УДК 82-14.821.161.1
МИФ О ЕВПАТОРИИ: ОБРАЗЫ ГОРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ КРЫМСКИХ ПОЭТОВ
Толоконникова Светлана Юрьевна,
кандидат филологических наук, доцент, научный сотрудник Научного отдела Борисоглебский филиал Воронежского
государственного университета, Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Народная, 43, тел.: +7 (47354) 6-04-92, e-mail: [email protected]
Крымская литература XX - начала XXI веков очень патриотична. Огромную роль патриотическая тематика играет в творчестве авторов евпаторийцев. При этом во многих текстах Евпатория предстает как мифологический образ. Главной целью нашей статьи стало исследование того, как именно формируется миф об этом городе в творчестве современных авторов, связанных с Евпаторией своей жизнью. При анализе поэтических текстов нами использовались интертекстуальный, мифопоэтический, семиотический методы. В статье делается вывод о том, что в поэзии Крыма Евпатория - это город, существующий вне привычных понятий о времени и пространстве, город-сказка, в котором переплетаются реальные и мифологические черты. Нами исследуются признаки мифа о Евпатории в стихотворениях С. Новикова, А. Абдулова, С. Ов-чаренко, И. Флоренской, Т. Тимофеевой, Л. Тельминовой-Пен-зий. Каждый из этих поэтов создает свое собственное представление о Евпатории. Но почти во всех стихах появляются
© С. Ю. Толоконникова, 2018 110
_№ 1, 2018, вопросы русской литературы
одни и те же приметы города: вневременность, мифологический хронотоп, мультикультурность, способность увести лирического героя в сказочный мир. Такая трактовка данного образа во многом коррелирует с традицией крымского текста в русской литературе.
Ключевые слова: Евпатория, Крым, поэзия, миф, хронотоп, мультикультурность, пространство, время, образ.
Крымская литература XX - начала XXI веков в целом очень патриотична. Это утверждение справедливо и для прозы, и для поэзии. Любовь к Отечеству проявляется в произведениях самых разных жанров. Если брать прозаические тексты, то это романы, повести, рассказы, автобиографические тексты в их различных вариантах - то есть практически все основополагающие жанровые разновидности эпоса. При этом, патриотическая поэзия редко бывает собственно гражданской в классическом смысле этого понятия. Больше всего она представлена пейзажной лирикой, в несколько меньшей степени - философской. Отдельное место можно отвести стихотворным произведениям исторического и даже историко-мемуарного плана, причем не поэмам (что было бы традиционно), а малым жанрам: песням, элегиям, посланиям и пр.
Одним из важных проявлений крымского патриотического начала можно назвать большое количество текстов о так называемой малой Родине, то есть о родном городе или селении - том месте, где биографический автор (либо герой произведения, лирический герой стихотворения) родился, вырос, жил и (часто) живет теперь, в момент написания данного текста.
Огромную роль патриотическая тематика играет в творчестве авторов евпаторийцев. При этом во многих текстах Евпатория предстает как некий мифологический образ. Главной целью нашей статьи стало исследование того, как именно формируется миф об этом городе в творчестве современных авторов, связанных с Евпаторией своей жизнью.
О Евпатории писали и пишут практически все уроженцы этого города, которые так или иначе пришли в литературу. Это, например, авторы художественной прозы Б. Балтер и Е. Никифоров, мемуари-
сты С. Корнилов, Б. Шелуткевич и М. Голованевская, поэты С. Овчаренко, И. Флоренская, Т. Тимофеева, Л. Тельминова-Пензий и многие другие. Поэтическую дань городу отдают и другие крымские авторы, чья жизнь так или иначе пересеклась с городом, в том числе ялтинец С. Новиков.
В поэзии Крыма Евпатория - это город, существующий вне привычных понятий о времени и пространстве. Это - город-сказка с хронотопом, в котором переплетаются реальные и мифологические черты.
Евпаторийское пространство в большинстве произведений - это средоточие признаков древних топосов: античной Керкинитиды, средневекового Гезлева, Евпатории времен Екатерины Великой, Николая Второго и т.д. У И. Флоренской, например, одной из главных примет, пришедших из греческого мира, становятся «<...> блики на крестах
/ В Свят-Никольском храме и в Ильинке» («Предновогодье») [9]. Ведь именно греки принесли России крещение, православие, благодаря чему Евпатория получила знаковые христианские храмы, стоящие в самом сердце города. При этом Флоренская подчеркивает теснейшее переплетение культур и религий, характерное для евпаторийского мира. В ее стихотворении «Евпатория», в частности, читаем:
К заутрене зовут колокола В Никольском Божьем храме, а напротив -Аллаху зычно молится мулла, И небо на востоке в позолоте [9].
