Научная статья на тему 'Мифологический образ мира в «Весенней сказке» А. Н. Островского «Снегурочка»'

Мифологический образ мира в «Весенней сказке» А. Н. Островского «Снегурочка» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
11777
852
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛОГИЯ / ФОЛЬКЛОР / ОСТРОВСКИЙ / БЕРЕНДЕИ / АВТОРСКИЙ ИДЕАЛ / A. OSTROVSKY / AUTHOR''S IDEAL / MYTHOLOGY / FOLKLORE / BERENDEYS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Любивая А. Ю.

В ходе исследования своеобразия мифологического образа мира в пьесе драматурга выявляются истоки образа Берендеева царства: календарный обрядовый фольклор, представление о доме в системе языческого мировоззрения славян, местные предания города Переславль-Залесский. Углубляется представление об авторском идеале гармоничного существования общества, воплощенном в образе жизни берендеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mythological image of the world in Alexander Ostrovsky''s «spring fairy tale» «The Snow-Maiden»

In the course of the study in the article are discovered the mythological identity of Berendey Kingdom s.a. calendar ritual folklore, a picture of the house in the system of the pagan Slavs Outlook local tradition of the city of Pereslavl-Zalessky. The views of author’s ideal of harmonious society which was embodied in berendeys’ lifestyle are deepened.

Текст научной работы на тему «Мифологический образ мира в «Весенней сказке» А. Н. Островского «Снегурочка»»

Русская классика: динамика художественных систем А.Ю. ЛЮБИВАЯ

(Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)

УДК 821.161.1.3(Островский А.Н.)

ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,44

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МИРА В «ВЕСЕННЕЙ СКАЗКЕ» А.Н. ОСТРОВСКОГО «СНЕГУРОЧКА»

Аннотация. В ходе исследования своеобразия ми фологического образа мира в пьесе драматурга выявляются истоки образа Берендеева царства: календарный обрядовый фольклор, представление о доме в системе языческого мировоззрения славян, местные предания города Переславль-Залесский. Углубляется представлени е об авторском идеале гармоничного существования общества, воплощенном в образе жи зни берендеев.

Ключевые слова: ми фология, фольклор, Островский, берендеи, авторски й идеал.

В драматургическом наследии А.Н. Островского «весенняя сказка» стала своеобразным итогом, завершающим определенный этап творческих исканий автора. В образе Берендеева царства Островский воплотил идеал совершенного общества, где царит гармония, счастье, свобода и равенство. По словам Н.М. Леоновой, в «Снегурочке» драматург «выразил свою мечту о мирной, свободной и радостной жизни народа, воспел красоту и могущество природы и любви, воспроизвел свое представление о красоте»1. История создания «Снегурочки», тесно связанная со славянским фольклором, воплощенный в пьесе сложный образ Берендеева царства отражают осмысление драматургом проблемы идеала, красоты в искусстве и общественной жизни.

Легенда о Берендеевом царстве - это малоизвестная, загадочная страница истории города Переславля-Залесского. В настоящее время о царстве берендеев напом нают назван е скромной железнодорожной станции Берендеево на полпути из Москвы в Ярославль и Берендеево болото, которое зан мает площадь более пят тысяч гектаров простирается между селом Давыдовским и деревнями Федосово, Погорел-ка, Черницыно, Родионцево и Милославка. Огромную роль в создании богатого фольклорного фона «Снегурочки» сыграло путешествие

1 Леонова НМ. Литературно-эстетические принципы в драме А.Н. Островского «Снегурочка»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2001. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.dissercat.com. (дата обращения 9.04.12).

Русская классика: динамика художественных систем

Александра Николаевича по Волге в свое имение Щелыково, где драматург мог слышать о находящемся в Алексеевском уезде Влад м р-ской губернии Берендеевом болоте, а также старорусские предания о древнем народе, которым прав л царь Берендей.

