Научная статья на тему 'Мифо-логическое время в поэзии И. А. Бродского'

Мифо-логическое время в поэзии И. А. Бродского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мифо-логическое время в поэзии И. А. Бродского»

Е. Черниченко Барнаул

МИФО-ЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В ПОЭЗИИ И.А. БРОДСКОГО

Миф и мифопоэтика - понятия, под знаком которых прошел литературный XX век и длится XXI. В последнее время в литературоведении проявляется интерес к мифологической составляющей поэзии И.А. Бродского. Чаще всего это рассмотрение функционирования какого-либо мифа в текстах.

На наш же взгляд, миф - имманентная черта, характеристика поэзии Бродского. Лирика мифологизирована. Под мифологизацией понимается проникновение и функционирование элементов мифологического мышления в ткани произведения.

Мифопоэтику (мифологизм), в данном случае, было бы правильнее назвать неомифопоэтикой (неомифологизмом), поскольку мифологические представления, существующие в данной поэзии, несколько отличаются от архаических.

Особенность реализации мифологического мышления у И.А.Бродского заключается в том, что предметом и средством мифологизации служит культура, явление рационального порядка. Кроме того, на наш взгляд, мифологическое мышление в большей степени является языковым, то есть в буквальном смысле - мифо-логическим. То есть это своеобразный инвариант концепции сплошной текстуали-зации реальности французских структуралистов: все владеет Языком, и Язык владеет всем.

Язык мыслился Бродским как универсальная субстанция, он даже “вывел” формулу соотношения языка, времени и пространства, которую принято считать языковой концепцией И.А.Бродского: “Если время боготворит язык, это означает, что язык больше или старше, чем время, которое, в свою очередь. Старше и больше пространства” [1]. Такая иерархия закономерна, так как восприятие языка Бродским мифологично по определению: это и часть миров (художественного и реального, которые в случае И.А.Бродского являются одним), и собственно мир, и мифологема и т.д. Целое слово воспринимается совокупностью букв (и звуков), несущих в себе все: “Для поэта между фонетикой и семантикой разницы почти нет” [2].

В поэтическом творчестве Бродского, делимом исследователями на условные периоды, средства выражения менялись. Все, что в ранней лирике выражалось через композиционное построение, концепцию стихотворения (образа), в поздней лирике выражается через

язык (от метафор и построения фразы до создания мира из звука, так называемой соногонии). Но возникает вопрос: почему язык связан преимущественно со временем? На него отвечает сам Бродский:

Эта боль сильней, чем та.

Слуху зренье не чета,

Ибо время - область фраз,

А пространство - пища глаз. “Неоконченный отрывок” [3] (2, 96)

Архаическое мифологическое время не линейно и неоднородно. Существует перво-время, время оно. Время сотворения мира. Эта точка фиксирована и повторяется каждый год, а на протяжении года созданный мир разрушается, поэтому необходимо реактуализировать космогонию в ритуалах. По мысли М.Элиаде, существует “время сакральное” - время космогонии и ритуалов - и “профанная длительность” [4]. Причем последняя - источник прошедшего времени, истории, которая упраздняется через возвращение во время оно. В поэзии И.А.Бродского такая точка есть, но она не фиксирована:

Мир создан был из смешенья грязи, воды, огня,

Воздуха с вкрапленным в оный криком “Не тронь меня! ”, Рвущимся из растения...

“Мир создан был...” (4, 95)

Таким образом, она выполняет функцию, скорее, перво-ритуала. По словам Александра Косарева, “мифологическое время может повторяться в улучшенном варианте, то есть на другом витке” [5]. У Бродского этот вариант - Рождество, рождение, актуализованное в образе Христа. Поэтому время так или иначе стремится к этой точке, которая есть одновременно настоящее, прошедшее и будущее. Необходимо отметить, что стихотворения этой тематики писались с приблизительной периодичностью 25 декабря. Характерно, что сам сюжет дальше не развивается, то есть рождается младенец, через год он родится снова, как мир. Для этого и существует ритуал говорения, через который, как уже говорилось, реактуализируется космогония и длительность становится вечностью.

Способностью производить звуки в поэтическом мире Бродского наделено все: и животные, и стихии, и вещи. Но лишь в исполнении человека говорение - ритуал, потому что лишь человек не включен в природный цикл, ведь он - смертен. Концепция смерти у

Бродского весьма интересна: “Время создано смертью” (2, 63). Получается, что с одной стороны, смерть дает нам понятие о времени жизни и, с другой стороны, она ее упорядочивает, структурирует. При этом жизнь и смерть объединены общим понятием, источником - Временем:

Жизнь - форма времени. Карп и лещ -Сгустки его. И товар похлеще -Сгустки. Включая волну и твердь Суши. Включая смерть.

“Колыбельная трескового мыса” (3, 82).

В лирике Бродского существует несколько путей преодоления смерти: уподобление дереву (чаще - вечнозеленому), моллюску или волне и говорение или уподобление себя букве:

Я - просто буква. Стоящая после Ю,

На краю алфавита.

Ты для меня не существуешь; я В глазах твоих - кириллица, названья...

“Театральное” (4, 180)

Тем не менее я Существую, и мне,

Искренне говоря,

В результате вполне Единственного бытия Дороже всего моря.

