Научная статья на тему 'Мифологический образ мира в «Весенней сказке» А. Н. Островского «Снегурочка»'

Мифологический образ мира в «Весенней сказке» А. Н. Островского «Снегурочка» Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

CC BY
3729
359
Поделиться
Ключевые слова
МИФОЛОГИЯ / ФОЛЬКЛОР / ОСТРОВСКИЙ / БЕРЕНДЕИ / АВТОРСКИЙ ИДЕАЛ / A. OSTROVSKY / AUTHOR''S IDEAL

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Любивая А. Ю.

В ходе исследования своеобразия мифологического образа мира в пьесе драматурга выявляются истоки образа Берендеева царства: календарный обрядовый фольклор, представление о доме в системе языческого мировоззрения славян, местные предания города Переславль-Залесский. Углубляется представление об авторском идеале гармоничного существования общества, воплощенном в образе жизни берендеев.

The mythological image of the world in Alexander Ostrovsky''s «spring fairy tale» «The Snow-Maiden»

In the course of the study in the article are discovered the mythological identity of Berendey Kingdom s.a. calendar ritual folklore, a picture of the house in the system of the pagan Slavs Outlook local tradition of the city of Pereslavl-Zalessky. The views of author’s ideal of harmonious society which was embodied in berendeys’ lifestyle are deepened.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Мифологический образ мира в «Весенней сказке» А. Н. Островского «Снегурочка»»

Русская классика: динамика художественных систем А.Ю. ЛЮБИВАЯ

(Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)

УДК 821.161.1.3(Островский А.Н.)

ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,44

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МИРА В «ВЕСЕННЕЙ СКАЗКЕ» А.Н. ОСТРОВСКОГО «СНЕГУРОЧКА»

Аннотация. В ходе исследования своеобразия ми фологического образа мира в пьесе драматурга выявляются истоки образа Берендеева царства: календарный обрядовый фольклор, представление о доме в системе языческого мировоззрения славян, местные предания города Переславль-Залесский. Углубляется представлени е об авторском идеале гармоничного существования общества, воплощенном в образе жи зни берендеев.

Ключевые слова: ми фология, фольклор, Островский, берендеи, авторски й идеал.

В драматургическом наследии А.Н. Островского «весенняя сказка» стала своеобразным итогом, завершающим определенный этап творческих исканий автора. В образе Берендеева царства Островский воплотил идеал совершенного общества, где царит гармония, счастье, свобода и равенство. По словам Н.М. Леоновой, в «Снегурочке» драматург «выразил свою мечту о мирной, свободной и радостной жизни народа, воспел красоту и могущество природы и любви, воспроизвел свое представление о красоте»1. История создания «Снегурочки», тесно связанная со славянским фольклором, воплощенный в пьесе сложный образ Берендеева царства отражают осмысление драматургом проблемы идеала, красоты в искусстве и общественной жизни.

Легенда о Берендеевом царстве - это малоизвестная, загадочная страница истории города Переславля-Залесского. В настоящее время о царстве берендеев напом нают назван е скромной железнодорожной станции Берендеево на полпути из Москвы в Ярославль и Берендеево болото, которое зан мает площадь более пят тысяч гектаров простирается между селом Давыдовским и деревнями Федосово, Погорел-ка, Черницыно, Родионцево и Милославка. Огромную роль в создании богатого фольклорного фона «Снегурочки» сыграло путешествие

1 Леонова НМ. Литературно-эстетические принципы в драме А.Н. Островского «Снегурочка»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2001. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.dissercat.com. (дата обращения 9.04.12).

Русская классика: динамика художественных систем

Александра Николаевича по Волге в свое имение Щелыково, где драматург мог слышать о находящемся в Алексеевском уезде Влад м р-ской губернии Берендеевом болоте, а также старорусские предания о древнем народе, которым прав л царь Берендей.

