Научная статья на тему 'Мифологизация культуры: стратегии и тактики пространственных решений'

Мифологизация культуры: стратегии и тактики пространственных решений Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
454
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МИФОЛОГИЗАЦИЯ / ЧЕЛОВЕК / ОБЩЕСТВО / СОЦИУМ / ПСИХОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Огурчиков П. К.

современная культура нуждается в новом инструментарии, соответствующем ее особенностям. Статья Огурчикова П.К. открывает новый взгляд на современную культуру, ее своеобразие и законы функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мифологизация культуры: стратегии и тактики пространственных решений»

УДК 008 ОГУРЧИКОВ П. К.

МИФОЛОГИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ: СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

Павел Константинович Огурчиков, доктор культурологии, профессор ВГИК.

Аннотация: современная культура нуждается в новом инструментарии,

соответствующем ее особенностям. Статья Огурчикова П.К. открывает новый взгляд на современную культуру, ее своеобразие и законы функционирования.

Ключевые слова: культура, мифологизация, человек, общество, социум,

психология, философия.

Современная культура диктует необходимость открытия новых способов и форм ее исследования. В данной связи, на наш взгляд, уместно говорить о новой мифологии современной культуры. Размышляя о данном понятии применительно к философии культуры, следовало бы подчеркнуть заведомое искажение действительности, манипулирование, разрушающее психику потенциальных зрителей продукции экранной культуры. Причем, разрушение не обязательно является неким социальным заказом, оно, в свою, очередь, обусловлено рядом социальных и психологических факторов, в том числе, своеобразием личности автора фильма. Данный процесс особенно заметен при вторичной мифологизации, то есть, экранизации произведений литературы.

Безусловно, мифы помогают регулировать внутреннюю и внешнюю реальность индивида, соединяют в себе, таким образом, индивидуальное и коллективное. Причем, мифы в экранной культуре способны стать не повествованием, а прожитой реальностью, поэтому сфера бытования новой мифологии - не текст, не экран, а драматическая актуализация в жизни человека.

Как мы помним, примитивным сознанием миф воспринимается как реальность, лишенная символических абстракций, но, в отличие от современного сознания, в закодированной форме содержащей в себе веру. В примитивной культуре миф выполняет незаменимую функцию: он выражает, укрепляет и кодифицирует веру; он оправдывает и проводит к жизни моральные принципы; он содержит практические, психологические правила, направляющие человека1.

На наш взгляд, важным является и социологический подход к исследованию новой мифологии экранной культуры. Известно, что общество развивается по собственным законам и являет собой надиндивидуальную реальность. Человек, существующий по законам социума, объединяет в себе два начала: индивидуальное и социальное, которое определяет индивидуальные и коллективные представления, в том числе, архетипы. Базовым в этом контексте исследования являются работы Э. Дюркгейма.

В книге «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» исследователь писал о том, что мифологические представления являются отражением социальной реальности. Таким образом, мифологию он относил к коллективному, сакральному, а индивидуальное - к личностному, «профанному». Мифология, по его мнению, стала своеобразным отражением и конструированием родовой организации.

Стоит остановиться также и на возможном символическом подходе к исследованию мифа. Мы выделяем данный подход с некоторой долей условности, его представи-

тели - У. Урбан, С. Лангер, Э. Каунт, Э. Кассирер. Последний «отнес» миф к сложным символическим формам, существующим наряду с наукой и языком. Символ понимался, по

Э. Кассиреру, как своеобразный синтез чувственного восприятия, а миф - как некий универсум, способный самостоятельно конструировать действительность. В этом смысле можно сказать, что функцией мифа становится установление сопричастности человека с природой и обществом.

С. Лангер отводила символам универсальную роль в духовной культуре человечества, а миф рассматривался ею непосредственно в контексте «символотворчества», которое, опять-таки, наделяется автором дополнительным смыслом: становится средством спасения культуры. У. Урбан и Э. Каунт признавали особое своеобразие мифа в ряду других символических форм, не сводили его к отражению природных и социальных явлений, подчеркивая его креативную сторону, с помощью которой конструировалась индивидуальная картина мира.

Как мы уже отмечали, экранная культура в контексте новой мифологии практически не исследована, что позволяет подчеркнуть важность описанных выше подходов. Их компиляция позволяет увидеть в новой системе координат многое из того, что обычно оставляют «за кадром» авторы современных популярных книг, посвященных современным экранным полотнам.

Рассматривая современную экранную культуру, необходимо остановиться и на том, каковы существуют сегодня современные теории мифа. Мы, подразумевая под этим исследования, предлагающие не только теоретическую концепцию, «нанизывающую» века на основной стержень своих предположений, но и анализ процессов, которые происходят в современном нам обществе: с 1980-х гг. до 2005 г.