“Тритон” (4, 187)

Произносимое, как правило, о прошлом, причем посредством языка, время выходит на уровень грамматического осмысления, то есть оно концентрируется и реализуется. Концентрация зависит от предмета языка: слова, буквы, звука, эха и тишины. Чем локальнее предмет языка, тем концентрированнее в нем время. Например, в слове дается сжатая характеристика времени:

Из множества слов уцелела одно: “была ”.

“Пейзаж с наводнением ” (4, 142)

Для рта, проговорившего “Прощай ”

Тебе, а не кому-нибудь, не все ли Одно, какое хлебово без соли Разжевывать впоследствии.

Меж нами - вечность, также - океан.

Причем буквально.

“Двадцать сонетов Марии Стюарт”

В тексте слово зачастую выполняет функцию замещения действия, то есть произнесенное слово и есть действие:

Все переходят друг в друга с помощью слова “вдруг”.

“Кентавры IV” (4,41)

Объект речи никогда не уточняется, то есть слово, не являющееся фразой, речью, продолжает свою “безродность” и в том, что конкретно никому не принадлежит.

Помесь прошлого с будущим, данная в камне,

Либо- простым грамматическим “был” и “буду”

В настоящем продолженном.

“Кентавры III” (4, 4в)

Буква - наименьшая материально выраженная единица языка. Концентрированность времени в ней усилена еще и за счет этого. Во-первых, буква заменяет все слово, но не его содержание, буква маркирует его семантическую направленность:

Глаголы в длинной очереди к “л”,

И это - царство прошлого.

“На выставке Карла Вейлинка” (3, 290)

И как-то тянет прикладывать носовой К органу зрения, занятому листвой,

Принимая на свой Счет возникающий в ней пробел,

Глаголы в прошедшем времени, букву “л”.

“Fin de siecle” (4, 13)

Во-вторых, буквы причастны к вещам. Ю.М.Лотман это явление в поэзии Бродского называет “предельным вещизмом”. Но при

этом буква представляет собой часть структуры (за счет организованности алфавита, соотнесенности с числом):

В облике буквы “В”

Явно дает гастроль Восьмерка - родная дочь Бесконечности.

“Тритон” (4, 189)

Люди выходят из комнат,

Где стулья как буква “б”

Или как мягкий знак.

“Новая жизнь ” (4, 48)

Но это не ритуал, человек в данном случае не причастен к букве, но когда он ей уподобляется, все меняется.

Как тридцать третья буква,

Я пячусь всю жизнь вперед.

“Строфы” (3, 182)

Человек - буква, значит, он попадает в систему других временных координат.

Еще один “атом” языка - звук. Свойством производить его обладает в поэтическом мире Бродского все. Необходимо отметить, что в тексте различаются собственно звук и фонема. Звук - определяющий момент в борьбе времени жизни и смерти:

Разрастаясь как мысль облаков в синеве,

Время жизни, стремясь отделиться от времени смерти, Обращается к звуку, к его серебру в соловье.

“Bagatele ” (4, 37)

Как я люблю эти звуки - звуки бесцельной, но Длящейся жизни, к которым уже давно Ничего не прибавить, кроме шуршащих галькой Собственных грузных шагов.

“ВАнглии” (3, 164)

Кроме того, один из самых частых звучных образов - часы (“тик-так”). У фонем иная функция - они служат признаком “живости” произносящего, его существования:

Из гласных, идущих горлом,

Выбери “ы ", придуманное монголом,

Сделай его существительным, сделай его глаголом Наречьем и междометьем.

“Портрет трагедии" (4, 105)

А.Белый отмечает: “В звуке соприкасаются время и пространство” [6]. Выходит, что фонема - некая модель мироздания, и произнесение ее подобно созданию модели мира.

Эхо - понятие исключительно временное. Оно - есть естественное повторение, возвращение.

Ты ожил, снилось мне, и уехал В Австралию. Голос с трехкратным эхом Окликал и жаловался на климат.

“Памяти отца " (4, 69)

В большей степени эхо важно, безусловно, как образ, символ возвращения. Единственное, о чем позволяет говорить образ эха у Бродского - о прошлом, как об особой временной, но постоянной нише бытия. Эту семантику углубляет и доводит до абсолюта образ тишины (молчания, глухоты). Этот абсолют - смерть.

Накрашенным закрытым ртом Лицо кричит, что для него “потом"

Важнее, чем “теперь"

“Ritratto diDonna" (4, 161)

Итак, обозначенная и проанализированная аксиологическая система представляет собой диалектическую формулу: начало мира, его создание предполагает его конец и т.д. То есть говорение - главный ритуал в поэзии И.А. Бродского, реактуализирующий космогонию. За счет соногонии становится возможным подъем во времени, и за счет строения этого времени возникает потребность в соногонии. Таким образом, время мифологическое, подчиняясь внутренним законам поэтического мира И.А.Бродского, становится мифо-логическим.

Примечания

1. Бродский И.А. Поклониться тени: Эссе. СПб., 2001. С. 143.

2. Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. СПб.. 2001. С. 202.

3. Здесь и далее текст цитируется по изданию: Бродский И. Соч.: В 8 т. СПб., 2001. Далее номер тома и страниц указывается в круглых скобках после цитаты.

4. Элиаде М. Трактат по истории религии. СПб., 1999. С. 287.

5. Косарев А. Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. М., 2000. С.206.

6. Белый А. Глоссолалия. Поэма о звуке. Томск, 1994. С. 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.