Научная статья на тему 'МИФ О БРАТЬЯХ ПО ОРУЖИЮ И ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ АРМИИ США'

МИФ О БРАТЬЯХ ПО ОРУЖИЮ И ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ АРМИИ США Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вооруженные силы США / гендер / гендерный стереотип / военный подъязык / профессиональный социолект / US Armed Forces / gender / gender stereotype / military sublanguage / professional sociolect

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Е.В. Бабушкина

Статья посвящена анализу профессионального образа мира американского военнослужащего в гендерном ракурсе. В качестве научного исследования избрана система аксиосфера военного социума США. Предметную область исследования составляют гендерные стереотипы, выраженные в речевых феноменах неформальной коммуникации. Работа нацелена на эмпирическое выявление гендерных стереотипов, эксплицированных в знаках языка и культуры, речевых практиках неформального общения представителей военного социума США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BROTHERS-IN-ARMS MYTH AND THE US MILITARY GENDER STEREOTYPES

This article focuses on American service members’ professional world image through gender. The object of this study is the system of professional values of the US army subculture expressed in the military sublanguage. The subject of the study is speech forms of gender stereotypes realization in nominative units of the social-group dialect. The aim of the study is to support the thesis that the official and unofficial registers of the military sublanguage reflect the realities of military service in different ways. The work is aimed at the empirical identification of gender stereotypes expressed in the signs of language and culture, speech practices of informal communication of representatives of the US military society.

Текст научной работы на тему «МИФ О БРАТЬЯХ ПО ОРУЖИЮ И ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ АРМИИ США»

УДК 81

doi: 10.52470/2619046X_2023_4_108

МИФ О БРАТЬЯХ ПО ОРУЖИЮ И ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ АРМИИ США

Е.В. Бабушкина

Аннотация. Статья посвящена анализу профессионального образа мира американского военнослужащего в гендерном ракурсе. В качестве научного исследования избрана система аксиосфера военного социума США. Предметную область исследования составляют гендерные стереотипы, выраженные в речевых феноменах неформальной коммуникации. Работа нацелена на эмпирическое выявление гендерных стереотипов, эксплицированных в знаках языка и культуры, речевых практиках неформального общения представителей военного социума США.

Ключевые слова: вооруженные силы США, гендер, гендерный стереотип, военный подъязык, профессиональный социолект.

THE BROTHERS-IN-ARMS MYTH

AND THE US MILITARY GENDER STEREOTYPES

E.V. Babushkina

Abstract. This article focuses on American service members' professional world image through gender. The object of this study is the system of professional values of the US army subculture expressed in the military sublanguage. The subject of the study is speech forms of gender stereotypes realization in nominative units of the social-group dialect. The aim of the study is to support the thesis that the official and unofficial registers of the military sublanguage reflect the realities of military service in different ways. The work is aimed at the empirical identification of gender stereotypes expressed in the signs of language and culture, speech practices of informal communication of representatives of the US military society.

Keywords: US Armed Forces, gender, gender stereotype, military sublanguage, professional sociolect.

Вооруженные силы - социальный институт, в котором доминируют мужчины. Именно поэтому воинское служение рассматривается как мужская социальная роль, социум мужской работы. Глубоко укоренившийся в военном социуме «культ маскулинности» или андроцен-тричность предписывает нормы, модели поведения и ценности. Возвеличивание вооруженных сил составляет важную часть национального нарратива лингвокультуры США. Независимо от половой принадлежности в коллективном языковом сознании, заключает Й. Файнштайн, защитник национальных интересов США по праву пользуется статусом «наиболее почетного гражданина нации» [10, p. 4]. Однако в воинском коллективе мужчины и женщины воспринимаются по-разному. «Особое отношение» к прекрасному полу обусловлено историческим, демографическим, культурным и, не в последнюю очередь, гендерным факторами.

В отличие от термина sexus, означающего пол биологический, английский термин gender подчеркивает социокультурную природу межполовых различий [2, с. 8]. Под тендерными стереотипами понимаются суждения о качествах и поведенческих моделях представителей обоих полов. Регламентирующие социальные роли стереотипы напрямую связаны с выражением оценки (в диапазонах «правильно/неправильно», «приемлемо/неприемлемо») и ожиданием определенного типа поведения [1, с. 55]. Гендерные стереотипы, по А.С. Романову, представля-

МОСКОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ют собой схематичные оценочные представления коллективного обыденного сознания «относительно поведенческих, социально-ролевых, интеллектуальных, профессиональных свойств и характеристик, приписываемых данным обществом мужчинам и женщинам [5, с. 208].

