Научная статья на тему 'Мифологичность как характерная черта дискурса англоязычной романтической прозы'

Мифологичность как характерная черта дискурса англоязычной романтической прозы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
187
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / РОМАНТИЧЕСКАЯ ПРОЗА / МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА / МИФ / АРХЕТИП / DISCOURSE / ROMANCE NOVEL / POPULAR LITERATURE / MYTH / ARCHETYPE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузина Е. В.

В публикации исследуется англоязычная романтическая проза как особый тип повествовательного дискурса. В результате обзора работ отечественных и зарубежных исследований романтической прозы, автор приходит к выводу, что данный феномен описывается обзорно, но не явился до сих пор объектом серьезного лингвистического анализа. В статье отмечается, что данному типу дискурса присущи универсальные характеристики, среди которых выделяется мифологичность сюжета, реализующаяся посредством интертекстуальных включений, составляющих определенный круг из общеизвестных мифов, сказок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTHOLOGY AS THE MAIN CHARACTERISTIC FEATURE OF ENGLISH ROMANTIC DISCOURSE

The paper presents a thorough study of the romantic discourse with the focus on its characteristic features. The author reviews the most prominent research works related to the romance novel. It is stated that at the core of this type of discourse there is a group of ancient myths. The most popular writers of a romance novel continually “mine” those ancient myths and legends for the elements that make this particular discourse work. The author discusses a positive effect of those mythic archetypes on the reader identification with the characters, a relationship that is more complex than most critics realize.

Текст научной работы на тему «Мифологичность как характерная черта дискурса англоязычной романтической прозы»

УДК 81'0

Kuzina Ye. V. MYTHOLOGY AS THE MAIN CHARACTERISTIC FEATURE OF ENGLISH ROMANTIC DISCOURSE.

The paper presents a thorough study of the romantic discourse with the focus on its characteristic features. The author reviews the most prominent research works related to the romance novel. It is stated that at the core of this type of discourse there is a group of ancient myths. The most popular writers of a romance novel continually "mine" those ancient myths and legends for the elements that make this particular discourse work. The author discusses a positive effect of those mythic archetypes on the reader identification with the characters, a relationship that is more complex than most critics realize.

Key words: discourse, romance novel, popular literature, myth, archetype.

Е.В. Кузина, канд. филол. наук, доц. каф. иностранных языков экономического и юридического профилей

Алтайского гос. университета АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: keepsake27@rambler.ru

МИФОЛОГИЧНОСТЬ КАК ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА ДИСКУРСА АНГЛОЯЗЫЧНОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ

В публикации исследуется англоязычная романтическая проза как особый тип повествовательного дискурса. В результате обзора работ отечественных и зарубежных исследований романтической прозы, автор приходит к выводу, что данный феномен описывается обзорно, но не явился до сих пор объектом серьезного лингвистического анализа. В статье отмечается, что данному типу дискурса присущи универсальные характеристики, среди которых выделяется мифологичность сюжета, реализующаяся посредством интертекстуальных включений, составляющих определенный круг из общеизвестных мифов, сказок.

Ключевые слова: дискурс, романтическая проза, массовая литература, миф, архетип.

В последние десятилетия гуманитарная наука интенсивно осваивает области культуры и искусства, прежде находившиеся на периферии академического внимания, в том числе массовую литературу и одну из ее конкретных разновидностей - романтическую прозу (далее РП). РП представляет собой определенный тип повествовательного дискурса, т.е. корпус текстов, объединенных одной тематикой (развитие любовных отношений между мужчиной и женщиной), имеющих функционально-целевую и коммуникативную общность (повествовательные произведения, написанные женщинами и адресованные женщинам).

