Научная статья на тему 'Мифопоэтические основания интерпретации новозаветной притчи о светильнике под сосудом'

Мифопоэтические основания интерпретации новозаветной притчи о светильнике под сосудом Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
120
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гончарова Н. Н.

Данная статья посвящена интерпретации притчи о светильнике под сосудом, одной из самых интересных и глубоких по своему содержанию притч Нового Завета, представленной в Евангелиях Матфея, Марка и Луки. Акцент делается на ее мифопоэтическую составляющую, рассмотрение которой, наряду с конкретным языковым материалом, как представляется, открывает более широкие возможности для понимания смысла сказанного «от основания мира».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mythpoetical basis of interpretation of the New Testament parable about lamp under vessel

This article is devoted to interpretation of parable about lamp under vessel, which is the most interesting and deep parable at its content among parables of New Testament, represented in the Gospels of Matthew, Mark and Luka. The accent is given here on its mythpoetical constituent, regarding of which opens wider opportunities for understanding the meaning of spoken «from word foundation» together with concrete language material.

Текст научной работы на тему «Мифопоэтические основания интерпретации новозаветной притчи о светильнике под сосудом»

МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ НОВОЗАВЕТНОЙ ПРИТЧИ О СВЕТИЛЬНИКЕ ПОД СОСУДОМ

Данная статья посвящена интерпретации притчи о светильнике под сосудом, одной из самых интересных и глубоких по своему содержанию притч Нового Завета, представленной в Евангелиях Матфея, Марка и Луки. Акцент делается на ее мифопоэтическую составляющую, рассмотрение которой, наряду с конкретным языковым материалом, как представляется, открывает более широкие возможности для понимания смысла сказанного «от основания мира».

В главе 22 Евангелия Матфея Иисус говорит о любви к Богу и любви к ближнему как наибольших заповедях закона, что означает единение сущего по «вертикали» и «горизонтали» в «центре» мира. «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все»

«аЦГ|уиг.тинно УЯРввль Л£у^говорю ЦцТу .вям. І^ІЦО ”у ДарЕЛ6Лиг.чезновения

О оирауо^неба КЩи П УП^земли, 1&та

.йота

ЕУддна Пили Шаолна К£рД1ачерта °^нет ЦЛ не рар£Л6г|ир.чезнет аДОиз То^ УРЦоизакона ІУІпока [не] ”У ДаУТавг.й УЕУЛТаї.пбудетг.я»

(Мф 5:18).

Этим высказыванием предваряется притча о светильнике под сосудом (Мф 5:14-16, 6:21-24, Мк 4:21, 22, Лк 8:16, 17, 11:33-36). Иод, по выражению Р. Генона, - это принцип всего сущего и семя, содержащееся во всем сущем одновременно, самое большое и самое малое, в котором примиряются противоположности: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».

Мф 5:14-16 (В качестве оригинала использован текст 3-го издания греческого Нового Завета Объединенных Библейских Обществ с подстрочным переводом А. Винокурова; цитаты на русском языке приведены в Синодальном переводе).

14 'УцеТ^Вы ЕОГЕесть ТО фОсвет

тои кооцои.миря ойне 5иуатаіМОжет

ЖоЛіітрод КриЗЛУа1быть скрытым ¿лаУОняверху Орои^горы КЕІЦЕУЛ'рясполягяющийся:

Ой5Єи не каІоиоіузяжигяют ХихУоУсветильник КаІи ТібЕаОІУстявят айТОУего УЛОпод ТОП цо5іоУмодий аАА’но іліна ТЛУ ЛиХУІаУ,подстявку. каіи Аацлеісветит лаоїУвсем ТоТі ІУв тл оікіа.доме

оиТ°^тяк ЛацсаТЫпусть светит ТО фОісвет ЦЦ&Увяіп ЕЦЛРообЕУперед

ТОу ау8р ^ л ° У, людь ми ол °^чтобы і5мОІУони увидели иЦОУвяіпи Та КаХаХоротие ЕрУаделя каіи 5о^аОМОІУпрослявили ТОУ ЛаТЕРаПтпя ЦЦ&Увящего ТОУ ІУв ТоТі ойраУоТі.небесяу