Само слово «беренде » не такого уж сказочного про схожден я. Переславский краевед В.Ф. Воронов утверждает: «Недалеко от Пере-славля-Залесского, бл же к гран це с Влад м рской землей, в дны остатк древнего ж лья, пр знак дубовых мостовых, окаменевш х от времен , черепк гл няной посуды, обсеченные камн - все это з года в год затягивается болотом. Ученые полагают, что здесь некогда стоял город Берендеев»2. Берендеям сч тал кочевой народ тюркского про схожден я, называвш йся в наш х летоп сях то «торкам », то «черным клобукам ». Первое звест е о берендеях встречается под 1097 г. (о торках - под 985 г.). О неустановленности этимологии названия этого малоизвестного народа писал Макс Фасмер: «Берендеи тюркское кочевое племя в Южной Руси, в 1097 г. заключившее союз с печенегами, в 1105 г. побежденное половцами и исчезнувшее в XIII в. (Маркварт, Китапеп 28), др.-русск. береньдЬи, береньдичи. Это назван е еще не получ ло надежной эт молог »3.

Мног е сследовател относят берендеев к простым разбойн -кам. В Энци клопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И. А. Ефрона чи -таем следующее: «Первоначально, когда они были независимы, они зан мал сь сключ тельно грабежам набегам на Русь». Но пр этом отмечается, что « х набег не был так опасны опустош тель-ны, как, напр мер, набег печенегов, вследств е, вероятно, х меньшего кол чества сравн тельно с последн м »4. Мало того, с появлением половцев роль берендеев меняется: «Теснимые половцами, они отступают к южным пределам тогдашней Рус спраш вают позволения поселиться на окраинах Переславского и Киевского княжеств с обязательством защ щать х от набегов степняков. Русск е князья не могли, конечно, не согласиться на такую даровую защиту их погра-н чных владен й, беренде , посел вш сь в Поросье Верхнем По-бужье, мало-помалу пр выкл к оседлост к городской ж зн ( з х

2 Цит. по: Бакаев АМ. Берендеево болото: легенды, предания, факты, находки. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.dazzle.ru/spec/bboloto.shtml (дата обращения 6.04.2012).

3 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М. : Прогресс, 1986. Т. 1. С. 155.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: в 86 т. СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1891. Т. 3. С. 154.

Русская классика: динамика художественных систем

городов чаще всего упоминается в летописях Торчевск) и по крайней мере в XII в. могут уже называться полуоседлым народом»5.

Своё толкование природы этого древнего народа даёт и Владимир Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка». Вот как им объясняется слово «берендейка»: «В Троицкой Лавре, в 50 верстах от села Берендеева, режут из дерева известные игрушки, людей, животных; их в торговле называют берендейками »6. От этого слова образовалось слово «берендеить» - «берендейки строгать, заниматься пустякам , грушкам »7. Но нам представляется более нтересным объяснение В.И. Далем слова «берендить» - «мешать, препятствовать, спор ть, переч ть». Данное значен е могло так же повл ять на возн кно-вение названия Берендеева царства, которое отличалось неуступчивостью самостоятельностью.

Некоторые сследовател предполож тельно относят берендеев к древнему славянскому племен , в котором зан мал сь колдовством.

А. Асов слово «берендеи» производит от «БЕР» - медведь («берлога-бер-лога»): «Вероятнее, тотемом данного славянского племен был медведь, отчего закреп лось такое прозв ще. Как прав ло это был колдуны л бо заколдованные люд »8. Порой Берендей толковался непосредственно как языческ й бог, покров тельствующ й лесам, рекам, ручьям родн кам.

Так или и наче, большинство исследователей сходится в том, что беренде - это обособленное славянское поселен е, остав вшее память о себе в крас вых легендах, предан ях топон ме.

В очерке В.Ф. Воронова «Загадк царства Берендея» пр водятся тексты двух местных предан й. Первое з н х рассказывает о пр ч не появлен я «каменной «бабы», стоящей на берегу болота несколько столетий в районе деревни Черницыно. По сказанию, это окаменевшая цар ца Рогнеда:

«Царь Берендей любил по вечерам на озеро ходить. Вечерние лучи солнца скользили по глади озера. Царь ждал, когда взойдет луна и зальет окрестность холодным пр зрачным светом. И вдруг Берендей услышал чарующую музыку. В расплескавшихся волнах увидел царь красавицу-русалку. Заманила она Берендея в подводное царство, и волны поглот л Берендея. Цар ца Рогнеда забеспоко лась, побежала

5 Брокгауз ФА., Ефрон И А. Энциклопедический словарь. Т. 3. С. 155.

