Научный обзор
ISSN 2313-7347 (print) ISSN 2500-3194 (online)
Review article
DOI: 10.17749/2313-7347.2019.13.2.174-180
«
S ff
К
<
О
а и
4J Рч
S *
S
1н
О <
о a
4J й s
l-H
о и
H и
а
4J
g
a
Мифологические корни медицинских теорий дифференцировки пола
С.Д. Колдман
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации; Россия, 117997 Москва, ул. Островитянова, д. 1
Для контактов: Северина Дановна Колдман, е-шаИ: [email protected]
Резюме
Цель исследования: выявить влияние мифов на научные представления о дифференцировке пола ребенка в дореволюционной России.
Материалы и методы. Материалами исследования выступили изданные в России в XIX - начале ХХ веков труды докторов, этнографов, мистиков из фондов Российской государственной библиотеки, а также рукописные тексты отдела рукописей. В работе использован сравнительно-исторический метод.
Результаты. В ходе исследования выявлено влияние религиозно-мистического представления на понимание процесса дифференцировки пола ребенка: представления о правой и левой сторонах тела женщины, о нравственном поведении мужчины, о влиянии менструального цикла в мистическом контексте, о поведении во время полового акта и др. Также рассмотрены методы угадывания пола и приметы, связанные с планированием пола будущего потомства у небеременных.
Заключение. Представления акушеров о дифференцировке пола ребенка в XIX - начале ХХ веков не обладали академической достоверностью и носили иррациональный характер.
Ключевые слова: пол ребенка, угадывание пола, мифы, история акушерства и гинекологии, история медицины Статья поступила: 03.12.2018; в доработанном виде: 22.01.2019; принята к печати: 17.05.2019. Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов в отношении данной публикации. Финансирование
Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект № 17-31-01020 «Взаимодействие государства и провинциального общества в формировании национальной модели медико-социальной работы России в XIX - начале XX века».
Для цитирования: Колдман С.Д. Мифологические корни медицинских теорий дифференцировки пола. Акушерство, Гинекология и Репродукция. 2019;13(2):174-180. 001: 10.17749/2313-7347.2019.13.2.174-180.
CD
О CD У Œ CD
О
СП
К S X
го
СО
СО -О
О
К то ± ф ©
со
5 го
S У
CD О О. С
CD
I
■ Ю
В, 05
(Л I
та"? о ст> о
о со
CD
С Ю
^ ст>
CT -"fr
Q. CD
ГО
О ™ О CD ГО X
го
У
го ^
о
го g
-О
ю
У с
о
о х
ГС
? ф
I- О.
Ï О
О. 2
s а-
i -& ГО х
CIS
Mythological roots of medical theories of gender differentiation
Severina D. Koldman
N.I. Pirogov Russian National Research Medical University, Health Ministry of Russian Federation; 1 Ostrovityanova St., Moscow 117997, Russia
Corresponding author: Severina D. Koldman, e-mail: [email protected]
Abstract
Aim: to study the interrelation between the myths and the scientific understanding of sex differentiation of the fetus. Materials and methods. The study is based on the materials published in the XIX - early XX century in Russia; among them, reports by medical professionals, ethnographers, and mystics stored in the Russian State Library, including a number of handwritten texts in the Manuscripts Department.
Results. In this review, the method of comparative historical analysis was used to reveal the predominance of the religious and mystical views in the popular understanding of sex differentiation. Among them are ideas about the right and left sides of a woman's body, about the moral behavior of a man, about the role of the menstrual cycle in the mystical context, about the couple behavior during the intercourse, and more. Methods for predicting the sex of the future child were also reviewed, as well as the signs related to the child sex planning.
Conclusion. In the XIX - early XX century Russia, the views and understandings of obstetricians about the fetal sex differentiation were rather irrational and had no academic credibility.
Key words: child gender, gender prediction, myths, history of obstetrics and gynecology, history of medicine Received: 03.12.2018; in the revised form: 22.01.2019; accepted: 17.05.2019. Conflict of interests
No potential conflict of interest was reported by the author. Funding
The study was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project № 17-31-01020 «Interaction between the state and the provincial society in the formation of the national model of medical and social work in Russia in the XIX - early XX century».
For citation: Koldman S.D. Mythological roots of medical theories of gender differentiation. Akusherstvo, Ginekologia iReprodukcia = Obstetrics, Gynecology and Reproduction. 2019;13(2):174-180. (In Russ.). DOI: 10.17749/2313-7347. 2019.13.2.174-180.
Введение / Introduction
Тема пола будущего ребенка представляла немалый интерес в России в XIX - начале ХХ веков. Научные медицинские труды, опубликованные в указанный период, демонстрируют отсутствие однозначных достоверных сведений по данному вопросу. В то же время существовали народные поверья и приметы, прямо или косвенно объясняющие принципы диффе-ренцировки пола.
