Научная статья на тему 'Мифы как истоки гуманизма'

Мифы как истоки гуманизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
405
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛОГИЯ / MYTHOLOGY / ФАНТАЗИЯ / FANTASY / ПРИРОДА / NATURE / МЫШЛЕНИЯ / THINKING / КУЛЬТУРА / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жумагулов Т.

В данной статье мифы рассматриваются как архаическое сознание и источник человечности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTHS AS THE SOURCES OF HUMANISM

In this article, myths are viewed as archaic consciousness and sources of humanity.

Текст научной работы на тему «Мифы как истоки гуманизма»

МИФЫ КАК ИСТОКИ ГУМАНИЗМА

Т. Жумагулов, канд. филос. наук, ст. науч. сотр. Национальная академия наук Кыргызской Республики (Кыргызская Республика, г. Бишкек)

Аннотация. В данной статье мифы рассматриваются как архаическое сознание и источник человечности.

Ключевые слова: мифология, фантазия, природа, мышления, культура.

Как показывает опыт изучения культуры кыргызского народа, «ее недрах отвечая потребностям духовной жизни общества, зародились истоки гуманистической мысли 4-9. Истоки гуманизма кыргызов уходит в седую древность и отразились в содержании мифов, доисламских верованиях и обыденно-практической деятельности.

В основе реальных потребностей людей, зачатки мифотворчества исторически подготавливались в ходе развития общества. Мифология - это фантастическое отражение действительности, возникшее в результате олицетворения всего мира и природы, как форма осознания природы и человеческого бытия, как важнейшая составная часть духовной жизни первобытного общества. Древний человек представлял окружающий мир, предметы и явления действительности уподоблял теми же свойствами и качествами, какими обладал сам. Человеку представлялось, что предметы, как живые существа могут радоваться и печалится как настоящие, поэтому себя отождествлял, оживляя ее с природой.

Мифология на ранних стадиях исторического развития как способ мышления, своеобразное видение мира, обладая элементами гуманистических воззрений, выполняла познавательную функцию, являлась основной формой сознания. Мифологическому мышлению характерно неотчетливое разделение объекта и субъекта, вещи и слова, существа и его имени и т.д. Вот что пишет поэтому поводу В.С. Буянов: «Мифология - это нерасчлененный клубок донаучных представлений о мире и человеке, всех форм общественного сознания, но в то же время - сплав начальных проявлений каждого из них. Одновремен-

но она содержит в себе и зародыши религиозных идей и взглядов» 3-53.

Говоря о мифологии, как первоначальной форме духовной культуры человечества, в научной литературе существуют различные теоретические мнения 3-53, но многие сходятся в одном «оживляющей силы природы». Мифологическое сознание было присущее всем народам, для некоторых оно и по сей день является способом объяснения, осмысления объективной действительности. Мифологическое мировосприятие, как основа сознания в целом, составляет компоненты древней культуры кыргызов, оно не только продукт голой фантазии и вымысла, но в нем содержатся элементы реального знания о мире, все это связано низким уровнем производительных сил, и вытекающими отсюда последствиями. Несмотря на это, происходит определенный рост самосознания первобытного человека, опирающийся на каждодневный трудовой опыт. Это видно в сюжетах самого мифа, где звериное начало стало восприниматься как отрицательное всякие чудовища, змеи и драконы стали восприниматься как злое, а человеческое начало - как доброе. Так создаются мифы о людях, побеждающих драконов и чудовищ и т.д. Мифы утверждали, что страшная кара ждала всякого, кто осмелился нарушить принятые правила рода или проявить неуважение к ним. Он за это проступки было наказанье в виде превращения человека в животное или неодушевленный предмет. Таким образом, мифотворчество рассматривается как важнейшие явления в культурной истории человечества.

Мифология кыргызского народа является важным компонентом самобытной духовной культуры, она тесно связана с ос-

новным занятием древних кыргызов - скотоводством. Естественно, в мифологическом сознании доминирующее место занимает фантастическое, но и вместе с тем в мифах, что важно для нашего исследования, нашло отражение и вечно насущная потребность людей в понимании и объяснении реальности. В этом плане кыргызские мифы, включающие в себя компоненты реалистических представлений наших древних предков о мире, о самом человеке, отличаются от сказок, народных преданий, легенд содержание которых, в основном, воспринимается как вымысел. Следует отметить, что художественная и мифологическая фантазия имеют нечто общее и отличаются друг от друга, хотя обе являются отражением объективной действительности. Художественная фантазия представляет собой отражение явлений и предметов материального, а мифологическая фантазия предполагает тождество всего идеального с материальным, нет различия между человеком и окружающим, реальностью и фантазией, верой и знанием.

Из различных источников известно, что древние кыргызы как и другие народы мира, имеют мифы космогонического содержания, главным стрежнем которых была попытка описать состояние космоса: его структуру - совокупность, связь и функции его частей. В этом плане совершенно прав Г.В. Плеханов что «он старается объяснить себе, как оно произошло... Миф есть рассказ, отвечающий на вопросы: почему? и каким образом? Миф есть первое выражение осознания человеком причиной связи между явлениями» 4-197.