6 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М. : Рус. язык, 1981. Т. 1. С. 83.

7 Там же.

8 Цит. по: БакаевАМ. Берендеево болото.

Русская классика: динамика художественных систем

к озеру, стала кликать супруга, но болото только ответило ей эхом: «Берендей! Дей-ей-ей!» Так и осталась она с маленьким сыном в тереме. Но тоска одолела царицу, и пошла она опять на озеро. По-женски всплакнула и запричитала: «Муженек ты мой ненаглядный! Что ж ты словечка жене своей сказать не хочешь?» От тоски и горя преврати -лась Рогнеда в каменное изваяние женщины, каких немало в степях на

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

9

пути следования кочевых тюрков» .

Второе предание дает иное представление о царе Берендее и связанных с ним событиях:

«На горе, где сейчас расположена деревня Давыдово, стоял в древности терем царя Берендея. Была у царя красивая дочка Маша. Когда она подросла, Берендей стал подумывать о ее выданье. Как-то раз пр ехал к царскому терему два богатыря-красавца, од н краше другого. Машеньке понравился Иван-царевич, но Берендей невзлюбил его. Ему по нраву пришелся царевич Федор. Машенька не смогла прот в ться отцовской воле, т хо ушла на болото брос лась в трясину. Иван-царевич с горя пошел на болото вслед за возлюбленной и поконч л с собой на том же месте. Но царев ч Федор люб л Машеньку также горячо и преданно. Болотная трясина поглотила и Фе-дора-царевича»10.

Много легенд предан й сохран лось не только о сам х берендеях, но о местах, в которых он прож вал . Огромное кол чество сказаний посвящено таинственному Берендееву болоту, которое находится на юге Ярославской области или, как писали в своё время Брокгауз и Ефрон, «в Александровском уезде Владимирской губернии, на границах Переяславского и Юрьевского, длина 10 верст, ширина 4-5 вёрст. Есть следы жилья; по местному преданию, здесь был г. Берендеев, где жил царь Берендей»11.

Ещё два столет я назад одного з потомков каб нет-секретаря Петра Первого Н.П. Макарова предания побудили заняться поиском сокровищ на берегах Берендеева болота и возвышенности рядом с болотом, именуемой в народе Волчья гора. На этой возвышенности, сред дремучего леса, ему попал сь хорошо утрамбованные площадк , мусорные деревянные мостовые. О Волчьей горе упом нает В.Ф. Воронов: «Самым унылым и страшным местом на Берендеевом

9 Цит. по: БакаевАМ. Берендеево болото.

10 тт

Ц ит. по: там же.

11 Брокгаз ФА., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.rubricon.com/bie_1.asp (дата обращения 16.03.2012).

Русская классика: динамика художественных систем

болоте называют Волчью гору. Есть мнение, что некогда здесь было большое поселение с бойкой торговлей»12.

Предан я о про схожден назван я «Берендеево болото» тесно связаны с историями о берендеях. Так, например, краевед М.И. Смирнов записал воспоминания учительницы А.П. Лавровой села Лаврова, расположенного на берегу Берендеева болота:

«Вдова Марья управляла здешн м городом в незапамятные времена после царя Берендея, когда на месте болота было озеро. Горожане был народ буйный справляться с н м было нелегко. Вся надежда была на подрастающего сына, в котором мать души не чаяла. Вот сын её стал подрастать станов ться помощн ком матер . Раз он пошёл на озеро купаться и утонул. Горю матери не было границ. Она поднимает на ноги всех рыбаков и снаряжает их ловить труп сына. Но напрасно. Поймать его не могл . Марья с горя прокл нает озеро: «Чтоб тебя мохом подёрнуло», - сказала она, а в то время слово проклят я мело страшную силу. Озеро не по дням, а по часам начинает зарастать болотной травой, вот в конце концов на месте озера получ лось Берендеево болото. Но за это бог наказал вдову Марью. Лишь только она произнесла слова проклят я озеро стало зарастать, сама преврат лась в «каменную бабу». Сын её утопленн к за грех матер мучается до с х пор; тело его не гн ёт, а плавает под болотным покровом старается выйт на поверхность земли. Для этого толкается в него головой, но напрасно. Слой болотной земл только подн мается получаются кочк . Вместе с эт м утопленн ком такую же муку терпят уб йцы царев ча Д м тр я все вел к е грешн к . В болоте есть много «окон», каждый год появляются новые всё на тех местах, где с дела в Иванову ночь (накануне Ивана Купала) неч сть поганая думу думала, как бы люд крещёный донять и как бы вред ему причинить»13.

