Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ФАНФИКШЕНА С 2005 ПО 2020 ГГ. НА ПРИМЕРЕ ФАНДОМА "ГАРРИ ПОТТЕР"'

ЭВОЛЮЦИЯ ФАНФИКШЕНА С 2005 ПО 2020 ГГ. НА ПРИМЕРЕ ФАНДОМА "ГАРРИ ПОТТЕР" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2037
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРРИ ПОТТЕР / ФАНФИКШЕН / ИССЛЕДОВАНИЯ ФАНДОМА / HARRY POTTER / FANFICTION / FANDOM RESEARCH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колпакова Т.А.

В работе предпринимается попытка рассмотреть особенности фанатских текстов по «Г арри Поттеру» за период 2005-2020 гг. на примере корпуса (из 20 тыс. текстов, размещенных на крупном русскоязычном ресурсе - сайте Fanfics.me. Впервые фанфикшен по «Гарри Поттеру» рассматривается как динамический, а не монолитный корпус, изменяющийся под влиянием внешних факторов. Исследование соотношений жанров, тем и других параметров помогает осмыслить черты одного из новых типов массовой любительской литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FANFICTION EVOLUTION OF HARRY POTTER FANDOM (2005-2020)

The article attempts to examine the features of Harry Potter fan texts for the period 2005-2020 using the example of a corpus of 20,000 texts posted on a large Russian-language resource - Fanfics.me. For the first time, Harry Potter fanfiction is seen as a dynamic rather than a monolithic corpus that changes under the influence of external factors. The study of the relationship between genres, themes and other parameters helps to comprehend the features of one of the new types of mass amateur literature.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ФАНФИКШЕНА С 2005 ПО 2020 ГГ. НА ПРИМЕРЕ ФАНДОМА "ГАРРИ ПОТТЕР"»

УДК 82

ЭВОЛЮЦИЯ ФАНФИКШЕНА С 2005 ПО 2020 гг. НА ПРИМЕРЕ ФАНДОМА «ГАРРИ ПОТТЕР»

Т.А. Колпакова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

В работе предпринимается попытка рассмотреть особенности фанатских текстов по «Гарри Поттеру» за период 2005-2020 гг. на примере корпуса (из 20 тыс. текстов, размещенных на крупном русскоязычном ресурсе - сайте Fanfics.me. Впервые фанфикшен по «Гарри Поттеру» рассматривается как динамический, а не монолитный корпус, изменяющийся под влиянием внешних факторов. Исследование соотношений жанров, тем и других параметров помогает осмыслить черты одного из новых типов массовой любительской литературы.

Ключевые слова: Гарри Поттер, фанфикшен, исследования фандома.

Одним из новых типов современной литературы становится фанфикшен - явление, широко распространенное и активно развивающееся в эпоху цифровизации массовой культуры. Под фанфикшеном (от англ. БапАСшп - фан-литература или литература фанатов) понимают форму творческого присвоения и трансформации существующих медийных произведений фанатами, которые берут в качестве отправных точек истории, миры и персонажей из какого-либо произведения культуры (книги, сериала, фильма и т.д.) и создают на их основе свои собственные истории. Под понятием «фанфикшен» также подразумевается корпус текстов, написанных по мотивам медийного произведения непрофессиональным автором [1, с. 3].

Научное осмысление фанфикшена как культурного и литературного феномена началось в конце XX в. и продолжается до сих пор - в многочисленных лингвистических, литературоведческих и социологических исследованиях совершаются попытки изучить фанатское творчество в разных аспектах. Например, среди западных исследователей

© Колпакова Т.А., 2020 85

популярными являются социологические аспекты темы -изучение группового портрета фанатов, история зарождения и трансформации фанатских сообществ [2-4], в отечественной же науке фанфикшен изучается в основном с лингвистических и литературоведческих точек зрения [5-8], хотя проводятся и социокультурные исследования [9-11].