Отметим, что практически все евпаторийские поэты хоть единожды, хоть в одном своем стихотворении обязательно подчеркивают мультикультурность, мультирелигиозность родного города, которая зримо проявляется в гармоничном сосуществовании на общем и сравнительно небольшом пространстве святынь разных времен и народов.
Л. Тельминова-Пензий:
Собор стоит на берегу, а рядом с ним мечеть, Таких мечетей в мире три, есть повод посмотреть («Собор стоит на берегу...») [7].
С. Овчаренко:
Так, видимо, угодно было Богу! Чтоб город мирно жил и процветал, собор, мечеть, кенасы, синагогу Заботливо вместил один квартал
(«Так, видимо, угодно было Богу!») [6, с. 8].
А. Абдулов:
Где рядом собор и мечеть, Люблю я лишь просто сидеть На набережной и на море И небо подолгу глядеть
(«Где рядом собор и мечеть.») [1].
Т. Тимофеева:
Здесь своя история: 25 веков! Ныне Евпатория, Раньше был Гезлев... Здесь все дышит верою, Каждый угол свят: Церковь православная И мечеть стоят...
(«Мне судьбой назначено.») [8].
Все процитированные авторы имеют в виду пространство знаменитого евпаторийского Малого Иерусалима. Так назван участок Старого города, который вмещает в себя всего несколько кварталов - от Набережной им. В. Терешковой, где находится греческая православный храм святого пророка Илии, до той части ул. Кара-
имской, на которой расположены караимские Кенасы - храмовый музейный комплекс одного из коренных крымских народов. Как известно, еще территория Малого Иерусалима включает в себя Свято-Николаевский собор, мечеть Джума-Джами (Хан-Джами), мечеть Тахталы-Джами, Текие дервишей, синагогу Егие-Капай, Купеческую синагогу, армянскую церковь святого Николая, Восточные Гезлевс-кие ворота, Турецкие и Римские бани, а также бывший доходный дом бывшего городского головы Семена Эзровича Дувана. Уже это простое перечисление артефактов, объясняет неизбежное появление мотива мультикультурности в произведениях евпаторийцев о родном городе, который живет и здравствует вот уже более 25-ти веков. Его пространство, усложняясь и меняясь, не стирает приметы прошлого, а совмещает их, совсем как тот, восточный Иерусалим - город и святыня иудеев, православных, католиков, протестантов и мусульман, прообраз библейского Небесного Иерусалима, мирового города, где должно обитать имя Господа и где преданный Богу народ буцет вечно жить вместе с Богом (Откр. 21:3,4).
Центром особенного евпаторийского пространства во многих текстах (как, кстати, и гомеровских поэмах) неизменно становится вечное море, к которому ведут все земные пути. Стоит заметить, что это вполне обосновано прежде всего географически. К морю в реальной Евпатории действительно стекаются многие улицы. Однако образ моря в евпаторийской поэзии вполне традиционно приобретает сказочные, мифологические черты. В мировой мифологии море, океан обычно связаны с космическими началами. Практически в любой космогонии творение мира описывается как изначальное разделение антиномий и стихий, когда начинаются противопоставляться верх и низ, свет и мрак, суша и вода и т.д. Обычно земля поднимается из воды или при разделении океан окружает землю. Поэтому почти любая первоначальная мифологизированная карта мира трактует море-океан как границу профанного земного пространства: земля - это плоскость, омываемая морем, практически плавающая в нем. Древнейшие великие боги шумеров, финикийцев, представителей крито-микенской, эллинской, римской и многих других культур так или иначе связаны с морской стихией. Само же море - это одно из традиционных природных выражений
_№ 1, 2018, вопросы русской литературы
вечного космоса, который за людские грехи может обернуться и хаосом, уничтожающим все вокруг, поглотив землю.
У евпаторийских поэтов образ моря преимущественно косми-чен. Даже штормовые явления в их текстах не представляют собой угрозы людям. Скорее, они поражают гармонией мощи, красотой. У И. Флоренской морские пейзажи богаты и многокрасочны. Они наполняют мир лирической героини восхищением перед совершенством стихии, прекрасной в любое время года:
Поверхность вод, как царская парча, Качается, сверкая жемчугами. В плен ледяной попал морской причал, Белеют сваи ровными рядами. На рейде силуэты кораблей, Им к пристани, замёрзшей не пробиться. Кружит в тревоге пара лебедей, Не зная, где им лучше опуститься. Песок на пляже словно тротуар, Вдоль берега блестит хрустальный иней. Струится в небо лёгкий, белый пар От волн тяжёлых, серебристо-синих...
(«Зимнее море») [9].
Или:
Уставшее от мартовских штормов, Чуть плещет море под фатой тумана. На золоте песка со дна трава, И бриз разносит свежий запах йода, Стою на пляже и шепчу слова Благодаренья Матушке-природе
(«Утренняя молитва») [9].