14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Мф 6:21-24

21 олоЦгле уарнепь ЕОТіУесть

О 8лОаир0^сокровище оои,твоё. ЕКбТуям ЕОТаібудет каіи ц. карБіасердце оои.твоё

22 'О ХиХУоіоветипьник Той О&ЦаТОітеля ІОТІУесть О ОфУаХцОі.гпяз. ¿аУеспи ойУитяк П о 0ф8аЛц0^гляз ооитвой ОлЛои^, простой. оХоУвсё Т О О СО Цатело Ооитвоё

ф СО Т£ ІУОУ светлое ЕОТа Сбудет:

іаУесли Б^же О 0ф8аХц0ігляз о оитвой ЛоУЛ рОІ зл о Й П,будет. оХоУвсё Т О ООЦатело Ооитвоё ОКоТЕІУОУтёмное ЕОТа І.будет. Еіесли ойУ итяк Т О ф О 5свет Т О ¿Ув ООІтебе ОКОТоітьмя ¿ОТІУ,есть. ТО ОКОТоітьмя л оооу .сколь великя.

24 ОйБЕІіникто 5иУаТаіможет 5иоідвум кир Ю^господям БоиХЕиЕІУ'служить: Пили

Уар ведь ТОУ Еуаодного ЦІоЛоЕІбудет ненявидеть каія ТОУ ЕТЕроУдругого ауалЛоЕІ,будет любить. Пили ЕуО^одного ау8Е£ЕТаІбудет держяться

Каія Той ЕТЕроидругим

КаТафроулоЕІ' будет пренебрегять; ойне 5иуао8Еможете Уе^ОБогу БоиХеиеіуслужить каіи цацыуа.мямоне.

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. 22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело

твое будет светло. 23 если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? 24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а

0 другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне.

Мк 4:21, 22

21 Ка1и еЛехтговорил айтоТ^им.

МдГ1вед ь не £рХета '■приходит 0_ Хихпо_£светильник 1Уачтобы ЦрОпод тОУ Цо51оУ модий теУЛон был поставлен Пили ЦрОпод тЛУ кХ1УДУ1ложе? о^Х[разве] не (Уачтобы £Р1на тЛУ ЛиХУ!аУполсвечник

.».был поставлен?

22

оине уарвепь еотШесть КриртОУтайное !ОУесли ЦЛ не 1уачтобы фау£р^6л,было сделано явное, ОиБ^и не £У£У£Т Осделалось СТр0Криф0у сокровенное

аАА’но Тпачтобы £Х6л пришло £Кв

фаУ£р0У.явное.

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? 22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.

Лк 8:16, 17

Ои8е1^Никто ^£же Хиху0у светильник 'са5зажёгший КаХ^Рт£1 покрывает а^т ОУего аК£Ц£1сосудом Пили Црокат СО под кИул^поже т!6ло1У ¿.ставит. аХХ^но £Р1на Лиху1а^подсвечник т16лР1у, ставит. 1уачтобы

01 £1арор£иоЦ£уо1входящие РЛ£р СОа1У видели то ф^5-свет.

17 о_У.не уарведь еаГУесть криртоутайное 0.которое ойне фаУ£рОУ явное У£уЛа£т а1, сделается. ОиБ^и не дроКрифоу сокровенное 0_которое ойнет ЦЛ не Уу^а6лбудет узнано ка1и £Кв фау£рОуявное £Х6л .придёт.

16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось

бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

Лк 11:33-36

Ои5£1^Никто Х^ХУоУ светильник 'са^зажёгший £^в КрЦртлУ тайник т16ла1уставит [оиБЕи не ^рОпод

тоу цоБюуТмодий аХХ’но £р1на тлу Хиху(ау,подсвечник. 1Уа.чтобы

о1 £1арор£иоЦ£уо1входящие т О ф^^5свет

ЬХ£РУа1У.видели.