Изучив существующие зарубежные и отечественные исследования, в которых рассматривается феномен фанфикшена, можно отметить следующее противоречие - несмотря на долгую историю данного явления, не совершается попытки отследить изменения в фанатских текстах с хронологической точки зрения, в большинстве исследований корпус фан-произведений рассматривается как монолитный. Попытки рассмотрения эволюции фанатских текстов отсутствуют, именно поэтому актуальной становится изучение динамики одного из самых популярных мировых фандомов - «Гарри Поттера».

Целью работы является исследование особенностей фанатских текстов по «Гарри Поттеру» за период 2005-2020 гг.

Материалом для исследования послужил корпус (19 257 текстов, состоящих из 279 772 387 токенов) по фандому «Гарри Поттер», размещенных на крупном русскоязычном ресурсе -сайте Fanfics.me. Выбор ресурса для сбора корпуса обусловлен длительным периодом существования сайта ^апй^.те является одним из старейших фандомных ресурсов, активно пополняемым и в настоящее время, в отличие от многих других, заброшенных или закрытых сайтов) и большим количеством метаданных, содержащихся в «шапке фанфика»1. В отличие от многих других ресурсов фанфикшена на сайте Fanfics.me заполнение «шапки фанфика» строго регламентируется, что позволяет исключить дублирование персонажей в рамках одного фандома, например, в зависимости от предпочитаемого автором перевода. Кроме того, в «шапку фанфика» входит графа «события», позволяющая при анализе объединить произведения со схожим сюжетом.

1 Под «шапкой фанфика» в среде фикрайтеров подразумеваются паратек-стуальные категории (рейтинг, пейринг, жанр), которые вместе с предупреждениями, указанием на объем и статус текста помещаются перед основным текстом по определенной форме [1, с. 76].

В работе используется генетический метод (выделение этапов и тенденций развития текстов фанфикшен), сравнительно-сопоставительный метод (сопоставление текстов фанфикшена с каноническими текстами Дж.К. Роулинг для выявление имеющихся различий), методы количественного анализа (подсчеты и измерения при изучении особенностей текстов).

Анализ корпуса текстов с сайта Еапйе8.ше

Fanfics.me - это один из крупнейших русскоязычных ресурсов фанфикшена. Он изначально был создан как ресурс для публикации произведений, написанных поклонниками «Гарри Поттера» и назывался «Поттер-фанфикшен», но позднее был превращен в мультифандомный проект и переименован. Сбор фанфиков осуществлялся с помощью специально написанного скрипта, помимо корпуса текстов была собрана таблица с подробными метаданными формате json., отражающими такие параметры, как:

- автор;

- название произведения;

- дата публикации;

- события - метки про широко распространённые сюжеты, которые являются уже «клишированными»;

- пейринг - пара персонажей, имеющих романтические или сексуальные отношения

- и другие.

Как можно увидеть из графика, интерес к написанию фанфи-ков не угасает среди поклонников саги о Гарри Поттере, а лишь возрастает - стабильно (с 2011 г.) публикуется не менее 1500 новых произведений, а размер публикуемых произведений все увеличивается. На рис. 2 можно увидеть количество частей фанфи-ков, опубликованных за каждый год.

Из приведенных графиков можно выделить две тенденции -значительное увеличение числа опубликованных фанфиков после выхода всех частей саги (книга «Гарри Поттер и Дары Смерти» была опубликована в 2007 г., фильмы «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 1» и «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2» вышли в 2010 и 2011 гг. соответственно), и увеличение частей в опубликованных фанфиках. Малые формы (драбблы, мини) по-

степенно теряют свою популярность, и фикрайтеры начинают на основе канона создавать собственные масштабные произведения.

2000

Рис. 1. Распределение фанфиков, размещенных на сайте Fanflcs.me, по годам публикации2

Years

Рис. 2. Распределение частей фанфиков, размещенных на сайте Fanflcs.me, по годам публикации

2 Данные за 2020 г. здесь и в дальнейшем представлены на основе информации за 5 месяцев (с января по май).

