XXXIII ХАРАКСКИЙ ФОРУМ «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И
СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ: ДИАЛОГ ЭПОХ И ЦЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ»
Ставицкий А.В.
кандидат философских наук, доцент кафедры истории и международных отношений филиала ФГБОУ ВО «Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова» в г. Севастополе
МИФ КАК ФАКТОР И ИНСТРУМЕНТ ГЛОБАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация: статья посвящена рассмотрению роли мифа в глобальном взаимодействии, когда его используют как инструмент перекодировки сознания людей. И эта технология в рамках культурного взаимодействия и международных отношений становится настолько значимой, что применительно к сознанию миф можно рассматривать как оружие массового поражения.
Ключевые слова: миф, глобальное взаимодействие, информационно-психологическая
война.
Хотя в науке традиционно преобладает пренебрежительное отношение к мифу, трудно отрицать, что миф есть форма и способ нашего переживания во времени, от которого мы не можем избавиться и без которого не можем жить, находясь внутри него1. Память чувств и переживаний, отложенных в подсознании и хранящих ответ на вечный вопрос: «Кто мы? Откуда? Куда идем?» В свете этого стоит признать, что в мифах кроются те резервы выживания, без которых человек существовать не может, как бы он при этом к мифам ни относился, ибо миф есть смысловое поле культуры . Особым образом организованная информация, хранящая опыт существования и развития социума, происхождение и значение которого нам до конца не известно3. К тому же важно, что миф, руководствуясь нашими мотивациями, никогда с нами не спорит и всегда выдаёт нам то, что мы от него хотим, помогая нам созидать и разрушать, вдохновляя на великие дела или развенчивая символы веры, моделируя нормы поведения и обосновывая их смену4. Так происходит потому, что миф как зеркало отражает нас такими, какими мы хотим себя видеть, и даёт ответы сообразно с нашими желаниями. Миф отражает нас, вопрошая; отвечает, утаивая; озадачивает, означивая; позволяя почувствовать, что ответы где-то рядом, полускрыты за тождеством вопроса и ответа - как спрашиваем, так и отвечаем5. Поэтому бороться с ним в принципе - бесполезно, т.к. даже отрицанием мифа мы его только множим, в лучшем случае меняя старые мифы на новые6. Разумеется, бороться с отдельными мифами нужно. Но лишь с теми, что побуждают нас быть хуже, работают на наше разъединение, настраивают на низкое и разлагают нас изнутри, как это происходит с мифологией украинства7.
Однако, коль социальное мифотворчество играет для общества такую важную роль, но при этом информационно-психологическое воздействие мифа обычно людьми не распознается, именно эта сфера становится для социума наиболее значимой и одновременно уязвимой. Ведь если раньше данный процесс протекал преимущественно подсознательно и
1 Ставицкий А.В. Онтология современного мифа. - Севастополь: Рибэст, 2012. - 543 с.
2 Ставицкий А.В. Современный миф: его природа и предназначение. - Севастополь: Рибэст, 2013. - 148 с.
3 Ставицкий А.В. Современная мифологика: опыт постижения Иного. - Севастополь: Рибэст, 2012. - 192 с.
4 Ставицкий А.В. Современный миф как социокультурный феномен// Культура народов Причерноморья, 2009. № 132. С. 166-173.
5 Ставицкий А.В. Современный миф и его основные функции. - Севастополь: Рибэст, 2012. - 238 с.
6 Ставицкий А.В. Ремифологизация общества: гносеологический аспект// Культура народов Причерноморья, 2013. № 260. С. 97-100.
7 Ставицкий А.В. Национально-исторический миф Украины. - Севастополь: Рибест, 2015. - 748 с.
спонтанно, то, в отличие от былых времен, современное общество может использовать его осознанно и технологически грамотно, рассматривая мифотворчество, как особую метатехнологию1. Эта метатехнология позволяет не только защищаться от чужого информационно-психологического воздействия, сохраняя свою социокультурную целостность, но и осуществлять экспансию, вскрывая и осваивая чужие смысловые пространства с пользой для себя . И вот тут выясняется, что миф уже давно из проблемы превратился в механизм решения проблем, который нужно хорошо знать и грамотно использовать с пользой для страны.
