Научная статья на тему 'Мифологизм и фольклоризм в художественной культуре Кабардино-Балкарии'

Мифологизм и фольклоризм в художественной культуре Кабардино-Балкарии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
492
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МИФОЛОГИЗМ / ФОЛЬКЛОРИЗМ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ / CULTURE / MYTHOLOGISM / FOLKLORIZM / IDENTITY / KABARDINO-BALKARIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Базиева Гульфия Джамаловна

Статья посвящена проблемам развития национальной культуры, в частности, анализируется влияние мифологии и фольклора на развитие современной литературы, театра, музыки и изобразительного искусства Кабардино-Балкарии. По мнению автора, современная художественная культура использует мифологические и фольклорные символы как коды этнической самоидентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mythologism and folklorizm in the art culture of Kabardino-Balkaria

The article is devoted to the problems of development of national culture, in particular, the influence of mythology and folklore on the development of the modern literature, theatre, music and fine arts of Kabardino-Balkaria is analyzed. According to the author, the modern art culture uses mythological and folklore symbols as codes of ethnic self-identification.

Текст научной работы на тему «Мифологизм и фольклоризм в художественной культуре Кабардино-Балкарии»

ведников: доклад Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. М., 2005. С. 4.

4. Кулемзин А.М. О принципах сохранения и возрождения историко-культурного наследия // Земля тюменская: ежегодник Тюменского областного краеведческого музея. Тюмень, 2004. Вып. 17. С. 31.

Поступила в редакцию 15.04.2009 г.

Vorobyova T.V. Specificity of preservation folk-lore legacy in industrially developed region. In the article the questions of preservation of traditional culture in an industrial region are considered. Culturological reasons of change of social status of folk-lore legacy in the period of the middle of the XIX - the beginning of the XXI century are determined. Methods, techniques and basic directions aimed on preservation and regeneration of the cultural heritage (ceremonial and musical folk-lore) in the industrially developed region.

Key words: Kuzbass; folk-lore heritage; cultural activity.

УДК 930.85 (471. 64)

МИФОЛОГИЗМ И ФОЛЬКЛОРИЗМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

© Г.Д. Базиева

Статья посвящена проблемам развития национальной культуры, в частности, анализируется влияние мифологии и фольклора на развитие современной литературы, театра, музыки и изобразительного искусства Кабардино-Балкарии. По мнению автора, современная художественная культура использует мифологические и фольклорные символы как коды этнической самоидентификации.

Ключевые слова: культура; мифологизм; фольклоризм; идентификация; Кабардино-Балкария.

Можно спорить о правомерности термина «этнический ренессанс», введенного венгерскими политологами И. Сокаи и Ч. Та-байди [1] при исследовании процессов развития культуры в тогда еще социалистических странах, но бесспорен тот факт, что политические катаклизмы стимулировали развитие национальной художественной культуры. На волне этого подъема основной темой национальной литературы и искусства становится обращение к историческому прошлому, и как следствие - мифологизация искусства, взрыв «неофольклоризма». Эти явления не являются новыми в истории развития художественной культуры, но на различных этапах они выполняют особые социальные и эстетические функции, будучи погруженными в иной социально-культурный контекст. Полифонизм как важная отличительная особенность мифологемы позволяет видоизменяться в условиях различных эстетических контекстов. В современный период эпическое мифологизирование начинает уступать место индивидуальному, выступая не столько как средство создания глобальной «модели», сколько в качестве приема, позволяющего акцентировать определенные ситуации и

коллизии прямыми или контрастными параллелями из мифологии.

Теоретические аспекты мифологии и фольклора исследованы достаточно подробно как в отечественной (А.Ф. Лосев, Е.М. Меле-тинский, В.Я. Пропп, А.А. Потебня, В.В. Ев-сюков, Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров), так и зарубежной науке (Р. Барт, Э. Кассирер, М. Элиаде, К. Юнг и др.). Существует несколько направлений и теорий мифологии (конструктивная, натуралистическая, анимистическая, символическая и др.), но все данные теории сходятся в одном - в признании «жизнестойкости» мифологии и ее непосредственном или опосредованном влиянии на современные художественные процессы.

