УДК 791.43.03 ББК Щ374 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25
Е. Э. НИКИТИНА
Тверь
МИФ О МИФЕ:
ФИЛЬМ «ЛЕТО» К. СЕРЕБРЕННИКОВА КАК РОК-FANFICTION
Аннотация. В статье анализируется фильм режиссёра Кирилла Серебренникова «Лето» как произведение фанфикшн. Рассмотрены ключевые характеристики фильма, сближающие его с фан-творчеством. Сделан вывод о том, что произведения такого рода способствуют не столько формированию мифа о рок-поэтах, сколько формируют миф об их биографическом мифе.
Ключевые слова: фанфикшн; русский рок; Виктор Цой; Майк Науменко.
Сведения об авторе: Никитина Елена Эдуардовна, старший преподаватель кафедры управления персоналом Института экономики и управления, Тверской государственный университет.
Контакты: 170100, Тверь, Студенческий пер., 12, корп. «Б»; [email protected].
E. E. NIKITINA
Tver
MYTH ABOUT MYTH:
THE FILM DIRECTED BY К. SEREBRENNIKOV "SUMMER" AS A ROCK-FANFICTION
Abstract. This article analyzes the film directed by Kirill Serebrennikov "Summer" as a fanfiction. The author of the article considers the key characteristics of the film that bring it closer to fan creativity. The author of the article concludes that works of this kind not only contribute to the formation of the myth of rock poets, they form the myth of their biographical myth.
Keywords: fanfiction; Russian rock music; Victor Tsoy; Mike Naumenko. About the author: Nikitina Elena Eduardovna, Senior Lecturer of the Department of HRM of Institute of Economics and Management, Tver State University.
Ещё до выхода на экраны фильм Кирилла Серебренникова «Лето» вызвал целую волну споров и обсуждений. Одни ждали байопик кумира -Виктора Цоя, другие читали комментарии друзей Цоя и Майка Науменко и заранее готовились к тому, что зрелище будет возмутительным. Первый вариант сценария был послан для ознакомления некоторым представите-
© Никитина Е. Э., 2020.
лям ленинградского рок-клуба, большинство из которых оценили его однозначно отрицательно. Гребенщиков назвал сценарий «ложью от начала и до конца», Андрей Тропилло оценил режиссёра фильма как человека, абсолютно чуждого рок-культуре, Алексей Рыбин, один из основателей группы «Кино», запретил использовать его имя в будущем фильме [8]. Однако уже после выхода картины на экраны тот же Борис Гребенщиков несколько смягчил свою оценку: «Фильм сделан очень профессионально, с почтением и любовью. К сожалению, почтение и любовь у авторов не к тому, что мы делали, а к совершенно вымышленной ситуации. Они придумали себе свой рок-клуб и персонажей, имена которых по несчастью совпадают с теми, кого я знал. Это прекрасный фэйк. Он прекрасный, но он фейк» [10]. Со всем уважением к Борису Борисовичу я позволю себе с ним не согласиться. «Лето» - не фейк. «Лето» - фанфик.
Сразу оговорюсь: я не стану утверждать, что Серебренников сознательно снимал именно фанфик. Иногда некоторые вещи получаются независимо от воли автора. Однако и сам Серебренников, и сценаристы «Лета» Михаил и Лили Идовы утверждают, что снимали не байопик, а историю любви, которая случилась однажды летом в начале 80-х годов прошлого века [8; 9]. И такой отход от реальных событий вполне можно воспринимать как фанатское толкование истории.
