Научная статья на тему 'Городской художественно-культурный ландшафт: педагогический аспект'

Городской художественно-культурный ландшафт: педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
140
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТНИК / MONUMENT / СКУЛЬПТУРА / SCULPTURE / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / CULTURAL SPACE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / PEDAGOGICAL POTENTIAL / НАСЛЕДИЕ / HERITAGE / ЦЕННОСТИ / VALUES / ИНДОКТРИНАЦИЯ / INDOCTRINATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Беляев А. В.

Выявлены недостатки в проектировании городского культурного простран-ства, противоречия в восприятии его художественного контента. Обращается внимание на новые тенденции в развитии городской скульптуры, ставится задача поиска условий сочета-ния традиций и новаций. Определены факторы, препятствующие восприятию обучающи-мися художественных произведений, овладению достоверными знаниями истории родного города. В методических рекомендациях указаны основные направления воспитательной ра-боты на примере исторических и культурных памятников, предложены наиболее эффектив-ные методы и формы воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN ART-CULTURAL LANDSCAPE: THE PEDAGOGICAL ASPECT

Describes the characteristics of the urban historical and cultural space as educational resource. Substantiated methods of research educational potential of urban cultural and historical monuments, architectural compositions. Weaknesses in the design of urban cultural space, the con-tradictions in the perception of its artistic content. Draws attention to the new trends in the devel-opment of urban sculpture, the aim is to search conditions combining tradition and innovation. Identified factors affecting perception of studentsIdentified of art, mastering the accurate knowledge of the history of his native city. In the methodical recommendations are listed the main directions of educational work on the example of historical and cultural monuments, offered the most effective methods and forms of education.

Текст научной работы на тему «Городской художественно-культурный ландшафт: педагогический аспект»

УДК 37.013.46

А. В. Беляев г. Ставрополь, Россия

ГОРОДСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

АННОТАЦИЯ. Выявлены недостатки в проектировании городского культурного пространства, противоречия в восприятии его художественного контента. Обращается внимание на новые тенденции в развитии городской скульптуры, ставится задача поиска условий сочетания традиций и новаций. Определены факторы, препятствующие восприятию обучающимися художественных произведений, овладению достоверными знаниями истории родного города. В методических рекомендациях указаны основные направления воспитательной работы на примере исторических и культурных памятников, предложены наиболее эффективные методы и формы воспитания.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: памятник, скульптура, культурное пространство, педагогический потенциал, наследие, ценности, индоктринация

A. V. Beljayev

Stavropol, Russia

URBAN ART-CULTURAL LANDSCAPE: THE PEDAGOGICAL ASPECT

ABSTRACT. Describes the characteristics of the urban historical and cultural space as educational resource. Substantiated methods of research educational potential of urban cultural and historical monuments, architectural compositions. Weaknesses in the design of urban cultural space, the contradictions in the perception of its artistic content. Draws attention to the new trends in the development of urban sculpture, the aim is to search conditions combining tradition and innovation. Identified factors affecting perception of studentsldentified of art, mastering the accurate knowledge of the history of his native city. In the methodical recommendations are listed the main directions of educational work on the example of historical and cultural monuments, offered the most effective methods and forms of education.

KEYWORDS: monument, sculpture, cultural space, pedagogical potential, heritage, values, indoctrination

Городской художественно-

культурный ландшафт - это полифункциональный комплекс включенных в городскую среду природных и художественных объектов, отражающих духовно-нравственную и интеллектуальную жизнь города, его прошлое и настоящее. Культурная среда города - один из критериев оценки культурного потенциала городского общества, уровня его гражданского самосознания [6]. В комплекс художественно-культурных объектов входят памятники, скульптурные и архитектурные композиции, мемориальные объекты, указывающие на памятные даты и события. Опреде-

лённый идеологический смысл вносят в культурную среду названия улиц, площадей, скверов, бульваров, парков, заповедных мест.