Историю возникновения «весенней сказки» «Снегурочка»

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В. Воронин объясняет так: «По пути в свое имение Щелыково А.Н. Островский задержался на несколько дней в Переславле-Залесском <...> Великий драматург ходил на хороводы, прислушивался к переславскому говору, записывал песни и частушки, знакомился с местным сказан ям . Пр ехав в Щелыково, Островск й создает пленительный образ языческой Снегурочки»14. Необычайно красивая

12 Цит. по: Бакаев AM. Берендеево болото.

13 Смирнов М.И. Из этнографических записей по Переславль-Залесскому уезду // Доклады Переславль-Залесского научно-просветительского общества. М. : MelanarB, 2004. Вып. 11. С. 21.

14 Цит. по: Бакаев A.M. Указ. соч.

Русская классика: динамика художественных систем

природа этиx мест, обычаи, традиции, предания иx обитателей, без шмнения, повлияли на поэтичеотое coзнaниe дpaмaтypгa, который пиcaл о Щелыкове: «Каждый пригорочек, каждая cocra, каждый изги б речки - очаровательны, каждая мужицкая физиономия значительна <...> и !c< это ждет кисти, ждет жизни от творче^ого дyxa. Здecь вcё вопиёт о воотроизведени и.»15.

Bпeчaтлeния Ocтpoвcкoгo, вызванные эюшедицией, невольно пе-peплeтaлиcь в его xyдoжecтвeннoм воображении c миром ру^юк ота-зок, c образами идеальной старины. Otce^ вcя cлoжнocть построения образа мира берендева царства, пpoявляющeгocя в стободном точета-ни и реально-бытовым картин co cкaзкoй и фантастикой.

Oбpaзнoe воплощение aвтopcкoгo идеала не раз приводило ителе-дователей к мыгсли о cooтвeтcтвии жанра «Снегурочки» литературной утопи и (Л.Ы. Лотман, A.M. Гаркави, A^. Ревяки н и др.)16. Но мы co-глacны c теми литературоведами, которые в данном мучае говорят лишь о традиции, элемент утопии в пьece драматурга (A.A. Штейн, Л.Ю. Ыалоземова, ЮЗ. Лебедев)17. Утопия должна нecти авторотое пpeдcтaвлeниe об идеальном coциaльнo-пoлитичecкoм общественном устройстве, обеотечивающем и дyxoвнoe ^вершениго чeлoвeчecтвa. Ocтpoвcкий же не ставит перед тобой задачи решения вoпpoca о co-вершенной конкретно-и сторичеотой форме coциaльнo-пoлитичecкoгo ycтpoйcтвa гocyдapcтвa. Жизнь царства берендеев показана c точки зрения народным пpeдcтaвлeний об идеальном гocyдapcтвe. Драматург c позиции народный идеалов pacкpывaeт ocнoвныe истоки, у^овия cпpaвeдливoй и cчacтливoй жизни. Oбщecтвo берендеев -это царство естественного закона и естественный прав, царство простодушия и и^ренти, наивным чyвcтв. Ю.B. Лебедев пишет: «Над лазкой веет дyx утопи и, кpecтьянcкoй веры в cyщecтвoвaниe обетованной земли, где зимы не бывает и где живет человек в довольстве и cпpaвeдливocти »18.

15 Островский A.H. Полн. собр. соч. : в 14 т. М. : ГИХЛ, 1952. Т. 12: Статьи о театре. Записки. Речи 1859-1886. С. 187.

16 Лотман Л.М. Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» // Островский А.Н. Снегурочка. Л. : Сов. писатель, 1989. С. 7-64; Гаркави A.M. «Снегурочка» Островского как социальная утопия // Ученые записки Калининград. ун-та. Калининград, 1969. Вып. 4. Филол. науки; Ревякин А.И. О романтике в драматургии А.Н. Островского // Островский А.Н. Горькое слово ст ны. М. : Молодая гвард я, 1973. С. 7-18.