В профанном массовом сознании рядового американца морские пехотинцы воплощают высокий профессионализм и стойкость духа. Недаром женщин-морпехов гордо именуют «львицами» (lionesses). Однако внутри армейского социума, и по сей день пропитанного социальными стереотипами, к женщинам особое отношение. Как отмечает М. Маккензи, в армейской среде «женщин нередко воспринимают как тех, кто портит военную культуру» (women as spoiler of the military culture). Активная интеграция женщин в вооруженные силы и в особенности предоставление доступа к боевым военно-учетным специальностям «способствуют феминизации» и ослаблению армии США [11, p. 2-3]. Политика исключения женщин из боевых воинских формирований, проводимая Конгрессом и Пентагоном до 24 января 2013 г., в многом основывалась на гендерном стереотипе о том, что (a) женщина -не является воином от природы (women are not natural soldiers), (b) женщина уступает мужчине в физическом отношении (women are physically inferior to men), (с) женщина подрывает братские узы, необходимые для выполнения боевых задач (women ruin the bonds necessary for combat missions) [11, p. 3]. МакКинзи приходит к выводу о том, что миф о братской дружине (the band of brothers myth) раскрывает три ключевые «истины». Во-первых, братская связь основана на доверии, гордости, чести и верности между мужчинами. Особые отношения доверия исключительны и не поддаются описанию. Во-вторых, узы доверия братьев по оружию

- необходимый элемент упорядоченного, цивилизованного общества. И, наконец, в-третьих, мужские воинские формирования элитарны в силу социальных связей и физического превосходства [11, p. 2-3].

Доценты университета Канзаса А. Доан и С. Портилло выделяют ряд гендерных стереотипов, распространенных в мужской среде армии США: (а) физическая сила и выносливость

- природные свойства мужского организма (physical strength and endurance), (b) мужской рационализм противопоставлен женской эмоциональности (rational thinking and emotions), (с) в отличие от женщин-военнослужащих, командные и лидерские качества мужчинам присущи (leadership), при этом роль хранительницы семейного очага и привязанность к детям естественны для женщин, (d) в армейской андроцентричной среде институт наставничества (mentorship) преимущественно представлен мужчинами, (e) романтические отношения с женщиной на службе неизбежно влекут за собой репутационные издержки по причине возможных обвинений в непристойном поведении (favoritism and sexual harassment) [8].

Ядерным компонентом военного социума США выступает культ маскулинности. Традиции, история строительства вооруженных сил, демографический фактор способствовали утверждению андроцентричности, возводящей мужские нормы, идеалы, ценности и модели поведения в абсолют. Гегемония воинствующей маскулинности (the combat masculine-warrior paradigm), по К.О. Дунивин, мыслится критерием оценки профессиональной зрелости воина [9, p. 533]. Под андроцентричностью военного социума понимается стандарт, нормативность мужского начала и девиантность женского.

Несмотря на социокультурную обусловленность, гендерные стереотипы находят выражение в речевой практике. Армейская субкультурная среда иерархична, консервативна, патриархальна. По мнению ряда исследователей, в глазах общественности образ идеального солдата соотнесен с мужчиной, что ставит сестер по оружию в подчиненное положение. Идеал воина в мужском обличье метафорически отождествляет мужчину с образом войны. В качестве иллюстрации послужат такие номинативные единицы армейского социолекта, как a son of Mars - 'Сын Марса', a good soldier never leaves a man behind and defines brotherhood among other kind - 'хороший солдат никогда не оставит товарища в беде и помнит о своей

МОСКОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

принадлежности к воинскому братству', Captain Jack и Mr Army - 'мифические образы идеального военного, воплощающего силу духа и профессионализм' [4, с. 64-65, 161]. Солдат в женском обличье, с другой стороны, бросает вызов общепринятым представлениям о том, что значит быть воином.

Признаки андроцентричности военного социума наглядно прослеживаются в номинативных единицах современного профжаргона, реализующих гендерные стереотипы. Как отмечает К. Браунсон, в армейское среде различают следующие категории женщин-военнослужащих: «favored», «slackers» and«whiners» - 'фаворитки', 'бездельницы' и 'нытики' и «bitches», « sluts» or «dykes» - 'стервозные дамы', 'доступные женщины' и 'мужеподобные женщины' [3, с. 96; 7, p. 778].

