Научная статья на тему 'МИФОЛОГЕМА «ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН» В РАССКАЗАХ ЖИТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ СТАРОВЕРСКИЙ ЛУГ'

МИФОЛОГЕМА «ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН» В РАССКАЗАХ ЖИТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ СТАРОВЕРСКИЙ ЛУГ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
122
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИФОЛОГЕМА «ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН» В РАССКАЗАХ ЖИТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ СТАРОВЕРСКИЙ ЛУГ»

Александр Чувьюров (Санкт-Петербург)

МИФОЛОГЕМА «ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН» В РАССКАЗАХ ЖИТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ СТАРОВЕРСКИЙ ЛУГ

В 2000 г. в составе экспедиции Российского этнографического музея (РЭМ)1 я принимал участие в обследовании д. Староверский Луг (Псковская обл., Плюсский р-н, Запольская волость). Деревня расположена в 46 километрах от г. Луга, на границе Новгородской и Псковской областей. На момент исследования в деревне постоянно проживало 38 человек. В летнее время в Староверский Луг приезжают дачники из Санкт-Петербурга и Луги.

Возникновение деревни информанты относят ко времени церковного раскола и связывают с репрессиями государственных властей в отношении старообрядцев: Гонение на староверов было. Их высылали. Вот сюда и выслали староверов. Раньше одна была вера - старообрядческая. Вот деревню и сложили2.

Из сведений по Санкт-Петербургской епархии известно, что в 1883 г. в д. Луг (в настоящее время - Староверский Луг) насчитывалось 85 дворов, из которых в 65 проживали старообрядцы, общая численность которых составляла 307 человек (143 - муж., 164 -жен.). Все они относились к беспоповскому федосеевскому толку3.

В настоящее время местное старожильческое население принадлежит к белокриницкому согласию. О беспоповском прошлом памяти не сохранилось, и в рассказах информантов старообрядческое прошлое связывается только с белокриницким согласием.

Религиозные службы в первой четверти XX в. проводились в церкви, которая находилась на краю деревни. В 1924 г. в результате большого пожара были уничтожены все деревенские постройки и церковь. Часть погорельцев (10 семей) переселились на луг возле кладбища (местное название этого местечка - «Березов», так как рядом расположен березняк), в полукилометре от деревни. В километре от кладбища расположено большое болото. Возвышенное

Внутренний вид часовни на кладбище д. Староверский Луг (Запольская волость, Плюсский р-н, Псковская область). Фото автора

сухое место посередине болота (остров) в прошлом использовалось для выпаса скота. Жителями деревни специально для этого была проложена дорога к нему. Длину возводимой дороги разделили по количеству семей на десять частей. Каждая семья на свой участок возила камни, по краю дороги вырыли канавы. Эта дорога, кое-где заросшая, сохранилась до настоящего времени.

В 1930-е гг. деревню для совершения треб навещал священник белокриницкого согласия из Москвы - о. Даниил. Иногда он же совершал требы в Луге, в доме у кого-либо из старообрядцев. В 1939 г., в связи с коллективизацией, жителей Березова вернули на прежнее место - к остальной части жителей деревни. Окраину деревни, где разместились новые переселенцы, назвали «Стряховкой»: «Стря-ховка», потому что людей стряхнули (переселили). Так мы и понимаем. Например, спрашивают, куда ты идешь? Да в Стряховку4.

В 1980-е гг., после передачи старообрядцам белокриницкой иерархии Покровского храма в Санкт-Петербурге (ул. Александровской фермы, д. 20), некоторые из жителей Староверского Луга стали приезжать туда на богослужения. В настоящее время дважды в год

(во время Великого и Успенского постов) деревню посещает настоятель Покровского храма священноиерей Геннадий Чунин.

В полукилометре от деревни расположено старинное деревенское кладбище, на котором построена часовня: прямоугольный бревенчатый дом с двухскатной крышей, однокамерный, увенчанный 8-конечным крестом. На стене, справа от входной двери, указан год постройки часовни: «1870 г.». В дни больших церковных праздников (Пасха, Троица и др.) в часовне местные жители проводят богослужения. Внутри часовни, по словам информантов, в прошлом находились иконы, написанные темперой. В начале 1990-х гг. часовню обокрали, и с тех пор здесь постоянно находятся только современные иконки на картоне.