Романтическая проза является самым популярным жанром массовой литературы [1, с. 18], что и обусловило всплеск интереса исследователей к данному типу дискурса. Значимыми являются работы Т. Модлески, Дж. Рэдуэй, К. Масселл, К. Рэмс-делл, П. Регис. Однако работы данных специалистов отражают лишь отдельные аспекты РП - социологический, психоаналитический, культурологический, литературоведческий. Авторы отмечают общие характеристики дискурса РП: 1) мифологичность

- язык дискурса насыщен символами, аллюзиями на мифические архетипы; 2) общая литературная перспектива

- повествование, в основном, ведется с точки зрения героини, что придает ему эмоциональность; 3) детальное изображение вещного мира, что делает иллюзорный мир реальным и 4) способствует вовлеченности читательниц в повествование, отождествлению их с героями [2-5]. Остановимся на мифологической черте отдельно.

Исследователи Л. Барлоу и Дж. Кренц отмечают, что популярность данного дискурса обусловлена тем, что эти романы отвечают ожиданиям читательниц, так как они основаны на известных, гендерно-обоснованных архетипах, реализующихся в мифах, легендах, сказках, которые проступают в мотивах, сюжетах, сюжетных ходах, персонажах [6]. Архетипы, как проявление коллективного бессознательного, представляют собой повторяющиеся мотивы, их комбинации, универсальные, устойчивые психологические схемы, бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в мифах, символах, архаических ритуалах, легендах и т.д. Г. Юнг подчеркивает «формальность», схематичность архетипов («Архетип сам по себе пуст и чисто формален, он не что иное как предопределенная способность, возможность представления, данная a priori.» [7, с. 214]. Содержательную характеристику архетип обретает лишь в сознании, наполняясь материалом сознательного опыта. Становясь более отчетливыми, архетипы сопровождаются оживленными эмоциональными тонами, они способны потрясать, внушать, увлекать. Т.Н. Щировская отмечает, что литературные произведения, созданные с учетом архетипических моделей, притягивают внимание читателя, так как затрагивают глубинные пласты подсозна-

ния [8, с. 37], чем и объясняется тяга читательниц к романтической прозе.

Таким образом, являясь мифообразующими компонентами, архетипы реализуются в легендах, сказках, мифах. Миф - это образная модель миропорядка. Как указывалось, особенностью романтической прозы является использование в ней известных мифов, которые, задействуя ассоциативный потенциал читателей, актуализируют вечные, важные для человечества проблемы. Дж. Кренц справедливо отмечает, что в разных жанрах угадываются группы древних мифов, характерных именно для данного жанра. Древними мифами, лежащими в основе романтической прозы, являются истории воссоединения мужчины и женщины, так как они воплощают ценности, жизненно-важные для выживания человечества [9].

По утверждению Дж. Кренц, в основе каждого литературного жанра лежит группа древних мифов, характерных лишь для этого жанра (детектив, научная фантастика, фэнтази). Наиболее популярные авторы в каждом жанре используют эти древние мифы и легенды, обеспечивая популярность жанра. Вестерны и детективы используют рыцарские легенды, жанр романов ужасов эксплуатирует мифы о сверхъестественных силах, существующих с первобытных времен; научная фантастика основана на мифах об открытиях и страхах, испытываемых людьми перед чужаками, агрессивными биологическими видами, стремящимися захватить новые территории. Стержнем романтической прозы являются древние мифы, посвященные союзу мужчины и женщины. Истории становятся мифами, когда воплощают идеалы, необходимые для выживания видов, а нет ничего более важного для выживания человечества, чем успешный союз пары [9, с. 112].

Среди популярных мифов дискурса романтической прозы особое место занимает миф о Персефоне. Похищенная таинственным могущественным Аидом, девушка вынуждена остаться с королем мертвого царства, и лишь на некоторое время может возвращаться к матерее Деметре. Но и Аид очарован и покорен ею. Он - воплощение тьмы, смерти, она - свет, жизнь, возрождение. Миф может эксплицироваться и путем аллюзий, намеков на отдельные его детали, таким образом, задействуют-ся фоновые знания читателя: "I am fond of pomegranate myself -may I share with you the forbidden fruit of the gods?"... each bite made her think of the myth surrounding the strange red-gold fruit [10, c. 67].

