МИФОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ЖАНРЕ УЖАСОВ Селиванова Д.И.
Селиванова Диана Игоревна - магистрант, направление: прикладная информатика в области искусств и
гуманитарных наук, кафедра рекламы и культурологии, Институт социального инжиниринга Сибирский государственный университет им. М.Ф. Решетнёва, г. Красноярск
Аннотация: в данной статье рассматриваются мифологические образы в контексте фильмов и литературы ужасов, как один из способов напугать человека. Анализ включает в себя изучение современных кинопроизведений и книг в жанре ужасов и их взаимосвязь с мифами и легендами.
Ключевые слова: мифология, фольклор, легенды, ужасы, хоррор, общество.
История жанра ужасов уходит корнями в фольклор и религиозные традиции многих народов. В их рассказах поднимаются вопросы загробной жизни, добра и зла, воплощённых в человеческий облик существ, блуждающих духов. Одними из родоначальников в современном литературоведении принято считать Эдгара Аллана По и Мэри Шелли, однако стоит отметить, что первые литературные опусы в данном жанре появились еще в античном мире [1]. Первые же фильмы со сверхъестественными событиями, которые можно отнести к фильмам ужасов, появились у Жоржа Мельеса в конце 1890-х годов. Основной целью этих произведений было напугать читателя или зрителя, заставить его испытывать страх [2]. Античные писатели, сами того не подозревая, апеллировали к тем эмоциям человека, с которыми он не всегда в силах совладать. В Средние века жанр также продолжил активно развиваться. Чума (инфекционное заболевание) породила
целый жанр макабрических сюжетов с участием скелетов и гниющих трупов. Эпоха Средневековья будто сама по себе была наполнена страхом. Известная средневековая поэтесса Мария Французская писала страшные истории про оборотней; также были известны рассказы различных авторов (некоторые из которых так и остались неизвестными), посвященные Владу III Цепешу, более известному как граф Дракула. Авторы литературы ужасов уже в то время активно обращались к мифологическим образам, и страхи человека по большей части не изменились на протяжении веков. Современный человек боится тех же самых вещей, которых боялся и человек античный, именно поэтому сюжеты, заимствованные из мифологии различных народов, являются, бесспорно, одними из самых популярных [4].
Современный американский писатель Стивен Кинг (р. 1947), по праву заслуживший среди поклонников прозвище «короля ужасов», нередко задействует в своих сюжетах мифологию - как христианскую, так и языческую. Режиссеры новой волны фильмов ужасов Ари Астер и Роберт Эггерс также строят свои фильмы на мифах и страхах, которым уже много сотен лет.
Один из самых известных романов С. Кинга «Кладбище домашних животных» основан на индейском мифе о «проклятой земле», обладающей способностью воскрешать мертвецов, которые были в ней похоронены. Мифы об индейских кладбищах вообще пользуются популярностью в Соединенных Штатах. Так, сюжет известного фильма «Полтергейст» (1982) также апеллирует к мифам о «проклятых индейских кладбищах»: главные герои поселяются в доме, построенном на месте старого индейского кладбища, и после этого их жизнь превращается в кошмар [4].
Помимо мифов о проклятых индейских кладбищах и оживших мертвецах (зомби), в «Кладбище домашних животных» также обыгрывается миф о Вендиго - духе-людоеде из индейской мифологии. А фильм «Спуск» (2005) полностью сосредоточен на демонстрации плачевных
последствий встречи с подобными монстрами современных людей, случайно забравшихся на территорию первых. Страх перед Вендиго основан на одном из древнейших страхов -страхе каннибализма. Существо-каннибал, которое напоминает смесь человека с животным в самой уродливой форме, бесспорно, внушает страх. Также иногда в произведениях под каннибалами могут подразумеваться крайне асоциальные люди, увлекающиеся каннибализмом и живущие разве что среди себе подобных.
