ребенка. С. Райс отмечает, что если когнитивная лингвистика претендует на психологическую реальность своих построений (схем взаимосвязи различных значений одной лексической единицы), то ученые должны согласовывать свои построения с экспериментальными данными.
Литература
1. Coventry Kenny R., Garrod S. C. Saying, Seeing, and Acting: The Psychological Semantics of Spatial Prepositions. Essays in Cognitive Psychology. [Текст] / Coventry, K. R.; Garrod, S. C. - Taylor & Francis Routledge. - 2004.
2. Lakoff George. Women, Fire and Dangerous Things: What Categories Reveal about the Mind [Текст] / Lakoff G. - Chicago: University of Chicago Press, 1987. - 614 p.
3. Rice Sally. Growth of a lexical network: Nine English prepositions in acquisition. In H. Cuyckens, René Dirven & John R. Taylor (eds.), Cognitive Approaches to Lexical Semantics. - Mount de Gruyter, 2003.
4. Tyler Andrea, Evans Vyvyan. The Semantics of English Prepositions. Spatial Scenes, Embodied Meaning and Cognition [Текст] / Tyler, A.; Evans, V. - Cambridge University Press, 2003. - 254 p.
Mythologism in the writing "Forest spirits" of G. Gilmanov Ziatdinova D. (Russian Federation) Мифологизм в произведении Г. Гильманова «Лесные духи» Зиатдинова Д. И. (Российская Федерация)
Зиатдинова Дина Ильсуровна / Ziatdinova Dina - студент, отделение татарской филологии и культуры им. Г. Тукая, Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань
Аннотация: в данной работе анализируется мифологический пласт произведения выдающегося писателя Г.Гильманова «Лесные духи». В ходе работы выявляются отдельные стороны и этапы испытания героя, которые ему необходимо пройти, что дойти до этапа обрядов включения. Данное мифологическое исследование произведения позволяет читателю попасть в тот мир, где побывал сам герой и пройти все испытания вместе с ним. На примере Халима читатель становится более опытным, что позволит ему реализоваться нужным и достойным человеком в повседневном мире. Abstract: this paper analyzes the mythological layer of eminent writer G.Gilmanova "Forest spirits". The work identifies individual aspects and stages of testing of the heroy, that he needs to go through that to reach the stage of inclusion practices. This mythological research works allow the reader to get into the world, where he had been the hero and pass all the tests with him. On the example Halim reader becomes more experienced, allowing him to realize important and worthy man in the everyday world.
Ключевые слова: мифологизм, пласт, сакральный мир, профанный мир, Хаос, Космос. Keywords: mythologism, plast, sacral world, profane world, Chaos, Cosmos.
В процессе интерпретации проблемы литературного мифологизма в структуре художественного произведения важное значение приобретает внешняя форма организации текста, а именно такие элементы, как хронотоп, система образов, художественные детали. Для того чтобы определить как пространственная организация художественного произведения соотносится с мифологическим пластом повествования, необходимо определить принципы общего построения мифологического пространства. Ю.М. Лотман характеризует мифологическое пространство следующим образом: «... Оно представляется не в виде признакового континуума, а как совокупность отдельных объектов, носящих собственные имена [1, с. 55]. В промежутках между ними пространство как бы прерывается, не имея такого основополагающего признака, как непрерывность. Ярким примером такого явления является произведение Г.Гильманова «Лесные духи». Данное произведение является одним из самых ярких новшеств современной татарской литературы. Будучи созданным в 2001 году произведение стало претендентом нового течения 20 столетия [1, с. 64]. Особенно в 20 столетии стало очень популярным использование мифологии в произведениях параллельно с реалистическим пластом. Появились новые произведения, которые не входили за границы романтизма и реализма. Такие новшества в татарской литературе стали называться авангардным течением или модернизмом. Особенно были интересны произведения, которые содержали в себе два пласта. В первом пласте
повествуется жизнь Халима в деревне (деревня), во втором пласте - жизнь Халима в лесу (лес). Противоречие строится во взаимоотношениях сакрального и профанного бинара оппозиций. В качестве сакрального мира в романе выступает деревня Кампарле, в качестве потустороннего - лес, где происходит гибель героя. Деревня в начале повествования предстает как организованное пространство, воспринимаемое Халимом в качестве сакрального центра мира. Но в конце произведения происходит обмен мирами, где лес - Космос, деревня - Хаос.