В рамках нашего исследования важной представляется нам теория канадского ученого М. Маклюэна, который рассматривает мифологию в контексте «мировых волн коммуникации». По его мнению, массовые коммуникации играют огромную роль в формировании общественного мнения, мифологизируя массовое сознание. Таким образом, миф в современном постиндустриальном обществе выступает в качестве продукта массового производства, становится, своего рода, принципом организации массового сознания и управления им.

Предметом научного анализа М. Маклюэна явились, в том числе, продуцируемые обществом социальные, политические, художественные мифы, которые оказывали огромное влияние на социальную жизнь. Культуролога, в основном, интересовали механизмы, с помощью которых новые мифы превращались в способ социальной мобилизации и манипуляции сознанием масс. М.Маклюэн неоднократно подчеркивал существующую потребность современной культуры в продуцировании мифов с целью «обуздания» энергии массового потребителя.

Таким образом, по мнению М. Маклюэна миф становится ложной мобилизирую-щей системой, которая искусственно «вписывает» массы в социальную реальность, создавая, при этом, у массового потребителя современной экранной продукции иллюзии комфорта и истинности: экран воздействует на культурно-информационное пространство практически каждого человека, мифологизируя его. Мы считаем необходимым отметить, что в данном случае, у М. Маклюэна под «мифологизацией» понимается заведомое искажение реальности, превращение массового потребителя в объект политических и идеологических манипуляций.

Массовая коммуникация активно вторгается в сознание и подсознание людей, изменяя облик современной культуры. Вторжение это происходит следующим образом: вначале интенсивно расширяются границы виртуального мира, что ведет к интенсификации социальных изменений. Затем с помощью манипуляций «насаждаются» модели поведения и отношений, ведущие к утверждению этических стандартов восприятия2. Впоследствии увеличивается объем информации и степень ее психологического воздействия на людей.

В психологии существует теория А. Бадура и У. Мишела, согласно которой социально-когнитивная модель личности «стремится подражать» социуму. Шаблоны поведения становятся незыблемыми образцами для подражания именно потому, что у большинства людей существует потребность в следовании определенным моделям поведения.

Следствием теории А. Бадура и У. Мишела стал вывод о том, что формирование агрессии происходит не из-за индивидуального, негативного опыта, а по причине подражания образцам поведения. Иными словами, общество предлагает в качестве моделей поведения именно агрессивные, а кино способствуют утверждению новой культуры - агрессивной культуры без идеалов.

С другой стороны, существует потенциальная позитивная сторона мифологии, которая могла бы «выровнять» социальные искажения: именно мифология способна формировать позитивное мышление человека, разрушая агрессивные социальные модели для подражания. Мифология наделяется способностью созидания культуры, что, в свою очередь, становится главным ресурсом позитивной модернизации общества. Иного пути реабилитировать вечные ценности, по мнению психологов А. Бадура и У. Мишела, нет. Сходство мировых мифологий свидетельствует именно о некоем единстве системы ценностей, существующей во все времена и у большинства народов, а архетипическое повторение комплекса архетипических проблем становится потенциальным способом их решения для современного человека.

Рассматривая вопрос о подходах к исследованию новой мифологии экранной культуры, необходимо отметить фундаментальное исследование мифологии и мифотворчества А. Наговицына «Древние цивилизации: общая теория мифа». Согласно его мнению, мифологическое мышление - древнейшая форма познания мира, космоса, общества и человека. Таким образом, миф по необходимости возник из потребности индивида, его семьи, рода и социума в целом, в осознании сущности человека и передачи единства природной и социальной стихии через различные символические системы.

Следуя данной логике, можно выделить следующие черты новой мифологии, порождаемой экранной культурой:

1. Регулярно потребляя экранную продукцию, человек чувствует внутреннюю потребность слиться с окружающим миром, в том числе, с социумом; при этом, он ощущает связь между однотипными явлениями в социуме, природе и обществе разрушенной.

2. Авторитаризм общества не переносится в его сознании на авторитаризм природы.

3. Мифологическое мышление, порожденное экранной культурой, руководствуется не индивидуальной волей, а ежедневной практической деятельностью и ее результатами.

4. Происходит массовая ориентация на потребление, в том числе, и произведений культуры.

2

5. Идет процесс подавления личной воли каждого, кто постоянно «подключает» свое сознание к экрану, личные мотивы и желания заменяются ориентацией на социальные и культурные модели, стереотипы, образцы3.

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.