ственного облика промышленных объектов - от стилизаторской эклектики к новым рациональным формам.
В советский период и до конца 1990-х гг. предприятие являлось ликероводочным заводом, при котором неоднократно осуществлялась реконструкция зданий. Значительные изменения претерпел главный корпус завода, достроенный новым объемом, и пристройками к дворовым фасадам, а также частичной внутренней перепланировкой. В настоящее время завод оказался в исторической части города Минусинска, формируя историко-культурную основу городской среды. Однако судьба предприятия вызывает опасения, так как неоднократная смена собственников приводит к значительным структурным и технологическим изменениям, которые ставят объект архитектурного наследия на грань исчезновения.
П.Р. Мерзлякова, г. Новосибирск
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ О СОЗДАНИИ МОНУМЕНТА СЛАВЫ (МЕМОРИАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «ПОДВИГУ СИБИРЯКОВ В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ 1941-1945 ГГ. »)
Каждый народ стремится чтить память своих предков. В нашей истории достаточно славных традиций, людей и событий, которыми мы можем гордиться, о которых вспоминаем в дни торжеств и при проведении ежедневных экскурсий. «Историческая память - это системообразующий элемент общественного сознания с присущим ему механизмом запечатления, хранения, воспроизводства социокультурной информации, обеспечивающей актуализацию традиционных форм жизнеосуществления социальных субъектов и определение характера инновационного развития всех сфер жизнедеятельности отдельного человека и всего общества» [4]. Социально-культурные практики индивидуальной и общественной жизни побуждают к закреплению в исторической памяти новых, не свойственных ранее знаний, оценок, стереотипов поведения, ценностных ориентаций. Социологи указывают на это противоречие между усилением инновационного и необходимостью сохранения традиционного в содержании исторической памяти современного человека. Такие традиционно важные социальные институты, как образование, семья, культура, которые должны играть ключевую роль в процессе воспроизводства исторической памяти, сегодня в представлении молодежи теряют свои позиции как агенты социализации. Возможно, вследствие этого утрачивают свое значение, «выпадают» из исторической памяти значимые эпизоды, связанные, в частности, с историей создания архитектурных памятников.
На многих языках мира мемориал переводится как «служащий для памяти». Мемориал воинам-сибирякам как место исторической памяти поистине свято для всех новосибирцев. Одной из важных традиций для жителей Новосибирска стало посещение монумента Славы в дни праздничных и торжественных событий - каждый год 9 мая здесь собираются и ветераны войны, и молодежь. Чтобы почтить память своих родных и близких, погибших на фронтах, сюда приезжают из разных городов и со всех районов Новосибирска, порой украдкой подкрашивая серебряной или бронзовой краской родную фамилию в нескончаемом списке, выбитом на пилонах. В 2013 г. в Центре истории развития Ленинского района торжественно отмечали 45 лет со дня открытия этого живого,
Рис. 1. Открытие монумента Славы, 1967 г.
меняющегося памятника, любимого места отдыха жителей левобережья. Встретились и те, кто задумывал, а потом и своим трудом создавал мемориальный ансамбль, и те, кто проводил реконструкцию и бережно сохранял эту «жемчужину». Сотрудники районного музея представили электронную выставку документов и фотографий, связанных со строительством монумента Славы.
Историческая справка
6 ноября 1967 г. торжественно открыли один из самых величественных памятников Новосибирска - монумент Славы (рис. 1). Так принято именовать его в народе. На самом же деле он называется несколько длиннее - мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.». Это памятник мужеству и боевым заслугам сибиряков. Монумент-мемориал построен на окончании бульвара, который был распланирован в середине тридцатых годов в составе проектируемого тогда «социалистического города». Он состоит из прямоугольной площади Торжеств, замыкаемой с востока пятью десятиметровыми пилонами, символизирующими годы войны (рис. 2). На них имеются соответствующие символике лет фигурные рельефы, атрибуты и надписи. У подножия пилонов - урны, где хранится земля с мест сражений (под Ельней, с Бородинского поля, с Мамаева кургана, с мест сражений 19-го Гвардейского Сибирского добровольческого корпуса). За пилонами - площадь Скорби и Печали со скульптурой скорбящей Матери и чашей с Вечным огнем, зажженным от металлургической печи завода им. В.П. Чкалова, работавшей все военные годы (рис. 3). На пилонах со стороны этой площади 30266 фамилий воинов-новосибирцев, погибших в годы войны. Площадь ансамбля занимает почти два гектара. Его окружают березы. В 1985 г., в канун 40-летия Победы, в 400 метрах от монумента была сооружена аллея Оружия, на которой представлены образцы военной техники времен Великой Отечественной войны.