Среди современных понятий и представлений сохраняется идея об иррациональных факторах, влияющих на пол плода. В современной академической среде бытует представление о «случайности» выбора той или иной хромосомы. Например, в 2010 г. в работе С.В. Калентьевой, М.А. Кабановой поднимается вопрос о возрасте будущих родителей, а также попытка заявить о влиянии негативных факторов окружающей среды (курения) на чувствительность плодов мужского пола [1]; ранее в 2008 г. о том же упоминал И.В. Грошев,
который также рассматривал влияние тревоги и стресса у беременной на соотношение полов ее потомства [2]. В статье 2016 г. Т.С. Соболева и Д.В. Соболев заявляют о глобальном воздействии на полообразова-ние, а именно, о влиянии космических факторов, таких как возмущенность магнитного поля, межпланетное и солнечное магнитное поле, гравитация и солнечная активность [3].
Среди историков данный вопрос рассматривается в ряду с традиционными обрядами детского цикла, например, в трудах В.А. Бурнакова, Т.В. Краюшкиной, В.О. Очирова, Н.Л. Пушкаревой, Н.А. Мицюк, А.В. Беловой и др. Работы,посвященные выявлению связей между народным мифом и медицинскими представлениями в акушерстве и гинекологии в дореволюционной России, отсутствуют.
Актуальным представляется анализ врачебных теорий и сравнение их с бытовавшими мифологическими стереотипами в вопросе дифференцировки
к ц
CD О
О ь
ся ri-
ft CQ
сК К
H M • 0 X <я CQ
ся CO
.0
G О с
y о d
Р к
ft 0 ц ч о ■ to
0 X
1—1 CD
0 т <я £
QfQ X со с
y <я X 00 1-
a ч т
CD о
P Œ С с
а CD X с; m
R d to ю со
ft 4
о
а
с
о
(-к м •
О р
пола, существовавших в указанный период. Также необходимо рассмотреть существовавшие приметы и нравственные установки, направленные на угадывание пола вынашиваемого ребенка, а также на планирование пола будущего ребенка у небеременной как входящие в комплекс представлений о механизме контроля и воздействия на соотношение полов потомства.
Таинства женские
Наиболее ранняя книга, на которую опирались акушеры, - сочинение Альберта (Альбертуса, Альбер-тина) [4, 5]. Данная рукопись была переведена на русский язык в числе первых медицинских книг, что свидетельствует о ее популярности. Она состояла из 3 сочинений (Книга таинств женских; Книга таинственная Альберта Великого о силах трав, камени и животных неких; Книга Михаила Скота о естественной науке и тайнах природы) и представляла собой популярную энциклопедию, «отдающую средневековой астрологией».
В VIII главе данного труда отдельное внимание уделено теме «О знамениях отрок или отроковица есть во чреве». Интересно, что Михаил Алексеевич Колосов, случайно обнаруживший ее и сделавший обзор содержания, признается, что на весенней сессии Акушерско-гинекологического общества в 1926 г. обсуждался тот же вопрос, и участники «увы, не разрешили его, также как не могли разрешить в XII веке и раньше» [6]. М.А. Колосов ностальгирует: «И когда теперь в ХХ столетии вам приходится выслушивать рассказы о всевозможных приметах и сталкиваться со всевозможными суеверными предрассудками, невольно кажется, что где-то в глубинах народных еще сохраняется память об этих мудреных старых книгах, своим содержанием уносящих нас к колыбели современной культуры» [6]. То же подтвердил 70 лет назад сотрудник журнала «Министерства Народного Просвещения», специализирующийся на естествознании, астрономии и оккультных науках, М.С. Хотинский, заявив, что «чудодейственные творения» Альберта читались «с жадностью» и применялись на практике [7].
При ближайшем рассмотрении медицинских текстов становится очевидным наследие гуморальной теории, например, убеждения об участии в полообра-зовании «эфирной жидкости» и «соков женщины» [8]. Данная тема также имела отражение в медицинских взглядах XVII века на тему женской крови. А именно, «влажность» женщины и то обстоятельство, что у молодых девушек месячные идут каждый месяц, а у старух они меньше или отсутствуют вовсе, поскольку те «иссыхают». При этом дается такое объяснение цикла в подростковом возрасте: «Творец полагает, что в 12, 13 и 14 лет теплота добре изнуряет влажность пищную» [4]. Слово «изнурять», вероятно, следует воспринимать как обозначение процесса деформации, распада [9], что подразумевает наибольшую активность молодого женского тела и регулярность менструального цикла, а также может
намекать на выгодность, присущую молодому организму, в вынашивании плода.
По мнению специалистов, в полообразовании участвовали следующие части тела будущей матери: яичники, бока, живот, грудь, а также ноги, точнее их положение во время совокупления. Существовали рекомендации для мужей следующего характера: «Не ложись с бабой с левого бока, чтобы не родилась девочка» [10].
Тема правого-левого нашла свое отражение в традициях угадывания пола будущего ребенка. Внешность женщины и ее поведение также являлись индикаторами определения пола будущего ребенка. Так, домочадцы могли посадить женщину на пол и предложить ей встать на ноги самостоятельно. Если она вставая опиралась на правую сторону, значит у нее будет мальчик, а если на левую - девочка [10].