Городские художественно-

культурные сооружения являются одним из важнейших средств формирования у молодёжи гуманитарной картины мира, мировоззрения, эстетических идеалов. По этой причине возникает необходимость рассмотрения понятия художественно-культурной среды в педагогическом аспекте [4; 5]. Особая роль в развитии художественных взглядов, чувств, вкуса имеют обращённые к массовому зрителю город-

ские произведения монументального искусства.

В настоящее время в городах Ставрополья весьма активно возводятся новые памятники истории и культуры. Например, в Ставрополе за последние двадцать лет список городских достопримечательностей пополнили величественный монумент генерал-губернатору Ставропольской губернии Н. Е. Никифораки (1887-1904 гг.), бюст генерала А. П. Ермолова, выполненный из тёмно-бордового гранита и бронзы, памятник ангелу-хранителю, представляющий собой колонну, облицованную красным гранитом, на вершине которой стоит бронзовая скульптура ангела. «Данная скульптура, - говорится в путеводителе, - заставляет прохожих горожан вспоминать о духовности, помогает стать добрее по отношению к родным и близким, друзьям и совершенно незнакомым людям, а также способствует совершению светлых поступков» [2]. В 2017 году установлены монумент князю Владимиру, памятник основателям Ставропольской крепости - хопёрским казакам. В этом же году, в День знаний, на территории Ставропольского президентского кадетского училища состоялось торжественное открытие мемориала «Слава авиаторам России». О героях российской авиации будет напоминать легендарный самолет Л-39 «Альбатрос», до сих пор находящийся на вооружении в более чем тридцати странах мира.

В наибольшей степени насыщен произведениями монументального искусства центр города, в частности, Ермолов-ский бульвар, являющийся визитной карточкой города. Его открывает великолепный памятник генерал-губернатору Ставрополя Н. Е. Никифораки, внёсшему значительный вклад в развитие не только вверенной в его управление губернии, но и в строительство города. Продолжают заданный торжественный лад Тифлисские ворота (Триумфальная арка) и величественный монумент генералу Ермолову, памятник великому поэту Пушкину, выразителю, как это звучит на уроках литературы, свободолюбивых идей и добрых чувств. Поддер-

живает поэтическую тему бульвара и бюст осетинского поэта Косты Хетагурова. Усиливают торжественную тональность главного проспекта мемориал героям Великой Отечественной войны - «Огонь Вечной Славы», бюст А.В. Суворова. Сквер, расположенный рядом с бюстом полководца, уже многие годы является местом традиционных встреч выпускников суворовских училищ.

Достойно представлена в культурно-историческом пространстве города военно-патриотическая тематика. Это мемориал «Огонь Вечной Славы», памятник «Юным защитникам Отечества 1941-1945 гг.». Бюст Героя Советского Союза Л. И. Севрюкова - военного лётчика, совершившего таран и погибшего в бою. Бюст установлен рядом с 3-й школой, в которой до войны обучался бесстрашный ставрополец. На улицах города установлены памятники Героям Советского Союза генералу Д. М. Карбышеву, Зое Космодемьянской, капитану 1 ранга И. А. Бурмистрову, лейтенанту

Б. Н. Воловодову, руководителю подпольной комсомольской организации на Ставрополье А. И. Скокову, летчику В. Г. Зайцеву. На Крепостной горе, на месте захоронения, воздвигнут монумент советскому военачальнику генералу-армии И. Р. Апанасенко. Есть в Ставрополе памятники генералу В. Ф. Маргелову, ушедшим на фронт и погибшим рабочим завода «Красный металлист».

В конце 2017 года напротив здания медицинского университета установлен бюст Е. Д. Бочаровой (Бершанской) - участника Великой Отечественной войны, командира 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка.

