Мезо- и микроисследование китайско-американских отношений
Фань Тяньян
аспирант, кафедра «Международные отношения и мировая политика», Санкт-Петербургский государственный университет, [email protected]
Маркушина Наталья Юрьевна
доктор политических наук, профессор кафедры мировой политики, Санкт-Петербургский государственный университет
В статье проанализирован курс, который администрация Бай-дена взяла в отношении Китайской Народной Республики в годы своего пребывания у власти. Во-первых, измеряются преемственность и изменения в политике США и Китая за последнее десятилетие. Затем в центре внимания оказывается установка и корректировка курса Байдена, в последнее время это темы безопасности, экономики и ценностей. В целом поражает высокая степень долговечности. Отношения между Вашингтоном и Пекином в последние годы значительно осложнились. Деэскалации не предвидится, учитывая разногласия, тем более что ни лидер Китая Си Цзиньпин, ни сШа не желают отказываться от своих жизненно важных интересов. И все же администрация Байдена расставляет новые акценты, признавая параллелизм конкуренции, сотрудничества и конфликта. подчеркивает системное соперничество между демократией и автократией и в целом действует более последовательно, чем администрация Трампа. Тем не менее облегчения не предвидится. Ключевые слова: Китай, США, деэскалация, американо-китайская политика, политические отношения.
(0 сч о сч
Вводная часть. Инаугурация президента США Джо Байдена в январе 2021 года сопровождалась большими международными ожиданиями. После бурного четырехлетнего пребывания Дональда Трампа у власти не только европейским партнерам было любопытно посмотреть, как новая администрация в Вашингтоне задаст курс. С самого начала было ясно, что возвышение Китайской Народной Республики останется стержнем внешней политики и политики безопасности даже при Байдене. Было также ясно, что это коснется не только Вашингтона и Пекина. Дальнейшее развитие китайско-американских отношений имеет глобальное политическое значение.
Основная часть. Если кто-то хочет определить степень преемственности и изменений в американо-китайской политике, следует прежде всего отметить, что всегда существует определенный параллелизм между стабильностью и адаптацией при смене правительства. При переходе от администрации Трампа к администрации Байдена сложность заключалась в том, чтобы четко назвать первоначальные выводы ввиду полифонии и противоречивости многих политик эпохи Трампа. И хотя Байден обещал радикальную смену курса во многих сферах, к политике в отношении Китая это не относилось. Здесь есть относительная преемственность. Причины кроются в международной системе, американской внутренней политике и опыте прошлых лет.
Относительный рост могущества Китая в последние десятилетия является мегатенденцией, формирующей структуру международной системы. До паритета между США и Китаем еще далеко. Но не требуется полного баланса сил, чтобы подорвать порядок, в котором доминируют США. И это именно то, что делает Китай. С тех пор, как Си Цзиньпин вступил в должность в 2012-2013 годах, страна двигалась к тоталитаризму внутри, отказываясь от прежней сдержанности снаружи. К 2049 году цель национального возрождения в качестве мировой державы должна быть достигнута [1].
Китайская Народная Республика в настоящее время является второй по величине экономикой в мире и продвинулась вперед, чтобы стать двигателем инноваций и технологий. На международном уровне их экономическая мощь и кредитные обещания предлагают зависимости, которые могут быть реализованы, и варианты политического наказания, которые Пекин использует в наступательных целях. Страна массово модернизирует свои воору-
женные силы, в настоящее время имеет крупнейший в мире военно-морской флот, меняет морские границы и угрожает Тайваню и другим партнерам США.
Пекин перестраивает международные институты изнутри (например, режим прав человека ООН), подрывает международный порядок, нарушая правила (например, ВТО; территориальная экспансия в Южно-Китайском море) или создает факты по всему миру со своими собственными альтернативными институтами для формирования своих интересов. Своей дипломатией «воина-волка» Народная Республика охотно громит Китай и ведет войну нарративов с агрессивной иностранной пропагандой [2]. Это приводит к давлению действовать в пользу США, которое переживет смену правительства. смещает морские границы и угрожает Тайваню и другим партнерам США.
Это давление внешней политики не смягчается внутренней политикой США. Несмотря на глубокие разногласия в других областях, в последние годы существует межпартийный консенсус в отношении того, что в отношении Китая необходима жесткая линия. Критика партийной диктатуры и ее нарушений прав человека отнюдь не нова. Тем временем, однако, на интеграцию Китая в мировую экономику также смотрят с разочарованием. Вместо того, чтобы способствовать либерализации Народной Республики через экономические отношения или, по крайней мере, принести огромные относительные выгоды США, основное внимание уделяется потере рабочих мест, краже технологий и прибылям Китая. Кроме того, поведение Пекина вызывает негативное внимание [3]. Опросы общественного мнения показывают явное ухудшение имиджа Китая, причем не только в США.[2] В этих обстоятельствах Вашингтону стало дорого обходиться тем, что его считают мягким по отношению к Китаю.