Доктор О. Браун уже в 1858 г. называет это положение о правой и левой стороне ложным и в то же время утверждает, что причины образовании того или иного пола у ребенка нужно искать не в телесном, а в духовном русле [11].
Стойкость народных представлений сохранялась в начале ХХ века и была отмечена земскими врачами: «Иногда бабкам приходится заниматься угадыванием пола будущего ребенка <. > если живот заострен, т. е. несколько конусообразный, то родится мальчик; если же живот плоский или очень растянутый в поперечном направлении, то родится девочка» [12]. Про «вострое брюхо» и правую сторону также упоминает Н.П. Сокольников, посвятивший свое исследование изучению быта и мировоззрения чукчей; впрочем, он отмечает, что не все «бабки» придерживаются того же мнения [13].
То же в Сборнике сведений о быте крестьян, зафиксированном этнографами в 1890 г. [14]. В более раннем сочинении Альберта утверждалось противоположное представление: «живот вправо и круглый, то это знамение мальчика» [4]. Однако сохраняется положение о правой стороне.
В сочинениях Альберта помимо сторон описываются еще 5 знамений «отрок или отроковица есть во чреве». Например, если у женщины румянец на щеках, то будет мальчик. Или же: если насыпать соль на соски беременной и соль растает от тепла, то у нее будет сын, что, вероятно, связано с понятием тепла как атрибуте маскулинности и холода - феминности [4].
В целом, что касается женской груди: если «молоко густое и добре исходительное», то родится мальчик. Также мужской пол будущего ребенка помогает выявить сравнение грудей на предмет в какой из них больше молока. Предпочтение снова отдается правой стороне.
Очевидна сохранность стереотипа, что решающее влияние на пол будущего ребенка оказывает женщина, а именно, одна из сторон ее тела [15].
К 1900 г. некоторыми врачами допускается влияние отца на пол будущего ребенка, которое объяснялось следующим образом: «он должен пробудить в
си
о си
т ^
си
о
ей
к ^
X
го ей
со
-О
о
К то ^ ф ©
со
5 со
5 £
си о
О. С
си ^ I ■ ю
В, 05
(Л I
та"? о о> о
о со си
с ю ^ ст> ст
^ с; о. си
СП
о § О си со
X
со т
со ^
о
со .а
ю
т ^
с
о
о х
ГС
? £ I- О.
£ о ^ 2
£ ^ I -&
со х
женском организме изменение зародыша». А именно, приложив усилия и крепость мужского организма, физическую силу, которые оказывали прямое влияние на полообразование, т. е. «сильный баран - ягнята мужского пола, ослабевший баран - женского» [16].
То же находим в труде доктора О. Брауна, который ссылается на Вирея, утверждавшего, что в случае соития сильного мужчины со слабой женщиной родится мальчик, а если мужчина престарелый или молодой, но подверженный распутству, он будет производить только девочек. Впрочем, сам доктор О. Браун сомневается в достоверности данного тезиса и свое мнение озвучивает с опаской, полагая, что читатель не поймет его пространных объяснений. Так, он считает, что мальчики и девочки образуются не из чего иного как из «силы воли», а именно, из ее (силы воли) власти над материей [11].
Доктор А. Дебэ придерживается схожего мнения: если в половом акте преобладает влияние женщины, то оплодотворение будет ребенком женского пола, если влияние мужчины - мужского. Что подразумевается под «влиянием» (активность во время полового акта, физическое преобладание, интенсивность желания и проч.), доктор не уточняет. Зато он рекомендует мужчинам во время совокупления «сосредоточить все свои помыслы» на том поле будущего ребенка, который желает; женщина же должна вести себя во время полового акта «спокойно» и тоже думать только о зачатии существа мужского пола. Тема зачатия ребенка женского пола не рассматривается [17].
Помимо этого существовала теория «перекрестной передачи пола»: от более сильного производителя к слабому, когда крепкий родитель рождает ребенка противоположного себе пола, что противоречит предыдущим представлениям.
При этом важно учитывать такие характеристики, как вес тела будущего отца, который если значительно превышает норму и характеризует человека «жирным», то в таком случае рождаются девочки. Так, сухие и нервные мужчины становятся отцами мальчиков, потому что их мужественность «более развита». Аналогичный тезис касается и женщин. Однако в процессе угадывания пола вес считывается диаметрально: «если же женщина худеет лицом, то родит мальчика, а не худеет, то девочку» [14].
Также связывали полообразование с условиями проживания и качеством продуктов, употребляемых матерью, а именно, с их стоимостью как эквивалентом качества. Благоприятные условия проживания беременной приводили к рождению девочек.
В XIX - начале ХХ веков учитывали разницу лет родителей и климатические условия: «на севере родится больше мальчиков, чем на юге» [16], что противоречит таким понятиям, как мужское-теплое и женское-холодное, описанным ранее.
