М.А. КАЗИМОВА
МИФОЯЗЫЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАРОДА МАРИ:
ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ
Ключевые слова: мифоязыческие представления, культурный фонд, картина мира, образ мира, финноугорские народы, народ мари, иерархический.
Народ мари является одним из самых древних народов России, и потому его мифоязыческие представления служат полем для исследования миропонимания человека архаической культуры. Сложностью для исследования является отсутствие письменных источников древнего периода. На основании имеющихся фрагментарных этнографических, археологических, фольклорных материалов возможно реконструирование лишь отдельных мифоязыческих представлений, составляющих образ мира, но не целостной картины мира.
MA KAZIMOVA
MYTHOLOGICAL PAGAN NOTIONS OF MARY NATION: AN EXPERIENCE OF SOCIAL-PHILOSOPHY RECONSTRUCTION
Mary nation is one of the oldest nations of Russia, and its mythological pagan notions might serve as a field for archaic outlook research. There is a great problem for research work, it is absence of written sources of information. It is possible to make a reconstruction of separate mythological notions, mode of the world, but not a whole sacred image on the basis of ethnological, archeological, folklore materials.
В современном обществе, в условиях глобализации и нивелировки самобытных черт в сфере культуры, проявляется тенденция на сохранение и восстановление национальных традиций. Этот процесс способствует формированию национального самосознания народа, обогащению культурного многообразия страны. Особую значимость приобретают сохранившееся до сегодняшнего момента национальные культуры народов России. Народ мари относится к одним из самых древних сохранившихся архаических культур, основные ментальные установки которой конституируются в мифоязыческих представлениях.
Методологическая основа анализа мифов и архаического сознания содержится в работах А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, А.. Пятигорского, Ф.Х. Кес-сиди, В.М. Розина и др. Феномен мифологического сознания у народа мари долгое время оставался малоизученным. Отдельные свидетельства содержатся в работах Г.Ф. Миллера, И.Г. Георги, С.К. Кузнецова, И.Н. Смирнова, В.М. Васильева и других. Различные аспекты мифологического сознания достаточно подробно рассматриваются в филологии, а также в этнографии, где основным является культурологический подход. Национальные особенности и диалектику общего и особенного развития марийского народа рассматривали А.В. Акцорин, А.В. Маслихин, Н.С. Попов, Г.Е. Шкалина, Ю.А. Калиев и др. В большинстве своем документальные свидетельства, дошедшие до наших дней, носят фрагментарный характер и потому требуют философского обобщения и дальнейшей систематизации. Артефакты дописьменных культур и анализ литературы не позволяют в полной мере реконструировать картину мира народа мари ввиду неполноты фактического материала. Объясняется это отсутствием письменности в период архаики. Фрагментарные сведения о мифосознании древнего народа мари содержатся лишь в форме мифоязыческих представлений. Реконструкция мифоязыческих представлений о мире у народа мари часто носит интерпретационный характер и потому велика доля субъективности трактовок и оценок.
Представляется эффективной социально-философская реконструкция древнемарийского мифоязычества для анализа особенностей миропонимания древнего народа, а также для выяснения вопроса: составляют ли мифологические представления народа мари целостную картину мира.
Прежде всего, необходимо определиться с сущностью понятий «картина мира» и «образ мира». Картина мира - это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях [8]. Важной чертой мифологических представлений, позволяющей классифицировать их как целостную картину мира, является четкая структура и системное употребление понятий. Ключевыми понятиями в структуре картины мира являются «пространство», «время», «измерения бытия» и «движение».
Образ мира описывает главным образом субъективные представления о мире, которые складываются у индивида или группы лиц в ходе развития познавательной деятельности. Это многомерное понятие, отражающее реальность. Выражается образ мира не в четко структурируемых представлениях, а в эмоционально-чувственных образах [3].
В образе мира существуют сходные элементы, характерные для большинства народов (например, бинарность: добро-зло, свет-тьма; свое-чужое, легенда о всемирном потопе и т.п.), и, вместе с тем, особенности представлений отдельного индивида вплетаются в общую конструкцию. Образ мира того или иного народа познается через языковые формы. По мнению исследователей, язык выступает как определенная система координат, в которую встраиваются базовые представления о мире.
