Научная статья на тему 'Мифологема леса в романе А. Кима "отец - лес" и повести Н. Куёка "лес Одиночества"'

Мифологема леса в романе А. Кима "отец - лес" и повести Н. Куёка "лес Одиночества" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
321
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОМИФОЛОГИЗМ / РОМАН / ПРИРОДА / МИФОЛОГЕМА ЛЕСА / МИФОЛОГЕМА ОДИНОЧЕСТВА / NEOMYTHOLOGISM / NOVEL / NATURE / WOOD MYTHOLOGEME / LONELINESS MYTHOLOGEME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Паранук Кутас Нуховна

Рассматривается мифопоэтика романа А.Кима «Отец-лес» и повести адыгейского писателя Н. Куека «Лес Одиночества». Для выявления особенностей мифологизма этих произведений исследуется роль и функции мифологемы леса в семантике и структуре этих произведений, определяется концептуальное значение мифологемы леса для выражения философской идеи в произведениях обоих авторов. Проведенный сравнительный анализ позволяет сделать вывод о типологических схождениях их эпики, о структурно-семантической значимости мифологемы леса в их повествовательном нарративе. Использование историко-литературного и сравнительно-сопоставительного методов исследования определяют теоретическую значимость исследования, связанную с проблемой системного анализа парадигмы неомифологизма в современной отечественной литературе. Практическая значимость может быть заключена в возможности использования на занятиях по современной отечественной литературе в школах и в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wood mythologeme in the novel by A. Kim "The Father - the Wood" and in the story by N. Kuyek "The Wood of Loneliness"

This work examines the mythopoetics of the novel by A. Kim "The Father the Wood" and the story "The Wood of Loneliness" by the Adyghe writer N. Kuyek. To identify features of a mythologism of these works, the role and functions of a mythologeme of the wood in semantics and structure of these works are investigated, and the conceptual value of a mythologeme of the wood is defined for expression of the philosophical idea in works by both authors. The carried-out comparative analysis allows us to draw a conclusion on a typological convergence of their epos, and on the structural-semantic importance of a mythologeme of the wood in their narrative. The historical-literary and comparative methods are used to define the theoretical importance of this research related to the system analysis of a paradigm of a neomythologism in modern domestic literature. The practical importance lies in its use at classes on modern domestic literature at schools and in higher education institution

Текст научной работы на тему «Мифологема леса в романе А. Кима "отец - лес" и повести Н. Куёка "лес Одиночества"»

УДК 82-343 ББК 83.3-445 П 18

Паранук К.Н.

Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и массовых коммуникаций Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]

МИФОЛОГЕМА ЛЕСА В РОМАНЕ А. КИМА «ОТЕЦ - ЛЕС» И ПОВЕСТИ Н. КУЁКА «ЛЕС ОДИНОЧЕСТВА»

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривается мифопоэтика романа А.Кима «Отец-лес» и повести адыгейского писателя Н. Куека «Лес Одиночества». Для выявления особенностей ми-фологизма этих произведений исследуется роль и функции мифологемы леса в семантике и структуре этих произведений, определяется концептуальное значение мифологемы леса для выражения философской идеи в произведениях обоих авторов. Проведенный сравнительный анализ позволяет сделать вывод о типологических схождениях их эпики, о структурно-семантической значимости мифологемы леса в их повествовательном нарративе. Использование историко-литературного и сравнительно-сопоставительного методов исследования определяют теоретическую значимость исследования, связанную с проблемой системного анализа парадигмы неомифологизма в современной отечественной литературе. Практическая значимость может быть заключена в возможности использования на занятиях по современной отечественной литературе в школах и в вузе. Ключевые слова:

Неомифологизм, роман, природа, мифологема леса, мифологема одиночества. Paranuk K.N.