Одним из подтверждений увеличения популярности фандома «Гарри Поттера» и количества числа активных авторов является постоянное участие представителей фандома в Фандомных битвах - мероприятиях, проводимых на сайте diary.ru с 2011 г., основной целью которых является творческое соревнование поклонников разных фандомов (создание визиток, написание текстов разных размеров, видеороликов, рисунков и т.д.). Все произведения (в том числе тексты) на Фандомных битвах публикуются анонимно, но позднее, в большинстве своём, авторы раскрывают никнеймы и публикуют свои работы на других сайтах (в числе которых и Fanfics.me).

Собранные метаданные о работах по фандому «Гарри Поттера», размещенных на сайте Fanfюs.me, позволяют извлечь достаточно большое количество интерпретируемых данных.

Например, к числу хорошо интерпретируемых данных можно отнести «события», которые позволяют анализировать содержание опубликованных на ресурсе фанфиков без детального их прочтения (см. рис. 3).

Как можно увидеть из динамики изменения событий по годам, одним из самых популярных направлений в фандоме «Гарри Поттера» является создание произведений о жизни героев после окончания основной части саги (в большинстве случаев - без учета эпилога 7 книги). Данная тенденция обусловлена недовольством фикрайтеров «официальной» судьбой полюбившихся героев и их попытками её изменить. Вторым и третьим по популярности событиями являются «Волдеморт побеждён» и «Не в Хогвартсе», что логично дополняет основное событие «ПостХогвартс», т.к. создаются произведения, опирающееся на содержание канона, в которых учитывается победа Гарри Поттера над Волдемортом, но основное действие происходит уже за пределами школы.

Кроме того, среди событий популярным является «Фик о второстепенных героях» - фикрайтерам интересно раскрыть судьбы персонажей, менее заметных в канонических книгах -например, Невилла Лонгботтома, братьев Уизли (Билла, Чарли, Фреда и Джорджа, Перси), Лаванды Браун, Панси Паркинсон и многих других.

400

300

200

600

100

500

700

(ч h л ч. к^кл о. a q

- ПостХогвартс

- Волдеморт побежден

- Не в Хогвартсе

- Фик о второстепенных героях

- Нестандартный пейринг

- Чистая романтика

- Седьмой курс

- Времена Мародеров

- Шестой курс

- Темная сторона

---Дети главных героев

---Пятый курс

--- Детство героев --- Летом

---Философские размышления

---Не в Англии

Любовный треугольник ---Раскаявшийся Драко

— Сильный Гарри

— Экзотическое место действия

Years

Рис. 3. Распределение 20 самых популярных событий в фанфиках, размещенных на сайте Fanfics.me, по годам публикации

Подобная тенденция не является уникальной - и в других фандомах исследователи отмечают большое количество произведений о второстепенных персонажах. Более того, в классификации Г. Дженкинса, одного из крупнейших теоретиков изучения фанфикшена, одним из способов превращение оригинального произведения в фанфик является выведение на передний план второстепенных персонажей [3, 4].

Не менее интересные результаты демонстрирует и анализ жанрового своеобразия рассматриваемого корпуса (см. рис. 4).

Во-первых, следует обратить внимание на то, что в отличие от популярной концепции порнографической функции фанфикшена, наиболее распространенной категорией является «джен» (произведения без ярко выраженной любовной линии). Второй по популярности среди авторов категорией является «гет» -произведения, в основе которых лежат гетеросексуальные отношения, и лишь на третьем месте расположены произведения категории «слэш» (произведения с описанием гомосексуальных отношений между мужчинами). Наименее же популярной категорией является «фемслэш» (произведения с описанием гомосексуальных отношений между женщинами).

Years

Рис. 4. Распределение жанров фанфиков, размещенных на сайте Fanfics.me, по годам публикации

Во-вторых, подобное разнообразие жанров подтверждает точку зрения Н.В. Самутиной о том, что «современный фанфикшен ни в коей мере несводим к слэшу» [10, с. 146]. И несмотря на то, что наибольшая масса «классики фандома», качественно написанная и постоянно рекомендуемая к

3

прочтению относится к жанру слэш, что подтвердило социокультурное исследование Н.В. Самутиной, на соотношение разных категорий фанфиков это не влияет.