0_ Хихуо^светильник т о0 а^цато^тела

£ат1Уесть о офВаХмо^глаз аои.твой. отаУкогда о оф6аХцо^глаз аоитвой

арХо0^ простой Побудет. ка1и оХоУ всё т О а^цатело аоитвоё фУт£1УоУ светлое £ат1Уесть- ераукогда Мже РоУЛрО^злой П,будет. ка1и т О а&цатело аоитвоё

акот£1уоу.тёмное.

акор£1смотри оиу итак ЦЛне т О ф^5свет

тОкоторый £ув ао1тебе ОКОГО^тьма £ат^у-есть. 36 » т г ~ г

£1если о0у итак т О О^матело аоитвоё

оХоУ всё фУт£ 1УоУ,светлое. ЦЛ не

£Хоуимеющее Ц£ро5долю т1какую-нибудь

акот£1уоу,тёмную. £ ат а 1будет

фУт£1УОУ светлое оХоУ всё СО ^ как ОтаУкогда 0_ ХихУо^светильник тл СТатрарл сверканием ф^Г1^лбудет освещать а£.тебя.

33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. 34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. 35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? 36 Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием.

Светильник под сосудом и город на горе также составляют единство противоположностей «проявления» и «начала», малого и большого. На принцип обратной аналогии намекает и перевернутый сосуд (осевой символ, как и гора), под которым сокрыт светильник,

- параллель с перевернутым Мировым Древом (имеющим огненную природу). Сосуд является отражением горы и потому 1родстве-нен образу инициатической пещеры . Поставить светильник на подставку - значит выве-

1 В таком случае светильник можно сравнить с желтком Мирового Яйца.

сти его из сокровенного состояния, т.е. вернуть к состоянию первоначальному. Интересно в этом отношении сравнить словоупотребление у Марка и Луки. Марк говорит, что светильник «приходит» «ерхетш» (и параллельная фраза «но чтобы пришло в явное» «аХХ’ \'Уа £Х0л £'5 фаУЕроУ»); у Луки же «входящие» свет видят «о! £1арор£иоц£Уо1 то ф^5 рХ£р^а1У».

Марк (и Лука (8:16)) говорит о сокрытии света под кроватью («для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать?» (4:21)), вводя элементы сна или соития (ср. изображения горы и пещеры в образе двух треугольников с противоположно направленными вершинами) .

Как сообщает Р. Генон в книге «Очерки о традиции и метафизике» [1], треугольник (внизу) и крест (вверху) - знак серы, симво3-лизирующий завершение Великого Делания . Его результатом является получение философского («солнечного») камня, соли, имеющей кубическую кристаллическую решетку, которая образуется благодаря соединению ртути и серы. Это крест в знаке серы, что при взаимодействии с противоположной ей ртутью переходит в квадрат / куб (символ Небесного Иерусалима) . В Ветхом Завете соль -олицетворение прочности и постоянства божественного соглашения с людьми (Левит 2:13, Чис. 18:19, 2 Пар. 13:5); напомним, что и жена Лота (та же Ева / Мария) превратилась в соляной столб. Соль противопоставляется брожению квасного, разрушению, т.е. «проявлению» (ср. притчи о закваске и о новом вине в ветхих мехах).

«Если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой? Она уже ни к чему негодна, как р5азве выбросить ее вон на попрание людям» . В Мф 7:6 приводится параллельная мысль: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами и, обратившись, не растерзали вас» «МЛне В&твдайте

тО ИУ1оУсвятое то^5 Киа1У,псам. Цл8£и не ЬаХлт£бр осьте то^5 царуар1та5жемчужины ^Ц^Увяи|и Щ^^^перед

T&n Xoípvn,свиней. МЛЛОГЕчтобы не

KaTQpQTnsQusinpacTnnTann aUTOUWих £Ув toTw ро°1уногях аитыУих ка\и

°Tpaf£yTEw повернувшиеся рЛ^^°1Урязорвяли

Оцад.няс»- Собаки и свиньи - уже давно знакомые нам символические животные-поглотители (ср. глагол «prjvoiy» (Aor. act. subj.) здесь с его употреблением в притчах о вине и о строящих; важно отметить и причастие «отраф£УТЕ5» (pass. Aor.) - ср. с запретом возвращения в эсхатологических главах