В свете изложенного миф следует рассматривать как базовую культурную универсалию3, на основе которой строится аксиологическая безопасность страны. Безопасность, зависящая от того, что мы определяем умом и сердцем и принимаем всей душой. Безопасность пространства наших в образно-символической форме отраженных ценностных смыслов, защищённого верой в то, что мы со смыслом и пользой для Отечества живём, и наделенного всем, что нам необходимо для осмысленного исторического бытия. Такая система безопасности опирается на культурную традицию и формируется в социуме посредством воспитания и образования, давших когда-то право заявить, что войну Пруссии против Австрийской империи в 1866 г. выиграл школьный учитель. Однако в основе включающей воспитание и образование социализации личности, равно как и формирования любого цивилизационного проекта, лежат выработанные в социуме мифологии, в которых данное общество представлено в максимально позитивном для себя виде. Эти мифологии определяют национальную идентичность и позволяют выработать в обществе такие социальные мотивации и ценностные приоритеты, которые делают его духовно сплоченным в рамках единства множеств и дают те культурные ориентиры, без которых позитивное развитие общества практически невозможно4.
Вот почему миф становится механизмом решения проблем: социальных, культурных, политических. Механизмом, открывающим новые возможности, включая технологии, позволяющие разрушать и конструировать сложные социальные объекты. О возможности мифа выступать субъектом социального процесса и влиять на него решающим образом говорят хотя бы такие известные высказывания, как «идеи правят миром» или «овладев массами, идеи становятся материальной силой». Ведь понятно, что сами по себе идеи не обладают суггестивным воздействием. Для этого они должны быть мифологизированы, стать мифом, то есть обрести образно-символическую форму, создав ярко и доступно представленный и одновременно осмысленный в определенном ключе образ, близкий и значимый для всех. Не удивительно, что в силу своих природных свойств миф выступает механизмом управления сознанием и инструментом современной политики, главная задача которого поиск, обретение или разрушение общего символически означенного для людей сакрального смысла. В этом качестве миф и становится узловым фактором национальной безопасности, матрицей общенациональной и цивилизационной программы.
Однако если миф активно используется как политический инструмент во взаимодействии культур и цивилизаций и воспринимать его следует не как проблему, но и как решение, то крайне важно:
- научиться понимать миф, а через понимание его контролировать и использовать, или по крайней мере знать механизм мифотворчества, исходя из того, что если вы не занимаетесь мифом, то миф займется вами;
1 Ставицкий А.В. Украинская идентичность: общие подходы конструирования и мифологизации. - Севастополь: Рибэст, 2013. - 160 с.
2 Ставицкий А.В. Украинская мифоистория в режиме информационной войны. - Севастополь: Рибэст, 2014. -176 с. (Серия «Мифы Украины»).
3 Ставицкий А.В. Онтология современного мифа. - Севастополь: Рибэст, 2012. - 543 с.
4 Ставицкий А.В. Украинская идентичность: общие подходы конструирования и мифологизации. -Севастополь: Рибэст, 2013. - 160 с.
- заниматься укреплением и развитием того, что составляет основу духовности России, ставя этот вопрос на одно из первых мест и рассматривая его в контексте социального мифотворчества. Ведь в современных условиях нарастания глобализации и процесса т.н. «Третьей волны»1, когда информационные технологии выдвигаются на первый план и в деле воздействия на других людей приобретают решающее значение, роль мифа становится важна и значима как никогда.
В чем же заключается его роль и значение?
1) Чтобы управлять миром в эпоху Третьей волны, совершенно не обязательно покорять его с помощью привычного оружия, сделав ставку на контроль над ценностными смыслами. Ведь кто контролирует смыслы общества, контролирует и само общество. Кто формирует смыслы социума, тот управляет сознанием людей. Кто управляет их сознанием, тот контролирует и их ресурс.
2) В стратегическом плане системно организованная атака на ценностно означенные смыслы взаимодействующих сообществ уже эффективнее бомб и ракет и представляет одну из основ т. н. нелетального оружия будущего. И это дает основание считать развернутое в рамках конфликта цивилизаций мифотворчество оружием массового поражения «Третьей (информационной) волны», когда под удар ставятся символически означенные ценностные смыслы наций, цивилизаций, вызывая их разложение и крушение. Поэтому государствам, которые хотят сохранить свою независимость, и элитам, которые хотят контролировать свои государства, нужно учитывать роль мифа в обществе и грамотно этим знанием пользоваться2.