В современный период, обращаясь к мифу, а также к конкретным историческим событиям, художественная культура восстанавливает духовную связь между поколениями, используя мифологические и фольклорные символы как коды этнической самоидентификации. Острота и общезначимость многих проблем, впервые поставленных мифологическим сознанием, глубина нравственных прозрений в ряду важных вопросов человеческого бытия делают мифологию не

просто культурным наследием далекого прошлого, а живой непрерывающейся традицией, переходящей из поколения в поколение. «Мифологизм стал элементом «структурирования повествования» [2], - пишет Е.М. Ме-летинский.

Для так называемых «младописьменных» литератур мифология - не только историческая память, но и выражение сложившихся в древности идейно-эстетических и философских воззрений. Многие произведения национальной литературы стоят на грани эпоса и профессиональной литературы, неразрывно связанной с фольклорной традицией, со всем предшествующим эстетическим опытом народа. Изучение исторического, эпического и эстетического опыта можно назвать характерной чертой творчества таких поэтов и писателей Кабардино-Балкарии, как А.П. Кешоков, К.Ш. Кулиев, З.Х. Толгуров, С.Х. Мафедзев, А.М. Теппеев, С.Х. Бабаев, Б.Г. Кагермазов, Б.Б. Мазихов, Э. Гуртуев и др.

В основе многих произведений национальной литературы - фольклорная, песенномифологическая модель бытия, с его органической цельностью, внутренней глубинной связью человека и природы. Тысячелетиями народ творил символы, из поколения в поколение передавая опыт своего познания мира, утверждая его целостность и гармонию. Так, балкарский поэт М.Х. Мокаев в фольклоре видит отражение эстетических и этических представлений народа, сконцентрированный духовно-практический опыт поколений. Фольклор для поэта - не только предания старины, но и речь стариков, помнящих многое из того, что сегодня позабыто. В неторопливых беседах старцев «тихих, как молитва» оживают древние предания об «Апсаты -косматом боге животных», о нартах, греющихся перед огнем. Поэт сравнивает стариков с нартами: они принимают смерть так же героически, «испив и скорбь и радость до конца».

«Древних сказок голубые крылья» (З.М. Тхагазитов) способствуют обогащению человека, помогают ему постичь собственное место в бесконечной исторической цепи человеческих судеб. Воссоздание психологии и сознания народа от патриархальных форм к современным во многом определяет образный строй национальной литературы. В ее структуре большое место занимают бытовые,

этнографические детали, несущие идейнохудожественную функцию в передаче колорита национальной жизни в ее специфических проявлениях. «Этнографизм» современной лирики проявляется в своеобразном использовании форм народной поэзии, в отражении многообразных семейно-бытовых и общественных связей.

Например, в поэме «Насынгуэш» (добрый дух, вознаграждающий того, кто начинает трудиться до восхода солнца) Л.М. Губжоков, описывая различные кабардинские поверья и обряды, прикасается к культуре предков, стремясь словом, которое «древней зерна», «утолять людскую боль, раны ближних заживлять» [3]. В стихотворении «Гоппан» С.С. Гуртуев воспевает деревянную чашу, по преданию обладающую волшебными свойствами. «Гоппан с айранной чашкой набекрень» стал не только вечным спутником ча-бана-балкарца, но чашей дружбы, сближающей родной народ с дружелюбными «инородцами» [4].

В художественном эссе «Книга отца» балкарский писатель С.Х. Бабаев, обратив читателя к поэтическому миру своего детства, к мудрому роднику, каким стали для него слова отца, находит пути к более яркому воплощению идеи человечности и духовности. Слова, произнесенные отцом, становятся «семечками яблок», посаженными в «благодарную почву», и пробиваются «ростками в душе», образуя «лицо мира, который вокруг нас» [5].