17 Штейн Л А. Мастер русской драмы. Этюды о творчестве Островского. М. : Сов. писатель, 1973; Малоземова Л.Ю. «Снегурочка», «весенняя сказка» А.Н. Островского // Литература в школе. 1994. № 5. С. 22-33; Лебедев Ю.В. Россия А.Н. Островского // Островский А.Н. Пьесы. М. : Междунар. изд. дом, 2000. С. 52-68.

18 Лебедев Ю.В. Указ. соч. С. 44.

Русская классика: динамика художественных систем

Островск й наход т способы, которые позволяют в «весенней сказке» в обобщенном абстраг рованном в де дать эп ческую карт ну ж зн народа, его нац онального характера, ввест ф лософск й подтекст, пр дающ й содержан ю сказк общечеловеческ й характер. Но художественная оригинальность «Снегурочки» заключается в орган чном сочетан сказк , фантаст к , поэз пр роды, драматург вечных человеческ х чувств страстей с карт нам реальной ж зн . Поэтому в создан образов «весенней сказк » драматург смело сочетает романт ческ е реал ст ческ е художественные пр емы.

В характеристику сказочных героев пьесы (Снегурочки, Мизгиря, царя Берендея, Леля, Мороза, Весны) А.Н. Островский вводит реальные, бытовые детали, создавая тем самым глубоко типические образы. Сочетание народнопоэтической идеализации с воплощением чисто человеческих черт характера отчетливо прослеживается в фантастических образах Весны и Мороза. В мифологическом плане Весна олицетворяет живительные силы пробуждающейся от зимнего сна природы:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В урочный час, обычной чередою Являюсь я на землю берендеев.

Нерадостно и холодно встречает Весну свою угрюмая страна19.

С другой же стороны, образу Весны художник придает черты молодой, ветреной, кокетливой женщины:

Сама я ви новата;

Что холодно и мне, Весне, и вам.

Шестнадцать лет тому, как я для шутки И теша свой непостоянный нрав,

Изменчи вый и прихотли вый, стала

Заи грывать с Морозом, старым дедом. [5]

В образе Мороза также облик грозного повелителя холода сочетается с чертами своевольного, озорного, скрипучего старика, который все делает по своей прихоти. «Красноносый», как называет его Весна, как озорник и проказник леденит землю:

По богатым посадски м домам Колоти ть по углам,

У ворот вереями скри петь,

Под полозьями петь Любо мне,

Любо, любо, любо [8].

19 Здесь и далее цит. по: Островский А.Н. Снегурочка. Л. : Сов. писатель, 1989. С. 4 (с указан ем стран цы в тексте стать ).

Русская классика: динамика художественных систем

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Но в то же время, Мороз предстает в образе сурового владык , который горд тся сво м безгран чным вечным господством над снежной Сибирью. В Морозе нет любви ни к миру живой природы, ни к м ру людей:

По чумам, по юртам кочевни ков,

По зи мовкам зверовщи ков Захожу, заброжу, зашаманствую,

Будут мне в пояс кланяться [9].

Сложная природа образов воплощается А.Н. Островским при помощ реал ст ческ х пр нц пов речевой характер ст к , где автор стрем тся к верной передаче не только лекс к фразеолог , но и склада речи. Речь персонажей «Снегурочки» насыщена индиви-дуальными чертами. Как замечает Н.М. Леонова, «язык пьесы-сказки помогает драматургу раскрыть пс холог ю героев, показать х внут-ренн й м р, внутренн е переж ван я, а порою прослед ть эволюцию образа»20.

Т ак, например, с изменением отношения Снегурочки к жизни меняется речь главной геро н :

Тяжелою обидой, словно камнем,

На сердце пал цветок, и змятый Лелем И брошенный. И я как будто тоже Поки нута и брошена, завяла От слов его насмешли вых. К други м Бежи т пастух; они ему ми лее;

Звучнее смех у них, теплее речи [35].