Резкий рост после 2009 г. произведений категорий «джен», «слэш» и «фемслэш» обусловлен увеличением интереса к фандому в целом - как было описано выше, именно в этот период были выпущены завершающие части саги, что привлекло большое количество людей, желающих продлить своё знакомство с персонажами.

Анализ рейтинговых категорий произведений также продолжает идею об отсутствии доминирования порнографической функции в фанфикшене (см. рис. 5).

3 Например, в рамках запросов «Ищу качественные фанфики по Гарри Поттеру» на форумах и в тематических группах.

Категории жанра и рейтинга являются тесно связанными - при любом упоминании гомосексуальных отношений рейтинг повышается. Для описания подобных отношений в основном используются пометки в графе «рейтинг» - NC-17 или, если отношения описаны без подробностей, R.

К.А. Прасолова, анализируя информацию, которую в себе несет «шапка» фанфика, утверждает, что «жанр, рейтинг и пейринг относятся к содержательной информации» [8, с. 179]. И, действительно, опытные участники фандома, увидев в «шапке» высокий рейтинг (NC-17, R) и категорию «слэш» даже без подробной аннотации могут понять наличие гомосексуальной направленности в произведении. Е.А. Балицкая даже подчеркивает, что рейтинг «помогает сохранить душевное равновесие читателей» [12, с. 63].

Самыми распространенными категориями за все годы существования ресурса являются PG-13 и General, что показывает отсутствие преобладания фанфиков категории «слэш» и доминирование произведений с низким рейтингом.

Years

Рис. 5. Распределение рейтинга фанфиках, размещенных на сайте Fanfics.me, по годам публикации

Однако интересным является и явный всплеск «безрейтинговых» произведений в 2010-2011 гг. Объяснением

данного всплеска может послужить выход экранизации книги «Гарри Поттер и Дары Смерти» в двух частях - подобные события одновременно и привлекают новых участников в фандом (а учитывая изначально низкий рейтинг оригинальный произведений, «новички» воспринимают канон как некий образец), и вызывают у уже опытных участников желание «вновь вернуться к сказке».

Предупреждения, которые также содержатся в «шапке» фанфика, продолжают работу по сохранению душевного равновесия читателей. Как можно увидеть из 20 самых популярных предупреждений (см. рис. 6), они направлены на оповещение читателя о событиях, описание которых может вызвать дискомфорт. Кроме того, интересным является факт постоянного движения - метки из предупреждения перемещаются в жанры и наоборот. Например, если у произведения категории «джен» среди предупреждений содержится «slash», то это означает, что в сюжете есть косвенное упоминание сексуальных отношений между мужчинами. Подобная метка служит предупреждением для тех читателей, которые подобное не приемлют.

Рис. 6. Распределение предупреждений о фанфиках, размещенных на сайте Fanfics.me, по годам публикации

- Character Death

- Obscenity

- Male pregnancy

- Violence

- BDSM

- Slash

- Raoe

- Incest

- Get

- POV

--- Femslash

----- Mary Sue

---Group sex

---Forced sex

---Doubtful sex consent

---Torture

---Pre-slash

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Years

Фикрайтеры стараются максимально подробно проставить предупреждения, чтобы читатель перед прочтением произведения убедился, готов ли он. Горизонт ожиданий (согласно термину Х.-Р. Яусса) читателя не должен быть нарушен.

Рост количества предупреждений может быть связан не только с увеличением попыток «предупреждения читателя об опасности», но и появлением новых сообществ в фандоме. Например, с 2009 г. существует сообщество «От NC-17 и выше» на diary.ru, регулярно начинают проводиться «кинк-фесты» (от анг. kink - заскок), на которых создаются произведения высокого рейтинга, часто имеющего в своём сюжете «некоторые возбуждающие элементы». Авторы при написании подобных текстов проставляют в графе «предупреждения» возможные моменты, которые не являются общепринятыми. Учитывая особенности фанфикшена как одной из форм паралитературы -особенно, потребность в аудитории, то логично, что написанные в рамках заявки в сообществе или в течение феста произведение позднее публикуется на сторонних ресурсах, тем самым увеличивая количество текстов с предупреждениями.