Само слово «беренде » не такого уж сказочного про схожден я. Переславский краевед В.Ф. Воронов утверждает: «Недалеко от Пере-славля-Залесского, бл же к гран це с Влад м рской землей, в дны остатк древнего ж лья, пр знак дубовых мостовых, окаменевш х от времен , черепк гл няной посуды, обсеченные камн - все это з года в год затягивается болотом. Ученые полагают, что здесь некогда стоял город Берендеев»2. Берендеям сч тал кочевой народ тюркского про схожден я, называвш йся в наш х летоп сях то «торкам », то «черным клобукам ». Первое звест е о берендеях встречается под 1097 г. (о торках - под 985 г.). О неустановленности этимологии названия этого малоизвестного народа писал Макс Фасмер: «Берендеи тюркское кочевое племя в Южной Руси, в 1097 г. заключившее союз с печенегами, в 1105 г. побежденное половцами и исчезнувшее в XIII в. (Маркварт, Китапеп 28), др.-русск. береньдЬи, береньдичи. Это назван е еще не получ ло надежной эт молог »3.

Мног е сследовател относят берендеев к простым разбойн -кам. В Энци клопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И. А. Ефрона чи -таем следующее: «Первоначально, когда они были независимы, они зан мал сь сключ тельно грабежам набегам на Русь». Но пр этом отмечается, что « х набег не был так опасны опустош тель-ны, как, напр мер, набег печенегов, вследств е, вероятно, х меньшего кол чества сравн тельно с последн м »4. Мало того, с появлением половцев роль берендеев меняется: «Теснимые половцами, они отступают к южным пределам тогдашней Рус спраш вают позволения поселиться на окраинах Переславского и Киевского княжеств с обязательством защ щать х от набегов степняков. Русск е князья не могли, конечно, не согласиться на такую даровую защиту их погра-н чных владен й, беренде , посел вш сь в Поросье Верхнем По-бужье, мало-помалу пр выкл к оседлост к городской ж зн ( з х

2 Цит. по: Бакаев АМ. Берендеево болото: легенды, предания, факты, находки. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.dazzle.ru/spec/bboloto.shtml (дата обращения 6.04.2012).

3 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М. : Прогресс, 1986. Т. 1. С. 155.

4 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: в 86 т. СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1891. Т. 3. С. 154.

Русская классика: динамика художественных систем

городов чаще всего упоминается в летописях Торчевск) и по крайней мере в XII в. могут уже называться полуоседлым народом»5.

Своё толкование природы этого древнего народа даёт и Владимир Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка». Вот как им объясняется слово «берендейка»: «В Троицкой Лавре, в 50 верстах от села Берендеева, режут из дерева известные игрушки, людей, животных; их в торговле называют берендейками »6. От этого слова образовалось слово «берендеить» - «берендейки строгать, заниматься пустякам , грушкам »7. Но нам представляется более нтересным объяснение В.И. Далем слова «берендить» - «мешать, препятствовать, спор ть, переч ть». Данное значен е могло так же повл ять на возн кно-вение названия Берендеева царства, которое отличалось неуступчивостью самостоятельностью.

Некоторые сследовател предполож тельно относят берендеев к древнему славянскому племен , в котором зан мал сь колдовством.

А. Асов слово «берендеи» производит от «БЕР» - медведь («берлога-бер-лога»): «Вероятнее, тотемом данного славянского племен был медведь, отчего закреп лось такое прозв ще. Как прав ло это был колдуны л бо заколдованные люд »8. Порой Берендей толковался непосредственно как языческ й бог, покров тельствующ й лесам, рекам, ручьям родн кам.

Так или и наче, большинство исследователей сходится в том, что беренде - это обособленное славянское поселен е, остав вшее память о себе в крас вых легендах, предан ях топон ме.

В очерке В.Ф. Воронова «Загадк царства Берендея» пр водятся тексты двух местных предан й. Первое з н х рассказывает о пр ч не появлен я «каменной «бабы», стоящей на берегу болота несколько столетий в районе деревни Черницыно. По сказанию, это окаменевшая цар ца Рогнеда:

«Царь Берендей любил по вечерам на озеро ходить. Вечерние лучи солнца скользили по глади озера. Царь ждал, когда взойдет луна и зальет окрестность холодным пр зрачным светом. И вдруг Берендей услышал чарующую музыку. В расплескавшихся волнах увидел царь красавицу-русалку. Заманила она Берендея в подводное царство, и волны поглот л Берендея. Цар ца Рогнеда забеспоко лась, побежала

5 Брокгауз ФА., Ефрон И А. Энциклопедический словарь. Т. 3. С. 155.

