Научная статья на тему 'Мифопоэтический контекст повестей адыгейского писателя Нальбия Куека «Превосходный конь Бечкан» и «Лес одиночества»'

Мифопоэтический контекст повестей адыгейского писателя Нальбия Куека «Превосходный конь Бечкан» и «Лес одиночества» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
306
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОПОЭТИКА / ХРОНОТОП / ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ / НЕОМИФОЛОГИЗМ / МИФОЛОГЕМА ЛЕСА / МИФОЛОГЕМА ОДИНОЧЕСТВА / ОНТОЛОГИЯ / САКРАЛИЗАЦИЯ / MYTHIC POETICS / CHRONOTOPE / TEMPORAL PLANS / NEOMYTHOLOGIZM / WOOD MYTHOLOGEME / LONELINESS MYTHOLOGEME / ONTOLOGY / SACRALIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Паранук Кутас Нуховна

Рассматривается влияние мифопоэтики на художественную основу повестей Н. Куека «Превосходный конь Бечкан» и «Лес Одиночества». Выявляются особенности пространственно-временного континуума повести, исследуются темпоральные планы, определяется степень мифологизации образов. В ходе анализа определяется концептуальный характер ведущих мифологем леса и одиночества в повествовательном нарративе. Результаты исследования свидетельствуют о значительном влиянии поэтики и онтологии мифа на семантику и художественную структуру повестей Н. Куека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mythic-poetic context of great stories of Adyghean writer Nalbiy Kuyek «Bechkans excellent horse» and «Loneliness Wood»1

The paper shows how mythic poetics influences an art basis of stories of N. Kuyek Bechkans excellent horse and The Loneliness Wood. The author reveals features of a space-time continuum of the great story, temporal plans and degree of a mythologization of images. During the analysis, the conceptual character of leading mythologemes the wood and loneliness are defined in narrative. Results of research testify to considerable influence of poetics and myth ontology on semantics and art structure of great stories of N. Kuyek.

Текст научной работы на тему «Мифопоэтический контекст повестей адыгейского писателя Нальбия Куека «Превосходный конь Бечкан» и «Лес одиночества»»

УДК 82.0(470.621) ББК 83.3(2=Ады) П 18

Паранук К.Н.

Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]

Мифопоэтический контекст повестей адыгейского писателя Нальбия Куека «Превосходный конь Бечкан» и «Лес Одиночества»

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривается влияние мифопоэтики на художественную основу повестей Н. Куека «Превосходный конь Бечкан» и «Лес Одиночества». Выявляются особенности пространственно-временного континуума повести, исследуются темпоральные планы, определяется степень мифологизации образов. В ходе анализа определяется концептуальный характер ведущих мифологем - леса и одиночества - в повествовательном нарративе. Результаты исследования свидетельствуют о значительном влиянии поэтики и онтологии мифа на семантику и художественную структуру повестей Н. Куека.

Ключевые слова:

Мифопоэтика, хронотоп, темпоральные планы, неомифологизм, мифологема леса, мифологема одиночества, онтология, сакрализация.

Paranuk K.N.

Doctor of Philology, Professor of Literature and Journalism Department, Adyghe State University, e-mail: [email protected]

Mythic-poetic context of great stories of Adyghean writer Nalbiy Kuyek «Bechkan’s excellent horse» and «Loneliness Wood»

Abstract:

The paper shows how mythic poetics influences an art basis of stories of N. Kuyek “Bechkan’s excellent horse” and “The Loneliness Wood”. The author reveals features of a spacetime continuum of the great story, temporal plans and degree of a mythologization of images. During the analysis, the conceptual character of leading mythologemes - the wood and loneliness -are defined in narrative. Results of research testify to considerable influence of poetics and myth ontology on semantics and art structure of great stories of N. Kuyek.

Keywords:

Mythic poetics, chronotope, temporal plans, neomythologizm, wood mythologeme, loneliness mythologeme, ontology, sacralization.

Мифологизм был присущ северокавказским литературам на всех этапах развития, в том числе и на современном этапе. Е.М. Мелетинский справедливо отмечает: «Пафос мифологизма ХХ в. не только и не столько в обнажении измельчания и уродливости современного мира с этих поэтических высот, сколько в выявлении неких неизменных, вечных начал, позитивных или негативных, просвечивающих сквозь поток эмпирического быта и исторических изменений» [1: 295].

