Научная статья на тему 'Мифы о России vs. реальность'

Мифы о России vs. реальность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
249
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МАССОВЫЕ ПРАКТИКИ / МЕССИАНСТВО / "РУССКИЙ ХАРАКТЕР" / ЕВРОПА / ЕВРАЗИЙСТВО / VALUES / PATTERNS OF BEHAVIOUR / GLOBAL MISSION / RUSSIAN PATH / EUROPE / EVRAZIJTSI / EURASIAN STUDIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соловей В.Д.

Как для отечественной, так и для зарубежной литературы существует набор стереотипов относительно ценностно-целевых установок российского населения. Социологический анализ ценностных ориентаций и моделей поведения россиян опровергает представления об их приверженности особому «русскому пути». Устоявшиеся среди них «достижительные» идеалы аналогичны предпочтениям населения других европейских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Among both Russian and international authors there are wide-spread stereotypes regarding typical values of Russians. However, sociological studies on systems of values and patterns of behaviour frequent among citizens of Russia contradict with the myths of special “Russian path”. Domination of the “ideals of achievement” in Russian places it in line with other European countries.

Текст научной работы на тему «Мифы о России vs. реальность»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1 / 2012

МИФЫ О РОССИИ VS РЕАЛЬНОСТЬ

В.Д. Соловей

Одна из самых удивительных вещей, периодически встречающихся в публицистике и даже в серьезной науке, это так называемая «русская историософия», сиречь рассуждения о «русском характере» и «миссии России». Неплохо образованные и порою неглупые люди пишут о нашем народе так, как можно писать об инопланетянах, которых воочию никто никогда нигде не наблюдал.

Узнаете ли вы русских в подобном описании: аскетичный, равнодушный ко всем материальным благам, братолюбивый, общинный, богобоязненный, послушный властям народ, мечтающий о том, чтобы отдать ближнему последнему рубаху и надорваться, выполняя великую миссию («землю в Гренаде крестьянам отдать», восстановить «третий Рим», на худой конец, спасти Ливию от натовской агрессии)? Живя с русскими и среди русских более полувека, я подобных экземпляров не встречал. Честно говоря, очень сомневаюсь, что русские и в прошлом когда-нибудь были такими, как их воображают некоторые народолюбцы, хотя и признаю допустимость подобных суждений. Мне в истории видится одно, а другим наблюдателям — иное.

Однако настоящее-то для нас всех общее. И оно позволяет понять, каковы россияне не в отвлеченных полетах теоретической мысли, а на самом деле. Имеются по крайней мере два надежных и проверенных способа выносить суждения о народе: наблюдение его массовых практик (то есть повторяющихся моделей поведения масс людей) и интерпретация его ценностных ориентаций, выявленных посредством социологии, а не путем интеллектуальных спекуляций. Если оба этих способа дают подтверждающие друг друга результаты, то, со всеми возможными оговорками, этот результат

и будет максимально возможным приближением к реальному положению вещей.

Специально подчеркну, что для валидности результата имеет принципиальное значение обширное пересечение массовых практик и ценностных ориентаций. Это особенно важно в связи с существованием хорошо известного социологам феномена так называемых «парадных ценностей», или ценностей для других. Парадные ценности — это представления (обычно весьма приукрашенные) о себе, которые мы хотим вызвать у окружающих. Перефразируя Фромма, казаться людям важнее, чем быть. В то время как в своем актуальном поведении мы руководствуемся иными ценностями — ценностями для себя.

Весьма схематично современные массовые практики и жизненные стратегии в России можно охарактеризовать как достижительные, т.е. ориентированные на социальный и материальный успех. Причем речь идет об успехе здесь и сейчас, для себя и для семьи, а не о стремлении к некоему общему успеху в светлом, трансцендированном будущем. Стремление жить лучше и готовность ради этого много и тяжело работать служит своеобразной «красной нитью» российского общества.

При этом наши сограждане вовсе не аскеты и не «уравнители», как им приписывает неославянофильская псевдопатриотическая мысль. Расхожее мнение о приверженности отечественного менталитета «уравниловке» опровергается социологией. Хотя «наши сограждане очень чувствительны к проблеме справедливости <...> большинство — в настоящее время это 60%, а среди молодежи до 30 лет 67—68% опрошенных — отдает предпочтение равенству возмож-

110

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

ностей, считая это более справедливым, чем механическое нивелирование условий жизни»1. Характерно, что даже в старших возрастных группах (51—60 лет и старше 60 лет), т.е. среди людей, выросших и прошедших социализацию в советскую эпоху, идея «равенства доходов» отстает от идеи «равенства возможностей»2.