Позволю себе небольшой экскурс в историю явления. Считается, что фанфикшн возник в середине прошлого века, хотя истоки подобного жанра - в апокрифических текстах Средневековья, в лубочной литературе и тому подобных явлениях [1]. Изначально фанфикшн так и назывался -«апокриф», и противопоставлялся «канону». В настоящее время количество апокрифических текстов по произведениям кинематографа и литературы исчисляется, наверное, миллионами. Тем не менее отношение к фан-фикшн в большинстве своём негативное: многие авторы считают его пара-зитированием на чужом творчестве; отмечают, в частности, низкое литературное качество текстов, неприятное искажение канона, большое количество грамматических ошибок в фанфиках и т. д. Однако при этом интересной представляется иная точка зрения. Пользователь портала Фикбук под ником сайМога_09, человек явно с филологическим образованием, пишет: «Жанровая сетка фанфикшна позволяет "поймать" те детали и нюансы, которые автору оригинальной истории по разным причинам не были интересны, но которые интересны фикрайтеру. И, возвращаясь к оригинальному тексту, человек, прочитавший или написавший фанфик, как бы пересоздаёт его для себя, с помощью той самой рефлексии, <...> которая является признаком развитых нарративных культур. <...> В неразвитых культурах нет фанфикшна. Они воспринимают текст дословно и боятся выйти за его пределы, так как обитаемый текст для них - как обитаемый мир. Поэтому сражение за точность текста часто становится сражением за собственную культуру, понимаемую как полотно, которое нужно растянуть как можно шире, а не поле, которое постоянно обновляется и переосмысливает само себя. Взрослая культура воспринимает фанфикшн как ещё
60
один инструмент такого самопознания, и успешно им пользуется» [11]. Именно с этой точки зрения - как инструмент переосмысления оригинальной истории, как рефлексию на заданную тему - я и предполагаю рассмотреть фильм «Лето».
Создание произведений фанфикшн обычно происходит в силу самых разнообразных причин: это и попытка упорядочить своё восприятие исходного текста (канона), и возможность выплеснуть полученные в ходе прочтения / прослушивания / просмотра эмоции, и стремление «улучшить» исходный текст или «подарить» другую историю (обычно со счастливым концом) любимому персонажу. Часто произведения фикрайтеров развивают, углубляют или вводят в канонический текст любовную линию, причём даже в «документальных фан-фикшн» «любовно-авантюрную, мифологическую интерпретацию получают события реальной жизни известного человека» [1, с. 16].
Большинство фан-сообществ связано с литературным или кинематографическим каноном: фанфики пишут в основном по литературным произведениям или по визуальным источникам (фильмы, аниме). Однако отдельную группу фан-творчества составляют фанфики по известным персонам (RPF). И следует отметить, что фан-творчество - это в первую очередь литературное творчество, хотя существует и фан-арт, и фан-видео.
Современные исследования фан-творчества и в области культурологии, и в области социологии, и в области психологии, и в области литературоведения в массе своей посвящены изучению литературы (сетевой литературы, фанфиков и т. д.). Работ, посвящённых изучению других направлений фан-творчества, мне найти не удалось. Тем не менее, несмотря на то, что «Лето» - это фильм, кино, основные черты литературного фанфикшна можно найти и в нём: опора на канон (отдельные моменты биографии Майка и Цоя), авторская (иногда совершенно расходящаяся с реальным положением вещей) интерпретация образов, открытое взаимодействие со зрителем.
Рассмотрим основные особенности фильма «Лето», сближающие его с произведениями фанфикшн.
В основе «Лета», как и любого фанфика, лежит некий канонический текст - в данном случае история знакомства уже известного в рок-кругах Майка Науменко и только начинающего свою музыкальную карьеру Виктора Цоя. В качестве исходного материала использованы воспоминания Натальи Науменко, консультантом фильма был Игорь «Иша» Петровский, близкий друг Майка. Некоторые события, показанные в фильме, имели место в реальности, чему свидетельствуют воспоминания очевидцев (концерт «в жабо», например). Большинство персонажей фильма - либо реальные люди (Татьяна Иванова, второй президент рок-клуба, известная своим стремлением видеть в рок-песнях высокие идеи; Михаил Васильев-Файнштейн, Николай Михайлов и т. д.), либо условные образы, прототипами которых тоже стали реальные люди (Леонид - Алексей Рыбин, Панк - Андрей Панов и т. д.). Присутствует в фильме и упоминание о том,
61
что Майк адаптировал на русскую почву песни западных авторов. То есть создатели фильма изучили биографические материалы и довольно неплохо ориентируются в реалиях рок-сообщества 1980-х. В целом для фанфикшн характерно хорошее знание матчасти; многие фикрайтеры иногда знают эпоху, страну, сферу деятельности, о которой пишут, гораздо лучше, чем авторы канона. Естественно, абсолютной точности в изображении реальных событий нет, некоторые из них «сдвинуты» во времени - это нормально и для так называемых байопиков (последний пример - «Богемская рапсодия»). Однако «Лето» не байопик, события в нём интерпретируются не только и не столько в зависимости от авторского взгляда режиссёра и сценаристов на персоны русских рок-музыкантов, когда некоторые факты биографии героев убираются вовсе или искажаются ради большего драматизма. Любовный треугольник, ставший центром сюжета фильма - это придуманная история (по крайней мере, если верить отзывам людей, знавших и Цоя, и Майка), про которую можно сказать словами Скептика из фильма: «Ничего этого не было. Но очень хотелось бы». Таким образом, «Лето» сочетает в себе как хорошее знание «канона», определённой эпохи, основных персонажей рок-сцены 80-х годов прошлого века, так и придуманные события - любовную историю, которой не было в реальности.