Doctor of Philology, Professor of Department of Literature and Mass Communications, Adyghe State University, e-mail: [email protected]

WOOD MYTHOLOGEME IN THE NOVEL BY A. KIM "THE FATHER - THE WOOD" AND IN THE STORY BY N. KUYEK "THE WOOD OF LONELINESS"

Abstract:

This work examines the mythopoetics of the novel by A. Kim "The Father - the Wood" and the story "The Wood of Loneliness" by the Adyghe writer N. Kuyek. To identify features of a mythologism of these works, the role and functions of a my-thologeme of the wood in semantics and structure of these works are investigated, and the conceptual value of a mythologeme of the wood is defined for expression of the philosophical idea in works by both authors. The carried-out comparative analysis allows us to draw a conclusion on a typological convergence of their epos, and on the structural-semantic importance of a mythologeme of the wood in their narrative. The historical-literary and comparative methods are used to define the theoretical importance of this research related to the system analysis of a paradigm of a neomythologism in modern domestic literature. The practical importance lies in

its use at classes on modern domestic literature at schools and in higher education institution. Keywords:

Neomythologism, novel, nature, wood mythologeme, loneliness mythologeme.

Парадигма неомифологизма, четко проявившаяся в мировой литературе ХХ века, стала характерным явлением и для национальных литератур России. Как справедливо отмечал Е.М.Мелетинский по отношению к жанру романа: «...мифоло-гизм в романе ХХ в. функционирует в весьма широком ареале, несводимом к западноевропейскому модернизму 20-30-х годов в узком смысле этого термина » [1: 365].

Эта тенденция особенно ярко проявилась в прозе мифологизирующих писателей второй половины ХХ века - начала ХХ1 вв. В. Распутина, В. Астафьева, Т. Пулатова, Ю.Чуяко. Х. Бештокова, М.Булкаты, А.Кима, Н.Куека и др. Эпика русскоязычного писателя корейского происхождения Анатолия Кима и адыгейского писателя-билингва Нальбия Куека характеризуется четко выраженным мифологизмом, новаторскими референциями и апелляциями к классической и национальной ми-фо-фольклорной традиции и обнаруживает определенные типологические схождения по специфике и приемам мифологизирования. Мы имеем в виду одно из самых ярких произведений А.Кима роман «Отец-Лес» и последнюю повесть Н. Куека «Лес Одиночества»», ставшую своеобразным итогом творческих поисков автора.

Известно, что природа является одним из самых излюбленных объектов мифологизирования писателей в данной парадигме и часто становится средством выражения художественно-эстетических поисков и идей авторов. Как явствует из названий обоих произведений, И А.Ким, и Н.Куек апеллируют к мифу не только в семантике, но и в их заглавиях, маркирующих концептуальный характер мифологемы леса в них.

Художественным особенностям прозы А.Кима и конкретно роману «Отец-Лес» и специфике мифоло-гизма посвящены работы Л. Ан-ненского «Локти и крылья», А. В. Поповой «Мифопоэтика А. Кима», В. Ю. Грушевской «Становление поэтики необычайного в творчестве

A. Кима», Ю. Максимова «Преграда на пути зла», Э. А. Бальбурова «Поэтический космос А. Кима». Частично отдельные аспекты его творчества затрагиваются в работах У. Б. Далгат «Этнопоэтика в русской прозе 20 - 90-х гг. XX века»,

B.Г. Бондаренко «Московская школа» или эпоха безвременья.

Мифопоэтика романа А. Кима «Отец-лес» и романа адыгейского писателя Н. Куека «Лес Одиночества» обнаруживают определенные очевидные типологические схождения, которые являются здесь объектом сравнительного анализа. Как видно из названий произведений, оба автора манифестируют связь содержания романов с мифологемой леса уже в самих их названиях. Жанр романа А. Кима квалифицируется критикой как роман-притча, в нем маркируется свою связь с мифом и во введении, и в сюжет-но-композиционной структуре повествования, и в использовании мифологических мотивов и образов, в мифологической метафорике и символике языка.

Важнейшей особенностью поэтики романа является соединение реалистического и мифологического планов повествования. Сюжетный стержень романа составляет история старинного дворянского рода Тураевых, прослеженная на протяжении трех поколений.

Все главные герои романа -Николай, Степан и Глеб Тураевы - чувствуют свою нерасторжимую связь с Лесом. Природа каждым

из них воспринимается по-своему. Для Николая она воплощает собой независимую от течения времени гармонию духа и материи. Степан ощущает себя младенцем Матери-природы, для которого существование вне ее немыслимо. Глеб приходит в лес в поисках смысла жизни, утраченной гармонии с миром. Но их всех объединяет понимание того, что они - дети Леса. В конечном итоге каждый из них возвращается в лоно Матери-природы. Они уходят из мира людей в лес, ибо осознают, что только рядом с Отцом-Лесом смогут обрести покой и счастье.