В данном произведении реальность переплетается с мифологизмом. Идея произведения раскрывается на противоречии Космоса и Хаоса, добра и зла. Халим проходит жизненно важное испытание в своей жизни. Он попадает в мир иной. Где его ждет совсем другая жизнь, отличающаяся от прежней его жизни в деревне. Как каждый человек, Халим допускает ошибки, и делает не очень хорошие деяния, за которые потом должен будет отвечать. В основном описывается романный путь Халима, где наблюдается присутствие мифологизма. При сопоставлении романного пути героя с моделью инициации мифологического героя вырисовывается определенная схема, этапы которой могут быть представлены следующим образом: обряды отделения (зов к приключению), промежуточный период (преодоление испытаний) и обряды включения [2, с. 76]. Халим проходит все эти три этапа и реализуется самым настоящим человеком с ценными качествами. После прохождения этих этапов в его жизни он понимает, что для того чтобы преодолеть все трудности, нужно быть способным любить и открыть свое сердце для такого чуткого и нежного чувства. В конце романа герой искал приключение, он спал под деревом, что нельзя было делать в это время. Сон - это временное предсмертельное состояние человека, во время которого он бессилен, его душа уходит в небо, а тело не может сопротивляться злым духам. Именно в этот момент он встретился с лесными духами. А эти существа воспользовались его состоянием и забрали его в свой потусторонний мир, где обитают злые духи. Халим побеждает их, потому что он влюбляются в местную красивицу - Майю. Он возвращается в деревню. Но со временем он снова идет в лес и попадает под чары этого сакрального мира. Халим снова допустил ошибку. Он не предупредил свою мать, за это он расплачивается, попадая в лес к лесным духам [2, с. 86]. Мать - самый родной и светлый человек. Ее нельзя обижать, а Халим потревожил ее, за что он должен пройти испытание. И вот он попадает в лес, переходит в обряд отделения, оттуда в промежуточный период, а оттуда в обряды включения. Все эти этапы повторяются четыре раза, Халим заходит в лес 4 раза и 4 раза проходит испытание за свои грехи. В конце произведения лес исчезает, потому герой романа в нем больше не нуждается. Он реализуется хорошим, добрым, терпеливым и взрослым человеком. Теперь он уже знает, как нужно правильно поступать в нужных ситуациях, он умеет любить и дорожить родными людьми. Любовь возвращает его к настоящей жизни.
Каждый человек в этой жизни стоит перед выбором. Он либо выбирает путь, где он будет делать только благие дела, либо выбирает путь, где будет делать только плохие поступки. У каждого человека свой выбор. И в произведении Г.Гильманова «Лесные духи» главный герой - Халим стоял перед выбором и выбрал второй путь, за что потом он прошел жизненное испытание. Самое главное то, что он смог вернуться к самому себе, осознать свои поступки и начал понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Итак, таким образом, были проанализированы этапы ход действий главного героя со стороны мифологического пласта, что позволило выявить особенность отражения мифологизма в произведении.
Литература
1. Давлетшина Л. Х. Мифологизм в татарской прозе конца XX - начала XXI вв. - Казань: РИЦ
«Школа», 2006. - 140 с.
2. Захидуллина Д. Х. Яца дулкында (1980-2000 еллар татар прозасында традициялэр hэм яцачалык). -
Казан: Мэгариф, 2006. - 255 с.