Научная статья на тему 'Мифологемы в поэзии Иосифа Бродского'

Мифологемы в поэзии Иосифа Бродского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2029
662
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛОГЕМА / СЮЖЕТ-МИФОЛОГЕМА / ОБРАЗМИФОЛОГЕМА / АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА / МЕТАФОРА / ТЕМЫ / ОБРАЗЫ ТВОРЧЕСТВА / ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / АНТИЧНОСТЬ / СОВРЕМЕННОСТЬ / MYTHOLOGEMA / STORY-MYTHOLOGEMA / IMAGE-MYTHOLOGEMA / ANCIENT MYTHOLOGY / HISTORY AND CULTURE / METAPHOR / THEMES / IMAGES OF CREATION / LYRICAL HERO / ANTIQUITY / MODERNITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Герасимова М. С.

Рассматриваются особенности использования И. Бродским образов- и сюжетов-мифологем, проанализирована их роль и функции в творчестве поэта, а также факторы, повлиявшие на обращение к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mythologemes in the poetry of Joseph Brodsky

The peculiar properties of using imageand story-mythologemes by Joseph Brodsky are examined in this work. Their role and functions in poet's creation, and also factors, which affecting on appeal to them, are analyzed.

Текст научной работы на тему «Мифологемы в поэзии Иосифа Бродского»

Подсекция «История литературы»,

научный руководитель Давыдова Т.Т., д.-р филол. наук, профессор

УДК 82.09

Мифологемы в поэзии Иосифа Бродского

М.С. Герасимова

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А e-mail: [email protected]

Рассматриваются особенности использования И. Бродским образов- и сюжетов-мифологем, проанализирована их роль и функции в творчестве поэта, а также факторы, повлиявшие на обращение к ним.

Ключевые слова: мифологема; сюжет-мифологема; образ-мифологема; античная мифология, история и культура; метафора; темы, образы творчества; лирический герой; античность; современность.

Как сказано в «Википедии», мифологема - термин, используемый для обозначения мифологических сюжетов, сцен, образов, характеризующихся глобальностью, универсальностью и имеющих широкое распространение в культурах народов мира. Понятие было введено в научный оборот К.Г. Юнгом и К. Кереньи в монографии «Введение в сущность мифологии» (1941) [1].

В поэзии Бродского немало образов- и сюжетов-мифологем, так как обращение к античной мифологии и истории играет у него большую роль. Поэт объяснял свой интерес к античной истории и культуре следующим образом: «При ближайшем рассмотрении сходство между тем, что мы называем античностью, и тем, что именуется современностью, оказывается весьма ошеломительным: у наблюдателя возникает ощущение столкновения с гигантской тавтологией» [4].

149

Широко представлена у Бродского имперская римская тематика, которая в значительной степени есть результат его знакомства с Литвой.

Так, в стихотворении «Anno Domini» («Провинция справляет Рождество»), написанного в Паланге в январе 1968 г., описана не Литва, а захолустная провинция Рима. Автор и Наместник здесь не противопоставлены, а сопоставлены друг с другом. Обоих сделала несчастными Империя [4].

Обращение к античности всегда подразумевает поиск культурной модели. Империя Бродского здесь - это «метафора насильственной гармонизации при глубоком внутреннем неблагополучии». Кажется, что в Провинции все хорошо, там отмечается большой праздник, но «внутреннее неблагополучие», метафорически выраженное в болезни Наместника, которому «выклевал печень» имперский орел, пронизывает все стихотворение [4].

Стихотворение «Дидона и Эней», которое перекликается со стихотворением «Не пугайся - я еще похожей» (1962) из цикла «Шиповник цветет» А.А. Ахматовой и написано семь лет спустя, также связано с римской темой с помощью сюжета- и образов-мифологем.

Исследователь поэзии Бродского Лев Лосев в статье «На столетие Анны Ахматовой» (1989) называет стихотворение «Дидона и Эней» «своего рода вербальной статуей-аллегорией». По его мнению, в контексте сборника Бродского «Остановка в пустыне» (1970) «Дидона» безошибочно указывает на Ахматову. [5]

Однако, не отрицая связь произведения с творчеством Анны Ахматовой, стоит отметить, что мотивы стихотворения «Дидона и Эней» переплетены с судьбой самого Бродского, так как поднятые в произведении темы, образы характерны для его творчества. В стихотворении чувствуются личные переживания поэта, возможно, осуждение самого себя в образе-мифологеме Энея.