В создании образа мира произведения большое значение при -обретает пейзаж, который выполняет различные функции, в том числе автором переосмысливается традиционный романтический прием изображения состояния души героя в слиянии с природой. Уже в самом начале пьесы читатель погружается в сказочный мир благодаря красочным картинам природы, которые описывает Вес-на-Красна:

Земля, покрытая пуховою порошей,

В ответ на их при вет холодный кажет Такой же блеск, таки е же алмазы С верши н дерев и гор, с полей пологих ... [4].

20 Леонова Л.М. Литературно-эстетические принципы в драме А.Н. Островского «Снегурочка».

Русская классика: динамика художественных систем

Знач тельную роль в создан образа ж телей Берендеева посада грают подробные обстановочные ремарк , в которых достоверность топоса сочетается с карт нам романт ческого пейзажа:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты редк й безл ст-ный березн к; налево сплошной частый лес больш х сосен елей с сучьям , пов сш м от тяжест снега; За рекой Берендеев посад, стол -ца царя Берендея; дврцы, дома, збы, все деревянные, с пр чудл вой раскрашенной резьбой; в окнах огни [3].

Перед долгожданным приходом Солнца А.Н. Островский описывает место проведен я праздн ка, которое часто упом налось в славянских обрядах встречи бога Ярилы:

Яр л на дол на; слева отлогая покатость, покрытая невысок м кустам ; справа сплошной лес; в глуб не озеро, поросшее осокой водяными растениями с роскошными цветами; с правой стороны озера голая Яр или на гора, которая оканчи вается острою вершиной. Утренняя заря [98].

Обычные и одновременно волшебно-таинственные явления при -роды в «весенней сказке» подчеркивают и дополняют события, происходящие в мире людей. «Тем самым, - говорит Н.М. Леонова, - Ост-ровск й указывает на всеобщ й, знач мый характер борьбы Весны Мороза: новых норм человеческ х отношен й со старым укладом»21.

В царстве берендеев, живущих по правде и совести, властвует свобода общественных и личных отношений. В «Снегурочке» неоднократно подчеркивается, что в характерах берендеев нет корысти, равнодушия. О великодушии, доброте и жизнелюбии берендеев говорит сам Царь слободы:

Веселое гулянье! Сердцу радость Глядеть на вас. Играйте, веселитесь,

Заботы прочь гони те: для заботы Своя пора. Народ вели кодушный Во всем вели к, - мешать с бездельем дело Не станет он; труди ться, так труди ться,

Плясать и петь, так вдоволь, - доупаду [81].

Радостная, счастливая и прекрасная жизнь в стране берендеев обусловлена состоянием мира, отсутствием войн и раздоров:

Взглянув на вас разумным оком, скажешь,

Что вы народ честной и добрый; и бо

21 Леонова ЛМ. Литературно-эстетические принципы в драме А.Н. Островского «Снегурочка».

Русская классика: динамика художественных систем

Ли шь добрые и честные способны

Так громко петь и так плясать отважно [81].

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Общественные и политические обязанности исполняются берендеями добросовестно, честно, а равнодушие и безответственность счи -таются пороком. Царь Берендей не принимает смертной казни в своем государстве, заменяя ее вечным изгнанием.

Гони те прочь его от каждой двери,

От каждого жилья, где свято чтутся Обычаи честные стари ны! [81]

Несправедливости устраняются в сказочном царстве не единоличной властью, а всеобщим народным судом. Народный суд над преступником, оскорбившим чувство любви, своеобразный суд совести , и возможен он только в таком государстве, где «свет правдой и совестью только и держится». Сзывают на «суд царев» глашатаи, служащие Берендею:

Глашатаи, по вышкам!

Скликать народ с базаров и торгов На царски й двор, на царски й грозный суд.

А кли кать клич учти во, честно, складно,

Чтоб каждому по чи ну вели чанье,

По звани ю и по летам был почет,

Да кланяйтесь почаще да пони же! [67]

В стране берендеев все равны перед законом. Исходя з пр нц -пов гражданского равенства берендеев, царь обращается к Солнцу с призывом: «Палящий бог, тебя всем миром славим? Пастух и царь тебя зовут, яв сь!»