3) Благодаря грамотно созданным и используемым мифам, глобальные игроки могут мировоззренчески разоружать государства и цивилизации, получая под свой контроль те ресурсы, для обладания которых они раньше должны были оккупировать страны и даже уничтожать племена и народы. С его помощью можно менять идентичность и ценностно-смысловую ориентацию людей, программируя и кодируя их в соответствии с политическими установками. В результате отвечающий за иммунную систему социума миф становится оружием массового поражения, с помощью которого глобальные игроки борются за власть в мире, где взаимодействие народов определяется их ценностно-смысловой совместимостью и общей мотивацией к созидательной деятельности и мифотворчеству. И пока большинство людей оценивают проблемы глобальной безопасности в количестве танков и ракет, незаметная глазу борьба за контроль над умами людей с помощью несущей и формирующей смыслы информации идёт на таком технологическом уровне, который может даже обществом не распознаваться.
4) В условиях активизации борьбы за новый мировой порядок человечество ожидают новые войны мифов, войны образов и проектов, войны символов, смыслов и идентичностей. Ведь глобальным «хозяевам денег» могут противостоять только «творцы смыслов».
5) Конкуренция проектов настоящего и будущего потребует сильных мифологий, органично сочетающих динамизм с устойчивостью, а нацеленные на вечность ценностные начала с эффективностью креатива. Как следствие - на первое место выдвигается способность общества конкурировать с другими социумами в пространстве ценностных смыслов. И с учетом этого, в недалеком будущем новым глобальным лидером станет тот, кто сумеет создать самый привлекательный и эффективный проект, где привлекательность проявляется в новых интерактивных формах архетипических ценностных начал, а технологии будут помножены на великий созидательный миф.
В условиях информационно-психологической войны происходит осознание, что помимо социально-экономической, технологической и военной угроз есть еще вызовы в области отвечающей за пространство ценностных смыслов культуры. А она становится
1 Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 1999. - 784 с.
2 СтавицкийА.В. Украинская «элита»: идентичность и глобальный выбор. - Севастополь: Рибэст, 2013. - 208 с.
крайне важным силовым направлением, от состояния которого зависит качество людей, идей и технологий, а значит достойное будущее России возможно лишь «при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека»1. Исходя из этого, руководство РФ приняло в декабре 2014 г. «Основы государственной культурной политики», где подчеркнуто, что «государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности», а сама культура «возводится в ранг национальных приоритетов».
Недаром, по мнению министра культуры РФ В.Р. Мединского, «культура — это духовное и материальное выражение того, что мы сами думаем о себе, о своей стране и своих ценностях, о современности и исторических традициях, а также о будущем. ... Культура — это пространство, в котором задаются и поддерживаются важнейшие для общества нравственные координаты». В этом смысле «она действительно имеет стратегическое значение для развития страны»2. Но то, что имеет стратегическое значение, должно и реализовываться стратегически. Однако принятие «Основ государственной культурной политики» не означает, что поворот в сторону данных проблем произошёл. Тому подтверждением является недооценка проблемы экспансии мифологии и идеологии украинства, которое может пустить метастазы в других регионах Российской Федерации . И это лишний раз подтверждает, что зачастую от понимания проблемы до практических действий государства по ее решению, нередко проходят долгие годы. Только есть ли они у России сейчас в условиях перехода трансформационного кризиса из латентной в активную стадию, пока не ясно.
Литература:
1. Валлерстайн И. После либерализма: Пер.с англ. / Под ред. Б. Ю. Кагарлицкого. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 256 с.
2. Мединский В. Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию// Известия: интернет-сайт. 15.09.2016. URL: http://izvestia.ru/news/587771 (дата обращения: 10.12.2015).
3. Ставицкий А.В. Национально-исторический миф Украины. - Севастополь: Рибест, 2015. -748 с.
4. Ставицкий А.В. Онтология современного мифа. - Севастополь: Рибэст, 2012. - 543 с.
5. Ставицкий А.В. Ремифологизация общества: гносеологический аспект// Культура народов Причерноморья, 2013. № 260. С. 97-100.
6. Ставицкий А.В. Современный миф: его природа и предназначение. - Севастополь: Рибэст, 2013. - 148 с.
7. Ставицкий А.В. Современный миф и его основные функции. - Севастополь: Рибэст, 2012. -238 с.
8. Ставицкий А.В. Современный миф как социокультурный феномен// Культура народов Причерноморья, 2009. № 132. С. 166-173.3.
9. Ставицкий А.В. Современная мифологика: опыт постижения Иного. - Севастополь: Рибэст, 2012. - 192 с.
10. Ставицкий А.В. Украинская «элита»: идентичность и глобальный выбор. - Севастополь: Рибэст, 2013. - 208 с.8.