Местной почитаемой святыней считается небольшой каменный крест, который находится здесь же, на кладбище. По рассказам информантов, более ста тридцати лет назад в поле был выкопан каменный крест, его перенесли на кладбище, возвели над ним «крышу», и неподалеку от креста вскоре была построена часовня. Сохранилось предание, что на том месте, где выкопали (а по другой версии - там, где установили) этот крест, некогда стояла церковь, которая провалилась под землю: «Говорили, что литва проходила, лошадей в церковь ставила. Осквернилась церковь, и она провалилась». В родительские дни, а также в дни больших христианских праздников, проводят моление на кладбище: у креста, а затем в часовне. Каменный крест издавна использовался при лечении младенцев, детей: на него для снискания помощи в исцелении вешали детские головные уборы, рубашечки5.

Записанный в ходе экспедиции этнографический материал включает несколько тематических блоков: рассказы об историческом прошлом деревни (1920-1960 гг.), религиозная обрядность (крещение, венчание, похоронно-поминальный цикл). Особый раздел в религиозном фольклоре местного старожильческого старообрядческого населения составляют эсхатологические нарративы.

Мифологема «последних времен» в рассказах информантов выстраивается в контексте общей христианской эсхатологии и включает такие значимые события христианской истории, как Страшный суд и второе пришествие Исуса Христа. В числе предшествующих этому событий указывается воцарение в мире антихриста, признаки пришествия которого описываются в различных фольклорных текстах, характеризующих общественные явления «последних времен». Информанты со слов пожилых людей сообщали, что кончина мира произойдет в 2000 г.: А дано нам жить только 2000лет. Раньше

Восьмиконечный резной крест на кладбище. Фото автора

люди грешили, и всех залило людей. Вот с этого потопа и дано нам 2000 лет. Вот не знаю, что будет: доживем или переживем. Сказано: 2000 лет дано6. Примечательно, что современное летоисчисление в этих высказываниях информантами связывается не с датой рождения Спасителя, а с потопом.

Признаки наступления «последних времен» в рассказах жителей д. Староверский Луг традиционны для народного православия: самолеты - Говорили, что будут летать железные птицы; появление телевизоров (в рассказах информантов телевизор осмысляется как один из важнейших инструментов глобализации, появление которого приводит к смешению географических, пространственных координат) - Дед говорил, с печки Москву будете видеть. Вот сейчас по телевизору и видим Москву; стирание различий в мужской и женской одежде и ослабление нравственных начал в обществе - Так говорили: не узнаешь девку от парня. Верно, теперь девки идут, волосы обрезавши, папироса во рту. В штанах - не то мальчишка, не то девчонка1.

Часовня на кладбище, вид с северной стороны. Фото автора

Рефлексия, направленная на восприятие переживаемых современных событий сквозь призму новозаветных апокалиптических текстов, традиционна для христианства и, в частности, старообрядчества. Так, протопоп Аввакум, описывая происходящие в Московском государстве события, характеризует их как признаки вселенской катастрофы, предзнаменование апокалиптических «последних времен»: «Воздух, земля и вода выступают из своих пределов. Становится бесплодной земля, не подавая влаги: вода иссыхает, а инде потопляет. Пылают пожары, якоже в Москве пожары видеша очи наша. Разбегаются звери, и разлетаются птицы, в водах умаляются рыбы. Вся поднебесная выступает из своих пределов»8.

Незадолго до кончины мира, по словам наших информантов из д. Староверский Луг, в мире воцарится антихрист: Сядет на престол. Христос сойдет со стола. Будет антихрист. Говаривали, что будет Костюшко. Звать Костюшкой (Константин. - А.О., А.Ч.). Антихрист вот сядет на престол, а Бог уйдет на девятое небо. Сказали так9. Антихрист будет ставить печати (число 666) на лоб и правую руку10.