Первой попыткой мироосознания является космогонический миф о сотворении мира, общий у всех народов уральской языковой семьи, к коим относится и народ мари. Мифологические представления финно-угров сформировались в эпоху их общности (примерно III - II тыс. до н.э). Определенные трудности в реконструкции создаются особенностями исторического развития народа мари, а именно влиянием соседствующих на протяжении веков тюркской и христианской культур. В результате социокультурного развития сформировался самобытный культурный феномен, являющийся одним из самых древних по своему происхождению. Онтологические константы марийской мифологии являются живым примером представлений о мире в сознании наших предков.
Дошедшие с древнейших времён общие космогонические мифы и общие имена богов напоминают о некогда единой финно-угорской мифологии. Наиболее распространёнными среди финно-угорских народов являются сказания об участии утки (селезня) в сотворении мира. Они присутствуют в космогонических мифах, устном народном творчестве, прикладном искусстве, танцах, запечатлены орнаментально на глиняных сосудах, украшениях.
Бог-демиург (марийский Кугу Юмо) велит водоплавающей птице, или младшему брату в облике селезня (Керемету), плавающему по первичному океану, достать со дна землю. Так Бог сотворил из нее Землю и всё полезное на ней, а его брат из земли, утаенной во рту, - горы и все вредное (в этом проявляется сходство с иранскими дуалистическими мифами). Другой вариант космогонии - творение Мира из яйца, снесенного птицей (в финской, эстонской, саамской, коми мифологиях).
В дальнейшей эволюции миф приобрел особенности, характерные только для марийского народа: из яиц утки вылупились два брата Юмо и Йын. По мнению Ю.А. Калиева, идея противопоставления этих двух мифических демиургов и их оценочные характеристики - явления более позднего происхождения [2]. До настоящего времени в традиционной религии народа мари сохранились представления о том, что мир реальный - проявление мира идеального. Природа и все природные явления наделяются божественной силой Ю и, по сути, происходит отождествление окружающего мира с верховным божеством.
Анализ показывает, что данный миф является первым пространственным представлением, где пространство делится на мир океана и мир земной, при-
чем земной мир наделяется способностью к творению. Оба мира тесно взаимосвязаны и составляют единое целое. В этом мифе впервые в образной форме выражено не конкретное, но сущностное. Материальный мир является результатом усилий неосязаемого реально персонажа, а значит, идеального образа. Образ представляется как бытие и в то же время небытие. Формируется понимание о двух пространственных и временных реалиях: первобытие (акт творения) и наличное бытие. Наличие двух измерений является предпосылкой, полем для дальнейшего развития мифологического сознания.
Одним из смыслообразующих понятий в мифологии мари является «сан-далык», что буквально переводится как «мир». В более поздних представлениях народа мари «сандалык», Вселенная, состоит из трех основных миров: верхнего - небесного, среднего - земли, окруженной водами Мирового океана, нижнего - загробного мира холода и мрака.
Верхний мир, состоящий из семи ярусов, служил обителью небесных богов, прежде всего творца Вселенной. На земле обитали божества-покровители промыслов и духи - хозяева природы (часто выступали воплощениями стихий: леса, воды, огня, ветра и т.д.). В нижнем мире обитал противник Бога, творец зла, со злыми духами и мертвецами. Верхний мир зачастую симметричен нижнему, был его зеркальным отражением (крона дерева = корни дерева). Иерархичность строения мира представляется попыткой подняться к более системным объяснениям.
По мнению А.Ф. Лосева, мифологическое время « [...]есть нечто невременное, то есть вечное: парадокс времени в том, что оно не имеет конца, то есть бесконечно, следовательно - вечно» [4]. Однако вечность сама по себе дана сразу, время же текуче. В этом смысле время есть форма алогического становления вечности, где безграничное становление и вечное самоприсутст-вие есть одно и то же. Следовательно, у Лосева время в этом смысле неоднородно. Разные временные пространства могут иметь разные скорости течения времени. Зачастую миф связывает воедино прошлое, настоящее и будущее. Мифологическое пространство - это общая основа, условие реального пространства, без которого не мыслилась повседневная жизнь человека. Вот почему в космогонических мифах объясняется происхождение мира, выражается идея его пространственной организации и все последующее мифотворчество осуществляется на этой основе.