Особую одухотворенность произведению придают эпитеты и сравнения, напрямую связанные с фольклорной традицией (тетрадь «желтая, как листья чинары», туман - «стадо усталых серых волов», тоска - «серебристая рыба»). Эти художественные средства служат более поэтическому самораскрытию национального характера. Притчевая форма произведения с вкраплением фольклорных сюжетов (легенда о козопасе, легенда о Голубых озерах) обнажает философско-этическое осмысление жизненных проблем.

Что касается драматургии, то особой популярностью пользуется жанр фольклорноисторической пьесы (Ж.З.Токумаев «Эмина», Б.К. Утижев «Дамалей», А.М. Теппеев «Тяжкий путь», «Артутай», Б.А. Берберов «Крик камня» и др.). Пьесы на данную тематику

входят в «золотой» фонд театрального искусства КБР.

Анализ современного театрального процесса показывает, что сила народной художественной традиции проявляется не только в плане решения локальных проблем сценического мастерства, но и в формировании этических и эстетических критериев. Лучшие национальные актеры постигали и постигают современный материал фольклорным видением, наполняя его эпической широтой. Обогащение народных традиций в спектакле происходит по-разному. Но зачастую фольклорные мотивы органично растворяются в правдивой картине народного быта. Воссоздание на сцене единого поэтического образа народа стало главной темой спектакля «Да-малей» по пьесе Б.К. Утижева (реж. К. Хаче-гогу). В центре повествования судьба подлинно существовавших героев: Дамалея -предводителя абреков, пострадавшего от князей Кабарды, и Жабаги Казаноко - общественного деятеля, известного автора крылатых выражений. Обращаясь к героическому прошлому предков, драматург утверждает мысль об органической связи современного человека с историей и судьбой родного народа.

В спектакле Балкарского драматического театра по пьесе Ж.З. Токумаева «Эмина» глубокая поэтическая история любви дана на фоне жестокой и страшной реальности быта прошлого. Жанровость картин, характерность образов не помешала режиссеру М.М. Атмурзаеву воссоздать мощь и масштаб народной драмы. В пьесе утверждаются идеи о неразрывной связи человека с землей, с родным народом, ведь иначе людей может постичь страшная болезнь - беспамятство -«эмина». Монументальность темы в спектакле создавалась не внешними парадными приемами, а особым вниманием к внутреннему миру человека, исследованием развития характера под влиянием происходящих событий. В пьесе Ж.З. Токумаева три изобразительных плана: настоящая эпидемия чумы, с которой идет борьба, на историческом уровне - символ борьбы народа за выживание, на метафизическом - символ спасения от беспамятства. Драматизм не только пронизывает описываемое автором время, но и помогает в решении одной из важнейших задач современного художественного процесса -

восстановлению этнокультурного образа народа.

Очевидно, что центр тяжести в современных художественных исканиях лежит в способе режиссерского прочтения той или иной пьесы. В постановках Л. Эркенова, Б. Кулиева, Р. Фирова, В. Теплякова, Ю. Бал-карова и др. вскрываются глубинные идеи, смысл и суть той или иной пьесы, чувствуется авторский взгляд на мир. Стремление к тонкой и многогранной разработке психологической структуры образа требует применения новых способов сценического воплощения, новой стилистики спектаклей, а также более активного использования фольклорного материала, изучения традиций народного исполнительского искусства.

Касаясь взаимодействия фольклора с профессиональной музыкой, следует отметить существенную модификацию форм. Если ранее в русле романтических тенденций, мелодической насыщенности музыкального материала наиболее распространенной формой было цитирование, то в настоящее время наблюдается тенденция применения отдельных народных интонаций, мелодических, гармонических оборотов, ритмических формул без включения непосредственного цитирования. Тенденция абстрагированного, опосредованного использования фольклора закономерно вытекает из современного уровня сложной композиторской техники. Таким образом, проявляется выработка определенных моделей использования фольклора, присущих конкретной стадии художественного развития и отражающих общие стилистические закономерности своего времени [6].