9 Мая 2000 г. на мемориале открыт памятник Единству фронта и тыла - 18-метровый меч (также проект Александра Чернобровцева). К 2002 г. завершилось сооружение
Рис. 2. Площадь Торжеств Новосибирского монумента Славы
Рис. 3. Торжественное шествие огня, зажженного от печи завода им. Чкалова, 1967 г.
часовни Георгия Победоносца - памятника воинам-сибирякам, погибшим за Отечество в войнах ХХ в. Построена на средства участников афганской и чеченской войн.
3 мая 2005 г. в Новосибирске на центральной аллее мемориального ансамбля открыт памятник Героям и полным кавалерам ордена Славы. В архитектурную композицию включены стелы из бетона, облицованные гранитными плитами темно-бордового и серого цвета, которые возведены по обе стороны аллеи. На стелах выбиты имена и фамилии 270-ти новосибирцев - Героев и полных кавалеров ордена Славы. В центре площадки - латунный венок с надписью: «Посвящается новосибирцам - Героям Советского Союза, полным кавалерам ордена Славы». Разработка проекта памятника - главный архитектор Новосибирска Валерий Арбатский и главный художник города Юрий
Бурика. При строительстве мемориального комплекса удалось сохранить все деревья на аллее Славы. Строительство велось ОАО «Строительный трест № 43».
9 мая 1970 г. у мемориала установлен пост №1 - почетный комсомольско-пионерский караул. По праздникам у Вечного огня замирают в почетном карауле школьники. 30 апреля 1970 г. бюро Новосибирского горкома ВЛКСМ постановило: «В целях улучшения военно-патриотического воспитания учащихся установить с 9 мая 1970 г почетный караул на посту №1 у монумента Славы героев-сибиряков. Почетное право несения караульной службы на посту №1 предоставить лучшим комсомольцам и пионерам школ города Новосибирска».
Территория сквера удачно включена в комплекс общественных зданий и сооружений: к территории сквера непосредственно примыкают здания двух средних школ, стадион «Сибсельмаш», кинотеатр «Металлист», здание администрации Ленинского района Новосибирска, открывшийся в июне 2012 г. Центр истории развития Ленинского района.
Сейчас сквер Славы - самая «облагороженная» парковая зона Новосибирска: осуществляется постоянный уход за зелеными насаждениями, работают «ландшафтники», оборудованы детские площадки, устроены диагональные дорожки, с 2009 г. введена система видеонаблюдения.
Некоторые неточности, которые возникают в ходе многочисленных упоминаний об истории создания и строительства монумента.
Как отметил автор монумента А.С. Чернобровцев, «прошло менее полувека, а время, как волны прибоя с прибрежного песка, стирает из памяти подробности» [7].
1. Об авторстве. Во многих изданиях и на страницах интернет-ресурсов вместе с фамилией Чернобровцева также часто указываются другие фамилии. Автором монумента является художник-монументалист, архитектор А.С. Чернобровцев.
2. Об инициативе по размещению монумента Славы. Территория нынешнего сквера Славы - один из бульваров проектировавшегося соцгорода. Вторую жизнь парку (а тогда по большей части пустырю) дали скульптор Александр Чернобровцев и первый секретарь Ленинского (тогда еще Кировского) райкома Владимир Федорович Волков. При создании мемориального ансамбля «Подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.» ими была выиграна битва с партийными функционерами «центра» за территориальную принадлежность этого общественно значимого комплекса. Идея расположения монумента именно в Ленинском районе встретила сильное противодействие. Монумент легко представляли на набережной Оби, в других районах, но только не в Ленинском. На всех этапах создания мемориала А.С. Чернобровцеву помогал его ученик, художник треста №43 Николай Георгиевич Мавротский. эта стройка стала поистине народной, Мемориал был построен в очень сжатые сроки. Все работы по формированию изображений на стелах Мавротский выполнял вдвоем с Чернобровцевым (вручную отформовали 26 тонн гипса). Кстати, о Мавротском упоминают, как правило, в связи с созданием другого известного произведения А.С. Чернобровцева, забывая о строительстве монумента.
3. Отдельной темой стоит вопрос о фотографиях строительства монумента, которые часто встречаются в Интернете за подписью «Строительство монумента Славы» (рис. 4). На самом деле это строительство домов по ул. Станиславского, а вовсе не монумент. Есть еще несколько примеров подобных заблуждений, несмотря на то, что сохранились и подлинные фотографии.
