Научная статья на тему 'Культура как миф в поэзии И. А. Бродского позднего периода'

Культура как миф в поэзии И. А. Бродского позднего периода Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
329
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МИФ / ЯЗЫК / ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ / КОСМОГОНИЯ / CULTURE / MYTH / LANGUAGE / SPACE AND TIME / COSMOGONY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черниченко Елена Александровна

Культура как знаковая система поэзии Бродского позднего периода существует в качестве мифа. Рассматриваются основные элементы лирической поэтики: язык, время и пространство, вода, внешность. Сглажена иерархия этих начал. Культура, присоединяясь к космогонии, становится неотемлемой частью поэзии Бродского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture as a sign system in the poetry of Brodsky's late period exists as a myth. This process is examined on the level of basic definitions of lyric poetry: Language, Time and Space, water, appearance. The hierarchy of these definitions are uniting and leveling. Thus, culture, joining the circle of cosmogony, becomes immanent part of myth and poetics by J.A. Brodsky.

Текст научной работы на тему «Культура как миф в поэзии И. А. Бродского позднего периода»

Катаев В.П. Время, вперед! // Катаев В.П. Собрание сочинений: В 9 т. - М., 1969. - Т. 3.

Лотман Ю.М. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. - Таллинн, 1992. - Т. 2.

Олеша Ю.К. Зависть; Три толстяка; Ни дня без строчки. - М., 1989.

КУЛЬТУРА КАК МИФ В ПОЭЗИИ И.А. БРОДСКОГО ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА

Е.А. Черниченко

Ключевые слова: культура, миф, язык, пространство и время, космогония.

Keywords: culture, myth, language, space and time, cosmogony.

В последнее десятилетие наблюдается активный и стабильный рост интереса к поэзии Бродского и ее мифопоэтической составляющей, в частности. Для литературы постмодернизма, ярким представителем которой является Иосиф Александрович, характерны представление о реальности как иллюзии и об иллюзии как реальности, переосмысление культуры как таковой, направленность на создание не книги, а текста. С одной стороны, приставка «пост» обязывает автора, ставшего субъектом (или скриптором, или механиком), находясь в ситуации «после» основного исторического блока литературы, ориентироваться на будущее. Однако, по словам А. Гениса, «приставка “пост” не указывает путь в будущее, она лишь говорит, от чего следует избавиться, чтобы продлилось настоящее» [Генис 2003, с. 20]. Таким образом, постмодернизм схож с мифом, занимающимся своеобразной аппликацией действительности (со сторонней точки зрения), но на уровне сознания, а не осознания. В этом смысле поэзия Иосифа Бродского - феномен постмодернизма, поскольку, с одной стороны, основывается на традиции мировой литературы, а, с другой, - на автобиографическом тексте: «Стремление к индивидуальности у Бродского основывается на убеждении в неразрывной связи и взаимовлиянии жизни и творчества писателя» [Семенов 2004]. Поэтому поэтическое мышление Бродского «диктует» и круг научных интересов исследователей его поэзии. Перестав быть реальностью для сознания, миф стал реально-

стью культуры. Под культурой здесь понимается знаковая система, формирующая аксиологическую систему и в целом образ мира каждого народа (определение Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского)1. Однако именно XX век был ознаменован повышенным интересом к мифу, к его истокам, основам, механизму в различных областях культуры, и сама культура начала осмысляться как миф. И прежде всего эта тенденция коснулась литературы: мифологические сюжеты и мотивы стали широко использоваться в тексте произведения. В литературоведении, в свою очередь, появилось множество подходов к изучению мифопоэтического сознания. Здесь уместно будет привести мысль Я.Э. Голосовкера о том, что «разумная творческая сила - а имя ей Воображение, Имагинация, - которая создавала миф, действует в нас и сейчас, особенно у поэта и философа...» [Голосовкер 1987, с. 9]. В данной статье под мифом понимается мышление, форма постижения мира и рассматривается сам механизм, мифологическое мышление в его архаическом понимании, его признаки и его проекция на материальную культуру в текстах Иосифа Бродского позднего периода2 . Интерес к данному периоду творчества обусловлен тем, что именно эти тексты в большей степени населены, насыщены культурными реалиями, не существуют вне культуры как знаковой системы, что, однако, сообщает им некоторую условность. Но при этом они строятся по законам мифологического сознания. Если говорить о «вещизме», за что

1 Культура в целом есть система знаков, взглядов и т.д. Каждый народ имеет свою систему знаков и символов. Бродского в этом смысле можно назвать полисистемным или диалогическим поэтом, поскольку в его текстах происходит соединение различных пластов и направлений человеческого мышления, ориентированного на конкретное пространство, на знаки, только этому пространству и времени свойственные.