Почитаемый каменный крест на кладбище. Фото автора

Фольклорные тексты, описывающие пришествие антихриста, восходят к Апокалипсису Иоанна Богослова. Собственно, сама христианская эсхатология является дальнейшим развитием ветхозаветной эсхатологии (книги пр. Исайи, Иезекииля, Даниила и апокрифической литературы - кн. Еноха, Завещания 12 патриархов)11. Ожидание конца времен составляло также одну из наиболее существенных черт идеологии кумранской общины, считавшей, что мир уже вступил в эсхатологические времена, а приход «последнего срока» представлялся весьма конкретно и в близком будущем12. Апокалиптический образ антихриста перекликается с «человеком зла» (под которым христианские авторы подразумевали Антиоха Епифана) из пророческой книги Даниила.

В святоотеческой литературе, в толкованиях отцов церкви (св. Амвросий, Феодорит, Ипполит Римский, Андрей Кесарийский и др.) происхождение антихриста связывалось с одним из библейских колен Израилевых - с племенем Дановым. В подтверждение своего вывода отцы церкви ссылались на книгу Бытия и, в частности, на пророчество патриарха Иакова своему сыну Дану: «Дан бу-

дет змеем на дороге и аспидом на пути» (Быт. 49: 17), а также на слова пророка Иеремии: «от Дана слышен храп коней его» (Иер. 8: 16). Основным же аргументом в пользу этого свидетельства, по мнению отцов церкви, является отсутствие племени Данова в перечислении спасенных из колен Израилевых в Откровении Иоанна Богослова: вместо колена Дана упомянуто священническое племя Левино, которое как священническое в непосредственное число ко-

13

лен не входило .

Среди старообрядцев уже на раннем этапе (во второй половине XVIII в.) обозначились две диаметрально противоположные позиции в понимании появления антихриста. Беспоповцы (федосеевцы, поморцы, странники) развивали учение о так называемом духовном проявлении антихриста: согласно этому учению, антихрист воцарился в русской церкви с 1666 г. и царствует духовно, что проявляется в отступлении от веры, ересях, в умножении беззакония и нечестия.

Старообрядцы-поповцы (белокриницкое согласие) в понимании природы антихриста продолжали придерживаться традиционного для святоотеческой литературы взгляда: для поповцев антихрист - это

14

конкретная историческая личность, он появится в «конце времен» .

Фольклорные тексты жителей д. Староверский Луг о воцарении в мире антихриста близки учению поповцев. Однако их бытование в данной местности не следует напрямую связывать с присоединением ее жителей к белокриницкому согласию. Собранные нами в других регионах материалы показывают, что фольклорные тексты с характерными для поповцев представлениями об антихристе как о конкретной исторической личности бытуют также и среди беспоповцев. Так, за время экспедиционных работ (1993-2008 гг.) среди коми старообрядцев-беспоповцев нами фиксировались преимущественно фольклорные тексты об антихристе, как о конкретной исторической личности (при этом указывались различные варианты его имени - Александр, Алексей)15.

Совпадение эсхатологических воззрений старообрядцев попов-цев и беспоповцев в ряде регионов можно объяснить тем, что теоретические рассуждения идеологов того или иного направления (в частности, беспоповцев) не всегда становились достоянием «низовой» культуры старообрядцев - рядовых прихожан. Старопечатная книжная продукция, представленная в библиотеках беспоповцев (святоотеческая литература), в своих основных положениях совпадала с эсхатологическими воззрениями поповцев и, в частности, с их взглядами на природу антихриста.