«ЦЛне £pl°TpEcQTvnycTb возврятится

орюУнязяп» (Мф 24:18) и притчу о смоковнице), а соль отождествляется с драгоценным камнем - жемчужиной (см. притчу о драгоценной жемчужине). Пресная соль, потерявшая / «скрывшая» свою силу, таким образом, должна «пройти» горнило инициации, чтобы стать соленой.

В Мк 9:49 очистительная сила соли сравнивается с очистительной силой огня, а Матфей располагает друг за другом две параллельные фразы: «Вы - соль земли» и «Вы -свет мира» (5:13, 14), указывая на близость соли и солнца - sal и lux в Вульгате.

В алхимической и других традициях солнце, как и соль, может иметь два аспекта: негативный («материальное») и позитивный («духовное»). «Духовное» солнце ассоциируется с «духовным» золотом, а материальное

- с низкими металлами или золотом «вульгарным». Именно поэтому Матфей (а вместе с ним и Лука 16:13) утверждает, что нельзя служить Богу и мамоне: мамона - это свет, который есть тьма, терний, а не плод семени. Чтобы обрести духовную природу, «презренный металл» должен «пройти» очищение - не только в огне, но и, подобно Ионе, в чреве рыбки, из которого заплатили собирателям дидрахм (Мф 17:27).

«Светильник тела есть око; итак, если око твое чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно». ... «povrpos л Ка1 то оыца oou OKOTEinÓy». Если око - это светильник, то тело - это перевернутый сосуд, под которым светильник находится. Напомним, что, со-

2 Ср. земной и Небесный Иерусалим Откровения в образе вавилонской блудницы/невесты-жены Агнца.

3 Вспомним искушение Христа саддукеями в Мф 22:28: у семи братьев одна жена, «итак, в воскресении, которого из семи будет

она женою?». Число семь традиционно является символом проявления. Человек, исчерпавший его («кто несет крест свой»), становится посвященным, т.е. «возвращается» к изначальному состоянию единства, поэтому Иисус отвечает: «В воскресении не женятся и не выходят замуж». Как гермафродит есть единство мужского и женского начал, так и соль в алхимии -единство «мужской» серы и «женской» ртути.

4 Древнеегипетский анх («крест с петлей/ушком») состоит из круга и тау-креста (в свастике этот круг «рисует» сам крест); ср.

Константинову хризму, нимб, мандорлу (итал. «миндалина» - ср. ветхозаветный город Луз (евр. «миндальное ядрышко»), переименованный в Вефиль («Дом Бога»).

5 Негативное воздействие «пресной» соли описано в Книге Судей 9:45: Авимелех «разрушил город (Сихем) и засеял его солью»,

чтобы сделать землю бесплодной; такой же губительной для земли силой обладает и кровь Авеля. Земля, в которой происходит превращение пресной соли в соленую, теряет способность порождать по причине своего «гермафродизма»; она становится камнем, перейдя в «стадию» Небесного Иерусалима.

гласно Платону, человек находится в «перевернутом» состоянии.

Как микрокосм есть отражение макрокосма, так же тело человека есть образ Вселенной, а его сердце - образ солнца, которое, подобно светилу небесному, может быть худым и чистым. Преображение сердца ведет к преображению тела, как хаос преображается в космос благодаря излучению света из тьмы («Да будет свет!»). Именно о таком единстве внешнего и внутреннего (на их стыке - в образе ртути и серы - образуется и соль) говорит Иисус фарисею, который «удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом».

Если глаз худ («плох») и «совращает» («акаУ8аХ1^£1») тебя, от него надо избавиться «раХ£ арО аоО» («брось от себя»): «ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено «ЬХл6Л» («было брошено») в геенну» (Мф 5:29); ср. мотив расчленения в алхимии.