2 На наш взгляд, в текстах Бродского очевидны признаки мифологического мышления -такие как партиципация, фантасмагорические образы, заключение сути вещи в ее происхождении и т.д. Наиболее ярко особенности мифологического мышления раскрываются на уровне языковой и пространственно-временной организации. Бродский вырос, был воспитан и жил в пространстве с особым статусом культуры (сначала Ленинград, потом Италия), где улица была продолжением квартиры, где культура была и бытием и бытом, а язык не просто средством коммуникации, а отдельным бытием. Нередко поэтому в текстах встречается образ либо болтовни, либо произнесения слова или звука через преодоление немоты или каких-либо препятствий. И это, как правило, с пространственным или временным (реже) акцентом. Часто говорят вещи, вода, мебель оживает, сравнивается с человеком, с буквами, в то время как человек овеществляется. Это прежде всего заметно по тому, что основные биологические процессы становятся ему недоступны: еда лирическим субъектом воспринимается только через запах и схожесть некоторых предметов с ней; акцентируется невозможность полового акта и появления детей; смерть сакральна.

в свое время поэта упрекали, то сразу возникают аллюзии прежде всего на поэзию Пастернака, который с вещами был «на равной ноге». И это несмотря на то, что многими исследователями подчеркивается связь Бродского с акмеистами именно в отношении организации пространства и статуса вещей. Акмеистами культура, вещи, архитектура и т.п. воспринимались все-таки как нечто более отстраненное, как декорации. Однако, по словам Э. Кассирера, миф и культура - явления одного символического круга. В текстах поэта культура перестает быть только культурой как определенной аксиологической системой и становится системой онтологической, то есть собственно бытием. Поэзия Бродского цитатна, интертекстуальна в высшей степени и мифологична. Инвариант бытия и поэтических текстов представлен в ие-рархичной схеме «Пространство - Время - Язык», где Пространство занимает подчиненное место по отношению ко Времени, а Время - по отношению к Языку.

Как правило, пространство у Бродского обладает конечностью, немотой и неподвижностью:

Спрятанные в стене Ее беззвучные батареи

Наводняют жилье неразбавленной пустотой,

Круглый год, независимо от погоды.

«Наряду с отоплением»1 [Бродский IV, с. 122]. Барвинок и валун, заросший густой щетиной Мха, не сдвинулся с места. И пахнет тиной Блеклый, в простую полоску, отрез Гомеров, Которому некуда деться из-за своих размеров.

«Вот я снова» [IV, 190].

Кроме того, имея признаки мифологического, пространство у Бродского гетерогенно. Во-первых, судя по тематике стихов, можно сказать, что есть английский, итальянский, голландский Бродский. Это всегда привязанность к месту и развертывание конкретного географического мифа, то есть существуют какие-то маркеры, которые срабатывают независимо от контекста. Часто таким маркером выступает вода. «Для воды суша, - по Бродскому, - лишь эпизод». Например,

1 Здесь и далее тексты стихотворений Бродского цитируются по изданию: Бродский И. А. Сочинения: В 8 т. - Спб., 2001. В скобках указаны номер тома и страница.

Голландия маркируется избытком воды - в воздухе, в самом субъекте - и отсутствием человека как бы за ненадобностью:

<...> В Голландии нельзя подняться в горы, умереть от жажды; еще трудней - оставить четкий след <...>

<... > В этом смысле я живу в Голландии уже гораздо дольше, чем волны местные, катящиеся вдаль без адреса, как эти строки.

«Голландия есть плоская страна» [IV, 136].

Поэтому мифологема «я - рыба, тритон, волна, моллюск» и все появляющиеся коннотации пространственно закреплены. Венецианское же пространство, напротив, наводнено вещами, носителями культуры, поэтому, по сути, размыто, лишено традиционных бинарных оппозиций, что превращает его в нигде, в небытие:

Там, за нигде, за его пределом

- черным, бесцветным, возможно, белым -Есть какая-то вещь, предмет.

«Лагуна» [III, 44]. Нам будет лучше, чем было, когда мелкий дождь зарядит,

Потому что больше уже ничего не будет.

(«Осень - хорошее время года») [IV, 102].

По сути, семантическая наводненность конкретного пространства оборачивается для него самого потопом, который, в свою очередь, всего лишь сюжет для картины:

Вполне стандартный пейзаж, улучшенный наводнением.

«Пейзаж с наводнением» [IV, 142]. Жизнь начинается заново именно так - с картин Изверженья вулкана, шлюпки, попавшей в бурю.

«Новая жизнь» [IV, 23].

И все это «еще до внедренья плотины, кружев, имен де Фриз // или Ван Дайк».