Весьма примечателен мифопоэ-тический хронотоп романа, в котором происходит свободное смещение темпоральных планов и отдельных локусов пространства. Главные герои романа «Отец-Лес» - три поколения дворянского рода Тураевых, жизненные циклы которых не совпадают. Однако способ произвольной перестановки художественного времени и пространства позволяет автору показывать этих людей, живущих в разное время, одновременно, в одном пространственно-временном континууме.

Образ-символ Отца-Леса - «вездесущего и невидимого, столь легко воплощающегося в любое из деревьев неисчислимого человеческого Леса» [2: 50], безусловно, является одним из главных персонажей романа. Магическая сопричастность природы, Леса с человеком проявлялась в том, что Лес «потихоньку вбирал в себя... теплые жизни» разведенных временем людей, например отца и сына Тураевых (Николая и Степана), «растворяя во влаге своего чрева и постепенно превращая каждого в обыкновенное дерево, каких много в густой чащобе» [2: 53].

Известно, что для мифомыш-ления многих народов в древности был характерен культ деревьев, поклонение духу дерева или растительному духу, сакрализация деревьев как вместилища различных духов и божеств. Для многих

традиций характерен гомоморфизм [3: 209], уподобление растений человеку. В космогонических мифах растения часто выступают как фактически первый созданный богами объект. У разных народов разные деревья являлись объектом сакрализации и поклонения: береза -у славян, дуб - у кельтов, сосна -у германцев и т.д. А лес представлен живым существом во многих мифо-эпических системах мира. В народных представлениях деревья воспринимаются как живые существа: они чувствуют, дышат, говорят друг с другом.

Примечательно, что в самые ответственные моменты жизни главные герои романа А.Кима возвращаются к Отцу-Лесу за опорой и поддержкой, они неизменно черпают в нем вдохновение, жизненные силы. Начинается роман с того, как Степан Тураев, измученный войной, пленом, концлагерями, «приполз с войны на лесную поляну своего детства», где некогда была усадьба его отца помещика Николая Тураева, сожженная мужиками в 1918 году. Слабый и больной, Степан Тураев пробрался «до... лесного угла, где хотел умереть, привалясь спиною к стволу большой раздвоенной сосны» [2: 3]. Но когда «смерть... предстала перед Степаном», «она повернулась и усталой поступью ушла в сторону, сгинула в лесной тьме».

Образ «большой раздвоенной сосны», являющийся сквозным для романа, безусловно обретает значение «Дерева жизни». Сосна обладает жизненной силой, которая влилась в умирающего, когда он соприкоснулся с ней. Она спасла Степана от смерти, влив в него могучую энергию «силы Леса». А «влага Леса» отождествляется с «кровью жизни, которую он получил взамен старой, подгнивающей, доведенной до изнурения тысячью с лишним днями войны» [2: 23]. «И эта энергия, перелившись в его издырявленное на войне тело, вытеснила из

него все болезни, обновила кровь. И тридцать лет, прожитые Степаном в лесу на кордоне, не были для него всего лишь тремя десятками земных годов, пролетевших птицей или промелькнувших как сон» [2: 22].

К «Древу жизни» суждено прикоснуться и Глебу Тураеву: и тем самым вновь соединить Лес мещерский с душою Николая Николаевича Тураева, его деда, который умирал... И умирающий человек тогда «вдруг осознал со всей ясностью, что у него есть Отец и имя ему — Лес» [2: 28].

И Николай, и Глеб Тураев органично ощущают свою сопричастность природе, Отцу-Лесу. Николай Тураев в диалоге с братом Андреем утверждает: «Каждый из нас — это плоть и кровь нашего Отца-леса... единого внеземного нашего леса... каждый из нас в прошлом был деревом» [2: 46]. По мысли героя, все нравственные законы человеческого бытия «своим происхождением обязаны деревьям», и только «нравственной чистотой леса» обусловлен подлинный прогресс человечества. А он отличен от современного понимания прогресса, которое, по мнению Николая, приводит к самоуничтожению, «злу, мучительству и тоске». Взамен звериного начала такого рода «прогресса» человечеству рекомендуется «путь деревьев». По верному наблюдению У.Б. Дал-гат «экзистенциальная сущность» Глеба и Николая Тураевых «выражена средствами мифомышления» [4: 173]. Она передана через их внутренние монологи: «есть некий точный смысл его единичного существования: он, человек, есть творец особого мира. и каков я, таков и мир, через меня воспринятый и познанный» [2: 42].

