Научная статья на тему 'Механизмы включения гендерных стереотипов в социальное пространство: на примере армейской субкультуры Швеции'

Механизмы включения гендерных стереотипов в социальное пространство: на примере армейской субкультуры Швеции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендерная лингвистика / вооруженные силы Швеции / гендер / военнослужащие / гендерные стереотипы / gender linguistics / Swedish Armed Forces / gender / servicemen / gender stereotypes

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Подыряко Андрей Олегович, Бойко Борис Леонидович

Целью данного исследования является желание раскрыть природу, функции и важнейшие механизмы включения гендерных стереотипов в социальное пространство, а также показать перспективные направления изучения гендерных стереотипов отечественных и зарубежных лингвистов. Статья исследует гендерные аспекты военной сферы на примере королевства Швеции, где вооруженные силы долгое время оставались преимущественно мужским коллективом. Однако, в последнее время происходят изменения, и во многих странах женщины получают возможность служить в армии на равных с мужчинами. В Швеции, например, законодательство в 1989 году позволило женщинам занимать должности сержантов и старшин. В статье рассматривается социальная сущность гендерных стереотипов и их влияние на профессиональные свойства и характеристики женщин в военной сфере, и исследует, как язык отражает и поддерживает социокультурные стереотипы и нормы, связанные с полом. Исследование представляет интерес для понимания гендерных динамик в военном социуме и их влияния на взаимоотношения между мужчинами и женщинами, а через анализ языковых единиц и коммуникативных отношений можно раскрыть гендерные неравенства и работать над их преодолением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Подыряко Андрей Олегович, Бойко Борис Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF INCORPORATING GENDER STEREOTYPES INTO SOCIAL SPACE: THE EXAMPLE OF SWEDISH ARMY SUBCULTURE

The purpose of this study is to reveal the nature, functions and the most important mechanisms of inclusion of gender stereotypes in social space, as well as to show promising directions of the study of gender stereotypes of domestic and foreign linguists. The article explores gender aspects of the military sphere on the example of the Kingdom of Sweden, where the armed forces have long remained a predominantly male collective. However, recently changes have been taking place, and in many countries, women are getting the opportunity to serve in the army on an equal footing with men. In Sweden, for example, legislation in 1989 allowed women to serve as sergeants and petty officers. This article examines the social essence of gender stereotypes and their impact on women’s professional attributes and characteristics in the military, and explores how language reflects and maintains sociocultural stereotypes and norms related to gender. The study is of interest for understanding gender dynamics in military society and their impact on relationships between men and women, and through analyzing language units and communicative relations, gender inequalities can be uncovered and worked to overcome.

Текст научной работы на тему «Механизмы включения гендерных стереотипов в социальное пространство: на примере армейской субкультуры Швеции»

Механизмы включения гендерных стереотипов в социальное пространство: на примере армейской субкультуры Швеции

Подыряко Андрей Олегович,

преподаватель 36 кафедры (германских языков) Военного университета им. князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации E-mail: [email protected]

Бойко Борис Леонидович

доктор филологических наук, профессор 36 кафедры (германских языков) Военного университета им. князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации

E-mail: [email protected]

Целью данного исследования является желание раскрыть природу, функции и важнейшие механизмы включения гендерных стереотипов в социальное пространство, а также показать перспективные направления изучения гендерных стереотипов отечественных и зарубежных лингвистов. Статья исследует гендерные аспекты военной сферы на примере королевства Швеции, где вооруженные силы долгое время оставались преимущественно мужским коллективом. Однако, в последнее время происходят изменения, и во многих странах женщины получают возможность служить в армии на равных с мужчинами. В Швеции, например, законодательство в 1989 году позволило женщинам занимать должности сержантов и старшин. В статье рассматривается социальная сущность гендер-ных стереотипов и их влияние на профессиональные свойства и характеристики женщин в военной сфере, и исследует, как язык отражает и поддерживает социокультурные стереотипы и нормы, связанные с полом. Исследование представляет интерес для понимания гендерных динамик в военном социуме и их влияния на взаимоотношения между мужчинами и женщинами, а через анализ языковых единиц и коммуникативных отношений можно раскрыть гендерные неравенства и работать над их преодолением.