Образ моря для И. Флоренской неразрывно связан с темами творчества, творца, Бога и молитвы. Вот лишь три примера из множества возможных:
Качают волны бархатный ковёр Морской травы, намытой зимним штормом. В моём уме сплетается узор Из прилетевших с ветром рифм проворных («Тайна творчества») [9];
Я на холстах песка у моря Люблю этюды рисовать, Встречать у пенной кромки зори, И в мыслях строки рифмовать. Над водной гладью серебристой Парить восторженной душой, Мир, ощущая светлым, чистым, Ведомым Божьею красой!
(«Kredo») [9];
Молюсь, взирая в Небеса, И милости прошу у Бога. Молюсь и верю в чудеса На трудной жизненной дороге. А шторм шумит, и новый вал Взлетает, разбиваясь в брызги. За перевалом перевал У нас с рождения до тризны. Но знаю, что Господь ведёт Людей к спасению с любовью. Хоть и даётся переход Порой с утратою и болью
(«У моря») [9].
В большинстве стихов сборника «Старые дворы» С. Овчаренко тоже так или иначе появляется образ моря или чего-то несомненно морского. Поэт рисует картины подчеркнуто приморского Города (часто - именно с прописной буквы) с его милой и неповторимой камерной, курортной атмосферой:
Я живу в приморском городке И прекрасней места нет на свете.
Здесь прибой сердито не ворчит, Воздух свеж и полон вдохновенья. Каждая из улочек звучит Строчкой своего стихотворенья
(«Кто живет на Яузе-реке.») [6, с. 6].
В текстах этого евпаторийца Город храним морем. Он «<...> драгоценной панагией / Дремлет на груди у Нептуна» («Сердце царапнула ностальгия.») [6, с. 7]. Море С. Овчаренко - это не величественная и полная тайн стихия, а скорее колыбель для лирического героя и его любимого Города.
Вневременность Евпатории - это еще один ее мифологический признак в крымской литературе. У каждого из поэтов он имеет собственные черты, однако есть и общая точка пересечения - особого рода синкретичность, характерная для мифического начала времен у многих древних народов. В нем запросто могут сосуществовать реалии, не сочетающиеся между собой в профанном, эмпирическом времени. Синкретизм художественного времени в текстах о Евпатории обычно передается через смешанные описания деталей жизни разных эпох и народов, которые тут и там мелькают в настоящем. Например:
По серебряной дорожке прогуляюсь - в никуда, В лунных блёстках изумрудней и прозрачнее вода. Закружили переулки, древних улиц хоровод, Приглашая на прогулку, вечность за руку ведёт.
Вижу старые кофейни, и фонтаны, и мостки... Ловят рыбу, сушат сети, ходят в море рыбаки. С минаретов муэдзины зазывают на намаз, Собираются Ундины, тащат в бани чай и таз.
вопросы русской литературы, 2018, № 1_
В многомерном измеренье вижу греков и римлян... Приезжал на поклонение в новую мечеть султан (Л. Тельминова-Пензий «Древний город, Черноморье. » [7]).
В Евпатории С. Новикова можно заблудиться во времени, ведь этот город живет вне этой категории в ее привычном восприятии:
Этот город - словно Мекка Для киношников соседних: Приснопамятного века На песке оплот последний.
Переулочки и дачи, Крыш татарских черепица... В проходных дворах незрячих, Как в столетьях заблудиться...
(«Евпатория») [5, с. 22].
Время в таких евпаторийских стихах не течет из прошлого в будущее. Это, скорее, сакральное мифологическое время, в котором все три обычные ипостаси - прошлое, настоящее и будущее -представляют собой единый конгломерат. Они переплетены, слиты, сосуществуют внутри отдельно взятого волшебного пространства Евпатории, омываемого морем - началом начал. Попав в этот необыкновенный циклический хронотоп, герои, как и сам город, приобретают божественное бессмертие. Выпав из него, они вновь оказываются в обычном тленном мире, лишенном чудес.
Итак, каждый из рассмотренных поэтов, с одной стороны, создает свое собственное представление о Евпатории. Оно сформировано его уникальным жизненным опытом, личными особенностями восприятия бытия и так далее. С другой стороны, практически во всех евпаторийских стихах появляются одни и те же приметы города: вневременность, мифологический хронотоп, мультикультур-ность, способность увести лирического героя в некий сказочный мир и пр. Таким образом, в поэзии крымских авторов создается
некий универсальный мифологический образ Евпатории - необычного, сказочного города с особенной, сакральной действительностью. Такая трактовка данного образа во многом коррелирует с традицией крымского текста в русской литературе (о котором писали
A.П. Люсый [4], С.О. Курьянов [3], В.В Курьянова [2] и ряд других исследователей). Особенности соотношения и взаимодействия мифа о Евпатории и крымского мифа мы планируем рассмотреть в своих последующих работах.