С именем Победы и военным подвигом связаны названия скверов и парков: сквер «55-летия Великой Победы советского народа над фашизмом», сквер «65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», сквер «Аллея Ветеранов», сквер «Памяти», сквер «Аллея Героев-десантников», парк Победы. Имена воинов-героев носят улицы города: Мар-

шала Жукова, Апанасенко, Доваторцев, Севрюкова, Булкина, Гризодубовой, Расковой, Осипенко, Серова и др.

В Центральном парке установлен мемориал с фотографиями проживавших в Ставрополе Героев Советского Союза и полных кавалеров орденов Славы. На одной из них - Ф. А. Рысевец, который уже в мирное время работал учителем труда в школе, руководил кружком в Доме пионеров, активно участвовал в общественной работе по патриотическому воспитанию.

Военно-патриотическому воспитанию студентов, сохранению исторической памяти, уважения к подвигу по-прежнему служат памятники-мемориалы, посвященные студентам, преподавателям и сотрудникам ставропольских вузов, павшим на фронтах Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг.

Значительным эмоциональным потенциалом для воспитания патриотических чувств у подрастающих поколений обладают артефакты (культурный артефакт — любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое, символическое содержание), демонстрирующие военную технику, оружие: памятник «Танк Т-34», посвящённый военным лётчикам монумент «Самолёт»-истребитель МиГ-17, макеты старинных артиллерийских орудий, установленные у стены-крепости в исторической части города.

Возвышенные, героико-

патриотические чувства у горожан вызывают памятники «Сотрудникам органов безопасности Ставропольского края», «Защитникам правопорядка Ставропольского края». Закреплению исторической памяти, уважения к прошлому способствуют и мемориалы, посвящённые памяти жертв политических репрессий в годы советской власти. В заповедной зоне, у мемориала «Холодный родник», 30 октября 2017 года было открыто новое панно «Возвращение имён» с именами и фотографиями ставропольцев, погибших в годы Гражданской войны. В ограде Андреевского собора в этом же году появился и дру-

гой мемориал, посвящённый участникам офицерского восстания, расстрелянным большевиками.

Тревожно и грозно звучит и просматривающаяся с бульвара бронзовая фигура красноармейца в будёновке. Памятник этот, воздвигнутый в ознаменование 50-летия освобождения Ставрополя от белогвардейцев, напоминает о так и не поставленной точке в истории Гражданской войны. О том, что такая точка на Ставоро-полье ещё не поставлена, свидетельствуют и имена официально почитаемых в городе участников братоубийственной войны, устанавливавших советскую власть в Ставрополе и оставивших кровавый след в его истории. Их имена запечатлены на уличных табличках. Напоминанием о трагическом прошлом также являются и другие названия проспектов и улиц: Октябрьской революции, Ленина, Дзержинского, Р. Люксембург, К. Цеткин, Ворошилова, Артёма, Тухачевского, переулок Баррикадный. Названия районов: Ленинский, Октябрьский. А это значит, что индоктрина-ция сознания молодёжи продолжается.

Воспитательное значение имеют и арт-объекты так называемого производственно-отраслевого жанра. Термин «арт-объект» отражает изменения, произошедшие в новое время в оформлении городских художественно-культурных ландшафтов. Арт-объект - это неутилитарная вещь, произведение, передающее творческую идею автора. Для создания арт-объекта используются различные материалы и предметы (например, произведения изобразительного искусства и прикладного творчества, промышленного дизайна). Инсталляция - один из примеров арт-объекта. Инсталляция - это созданная из отдельных элементов композиция, близкая к скульптуре. Однако такая композиция отличаются от скульптуры тем, что её не ваяют, а конструируют из различных материалов, в том числе, и промышленного производства [1].

К созданию скульптурных композиций проявили интерес водоканал (арт-объект «Фонтан-водоразборная колонка»).

Есть памятники «Мелиораторам Ставрополья», «Газовикам Ставрополья», арт -объект «Металлический телеоператор», сквер «Аллея судебных приставов». Главный бульвар города украшает скульптурная группа «Девушка со снопом» и «Девушка с виноградом».