В фильме визуализированы и некоторые элементы рок-фольклора: девушки, подпевающие на песне «Лето», как отсылка к анекдотам о Майке, обвешанном девушками; ангелы разрисовывают подъезд Гребенщикова, «Бог у нас один» и т. д. Они работают на атмосферу фильма, добавляя деталей общему фону картины. В то же время такие отсылки к рок-фольклору - это традиционное для фанфикшн использование «мифологии канона», тех элементов исходного текста, которые распознает только тот, кто «в теме». Без элементов этой канонной мифологии фанфик существовать не может [3].
Основываясь на фактах биографий Цоя и Майка, создатели «Лета» интерпретируют реальные события по-своему и игнорируют те из них, которые не вписываются в сюжет фильма. Так, например, почти не принимаются во внимание воспоминания о Цое, свидетельства его близких друзей, например, опубликованные в довольно известном сборнике «Виктор Цой. Стихи, документы, воспоминания» [2]. И объяснить это можно не только авторским замыслом, но и акцентом не на более известную персону - Цоя, а на фигуру Майка Науменко. Когда Кирилл Серебренников только приступил к съёмкам фильма, пресса представляла картину как «фильм о Цое». Сложно сказать, в чём была изначальная задумка, однако в итоге получилось то, что получилось. Цой выступает в фильме как антагонист. В культуре фанфикшн его линия маркировалась бы как ООС - «не в характере». Поэтому можно предположить, что Серебренников намеренно не использовал в фильме воспоминания того же Алексея Рыбина или Марьяны Цой. Ему нужен был антагонист для центрального персонажа - Майка Науменко - и таким антагонистом, видимо, должен был стать представитель следующей волны питерского рока. А самым ярким представителем этой волны и был
62
Виктор Цой. После выхода «Лета» на экраны в сети появились комментарии типа: «Не понравился образ Цоя», «Никакое это не "Кино", никакой это не Цой! Вместо харизматичного, острого, брутального, резкого, скульптурного Виктора - некая бесполая корейская кукла с женственным лицом... И вообще Цой проходит каким-то жалким фоном для персонажа, исполненного Ромой Зверем. Настоящий Цой был совсем другой, крышесносящий, адре-налиново-притягятельный!», «Такой Цой не написал бы "Перемен!" и "Группу крови"». Да, вероятно, Цой был другим, но для произведения фан-фикшн почти всегда важен конфликт, противопоставление персонажей. И таким двигателем конфликта и для Майка, и для Натальи стал Цой. Конечно, можно предположить, что имя Цоя было использовано и в маркетинговых целях - широкой аудитории уже не слишком известно имя Майка Науменко, а Виктора Цоя до сих пор помнят и любят многие.
Противопоставление Майка и Цоя в фильме реализуется сразу в нескольких моментах:
- особенности образования: Майк, занимающийся переводами с английского композиций западных рок-групп, и пэтэушник Цой;
- статус в рок-сообществе: Майк - звезда рок-клуба, член совета клуба, Цой - начинающий музыкант;
- отношения к деньгам: Майк-романтик, только мечтающий о жизни в замке с женой, и прагматик-Цой, которого интересуют заработки на квар-тирниках в Москве;
- цвет одежды: Цой всегда в чёрном, Майк часто появляется в кадре в белой куртке.