6 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М. : Рус. язык, 1981. Т. 1. С. 83.

7 Там же.

8 Цит. по: БакаевАМ. Берендеево болото.

Русская классика: динамика художественных систем

к озеру, стала кликать супруга, но болото только ответило ей эхом: «Берендей! Дей-ей-ей!» Так и осталась она с маленьким сыном в тереме. Но тоска одолела царицу, и пошла она опять на озеро. По-женски всплакнула и запричитала: «Муженек ты мой ненаглядный! Что ж ты словечка жене своей сказать не хочешь?» От тоски и горя преврати -лась Рогнеда в каменное изваяние женщины, каких немало в степях на

9

пути следования кочевых тюрков» .

Второе предание дает иное представление о царе Берендее и связанных с ним событиях:

«На горе, где сейчас расположена деревня Давыдово, стоял в древности терем царя Берендея. Была у царя красивая дочка Маша. Когда она подросла, Берендей стал подумывать о ее выданье. Как-то раз пр ехал к царскому терему два богатыря-красавца, од н краше другого. Машеньке понравился Иван-царевич, но Берендей невзлюбил его. Ему по нраву пришелся царевич Федор. Машенька не смогла прот в ться отцовской воле, т хо ушла на болото брос лась в трясину. Иван-царевич с горя пошел на болото вслед за возлюбленной и поконч л с собой на том же месте. Но царев ч Федор люб л Машеньку также горячо и преданно. Болотная трясина поглотила и Фе-дора-царевича»10.

Много легенд предан й сохран лось не только о сам х берендеях, но о местах, в которых он прож вал . Огромное кол чество сказаний посвящено таинственному Берендееву болоту, которое находится на юге Ярославской области или, как писали в своё время Брокгауз и Ефрон, «в Александровском уезде Владимирской губернии, на границах Переяславского и Юрьевского, длина 10 верст, ширина 4-5 вёрст. Есть следы жилья; по местному преданию, здесь был г. Берендеев, где жил царь Берендей»11.

Ещё два столет я назад одного з потомков каб нет-секретаря Петра Первого Н.П. Макарова предания побудили заняться поиском сокровищ на берегах Берендеева болота и возвышенности рядом с болотом, именуемой в народе Волчья гора. На этой возвышенности, сред дремучего леса, ему попал сь хорошо утрамбованные площадк , мусорные деревянные мостовые. О Волчьей горе упом нает В.Ф. Воронов: «Самым унылым и страшным местом на Берендеевом

9 Цит. по: БакаевАМ. Берендеево болото.

10 тт

Ц ит. по: там же.

11 Брокгаз ФА., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.rubricon.com/bie_1.asp (дата обращения 16.03.2012).

Русская классика: динамика художественных систем

болоте называют Волчью гору. Есть мнение, что некогда здесь было большое поселение с бойкой торговлей»12.

Предан я о про схожден назван я «Берендеево болото» тесно связаны с историями о берендеях. Так, например, краевед М.И. Смирнов записал воспоминания учительницы А.П. Лавровой села Лаврова, расположенного на берегу Берендеева болота:

«Вдова Марья управляла здешн м городом в незапамятные времена после царя Берендея, когда на месте болота было озеро. Горожане был народ буйный справляться с н м было нелегко. Вся надежда была на подрастающего сына, в котором мать души не чаяла. Вот сын её стал подрастать станов ться помощн ком матер . Раз он пошёл на озеро купаться и утонул. Горю матери не было границ. Она поднимает на ноги всех рыбаков и снаряжает их ловить труп сына. Но напрасно. Поймать его не могл . Марья с горя прокл нает озеро: «Чтоб тебя мохом подёрнуло», - сказала она, а в то время слово проклят я мело страшную силу. Озеро не по дням, а по часам начинает зарастать болотной травой, вот в конце концов на месте озера получ лось Берендеево болото. Но за это бог наказал вдову Марью. Лишь только она произнесла слова проклят я озеро стало зарастать, сама преврат лась в «каменную бабу». Сын её утопленн к за грех матер мучается до с х пор; тело его не гн ёт, а плавает под болотным покровом старается выйт на поверхность земли. Для этого толкается в него головой, но напрасно. Слой болотной земл только подн мается получаются кочк . Вместе с эт м утопленн ком такую же муку терпят уб йцы царев ча Д м тр я все вел к е грешн к . В болоте есть много «окон», каждый год появляются новые всё на тех местах, где с дела в Иванову ночь (накануне Ивана Купала) неч сть поганая думу думала, как бы люд крещёный донять и как бы вред ему причинить»13.