Памятник Первой учительнице создавался на народные деньги. В строительство вложили средства предприятия и образовательные учреждения. Памятник «Зачетная книжка», или просто - «Студент», появился благодаря поддержке администрации Ставрополя и местных меценатов.

Пополняются новыми именами мемориалы почётных граждан города и края. Аллея почётных граждан на ул. маршала Жукова, отмечает газета «Открытая», вызывает двойственное ощущение. Большинство обладателей звания «Почётный гражданин Ставропольского края» - это партийные деятели и директора предприятий советской эпохи, имена которых мало что говорят новым поколениям. На их мраморных досках нет ни кратких биографий, ни годов жизни [7]. Остаётся верить, что потомки сумеют разобраться, кто из граждан, чьи имена увековечены на мраморных пилонах, действительно может служить положительным для подражания примером.

Отличительной особенностью изменения современного художественного контента художественно-культурного ландшафта является расширение жанрового разнообразия городской скульптуры. Особенность эта находит выражение, например, в появлении художественных произведений юмористического характера, что способствует развитию у молодёжи опыта восприятия комического в искусстве. Это памятники Чижику-пыжику на Фонтанке (Петербург), Сантехнику (Москва, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Волгоград, Ставрополь и др.), скульптура «Ос-тап Бендер и Киса Воробьянинов» (Екатеринбург). В Ставрополе, напротив входа в Комитет городского хозяйства администрации города, энтузиасты данной службы установили скульптуру дворника.

Само появление новых произведений монументального искусства, отличающихся разнообразием выразительных средств арт-объектов - процесс естественный, выражающий стремление авторов к визуальному и эмоциональному контакту со зрителем. Вместе с тем приходится с сожалением отмечать, что устанавливают новые арт-объекты порой без учёта уже существующего художественно-

смыслового и исторического контекста.

Комическое возникает, когда есть диссонанс между старым и новым в общественных отношениях, между устаревшими и современными образцами поведения, когда возникает несоответствие возможностей и замысла, противоречие формы и содержания, нарушение меры.

Какие чувства будут испытывать не только приезжие, но и местные жители, когда они, оказавшись в центре Ставрополя, увидят на Ермоловском бульваре установленную по инициативе и на средства бизнесменов скульптуру купца, с собакой, котом, бочонком, корзиной, полной разносолов, выставленной напоказ пачкой денег в руке? Новый герой слишком откровенно и даже хвастливо демонстрирует свои преимущества, что свойственно нуворишам. Однако фальстафовский образ удачливого купца, претендующего на роль хозяина жизни, вступает в противоречие с художественно-смысловым рядом, заданным целым ансамблем памятников и архитектурных композиций, расположенных на главном проспекте города: памятником генерал-губернатору Никифораки, Тифлисскими воротами (Триумфальной аркой), величественным монументом генералу А. П. Ермолову - герою Отечественной войны и покорителю Кавказа. По другую сторону от новосёла, оказавшегося в центре бульвара, высокую поэтическую тональность, как звуки прекрасной лиры, придаёт исторической теме скульптурная композиция великому поэту Пушкину, неоднократно посещавшему Ставрополь. Далее усиливают торжественную тональность главного проспекта мемориал героям Великой Отечественной войны, величест-

венный Казанский собор. Короче говоря, не на своём месте («Не по чину», - как сказали бы в прошлые времена) оказался новый герой на проспекте, являющемся визитной карточкой Ставрополя - «сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице» края. Более органично новый герой (право которого на существование никто не оспаривает), мог бы занять своё место, с нашей точки зрения, где-либо на рынке или рядом с крупным торговым центром. Если же данному произведению придаётся столь высокое значение в жизни города, то в таком случае «Купец-основатель» мог бы занять место рядом с администрацией Ставрополя.