Миф о Персефоне актуализируется в романах и с помощью контраста между главными героями - мрачность героя усиливает свет, сияние, исходящие от героини. В противопоставлении героев можно различить отзвуки мифов, где проводится параллель между героем и самим дьяволом: "The romance hero is often

portrayed as a dark force, vaguely satanic" [11, c. 143]. Эта параллель с мифологическим архетипом находит свою реализацию в языке романов. В проанализированных романах неоднократно используются слова demon, devil, а также производные и ассоциативные слова для характеристики главного героя - Lucifer, devilish, fallen angel, a devil in disguise, diabolical, diabelrie, a scent of sulphur.

Персонажи, наиболее четко воплотившие в себе перечисленные черты мифа, получают статус архетипических образов. Исследователь РП С. Филипс утверждает, что Хитклиф (Heathcliff) - это не просто прототип, это архетип [12, с. 65]. Черты Хитклифа можно увидеть в героях (alpha men) романов современной РП. Типичные характеристики героя обобщены многими критиками: mean, moody, magnificent, arrogant, mocking, overbearing, brutal, strong men with prestige and intelligence, short tempered, ruthless, cruel, formidable, tough, hard-edged, mysterious, exotic, powerful.

Основополагающим архетипическим сюжетом романтической прозы является история Золушки. Мотив «Золушки» повторяется во всех рассмотренных типах дискурса РП, являясь то ведущим, то второстепенным для развития сюжета. Авторы используют и прямые ссылки на Золушку, прекрасного принца, фею: As they moved off Virginia told herself she was like Cinderella [13, с. 192]; "Do you really mean that I am to come to the ball?" "Cinderella, yes. I am your fairy mother. I shall wave my magic wand" [14, с. 225].

Зачастую романы содержат непосредственные аллюзии на героев сказок о «Спящей красавице», о «Царевне-лягушке». "Perhaps you are the Sleeping Beauty. If so, I hope I am going to be the Prince who will awaken you [13, с. 119].

Другим популярным в РП мифом является миф о рыцаре в белых доспехах, спасающем деву и убивающем дракона. Так, в трилогии Н. Робертс «Звезды Митры» этот миф объединяет

Библиографический список

все три романа. На важность образа указывает то, что он вынесен в сильную позицию - в посвещение трилогии: "To white knights and their damsels". Автор на протяжении трех романов постоянно обращается к мифу. Damsel in distress, he mused, and his lips curved. Just what the doctor ordered [15, c. 16]. Герой, Кейд, под легкой иронией скрывает благородство и доблесть настоящего рыцаря: "Risked your life to protect mine." "I've always wanted to slay the dragon for the damsel. You gave me the chance" [16, c. 261].

Образ рыцаря, борца со злом, защитника справедливости, прослеживается и в романе «Похищенная звезда». Герой романа Джэк Дакота - черный рыцарь, решительный и смелый: Jack often thought he'd been born out of his own time. He figured he'd have made a pretty good knight. A black one [16, c. 221].

Идиостилевой чертой данного автора являются мифы, положенные в основу романов, объединяющие их в трилогию, подчеркивающие идею произведения. Автору удается воссоздать и оживить популярные для РП мифы и легенды, выполняющие роль связующего звена в романах трилогии.

Итак, РП апеллируют к читательницам благодаря тому, что основывается на архитепических сюжетах, типах, ситуациях, ищет ответы на вечные вопросы, затрагивающие женщин всего мира. Подобные элементы мифов и легенд, порой не выраженные словами, но лежащие в основе сюжета, ассоциируются у женщин на подсознательном уровне с чем-то знакомым и понятным. Автор РП и его читатель подписывают своего рода негласное соглашение, по которому читатель обязуется верить автору, если последний создаст в своем произведении фантастический мир, в котором идеалы мужественности, справедливости, чести, преданности, любви ставятся под сомнение и, в конце концов, торжествуют. Это знакомый с детства мир, в котором любой конфликт разрешается, добро побеждает зло, свет - тьму, герои соединяются в счастливом браке.