Еще одной информативной категорией, содержащейся в «шапке» фанфика является пейринг (романтические отношения между персонажами). Именно категорию пейринга К. Дрисколл отмечает, как основной классификационный элемент, по которому читателем осуществляется поиск фанфиков для чтения [3, p. 79].

В исследуемом корпусе фанфиков были выделены 4 основных персонажа, которые указаны в большинстве пейрингов (Гарри Поттер, Гермиона Грейнджер, Драко Малфой, Северус Снейп). С каждым персонажем был составлен график, содержащий динамику изменения самых популярных пейрингов (см. рис. 7-10).

— Гарри Поттер + Гррмионд Грейнджер

— Гарри Поттер + Рон Уизли

- Гарри Поттер + Джинни Уизли

- Гарри Поттер + Драко Малфой

- Гарри Поттер + Люциус Малфой

- Гарри Поттер + Северус Снейп

— Гарри Поттер + Сириус Блэк - Гарри Поттер + Нимфадора Тонкс

— Гарри Поттер + Флер Делакур - Гарри Поттер + Чо Чан г

---Блейз Забини + Гарри Поттер

-- Гарри Поттер + Лорд Волдеморт (Том Риддл)

---Гарри Поттер + Луна Лавгуд

---Гарри Поттер + Новый Персонаж

---Гарри Поттер 4 Неизвестный Персонаж

---Гарри Поттер + Новый Мужской Персонаж

- - Гарри Поттер + Новый Женский Персонаж ---Беллатриса Лестрейндж + Гарри Поттер

О

- - Гарри Поттер + Кэти Белл ---Гарри Поттер + Панси Паркинсон

Years

Рис. 7. Распределение произведений, содержащих упоминание о пейринге с Гарри Поттером, размещенных на сайте Fanfics.me, по годам публикации4

Самым популярным персонажем фандома является Гарри Поттер - что абсолютно логично, т.к. он ключевой персонаж канона. Количество произведений с указанием пейринга с ним возрастает от года к году. Наверное, самыми интересными на представленном выше графике являются 4 тенденции:

- резкое увеличение в 2015-2017 гг. фанфиков с пейрингом Гарри Поттер и Северус Снейп;

- резкое уменьшение в период 2013-2015 гг. фанфиков с пейрингом Гарри Поттер и Драко Малфой;

- увеличение с 2017 г. фанфиков с пейрингом Гарри Поттер и лорд Волдеморт;

- значительное преобладание (на протяжении всего периода) пейрингов категории слэш.

Одним из объяснений может послужить разделение фандома «Гарри Поттер» на направления в рамках Фандомных битв -например, с 2014 г. выделяются команды Снарри (пейринг Гарри Поттер и Северус Снейп) и Драрри (Гарри Поттер и Драко

4 В легенде персонажи расположены в соответствии с id.

Малфой), команда Темной стороны (среди произведений которой часто встречался и пейринг Гарри Поттер и Волдеморт).

Кроме того, битва поклонников пейрингов Снарри и Драрри5 является одним из ключевых направлений фандома и не заканчивается рамками Фандомных битв - споры про большую «каноничность» того или иного пейринга продолжаются и на форумах, и в тематических группах. Как верно замечает Н.В. Самутина, в фандоме отказ от чтения фанфиков с тем или иным персонажем признается законным - существуют отдельные сообщества, посвященные исключительно произведением по конкретному пейрингу [10, с. 157].