Противопоставлены и жёны главных героев фильма: романтичная, скромная Наталья, спрашивающая у мужа разрешения поцеловать понравившегося парня, и уверенная в себе модница Марьяна, девушка в стиле «я возьму своё там, где я увижу своё».
Поскольку исходным, каноническим текстом для «Лета» является не литературное и не кинопроизведение, а биографии реальных людей, для дополнения к вымышленной любовной истории авторы картины использовали визуализацию некоторых песен Майка Науменко.
В традициях западной культуры существует такая практика: поп- и рок-звезды в связи с выходом нового альбома предлагают фанатам написать рассказы по песням, входящим в альбом, выбирают понравившиеся и вручают какие-либо призы (альбом, билет на концерт, постер и т. д.). Однако буквальное восприятие песен существовало всегда. Истоки фан-восприятия рок-сообщества 80-х - в тех же 80-90-х годах прошлого столетья, когда творчество российских рок-музыкантов до слушателей доходило, а вот информацию о личности автора, о его биографии, семейном положении и так далее было найти сложно. Поколения, выросшие на песнях Цоя, Майка, Бориса Гребенщикова и др., порой воспринимали их песни (об этом я могу судить по собственному опыту) буквально (что не всегда было лишено смысла). В ситуации отсутствия информации о жизни кумира, невозможности прочитать или посмотреть интервью с ними сю-
63
жеты, рассказанные в песнях, домысливались и развивались: достаточно вспомнить массу историй разной степени трагичности, в своё время окружавших песню «Я хочу быть с тобой» группы «Наутилус Помпилиус».
Для развития любовной истории в фильме «Лето» использованы сюжеты песен Майка Науменко «Сладкая №>, «Дрянь», в некоторой степени «Отель под названием "Брак"».
Одна из целей фанфикшн - «исправить» исходную историю, убрать или объяснить допущенные в ней ляпы, неточности или несправедливости. Значительную часть литературных фанфинкшн составляют произведения, в которых любимым (часто второстепенным) персонажам прописывается новая, более счастливая история; умерших чудесным образом воскрешают. Этот же приём использован и в фильме «Лето». Когда во время выступления «Зоопарка» в рок-клубе на сцену вдруг выскакивает Скептик, вручает Майку электрогитару и начинается буйство настоящего рок-концерта, это и есть попытка «написать» для Майка ту судьбу, которой у него не было, но о которой он мечтал. Это, по сути, попытка показать современному зрителю современным языком, кем был Майк для того времени, визуализировать ключевую сему его биографического мифа1.
Для литературы фанфикшн характерно вовлечение в процесс читателей. Наталья Самутина, один из наиболее известных исследователей фан-фикшн, отмечает, что фанфики стирают грань между чтением и письмом, вернее, объединяют их в одно поле [6; 7]. Для кинематографа вовлечь в процесс зрителей представляется проблематичным, однако в фильме «Лето» использован приём, который называется «разрушение четвёртой стены»: один из персонажей - Скептик - постоянно обращается к зрителям с комментариями, которые напоминают сетевые комментарии.
Фанфикшн - это способ эмоционального понимания текста. В данном случае мы можем говорить, что фанфинкш - это способ эмоционального понимания рок-музыки вообще и отдельных рок-персон в частности. Игорь Петровский назвал «Лето» красивой и трогательной сказкой. Авторская интерпретация поклонниками песен и текстов жизни рок-музыкантов - это один из механизмов формирования мифа. Произведения фанфикшн, используя факты реальной биографии кумиров, создают свою собственную картину мира. На восприятие фигуры рок-музыканта влияют и его собственные высказывания, и поведение (как на сцене, так и в жизни), воспоминания друзей, содержание песен, образ, растиражированный в средствах массовой информации [5]. Однако опыт литературного фан-фикшн показал, что чем больше произведений существует, чем больше интерпретаций выложено в сети, тем больше путаются представители фандома в том, что является каноном, а что - вымысел фикрайтеров. Не случайно на крупнейших порталах фанфикшн в разных фэндомах периодически появляются статьи, разъясняющие, какие факты относятся к оригинальному произведению (канону), а какие - придуманы первыми
1 О биографическом мифе Майка см.: [4].