Немаловажным считалось эмоциональное поведение женщины, а именно: «когда беременную женщину спросить, кого она родит, сына или дочь, то если она
засмеется, родится девочка, если рассердится, то мальчик» [10]. В данном случае прослеживается половой дипсихизм.
В поисках достоверных объяснений дифференцировки пола доктора обращались к аналогичным механизмам в природе: «Птицы же несут по 2 яйца, с женским и мужским зародышем <...> то же у женщины <.. > каждый месяц созревает одно яйцо. в следующий же месяц яйцо будет женского пола и т. д.» [16].
Опыты с искусственным оплодотворением лягушек принесли следующий результат - 95 % самок. Разумеется, автор описанного эксперимента еще не имел представления о хромосомном наборе самца, семенем которого проводили оплодотворение. В качестве возможной причины такого результата высказывалось предположение о «худших условиях» и «плохом питании». В другой части описания приводится противоположное мнение, что при плохом питании среди рождаемого скота будут преобладать самцы. Стоит отметить, что в данном тезисе присутствует идея физической выносливости как одной из характеристик маскулинности.
Также приводились самые выдающиеся взгляды: если яйцо вполне созрело, то можно ожидать, что после оплодотворения оно разовьется в зародыш мужского пола. При недостаточном половом созревании яйца из него не может развиться наиболее сильный и совершенный представитель - самец, а только самка. Понятия «полного», «зрелого», «мужского» противопоставляются таким терминам, как «незрелый», «слабый», «женский». Здесь наиболее очевидно влияние на медицинские взгляды стереотипов о гендерной стратификации, о доминировании мужского пола над женским.
Все маскулинные характеристики обладают положительными коннотациями, и лишь единожды упоминается увеличение количества рождения мальчиков как следствие содержание их матерей в неблагоприятных условиях. Однако в примере с искусственным оплодотворением лягушек, давших в результате эксперимента 95 % самок, этот тезис дискредитирован предположением о плохом содержании и питании подопытных.
Тем не менее отцы не лишались возможности влияния на пол потомка, им вменялись различного рода рекомендации.
Среди факторов, влияющих на половую дифферен-цировку, упоминается версия «об излишестве» полового семени мужчины. Расход спермы на любовниц означает рождение у последних здоровых и, главное, красивых детей, в то время как законным женам остаются «выжимки тщедушные» [17]. Именно наличие законного брака гарантирует физические и нравственные преимущества детям, что в свою очередь напрямую связано с отсутствием стыда и страха, а также наличием уважения у родителей со стороны общества. Если же мужчина и женщина не уверены в себе, что-то скрывают, то их дети никогда не станут красивыми существами.
к ц
CD
о
СЯ ,-f-
CQ
к
О
t/з
с? Ü
y *
e о о
ft
QTQ У
a
Я
rt
тз
H
о
о
в
Теория расточительства семени
Тему «чудесности» и значимости мужского семени отметил в середине XIX века доктор О. Браун, который считал, что раз организм так мало выделяет спермы и добыть ее не так-то просто, то она является «самым совершеннейшим и самым бережным продуктом человеческого тела». А значит, семя нельзя тратить безрассудно, в противном случае можно получить наказание в виде некоего «большого вреда». Доктор О. Браун подводит свою мысль к тому, что у тех, кто поддается чрезмерному сладострастию и каждый день тратит сперму, здоровье и сама жизнь находятся в большой опасности. Причина этого кроется в большом количестве нервных окончаний, находящихся в половых органах, и, в частности, в половом члене. Сам процесс эякуляции, по мнению специалистов данного времени, схож с приступом эпилепсии, а значит, частые занятия сексом неизменно приведут к больничному ложу [11].
Теория расточительства семени применима и к каллипедии и к мелантропогенции. Если первый термин известен как «искусство рождать красивых детей», то во втором случае термин «мелантропоген-ция» не имеет современных определений, будучи забытым, но представлял определенный интерес в XIX веке как искусство производить великих людей. С этим связаны такие поверья, как то: беременной желательно смотреть на статую Амура или на портрет прекрасного Язона.
В целом, философия расточительства репродуктивных сил организма как на беспорядочные связи, так и на онанизм заключается в том, что человек, будучи особью неделимою, во время полового акта «отдает часть своей жизни для возжигания новой» [17]; соответственно, если не давать телу и разуму восстановиться после такой потери, то в итоге жизнь покинет человека.
Что касается биохимических представлений, здесь сохранялись средневековые методы диагностирования состояния пациента методом пробы мочи. Так, сахар в моче беременной оказывал влияние и на половую дифференциацию ее будущего ребенка: если моча не обладает сладким вкусом, то родится мальчик.
Также существовали приемы планирования пола будущего потомства. Нужно было дать послед родившегося ребенка собаке: если женщина следующим ребенком хочет мальчика - то послед доставался кобелю, если хочет девочку - суке [18]. Этот способ рассказан старой еврейской акушеркой.