Основы государственной культурной политики// Kremlin.ru - официальное интернет-представительство Президента России в сети Интернет . 24.12.2016. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf (дата обращения: 20.12.2016).
2 Мединский В. Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию// Известия: интернет-сайт. 15.09.2016. URL: http://izvestia.ru/news/587771 (дата обращения: 10.12.2015).
3 Ставицкий А.В. Украинский проект: проблема тотальной имитации// Каспийский регион. Политика. Экономика. Культура, 2015. № 1. С. 89-96.
11. Ставицкий А.В. Украинская идентичность: общие подходы конструирования и мифологизации. - Севастополь: Рибэст, 2013. - 160 с.
12. Ставицкий А.В. Украинская мифоистория в режиме информационной войны. -Севастополь: Рибэст, 2014. - 176 с. (Серия «Мифы Украины»).
13. Ставицкий А.В. Украинский проект: проблема тотальной имитации// Каспийский регион. Политика. Экономика. Культура, 2015. № 1. С. 89-96.
14. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 1999. - 784 с.
15. Основы государственной культурной политики// Kremlin.ru - официальное интернет-представительство Президента России в сети Интернет . 24.12.2016. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf (дата обращения: 20.12.2016).
References:
1. Vallerstajn I. Posle liberalizma: Per.s angl. / Pod red. B. YU. Kagarlickogo. - M.: Editorial URSS, 2003. - 256 s.
2. Medinskij V. Kto ne kormit svoyu kul'turu, budet kormit' chuzhuyu armiyu// Izvestiya: internet-sajt. 15.09.2016. URL: http://izvestia.ru/news/587771 (data obrashcheniya: 10.12.2015).
3. StavickijA.V. Nacional'no-istoricheskij mif Ukrainy. - Sevastopol': Ribest, 2015. - 748 s.
4. Stavickij A.V. Ontologiya sovremennogo mifa. - Sevastopol': Ribehst, 2012. - 543 s.
5. Stavickij A.V. Remifologizaciya obshchestva: gnoseologicheskij aspekt// Kul'tura narodov Prichernomor'ya, 2013. № 260. S. 97-100.
6. Stavickij A.V. Sovremennyj mif: ego priroda i prednaznachenie. - Sevastopol': Ribehst, 2013. -148 s.
7. Stavickij A.V. Sovremennyj mif i ego osnovnye funkcii. - Sevastopol': Ribehst, 2012. - 238 s.
8. Stavickij A.V. Sovremennyj mif kak sociokul'turnyj fenomen// Kul'tura narodov Prichernomor'ya, 2009. № 132. S. 166-173.3.
9. Stavickij A.V. Sovremennaya mifologika: opyt postizheniya Inogo. - Sevastopol': Ribehst, 2012. -192 s.
10. Stavickij A.V. Ukrainskaya «ehlita»: identichnost' i global'nyj vybor. - Sevastopol': Ribehst,
2013. - 208 s.8.
11. Stavickij A.V. Ukrainskaya identichnost': obshchie podhody konstruirovaniya i mifologizacii. -Sevastopol': Ribehst, 2013. - 160 s.
12. Stavickij A.V. Ukrainskaya mifoistoriya v rezhime informacionnoj vojny. - Sevastopol': Ribehst,
2014. - 176 s. (Seriya «Mify Ukrainy»).
13. Stavickij A.V. Ukrainskij proekt: problema total'noj imitacii// Kaspijskij region. Politika. EHkonomika. Kul'tura, 2015. № 1. S. 89-96.
14. TofflerE. Tret'ya volna. - M.: AST, 1999. - 784 s.
15. Osnovy gosudarstvennoj kul'turnoj politiki// Kremlin.ru - oficial'noe internet-predstavitel'stvo Prezidenta Rossii v seti Internet . 24.12.2016. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf (data obrashcheniya: 20.12.2016).
MYTH AS A FACTOR AND INSTRUMENT OF GLOBAL INTERACTION
Stavitskiy A.V.
PhD, associate professor, MSU
Abstract: The article is devoted to the role of myth in global interaction, when it is used as a tool for transcoding human consciousness. And this technology, within the framework of cultural interaction and international relations, becomes so significant that, in relation to consciousness, myth can be regarded as a weapon of mass destruction. Key words: myth, global interaction, information-psychological war.
Для цитирования: Ставицкий А.В. Миф как фактор и инструмент глобального взаимодействия// Архонт, 2018. № 3 (6). С. 128-133.