Местные краеведы пишут, что ставропольские купцы дореволюционной эпохи были рачительными хозяевами, меценатами, заботившимися о благе горожан. Поэтому фигура купца могла бы действительно служить хорошим напоминанием для местной власти о необходимости заботы о гражданах, уважения к развитию предпринимательства в городе и крае. К месту сказать, отлитая в бронзу фигура купца непреднамеренно указывает ещё на одну проблему, характерную для города и требующую к себе самого серьёзного отношения. «Фактически Ставрополь превратился в торговый город, и эта его специфика только крепнет, несмотря на постоянные разговоры о создании всевозможных индустриальных парков и кластеров. Сегодня в городе обеспеченность торговыми площадями в 2,5 раза выше среднероссийского показателя. Кто объяснит, зачем Ставрополю такое количество торговых центров?» [3]. Действительно, чрезмерное предложение рабочих мест в торговле вынуждает часть выпускников университета (особенно имеющих гуманитарные и педагогические специальности) трудоустраиваться в сфере продаж.

О наличии противоречия между старым и новым свидетельствуют и другие примеры. Например, напротив так называемого в дореволюционном прошлом губернаторского дома (ныне здание городской Думы) многие десятки лет стоят бюс-

ты В. Ленина и К. Маркса, установленные в те далёкие времена, когда в здании располагался Ставропольский крайком партии. В результате существовало единое смысловое пространство: местная власть утверждала свою верность вождям и их учению, а вожди внимательно смотрели, чтобы у их последователей не возникали порочные идеи оппортунизма и ревизионизма. Теперь во власть пришли новые люди - могильщики марксизма-ленинизма, особенно в части отношения к общественной собственности. Вот почему ставшие теперь никому не нужными памятники вызывают у прохожих чувства стыда и печали. Быть может, их идеи ещё не погибли? И вожди ещё не утратили надежды на то, что придёт час расплаты за отступничество? Ведь не зря за их спинами, совсем неподалёку, находится бронзовая фигура сурового красноармейца с винтовкой - «образ страстного и целеустремлённого борца за справедливость», как сказано в путеводителе?

По-прежнему главным монументом в городе является памятник В. Ленину, вместе с окружающими его вооружёнными красногвардейцами. Именем В. Ленина называется сквер, расположенный рядом с площадью Ленина. В сквере им. Ленина в непосредственной близости установлены бюст Г. Лопатину (переводчику на русский язык «Капитала» К. Маркса) и статуя поэта Лермонтова. Рядом - драматический театр им. М. Ю. Лермонтова. Обрамляют площадь ул. Морозова, Артёма, Дзержинского. Уровень эклектики, смешения смыслов, культурно-исторических пластов настолько высок, что впору говорить об отрицательном воздействии такого ландшафта на поиск молодыми гражданами мировоззренческих ориентиров, о вероятности искажения системы жизненных ценностей, деформации эстетического отношения к действительности.

В городской среде есть зоны, в идеологическом и культурно-эстетическом отношении не способствующие формированию у учащейся молодёжи ясных представлений о прошлом и настоящем. На-

пример, здания Ставропольского строительного техникума находятся на территории бывшего городского кладбища, о чём напоминает воздвигнутый в честь Святой Великомученицы Варвары храм-часовня. Неподалёку - Крестовоздвиженский храм. Техникум расположен на пересечении улиц Комсомольской и Розы Люксембург. Рядом - улица Спартака (её протяжённость - всего лишь 380 м), на которой находится пивзавод. Неподалёку - улицы Дзержинского и Орджоникидзе. У входа в учебное заведение студентов, преподавателей встречают статуи М.И. Калинина и А.М. Горького. Остаётся только посочувствовать педагогическому коллективу техникума, вынужденному в воспитательной работе преодолевать трудности идеологического, духовно-нравственного и художественно-эстетического характера, прилагать немалые усилия, чтобы исключить возможность возникновения когнитивного диссонанса.