Особенности «национальной рождаемости»
Особый интерес представляет обращение врачей к статистике родильных домов, на основании которой делались выводы о влиянии религиозных взглядов на деторождение. Акушеры старались выявить и подтвердить тезис, что принадлежность к определенной нации, исполнение характерных для нее ритуальных традиций оказывало непосредственное влияние на дифференцировку пола их потомков.
Сравнение репродуктивных свойств еврейских и русских женщин проводили доктора В.С. Перлис [19], М.Н. Паргамин [20, 21], С.С. Вермель [22]. В их трудах проводился анализ менструальных циклов у евреек и неевреек, регламент на совокупления в иудаизме, количество родов, количество выживших детей, а главное - количество рожденных детей мужского пола. «Если различные условия жизни евреев и христиан в половом отношении имеют в окончательном результате увеличение у евреев числа мужских рождений над женскими, то eo ipso разумеется, что и все половые функции женского организма еврейки (или время наступления месячного очищения, его продолжительности и т. п.) с большей вероятностью отличаются от тех же функций христианки» [20]. Результаты подобных наблюдений объединялись в такое понятие, как «особенность еврейской рождаемости» [22].
Подтверждение своим гипотезам медики ищут в текстах книг священного писания: «Древние талмудисты объясняли себе, что пол ребенка зависит от того, кто из обоих родителей крепче и страстнее; причем предполагалось, что если здоровее отец, то рождается мальчик, а если здоровее мать, то образуется плод женского пола» [20]. Аналогичный тезис существует и в христианском обществе и был рассмотрен выше. Можно утверждать, что врачи опирались на существующие мифологические стереотипы, бытовавшие в народе.
Иудейский регламент на совокупления, по мнению врачей, обеспечивал производство спермы «первой категории», т. е. выдержанного семени, обладающего большей густотой, сильного, способного к зарождению мальчиков. При этом наличие 4 постов в христианской религии, а также постные дни каждые среду и пятницу (за исключением праздничных дней) не оказывают такого влияния на семя христианина. Также это относится к женщинам, которые согласно одному «чрезвычайно разумному правилу Моисеева законодательства» не должны совокупляться в начале, во время и в течение 8 дней после менструации. Аналогичный довод находится в 194-м издании сочинения доктора А. Дебэ, бестселлере, проданном тиражом в 1 млн экземпляров. Снова подчеркивается рождение мальчика как наиболее желанное, причем доктора используют слова «должна», «не должна», это «разумно» и проч. [17].
В труде В.С. Одляницкого-Почобут, рассматривающего смертность грудных детей, в том числе приводится статистка по конфессиям. Согласно его данным, самая низкая детская смертность сохраняется у евреев, в то время как у православных - самая высокая, на втором месте протестанты, на третьем - католики, а также нулевые показатели смертей от оспы у евреев, от врожденного сифилиса и др. [23]. Данную статистику связывают с нравственным поведением евреев, которое, как было описано выше, также влияет на дифференцировку пола у потомства.
CD
О CD Т CL CD
О СО
к s
X
со со
со
-О
о
к то ± о ©
со
5 со
* S?
CD О
О. С
CD
I ®
■ Ю
В, 05
(Л I
та"? о о> о
о со
CD
С Ю
^ ст>
СТ -"fr
Q. CD
СП
О ™ О CD СО X
со т
со ^
о
со
-О
ю
т ^
с
о
О х
ГС
? и
I- О.
£ CD
О. 2
р ^
£ ^
i -& со х CIS
Отсюда медицинские представления о нравственном поведении и идеи о его влиянии на репродуктивное здоровье. Значительное влияние на пол ребенка оказывала законность отношений в паре: «Известно, что среди внебрачных количество мужских рождений вообще гораздо больше: это универсальное явление» [22]. Подчеркивалось, что внебрачных связей у евреев значительно меньше, чем у христиан. Тем самым выделялось моральное доминирование одной религии над другой, подтвержденное, по мнению медиков, в репродуктивном производстве нации и, в частности, в меньшем количестве мертворожденных детей.
Заключение / Conclusion
В результате исследования выявлено, что заинтересованность в рождении ребенка определенного пола приводит к обращению к мифологическим стереотипам и внедрению их в медицинскую практику. Очевидно мистически осознаваемое влияние религиозности на представление о физиологических процессах деторождения.
При отсутствии достоверных научных сведений о хромосомах медики указанного периода возлагали ответственность за дифференцировку пола плода на женщину.
Литература:
1. Калентьева С.В., Кабанова М.А. Комплексный анализ факторов, определяющих соотношение числа рождающихся мальчиков
и девочек. Бюллетень СО РАМН. 2010;30(5):93-6.
2. Грошев И.В. Медико-социологический анализ рождаемости, заболеваемости и смертности с учетом половых, возрастных и гендерных различий. Вестник ТГУ. 2008;13(2-3):157-68.
3. Соболева Т.С., Соболев Д.В. Влияние космических факторов на формирование пола человека и феномен женского спорта. Вестник новых медицинских технологий. 2016;(1):220-8. DOI: 10.12737/18572.