Ключевые слова: гендерная лингвистика, вооруженные силы Швеции, гендер, военнослужащие, гендерные стереотипы.

о

U

со

см

см

Z

470

Гендерная лингвистика - относительно молодое направление филологических исследований. Зародившись в начале ХХ века в трудах западных лингвистов, оно стало приобретать все новые масштабы в течение всего столетия. Это было неразрывно связано с тем, что роль женщины в обществе изменялась. Феминистские движения, возникшие в ряде европейских стран, изменили отношение к рассмотрению языка в обществе с точки зрения патриархальной парадигмы. В это же время получила развитие феминистская лингвистика, которая боролась с проявлением сексизма в языке, проводила исследования стратегий речевого поведения в однополых и разнополых группах [1, с. 72].

Отношения мужчины и женщины в социуме зачастую становятся причиной возникновения стереотипов. Неизменные патриархальные отношения во всех сферах общества привели к тому, что женщины стали испытывать трудности в адаптации в исконно «маскулинных» профессиях.

В исследованиях отечественных и зарубежных лингвистов (Ю. Д. Апресян, Ю. А. Сорокин, А. С. Романов, Дж. Рассел и др.) раскрыта социальная сущность стереотипа, основу которого образует паттерн (схема), позволяющий экономить усилия в процессе межкультурного общения индивидов. В дальнейшем, под гендерным стереотипом мы условимся понимать схематичные, упрощенные коллективные оценочные представления определенной социокультурной общности относительно поведенческих, социально-ролевых, интеллектуальных, профессиональных свойств и характеристик, приписываемых данным обществом представителям обоих полов [2, с. 186].

Институт вооруженных сил Королевства Швеция исторически был мужской сферой как по количественным показателям, так и в символическом смысле. Шведские вооруженные силы можно было с полным основанием назвать «последним мужским бастионом» в Швеции. Профессия военнослужащего оставалась одной из самых закрытых для женщин. (Закон о квалификациях», 1945 г.) [3]. Вопрос о принятии женщин в ряды вооруженных сил обсуждался в течение многих лет. Дебаты на тему пребывания женщин в Вооруженных силах, и особенно на офицерских должностях, продолжались на протяжении большей части ХХ века, как внутри этого социального института, так и на политическом уровне. Ближе к середине 20-го века об этой проблеме стали говорить намного чаще, как в результате изучения общественных прений о гендерном равенстве в целом, так и в связи

с возросшими потребностями армии в призывниках.

В 1989 году Риксдаг Швеции принял закон, согласно которому как мужчины, так и женщины могли проходить военную службу на должностях сержантов и старшин. В шведском обществе, как и во многих других культурах, до сих пор живучи такие поверья, как «женщина на борту - к беде» {otar att ha med kvinnor pà fartyg) или «задача мужчины защищать женщину {det var mannens appgift att skydda kvinnan) [4].

В повседневной деятельности военнослужащих гендер может становиться «невидимой» категорией. Это вызвано тем, что в полевых условиях форма одежды военнослужащих Швеции обоих полов одинакова. Солдаты превращаются в однородную «зеленую массу». В то же время особенности тендерной стереотипизации данной субкультуры проявляются в коммуникативных процессах между командирами и подчиненными, свидетельством чему служит «множественная мужская форма», чему подтверждением служит фрагмент текста статьи Альмы Перссон «Вперед, мужики! Гендер и военная составляющая в международных военных операциях» {Framàt, gabbar!: Genas och militar praktik i ett internationellt insatsförband), опубликованной в журнале университета Линчепинга: «God morgon, mina herrar!" Instraktör Hansson som leder brandövningen hälsar pà dagens första grapp. De är àtta stycken, klädda i likadana grönkläder, grova kän-gor och gröna mössor. Efter hans inledande instrak-tioner och fö^llningsregler är det dags att formera sig för brandövning. De sex män och tvà kvinnor som strax ska träffas av en molotovcocktail fäller ner sina visir och reser sina sköldar. När alla stàr beredda ges klar tecken: "Framàtgabbar!".»

