Научная статья на тему 'Мифы о рисках'

Мифы о рисках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Риск / Управление риском / методы управления рисками / risk / Risk management / methods of risk management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселица Е. П.

В статье рассмотрены основные наиболее типичные заблуждения предпринимателей и руководителей в области рисков хозяйственной деятельности предприятий, которыми они руководствуются при принятии управленческих решений, вызывающие только усугубление рисковой ситуации. Выводы основаны на результатах исследований отношения предпринимателей к рискам, причинам их возникновения и способам управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the most typical errors shared by entrepreneurs and business leaders responsible for enterprises" economic strategies, which exacerbate risk situations when implemented as a part of managerial decisions. The author"s conclusions are based on the research of entrepreneurs" attitudes to risks, as well as the ways of their management.

Текст научной работы на тему «Мифы о рисках»

МИФЫ О РИСКАХ

Е.П. Киселица,

профессор кафедры экономики Тюменского государственного университета,

доктор экономических наук [email protected]

В статье рассмотрены основные наиболее типичные заблуждения предпринимателей и руководителей в области рисков хозяйственной деятельности предприятий, которыми они руководствуются при принятии управленческих решений, вызывающие только усугубление рисковой ситуации. Выводы основаны на результатах исследований отношения предпринимателей к рискам, причинам их возникновения и способам управления.

Ключевые слова: риск, управление риском, методы управления рисками.

УДК 658.286 ББК У 65

С древних времен продолжается путь человечества от мифа к разуму. Стремление развенчать и преодолеть миф и заменить его знанием в течение многих веков сформировало новый тип Homo Sapiens и цивилизации. Однако мифологическое сознание в той или иной мере всегда присутствует в любой человеческой культуре как попытка перевести в рациональную плоскость явления неведомой, одушевленной, магической природы: земля плоская и покоится на трех китах; черная кошка, перебежавшая дорогу, принесет несчастье и т. д.

Миф — это аксиома, не требующая доказательств. Зародившись в древние века как способ познания сложного мира и объяснения непонятного, они существуют и сейчас. Основная опасность мифов — использование ложных положений и заблуждений в качестве инструмента для принятия решения. К сожалению, многие люди, руководящие предприятиями, привыкшие просчитывать свои действия и оценивать их последствия, нередко используют мифы в качестве руководства при принятии решений. Особенно это касается рисков. Рассмотрим основные мифы.

Миф 1. Лучший способ избежать риска — это уклониться от него. Не стоит панически бояться риска, так как он является платой за большую прибыль, рыночный успех и самореализацию. Следует считать приемлемым риск, равный 10-25%. Позиция уклонения от риска во всех ситуациях приведет к невозможности работы на рынке вообще, так как риск и предпринимательство неотделимы друг от друга. «Кто уклоняется от риска — тот уклоняется от успеха» — это распространенное утверждение западных менеджеров.

Общеизвестно, что наиболее прибыльными являются рисковые сделки: взаимосвязь между прибыльностью сделок и риском отметили 89% опрошенных. В интервью один предприниматель привел интересное сравнение: «Не стоит панически бояться риска. Сравните его с диким зверем. Приручите риск, и он будет работать на вас. Но никогда не расслабляйтесь полностью, у этого зверя всегда есть зубы и когти, а главное — он бывает непредсказуем!».

Миф 2. Рисками невозможно управлять, так как они являются результатом действия непредвиденных обстоятельств и объективных факторов.

Статистика свидетельствует, что 75% неудач возникает из-за принятия неграмотных управленческих решений руководством предприятия и только 25% — в силу объективных причин. 78% опрошенных нами предпринимателей подтвердили этот факт: риски и убытки наступили по их вине, их можно было предусмотреть заранее и не допустить развития. Однако недальновидность руководителей и неэффективные решения привели к негативным последствиям. Даже в условиях кризиса только порядка пятой части опрошенных признают объективность действия рисковых факторов.

Миф 3. Можно избежать риска, если заранее просчитать все варианты вложения средств.

Наиболее опасные риски возникают в процессе реализации проекта, а не на этапе выбора направления инвестирования, это отметили 84% опрошенных. Чтобы управлять риском оставшейся части проекта, следует использовать систематический контроль изменения ситуационного положения предприятия и проекта на рынке.

Миф 4. Страхование является эффективным инструментом борьбы с риском.

В настоящее время его активно используют от 63 до 72% опрошенных. Страхование играет компенсационную роль: позволяет избежать не риска, а трудностей, связанных с потерей. Оно подходит, когда руководителя интересует только разовое предотвращение убытков и возврат вложенного капитала (отметили 93%). Предприятие же заинтересовано в длительной эффективной работе на рынке и продолжительном жизненном цикле выведенного товара. Кроме того, любой менеджер хочет предотвратить потери, а не компенсировать ущерб. Можно застраховать имущество предприятия, но вряд ли можно застраховать успех реализации произведенной продукции или выхода на рынок.