Впрочем, для знающих советскую жизнь по личному опыту, а не понаслышке, в этом нет ничего удивительного. Несмотря на официально поощряемые ценности коллективизма и социального равенства, неформальные массовые советские практики носили вполне до-стижительный характер. В этом смысле ценностная революция последнего двадцатилетия была подготовлена советской эпохой, в полном смысле слова созрела в ее недрах, а не привнесена извне.

Примечательно, что и тогда — в позднем СССР, и сейчас характер материальных притязаний подавляющего большинства населения был и остается довольно скромным. По крайней мере в сравнении с европейским или, тем паче, американским горизонтом. Краеугольный камень материального успеха в нашем социуме — наличие собственного жилья (квартиры или дома), в идеале — городской квартиры и загородного дом(ик)а. Однако для подавляющего большинства населения (около 80%) перспектива приобрести собственное жилье в настоящее время гораздо менее реалистична, чем во времена жилищной программы последнего советского генсека Михаила Горбачева.

Но это уже вопрос к крайне несправедливому устройству нашей социальноэкономической системы, где даже упорно работающие люди имеют не слишком много шансов реализовать свои более чем умеренные надежды и чаяния. Доля россиян, выигравших в результате кардинальных социоэкономических и политических трансформаций последнего двадцатилетия, весьма невелика. Надеж-

ным, хотя и косвенным показателем ее оценки способно служить число граждан страны, выезжающих за границу с туристическими целями.

По данным 2010 г., доля россиян, никогда не покидавших пределы России, составила 79%, в то время как в заграничные туристические поездки в том году выезжало около 10%. Но если иметь в виду, что немалая часть туристов покидала страну дважды, а то и трижды (и все это шло в общий зачет), что для ряда дальневосточных регионов и Калининградской области туризм носил преимущественно характер приграничной торговли, то число, так сказать, «подлинных» туристов уменьшится до 6—8%. А это ничтожно мало по любым меркам. Для сравнения: в прошлом десятилетии заграничные вояжи регулярно совершали 54% французов и 75% шведов. Хотя у россиян есть желание путешествовать за границу (по опросу ВЦИОМ 2011 г., 80% респондентов хотели бы совершить туристическую поездку), у подавляющего большинства нет для этого финансовых возможностей.

По этой грубой прикидке, доля бенефициаров постсоветской системы колеблется между 10—20% (последняя цифра, вероятно, даже несколько завышена). Неудивительно, что достижи-тельность служит вектором массовых практик россиян. Для людей, живущих бедно и стесненно, естественно и неизбежно стремление жить лучше, естественно и нормально старание потрудиться ради этой лучшей жизни. В этом смысле современный российский горожанин ничем не отличается от русского крестьянина XIX в., когда «главными считались... ценности сугубо материальные: деньги, хорошая, усадьба, богатство, успех, жизнь, “как у барина”»3.

В целом отечественное общество развивалось в том же направлении, что и западное, с некоторым запозданием следуя пройденным им путем. «Достижитель-

111

COMPARATIVE POLITICS • 1 / 2012

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1 / 2012

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

ность русского общества конца XIX века во многом... типологически близка достижительности синхронных ей западных обществ, т.е. русская культура того времени ориентирована в основном на посюсторонние, а не потусторонние цели»4. Мощная коммунистическая прививка на время отсрочила, но не смогла остановить однажды начатое социокультурное развитие. Более того, именно советская модернизация сделала его в каком-то смысле необратимым — и не только потому, что превратила российское общество в современное (в смысле одного из вариантов общества Modernity).

Коммунистические санкции против любых социально и политически ориентированных коллективных действий, табуирование несанкционированной публичной жизни с неизбежностью канализировали людскую активность в приватную сферу. Приблизительно с 1960-х гг. в советском обществе интенсивно формировалась парадоксальная ситуация господства частной сферы при отсутствии частной собственности5. Советский человек был сперва «приватизирован» коммунистическим режимом, а уже в посткоммунистическую эпоху этот психологически и культурно подготовленный человек взялся за приватизацию материальных активов и обустройство собственного (как я показал, весьма скромного) быта.

Ну а что касается якобы присущего русским аскетизма, то не очень умно и откровенно нечестно возводить вынужденное состояние (а очень долгое время нам приходилось жить скудно и даже бедно в силу внешних обстоятельств) в ранг добродетели. Идеал он потому и идеал, что выбирается осознанно и добровольно, а не навязывается обстоятельствами или властью.