Вход в часовню. Фото автора

В записанных нами эсхатологических нарративах жителей д. Староверский Луг сообщается не только о факте пришествия антихриста в мир, но приводится ряд подробностей, связанных с его воцарением. Непосредственно перед пришествием антихриста, как отмечают информанты, наступит голод, и, воспользовавшись этим, антихристу удастся привлечь многих на свою сторону: Антихрист стане на престол. А кто не пойдет. К этому мы и идем, как нам говорили. В последние годы хлеба не будет. Голод будет. Мы будем валяться по полю, некому будет нас хоронить. Доживем до этого. Антихрист печати будет ставить. 666 номер. Сюды и на руку положат печать, кто не крестился. А кто не будет давать эту печать приложить, того будут мучать. Вот так нам дед говорил, Кузьма. Два раза антихрист даст (пищу), а на третий мы к нему придем просить пищи, он перековырнет эту бочку вниз, насыплет на донышко и скажет: «Я не Христос, не царь, не Бог, просите

у Бога». Вот тогда схватимся, но печать уже положили. На правую руку и куда16.

Перед пришествием антихриста, указывают информанты, будет проповедовать Илия17: Илия будет проповедовать. Его убьют за это. Он живым взят на небо, не умерший, на колеснице езде. Вот он сойдет. Вот говорят: «Гром гремит, что Бог жить вели. А не будет грому, житья не будет». А он уже сойдет тогда. И он будет проповедовать божественну, а его убьют. Вот так дедушка говорил. Вот не знаю. На огненной колеснице18.

Нарративы о времени царствования антихриста превращаются в обычно называемые приметы «конца света»: Подсказывали, что

будет народу мало. Будут завидовать живые мертвым. Не будет корочки хлеба в доме валяться. Тебе нечего продать и не у кого купить будет. Вот еще придет к нам, все это. Так вот. Так ли это, нет, не знаю. Так говорили19; Население будет редким, в один город соберутся. Народ с семи земель в один город соберется; Народ смудреет, земля спустеет20.

Завершающим актом «последних времен», по словам информантов, станет кончина мира: Не будет войны, а будет атомный огонь, сказано. Ну, атом пустят, вот и все провалимся. В высказываниях некоторых информантов эта всемирная катастрофа, однако, не носит глобального характера, а коснется только наиболее крупных центров: Дед говорил, мы на хуторе еще жили. Что Ленинград провалится, только купол Исакиевского собора будет виден. А Луга будет город всем городам21.

Гибель нечестивых городов от Божьего гнева является одним из распространенных библейских сюжетов: библейские Содом и Го-морра за нечестие своих жителей предаются казни «огнем и серой»; подвергаются разрушению Тир, Вавилон, города иудеев - Самария, Иерусалим и т.д.

В старообрядческих рукописных сборниках также встречаются повести с сюжетом о гибели нечестивых городов, в частности повесть о гибели города Порт Рояль22. В современных эсхатологиче-

ских текстах также развивается данная тема. Чаще всего, современные информанты, предрекают разрушение Москве и Петербургу: Москва проваливается под землю, а Петербург тонет. Иногда упоминаются и другие города - например, Казань (на месте которой будет море), Рязань, Одесса (также уйдет под воду) или Саратов (провалится и будет гореть «на семь каких-то стадий»)23.

Идея переноса столицы также встречается в современных эсхатологических текстах: «Питер будет водою, Москва будет землёю, Касимов будет граница, Владимир будет столица»24.

Таким образом, анализ записанных среди жителей д. Староверский Луг эсхатологических нарративов показывает, что их сюжетная канва в целом развивается в русле традиционных для народного православия (старообрядцы и представители официального православия) эсхатологических текстов.

Примечания

1 Руководитель экспедиции - А.Б. Островский. Основной целью экспедиционных разысканий в этом регионе являлось изучение старообрядческого населения Псковской и Новгородской областей. Запись текстов производилась А.Б. Островским и А.А. Чувьюровым.

2 Информант В.М. Николаева, 1914 г.р., Староверский Луг, Запольская вол., Плюсский р-н, Псковская обл. Запись 2000 г.

3 Историко-статистические сведения по Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1886. Вып. 8 // http://www.countrysite.spb.rU/ISS/Luga3.htm#33

4 Информант В.М. Николаева, 1914 г.р.

5 Более подробно о почитаемом каменном кресте из д. Староверский Луг см. в статье А.Б. Островского - Островский А.Б. Роль перемещения святыни в формировании сакрального ландшафта // Сакральная география в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2008. С. 225-231.