фикрайтерами, подхвачены и развиты остальными (фанон). И если в случае с литературными и кино-канонами большое количество деталей, которые воспринимаются как канонные, хотя каноном не являются, создаёт некое особое пространство, в котором существуют поклонники того или иного произведения, даёт пищу для дальнейших фантазий и интерпретаций, то в случае с биографиями реальных личностей фанфикшн может серьёзно повлиять на формирование биографического мифа. В настоящее время фан-произведений по известным персонам, и в частности, по русским рок-музыкантам не так много. Круг интересующихся этими произведениями сравнительно невелик. Однако явления типа фильма «Лето» могут существенно изменить данную ситуацию, вовлекая в поле формирования мифа о рок-музыкантах не только интересующихся русским роком, но и тех, кто просто пошёл в кино на музыкальный фильм. В итоге может возникнуть совершенно иное представление о тех же русских рок-музыкантах, не имеющее вообще ничего общего с реальностью, схожее скорее с художественным вымыслом, чем с собственно мифом. То есть в итоге мы получаем не биографический миф рок-поэта, а миф о его мифе.
Литература
1. Булдакова Ю. В. Литературный лубок и фан-фикшн: трансформация текста в публикациях массовой литературы [Текст] / Ю. В. Булдакова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2016. - № 6 - Ч. 1 - С. 14-16.
2. Виктор Цой: Стихи, документы, воспоминания [Текст] / сост. А. Н. Житинский, М. И. Цой. - Л. : Новый Геликон, 1991 - 367 с.
3. Горалик Л. Как размножаются Малфои [Текст] / Л. Горалик // Новый мир. - 2003 - № 12. - Режим доступа: https://magazines.gorky.media/ пО¥У1_т1/2003/12/как-га7тпо7ЬауШ5уа-таНш.Ыт1 (дата обращения: 03.10.2019).
4. Доманский Ю. В. «Тексты смерти» русского рока: пособие к спецсеминару [Текст] / Ю. В. Доманский. - Тверь : Тверской гос. ун-т, 2000. -С. 73-107.
5. Никитина О. Э. Биографические мифы о русских рок-поэтах [Текст] / О. Э. Никитина. - СПб. : ИЦ «Гуманитарная Академия», 2011 -350 с.
6. Самутина Н. В. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта [Текст] / Н. В. Самутина // Социологическое обозрение. - 2013 - Т. 12 - № 3 - С. 137-194.
7. Самутина Н. В. Практики эмоционального чтения и любительская литература [Текст] / Н. В. Самутина // НЛО - 2017 - № 1. - Режим доступа: https://magazines.gorky.media/n1o/2017/1/praktiki-emoczionalnogo-сЫетуа-ЫуиЪкеккауа-ШегаШга^^ (дата обращения: 03.10.2019).
8. Сорок бочек вранья: рок-легенды раскритиковали новый фильм Серебренникова о Викторе Цое [Электронный ресурс] // Вести.Яи. - Режим доступа: https://www.vesti.ru/doc.htm1?id=2988436 (дата обращения: 03.10.2019).
9. Сурганова Е., Шорохова Т. Сценаристы «Лета»: «Этот фильм не об ужасах советской системы» [Электронный ресурс] / Е. Сурганова, Т. Шорохова // Кинопоиск. - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/ айс1е/3192645/ (дата обращения: 03.10.2019).
10. СурисА. «Очень качественно сделано»: Борис Гребенщиков похвалил песни Монеточки [Электронный рессурс] / А. Сурис // Комсомольская правда в Кемерово. - Режим доступа: https://www.kem. kp.rU/dai1y/26867.5/3909737/ (дата обращения: 03.10.2019).
11. саШаёвга-09. «Гарри Поттер и проклятое дитя»: абсолютное событие [Электронный ресурс] / cantadora-09 // Фикбук: книга фанфиков - Режим доступа: https://ficbook.net/readfic/5782320 (дата обращения: 03.10.2019).