ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ HUMANITIES OF THE SOUTH OF RUSSIA
2017 Том 23 № 1 2017 Tom 23 Issue № 1
УДК 02.41
МИФ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ ВЛИЯНИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
THE MYTH OF POWER IN THE SYSTEM OF INFLUENCE ON POLITICAL CONSCIOUSNESS
Эксузян Диана Карапетовна
Аспирант социально-педагогического факультета Сочинского государственного университета, г. Сочи, e-mail: [email protected]
Статья обращена к проблеме определения и исследования мифа власти и его влияния на общественное сознание в процессе политической коммуникации. Актуальность темы определена тем, что современное информационное пространство и пространство политической коммуникации (как российское, так и мировое) наполнено политическими мифами. В работе рассматривается содержание понятий «политический миф», «политическая мифологема» и «миф власти», которому уделено особое внимание как составляющей политической мифологемы, как коммуникативному процессу в политической сфере и инструменту политического PR, требующему исследовательской оценки.
Ключевые слова: миф, политическое сознание, политический миф, миф власти, политическая мифологема, PR-технологии, политическая коммуникация.
Diana K. Eksuzyan
Postgraduate student, Social and pedagogical faculty, Sochi State University, Sochi, e-mail: [email protected]
The article is addressed to the problem of definition and study of the myth of power and its impact on public consciousness in the process of political communication. The relevance of the study is determined by the fact that modern information space and space of political communication (both Russian and global) is filled with political myths. The paper deals with the concept of "political myth", "political mythol-ogema" and "myth of power", to which the author pays special attention as it is a component part of political mythologema, and a communicative process in the political sphere and the instrument of political PR, requiring research evaluation.
Keywords: myth, political consciousness, political myth, myth of power, political my-thologema, PR-Technologies, political communication.
Cамая ранняя форма общественного сознания - миф - продолжает присутствовать в жизни современного человека. Новая мифология ока-
зывает активное влияние на все сферы общества, среди которых нас особенно интересует социально-политическая. В разнообразии современных мифов особую позицию занимает миф власти как элемент системы влияния на общественное сознание. В социальной философии существует особый интерес к изучению структуры и особенностей политического сознания масс.
Общественное сознание можно определить как духовную жизнь общества в единстве составляющих ее научно-теоретического уровня (общественная идеология) и обыденного уровня (общественная психология). Общественное мнение можно рассматривать как продукт общественного сознания, выражающийся в вербальных и невербальных оценках общества, а также характеризующий отношение к актуальным проблемам жизни социума. В процессе формирования общественного мнения происходит наиболее активное влияние извне. Инструментами этого влияния становятся архетипы, стереотипы и мифы, одним из которых является миф власти.
В структуре системы влияния на общественное сознание можно выделить объективные и субъективные факторы влияния. К объективным факторам следует отнести влияние СМИ, воздействие первоначальных образов (архетипов), идеологии и мифов, влияние формальных и неформальных групп. К субъективным факторам относятся половозрастные характеристики отдельного индивида, его происхождение, статус и т.п.
В этой работе нас в первую очередь интересует влияние мифов на общественное сознание и конкретно влияние мифа власти, элементы которого чаще всего используются в техниках политического PR. Здесь же мы можем говорить о влиянии мифов на особую форму общественного сознания - массовое политическое сознание.
В системе влияния на общественное сознание миф предстает как особая целостная форма ощущения и объяснения действительности. Миф - это всегда попытка восполнить неполное знание о мире. Одна из самых ранних форм общественного сознания - это мифологическое сознание, оно характеризуется интуитивно-образным восприятием мира. Символическая природа мифа особым образом преобразует культуру. О моделирующей функции мифа в культуре писали немецкий философ и культуролог Эрнст Кассирер (1874-1945) и швейцарский психиатр, исследователь культуры Карл Густав Юнг (1875-1961). В их работах миф представлен надструктурным элементом, который пронизывает все формы общественного сознания. При этом он может выступать в качестве отдельного фактора восприятия действительности и формирования
образов во всех сферах общественного сознания, затрагивать его самые глубинные слои. Можно сказать, что доминирующей функцией использования мифа в обществе является интегрирующая, т.е. использование для объединения социума ради решения общей проблемы, например, в социально-политической сфере.
Мы выделяем миф власти как особый элемент системы влияния на общественное сознание, на характер мышления наших современников. В то же время миф власти может рассматриваться в более широком понимании как высшая идея, эйдос власти [1]. Миф власти следует отличать от политического.