4. Альберт Славной. Таинств женских, еще о силах трав, камений, зверей, птиц и рыб. Переведен се слово от слова с латинского на славенский и написан лета Господня 1670 от создания се мира 7178 (рукопись). М.: Отдел рукописей Государственной публичной библиотеки им. В. И. Ленина, № 2955. 166 лл.
5. Зедека М., Альбертин, Папюс. Знахарство, или русские народные заговоры, и полное собрание всевозможных поверий, суеверий, предрассудков и колдовства на все случаи жизни. М.: Авиатор, 1911. 47 с.
6. Колосов М.А. Альбертус - книга преудивительная таинств женских. Труды акушерско-гинекологического общества при I МГУ. 1926;32:325-336.
7. Хотинский М.С. Чародейство и таинственные явления в новейшее время. СПб.: Издание Е.Н. Ахматовой, 1866. 438 с.
8. О действиях природы в произведениях рода человеческого, или о стремлении одного пола к другому, о плодотворении, зачатии, зарождении и сохранении младенцев, для произведения на свет здоровых детей и для сохранения собственных сил и здоровья, с показанием безвредных и испытанных средств к укреплению ослабевших органов. М.: В Университетской типографии, 1845. 116 с.
9. Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. 2: Индоевропейские языки и индоевропеистика.
М.: Языки славянской культуры, 2013. 725 с.
10. Суеверия и предрассудки крестьян Воронежской губернии. Хрестоматия. Воронеж: Истоки, 2013. 272 с.
11. Браун О. О физических супружеских отношениях мужчины и женщины. М.: Российская государственная библиотека, 1858. 272 с.
Помимо этого существовали гендерные характеристики разделения мужского и женского на правое и левое. Причем позитивными ассоциациями наделялось понятие маскулинного: мужское-теплое, мужское-густое, мужское-зрелое, мужское-сильное, мужское-правое. Понятие феминного обладало противоположными характеристиками: женское-холодное, женское-влажное, женское-жидкое, женское-левое и т. д.
В формировании медицинских представлений о полообразовании интерес представляли такие аспекты, как условия проживания женщины, национальность, конфессиональная принадлежность, питание, возраст, половое поведение, брачный статус или его отсутствие, менструальный цикл и регламент на совокупления.
Таким образом, в основании медицинских представлений о полообразовании, характерных для России XIX - начала ХХ веков, находятся мифологические и религиозно-философские принципы народного акушерства.
Благодарности / Acknowledgements
Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект № 17-31-01020 «Взаимодействие государства и провинциального общества в формировании национальной модели медико-социальной работы России в XIX - начале XX века».
12. Заленский Э.Я. Из записок земского врача. Деревенская эпидемия. Народное знахарство. Псков: тип. Труд и знание, 1908. 185 с.
13. Сокольников Н.П. Болезни и рождение человека в селе Маркове на Анадыре. М.: тип. Моск. ун-та, 1912. 102 с.
14. Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России. Выпуск II. Под ред. Н. Харузина. М.: т-во Скоропечатни А.А. Левенсо, 1890. 234 с.
15. Фишер-Дюккельман А. Женщина как домашний врач. Пер. с нем. Б.Е. Шехтер. СПб.: Издание Н.С. Аскарханова, 1903. 563 с.
16. О рождении детей желаемого пола. Сост. по Л.С. Шенку. СПб.: Паровая тип. А.Л. Трунова, 1900. 56 с.
17. Дебэ А. Брак и безбрачие во всех физических и моральных проявлениях. Взаимные отношения супругов как в нравственной, так и половой жизни. Новая теория человеческого происхождения. Произвольное зачатие детей мужского и женского пола. Гигиена, физиология и философия брака. Средства к устранению бесплодности, бессилия и физических недостатков.
М.: типо-лит. А.П. Поплавский, 1901. 464 с.
18. Штрак Г.Л. Кровь в верованиях и суевериях человечества. Народная медицина и вопрос о крови в ритуале евреев. Пер. с нем. А.Н. Черновой. Под ред. И.Д. Андреева. СПб.: тип. АО Брокгауз-Ефрон, 1911. 244 с.
19. Перлис В.С. Медицинский отчет гинекологического отделения Киевской еврейской больницы за десять лет (1890-1899 гг.). Киев: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1900. 48 с.
20. Паргамин М.Н. Некоторые цифровые данные, относящиеся к статистике половых отправлений евреек. Киев: тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1889. 12 с.
21. Паргамин М.Н. Половая жизнь и анализ средств, способствующих зачатию. Киев: тип. А. Давиденко, 1890. 56 с.
22. Вермель С.С. Из патологии евреев (рождаемость, смертность, заболеваемость). М.: т-во тип. А.И. Мамонтова, 1911. 54 с.
23. Одляницкий-Почобут В.С. Смертность грудных детей в Санкт-Петербурге в зависимости от времени их рождения по месяцам и временам года в 1896-1900 гг. СПб.:
тип. СПб. т-ва печ. и изд. дела Труд, 1903. 170 с.