{«Доброе утро, старики!»; Инструктор Ханссон, который возглавляет пожарные учения, посещает сегодняшнюю первую группу. В группе восемь человек в одинаковой зеленой форме, массивных берцах и зеленых кепках. Следуя его первоначальным инструкциям и правилам техники безопасности, пришло время приступить к выполнению задачи. Шесть мужчин и две женщины, которые отрабатывают способы уклонения от попадания коктейля Молотова, стоят в строю. Когда все готовы, дается отмашка и звучит команда: «Вперед, мужики!».). [5, с. 152] Приведенный фрагмент текста свидетельствует о том, что коллективные обращения к военнослужащим обоих полов производится посредством лексических единиц, указывающих на мужской род. Например, gabbar {старики, мужики), killar {парни), krigare {бойцы), herrar {господа). Подобная практика также способствует «невидимости женщин» и укрепляет образ однородного мужского коллектива. В вышеприведённых примерах «солдат» является категорией мужского рода, образом воина. В некоторых источниках приводится материал о том, как командиры рассказывают о своих солдатах в качестве главной движущей силы своей работы: "Jag gör det för gabbarna, mina krigare" {«Я делаю это ради мужи-

ков, моих бойцов»). [5, с. 152] Такое отношение можно назвать «мужским обращением», то есть человек, к которому обращаются, выражается с помощью местоимения третьего лица мужского рода han {он), его сравнивают с лексическими единицами, указывающими на мужской род pappa {папа, батя) или gabbe {старик, мужик), описывают с помощью метафор, связанных с войной или армией. Несмотря на количественное соотношение мужчин и женщин в подразделении, обращение к массе будет идти с помощью названных лексических единиц. Таким образом, гендерная маркировка «военнослужащего» сохраняется при том, что мужская монополия на данную профессию была отменена почти 40 лет назад.

Рассматривая внешнюю сторону проблемы гендерной практики в вооруженных силах королевства Швеции, можно прийти к выводу, что женщины попросту становятся единым целым с коллективом, поскольку их присутствие как женщин не подчеркивается и не обсуждается, хотя внутри военного коллектива остались некоторые предрассудки по отношению к офицерам и солдатам женского пола. Например, если в ходе учений и полевых тренировок пол солдата кажется незаметным или равным, то в неформальных отношениях между военнослужащими, например, в таких ситуациях, как прием пищи, проведение свободного времени в местах проживания военнослужащих проявляется практика гендерной категоризации ведет к выделению женщин из общей массы. Данная стереотипизация основана на представлениях о женщинах и женственности.

В упомянутой выше статье «Вперед, мужики! Гендер и военная составляющая в международных военных операциях» {«Framàt, gabbar!: Genas och militär praktik i ett internationellt insatsförband»), автор выделяет три четко выраженные категории женщин:

1 ) Женщина-швея {sömmerskan).

Автор приводит в пример небольшой фрагмент описания ситуации общения военнослужащих мужчин и женщин в военной столовой: Jag foljer med soldaten Rickardsson som erbjadit sig att visa mig lanchmatsalen. Vi satter oss vid samma bord som tva av hennes manliga kollegor, chefen Ek och hans stallforetradare Larsson. De fra'gar Rickardsson "var de andra tjejerna ar'. Ingen aning, svarar hon. "Slapp aldrig ivag tva° tjejer sjalva till forrädef, sager chefen, de andra skrattar. "Vad gor de dar?", andrar Rickardsson. "Ja, det ar jast det jag ar orolig for', svarar han. "Vad var appgiften?', andrar hon igen. "Hamta tva° par-mar", sager Ek. "Och sa° kommer man tillbaka och sa° har de inrett kontoret. Satt app gardiner' {skratt). Larsson fyller i: "Tagit en svang forbi IKEA". {Я сопровождаю солдата Рикардссона, который предложила показать мне столовую. Мы сидим за одним столом с двумя ее коллегами-мужчинами, шефом Эком и его заместителем Ларссоном. Они спрашивают Рикардссона, «где остальные девушки». Понятия не имею, - отвечает она. «Никогда не отпускайте двух девушек одних на склад», - гово-