Высока в жизни берендеев роль любви. Для них она «Благое чувство. Великий дар природы. Счастье жизни, Весенний цвет ее!» [71]. Именно любовь стала сюжетным центром чудесной сказк . Беренде умеют цен ть любовь, поэтому он награждены м лостью богов люб-в плодород я. Пр нарушен законов в государстве, оскорблен чувств, беренде боятся гнева всемогущ х богов. Не случайно змена Мизгиря Купаве отозвалась болью во всех окружающих. Все воспри -нял неблагородное поведен е сына купца как л чное оскорблен е: «Всем обида, // Обида всем девицам-берендейкам!» [51]

В «Снегурочке» А.Н. Островский выразил свое представление о разумной власт в л це царя Берендея, воплощающего мудрость простоту, справедл вость доброту, любовь к людям целомудр е, царскую власть на вную скромность. Народность прав теля берен-

Русская классика: динамика художественных систем

деев отчетливо выявляется в найденном им пути исцеления своих подданных от низменных страстей. Задуманное им мирное жертвопр и-ношение разгневанному богу солнца осуществляется в виде всенародного праздника всеобщего примирения и взаимной самоотверженной любви:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

И пусть тогда сольется В еди ный клич при вет навстречу Солнцу И брачная торжественная песнь,

Угодней нет Яриле жертвы! [61].

Берендей раскрывается не только как мудрый царь, но и как глубокая творческая натура. В диалоге с Бермятой он выступает по контрасту с ним как «художник, рефлексирующий, размышляющий о законах искусства, о природе, о красоте»22. Проявление творческой одаренности царя и всего общества берендеев отразилось в забавных играх, присказках, шутках бирючей, сзывающих народ во дворец:

Любезна мне и гра ума и слова:

Простая речь жестка. Уборы красят Краси вых жен; высоки е палаты При красами красны, а речи - складом,

Теченьем в лад и шуткой безобидной [69].

В сказочной стране царь Берендей способствует развитию и расцвету искусства. Около царя собрались все те, кого в старой Руси можно было считать артистами - скоморохи, слепые гусляры, восхваляющие деяния правителя Берендеева царства. Сам царь занимается росписью столбов в своем дворце:

Палатное пи сьмо и меет смысл:

Небесными кругами украшают Подпи счи ки в палатах потолки Высоки е; в простенках узких пи шут,

Утеху глаз, лазоревы цветы Меж травами зелеными [66].

В образе сказочного царства берендеев А.Н. Островский прославляет любовь и свободу человека, великую силу искусства, радость, которую доставляет приобщение к красоте и творчеству. За поисками ответов на самые сложные вопросы герои пьесы идут к Берендею -«блюстителю мира», олицетворяющему в пьесе организующую и оце-

22 Ко Ён Ран. Художник в мире берендеев (концепция творческой личности в архаическом обществе) // Вестник Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 2002. № 1. С. 145.

Русская классика: динамика художественных систем

ни вающую силу. Царь Берендей выступает не только хранителем мира (спокойствия), но и всего миропорядка (знание правителя о круговороте жизни отражено в росписях его палат). Законам мироустройства соответствуют строгие нравственные законы берендеевского бытия.

Царь

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Чем же и свет стои т?

Правдой и совестью

Только и держи тся [54].

Концепция пьесы «Снегурочка» основана на глубокой вере драматурга в спасение всего человечества красотой. В связи с этим А.Л. Штейн замечает: «Островский горячо любит жизнь и верит в неё, несмотря на все её диссонансы. Подобное жизнелюбие, подобный непоколеб мый опт м зм дает художн ку только тесная связь с

^ 23

народной жизнью и прогрессивными гуманистическими идеалами» .

Итак, основным источником создания сложного по своей структуре образа м ра царства Берендея в «Снегурочке» А.Н. Островского послужили народные обычаи, традиции, обряды, предания Переслав-ского края. В художественной картине образа жизни берендеев Ост-ровск й выраз л свое представлен е об услов ях счастья благоден-ств я народа: м р как проявлен е л чностной свободы равенства, которые пон маются с поз ц народных нравственных деалов; справедл вые законы, способствующ е дост жен ю счастья; высокая нравственно-эстет ческая роль скусства; любовь, свободное выражен е чувств. Сочетан е фантаст к реальност в образе Берендева государства объясняется главной нравственно-эстетической целью А.Н. Островского - воплощен е поэт ческ обобщенного деала нац ональной ж зн .

23 Штейн Л.А. Мастер русской драмы. С. 278.