В Евангелии речь идет о правом глазе и правой руке (именно на ней начертан знак зверя Откровения). В египетской же мифологии вепрь Сет вырвал лунный левый глаз Гора, чтобы спасти (открыть духовное зрение) Осириса (все три суть одно лицо); однако речь идет о ранних стадиях формирования этой мифологемы - позже лунное око было заменено на правое солнечное. При этом именно левая сторона соответствует правому полушарию, отвечающему преимущественно за пространственно-образное мыш-ление6. С другой стороны, «вырывание» глаза может и не иметь отношения к его право-или левосторонности: просто два - это уже множественность, противоречащая единству глаза «вечности», дающего духовное зрение.

Именно это Око посылает («вырывает») Атум (Ра) на поиски своих детей Шу - свет, разделяющий небо и землю, - и Тефнут, позже переосмысленную в Маат - «Порядок» -для окончательного воссоединения всех троих (дети начинают существовать только пос-

ле возвращения к отцу). Отсылка Ока и изречение Божественного Логоса - явления одного уровня, обозначающие акт творения. Выполнив задание, Око возвращается и видит на своем месте другое - более яркое (солнце). Оно сердится и начинает жечь (мотив сожжения), и тогда Бог превращает это Око в кобру (или оно само вздувается подобно кобре), обвивающую (еще один символ уз) его чело. Умиротворение Ока связывалось с завершением эпохи хаоса и установлением монархии. Так Око, в соответствии с одним из текстов, в виде змей и червей, которые оно породило, совершает переход от солнца к луне по лицу Бога, которые суть его, Ока, ипостаси. Интересно, что у старообрядцев, как сообщает Б.А. Успенский [2], есть обычай окунать два пальца в лампаду, стоящую перед иконой, и изображать маслом крест у себя на лбу - слева направо (как при миропомазании). Так, по всей видимости, и открывается «третий» глаз.

Не уточняется, какой глаз оставил Один в медовом источнике мудрости Мимира. Полифем, хозяин инициатической пещеры, имел только один глаз, «через» который и вылез в проявление Одиссей, этот «волк в овечьей шкуре» из творческой пустоты «никто». Глаз этот может располагаться и на руке - не случайно правый глаз и правая рука употребляются вместе как в контексте Евангелия, так и в контексте Откровения - ср. око милосердия на ладони бодхисатвы. Око и рука мастурбирующего Божества одинаково участвуют в акте творения. «Третий» глаз, как известно, называют глазом сердца, изображая их вместе в виде пореза на перевернутом треугольнике (также символ женских гениталий и триединства). Древнеегипетское Божество доверительно нам сообщает, что оно потерло кулаком, и сердце его перешло в рот, откуда были извергнуты Шу и Тефнут [3]. Позже в древнеегипетской мифологии рука Бога-гер-мафродита переосмысливается в его супругу.

6 Здесь же прокомментируем и другие наставления Христа из Мф 5, имеющие непосредственное отношение к пониманию притчи. Суровому наказанию подвергается человек, назвавший брата «ракб» («пустой человек») и «безумным» «Мшр£» («глупец»). Безумие и глупость встречаются в обрядах инициации, ритуалах пророчества и т.д. (ср. Ивана-дурака русских сказок) и являются показателями «нестандартного» мышления. А фразу «и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, идти с ним и два» Н.В. Гоголь, судя по всему, использовал в «Записках сумасшедшего», где Аксентий Иванович Поприщев проходит долгий путь от «смерти» к возрождению.

«Но да будет слово ваше «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого». Я. Беме говорит, что в изначальном состоянии «да и нет сольются воедино» (ср. с неприятием бинарных оппозиций в постмодернизме как показателе линейного восприятия действительности).

Список использованной литературы:

1. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. - СПб.: Азбука, 2000.

2. Успенский Б.А. Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики - слева направо? - М.: Языки славянской культуры, 2004.

3. R. T. Rundle Clark, Myth and Symbol in Ancient Egypt (London: 1978).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.