Не говорю уже, что в традиционалистской историософии отсутствует элементарная логика. Каким-то непостижимым образом она выводит, что именно русские не такие, как другие народы,

что удел России — аскеза, напряжение и жертвенность ради высокой цели, а жизнь в достатке и спокойствии нам заказана. Стало быть, все другие страны и народы мира могут плодиться и размножаться, строиться и обогащаться, что они, кстати, и делают, лишь России и русским предназначено прозябать в вечной нищете.

Где, на каких скрижалях истории, в каком божественном завете отчеканена эта вопиющая несправедливость? Разве высокая цель отменяет комфортную жизнь? Нравится нам или нет, но именно американцы сейчас самый мессианский народ иудео-христианской цивилизации, однако попробуйте им сказать, что они должны прозябать в нищете во имя «сияющего града на холме».

Как невозможно назвать современное российское общество аскетическим и неотмирно ориентированным, так невозможно назвать его общинным, коллективистским. У нас даже соседи по лестничной площадке знать не желают друг друга, а при строительстве загородного дома первым делом возводится высоченный забор. Однако это и не индивидуализм. Пресловутый индивидуализм Запада выглядит в сравнении с нами апофеозом общинности. Современное русское общество — атомизиро-ванное, сфера броуновского движения индивидуальных воль, желаний и жизненных стратегий, где трудно обнаружить какие-нибудь силовые линии в виде работающих «больших» идей. Даже если таковые обнаруживаются, то скорее как парадные ценности и нормативистские представления.

Это хорошо заметно при анализе «больших» идей российского общества. Мало того что традиционные мессианские идеи имеют невысокий рейтинг: «идея объединения всех славянских народов» (усеченный панславизм; усеченный, ибо предполагает объединение трех бывших советских республик восточнославянского корня — России, Укра-

112

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

ины, Белоруссии, но никак не всех славянских народов и стран) — 9% в 1995 г., 15% — в 2001, 13% — в 2011; «идея национальной уникальности, особой исторической миссии русского народа» — соответственно 7%, 8% и 9%; «идея очищения общества через православную веру» — соответственно 6%, 8% и 9%6. В повседневной жизни невозможно обнаружить практики, воплощающие эти идеи.

Отношение россиян к «газовым войнам» с Украиной и с Белоруссией совершенно очевидно формировалось по принципу «своя рубашка ближе к телу», а не исходя из презумпции славянского братства.

То же самое относится и к приторному оптимизму воцерковления. В стране, где старики роются в помойках, вряд ли возможно говорить о православии как влиятельной ценностной ориентации. А массовые православные практики, судя по психозу вокруг пресловутого «пояса Богородицы» — известной исторической фальшивки, носят магический, т.е. сущностно языческий характер. В этом отношении Запад, проклинаемый записными патриотами за «бездуховность», находится значительно ближе — и ценностно, и по массовым практикам — к христианскому идеалу, чем «богоспасаемая Русь».

В использовавшейся автором социологии самый высокий рейтинг у идеи «единения народов России в целях ее возрождения как великой державы»7. Однако естественный соблазн представить ее как традиционную мессианскую русскую (советскую) идею не выдерживает испытания в свете современного понимания великодержавия нашими соотечественниками. Выясняется, что на первом месте для них теперь находятся не такие традиционные атрибуты величия, как военная мощь и территориальный контроль, а развитая экономика, господство права, высокий уровень благосостояния граждан, передовая наука и высокие технологии. То есть российское общество

ориентируется на западный, а не автохтонный образец великодержавия. Причем среди людей младше 45 лет, т.е. тех, кто определяет будущее страны, превалирует акцент на «новых» атрибутах дер-жавности, в то время как среди старших возрастов — на традиционных8.

Но даже те, кто хочет видеть Россию великой страной — не важно, старого или нового типа, — не готовы хоть чем-то жертвовать ради почетного статуса. Они предпочитают, чтобы Россия снова стала великой без напряжения с их стороны.