Таким образом, через символику потопа, в основе которого, по М. Элиаде, - «лежит циклическая концепция космоса» [Элиаде 1999,

с. 381], можно говорить о мифе о вечном возвращении. То есть пространство, будучи наименьшей дефиницией культуры в поэзии Бродского, являет собой миф о времени, о Времени оном1.

Во-вторых, вне географического мифа пространство существует на уровне Города и множества локусов, точнее бывших локусов - развалин архитектуры, развалин бывшей Империи:

Скалы - или остатки колонн -Покрыты дикой растительностью.

«Посвящается Пиранези» [IV, 145]. Архитектура, мать развалин,

Завидующая облакам,

Чей пасмурный кочан разварен...

«Архитектура» [IV, 98].

Мифологема Империи стала неотъемлемой частью поэтики Бродского начиная со второй половины 1960-х - первой половины 1970-х годов. По внешним признакам ее можно отнести к Римской империи, но она соткана из множества смыслов, мотивов и аллюзий, прежде всего связанных с образом Петербурга. В поэзии позднего периода образ Империи (точнее, бывшей Империи) именуется «развалинами мира», «облаками», частой становится пара «храм-хлам» и т.д. И все это, как правило, часть некоего сюжета, зачастую театрального. В результате постоянной игры символами, реактуализации их посредством игры театральной сам образ Империи и сюжет, с ним связанный, становятся условными:

Смотри: направо - наш деревянный храм.

Налево - театр для античных драм.

А здесь мы держим рабов, лопаты и прочий хлам...

«Театральное» [IV, 181].

То есть получается, что это город, которого как Города уже нет -есть постройки, колонны, башни и храмы, но все это пребывает в статусе «развалин», профанируется:

Чего, говоришь, отлить? Вон, у тех колонн.

В них спрятана, свернутая в рулон...

1 Речь идет об известной концепции поэта, согласно которой «.язык больше, или старше, чем время, которое, в свою очередь, старше и больше пространства» [Бродский 2001, с. 143-144].

«Театральное» [IV, 182].

Однако субъект всегда стремится в это пространство либо создает его инвариант (из облаков, например) и, таким образом, тяготеет к возвращению.

Один из временных образов пространства - изображения. Доминирующая мысль позднего творчества поэта - «жизнь без нас», то есть существование мира в чистом виде. Большое количество разного вида изображений (фотографии, картины, деньги, чертеж, татуировка) на различных носителях (на обоях, на теле, на пленке, на холсте) и важность самого процесса нанесения этого рисунка трансформируют его в своеобразный ритуал, а пространство делают сакральным. И таким образом сдерживается будущее, обозначается точка отсчета, куда субъект и возвращается, обращаясь к изображению. По мысли самого Бродского, «искусство есть форма сопротивления реальности» [Бродский 2001, VII, с. 120]. Включая лирического субъекта в круг искусства, поэт вводит его во время абсолютное.

Время в поэзии Бродского существует на двух уровнях - относительном и абсолютном. Первое обладает субстанциальностью и выражается, как правило, через образы воды (во всех проявлениях - дождя, снега, слюны, слезы), материи и человеческого тела. Абсолютное же отмечается смертью и одновременностью прошлого, настоящего и будущего. Относительное время Бродским понимается как наличие только двух времен - прошлого, которое было и которого уже нет и никогда не будет, и будущего, которое и есть нескончаемое настоящее. Само настоящее как адекватное ощущение лирическим субъектом себя и окружающего мира в лирике позднего периода практически не фигурирует:

Настоящему, чтоб обернуться будущим,

Требуется вчера.

«Вечер. Развалины...» [V, 171].

А поскольку вчера есть всегда (в отличие от неуловимости настоящего), то и будущее становится константой. Время у Бродского обладает свойством меняться, то есть не течь постоянным равномерным потоком, а быть подвижным - растягиваться и концентрироваться:

Вчера наступило завтра, в три часа пополудни.

Сегодня уже «никогда», будущее вообще.

«ИзАльберта Эйнштейна» [IV, 172].

Помесь прошлого с будущим, данная в камне...

«Кентавры» [IV, 46].

В 1969 году в стихотворении «Конец прекрасной эпохи» Бродский высказал мысль, ставшую точкой отсчета во временной парадигме его поэтики: «Время создано смертью». И выходит, что Абсолют создал относительность. Субъект у Бродского всегда стремится Туда -преодолеть рамки и стать частью сакрального времени.

Чтоб смотреть на время со стороны,

У нас для этого нет стены.

«Театральное» [IV, 183].