Под политическим мифом следует понимать форму политического сознания, которая характеризуется замещением осознаваемых фактов политики вымыслами, легендами, образами и новой символикой. Отчасти политический миф роднится с архаическим (в эмоционально-чувственном компоненте, типологии мифов), но в отличие от него имеет отношение к актуальной политике [2]. Архаический миф, в котором создается собственный план реальности с присущей ему логикой и сюжетами, системой образов и символов, является прообразом политического мифа. В сфере самоорганизации общества (народа) архетип дает толчок к рождению «мифа народной воли», «мифов власти» (например, о царе-герое, царе-мученике, о царе-самозванце, о «сильной руке» и пр.), мифов принадлежности или идентификации (например, ощущение пограничья, провинциальности, перехода и т.п.) [3]. Политический миф посредством пропаганды и других инструментов идеологии направленного внушения целенаправленно используется для достижения конкретных политических целей. Возникая в индивидуальном сознании, последовательно он становится фактом сознания общественного.
Миф власти представляет собой составляющую политической мифологемы. Он активно используется как средство влияния на общественное сознание избирателей (электората) путем создания мифологизированных представлений о кандидате, политическом режиме, существующей в обществе идеологии. Исследуя миф власти, необходимо уделять особое внимание психологии масс.
Мифологема представляет собой особую структуру, базирующуюся на сюжетах мифологии, образах, имеющих всеохватывающий, универсальный характер, оказывающих влияние и распространенных в народных культурах. Примеры мифологем: «мировое древо», «золотой век», «ось мира» и пр. Одним из первых мифологему исследовал Карл Густав Юнг в работах «Введение в сущность мифологии» (1941 г., совместно с К. Кереньи), «Душа и миф. Шесть архетипов» (1961 г.) и др. В
частности, он писал о том, что мифологемы «продолжают служить материалом для нового творчества», обладают свойствами произведений искусства, а содержание их составляет «смысл всего» [4]. Мифотворчество невозможно без мифологем.
Теорию мифологемы в художественной литературе активно изучают литературоведы. Но поскольку в современном мире влияние текста распространяется намного шире на все многообразие проявлений культуры, мифологема (в том числе мифологема политической власти) становится предметом исследования социальной философии.
Политическая мифологема имеет дело с сознательным заимствованием и переносом мифологических мотивов в мир политических отношений, управления и подчинения. Она также представляет собой конструкт, определяющий оценку и восприятие политических процессов в обществе. Как пишет исследователь Н.В. Шульга, политическую мифологему можно представить как «особую структурную единицу массового политического сознания» [5]. В этом случае ее необходимо рассматривать в поле анализа мифологии современной политики.
Политическая мифологема включает в себя ценности, отношения, оценки, позиции и образы, установки, нормы и т.п. На основании этого можно вывести общую концепцию действия мифа власти в структуре политической мифологемы как особой смысловой конструкции [6].
Миф власти состоит из устойчивых архетипов (например, архетип о герое и спасителе, о сильной и справедливой власти, о принадлежности к авторитету). Наиболее часто данные элементы мифа власти используются в политическом PR, выступая в качестве составляющих таких технологий, как спичрайтинг и имиджмейкинг, где их применение варьируется от формирования текстов публичных выступлений до использования определенных технологий в печатной агитационной продукции. В этом случае миф власти можно определить как трехсторонний коммуникационный процесс. Мифосоздатель (журналист, имиджмейкер) начинает с концепции и облекает его в некую форму. Сообщение формируется так, чтобы привлечь адресата. Потребитель мифа воспринимает его как целостность через призму личного социального опыта, и миф в сознании адресата (реципиента) обретает самые широкие культурные ассоциации, становится частью его внутреннего мира, индивидуального сознания.
Чтобы определить степень эффективности применения мифа власти и его элементов в качестве приемов вышеупомянутых технологий, можно рассматривать миф власти с точки зрения его семиотического и семантического значения и применения, для определения его роли и
места в формировании положительного отношения электората. Для этого необходимо разложить PR-технику мифа власти на содержательные элементы. Например, целостный миф власти может включать в себя миф о сильной и справедливой власти, миф о приверженности к авторитету, миф о герое, миф о защитнике правды и пр.