Писатели Северного Кавказа все чаще обращаются к поэтике и онтологии мифа для реализации актуальных художественно-эстетических задач. Неомифологизм становится весьма устойчивой тенденцией и в развитии современных адыгских литератур, что было

отмечено в ряде исследований адыгских литературоведов [2].

Эпику многих известных писателей маркирует активное мифотворчество, глубинный фольклорно-мифологический контекст повествовательного нарратива («Каменный век» Х. Бештокова, «Сказание о Железном Волке» Ю.Чуяко, «Вино мертвых» «Превосходный конь Бечкан», «Черная гора», «Лес Одиночества» Н. Куека, «Абраг» Д. Кошубаева, «Всемирный потоп» М. Емкужева и др.).

Известный адыгейский поэт, писатель, драматург Нальбий Куек обладал удивительно многогранным литературным дарованием. Основные его завоевания связаны с художественной прозой, для которой характерно масштабное и глубокое осмысление проблем ХХ века: человек и история, человек и природа, война и мир. В них отобразилось историко-философское мышление автора, талантливо и глубоко раскрывшего особенности национального менталитета, образа жизни, мировидения адыгов. В повестях «Черная гора» (1997г.), «Лес одиночества» (2006г.), романе «Вино мертвых» (2002 г.) отразилась вся многострадальная история адыгов, разбросанных по всему миру после русско-кавказской войны Х1Хв., но все же воскресших из пепла подобно Фениксу и продолжающих удивлять мир красотой и мудростью своего мировидения.

Первым произведением Нальбия Куека на мифологическую тему был рассказ «Тлепш» о предсмертных размышлениях богочеловека Тлепша. Последовавшие за ним эпические повествования упрочили тенденцию многообразного и творческого использования фольклорно-мифологических истоков в своих художественно-стилевых исканиях.

Самая ранняя повесть Н. Куека «Превосходный конь Бечкан» обнажила тенденцию, ставшую позже весьма устойчивой в его эпике: оригинальный творческий поиск,

выраженный в сращении сразу нескольких начал в повествовании - лирического, мифологического и реалистического. В небольшой по объему повести автор выстраивает мифопоэтическую модель мира, позволяющую обозначить сложнейшие проблемы современности, в том числе - проблему Человек и Природа, Человек и его место в мироздании.

Главный герои повести - восьмидесятилетний старик Салих, большую часть жизни он прожил вдали от людей, в лесу, в своем гармоничном мире, рядом с деревьями, лошадьми. Но в отличие от мира природы его взаимоотношения с людьми выстраиваются совершенно иначе. «Салих думал о лесе. Из восьмидесяти своих лет почти шестьдесят он прожил в лесу, многие звали его за глаза лесным человеком, он и сам знал, что ему в нем намного спокойнее и уютнее, чем с людьми...» [3: 469]. Он совершенно одинок в социальной среде, ибо никто не хочет понять и разделить устремлений и желаний старика, пытающегося сохранить редкую породу кабардинских скакунов Абекуш, которую он долгие годы адаптировал к природным условиям Адыгеи. Общение Салиха с представителями рода человеческого (председатель колхоза, «партизаны» Хизир и Хаджимос, немецкий офицер, приезжий покупатель коней) носит драматический или даже трагический характер. Для того, чтобы выжить в суровые военные и послевоенные годы, люди готовы и запрячь в повозку выхоленного, выпестованного стариком коня, и продать, и обменять его на пару обычных лошадей, и даже зарезать, чтобы спастись от голода. Исключение составляют его верные помощники - племянник Лекур и усыновленный им русский мальчик Саня, которые сочувствуют и всячески содействуют ему. В повести четко звучит философская идея о трагизме разлада между человеком и природой. Нарушение гармонии этих взаимоотношений, ощущение безысходности ситуации, в которой оказался герой, приводят к трагической развязке повести: Салих вместе со своим конем Абекушем тонут в бурных водах разлившейся реки. Но автор параллельно в финале дает другую картину, не лишенную оптимизма: на берегу реки вырисовывается четкий силуэт великолепного коня Бечкана, жеребенка, рожденного от кобылицы Абекуш, и он уверенно смотрит вдаль.