Отождествляя автора и Наместника в «Anno Domini», в «Ди-доне и Энее» Бродский, напротив, по мнению критика В. Куллэ, чужд своему персонажу. Но, на наш взгляд, «чуждость» не значит абсолютное отсутствие соотнесения себя с лирическим героем. Как указывает Л. Лосев в биографии Бродского, отношения поэта с Мариной Басмановой продолжались шесть лет и окончательно прекратились в 1968 г., вскоре после рождения их сына [6, с. 72]. Написанное в 1969 г. стихотворение вполне могло быть и отзвуком тяжелого расставания с любимой, попыткой переосмыслить свою роль в сложившейся ситуации, и сюжетмифологема стал маской реальной жизненной ситуации.

Еще одна античная маска - образ Одиссея из стихотворения «Одиссей Телемаку» (1972). Автобиографичность произведения очевидна: оно было написано в 1972 г. (год эмиграции Бродского), Одиссей и

150

Телемак проецируются на Бродского и его сына Андрея Басманова (род. В 1968 г.). «Одиссей Телемаку» - это послание поэта, с болью покидающего родину, своему сыну.

«Троянская война» - может быть прочитана как Вторая мировая, «перекодируется как ироническое «война с государственной ма-шиной«», может быть понята и как Гражданская, которая началась в России в 1917 г., затем, принимая разные формы, продолжалась все годы советской власти и как вражда разных идеологий продолжается до сих пор. Для Бродского она кончилась в момент высылки [3].

Под греками, исходя из понимания Бродским греческой культуры как основы культуры русской [3], подразумеваем русских (обозначение либо советских войск, понесших огромные потери на чужбине на последнем этапе Второй мировой войны, либо русских эмигрантов, скончавшихся в изгнании [7]).

Хотя литературовед А.М. Ранчин считает, что «в действительности, характеризуя «Троянскую войну», поэт скорее выражает иронически отстраненное отношение к героизации войны вообще» [7] и выступает против понимания стихотворения как прямого «кодирования» в мифе реалий жизни поэта, на наш взгляд, Бродский, прибегая к горькой иронии, переосмысливая личную жизненную трагедию (расставание навсегда с родиной, родными, близкими, родной языковой средой) с помощью античных мифологем, пытается преодолеть ее.

«Письма римскому другу», написанные от имени окончившего дни в изгнании, в провинциальной Бильбиле, Марциала, предвосхищают собственную судьбу поэта и вооружают его навыками стоицизма (как известно, Марциал дружил с философом Сенекой и поэтом Луканом) [4].

Лев Лосев отмечает, что на скамейке не сам Плиний, а его сочинение «Naturalis Historia», и общую установку финального посмертного «письма» на излюбленный Бродским образ «мира без меня». [6, с. 273-274] Марциал у Бродского - больше философ, чем поэт, практически стоик [2].

Итак, Иосиф Бродский, ощущая античность и современность как «гигантскую тавтологию», пытаясь найти ответы на мучительные вопросы в отражении нынешнего в прошлом и самого себя в мифолого-историческом зеркале, воплотил в сюжетах- и образах-мифологемах свое восприятие мира, свой индивидуальный взгляд на него. Личное переживание в «пространстве» вечных образов стало для него спасением от страдания, безысходности и жестокости жизни через принятие судьбы и всепрощение и импульсом для открытий духовного порядка.

Библиографический список

1. Википедия : свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мифологема.

151

2. Губайловский В. Оптика времени // Дружба Народов. -2010. - № 5. [Электронная версия: Журнальный зал : сайт. - URL: http:// magazines.russ.ru/druzhba/2010/5/gu17.html]

3. Зубова Л. Стихотворение Бродского «Одиссей Телемаку» // Старое литературное обозрение. - 2001. - № 2 (278) «Новая Одиссея». Памяти Иосифа Бродского (1940-1996)) [Электронная версия: Журнальный зал : сайт. - URL: http://magazines.russ.ru/slo/2001/2/telem.html]

4. Куллэ В. Поэтическая эволюция Иосифа Бродского в Рос-

сии (1957-1972) : дисс., защищенная в Литературном институте им. А.М. Горького (1996) [Электронный ресурс] // Журнальный зал : сайт. -URL: http://magazines.russ.ru:81 /novyi_mi/redkol/kulle/dop/

diss1.html#_ftn102

5. Лосев Л. На столетие Анны Ахматовой [Электронный ресурс] / 1989. - URL : http://www.telenir.net/literaturovedenie/ kak_rabotaet_stihotvorenie_brodskogo/p13.php

6. Лосев Л. Иосиф Бродский. Жизнь замечательных людей. -М. : Молодая гвардия, 2006. - 448 с.

7. РанчинА.М. Миф как текст и миф как код. Рецепция архаического мифа в Новое время (сюжет о возвращении Одиссея в поэзии Иосифа Бродского) [Электронная версия: URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/46616.php]

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.