Российский патриотизм приобрел за последнее двадцатилетие весьма сдержанный и прагматичный характер. Традиция «сперва думать о Родине, а потом о себе» не исчезла, но все более заметно превращается в парадную ценность. Причем даже в этом качестве она не превалирует: доля тех, кто придерживается точки зрения «Родина у человека одна, нехорошо ее покидать», лишь немногим превышает долю согласных с тем, что «человек должен жить в той стране, где ему больше нравится». При этом космополитическая — ubi bene, ibi patria — альтернатива заметно преобладает среди наиболее обеспеченных слоев и моло-дежи9. Более того, именно молодежь демонстрирует выраженную готовность покинуть страну: среди тех, кому до 30 лет, лишь четверть сказала, что вообще не хотела бы жить за рубежом, в то время как свыше трети хотели бы уехать за границу «на заработки», а каждый пятый готов покинуть Россию навсегда10.

Как мы видим, в целом ни одна «большая» идея, включая патриотизм per se, не обладает значительным мобилизационным потенциалом. Традиционный русский (советский) мессианизм утратил значение влиятельного и актуального социокультурного фактора. Мессианские представления, сохранившиеся в виде культурных мифов, носят инерционный и умирающий характер.

В данном отношении Россия пошла европейским путем. В Европе все круп-

113

COMPARATIVE POLITICS • 1 / 2012

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1 / 2012

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

ные нации имели ту или иную версию мессианской идеи, которая сошла на нет к середине XX в. В России подобное случилось с опозданием на полвека.

Еще раз повторю: единственная страна иудео-христианской цивилизации, сохранившая актуальный мессианизм, — это Соединенные Штаты Америки. Американцы рассматривают распространение демократии в мире, защиту прав человека, борьбу с бедностью и болезнями как свое кровное дело и как глобальную миссию США11.

В общем и целом, по своим жизненным стратегиям и жизнеустроительным ценностям современные русские не имеют ничего общего с литературоцентрич-ной мифологией русскости и России. Они ведут себя как вполне буржуазный и обычный европейский народ, мечты, надежды и желания которого самые что ни на есть буржуазные и обычные. Если коротко, это желание спокойной, обеспеченной и свободной жизни, бытия без всяких духоподъемных химер и желательно подальше от излишне стеснительной и загребущей длани государства.

Правда, для подавляющего большинства наших сограждан сей скромный идеал почти так же недостижим, как взыскание Града Небесного или окончательная победа коммунизма. Страшный и неизбывный грех «русской историософии» не в ее скудоумии и пошлом филистерстве, а в том, что она фактически оправдывает систему почти колониального угнетения и издевательства.

Слава Богу, наш народ умнее доморощенных учителей аскетизма, которые сами, кстати, предпочитают жизнь комфортную и сытую. Он продолжает заниматься своим делом — обустройством личной жизни, которое и есть обустройство России. Русские больше не верят никаким духоподъемным идеям. Их не заманишь в рати и трудовые армии строителей утопии, как бы она ни называлась и под каким бы соусом ни подавалась. Русские хотят жить здесь и сейчас, не понимая, почему и ради

чего они должны отрывать от себя и своих детей добытый тяжелым трудом кусок.

Возможно, когда-то мы и были народом для других, но сейчас совершенно точно стали народом для себя. Из бесшабашной и полной избыточных сил юности народ перешел в трезвую зрелость. Это не хорошо и не плохо. Это — неопровержимая реальность.

Хотя российские желания и мечты скромны и ограниченны по любым западным меркам, добиться их осуществления чаще всего не удается. Почему? Русские винят в этом власть, что хорошо заметно по их повседневному отношению к любым проявлениям власти. В этом отношении преобладают такие эмоции, как ненависть, страх и презрение. А какими они еще могут быть, если к 2011 г. «в стране практически не осталось людей, которые были бы согласны с утверждением: в делах страны многое зависит от простых граждан. И напротив, 3/4 россиян убеждены в обратном: все в нашей стране решают руководители и политики»?12 Из выраженного элитист-ского характера российской власти массовое сознание неизбежно делает вывод о ее тотальной несправедливости.

Вторая причина критического отношения россиян к власти — ее неэффективность. «Другая, не менее значимая причина недовольства состоит в крайне низкой эффективности функционирования большинства демократических институтов»»13. Между тем, в перспективе исторической социологии, признание власти одновременно несправедливой и неэффективной означает признание ее тотально нелегитимной. И от такого признания лишь один шаг к массовому политическому протесту, первые проявления которого мы и наблюдаем с декабря 2011 г.

Какую же власть хотят видеть россияне вместо нынешней — несправедливой и неэффективной? И в этом пункте традиционалистская историософия сбоит столь же кардинально, что и трак-

114

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

товке русского характера и жизненных устремлений русских. Власть, которой они хотят, это не монархия, не «сильная рука», а обычная демократия — демократия самого что ни на есть западного образца, а не какого-нибудь автохтонного извода. По социологическим данным, в массовом сознании россиян надежно укоренилось представление о предпочтительности демократии другим формам правления, а «восприятие россиянами основных ценностных слагаемых демократии мало чем отличается от того, что имеет место в странах так называемых развитых демократий»14.