Структурообразующие лейтмо-тивные образы «Леса», «деревьев» в романе А.Кима не только пронизывают все повествование, но и выражают мировоззренческую позицию писателя.

Кроме центрального образа Отца-Леса, являющегося в авторской интерпретации воплощением все-земного и всеобъемлющего «Отца-Мира», в романе присутствуют и другие образы, имеющие четко выраженный мифологизированный характер. В частности, образ «чудовищной Царь-бабы», Змея-Горыныча, мифологический образ чудовища - Химеры страха, летающей по свету, и др. Образ Химеры страха в авторском описании выглядит следующим образом: «Тело у нее длинное, полузмеиное-полусобачье... она родилась в том же мире отчаяния, боли, гноя и человеческого позора, что и великий Змей» [2: 195].

Концептуальное значение для центральной идеи романа имеет и образ стального дракона Змея Го-рыныча, изображенного в конце романа парящим в небе, как бы транслируя идею вездесущности зла и близости конца света. Вместе с тем окончание произведения не лишено авторской веры в человека, в возможность его преображения.

Все эти образы символизируют близкую А.Киму идею всеединства планеты, в которое человек вносит дисгармонию, бездумно разрушая Лес, естественную природу.

Мифологема Леса является центральной и в последней повести «Лес Одиночества» Нальбия Куека (1938-2007), ставшей своеобразным итогом его художественно-эстетических исканий. Следует отметить, что мифологизм является неотъемлемой чертой всей его эпики, критика не раз отмечала, что его выдающийся роман «Вино мертвых» (2002 г.) по характеру и приемам мифологизма вполне сопоставим с романом Г. Маркеса «Сто лет одиночества» [5: 175].

Для всей его эпики (повестей «Черная гора» (1997 г.), «Лес одиночества» (2006 г.), романа «Вино мертвых») характерен оригинальный творческий поиск, выраженный в сращении сразу

нескольких начал в повествовании - лирического, мифологического и реалистического.

Тотальное господство мифопо-этической стихии, репрезентация разных мифологем и мифострук-тур, формирование мифопоэтиче-ского хронотопа - характерны и для повести Н. Куека «Лес Одиночества». В ней мифологема леса, так же как у А.Кима, является центральной и имеет несколько иное семантическое наполнение - еще более выраженное экзистенциальное одиночество каждой конкретной личности, ощущающей свою сопричастность с Лесом как некоего пространственно-временного континуума, символизирующего вселенский универсум. По мироощущению автора пространство Леса, несмотря на внешнюю целостность и единство, вбирающее в себя человечество, растительный и животный мир, внутри по сути представляет совокупность разрозненных обитателей. Человек, растения и животные большей частью разобщены друг с другом и только благодаря лучшим и единичным представителям рода человеческого сохраняется хрупкий баланс гармонии и хаоса, добра и зла, того мета-конфликта, который столь характерен для мифомышления.

Лес представляет в повести сакральное пространство, символизирующее хаотичные начала жизни: «Лес размножается. Тени деревьев бродят поблизости в поисках. .Деревья всегда в пути. Приходит срок к тем, которым уже пора собраться в лес, и они становятся лесом» [6: 423]. Все жители и обитатели этого Леса - люди, животные, деревья, мифологические персонажи - бесконечно одиноки и ведут уединенный образ жизни. Таковы отшельник Люкат, неугомонный вояка Осмез, чудовищный полуконь, полусобака Хэш, напоминающий отдаленно образ Химеры из романа А.Кима. В Лесу царит атмосфера опасности, ощущение

тоски, тревоги, которые невольно передается путникам, случайно попадающим в пространство Леса. В мифопоэтическом контексте повести актуализируется еще одна мифологема, имевшая место и в других произведениях Н. Куека, приобретающая здесь выраженную идейно-эстетическую значимость -это мифологема Одиночества. Через эти две мифологемы - Леса и Одиночества - реализуются авторская медитация, философские размышления о добре и зле, жизни и смерти, прекрасном и безобразном, маркируя стержневую онтологическую основу всей повести.