Миф 5. Диверсификация производства позволяет свести риск к минимуму.

Как считают 74% предпринимателей, рекомендуемые методы диверсификации помогают снизить степень риска относительно деятельности предприятия в целом, но не по конкретной ассортиментной группе или товару. Более того, расширение сферы деятельности за счет новых рынков товаров и услуг само становится источником рисков. 63% предпринимателей столкнулись с такого рода рисками при попытке диверсифицировать свою деятельность.

Миф 6. Риски есть не во всех организациях.

Конечно, значение рисков в деятельности различных организаций неодинаково. Одни работают на грани банкротства или постоянно сталкиваются с действием форс-мажорных обстоятельств. Другие — стабильно, в благоприятных условиях и на протяжении длительного времени, что создает иллюзорную уверенность в контроле ситуации, особенно среди линейных руководителей и рядовых сотрудников. С существованием организаций, в которых в принципе нет рисков, согласны 16% респондентов. Но такое отношение не означает автоматически, что существуют организации, в деятельности которой риски отсутствуют. Перечень рисков и рискообразующих факторов очень велик: это и влияние, и отдаленные последствия мирового кризиса, потери имущества, погодные условия и т. д. Риски очень резко отделяются от повседневной жизни организации и воспринимаются как нечто необыденное, а значит то, что «к нам не относится». Увы, 46% респондентов хотя бы раз в жизни сталкивались с ситуациями, когда буквально накануне наступления рисковой ситуации они пребывали в полной уверенности контроля над ней. Управлять рисками можно по-разному: принять на работу риск-менеджера, выделить ресурсы, оценить вероятность возникновения рисков и их уровень и т. д. Однако чаще всего единственным, кто пытается предвидеть риски в повседневной деятельности, остается руководитель. И очень часто (в 37% случаев) он вынужден бороться не столько с самими рисками, сколько с недальновидностью и недобросовестностью сотрудников, формально подходящих к выполнению своих обязанностей.

Миф 7. Предприятие может быть полностью защищено от риска.

Предприятия могут быть защищены только от наиболее известных и вероятных угроз, а уровень риска может быть уменьшен до приемлемого уровня. Уверенность в том, что «у нас нет рисков» (отмечают 6%) носит иллюзорный характер. Факт существования когда-либо заблуждения и ложной уверенности в полном контроле ситуации подтверждают 26% респондентов, при этом у 15% он обернулся большими убытками. Широко рек-

ламируемые программные продукты нередко объявляются панацеей от рисков. И несмотря на существенный прорыв в области информационного обеспечения и появление нового поколения программ, в том числе, на основе нейросетей, не существует технологий, обеспечивающих стопроцентную уверенность в защищенности от рисков [1].

Миф 8. Управлением рисками должен заниматься конкретный специалист.

Очень удобная установка: нанять риск-менеджера и перестать задумываться о риске, этого хотели бы 62% предпринимателей. У этого мифа есть два следствия. Следствие №

1. Не всегда на должности риск-менеджера может оказаться специалист высокого класса. Следствие № 2. Риск рождается не вдруг, он, как снежный ком, вырастает из отдельных неправильных решений, неучтенных факторов и ситуаций на местах. Гораздо эффективнее, если на помощь риск-менеджеру придут грамотные управленцы. Снижение уровня рисков связано с контролем и последовательным управлением предприятием в целом.

Миф 9. Управление рисками — это точное выполнение плана по их недопущению.

Предположим, что рисковая ситуация ясна и разработан четкий план по управлению рисками. Отработали все угрозы и варианты развития ситуаций, перечень мероприятий, и соломка подстелена везде, где только возможно. Однако меняется бизнес, меняются угрозы, и ввиду динамичности развития рискообразующих факторов к числу самых непостоянных и меняющихся планов стоит отнести план по управлению рисками. Его нестабильность отмечают 37% опрошенных. Необходимо убедиться, что система риск-менеджмента пересматривается с точки зрения развития бизнеса и внешней среды.

Миф 10. Управление рисками — это сверхъестественное знание, доступное не всем.

Термин «управление рисками» порой создает неверные ожидания, так как создается впечатление о некоем провидце, предвидящем все риски наперед и способном организовать работу таким образом, что негативных последствий не возникнет вообще. Желательное присутствие интуиции отметили 72%. На самом деле управление рисками включает три составляющих:

• предусмотрительность — 70% респондентов; не промокнуть в дождь — это вовремя раскрыть зонт, а не пытаться разогнать тучи за окном;

• резервирование — 20% — на случай сбоя поставок, задержек сроков выполнения работ и т.д.;

• реакция на наступившее рисковое событие — 10%.