Рис. 4. Фотография строительства домов на ул. Станиславского, которую в Интернете часто ошибочно подписывают как “Строительство монумента Славы”
4. Еще одним «популярным» заблуждением является часто упоминаемое в ходе экскурсий мнение, что пламя Вечного огня было зажжено на заводе «Сибсельмаш» или заводе им. Кузьмина. Однако имеются достоверные сведения о том, что первый факел Вечного огня был привезен с завода им. Чкалова.
5. Из разряда подобных заблуждений и то, что открытие монумента Славы было приурочено к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. На самом деле дата открытия монумента была приурочена к 50-летию Октябрьской революции.
После открытия история «жизни» монумента Славы не стала простой: до сих пор не утихают споры о том, надо ли изменять ансамбль, правильно ли, что он доступен для повседневного отдыха жителей, не написана история его сложнейшей реконструкции, создания Музея боевой техники под открытым небом (при непосредственном участии В.Н. Шумилова), не названы все люди, принимавшие участие в его строительстве и сохранении. Это, на наш взгляд, и является залогом того, что история создания уникального памятника будет интересна и молодым, и ветеранам.
Воспроизводство молодым поколением традиций исторической памяти народа является одним из ключевых факторов социальной консолидации и стабильности российского общества. Задача всех, кто стремится к сохранению исторической памяти, - исследовать ее особенности и найти пути решения этой задачи.
Литература и источники
1. Архив СП «Центр истории развития Ленинского района».
2. Баландин С.Н. Новосибирск: История градостроительства 1945-1985 гг. - Новосибирск, Западно-Сибирское кн. изд-во, 1986.
3. Кулиш В.В. Особенности функционирования исторической памяти учащейся молодежи / В.В. Кулиш // Образование и общество. - 2011.
4. Новосибирск. Энциклопедия. - Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2003.
5. Цыплаков Ф.И. Новосибирская рать богатырей / Новосибирцы - Герои Отечества. -
Новосибирск: ОАО «НКИ», 2010.
6. Чернобровцев А.С. Песня в камне. - Новосибирск: Сибирская горница, 2006.
7. Чернобровцев А.С. Хочу остаться. - Новосибирск: Сиб. кн. изд-во, 2012.
Ю.А. Мылова, Н.П. Крадин, г. Хабаровск
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВЕТСКОГО ГОРОДА СЕРЕДИНЫ XX В. (НА ПРИМЕРЕ Г. КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ,
ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ)
Утопические концепции социалистического города, сложившиеся в 1920-х гг. в рамках советской градостроительной науки, являются своего рода экспериментом по созданию кардинально новой модели города, отражающей изменения, произошедшие в данный период времени в политическом режиме, экономическом строе страны и социальном укладе общества. Начиная с 30-х гг. XX в., градостроительство в СССР развивается в двух основных направлениях: реконструкция существующих старых городов и строительство новых городов на неосвоенных ранее территориях. Причем второе направление ничем не ограничивает архитектурные поиски, дает возможность проектировать городскую среду качественно нового типа. На этом фоне складывается комплексный подход к формированию городского пространства, представляющий собой единовременное решение функциональных, планировочных, инженерно-технических, эстетических задач.
1. Модель социалистического города 30-х гг. XX в. Неподдельный интерес советских архитекторов к проблеме нового города имеет твердое политическое и экономическое обоснование: к началу 1930-х гг. в СССР возникает реальная потребность возведения крупных административных центров, сопутствующих строительству производственных предприятий [3, с. 96]. Одной из важнейших установок партийного руководства становится вывод промышленного комплекса страны на качественно иной уровень, что предопределяется в первую очередь военно-стратегическими задачами государства [11, с. 245]. Решения XIV-XV съездов ВКП(б) (1925, 1927 г.) утверждают курс на ускоренную индустриализацию страны [17, с. 125], который включает в себя возникновение производственных узлов в Приднепровье, Донбассе, на Урале, освоение территорий Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Стремление к реализации первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, опубликованного весной 1929 г., согласно которому предполагалось строительство порядка 200 городов [17, с. 126], позволяет воплотить в жизнь основные замыслы социалистического градостроительства [13, с. 99, 110]. Превращение СССР из аграрной страны в индустриальную [4, с. 129] сопровождается возведением множества промышленных городов, при этом транспортная сеть, развивающаяся в связи с производственной необходимостью, способствует «осуществлению всеобщей урбанизации страны» [16, с. 50]. Если к середине 1930-х гг. проектно-планировочные работы ведутся более чем в 300 городах Союза [6, с. 161], то к 1960-м гг. эта цифра достигает 800 [13, с. 99].