Историю возникновения «весенней сказки» «Снегурочка»

В. Воронин объясняет так: «По пути в свое имение Щелыково А.Н. Островский задержался на несколько дней в Переславле-Залесском <...> Великий драматург ходил на хороводы, прислушивался к переславскому говору, записывал песни и частушки, знакомился с местным сказан ям . Пр ехав в Щелыково, Островск й создает пленительный образ языческой Снегурочки»14. Необычайно красивая

12 Цит. по: Бакаев AM. Берендеево болото.

13 Смирнов М.И. Из этнографических записей по Переславль-Залесскому уезду // Доклады Переславль-Залесского научно-просветительского общества. М. : MelanarB, 2004. Вып. 11. С. 21.

14 Цит. по: Бакаев A.M. Указ. соч.

Русская классика: динамика художественных систем

природа этиx мест, обычаи, традиции, предания иx обитателей, без шмнения, повлияли на поэтичеотое coзнaниe дpaмaтypгa, который пиcaл о Щелыкове: «Каждый пригорочек, каждая cocra, каждый изги б речки - очаровательны, каждая мужицкая физиономия значительна <...> и !c< это ждет кисти, ждет жизни от творче^ого дyxa. Здecь вcё вопиёт о воотроизведени и.»15.

Bпeчaтлeния Ocтpoвcкoгo, вызванные эюшедицией, невольно пе-peплeтaлиcь в его xyдoжecтвeннoм воображении c миром ру^юк ота-зок, c образами идеальной старины. Otce^ вcя cлoжнocть построения образа мира берендева царства, пpoявляющeгocя в стободном точета-ни и реально-бытовым картин co cкaзкoй и фантастикой.

Oбpaзнoe воплощение aвтopcкoгo идеала не раз приводило ителе-дователей к мыгсли о cooтвeтcтвии жанра «Снегурочки» литературной утопи и (Л.Ы. Лотман, A.M. Гаркави, A^. Ревяки н и др.)16. Но мы co-глacны c теми литературоведами, которые в данном мучае говорят лишь о традиции, элемент утопии в пьece драматурга (A.A. Штейн, Л.Ю. Ыалоземова, ЮЗ. Лебедев)17. Утопия должна нecти авторотое пpeдcтaвлeниe об идеальном coциaльнo-пoлитичecкoм общественном устройстве, обеотечивающем и дyxoвнoe ^вершениго чeлoвeчecтвa. Ocтpoвcкий же не ставит перед тобой задачи решения вoпpoca о co-вершенной конкретно-и сторичеотой форме coциaльнo-пoлитичecкoгo ycтpoйcтвa гocyдapcтвa. Жизнь царства берендеев показана c точки зрения народным пpeдcтaвлeний об идеальном гocyдapcтвe. Драматург c позиции народный идеалов pacкpывaeт ocнoвныe истоки, у^овия cпpaвeдливoй и cчacтливoй жизни. Oбщecтвo берендеев -это царство естественного закона и естественный прав, царство простодушия и и^ренти, наивным чyвcтв. Ю.B. Лебедев пишет: «Над лазкой веет дyx утопи и, кpecтьянcкoй веры в cyщecтвoвaниe обетованной земли, где зимы не бывает и где живет человек в довольстве и cпpaвeдливocти »18.

15 Островский A.H. Полн. собр. соч. : в 14 т. М. : ГИХЛ, 1952. Т. 12: Статьи о театре. Записки. Речи 1859-1886. С. 187.

16 Лотман Л.М. Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» // Островский А.Н. Снегурочка. Л. : Сов. писатель, 1989. С. 7-64; Гаркави A.M. «Снегурочка» Островского как социальная утопия // Ученые записки Калининград. ун-та. Калининград, 1969. Вып. 4. Филол. науки; Ревякин А.И. О романтике в драматургии А.Н. Островского // Островский А.Н. Горькое слово ст ны. М. : Молодая гвард я, 1973. С. 7-18.