Указанные идеологические, культурно-эстетические противоречия и несоответствия, имеющие место в городских художественно-культурных ландшафтах, несмотря на наличие высокохудожественных произведений монументального искусства, не могут не оказывать отрицательного влияния на процесс формирования мировоззрения юных граждан, не способствуют адекватному восприятию и оценке исторического прошлого, препятствуют овладению достоверными и полными знаниями истории родного города.

Наличие в городском пространстве разнообразных по содержанию и художественно-изобразительным средствам исторических и культурных памятников позволяет педагогам организовать воспитательную работу с учащейся молодёжью по следующим направлениям:

воспитание на примере жизни и подвига ставропольцев - участников Великой Отечественной войны, других боевых действий, защите правопорядка, ликвидации катастроф;

воспитание уважения, интереса к истории Отечества, родного края, города, улицы, семьи;

воспитание бережного отношения к культурно-историческому наследию, к произведениям монументального искусства и природным ландшафтам; организация работы по их восстановлению и сохранению;

проведение профессиональной ори-ентационной работы, ознакомление с производством, воспитание уважения к труду;

формирование мировоззрения, эстетического отношения к действительности, эстетических идеалов, художественного вкуса;

формирование готовности к оценке художественной ценности произведения искусства, потребности к эстетическому наполнению окружающей среды (места проживания, школы, вуза); обращение внимания на эстетику быта и поведения.

В воспитательной работе могут быть использованы разнообразные методы и формы, позволяющие сочетать традиции и новации: экскурсии (в том числе и виртуальные), работа над проектами (исследовательскими, поисковыми, творческими), подготовка презентаций, создание медиа-текстов в форме сочинения-сюжета и социальной рекламы, квест-игры (например, историко-географическая игра «Ставрополь - врата Кавказа»), Web-квесты (с использованием информационные ресурсов интернета) и другие новые организационных форм, содержание которых направлено на углубление знаний о родном городе, повышение интереса к изучению его истории, на развитие потребности в сбережении культурного наследия.

Успешность достижения педагогических целей можно оценить по итогам работы учащихся. Результатами творческого проектирования могут быть дизайн-проекты, проекты экскурсионных маршрутов, медиатексты, макеты, историко-культурные реконструкции, произведения прикладного искусства, компьютерные игры, инсталляции, плакаты, винтажные от-

крытки, рисунки, фотографии, видеоролики.

В настоящее время особенно значимым становится внедрение новых инструментов взаимодействия с учащейся мо-

1.

2.

3.

4.

5.

6. 7.

лодёжью на базе открытых мультимедийных систем, виртуальных сред коллективного взаимодействия, интерактивного телевещания.

ЛИТЕРАТУРА

Арт-объект [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.mustartgallery.ru/monumental аг1/85/ (Дата обращения: 15 января 2018). Достопримечательности Ставрополя. Монумент «Ангел-хранитель города» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.openarium.ru/ (Дата обращения: 15 декабря 2017).

Кржижановский А. Казак и его брат купец // Газ. «Открытая», №36, 13.09 - 20.09. 2017 г.

Неценко О.В. Понятие «художественно-культурная среда»: необходимость введения в педагогику // Известия ВГПУ. - 2015. - №1(266). - С.79 - 84.

Неценко О.В. Художественно-культурная среда как ресурс воспитательной деятельности (на материалах современных отечественных гуманитарных исследований) [Электронный ресурс] // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. - Т. 8. - Вып. 1: Пространство и время образования. - Стационарный сетевой адрес: 2227- 9490е ^ргоу^ e-ast8-1.2015.43 (Дата обращения: 11 ноября 2017). Смолицкая Т.А. Городской культурный ландшафт. Традиции и современные тенденции развития / Т.А. Смолицкая, Т.О. Король, Е.И. Голубева. - М., 2016.- 256 с. Чаблин А. Атака на историю // Газ. «Открытая», №38, 27.09 - 04.10. 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.