Гендерные стереотипы, подчеркивающие низкий уровень профессионально-должностной, боевой, строевой и общей физической подготовки женщин наглядно прослеживаются в следующих примерах профессионального социолекта. Ср.: a Œack troop - 'слабо подготовленное в военном отношении подразделение, «отборные войска»' (от сущ. Œack - 'трещина, щель, треск'). Словосочетание, как правило, ассоциируется с подразделением, в составе которого есть женщины. Профессиональные качества GI Jane нередко ставятся под сомнение, о чем свидетельствует устойчивое речение a hollow bunny - 'некомпетентный специалист'. Аналогичным примером послужит диминутивное изречение he is from the 4th battalion - 'парень из четвертого батальона', содержащее гендерно мотивированную аллюзию к Корпусу морской пехоты (КМП) США. Под «четвертым батальоном» понимается учебно-тренировочный центр КМП на о-ве Пэррис-Айлэнд, предназначенный для подготовки будущих морских пехотинцев-женщин. Стилистически сниженное устойчивое словосочетание a Power Point bitch - 'канцелярский работник, делопроизводитель' может быть адресовано представителям обоих полов. Согласно негласным армейским канонам испытанием на прочность во времена служило участие в бою. Прошедший боевое крещение (baptism of fire) становится полноправным членом воинского коллектива. Административная, канцелярская работа считается малопрестижной. Подтверждением сказанному послужат жаргонные словосочетания desk jockey - 'канцелярский работник', chair borne commando - 'канцелярский спецназ', Chair Force (US Air Force) - 'кабинетно-воздушные силы' (ВВС США), pencil pusher - 'писарь' и др. (Taylor, 2010), (Axelrod, 2013).

Парадигма воинствующей маскулинности - одна из базовых характеристик военного социума США. Патриархальность военного социума, пронизанного гендерными стереотипами, обусловлена демографическим, историческим, культурным факторами. Поскольку гендерный стереотип представляет собой феномен социокультурного порядка и мыслится как частный случай реализации социального стереотипа, он обнаруживают все его свойства: эмоциональность, оценочность, согласованность, неточность, устойчивость, однозначность. Невзирая на то, что гендер выступает понятием социокультурного порядка, его содержание раскрывается через анализ структур языка. В неформальном регистре военного подъязыка запечатлено все то, что лежит за пределами официального дискурса. Важно отметить, что гендерные стереотипы, вербализованные в профессиональном социолекте, отражают подлинные социальные практики армейского кластера порождающей гражданской культуры. В номинативных единицах армейского социолекта запечатлено все то, что выходит за рамки политеса. Профжаргон отражает гендерные стереотипы, двойные стандарты, сексизм.

Библиографический список

1. Денисова A.A. Словарь гендерных терминов. Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М., 2002.

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

2. Кирилина А.В. Тендер и язык / Московский гос. лингвистический ун-т; Лаборатория тендерных исследований. М., 2005.

3. Романов А.С., КлименкоМ.Б., МурогИ.А. Военный социум США в контексте тендерной стерео-типизации (на материале номинативных единиц профжаргона) // Вестник МАСИ. 2023. № 2.

4. Романов А.С. Стереотипизация субкультурных констант в аксиологиии социально-группового диалекта (на материале ценностей и реалий военной службы в языковой культуре США): дис. ... д-ра филол. наук. М., 2020.

5. Романов А.С. Тендерный аспект стереотипизации армейской субкультуры США // Политическая лингвистика, 2015. № 1 (51).

6. AxelrodA. Whiskey tango foxtrot: the Real language of the modern American Military. N.Y., 2013.

7. Brownson C. The battle for equivalency: female us marines discuss sexuality, physical fitness, and military leadership // Armed Forces & Society. 2014. Vol. 40. Issue 4.

8. Doan A., Portillo S. Entrenched stereotypes keeping women from military front lines, professors' new book says._URL: https://news.ku.edu/2019/06/18/profs-cite-organizational-obliviousness-book-about-stereotypes-keeping-women-military (дата обращения: 25.10.2023)

9. DunivinK.O. Military culture: change and continuity // Armed Forces and Society. 1994. Vol. 20. Issue 4.

10. Feinstein Y. The thin line between «Crazy» and «Hero»: exploring the multiple statuses of US veterans in a work-therapy program // Armed Forces & Society. 2015. Vol. 41 (1).

11. MacKenzie M. Beyond the band of brothers: The U.S. military and the myth that women can't fight. Cambridge, MA, 2015.

12. Taylor E.K. America's army and the language of grunts. Understanding the army lingo legacy. Bloom-ington, Indiana, 2010.

Е.В. Бабушкина

преподаватель 33 кафедры английского языка (второго)

Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны РФ, г. Москва

E-mail: flexo5636@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.