сз о со -а

I=i А -1 о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

u со

рит начальник, остальные смеются. «Что они там делают?» - спрашивает Рикардссон. «Вот об этом я и беспокоюсь», - отвечает он. «В чем заключалось задание?» - снова спрашивает она. «Принести две папки, - говорит Эк. «А потом ты возвращаешься, а они уже украсили весь склад. Повесили шторы»; (смех). Ларссон добавляет: «Съездили в ИКЕА».) [5, с. 154]

Приведенный фрагмент свидетельствует о том, как практика стереотипизации служит усилению и закреплению гендерных различий. Роль мужчины и женщины в распределении труда исторически связаны с патриархальным доминированием мужчин. В приведенном диалоге высмеивается «стереотипное» женское поведение в военном социуме. Это можно сравнить с тем, что новобранцам при поступлении на службу приходится пришить все шевроны и эмблемы, что воспринимается ими как дело не особо статусное.

2) Женщина-феминстка (feminist).

Категория феминисток представляет собой отрицательный стереотипный элемент, закрепленный в мужском коллективе, который часто упоминается с ироничной или насмешливой коннотацией. Например, один из офицеров рассказывает о ситуации, когда он пытался получить информацию, но компьютер работал медленно, и тот возмущенно воскликнул: «Gudrun Schyman ocksà! Ursäkta svordomen» (Ой, Гудрун Шиман! Простите за ругательство). [5, с. 155] Гудрун Шиман, известная как шведский политик и основательница партии «Феминистская инициатива», наиболее популярной и крупной партией вне шведского Рик-садага (парламента). [6] Гудрун Шиман символизирует феминизм, поэтому неудивительно, что ее имя собственное может быть пейоративно использовано в контексте гендерных предрассудков в качестве общего термина, описывающий определенную социальную группу.

3) Женщина как сексуальный объект (sexobjekt)

Данная роль, которая чаще всего имплицитно приписывается женщинам в результате практики стереотипизации в военной социосфере. Принято считать, что в воинском подразделении существует «особая атмосфера». В разговорах между собой солдаты часто называют девушек «donna» (донна) или «brud» (невеста). Однако согласно национальному корпусу шведского языка эти две лексемы используется в разговорной речи с уничижительной коннотацией [7], [8]

В беседах между военнослужащими часто затрагиваются понятия, отражающие отношения полов, присущие атмосфере общения в закрытом мужском коллективе. Например, в армейском социуме существуют такие жаргонные фразы как «spela skinnbanjo» (букв. играть на кожаном банджо) или «rycka i baguetten» (букв.тянуть за багет). [5, с. 156] Данные выражения выражены достаточно имплицитны, но понятны для представителей одного коллектива, однако, несут в себе диффе-

ренциацию физиологических особенностей, присущих противоположным полам.

Приведенный материал свидетельствует о том, что в таком традиционно преимущественно мужском коллективе, как вооруженные силы, закрепился образ стереотипных представлений о женщинах. Этому способствовали, в первую очередь, культурно-исторические традиции, ранняя специфика законодательных положений, касающихся роли женщин на службе в армии, андроцентрич-ность языка армейской субкультуры. В такой патриархальной системе роль женщины может носить пейоративных характер, а ее положение в социуме принижаться.

Литература

1. Котова А.А. Материалы XIV Международной научной конференции по актуальным проблемам теории языка и коммуникации «Язык. Коммуникация. Перевод»/ Отв. ред. Иванов Н.В., Нечаевский В.О. М., 2020 - т. 1 стр 72-79.