1. Ramsdell, K. Romance Fiction: a Guide to the Genre. - USA, 1999.

2. Modleski, T. Loving With a Vengeance: Mass-Produced Fantasies for Women. - USA, 1982.

3. Рэдуэй, Д.А. Читая любовные романы: женщины, патриархат и популярное чтение. - М., 2004.

4. Mussell, K. Where's Love Gone? / K. Mussell // Paradoxa. - 1997. - Vol. - № 1-2.

5. Regis, P.A Natural History of the Romance Novel. - USA, 2003.

6. Barlow, L. Beneath the Surface: the Hidden Codes of Romance / L. Barlow, J.A. Krentz // Dangerous Men and Adventurous Women: Romance Writers on the Appeal of the Romance. - USA, 1992.

7. Юнг, К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. - Киев, 1996.

8. Щировская, Т.Н. Типология сюжетов в произведениях отечественной массовой литературы 1990-2000-х годов: дис. ... канд. филол. наук. - Армавир, 2006.

9. Krentz, J.A. Trying to Tame the Romance: Critics and Correctness // Dangerous Men and Adventurous Women: Romance Writers on the Appeal of the Romance. - USA, 1992.

10. Winspear, V. The Honeymoon. - London, 1986.

11. Cameron, S. Moments of Power // Dangerous Men and Adventurous Women: Romance Writers on the Appeal of the Romance. - USA, 1992.

12. Phillips, S.E. The Romance and the Empowerment of Women // Dangerous Men and Adventurous Women: Romance Writers on the Appeal of the Romance. - USA, 1992.

13. Cartland, B. The Unknown Heart. - London, 1995.

14. Holt, V. The Judas Kiss. - N.Y., 1981.

15. Roberts, N. Hidden Star / N. Roberts. - N.Y., 2001.

16. Roberts, N. Captive Star. - N.Y., 2001.

Bibliography

1. Ramsdell, K. Romance Fiction: a Guide to the Genre. - USA, 1999.

2. Modleski, T. Loving With a Vengeance: Mass-Produced Fantasies for Women. - USA, 1982.

3. Rehduehyj, D.A. Chitaya lyubovnihe romanih: zhenthinih, patriarkhat i populyarnoe chtenie. - M., 2004.

4. Mussell, K. Where's Love Gone? / K. Mussell // Paradoxa. - 1997. - Vol. - № 1-2.

5. Regis, P.A Natural History of the Romance Novel. - USA, 2003.

6. Barlow, L. Beneath the Surface: the Hidden Codes of Romance / L. Barlow, J.A. Krentz // Dangerous Men and Adventurous Women: Romance Writers on the Appeal of the Romance. - USA, 1992.

7. Yung, K.G. Dusha i mif: shestj arkhetipov. - Kiev, 1996.

8. Thirovskaya, T.N. Tipologiya syuzhetov v proizvedeniyakh otechestvennoyj massovoyj literaturih 1990-2000-kh godov: dis. ... kand. filol. nauk. - Armavir, 2006.

9. Krentz, J.A. Trying to Tame the Romance: Critics and Correctness // Dangerous Men and Adventurous Women: Romance Writers on the Appeal of the Romance. - USA, 1992.

10. Winspear, V. The Honeymoon. - London, 1986.

11. Cameron, S. Moments of Power // Dangerous Men and Adventurous Women: Romance Writers on the Appeal of the Romance. - USA, 1992.

12. Phillips, S.E. The Romance and the Empowerment of Women // Dangerous Men and Adventurous Women: Romance Writers on the Appeal of the Romance. - USA, 1992.

13. Cartland, B. The Unknown Heart. - London, 1995.

14. Holt, V. The Judas Kiss. - N.Y., 1981.

15. Roberts, N. Hidden Star / N. Roberts. - N.Y., 2001.

16. Roberts, N. Captive Star. - N.Y., 2001.

Статья поступила в редакцию 12.09.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.