Мифопоэтический пласт повести нашел выражение в той особой стихии, которая ощущается в атмосфере всей повести, в которой все герои: люди, кони, деревья, земля -понимают и чувствуют друг друга, являются равноправными участниками изображаемых

событий. В повести создается мифопоэтический хронотоп, для которого характерны смена темпоральных планов и мифопоэтически окрашенное пространство, в котором все живет, вибрирует, дышит, пребывая в гармонии со всем миром.

Мифологемы земли, деревьев, леса, коней являются ведущими в мифоэпическом контексте повести. Лес - это особый поэтический мир, сакральное пространство, которое «живет своей жизнью», это мир, в который ты входишь, тотчас принимая его «законы», «лес непостоянен, звуки и голоса его, дыхание и движение воздуха, свет и тени в нем все время меняются незаметно для человека, не позволяя привыкнуть к нему до конца» [3: 469]. Лес в повести изображен как источник обретения душевной гармонии, это вертикаль его поэтического микро- и макрокосмоса. Мифологема леса (дерева) является в повести значимой для изображения внутреннего мира героев, психологического состояния.

Мифопоэтика повести ощущается и в предсмертных сновидениях заболевшего старика Салиха, которые, подобно калейдоскопу, мелькают в памяти и выносят из глубин подсознания наиболее яркие эпизоды прожитой жизни. Чередование мифопоэтики с подчеркнуто реалистическими зарисовками жизни и быта аульчан в военные и послевоенные годы в структуре повести способствовали созданию целостной художественной картины мира в повести.

Тотальное господство мифопоэтической стихии, репрезентация разных мифологем и мифоструктур, формирование мифопоэтического хронотопа характерны и для последней повести Н. Куека «Лес Одиночества». Эти две повести роднит сложный мифопоэтический пространственно-временной континуум со смещением темпоральных планов, мифологизируемые образы главных героев и присутствие центральных мифологем леса и одиночества, имеющих концептуальный характер в повествовательном нарративе.

«Лес Одиночества», последняя повесть Н.Куека, представляет собой своеобразный итог всего его творчества. Автор в ней часто апеллирует к образам, мотивам, сюжетам из ранее написанных произведений, придавая им еще более четко выраженный концептуальный характер. В ней также господствует всеобъемлющая мифопоэтическая стихия и реализованы древние архетипы, мифологемы огня, камня, воды, коня, которые позволяют глубже раскрыть авторскую концепцию смысла жизни, человеческого бытия в ракурсе микро- и макрокосмоса.

Центральная мифологема повести, приобретающая в контексте повести концептуальный характер - мифологема Леса. Лес в последней повести Н.Куека, так же как и в первой повести «Превосходный конь Бечкан», представляет собой сакральное пространство, на этот раз символизирующее хаотичные начала жизни. «Лес размножается. Тени деревьев бродят поблизости в поисках. ... Деревья всегда в пути. Приходит срок к тем, которым уже пора собраться в лес, и они становятся лесом» [4: 423]. Все жители и обитатели этого Леса - люди, животные, деревья, мифологические персонажи - бесконечно одиноки и ведут уединенный образ жизни. Таковы отшельник Люкат, вояка Осмез, чудовищный полуконь, полусобака Хэш. Но даже заезжие на время в Лес Одиночества джигиты-наездники, считающие себя отважными рыцарями, чувствуют опасность, тоску, тревогу и тотальное одиночество, которыми пропитана атмосфера Леса. В мифопоэтическом контексте повести актуализируется еще одна мифологема, имевшая место и в прежних произведениях

Н. Куека и приобретающая здесь выраженную идейно-эстетическую значимость, - это мифологема одиночества. Через эти две мифологемы - леса и одиночества - реализуются авторская медитация, философские размышления о добре и зле, жизни и смерти, прекрасном и безобразном, маркируя стержневую онтологическую основу всей повести.