В настоящее время композиторы республики (Дж. Хаупа, А. Казанов, А. Рахаев и др.) ставят все более сложные задачи в творчестве, по-новому подходят к решению острых проблем, одной из которых является отношение к традициям национального наследия и их претворение в современном искусстве. В национальной музыке фольклор существует как полнокровный художественный организм, входящий как активно действующий компонент в музыкальное сознание, кроме того, он является стимулом для композиторской фантазии и воображения. Многообразие форм использования фольклора, его творческое «переинтонирование», бережное отношение к первоисточникам, освоение глубин-

ных, архаичных пластов, постоянный художественный поиск во избежание стереотипных повторов - условия плодотворного развития национальной музыки.

Современность требует более смелого обращения с фольклором, более органичного сочетания национальных традиций с достижениями мировой культуры. Ведь только при таком органичном сочетании возможно создание искусства подлинно национального и современного, способствующего духовнонравственному прогрессу общества, в котором искусство участвует самым непосредственным образом.

В развитии изобразительного искусства республики можно выделить две основные тенденции: первая связана с обращением к традиционному сюжету, тяготением к определенности тем и мотивов, другая - с ассоциативностью мышления, ритуализацией и мифологизацией искусства. Примером могут служить полотна И. Х. Джанкишиева, Р.Н. Цримова, А.Х. Маргушева, А.К. Джава-дова, М. М. Горлова, Л. И. Ахматова, М.М. Аксирова, Х.А. Теппеева, Р.М. Шамее-ва, Ю.А. Чеченова, которые помимо художественной, обладают и этнографической ценностью. В них запечатлены образы и детали, характеризующие историю народа на протяжении веков.

Несмотря на очевидную непохожесть, яркие различия индивидуальной манеры, стилевых поисков, творческих концепций художников-традиционалистов объединяет устойчивый интерес к определенному, четко выраженному национально-этническому образу. В одних случаях этот акцент усиливается определенными бытовыми аксессуарами, изображением характерной обстановки быта, костюма или окружающей природы, в других - почти полная нейтральность предметного мира, костюма, бытового или природного окружения в выявлении национального начала оттеняет ту особенно активную роль, которую приобретает национальноэтнический образ. Характерная для национальных традиций народного быта предметная среда во многих случаях позволяет художникам выявить национальный «колорит», особенности действительности, трудовой жизни народа.

Ранее художники республики мало обращались к фольклору в прямом значении

формы народного творчества. Объясняется это тем, что в прошлом не было примеров прямого изобразительного иллюстрирования конкретных сюжетов, мотивов, легенд, сказаний. Устное творчество развивало свободное, индивидуальное видение образов, а пронизывающие эпос предания космогонических представлений о мире, тождественное в них понимание духовных и физических сил природы обращают прежде всего к поэтическим метафорам, сравнениям, символам добрых и злых начал. Сегодня поэтика мифа в искусстве Кабардино-Балкарии приобретает конкретные очертания, набирает силу. Это заметно по творчеству разных по психологическим устремлениям художников, которые не только иллюстрируют какую-то страницу фольклора, но и решают философские, нравственные, культурно-исторические проблемы.

Условность, символическая абстрактность свойственны творчеству балкарской художницы Х.Х. Атабиевой. Эти черты являлись одними из основных формообразующих принципов народного искусства, что подтверждают и образцы пластики, наскальных рисунков, обнаруженные на территории Кабардино-Балкарии. В картинах «Чегемские водопады», «Ночь» струящиеся линии рождают ощущение быстротечности мгновений, из которых и состоит жизнь. Композиции замедлены, зафиксированы, но это не остановленные мгновения, а желание дать сгусток информации об объекте, концентрацию чувства, мысли, опыта, перевести его таким образом в символический статус.