Наши древние предки, с точки зрения современной науки, очень упрощенно описывают происхождение космоса. Согласно орхоно - енисейским памятникам вначале были сотворены «голубое небо» и «бурая земля», а затем между ними возникли «сыны человеческие». В древне-тюркских енисейских памятниках «голубое небо» названо так же «крышей» над миром, где ежедневно (и еженощно) рождаются Солнце и Луна. Среди других заслуживающих внимания небесных тел (по свидетельству китайских источников) упоминаются также «семь планет». Земная

тверд, согласно тем же орхонским надписям, представляется в сознании пространством, ограниченным с четырех сторон и имеющим четыре угла: она населена «сынами человеческими» идентичными с тюрками» 5-536.

Естественно, по мере накопления и расширения коллективной практики, с ростом материального производства расширился круг знаний и умений и в то же время усложнялось мировосприятие и содержание самого мифа расширенной мифологической фантазией. Однако в мифологическом сознании древних кыргызов наблюдается сакральное отношение к природе: небу, земле, воде, огню и т.д. Согласно мифологическому сознании, общество ограничивало действия человека множеством запретов, лишь бы не обидеть неосторожным действием душу реки, дерева и т.д. Отсюда первобытный миф выполнял своеобразную регулятивную функцию, и выработал определенные гуманистические нормы поведения человека с окружающей средой.

Антропологический миф о происхождении кыргызского народа широко распространен среди народа, краткий сюжет этого мифа таков: «Находясь среди кыргы-зов некий юноша женится на девушке и от них родилась дочь. Эта девочка, достигнув совершеннолетия, она имеет (ноокор) свою свиту в количестве сорока девушек. Однажды принцесса со своей свитой находясь на прогулке вдоль бурлящей реки увидела пышную пену. Потрогав руками пену, она сама и другие девушки испили из этой пены по горсти. Случилось так, после употребления пены из этой речки все они забеременели. Услышав о случившемся грозный хан прогнал всех девушек восвояси. Через некоторое время из сорока половины родили мальчиков, а другая половина - девочек.

Когда они выросли - поженились, и их дети образовали народ кыргыз. Кроме того, существует другой миф, связанный тотемом собаки и волка и т.д. Можно привести множество примеров, иллюстрирующих это положение. Антропологический миф о происхождении рода «Бугу» (Мать - олениха) также связано с тоте-

мизмом. Согласно этому мифу охотники Калмурза и Асан, высоко в горах, обнаружили ребенка и рогатую девушку. В ходе преследования мальчика застрелили, а рогатую поймали и отдали старейшин села Мурзакулу. В свою очередь Мурзакул отдал ее замуж за своего племянника (жээн) Жаманкула. Именно из этой четы образовался род «Бугу» Охотники Калмурза и Асан были прокляты Матерью-оленихой за содеянное и в последствии охотники не имели детей. Святость этой женщины еще выражалось в том, что после мытья головы, сточную воду выливали там, где не ступала нога человека. Однажды, случайно слуга-рабыня выпила из этой воды и забеременела. Появились дети и образовалось племя «желден».

Ряд этиологических, по своей природе, кыргызских мифов объясняет происхождение обезьяны, пауки, черепахи, сурки и т.д. были людьми, из-за определенных негативных поступков превратившиеся в животных. Например, медведь был целителем, но за большие поборы он превратился в зверя 2-394.

Среди мифов космогонического содержания, интересным является по своему наивно-реалистическому сюжету «Урко-

дун кызы улпулдок сулуу» (Нежная красавица дочь Уркора). Здесь уместно отметить, что к космогоническим мифам, примыкают мифы лунарные и астральные, древние представления о звездах, луне, солнце и их мифологических персонификациях, они часто представляются в виде животных, небесного охотника, представляющего зверя, человека. Существует миф, который повествует о том, что семеро разбойников (Большая медведица) похищают нежную красавицу, за что мать ее все время преследует, старается освободить ее от разбойников. Это скопление звезд наблюдается в течение всей ночи, на северной стороне неба. Однако, желание матери об освобождении дочери от разбойников не сбывается потому, что каждый раз ей мешает наступление утра.

Созведие «Уркор» наиболее известно кыргызам. Поэтому поводу казахский ученый Ч. Валиханов отмечал: «по Плеядам киргизы узнают часы ночи и времена года» 1-116. Созвездие «Уркор» тесным образом связано с циклом календарных изменений, ориентированных на регулярную смену времен года, в особенности на возрождение растительности весной, на обеспечение урожая.

Библиографический список

1. Абрамзон С М. Киргизы их этнографические и историко-культурные связи. - Ф., 1990.

2. Архивный фонд КР. Инв. № 394.

3. БуяновВ.С. Научное мировоззрение. - М., 1987.

4. Жумагулов Т. Гуманистические идеи в контексте развития философской мысли кыргызского народа Автореферат на соискание ученой степени канд., филос.,н.

5. Кляшторный СГ. И др. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. т. 2. - М., 1992.

6. Плеханов Г.В. Избр. Философ.,произведения в 5 т. - т. 2. - М., 1956.

MYTHS AS THE SOURCES OF HUMANISM

T. Zhumagulov, candidate of philosophy sciences, senior researcher National academy of sciences of the Kyrgyz Republic (Kyrgyz Republic, Bishkek)

Abstract. In this article, myths are viewed as archaic consciousness and sources of humanity. Keywords: mythology, fantasy, nature, thinking, culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.