Еще один т.н. «классический» мифологический мотив -искушение человека Дьяволом или же неким демоном, являющимся его пособником, слугой. Именно этот мифологический мотив лежит в основе сюжета романа С. Кинга «Нужные вещи»: в маленький городок в штате Мэн приезжает новый житель по имени Лиланд Гонт, которые открывает магазин под названием «Нужные вещи». В результате действий таинственного нового жителя город начинает утопать в хаосе и взаимной ненависти [3]. Другим примером является роман «Адвокат Дьявола» (1990) Э. Найдермана и его известная одноименная экранизация 1997 года, где молодой успешный адвокат, не проигравший ни одного дела, неосознанно практически становится приспешником Дьявола.
Борьбе человека с сущностями демонической природы в литературе посвящен цикл С. Кинга «Темная башня», а в кинематографе - телесериал «Сверхъестественное» (2005 -наст. время), демонстрирующий в каждой серии разную «нечисть».
Косвенно связанный с «Темной башней» роман «Черный дом», написанный С. Кингом в соавторстве с П. Страубом, апеллирует сразу к нескольким мифологическим мотивам, таким как:
1) Миф о «проклятых местах». Черный дом С. Кинга, в котором пропадают дети, является именно таким местом. В его романе «В высокой траве» (и одноименной экранизации 2019 года) люди, зашедшие в траву, попадают во временную петлю и с трудом из неё выбираются, тот же прием
используется в фильме «Паранормальное» (2017). В фильмах «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) и «Искатели могил» (2011) используется немного другой приём: герои заходят на территорию, из которой уже никогда не выберутся - их убивают обитающие там призраки.
2) Миф о ритуальном жертвоприношении. Примерами служат фильмы «Плетеный человек» (1973) и «Солнцестояние» (2019): герои по разным причинам приезжают в оторванное от цивилизации поселение и погибают от рук верующих жителей. Для подобных фильмов даже придумали отдельный жанр - «фольк-хоррор».
И не стоит забывать миф о «конце света» (эсхатологический миф). Страх перед огромной разрушительной силой вообще является одним из самых популярных у современных авторов - на тему апокалипсиса написано немало художественных книг («Противостояние» С. Кинга) и снято большое количество фильмов (конечно, это еще связано с техническими возможностями кинематографистов). Примерами являются киноленты «Птичий короб» (2018), «Явление» (2008), «28 дней спустя» (2002). В первом и втором фильме люди массово кончают жизнь самоубийством против своей воли, в третьем их настигает вирус (как и в «Противостоянии»), но еще и превращает в зомби. В итоге всё сводится к выживанию в тяжелых условиях маленьких групп людей и поиску защищенного от всех внешних угроз места.
Кроме вышеприведенных примеров, в произведениях также обыгрываются следующие мифологические мотивы:
- страх перед мифической стихией (рассказ «Сезон дождей»: в одном маленьком городке раз в несколько лет идет дождь из хищных жаб);
- миф о вуду (рассказ «Я знаю, что тебе нужно»: молодой человек пытается манипулировать сознанием девушки, в которую влюбился, смастерив ее куклу);
- миф о вампирах (рассказ «Деда», фильм «Впусти меня» (2008);
- миф об одушевленных предметах (рассказ «Кусачие зубы», фильм «Маленькое красное платье» (2018)).
Мифология сама по себе - прекрасный инструмент. Обширные знания в области мифа - преимущество автора, работающего в любом жанре, прежде всего потому, что основные мифологические мотивы знакомы и известны большому количеству людей, живущих в том или ином обществе, и использование их позволяет автору говорить с читателем или зрителем на понятном ему языке.
Список литературы
1. Rosemary Jackson. Fantasy: The Literature of Subversion. Routledge, 2003. 211 с./ (дата обращения: 07.01.2020).
2. Maurice Babbis. The True Origin of the Horror Film. [Электронный ресурс]. URL: http://pages.emerson.edu/organizations/fas/latent_image/issues/ 1990-05/horror.htm (дата обращения: 09.01.2020).
3. Needful Things. [Электронный ресурс]. URL: https: //en.wikipedia. org/wiki/Needful_Things (дата обращения: 11.01.2020).
4. Ружевская А.В. Мифологические мотивы в современной литературе жанра «ужасы» (на примере творчества американского писателя Стивена Кинга). [Электронный ресурс]. URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/72880 (дата обращения: 10.01.2020).