Предусмотрительность, как ведущий способ управления

рисками, определяется все-таки не ясновидением, а здравым смыслом по отношению к ситуации.

Миф 11. Главная опасность рисков — утечка информации.

В этой связи многие предприятия панически боятся шпионажа и даже к публикации официальной отчетности относятся настороженно (92%). При этом большинство из них не предполагает, каким же образом могут быть использованы конкурентами данные из баланса или отчета о прибылях или убытках: наиболее распространенным ответом является «как-нибудь» (89%). Такое предубеждение родилось из связки «риск — информация». Конечно, если речь идет о ведущих игроках на рынке, то риск утечки информации и развития неблагоприятных последствий очень велик. Но для предприятий среднего и малого бизнеса в условиях множественной конкуренции такой риск носит больше

гипотетический характер. Из всех опрошенных только 5% смогли вспомнить ситуацию, связанную с возникновением неблагоприятных последствий из-за утечки информации.

Миф 12. Чем короче сроки реализации проекта, тем меньше риск, возникающий в ее ходе.

Конечно, теоретически, чем дольше сроки, тем больше вероятность наступления рисков (отмечают 82%), что обусловлено снижением достоверности длительного прогноза из-за действия непредсказуемых факторов. Однако на практике существует и достаточное количество краткосрочных проектов, которые провалились из-за неправильной оценки ситуации (отметили 58%). Дело не во времени, а в учете факторов и вариантов развития ситуации.

Миф 13. Успешное предприятие предлагает рынку кардинальное новшество.

Конечно, инновации и изобретения очень важны для успешного развития бизнеса, хотя из 100 новых товаров рыночный успех имеют только 2. Кардинальные изменения и инновационные прорывы в технологической сфере встречаются крайне редко. Они связаны с ходом научно-технического прогресса в целом, и роль отдельного предприятия тут, как правило, невелика. Преимущественно на рынке встречаются фирмы, которые внесли заметные, и, конечно же, конкурентоспособные изменения в способ удовлетворения потребности потребителя, но не кардинальные (98%). Как правило, предприятие может успешно воспользоваться одной из следующих тактик:

• качественная реализация идеи и гибкость, способность сохранять преимущества за счет частой модификации товара и нахождения на шаг впереди конкурентов (11%);

• незначительного изменения товара или упаковки, которые позволяют товару казаться уникальным (66%).

С точки зрения потребителя качественное удовлетворение запросов и соответствие товара заявленным свойствам куда более важны, чем предоставление уникальных услуг. Только 2% опрошенных имели уникальную или инновационную идеи, 11% основывали свой бизнес на них. Остальные успешно занимаются копированием известных услуг или товаров с несущественными улучшениями.

Таким образом, использование вышеописанных мифов в практической деятельности отчасти удобно, так как позволяет снять с себя ответственность и переложить неудачи на объективные обстоятельства, которые мы не в силах изменить. С другой стороны, мифы порождают закостенелость мышления, а каждый виток заблуждения приводит к усилению рисков вплоть до банкротства.

Правильность принятия решения и успех на рынке при прочих равных условиях находятся в прямой зависимости от объема и качества задействованной информации [3]. К сожалению, многие руководители, уделяя большое внимание организации производства и управлению себестоимостью продукции, еще не научились ориентироваться в таком роде информации. Между тем, даже хорошо налаженный процесс производства и грамотное управление затратами далеко не гарантируют того, что произведенная продукция будет реализована, а вложенные средства вернутся [2]. Имея достаточные инструменты для формирования благоприятной внешней среды, активного спроса, продвижения товара на рынок, тем не менее, руководители часто не умеют использовать их в полной мере. Вера в себя, и только в себя, активная позиция и трезвое отношение к ситуации позволяют существенно снизить степень неопределенности, сопутствующей всем принимаемым решениям.

Литература

1. Киселица Е. П. Использование нейросетевых подходов в качестве инструмента реализации экономических технологий на предприятии // Проблемы современной экономики. — 2006. — № 3/4.

2. Киселица Е. П. Экономические технологии управления рисками деятельности предприятия с использованием ситуационного анализа // Экономика и производство. — 2006. — № 1. — С. 18-22.

3. Киселица Е. П. Экономико-математическое моделирование управления рисками деятельности промышленного предприятия на основе ситуационного анализа его положения // Управление риском. — 2006. — № 3.

4. Киселица Е. П., Еременко В. В. Экономические технологии управления рисками деятельности предприятия // Российское предпринимательство. — 2009. — № 8. — С. 112-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.