Негативному пространству Леса в повести противостоит гармоничное пространство близлежащего адыгейского аула, в котором живут простые труженики, занятые созидательным трудом, возделывающие с любовью землю. В этом же ауле живет прекрасная девушка Дахана, являющаяся средоточием всего прекрасного, а также ее возлюбленный юноша Темтеч, отважный и благородный. Образы этих молодых людей даны в четко выраженной антиномии с жестокими эгоистичными жителями и обитателями Леса

Одиночества (за исключением Люката). Дахана (в переводе с адыгейского «красивая») прекрасна не только внешне, но и душой, она является носительницей Света, добра, гармонии, ее любящее сердце объемлет всех прощением, милосердием. В ее образе реализованы древние архетипы, символизирующие великое женское начало. Дахана привносит свет и любовь в пространство одним своим присутствием. Недаром пространство Леса Одиночества тревожно реагирует на ее редкие посещения, чувствуя угрозу своему существованию.

Образы жителей и обитателей Леса Одиночества предельно мифологизируются. Таков образ Люката, попавшего в этот Лес еще подростком после того, как враги убили всю его семью и сожгли дотла родной аул. Люкат находит пристанище в заброшенном домике, внутри которого обнаруживает сакральный огонь в кузнечном горне. За время пребывания в этом доме и общения с этим огнем Люкат преображается, огонь (символ самой мощной очищающей стихии) выжигает в нем все негативное, и он превращается в лучистое существо. Именно ему пытается вручить свой меч старый вояка Осмез, в образе которого выражены мифоэпические начала. Мятежный дух воина не находит покоя после предательского убийства в стародавние времена. Но труженик Люкат, на протяжении всей повести пребывающий в бесконечных рефлексиях о смысле жизни, поисках своей миссии, в финале повести обращает меч возмездия против самого Осмеза и Хэша. Хэш -еще одно мифологическое существо, полуконь, полусобака, представляющее собой синтез как мифоэпических традиций, так и плод авторского мифотворчества, чудовище, воплощающее необузданную силу и агрессию.

Текст повести амбивалентен, плотно насыщен символами, метафорами, философскими размышлениями героев. Сложное многоплановое повествование о добре и зле, свете и тьме, жизни и смерти автор завершает однозначной победой добра, света, прощения. Так Н. Куек в последней повести совершенно недвусмысленно как бы подводит итог своим многолетним художественным поискам, утверждая торжество светлых гуманистических начал в жизни.

Таким образом, обращение Н.Куека к мифопоэтике оказалось весьма продуктивным для эпики Н. Куека, существенно отразившись на художественно-эстетической основе его повестей, и способствовало воссозданию национальной картины мира в философски-обобщенных образах, вскрывая глубинные пласты народного мироощущения и мировидения.

Примечания:

1. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточ. лит., 2002. 406 с.

2. См. об этом Паранук К.Н. Мифопоэтика и художественный образ мира в современном адыгском романе. Майкоп: Качество, 2006. 312 с.; Хакуашева М.А. Литературные архетипы в художественных произведениях адыгских писателей. Нальчик, 2007. 378 с.

3. Куек Н.Ю. Превосходный конь Бечкан // Нальбий Куек. Собрание сочинений: в 8 т. Т.

1. Роман в новеллах, повести, рассказы. Майкоп, 2011. С. 467-538.

4. Куек Н. Лес Одиночества // Нальбий Куек. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 1. Роман в новеллах, повести, рассказы. Майкоп, 2011. С. 351-466.

5. Meletinsky E.M. Poetics of the myth. M.: Vostoch. lit., 2002. 406 pp.

6. See: Paranuk K.N. Myth-poetics and the artistic image of the world in the modern Adyghe

novel. Maikop: Kachestvo, 2006. 312 pp.; Khakuasheva M.A. Literary archetypes in the Adyghe writers’ works. Nalchik, 2007. 378 pp.

7. Kuyok N.Yu. Bechkan is an excellent horse // Nalby Kuyok. Collected works: in 8 v. V. 1.

The novel in short stories, narrative, stories. Maikop, 2011. Pp. 467-538.

8. Kuyok N. The wood of solitude // Nalby Kuyok. Collected works: in 8 v. V. 1. The novel in short stories, a story, stories. Maikop, 2011. P. 351-466.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.