Имена небесных богов - творцов Вселенной схожи у многих финно-угорских народов и обозначают небо, воздух, природные явления. Анализируя семантику слова «Юмо», ученый-фольклорист В.А. Акцорин пришел к выводу, что марийское название бога Юмо, финское Юмала, эстонское Юмал, самодийское и угорское Нум, Нуми имеют общие корни [1]. Все эти образы, возможно, восходят к прафинно-угорскому божеству, чье имя связано с названием неба, воздуха.
Все боги имели своих праматерей (ава). Как и у многих других народов богиня, воплощающая Землю, именовалась у марийцев «Мать-Земля» - Мланде-ава. Богиня Шочынава обитает в верховьях (или низовьях) Мировой реки, покровительствует роженицам и детям, наделяет их судьбой-долей, а марийским жрецам дарует сверхъестественные способности. Существует миф о происхождении марийского народа от дочери Бога - Юмын удыр [5]. Женское начало неизменно занимает важное место в сознании народа мари, живым свидетельством данной традиции остаются в настоящее время родильные обряды.
В нижнем мире, полагали древние, обитает младший брат и соперник небесного бога, окруженный сонмом злых духов и мертвецов: через отверстие в преисподней он посылает на Землю болезни и смерть. Верили финно-угры и в существование низших духов - «хозяев»-покровителей полей, лесов и источников, дворов и жилищ, родовых покровителей. Главными святилищами фин-
но-угров, лесных жителей были рощи и лес. В мифологии марийцев, чувашей, удмуртов и др. лес был одновременно и источником охотничьих богатств, и обителью злых духов, а также иным миром (местом погребения).
Характерной особенностью языческого мировосприятия является сакрализация живой природы, что сформировало в сознании марийцев культ матери-природы, живой Вселенной. Представляется, что данная особенность заложила основу бережного и даже благоговейного отношения к окружающей действительности. Отметим, что языческая культура является составляющим элементом экологического сознания народа мари. Мифологическое мышление не различает природного и человеческого, растворяя человеческое в природном, дает чувство единства с силами природы, укрепляет волю и сплачивает первобытный коллектив, если не различается воображаемое и реальное, то ничего невозможного не существует. Вектор освоения мира в мифологическом сознании направлен не только вовне, но и внутрь, являясь самопознанием народа.
Опыт социально-философской реконструкции показывает, что мифологизация означает не причинное объяснение явлений, а принятие их таковыми, какие они есть, причем принятие благоговейное, некритическое. Мифологическое мышление не утрачивается с возникновением рациональных форм постижения мира (теоретическое знание, выражающее логические связи, основано на отражении причинно-следственных связей). Миф не противопоставляет образ вещи - самой вещи, идеальное и реальное; не проводит различия между чувственным и сверхчувственным, в символической форме интегрирует сознание и наличествующее бытие.
На наш взгляд, на основании предпринятого анализа можно уверенно говорить лишь о мифоязыческих представлениях народа мари, а не о существовании у него целостной картины мира. Миф и мифологическое сознание были духовными средствами выживания этноса, служили механизмом адаптации к опыту прежних поколений, содействующим сохранению его социальной и психологической монолитности.
Как показывают исследования, фундаментальные основы мировосприятия народа мари, в символической форме запечатленные в мифоязыческих представлениях, являются составным элементом национальной культуры и могут выступать основой для процесса самоидентификации народа.
Литература
1. Акцорин В. А. Прошлое марийского народа в его эпосе / В.А. Акцорин. Саров, 2000. С. 70
2. Калиев Ю.А. Мифологическое сознание мари. Феноменология традиционного мировосприятия: монография / Ю.А. Калиев. Йошкар-Ола: Изд-во Мар. ун-та, 2003. 21б с.
3. Леонтьев АН. Психология образа / А.Н. Леонтьев // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. № 2. С. 3-13.
4. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука / А.Ф. Лосев// Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. С. 175.
5. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. С. 231.
6. Пятигорский А.М. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа / А.М. Пятигорский. М.: Языки русской культуры. 1996.
7. Спиридонов А.Я. Югорно. Песнь о вещем пути: Эпос мари: опыт синтеза / А.Я. Спиридонов. Йошкар-Ола: Марево, 2002. 240 с.
8. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 407.
9. Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари / Г.Е. Шкалина. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2003. 208 с.
КАЗИМОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА родилась в 1982 г. Окончила Марийский государственный университет. Аспирант кафедры философии Марийского государственного технического университета. Область научных интересов - социальная философия, философия истории. Автор 6 научных публикаций.