Анализ ресурсов, активных в 2009-2015 гг. («Сказки, возбуждающие профессора Снейпа», «Зеленый форум», «Слизеринский форум», <^ап!^.те») показал, что интерес к пейрингу Гарри Поттер и Северус Снейп резко увеличивается после выхода 7 книги и двух частей её экранизации - образ профессора Снейпа приобретает романтических ореол, связанный с его трагической судьбой, а романтические отношения между ровесниками - Драко Малфоем и Гарри Поттером, хотя и не теряют своей привлекательности в глазах поклонников, вынуждены уступить конкурирующему пейрингу часть прежнего влияния. И, если изучить график внимательнее, данная гипотеза подтверждается - самый высокий уровень популярности пейринга Снарри происходит именно в тот момент, когда уменьшается на какой-то период интерес к пейрингу Драрри.

Интерпретация графика пейрингов с Гермионой Грейнджер гораздо сложнее (см. рис. 8). Можно выделить следующие тенденции:

- преобладание пейрингов категории гет;

- 4 основных пейринга (Гермиона Грейнджер и Гарри Поттер, Гермиона Грейнджер и Рон Уизли, Гермиона Грейнджер и Драко Малфой, Гермиона Грейнджер и Северус Снейп) развиваются достаточно похоже, но с 2016 г. значительно увеличивается количество

5 Или Гарридраки, оба варианта названия достаточно широко распространены.

фанфиков, посвященных пейрингу Гермиона Грейнджер и Драко Малфой.

Увеличение популярности данного пейринга (широко известного в кругах фикрайтеов как Драмиона) находит отражение и в списке команд, участвующих в Фандомных битвах - с 2015 г. этот пейринг представляет отдельная команда. Одной из возможных предпосылок резкой популярности данного пейринга могут быть названы интервью с Дж.К. Роулинг, в которых она признавалась, что Драко Малфой был влюблен в Гермиону Грейнджер. Несмотря на то, что достоверного подтверждения словам Дж.К. Роулинг не находится ни на русском, ни на английском, отсылка к её словам (сказанным предположительно в 2015 г.) - один из важных аргументов на форумах, обосновывающих правдоподобность пейринга.

Рис. 8. Распределение произведений, содержащих упоминание о пейринге с Гермионой Грейнджер, размещенных на сайте Fanfics.me, по годам публикации

Третьим персонажем в фандоме «Гарри Поттер», который упоминается во множестве фанфиков в пейринге с кем-то является Драко Малфой (см. рис. 9).

Анализ графика распределения произведений, содержащих упоминание о пейринге с Драко Малфоем, позволяет выявить следующие тенденции:

- меньшее количество персонажей, отношения с которыми упоминаются (всего 12, что значительно меньше, чем у других популярных персонажей);

- два доминирующих во всем исследуемом корпусе пейринга - Гарри Поттер и Драко Малфой, Гермиона Грейнджер и Драко Малфой;

- постепенное уменьшение с 2013 г. произведений с пейрингом Гарри Поттер и Драко Малфой при одновременном увеличении числа работ с пейрингом Гермиона Грейнджер и Драко Малфой.

Конечно, третья тенденция достаточно условна - пейринг Гарри Поттер и Драко Малфой не теряет своей популярности, и разница в количестве произведений достаточно небольшая. Оба пейринга и причины их динамики были упомянуты выше.

Рис. 9. Распределение произведений, содержащих упоминание о пейринге с Драко Малфоем, размещенных на сайте Fanfics.me, по годам публикации

Анализ графика распределения произведений, содержащих упоминание о пейринге с Северусом Снейпом (см. рис. 10), позволяет выявить следующие тенденции:

- как и в случае произведений с пейрингом с Драко Малфоем доминируют два пейринга - Гарри Поттер и Северус Снейп, Гермиона Грейнджер и Северус Снейп;

- значительно преобладают фанфики с пейрингом Гарри Поттер и Северус Снейп - их количество значительно превышает количество произведений с другими пейрингами (особенно с 2015 г.);

- из двадцати самых популярных фанфиков с пейрингами с Северусом Снейпом примерно равное количество произведений категорий слэш и гет (9 и 11 соответственно).

Для объяснения увеличения произведений с пейрингом Гарри Поттер и Северус Снейп с 2014-2015 гг. можно выделить возросшй интерес к данному пейрингу - создание команд Снарри на Фандомных битвах, появление большого количества групп в социальной сети «В контакте».

