Научная статья на тему 'Мифология как качество современной культуры'

Мифология как качество современной культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1654
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МИФОЛОГИЯ / ЧЕЛОВЕК / ОБЩЕСТВО / СОЦИУМ / ПСИХОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Огурчиков П. К.

современная культура нуждается в новом инструментарии, соответствующем ее особенностям. Статья Огурчикова П.К. открывает новый взгляд на современную культуру, ее своеобразие и законы функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мифология как качество современной культуры»

УДК 008 ОГУРЧИКОВ П. К. МИФОЛОГИЯ КАК КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Павел Константинович Огурчиков, доктор доктор культурологии, профессор ВГИК Аннотация: современная культура нуждается в новом инструментарии,

соответствующем ее особенностям. Статья Огурчикова П.К. открывает новый взгляд на современную культуру, ее своеобразие и законы функционирования.

Ключевые слова: культура, мифология, человек, общество, социум, психология, философия.

Применительно к особенностям современной культуры, рассмотрим отличия новой мифологии, порождаемой современной культурой, от традиционной. В отличие от новой мифологии, традиционной были присущи такие черты, как:

1. Природа, социум и человек слитны в единое целое.

2. В мифе все конкретно, персонифицировано, одушевлено, но, при этом, символично.

3. Авторитаризм общества перенесен на авторитаризм природы.

4. В мифологическом мировоззрении постоянна связь между однотипными явлениями в социуме, природе и обществе.

5. Согласно мифологическому мировоззрению, индивид способен подняться до уровня бога, поэтому подвиги и поступки богов можно считать практическим руководством к действию для каждого человека.

6. Эвгемеристичность: происхождение богов объясняется прижизненным обожествлением знаменитых или наделенных властью людей, либо героев культуры. Последняя черта отчасти свойственна современности: возведение в ранг святых

выдающихся личностей. Необходимо отметить, что при углубленном анализе христианских традиций и мифологического язычества можно обнаружить их переплетение по нескольким позициям. Подробное исследование данного вопроса не входит непосредственно в круг наших интересов, но представляется важным для рассмотрения свойственных современной культуре черт мифологического мышления.

Существенным признаком, отличающим мифологическое мышление от религиозного является незыблемость картины мира, свойственная религиозному типу. Постоянная изменчивость картины мира, «населенность» ее символическими образами со свойственными им метаморфозами свойственна именно мифологическому типу мышления1. В этом смысле можно сказать, что современная мифология, порождаемая экранной культурой менее религиозна, ее мифологизм приобретает черты постмодернизма.

Необходимо также отметить такой признак мифологического мышления, как наднациональный характер, некую единую систему кодирования, характерную для разных культур и народов, о чем свидетельствуют многочисленные «бродячие» сюжеты и образы, путешествующие по разным эпохам и культурам. Определяя, в отличие от религиозного, мифологическое мышление как более тонкое, стоит подчеркнуть универсальность и первичность последнего.

1 Ромах О.В., Лапина Т.С. Антропологические представления о человеке как творца и производного культуры. Аналитика культурологии, 2010, № 1

Было бы неверным обобщением делать вывод о том, что современное сознание -целиком и полностью мифологично, что и является почвой для его мифологизации экранной культурой, но ряд существенных признаков мифологического мышления является, безусловно, типичным для современного человека. Если принять за основу три основных типах мышления: мифологическое, религиозное и научное, логически придется признать, что в чистом виде каждый из этих типов в современной культуре встречается крайне редко. Таким образом, речь может идти лишь о преобладании того или иного типа мышления.

Описывая существующие подходы к исследованию мифов, невозможно не рассмотреть мифы в философии постмодерна. Это важно для нас, во-первых, потому что эпоха постмодерна все еще продолжает оказывать существенное влияние на экранную культуру, во-вторых, порожденная постмодернизмом мифология активно воздействует с экранов на сознание людей. Согласно мысли Ж. Бодрийара, суть любого мифологического предмета - символизировать собой таинство включения ценностного, вселенского смысла в замкнутый круг конкретного, завершенного времени. Переживание такого состояние напоминает человеку о детстве, о таящейся глубоко в подсознании «воспоминании» собственного пренатального существования, а возможно, погружает его на большие глубины - коллективного бессознательного2. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен позже, здесь же мы считаем необходимым подчеркнуть: постмодернизм стал фундаментом, во многом, обусловившим и определившим новую мифологию экранной культуры.