к
Ц
CD О
СЯ
со
к *
О
t/з
С? Ü
У s
e о о
ft
QfQ a
Я
ft тз
н
о
о
в
Re fefences:
1. Kalentieva S.V., Kabanova M.A. Comprehensive analysis of factors determining the ratio of the number of boys and girls born. [Kompleksnyj analiz faktorov, opredelyayushchih sootnoshenie chisla rozhdayushchihsya mal'chikov i devochek].
Byulleten' SO RAMN. 2010;30(5):93-6. (In Russ.).
2. Groshev I.V. Medical and sociological analysis of fertility, morbidity and mortality taking into account sex, age and gender differences. [Mediko-sociologicheskij analiz rozhdaemosti, zabolevaemosti i smertnosti s uchetom polovyh, vozrastnyh i gendernyh razlichij. Vestnik TGU. 2008;13(2-3):157-68. (In Russ.).
3. Soboleva T.S., Sobolev D.V. The effect of space factors on the formation of gender and the phenomenon of women's sports. [Vliyanie kosmicheskih faktorov na formirovanie pola cheloveka
i fenomen zhenskogo sporta]. Vestnik novyh medicinskih tekhnologij. 2016;(1):220-8. (In Russ.). DOI: 10.12737/18572.
4. Albert Glorious. The sacraments of women, also about the forces of grasses, rocks, animals, birds and fish. The word has been translated from a Latin word into Slavonic and the summer of the Lord 1670 has been written from the creation of the world 7178 (manuscript). [Tainstv zhenskih, eshche o silah trav, kamenij, zverej, ptic i ryb. Pereveden se slovo ot slova s latinskogo na slavenskij i napisan
leta Gospodnya 1670 ot sozdaniya se mira 7178 (rukopis')]. Moskva: Otdel rukopisej Gosudarstvennoj publichnoj bibliotekiim. V. I. Lenina, № 2955. 166 ll. (In Russ.).
5. Zedeca M., Albertin, Papus. Witchery, or Russian folk conspiracies, and a complete collection of all kinds of beliefs, superstitions, prejudices and witchcraft for all occasions. [Znaharstvo, ili russkie narodnye zagovory, i polnoe sobranie vsevozmozhnyh poverij, sueverij, predrassudkov i koldovstva na vse sluchai zhizni]. Moskva: Aviator, 1911. 47 s. (In Russ.).
6. Kolosov M.A. Albertus - the book is the most prestigious mysteries of women. [Al'bertus - kniga preudivitel'naya tainstv zhenskih]. Trudy akushersko-ginekologicheskogo obshchestva pri IMGU. 1926;32:325-336. (In Russ.).
7. Khotinskiy M.S. Witchcraft and mysterious phenomena in modern times. [Charodejstvo i tainstvennye yavleniya v novejshee vremya]. SPb.: Izdanie E.N. Ahmatovoj, 1866. 438 s. (In Russ.).
8. On the actions of nature in the works of the human race, or about the desire of one sex to another, about the fruitfulness, conception, birth and preservation of babies, to produce healthy children and to preserve their own strength and health, with the indication of harmless and tested means to strengthen weakened organs. [O dejstviyah prirody v proizvedeniyah roda chelovecheskogo, ili o stremlenii odnogo pola k drugomu, o plodotvorenii, zachatii, zarozhdenii i sohranenii mladencev, dlya proizvedeniya na svet zdorovyh detej
i dlya sohraneniya sobstvennyh sil i zdorov'ya, s pokazaniem bezvrednyh i ispytannyh sredstv k ukrepleniyu oslabevshih organov]. Moskva: VUniversitetskoj tipografii, 1845. 116 s. (In Russ.).
9. Toporov V.N. Studies on etymology and semantics. Vol. 2: Indo-European languages and Indo-European linguistics. [Issledovaniya po etimologii i semantike. T. 2: Indoevropejskie yazyki i indoevropeistika]. Moskva: Yazyki slavyanskoj kul'tury, 2013. 725 s. (In Russ.).
10. Superstition and prejudice of the peasants of the Voronezh province. Chrestomathy. [Sueveriya i predrassudki krest'yan Voronezhskoj gubernii. Hrestomatiya]. Voronezh: Istoki, 2013. 272 s. (In Russ.).
11. Brown O. On the physical marital relationship of man and woman.
[O fizicheskih supruzheskih otnosheniyah muzhchiny i zhenshchiny].
Moskva: Rossijskaya gosudarstvennaya biblioteka, 1858. 272 s. (In Russ.).
12. Zalenskiy E.Ya. From the notes of the Zemsky doctor. Rural epidemic. Folk medicine. [Iz zapisok zemskogo vracha. Derevenskaya epidemiya. Narodnoe znaharstvo]. Pskov: tip. Trudiznanie,
1908. 185 s. (In Russ.).
13. Sokolnikov N.P. Diseases and the birth of a man in the village of Markov on Anadyr. [Bolezni i rozhdenie cheloveka v sele Markove na Anadyre]. Moskva: tip. Mosk. un-ta, 1912. 102 s. (In Russ.).