17 Штейн Л А. Мастер русской драмы. Этюды о творчестве Островского. М. : Сов. писатель, 1973; Малоземова Л.Ю. «Снегурочка», «весенняя сказка» А.Н. Островского // Литература в школе. 1994. № 5. С. 22-33; Лебедев Ю.В. Россия А.Н. Островского // Островский А.Н. Пьесы. М. : Междунар. изд. дом, 2000. С. 52-68.

18 Лебедев Ю.В. Указ. соч. С. 44.

Русская классика: динамика художественных систем

Островск й наход т способы, которые позволяют в «весенней сказке» в обобщенном абстраг рованном в де дать эп ческую карт ну ж зн народа, его нац онального характера, ввест ф лософск й подтекст, пр дающ й содержан ю сказк общечеловеческ й характер. Но художественная оригинальность «Снегурочки» заключается в орган чном сочетан сказк , фантаст к , поэз пр роды, драматург вечных человеческ х чувств страстей с карт нам реальной ж зн . Поэтому в создан образов «весенней сказк » драматург смело сочетает романт ческ е реал ст ческ е художественные пр емы.

В характеристику сказочных героев пьесы (Снегурочки, Мизгиря, царя Берендея, Леля, Мороза, Весны) А.Н. Островский вводит реальные, бытовые детали, создавая тем самым глубоко типические образы. Сочетание народнопоэтической идеализации с воплощением чисто человеческих черт характера отчетливо прослеживается в фантастических образах Весны и Мороза. В мифологическом плане Весна олицетворяет живительные силы пробуждающейся от зимнего сна природы:

В урочный час, обычной чередою Являюсь я на землю берендеев.

Нерадостно и холодно встречает Весну свою угрюмая страна19.

С другой же стороны, образу Весны художник придает черты молодой, ветреной, кокетливой женщины:

Сама я ви новата;

Что холодно и мне, Весне, и вам.

Шестнадцать лет тому, как я для шутки И теша свой непостоянный нрав,

Изменчи вый и прихотли вый, стала

Заи грывать с Морозом, старым дедом. [5]

В образе Мороза также облик грозного повелителя холода сочетается с чертами своевольного, озорного, скрипучего старика, который все делает по своей прихоти. «Красноносый», как называет его Весна, как озорник и проказник леденит землю:

По богатым посадски м домам Колоти ть по углам,

У ворот вереями скри петь,

Под полозьями петь Любо мне,

Любо, любо, любо [8].

19 Здесь и далее цит. по: Островский А.Н. Снегурочка. Л. : Сов. писатель, 1989. С. 4 (с указан ем стран цы в тексте стать ).

Русская классика: динамика художественных систем

Но в то же время, Мороз предстает в образе сурового владык , который горд тся сво м безгран чным вечным господством над снежной Сибирью. В Морозе нет любви ни к миру живой природы, ни к м ру людей:

По чумам, по юртам кочевни ков,

По зи мовкам зверовщи ков Захожу, заброжу, зашаманствую,

Будут мне в пояс кланяться [9].

Сложная природа образов воплощается А.Н. Островским при помощ реал ст ческ х пр нц пов речевой характер ст к , где автор стрем тся к верной передаче не только лекс к фразеолог , но и склада речи. Речь персонажей «Снегурочки» насыщена индиви-дуальными чертами. Как замечает Н.М. Леонова, «язык пьесы-сказки помогает драматургу раскрыть пс холог ю героев, показать х внут-ренн й м р, внутренн е переж ван я, а порою прослед ть эволюцию образа»20.

Т ак, например, с изменением отношения Снегурочки к жизни меняется речь главной геро н :

Тяжелою обидой, словно камнем,

На сердце пал цветок, и змятый Лелем И брошенный. И я как будто тоже Поки нута и брошена, завяла От слов его насмешли вых. К други м Бежи т пастух; они ему ми лее;

Звучнее смех у них, теплее речи [35].

