фейербанд П. Избранные труды по методологии науки. - 1986, М.: Прогресс - 542 с.
9. Чопра Д. Книга тайн: как познать тайные сферы жизни. - М.: ООО Издательство «София», 2009. - 320 с.
(ROSSPJeN), 2004. - 959 s., ill.
4. Maslou A. Po napravleniju k psihologii bytija. — M.: Izd-vo JeKSMO-Press, 2002. — 272 s.
5. Pochepcov G.G. Semiotika. - M.: «Refl-buk»; K.: «Vakler», 2002. - 432 s.
6. Prepodobnyj Ioann Sinajskij. Lestvica. -Sergiev Posad: Svjato-Troickaja Sergieva Lavra, 2007. -496 s
7. Rozin V.M. Jezotericheskij mir. Semiotika sakral'nogo teksta. - M.: Editorial URSS, 2002. - 320 s.
8. Fejerband P. Izbrannye trudy po metodologii nauki. - 1986, M.: Progress - 542 s.
9. Chopra D. Kniga tajn: kak poznat' tajnye sfery zhizni. - M.: OOO Izdatel'stvo «Sofija», 2009. - 320 s.