Наши соотечественники хотят, чтобы общество могло влиять на власть, а та была ответственна перед обществом; хотят разделения властей и независимого суда; хотят свободных выборов и многопартийной системы; хотят свободы слова, неприкосновенности личности и гарантий прав собственности. Они боятся произвола властей, их не устраивает правовая и гражданская беспомощность, им не нравится ограничение политических свобод и свободы слова. Не азиатская деспотия или советский социализм, как бы он ни был хорош, а европейское устройство власти и европейский уклад жизни — вот магистральный выбор современного русского народа. И если он не вписывается в чьи-то теоретические схемы и возвышенные рассуждения, то это беда схем и их авторов, а не вина народа.

Резюмируя, ценностный вектор политических представлений современных россиян диаметрально противоположен распространенной мифологии о «врожденной» неспособности России к демократии. Так что же остается из расхожего компендиума традиционалистской историософии? Пожалуй, только пункт об особой российской цивилизации как альтернативе западной.

На первый взгляд, это единственное сохраняющее силу утверждение традиционалистской историософии: «Только треть наших сограждан соглашаются

с тезисом, согласно которому они непременно должны жить по тем же правилам, что и страны Запада, тогда как 2/3 убеждены в том, что Россия — это особая цивилизация и ее западный образ жизни здесь никогда не привьется»15. Однако, как говорится в американских фильмах, это не то, чем кажется.

Во-первых, предшествующий анализ наглядно засвидетельствовал, что по жизнеустроительным и политическим ценностям, по жизненным стратегиям и массовым повседневным практикам не существует принципиальных различий между россиянами и европейцами.

Во-вторых, изучение того, какое же именно содержание русские вкладывают в понятие «особой цивилизации», приводит к выводу, что речь идет об «особости» в европейском контексте, что Россия воспринимается общественным сознанием именно как Европа, хотя другая Европа. «Практически 2/3 россиян считают Россию естественной частью Европы и полагают, что в дальнейшем она будет теснее всего связана именно с этим регионом мира, тогда как число активного проповедуемого сегодня (опрос проводился в марте 2000 г. — В.С.) евразийства составило не более 1/3. Уровень значимости для россиян азиатских стран в целом сравнительно невелик. Само слово “Европа” в ассоциативных рядах массового сознания россиян окрашено значительно позитивнее, чем “Азия”...»16. Добавлю, что к настоящему времени доля сторонников евразийства кардинально сократилась.

Вообще расшифровка концепта «евразийство» показывает, что российское общество вкладывает в него совсем не тот смысл, что идеологи и теоретики этого маргинального (и всегда бывшего маргинальным) интеллектуальноидеологического течения. Для русских «евразийство» не особая цивилизационная идентичность, а прежде всего, недостаточно цивилизованный, недоевропей-ский (и именно в этом смысле азиатский!)

115

COMPARATIVE POLITICS • 1 / 2012

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1 / 2012

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

характер отечественной политической системы и экономики. В том, что касается культуры, которая во всех известных определениях цивилизаций отводится ключевая роль, подавляющее большинство респондентов придерживается мнения о европейской природе отечественной культуры.

Проще говоря, то, что азиатское по своей природе (за исключением, пожалуй, кухни), гарантированно воспринимается русскими со знаком «минус», европейское — со знаком «плюс». Ощущение несравненно большей близости России к Западу, чем к Востоку, не детерминировано материальными факторами. Ни одна из стран Азии, включая технологически сверхразвитую Японию, не рассматривается русскими как желательное место эмиграции17.

В то же время российский взгляд на Запад никоим образом нельзя назвать неоправданно оптимистичным; он — сдержанный, прагматичный, реалистичный и даже подозрительный. «Сопоставление данных (об отношении россиян к внешнему миру. — В.С.) дает... фактически лишь одну переменную — долю респондентов, подозревающих Запад в недоброжелательном отношении к России. Последняя на протяжении всего периода наблюдений (с 1995 по 2011 г. — В.С.) постепенно возрастала и к настоящему времени вплотную приблизилась к половине выборки»18. Однако даже со всеми возможными резервациями, «субстанция» Запада воспринимается нами как родственная, в то время как «субстанция» Востока — как чужеродная.