Самым верным способом преодоления относительного является Язык и стихотворение как «вещь языка». «Ритм - источник Времени, а стихотворение, - говорил Бродский, - реорганизует время». Поэтому,

Разрастаясь, как мысль облаков о себе в синеве,

Время жизни, стремясь отделиться от времени смерти, Обращается к звуку, к его серебру в соловье, Центробежной иглой разгоняя масштаб круговерти.

Так творятся миры, ибо радиус, подвиги чьи В захолустных садах созерцаемы выцветшей осью,

Руку бросившим пальцем на слух подбирает ключи К бытию вне себя, в просторечьи - к его безголосью.

«Bagatelle» [IV, 38].

Способность к Языку и Творчеству, в частности, включает субъект в некий сакральный, опять-таки культурный цикл, а у Бродского он становится частью алфавита:

Я - всего лишь буква, стоящая после Ю,

На краю алфавита...

«Театральное» [IV, 183].

Я в глазах твоих кириллица, названья...

«Посвящение» [IV, 29].

Когда же речь идет о конкретных жанрах, присутствующих в данной поэзии явно или скрыто, то этим еще больше мифологизируется и сама поэзия, и пространственно-временные образы, потому что Бродский создает свою собственную мифологию на основе уже существующей, переосмысляет ее. Причем это отличительная черта именно позднего поэтического периода. Например, он перерабатывает миф

о Вертумне (превращает в миф о Времени), миф о Тезее, миф о Парках, о Мойрах и т.д. и в конце концов создает миф о культуре, в рамках которой это все существует. Ведь главная дефиниция, на которой держится культура как миф и миф о культуре, - это Язык, Логос. Через него происходит космогония, создание сакрального мира. И в этот момент все как бы останавливается, то есть перестают существовать и время, и пространство:

Ты принялся отзываться:

Щуриться, морщить лоб; нижняя часть лица Как бы оттаяла, и губы зашевелились.

Вертумн, - наконец ты выдавил. Меня зовут Вертумном

«Вертумн» [IV, 82].

И все-таки главной «культурной мифологемой» поэзии Бродского можно по праву назвать воду, поскольку она - та субстанция, та «вещь», которая есть и медиатор между временем, пространством и языком, и свойство вообще всех вещей, их начало и конец.

Иначе с волной, чей шум,

Смахивающий на «ура»,

- шум, сумевший вобрать «завтра», «сейчас», «вчера»,

- идущий из царства сумм,

Не занести в тетрадь.

«Тритон» [IV, 187].

Также нельзя не вспомнить известное высказывание поэта о том, что «вода - это сгущенная форма времени», и «если можно себе представить время, то, скорее всего, оно выглядит как вода» [Волков, 2002, с. 272]. Кроме того, этимологическое родство слов «речь» и «река» дает основание говорить о бытийном статусе воды в целом и у Бродского в частности:

И струя буквально захлебывается, вестимо,

Оттого, что не все еще рассказала о своей красоте

«На Виа Джулиа» [IV, 27].

И, как видно из описанного выше, основные категории мироздания - Пространство, Время и Язык - у Бродского буквально перетекают друг в друга.

По словам С.С. Аверинцева, «мы ожидаем от мифологии такой системности, которой у мифа нет, пока это миф, а не вторичная систе-

ма» [Аверинцев, 1989, с. 340]. Он считает неприемлемым говорить о модели или картине мира в отношении мифа. Однако когда есть взаимодействие существующих частей, они неизбежно образуют систему, работающую по своим законам. Эти законы в лирике Бродского определяются природой Языка, Времени и Пространства и их взаимодействием. А поскольку природа их мифологична и сохранилась таковой в культуре и тексты транслируют эту природу, то и получается, что культура не просто мифологична, но и сама является мифом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэзия Иосифа Бродского позднего периода, будучи культурно насыщенной и даже культуроцентристской, в значительной степени мифологизирована, поскольку организована и существует по принципам мифологического сознания. Через три основных дефиниции реализуется миф о вечном возвращении и реактуализируется космогония. А культура - произведения искусства, явная и скрытая цитация, - участвуя в этом мифе, становится его имманентной частью, так же, как и миф становится ее имманентной частью.

Литература

Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма и простейшие реальности литературы // Человек в системе наук. - М., 1989.

Бродский И. Поклониться тени: эссе. - СПб., 2001.

Бродский И. А. Сочинения: В 8 т. - СПб., 2001.

Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. - М., 2002.

Генис А. Сочинения: В 3-х т. Т. 2. Расследования. - Екатеринбург, 2003.

Голосовкер Я.Э. Логика мифа. - М., 1987.

Семенов В. Иосиф Бродский в Северной ссылке: поэтика автобиографизма. - Тарту, 2004: [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://ruthenia.ru.

Элиаде М. Трактат по истории религий: В 2-х т. Т. I. - СПб., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.