Удивительной красочностью отличается творчество В. Л. Захохова. В иллюстрациях к «Нартам» и «Кабардинским народным сказкам» художник отражает борьбу контрастов, противоположностей - света и тьмы, добра и зла. Открывая через фольклор духовную реальность художник осознает свою национальную принадлежность, самобытность через обращение к пластам народного творчества. В его полотнах «Горянка», «Фантазия» и др. отражен своеобразный мир адыгской культуры. Чрезвычайно выразительный национальный тип женских образов в картинах «Медленный танец», «Горянка» проявляется и в точно переданной плавности движений, и в гордой посадке головы, и в других активных средствах, создающих национальную окраску образа.

Стремление увидеть в самой жизни народа исконные духовные ценности характерно для творчества З. Бгажнокова, В. Абаева, Х. А. Теппеева, В. Курданова и др. Иногда такую живопись называют «знаковой» или «мифологизирующей» - в центре ее осмысление традиций прошлого в настоящем. Это касается не столько узкого понятия мифологии народного творчества, сколько свойств художественного мышления, преобразующего в миф простые мотивы бытия для более глубокого постижения духовного наследия.

Подчеркивая особенное влияние мифологии и фольклора на современные художественные процессы следует отметить, что для современной художественной культуры гораздо менее интересен мифологический сюжет и мифологический герой, нежели изначальный архаический миф как особое мироощущение, мировидение и миротворчество древнейшего человека. В работе над языком своих произведений современный художник сознательно или бессознательно, использует определенные навыки, приемы и символы мифомышления (в т. ч. его пространственный характер, его органичную «духовность», его архетипы).

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее яркие явления в современной художественной культуре Кабардино-

Балкарии непосредственно или опосредованно связаны с мифопоэтическим сознанием. Очевидно, что миф как феномен культуры может быть понят только через изучение непосредственных связей с законами строения и развития общества, а также в контексте его влияния на последующее развитие литературы и искусства. Удивительная «жизнестойкость» мифа, его проявление в различных областях в разные исторические периоды -от явного доминирования в традиционных обществах и до латентного, неосознанного «бессознательного» в обществах «исторических» (М. Элиаде) - убеждает в том, что миф «не разрушает универсальность культуры, а, напротив, воспроизводит ее» [7]. Древние

мифологемы присутствуют во многих произведениях либо кристаллизованными в конкретных художественных образах, либо же растворенными в художественно-эстетических системах. Мифология и фольклор с их стихийной, органично присущей диалектикой, помогает воспринимать прошлое и настоящее в постоянном движении, в многообразии живых связей социального и природного. Не случайно в современный период предпринимаются попытки восстановления и обогащения эпоса и фольклора, с сопровождением авторитетных исторических пояснений, аналитическим материалом. Все более осознается необходимость изучения народного творчества как исторического источника и использования его не только для истории, археологии, этнографии, но и художественной культуры.

1. Холопов Б., Табайди Ч., Этнический ренессанс... Правомерен ли термин? // Дружба народов. 1989. № 2. С. 179.

2. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. С. 296.

3. Губжоков Л.М. Эхо Эльбруса. М., 1986. С. 46.

4. Гуртуев С.С. Шесть писем совести. М., 1990. С. 18.

5. Бабаев С.Х. Книга отца // Литературная Кабардино-Балкария. 2001. № 3. С. 71-72.

6. Межнациональные связи в советской музыкальной культуре. Л., 1987. С. 29-31.

7. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

Поступила в редакцию 14.04.2009 г.

Bazieva G.D. Mythologism and folklorizm in the art culture of Kabardino-Balkaria. The article is devoted to the problems of development of national culture, in particular, the influence of mythology and folklore on the development of the modern literature, theatre, music and fine arts of Kabardino-Balkaria is analyzed. According to the author, the modern art culture uses mythological and folklore symbols as codes of ethnic self-identification.

Key words: culture; mythologism; folklorizm; identity; Kabardino-Balkaria.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.