Рис. 10. Распределение произведений, содержащих упоминание о пейринге с Северусом Снейпом, размещенных на сайте Fanfics.me, по годам публикации

Следовательно, исследование содержания «шапки» фанфиков на сайте Fanfics.me позволяет в динамике увидеть эволюцию в фандоме «Гарри Поттер», связанную с постепенным увеличением размера произведений, повышением интереса к тому или иному пейрингу и событиям. Например, очень показательным является отсутствие (и среди популярных событий после 2016 г., и среди персонажей) любых связанных с книгой «Гарри Поттер и проклятое дитя» и фильмом «Фантастические твари и где они обитают» параметров. Можно предположить, что несмотря на авторство Дж.К. Роулинг, эти произведения не рассматриваются как значимая часть канона, образуя некое ответвление от него, причем значительно уступающее в популярности основному фандому.

Анализ динамики жанров, рейтинга произведений и самых популярных пейрингов продемонстрировал, что, несмотря на бытовавшее среди исследователей десятилетие назад мнение о популярности фанфикшена как порнографических произведений, большее распространение получили фанфики низкого рейтинга категории джен и гет, а среди популярных пейрингов больше гетеросексуальных, чем гомосексуальных.

Библиографический список

1. ФедорчукМ.А. Специфика текстопорождения в фанфикшн (на материале русскоязычных фандомов): дис. ... канд. филол. наук. Орел, 2017. 252 с.

2. Hellekson K., Busse K. Work in Progress // Fan fiction and fan communities in the age of the Internet. Jefferson, NC: McFarland Press, 2006. P. 5-32.

3. Jenkins H. Convergence Culture Where Old and New Media Collide. N.Y.: New York University Press, 2006. 336 p.

4. Jenkins H. Textual poachers: Television fans and participatory culture. N.Y.: New York University Press, 1992. 424 p.

5. Булдакова Ю.В. Фан-фикшн: научное осмысление маргинального жанра // Universum: филология и искусствоведение. 2015.

№ 7(20). С. 35-57.

6. Васильева Н.И. Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж.К. Роулинг и их интерпретация в субкультуре «поттеристов» // Первый российский конгресс фольклористов: сб. докладов. М., 2006. С. 318-324.

7. Попова С.Н. Лингвостилистика фанфикшн: на материале англо-

язычных сайтов, посвященных творчеству Дж.Р.Р. Толкина: ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2005. 184 с.

8. Прасолова К.А. Фанфикшн: литературный феномен конца XX -начала XXI века (творчество поклонников Дж.К. Ролинг): дис. ... канд. филол. наук. М., 2008. 259 с.

9. Клюйкова Е.А., Четина Е.М. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2015.

№ 3(31). С. 95-104.

10. Самутина Н.В. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта // Социологическое обозрение. 2013. № 3. С. 137-195.

11. Федорова В. Т. Социокультурный феномен фанфикшн // Книга в современном мире: проблемы чтения и чтение как проблема: Междунар. науч. конф., посвящённая 150-летию воронежской областной универсальной научной библиотеки им.

И.С. Никитина. Воронеж, 2014. С. 276-279.

12. Балицкая Е.А. Феномен fanfiction в сетевой литературе: «низовая словесность» в сетевых публикациях: дипломная работа. М., 2008. 126 с.

FANFICTION EVOLUTION OF HARRY POTTER FANDOM (2005-2020)

T.A. Kolpakova

National Research University «Higher School of Economics»

The article attempts to examine the features of Harry Potter fan texts for the period 2005-2020 using the example of a corpus of 20,000 texts posted on a large Russian-language resource - Fanfics.me. For the first time, Harry Potter fanfiction is seen as a dynamic rather than a monolithic corpus that changes under the influence of external factors. The study of the relationship between genres, themes and other parameters helps to comprehend the features of one of the new types of mass amateur literature. byword,s: Harry Potter, fanfiction, fandom research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.