14. A collection of information for studying the everyday life of the peasant population of Russia. Issue II. Ed. N. Kharuzin. [Sbornik svedenij dlya izucheniya byta krest'yanskogo naseleniya Rossii. Vypusk II. Pod red. N. Haruzina]. Moskva: t-vo Skoropechatni A.A. Levenso, 1890. 234 s. (In Russ.).
15. Fisher-Dukkelman A. Woman as a family doctor. [Zhenshina kak domashnij vrach. Per. s nem. B.E. Shekhter]. SPb.: Izdanie N.S. Askarhanova, 1903. 563 s. (In Russ.).
16. On the birth of children of the desired sex. Comp. by L.S. Schenk. [O rozhdenii detej zhelaemogo pola. Sost. po L.S. Shenku]. SPb.: Parovaya tip. A.L. Trunova, 1900. 56 s. (In Russ.).
17. Debe A. Marriage and celibacy in all physical and moral manifestations. Mutual relations of spouses in moral and sexual life. A new theory
of human origin. Arbitrary conception of male and female children. Hygiene, physiology and marriage philosophy. Means to eliminate barrenness, powerlessness and physical disabilities. [Brak i bezbrachie vo vsekh fizicheskih i moral'nyh proyavleniyah. Vzaimnye otnosheniya suprugov kak v nravstvennoj, tak i polovoj zhizni. Novaya teoriya chelovecheskogo proiskhozhdeniya. Proizvol'noe zachatie detej muzhskogo i zhenskogo pola. Gigiena, fiziologiya i filosofiya braka. Sredstva k ustraneniyu besplodnosti, bessiliya i fizicheskih nedostatkov]. Moskva: tipo-lit. A.P. Poplavskij, 1901. 464 s. (In Russ.).
18. Shtrak G.L. Blood in the beliefs and superstitions of mankind. Traditional medicine and the issue of blood in the ritual of the Jews. [Krov' v verovaniyah i sueveriyah chelovechestva. Narodnaya medicina i vopros o krovi v rituale evreev. Per. s nem. A.N. Chernovoj. Pod red. I.D. Andreeva]. SPb.: tip. AO Brokgauz-Efron, 1911. 244 s. (In Russ.).
19. Perlis V.S. Medical report of the gynecological department of the Kiev Jewish Hospital for ten years (1890-1899). [Medicinskij otchet ginekologicheskogo otdeleniya Kievskoj evrejskoj bol'nicy za desyat' let (1890-1899 gg.)]. Kiev: tipo-lit. t-va I.N. Kushnerevi K°,
1900. 48 s. (In Russ.).
20. Pargamin M.N. Some digital data relating to the statistics of Jewish sexuality. [Nekotorye cifrovye dannye, otnosyashchiesya k statistike polovyh otpravlenij evreek]. Kiev: tip. Imp. un-ta sv. Vladimira, 1889. 12 s. (In Russ.).
21. Pargamin M.N.Sexual life and analysis of the means that contribute to conception. [Polovaya zhizn' i analiz sredstv, sposobstvuyushchih zachatiyu]. Kiev: tip. A. Davidenko, 1890. 56 s. (In Russ.).
22. Vermel S.S. From the pathology of the Jews (fertility, mortality, morbidity). [Iz patologii evreev (rozhdaemost', smertnost', zabolevaemost')]. Moskva: t-vo tip. A.I. Mamontova, 1911. 54 s. (In Russ.).
23. Odlyanitsky-Pochobut V.S. Mortality of infants in St. Petersburg depending on the time of their birth by months and seasons in 1896-1900. [Smertnost' grudnyh detej v Sankt-Peterburge v zavisimosti ot vremeni ih rozhdeniya po mesyacam i vremenam goda v 1896-1900 gg]. SPb.: tip. SPb. t-va pech. iizd. dela Trud, 1903. 170 s. (In Russ.).
CD
О CD T CL CD
О CO
rc s
X
со со
со
-О
о
CD
X
со
-О
ю
к то ± о ©
со
со со
5 S?
CD О
О. С
т
ю со
сл та"?
О (У>
о ^
0 со
CD
С Ю ^ О)
ст -"t
1 ?
Q. CD
СП
о ™
О CD
со
X
со т
со ^
о
т ^
с
о
О X ГС
со ^
Сведения об авторе:
Колдман Северина Дановна - к.и.н., доцент кафедры истории медицины и социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» МЗ РФ. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7496-1213. Scopus Author ID: 57195310221. Researcher ID: E-8035-2015. РИНЦ: 808360.
About the author:
Severina D. Koldman - PhD (History), Associate Professor, Department of History of Medicine, Social and Human Sciences, N.I. Pirogov RNRMU HM of RF. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7496-1213. Scopus Author ID: 57195310221. Researcher ID: E-8035-2015. РИНЦ: 808360.
£ о
О. 2
p ^
rc
CO
X ■
CO
1Д