Таким образом, мифы оказывают влияние извне на сознание участников политического процесса - избирателей, участвуют в процессе формирования общественного мнения и, на более глубоком уровне, формирования сознания. Однако сами по себе элементы мифа власти не являются кодом, который можно считать в ходе семиотического и семантического анализа. Для раскрытия кода необходима работа с ассоциативным рядом, возникающим в сознании электората при упоминании содержательных элементов мифа власти в их соотнесении с символами, используемыми в процессе агитации (среди таких элементов: миф о герое, миф о защитнике правды, миф о сильной и справедливой власти, миф о приверженности авторитету). Но эту работу мы оставим социологам.
Наши первые промежуточные выводы заключаются в том, что массовое сознание электората как участника политического процесса подвержено влиянию мифов. Это влияние не хаотичное, его содержание заключено в особом конструкте - политической мифологеме, которая становится структурной единицей политического сознания масс. Миф власти представляет собой составляющую политической мифологемы. Он сам и его элементы активно используются как средство влияния на общественное сознание избирателей (электората) путем создания мифологизированных представлений у членов общества в политическом PR. Исследование технологий влияния мифа власти, а также оценка его использования в сфере политической коммуникации и в политической культуре требуют дальнейшего теоретического исследования.
Литература
1. Сапронов П.А. Власть как культурно-историческая реальность [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... д-ра культурологии. СПб., 2011. URL: http:// cheloveknauka. com/vlast-kak-kultumo-istoricheskaya-realnost (дата обращения: 12.12.2016).
2. Кравченко И.И. Политический миф [Электронный ресурс] // Новая философская энциклопедия. М., 2000-2001. URL: http://iphlib.ru/greenstone3/library/ collecti on/newphilenc/document/HASH01
References
1. P.A. Sapronov. Vlast' kak kul'turno-istoricheskaya real'nost' [Elektronniy resurs] : avtoref. dis. ... d-ra kul'turologii. SPb., 2011. URL: http://cheloveknauka.com/vlast-kak-kulturno-istoricheskaya-realnost (data obrash-cheniya: 12.12.2016).
2. I.I. Kravchenko. Politicheskiy mif [Elektronniy resurs] // Novaya filosofskaya enci-klopediya. M., 2000-2001. URL: http:// iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphile nc/document/HASH016ac75eb96e297d06ddf56
6ac75eb96e297d06ddf56a?p.s=TextQuery (дата обращения: 06.12.2016).
3. Савельев А.Н. Политическая мифология, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://savelev.ru/book/?ch=46& mode=reply (дата обращения: 06.12.2016).
4. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов [Электронный ресурс]. URL: http://knigger.org/jung/dusha-i-mif-shest-arkhetipov/ (дата обращения: 12.12.2016).
5. Шульга Н.В. Мифологема в структуре массового политического сознания [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2006. URL: http://cheloveknauka.com/mifologema-v-strukture-massovogo-politicheskogo-soznaniya (дата обращения: 12.12.2016).
6. Попова Е.А., Крестьянинова Е.Н. Диалектика причинно-следственных переходов в механизме взаимосвязи организационной культуры и противоречий публичного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 1. С. 37-42.
Поступила в редакцию
a?p.s=TextQuery (data obrashcheniya: 06.12.2016).
3. A.N. Savel'ev. Politicheskaya mifologiya, 2003 [Eektronniy resurs]. URL: http:// savelev.ru/book/?ch=46&mode=reply (data obrashcheniya: 06.12.2016).
4. K.G. Jung. Dusha I mif. Shest' ark-hetipov [Ektronniy resurs]. URL: http:// knig-ger.org/jung/dusha-i-mif-shest-arkhetipov/ (data obrashcheniya: 12.12.2016).
5. N.V. Shul'ga. Mifologema v structure massovogo politicheskogo soznaniya [Elektron-niy resurs] : avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Omsk, 2006. URL: http://cheloveknauka.com/ mifologema-v-strukture-massovogo-politicheskogo-soznaniya (data obrashcheniya: 12.12.2016).
6. E.A. Popova, E.N. Krest'yaninova Di-alektika prichinno-sledstvennykh pe-rekhodov v mekhanizme vzaimosvyazi orga-nizatsionnoy kul'tury i protivorechiy publich-nogo upravleniya // Gosudarstven-noe i muni-tsipal'noe upravlenie. Uche-nye zapiski SKAGS. 2016. № 1. P. 37-42.
12 декабря 2016 г.