В целях исследования функций новой мифологии в современной экранной культуре необходимо рассмотреть непосредственно функциональные этапы мифов в истории культуры. Наиболее полно этот вопрос освещен Л. Н. Воеводиной. Ею были отмечены следующие основные функции мифа в культуре:

1. Основная и возникшая прежде всех других, - функция социально-интегративная, поскольку с помощью мифа происходит процесс интеграции индивидов в социум.

2. Нормативно-регулятивная: мифология служила в данном случае заменой еще не возникших общественных и правовых институтов.

3. Сакральная: миф несет в себе заряд сверхъестественного, представление о запредельной действительности, качества которой наделяются чудесной силой, что приводит к созданию мифологических образов, различного рода сверхъестественных существ - демонов, духов, богов.

4. Сигнификативно-моделирующая: в мифах, особенно космогонических, закреплена модель Вселенной, отражающая миропонимание древнего человека.

5. Аксиологическая: мифологическое сознание выступает носителем ценностного отношения субъекта к миру, показывая обозначенные ценности и цели исторического развития.

6. Телеологическая: в мифе отражаются исторические цели и задачи племени, нации, народа, дается определенная картина прошлого и конструируется будущее.

7. Познавательная функция мифа заключается в попытках дать объяснение причинам и способам возникновения отдельных частей мира, а также человека.

8. Компенсаторная: миф выступает как средство утешения, замещения и восполнения недостающего, он обнадеживает индивида и тем самым создает, пусть ненадолго, состояние психологического комфорта.

2

Ромах О.В., Лапина Т.С. Антропологические представления о человеке как творца и производного культуры. Аналитика культурологии, 2010, № 1

Функции мифа на протяжении многовековой истории претерпевали существенные изменения, которые определялись культурно-исторической жизнью общества. Если в первобытном обществе мифы закрепляли общественные и правовые институты, регулировали нравы, оберегали общественный порядок, то в настоящее время миф как регулятор общественной жизни утратил свою актуальность. Чем более социализировано общество, тем больше расширяется иная функция мифа: ограничивать, запрещать, табуировать те или иные системы, посредством которых можно было управлять обществом в целом и каждым конкретным индивидом в частности.

Сегодня «низшие» функции мифа утратили свою актуальность, что позволяет мифу некоторым образом восстановить свою «высшую» предназначенность: помочь человеку «реабилитировать» утраченные вертикальные связи с внешним и внутренним миром. Именно с помощью мифа оказывается возможным удовлетворение высших, духовных потребностей, в первую очередь, и материальных, во вторую. Ни в коем случае не идеализируя функции мифа в экранной культуре, подчеркнем, что современный миф способен не только восстанавливать систему ценностных координат, но и помогать индивиду корректировать свои поступки и отношения с людьми.

Таким образом, одной из основных функций современной мифологии, порождаемой экранной культурой, становится духовное развитие и становление зрителя. Однако обратная сторона этой медали - иллюзия развития, цель которой - ограничение и табуи-рование духовных интересов и потребностей, пути же ее осуществления - воспитание человека «потребляющего и подражающего».

Отчасти можно согласиться с тем, что мифы закрепляют эгоцентризм человека, дезориентируют его в мире своим сакральным характером. Однако именно эта способность мифов ограничивала его от других форм культуры: миф создавал представления о мире, которого нет, создавал сверхъестественные образы, которые изменяли сознание человека. Современная культура использует множество других способов для изменения индивидуального и массового сознания в удобную для социума сторону. Экранная культура довольно часто навязывает человеку то или иное измененное состояние сознание, защититься от которого можно, опять-таки с помощью мифов, транслирующих вечные духовные ценности культуры.

Таким образом, рассматривая функции современной мифологии применительно к экранной культуре, необходимо подчеркнуть следующие:

1. Восстанавливающая или поддерживающая систему ценностных координат -духовная функция.

2. Коммуникативная, передающая истинность социальной, психологической или культурной информации при наличии в ней несуществующих персонажей, нарушения временной и логической последовательности.

3. Функция сохранения стереотипов и образов.

4. Функция моделирования природного и социального мира.

5. Психологическая функция, с помощью которой становится возможной стабилизация эмоциональности и экспрессивности современного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.