6 Информант Ф.М. Карпова, 1915 г.р., Староверский Луг, Запольская вол., Плюсский р-н, Псковская обл. Запись 2000 г.

7 Информант Ф.М. Карпова, 1915 г.р.

8 Клибанов А.И. Опыт религиоведческого прочтения сочинений Аввакума // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 35.

9 Информант Ф.М. Карпова, 1915 г.р.

10 Информант Ф.М. Карпова, 1915 г.р.

11 Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древне-русской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879. С. 5.

12 Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1960. С. 160.

13 Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древне-русской письменности. С. 5-18.

14 В одном из современных толкований старообрядцев-поповцев (белокриниц-кое согласие) о воцарении антихриста в мире дается следующее разъяснение: «Важно отметить, что современные евреи принадлежат коленам Иуды и Левия (принадлежность "чернокожих евреев" Эфиопии - фалашей - к колену Дана является поздней гипотезой, никем не доказанной и опирающейся на источники, не пользующиеся доверием ни у христиан, ни у иудеев). Остальные десять колен рассеялись после 722 г. до н.э. (см. 4 Кн. Царств, 17:6) и вскоре поглотились другими народами. Таким образом, если антихрист придет в мир от колена Данова (что более всего согласно православной традиции), то его еврейские корни могут быть неочевидны для окружающих и даже для него самого» - см.: Вургафт С.Г.,УшаковИ.А. Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 29.

15 Характерной особенностью этих эсхатологических нарративов является то, что называя то или иное имя антихриста, информанты пытаются связать его с кон-

кретной исторической личностью. Так, информант из д. Нижняя Вочь (У сть-Кулом-ский р-н, Республика Коми, запись 1999 г.), приводя рассказ о воцарении в мире антихриста по имени Алексей, сделала замечание, что «вот сейчас же в православной церкви патриарх по имени Алексей». Данная ситуация (рефлексия, направленная на осмысление современных политических деятелей сквозь призму новозаветных апокалиптических текстов) характерна для старообрядцев других регионов. Так, в Уральском Толковом Апокалипсисе сибирских старообрядцев-часовенных «зверь» из Апокалипсиса толкуется как послереволюционная российская власть. Семь голов апокалиптического «зверя» - это Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин, Маленков, Булганин, Хрущев. Они же именуются рогами, и дополняются к ним еще трое - Брежнев, Антропов и Черненко, и всего их 10. «Последний» же антихрист -это малый, 11-й рог (М.С. Горбачев), который исходит из десяти прежних - см.: Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Старообрядцы-часовенные на востоке России в XVIII-XX вв. М., 2002. С. 419-420.

16 Информант В.М. Николаева, 1914 г.р.

17 О проповеди Ильи и Еноха, которые будут посланы утверждать в вере верных и за свою проповедь примут смерть от антихриста, затем воскреснут и вознесутся уже перед самим вторым пришествием, указывается в толковании на Апокалипсис Андрея Кесарийского - см.: БелоусовА.Ф. Последние времена // Сборник памяти о. Александра Меня. М., 1991. С. 22.

18 Информант Ф.М. Карпова, 1915 г.р.

19 Информант Ф.М. Карпова, 1915 г.р.

20 Информант К.С. Ефимов 1921 г.р., Староверский Луг, Запольская вол., Плюс-ский р-н, Псковская обл. Запись 2000 г.

21 Информант Ф.М. Карпова, 1915 г.р.

22 ИРЛИ. Древлехранилище им. В.И. Малышева. Оп. 24 (Отдельные поступления). № 133. Сборник. Начало XX в. 8 , без переплета. Содержит: повести из Великого Зерцала, из Пролога, Сказания о картофеле, о числе 666, о бесах, постановления Курженского собора, повесть «Гнев Божий» (о погибели города Порт Рояль), Аптеку духовную, «Путеводитель» и др.

23 Ахметова М.В. Конец света в одной отдельно взятой стране: религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М.: ОГИ, 2009 (в печати).

24 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.