В создании образа мира произведения большое значение при -обретает пейзаж, который выполняет различные функции, в том числе автором переосмысливается традиционный романтический прием изображения состояния души героя в слиянии с природой. Уже в самом начале пьесы читатель погружается в сказочный мир благодаря красочным картинам природы, которые описывает Вес-на-Красна:

Земля, покрытая пуховою порошей,

В ответ на их при вет холодный кажет Такой же блеск, таки е же алмазы С верши н дерев и гор, с полей пологих ... [4].

20 Леонова Л.М. Литературно-эстетические принципы в драме А.Н. Островского «Снегурочка».

Русская классика: динамика художественных систем

Знач тельную роль в создан образа ж телей Берендеева посада грают подробные обстановочные ремарк , в которых достоверность топоса сочетается с карт нам романт ческого пейзажа:

Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты редк й безл ст-ный березн к; налево сплошной частый лес больш х сосен елей с сучьям , пов сш м от тяжест снега; За рекой Берендеев посад, стол -ца царя Берендея; дврцы, дома, збы, все деревянные, с пр чудл вой раскрашенной резьбой; в окнах огни [3].

Перед долгожданным приходом Солнца А.Н. Островский описывает место проведен я праздн ка, которое часто упом налось в славянских обрядах встречи бога Ярилы:

Яр л на дол на; слева отлогая покатость, покрытая невысок м кустам ; справа сплошной лес; в глуб не озеро, поросшее осокой водяными растениями с роскошными цветами; с правой стороны озера голая Яр или на гора, которая оканчи вается острою вершиной. Утренняя заря [98].

Обычные и одновременно волшебно-таинственные явления при -роды в «весенней сказке» подчеркивают и дополняют события, происходящие в мире людей. «Тем самым, - говорит Н.М. Леонова, - Ост-ровск й указывает на всеобщ й, знач мый характер борьбы Весны Мороза: новых норм человеческ х отношен й со старым укладом»21.

В царстве берендеев, живущих по правде и совести, властвует свобода общественных и личных отношений. В «Снегурочке» неоднократно подчеркивается, что в характерах берендеев нет корысти, равнодушия. О великодушии, доброте и жизнелюбии берендеев говорит сам Царь слободы:

Веселое гулянье! Сердцу радость Глядеть на вас. Играйте, веселитесь,

Заботы прочь гони те: для заботы Своя пора. Народ вели кодушный Во всем вели к, - мешать с бездельем дело Не станет он; труди ться, так труди ться,

Плясать и петь, так вдоволь, - доупаду [81].

Радостная, счастливая и прекрасная жизнь в стране берендеев обусловлена состоянием мира, отсутствием войн и раздоров:

Взглянув на вас разумным оком, скажешь,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что вы народ честной и добрый; и бо

21 Леонова ЛМ. Литературно-эстетические принципы в драме А.Н. Островского «Снегурочка».

Русская классика: динамика художественных систем

Ли шь добрые и честные способны

Так громко петь и так плясать отважно [81].

Общественные и политические обязанности исполняются берендеями добросовестно, честно, а равнодушие и безответственность счи -таются пороком. Царь Берендей не принимает смертной казни в своем государстве, заменяя ее вечным изгнанием.

Гони те прочь его от каждой двери,

От каждого жилья, где свято чтутся Обычаи честные стари ны! [81]

Несправедливости устраняются в сказочном царстве не единоличной властью, а всеобщим народным судом. Народный суд над преступником, оскорбившим чувство любви, своеобразный суд совести , и возможен он только в таком государстве, где «свет правдой и совестью только и держится». Сзывают на «суд царев» глашатаи, служащие Берендею:

Глашатаи, по вышкам!

Скликать народ с базаров и торгов На царски й двор, на царски й грозный суд.

А кли кать клич учти во, честно, складно,

Чтоб каждому по чи ну вели чанье,

По звани ю и по летам был почет,

Да кланяйтесь почаще да пони же! [67]

В стране берендеев все равны перед законом. Исходя з пр нц -пов гражданского равенства берендеев, царь обращается к Солнцу с призывом: «Палящий бог, тебя всем миром славим? Пастух и царь тебя зовут, яв сь!»