Русская формула цивилизационной идентичности не лишена налета парадоксальности: особая идентичность в широком западном контексте или, иными словами, Россия как другая Европа. Причем этой формуле приблизительно столько же лет, сколько самому отечественному дискурсу о цивилизационной идентичности нашей страны. Точка зрения о России как другой Европе абсолютно доминировала в образованных слоях отечественного общества на всем протяжении имперской эпохи. Не смогла подавить прозападного вектора массового сознания и претензия особой цивилизационной идентичности Советского Союза. Более того, советская культурно-идеологическая стратегия парадоксально его усилила19. Наконец, в постсоветскую эпоху произошло возвращение к дореволюционной формуле российской идентичности, которая, по причине освобождения России от «внутреннего Востока» имперского наследства — Закавказья и Средней Азии, выглядит сейчас даже более убедительно, чем в XIX в.

Итак, компендиум традиционалистской историософии нерелевантен ни в одном из своих пунктов. Современные русские — совсем не такие, как их описывают распространенные культурные мифы. По своим практикам и стратегиям, по своим жизнеустроительным и политическим ценностям, по своему взгляду на внешний мир, мы — нормальный европейский народ с нормальными европейскими потребностями. Это не оценочное суждение, это — фундаментальный факт.

1 Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров): аналитический доклад. М. : Институт социологии РАН, 2011. С. 149 [Dvadtsat’ let reform glazami rossiyan (opyt mnogoletnih sotsiologicheskih zamerov): Analiticheslij doklad. M.: Institut sotsiologii RAN, 2010. P. 149].

2 Там же. Рисунок 8.2.

3 Западники и националисты: возможен ли диалог? М. : Фонд «Либеральная миссия», 2003. С. 257 [Zapadniki i natsionalisty: vozmozhen li dialog? M. : Liberal’naja missija foundation, 2003. P. 257]

4 Там же. С. 258.

116

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

5 Глубокий анализ этих процессов см. в книге: Капустин Б.Г. Современность как предмет политической теории. М. : РОСПЭН, 1998 (особенно лекция 8) [Kapustin B.G. Sovremennost’ kak predmet politicheskoj teorii. M. : ROSSPAN, 1998].

6 Двадцать лет реформ глазами россиян. С. 144. Табл. 8.1 [Dvadtsat’ let reform glazami rossiyan. P. 144].

7 Там же.

8 Попов Н.Н. Ностальгия по величию. Россия в постсоветском пространстве // Мониторинг общественного мнения. 2007. № 1 (81). Янв.-март. С. 51—52. [Popov N.N. Nostalgija po velichiju. Rossija v postsovetskom prostranstve // Monitoring obschestvennogo mnenija. 2007. 1 Jan.-Mar. P. 51—52].

9 Двадцать лет реформ глазами россиян. С. 153—154. Рис. 8.6, 8.7 [Dvadtsat’ let reform glazami rossiyan. P. 153—154].

10 Там же. С. 142.

11 Савельева И.М., Полетаев А.В. Опросы общественного мнения в США: что думают американцы о религии, политике, морали, правах и свободах, технических новшествах... // Мониторинг общественного мнения. 2007. № 1 (81). Янв.-март. С. 28—130 [Savel’eva I.M., Poletaev A.V. Oprosy obshestvennogo mnenija v SSHA: chto dumajut amerikantsi o religii, politike, morali, pravah i svobodah, tehnicheskih novshestvah... // Monitoring obschestvennogo mnenia. 2007. 1 (81). Jan.-Mar. P 28—130].

12 Двадцать лет реформ глазами россиян. С. 178 [Dvadtsat’ let reform glazami rossiyan. P 178].

13 Там же. С. 180.

14 Там же. С. 180.

15 Там же. С. 155.

16 Россия на рубеже веков / отв. ред. М.К. Горшков. М. : РОССПЭН, 2000. С. 406 [Rossija na rubezhe vekov / ed. M.K. Gorshkov. M. : ROSSPAN, 2000. P 406].

17 Там же. С. 228-230.

18 Двадцать лет реформ глазами россиян. С. 190-191. Табл. 11.2. [Dvadtsat’ let reform glazami rossiyan. P. 190-191].

19 Подробнее об этом см. главу 7 книги: Соловей В.Д. Кровь и почва русской истории. М. : Русскш Мiръ, 2008 [Solovej V.D. Krov’ i pochva russkoj istorii. M: Russkij Mir’, 2008].

117

COMPARATIVE POLITICS • 1 / 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.