Образы жителей и обитателей Леса Одиночества предельно мифологизируются. Таков образ Лю-ката, попавшего в этот Лес еще подростком после того, как враги убили всю его семью и сожгли дотла родной аул. Он находит пристанище в заброшенном домике, внутри которого обнаруживает сакральный огонь в кузнечном горне. За время пребывания в этом доме и общения с огнем Люкат преображается, огонь (символ самой мощной очищающей стихии) выжигает в нем все негативное, и он превращается в лучистое существо. Именно ему пытается вручить свой меч старый вояка Осмез, чей мятежный дух не находит покоя после предательского убийства в стародавние времена. Осмез в прошлом - мужественный воин, не знающий страха, носитель традиционных эпических черт. Полуконь, полусобака Хэш - мифологическое существо, представляющее собой синтез как ми-фо-эпических традиций, так и плод авторского мифотворчества, чудовище, воплощающее необузданную силу и агрессию.

Негативному пространству Леса в повести противостоит гармоничное пространство близлежащего адыгейского аула, в котором живут простые труженики, занятые созидательным трудом, возделывающие с любовью землю. В образах

прекрасной девушки Даханы и ее возлюбленного Темтеча, юноши отважного и благородного, воплощены лучшие черты традиционных эпических героев, они в повести являются антиномией с жестокими эгоистичными жителями и обитателями Леса Одиночества.

Текст повести амбивалентен, плотно насыщен символами, метафорами, философскими размышлениями героев, сложное многоплановое повествование о добре и зле, свете и тьме, жизни и смерти автор завершает однозначной победой добра, света, прощения. Так Н. Куек в последней повести совершенно недвусмысленно как бы подводит

итог своим многолетним художественным поискам, утверждая торжество светлых гуманистических начал в жизни.

Таким образом, обращение А. Кима и Н. Куека к мифопоэтике оказалось весьма продуктивным для их эпики, существенно отразившись на художественно-эстетической основе произведений. Мифологема Леса, являющаяся центральной в рассматриваемых произведениях, имеет концептуальное значение для выражения философской идеи повествовательных нарративов обоих авторов и манифестации гуманистических идей, торжества добра, света, справедливости.

Примечания:

1. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточ. лит., 2002. 408 с.

2. Ким А.А. Отец-лес: роман-притча. М.: Сов. писатель, 1989. 400 с.

3. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев [и др.]. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.

4. Далгат У.Б. Этнопоэтика в русской прозе 20-90-х гг. XX века: экскурсы. М.: ИМЛИ РАН, 2004. 212 с.

5. Паранук К.Н. Особенности мифологизма в романах Г. Маркеса «Сто лет одиночества» и Н. Куека «Вино мертвых» // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2013. Вып. 2. С. 175-182.

6. Куек Н.Ю. Лес Одиночества // Куек Н. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 1: Роман в новеллах, повести, рассказы. Майкоп, 2011. 582 с.

References:

1. Meletinsky E.M. Poetics of myth. M.: Vostoch. lit., 2002. 408 pp.

2. Kim A.A. Father-forest: a parable novel. M.: Sov. Writer, 1989. 400 pp.

3. Philosophical encyclopedic dictionary / editorial board: S.S. Averintsev, E.A. Arab-Ogly, L.F. Ilyichev [et al]. 2nd ed. M.: Sov. Encyclopedia, 1989. 815 pp.

4. Dalgat U.B. Ethno-poetics in Russian prose of the 20s-90s of the 20th century: excursus. M.: IMLI RAN, 2004. 212 pp.

5. Paranuk K.N. Features of mythologism in the novels of G. Marquez "One Hundred Years of Solitude" and N. Kuek "Wine of the Dead" // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2013. Iss. 2. P. 175-182.

6. Kuek N.Yu. The Forest of Solitude // Kuek N. Collected Works: in 8 vol. Vol. 1: A novel in novellas, stories and short stories. Maikop, 2011. 582 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.