Высока в жизни берендеев роль любви. Для них она «Благое чувство. Великий дар природы. Счастье жизни, Весенний цвет ее!» [71]. Именно любовь стала сюжетным центром чудесной сказк . Беренде умеют цен ть любовь, поэтому он награждены м лостью богов люб-в плодород я. Пр нарушен законов в государстве, оскорблен чувств, беренде боятся гнева всемогущ х богов. Не случайно змена Мизгиря Купаве отозвалась болью во всех окружающих. Все воспри -нял неблагородное поведен е сына купца как л чное оскорблен е: «Всем обида, // Обида всем девицам-берендейкам!» [51]

В «Снегурочке» А.Н. Островский выразил свое представление о разумной власт в л це царя Берендея, воплощающего мудрость простоту, справедл вость доброту, любовь к людям целомудр е, царскую власть на вную скромность. Народность прав теля берен-

Русская классика: динамика художественных систем

деев отчетливо выявляется в найденном им пути исцеления своих подданных от низменных страстей. Задуманное им мирное жертвопр и-ношение разгневанному богу солнца осуществляется в виде всенародного праздника всеобщего примирения и взаимной самоотверженной любви:

И пусть тогда сольется В еди ный клич при вет навстречу Солнцу И брачная торжественная песнь,

Угодней нет Яриле жертвы! [61].

Берендей раскрывается не только как мудрый царь, но и как глубокая творческая натура. В диалоге с Бермятой он выступает по контрасту с ним как «художник, рефлексирующий, размышляющий о законах искусства, о природе, о красоте»22. Проявление творческой одаренности царя и всего общества берендеев отразилось в забавных играх, присказках, шутках бирючей, сзывающих народ во дворец:

Любезна мне и гра ума и слова:

Простая речь жестка. Уборы красят Краси вых жен; высоки е палаты При красами красны, а речи - складом,

Теченьем в лад и шуткой безобидной [69].

В сказочной стране царь Берендей способствует развитию и расцвету искусства. Около царя собрались все те, кого в старой Руси можно было считать артистами - скоморохи, слепые гусляры, восхваляющие деяния правителя Берендеева царства. Сам царь занимается росписью столбов в своем дворце:

Палатное пи сьмо и меет смысл:

Небесными кругами украшают Подпи счи ки в палатах потолки Высоки е; в простенках узких пи шут,

Утеху глаз, лазоревы цветы Меж травами зелеными [66].

В образе сказочного царства берендеев А.Н. Островский прославляет любовь и свободу человека, великую силу искусства, радость, которую доставляет приобщение к красоте и творчеству. За поисками ответов на самые сложные вопросы герои пьесы идут к Берендею -«блюстителю мира», олицетворяющему в пьесе организующую и оце-

22 Ко Ён Ран. Художник в мире берендеев (концепция творческой личности в архаическом обществе) // Вестник Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 2002. № 1. С. 145.

Русская классика: динамика художественных систем

ни вающую силу. Царь Берендей выступает не только хранителем мира (спокойствия), но и всего миропорядка (знание правителя о круговороте жизни отражено в росписях его палат). Законам мироустройства соответствуют строгие нравственные законы берендеевского бытия.

Царь

Чем же и свет стои т?

Правдой и совестью

Только и держи тся [54].

Концепция пьесы «Снегурочка» основана на глубокой вере драматурга в спасение всего человечества красотой. В связи с этим А.Л. Штейн замечает: «Островский горячо любит жизнь и верит в неё, несмотря на все её диссонансы. Подобное жизнелюбие, подобный непоколеб мый опт м зм дает художн ку только тесная связь с

^ 23

народной жизнью и прогрессивными гуманистическими идеалами» .

Итак, основным источником создания сложного по своей структуре образа м ра царства Берендея в «Снегурочке» А.Н. Островского послужили народные обычаи, традиции, обряды, предания Переслав-ского края. В художественной картине образа жизни берендеев Ост-ровск й выраз л свое представлен е об услов ях счастья благоден-ств я народа: м р как проявлен е л чностной свободы равенства, которые пон маются с поз ц народных нравственных деалов; справедл вые законы, способствующ е дост жен ю счастья; высокая нравственно-эстет ческая роль скусства; любовь, свободное выражен е чувств. Сочетан е фантаст к реальност в образе Берендева государства объясняется главной нравственно-эстетической целью А.Н. Островского - воплощен е поэт ческ обобщенного деала нац ональной ж зн .

23 Штейн Л.А. Мастер русской драмы. С. 278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.