2. Романов А.С. Этнические стереотипы армейской субкультурной среды США в знаках языка и культуры. ВУ 2017, 230 C.

3. Закон о квалификациях. Сайт вооруженных сил Швеции URL: https://www.forsvarsmakten.se/ sv/information-och-fakta/var-historia/artiklar/kvin-nan-i-forsvaret/ (дата обращения 08.09.2023)

4. Peter Andersson. Kvinnor i Forsvarsmakten. Karlstad Universitet. 2019 URL: https://www.diva-por-tal.org/smash/get/diva2:1367230/FULLTEX-Т03(дата обращения 10.09.2023)

5. Alma Persson, «Framat, gubbar!»: Genus och militar praktik i ett internationellt insatsforband, 2010, Tidskrift for genusvetenskap, pp. 144-164 (дата обращения 06.08.2023)

6. Гудрун Шиман, Википедия URL: https://ru.wiki-pedia.org/wiki/Шиман,_Гудрун (дата обращения 08.08.2023)

7. Svenska Akademiens Ordbocker URL: https:// svenska.se/tre/?sok=donna&pz=1 (дата обращения: 06.10.2023)

8. Svenska Akademiens Ordbocker URL: https:// svenska.se/tre/?sok=brud&pz=1 (дата обращения 06.10.2023)

MECHANISMS OF INCORPORATING GENDER STEREOTYPES INTO SOCIAL SPACE: THE EXAMPLE OF SWEDISH ARMY SUBCULTURE

Podyryako A.O., Boyko B.L.

Military University named after Prince Alexander Nevsky of the Ministry of Defense of the Russian Federation

The purpose of this study is to reveal the nature, functions and the most important mechanisms of inclusion of gender stereotypes in social space, as well as to show promising directions of the study of gender stereotypes of domestic and foreign linguists. The article explores gender aspects of the military sphere on the example of the Kingdom of Sweden, where the armed forces have long remained a predominantly male collective. However, recently changes have been taking place, and in many countries, women are getting the opportunity to serve in the army on an equal footing with men. In Sweden, for example, legislation in 1989 allowed women to serve as sergeants and petty officers. This article examines the social

essence of gender stereotypes and their impact on women's professional attributes and characteristics in the military, and explores how language reflects and maintains sociocultural stereotypes and norms related to gender. The study is of interest for understanding gender dynamics in military society and their impact on relationships between men and women, and through analyzing language units and communicative relations, gender inequalities can be uncovered and worked to overcome.

Keywords: gender linguistics, Swedish Armed Forces, gender, servicemen, gender stereotypes.

References

1. Kotova A.A. Proceedings of the XIV International Scientific Conference on topical problems of language and communication theory "Language. Communication. Translation"/ Edited by Iva-nov N.V., Nechaevsky V.O. M., 2020 - vol. 1 p. 72-79.

2. Romanov A.S. Ethnic stereotypes of the US army subcultur-al environment in the signs of language and culture. VU 2017, 230 C.

3. Act on qualifications. Swedish Armed Forces website URL: https://www.forsvarsmakten.se/sv/information-och-fakta/ var-historia/artiklar/kvinnan-i-forsvaret/ (date of reference 08.09.2023)

4. Peter Andersson. Kvinnor i Försvarsmakten. Karlstad Uni-versitet. 2019 URL: https://www.divaportal.org/smash/get/di-va2:1367230/FULLTEXT03(accessed 10.09.2023)

5. Alma Persson, «Framât, gubbar!»: Genus och militär praktik i ett internationellt insatsförband, 2010, Tidskrift för genusveten-skap, pp. 144-164 (accessed 06.08.2023)

6. Gudrun Schiemann, Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/ll^MaH,_ryqpyH (accessed 08.08.2023)

7. Svenska Akademiens Ordböcker URL: https://svenska.se/ tre/?sok=donna&pz=1 (accessed 06.10.2023)

8. Svenska Akademiens Ordböcker URL: https://svenska.se/ tre/?sok=brud&pz=1 (accessed on 06.10.2023) 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.