Список использованных источников
1. Абдулов А. Стихи // Mode of access: URL: http://crimea-tour.ru/ evpatoriya_art.html (дата обращения 8.09.2017).
2. Курьянова В. В. Крымский текст в творчестве Л. Н. Толстого: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.02 Русская литература. Симферополь, 2013. 241 с.
3. Курьянов С.О. Несколько слов о Крымском тексте (Разграничение понятий Крымский мотив, образ Крыма и Крымская тема) // Ученые записки Таврического национального университета им.
B.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 27 (66). №° 2. - С. 171-176.
4. Люсый А.П. Наследие Крыма: геософия, текстуальность, идентичность. Москва: Русский импульс, 2007. 240 с.
5. Новиков С. Правила стихосложения. Симферополь: Крымский Архив, 2008. 103 с.
6. Овчаренко С. Старые дворы: Сборник. Симферополь, 2005. 75 с.
7. Тельминова-Пензий Л. Стихи // Mode of access: URL: http:// ljubimaja-rodina.ru/stikhi/611-stikhi (дата обращения 8.09.2017).
8. Тимофеева Т. Стихи // Mode of access: URL: http://krimforum.ru/ archive/index.php/t-5662.html (дата обращения 8.09.2017).
9. Флоренская И. Стихи // Mode of access: URL: https:// www.facebook.com/irena.florenskaya.7?ref=br_rs (дата обращения 8.09.2017).
MYTH ABOUT EVPATORIA: IMAGES OF THE CITY IN THE WORKS OF THE CRIMEAN POETS
Tolokonnikova Svetlana Yurievna,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Researcher of the Research Department Borisoglebsky Branch of Voronezh State University, Voronezh Region, Borisoglebsk, ul. Narodnaya, 43,
tel.: +7 (47354) 6-04-92, e-mail: [email protected]
Crimean literature of the 20th-early 21st centuries is very patriotic. Patriotic plays an enormous role in the creative work of authors' themes of Evpatorians. There are a lot of the texts, where Evpatoria appears in a mythological image. The main goal of our research is a study of the way in which the myth about this city in the works of contemporary authors related to Evpatoria was formed. While analyzing the poetic texts the intertextual, mythopoetical and semiotic methods were used. The article concludes that in a poetry about Crimea, there is Evpatoria, a city which exists beyond the familiar concepts of time and space. It is a fairy city, where its real and mythological features are intertwined. We research signs of myth about Evpatoria in poems by S. Novikov, A. Abdulov, S. Ovcharenko, I. Florenskaya, T. Timofeyeva, L. Telminova-Penzij. Each of these poets create their own idea about Evpatoria. But in almost all the verses the same signs of the City appear: out of time nature, mythological chronotope, multiculturalism, the ability to divert the lyrical hero to the fairy world. Such an interpretation of this image largely correlates with the tradition of the Crimean text in Russian literature.
Keywords: Evpatoria, Crimea, poetry, myth, chronotop, multiculturalism, space, time, image.
References
1. Abdulov A. Stikhi // Mode of access: URL: http://crimea-tour.ru/ evpatoriya_art.html (data obrashcheniya 8.09.2017).
2. Kur'yanova V. V. Krymskiy tekst v tvorchestve L. N. Tolstogo: diss. ... kand. filol. nauk: 10.01.02 Russkaya literatura. Simferopol', 2013. 241 s.
3. Kur'yanov S.O. Neskol'ko slov o Krymskom tekste (Razgranicheniye ponyatiy Krymskiy motiv, obraz Kryma i Krymskaya tema) // Uchenyye zapiski Tavricheskogo natsional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Seriya «Filologiya. Sotsial'nyye kommunikatsii» Tom 27 (66). №° 2. - S. 171-176.
4. Lyusyy A.P. Naslediye Kryma: geosofiya, tekstual'nost', identichnost'. Moskva: Russkiy impul's, 2007. 240 s.
5. Novikov S. Pravila stikhoslozheniya Simferopol': Krymskiy Arkhiv, 2008. 103 s.
6. Ovcharenko S. Staryye dvory: Sbornik. Simferopol', 2005. 75 s.
7. Tel'minova-Penziy L. Stikhi // Mode of access: URL: http:// ljubimaja-rodina.ru/stikhi/611 -stikhi (data obrashcheniya 8.09.2017).
8 .Timofeyeva T. Stikhi // Mode of access: URL: http://krimforum. ru/ archive/index.php/t-5662.html (data obrashcheniya 8.09.2017).
9. Florenskaya I. Stikhi // Mode of access: URL: https:// www.facebook.com/irena.florenskaya.7?ref=br_rs (data obrashcheniya 8.09.2017).