Критический консенсус в отношении Китая в настоящее время также имеет какое-то отношение к опыту предыдущих лет. Президент Барак Обама хотел сосредоточиться на Азии, начиная с 2011 года, чтобы сбалансировать усиление Китая и дестабилизирующее поведение. При этом он опирался на как можно менее антагонистическую политику многостороннего партнерства, усиливая военное присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе и улучшая экономическое участие США в регионе [1, 5]. Новые торговые соглашения со странами, граничащими с Тихим океаном (TPP) и ЕС (TTIP), также должны дать импульс росту, установить стандарты и мотивировать государственно-капиталистический Китай к проведению реформ. Обама надеялся на диалог и взаимопонимание с Пекином, что китайская сторона восприняла как слабость.
Администрация Трампа продвигала эту реорганизацию, но весьма противоречиво. С одной стороны, Вашингтон пытался сдержать и наказать Народную Республику. В Стратегии национальной безопасности 2017 года Китай назван ревизионистской державой, нарушающей интересы и ценности США, и обещаны контрмеры вместе с партнерами. США противопоставили политику Китая в сфере
влияния с целью «свободного и открытого Индо-Ти-хоокеанского региона», расширили свое военное присутствие в регионе и возродили формат четырехстороннего сотрудничества в сфере безопасности с Австралией, Японией и Индией («четверка») [4]. Китайская экономическая модель теперь классифицируется как угроза американской конкурентоспособности и процветанию. Затем последовали карательные тарифы, торговые барьеры и инициативы по разъединению. Соединенные Штаты ответили на нарушения прав человека в Синьцзяне и подчинение Гонконга громкой критикой и санкциями. В 2020 году госсекретарь Майк Помпео объявил политику открытия и взаимодействия с Китайской Народной Республикой, инициированную президентом США Ричардом Никсоном, потерпевшей неудачу, и поклялся общественности в манихей-ском конфликте между свободным миром и коммунистической диктатурой. Из-за обвинений США в шпионаже, закрытия китайского консульства в Хьюстоне и обмена ударами из-за вспышки пандемии коронавируса отношения в последний год пребывания Трампа у власти находились в дипломатическом свободном падении.
В то же время китайская политика эпохи Дональда Трампа имела совершенно иную грань. Популистские, протекционистские, авторитарные и антисоюзнические инстинкты президента и готовность его администрации жестко подвергнуть сомнению статус-кво международных институтов помешали инициативам по сдерживанию и представили Соединенные Штаты как угрозу международному порядку. Выход Америки из ТТП, паралич Всемирной торговой организации (ВТО), выход из Парижского соглашения по климату, Совета ООН по правам человека и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предоставили Китаю все возможности для того, чтобы оставить свой след. Кроме того, Трамп нападал даже на своих ближайших партнеров, подрывал союзы, обхаживал автократов, выступал за транзакционные «сделки» с Россией или Китаем и наносил ущерб американской демократии. Не удалось согласовать внешнюю политику с политикой торговли и безопасности. В целом политика Китая при Трампе колебалась между необходимыми защитными мерами и попытками сдерживания, безнадежной конфронтацией и контрпродуктивным саморазрушением со стороны США.
Настойчивое желание Нэнси Пелоси посетить Тайвань, несмотря на решительную оппозицию и однозначное неодобрение Китая, нарушает принцип одного Китая и положения трех совместных китайско-американских коммюнике. Визит серьезно повлиял на политические основы китайско-американских отношений, серьезно подорвет суверенитет и территориальную целостность Китая и серьезно поставит под угрозу мир и стабильность в Тайваньском проливе. Это посылает в корне неверный сигнал сепаратистским силам, стремящимся к независимости Тайваня. Тот факт, что министры иностранных дел G7 и ЕС выступили с заявлениями о поддержке сразу после ухода Пелоси [2].
и и
з
X
а
а
и о т
V
(О
сч о сч
Западные страны сейчас постоянно говорят о так называемом «международном порядке, основанном на правилах». Об этом говорится и в тайваньском вопросе. Однако об Уставе ООН и нормах международного права и об уважении суверенитета и территориальной целостности других стран не говорится ни слова, потому что эти нормы, которые в прошлом устанавливали сами западные страны, теперь больше их связывают. руки и, следовательно, должны быть устранены с их точки зрения. Однако развивающиеся страны, в том числе Китай, признают только международный порядок, основанный на Уставе ООН. Так называемый «международный порядок, основанный на правилах» просто представляет собой «частное жилище» Запада, в котором Запад может использовать его, чтобы править миром по своему желанию, закончились. Однако попытка использовать это для маневрирования в тайваньском вопросе окажется еще большим просчетом.
На вопрос, «кто является движущей силой изменения статус-кво в Тайваньском проливе», взгляд на историю тайваньского вопроса дает четкий ответ. Как с исторической, так и с правовой точки зрения тот факт, что Тайвань является частью территории Китая, бесспорен. Правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай. Принцип одного Китая является универсальным консенсусом международного сообщества и основной нормой международных отношений. Принцип одного Китая всегда был политической основой для установления и расширения дипломатических отношений между Китаем и другими странами.
Однако с окончанием холодной войны и быстрым развитием Китая Соединенные Штаты и Запад начали использовать Тайвань как инструмент сдерживания Китая. При этом они проявляют солидарность с силами внутри Тайваня, стремящимися к независимости от внешнего мира. При этом они постоянно ставят под сомнение и подрывают принцип одного Китая. Это еще больше провоцирует напряженность в Тайваньском проливе.
Искренние усилия Китая, направленные на мирное воссоединение, были полностью проигнорированы, как и предупреждения Китая не воздерживаться от применения силы, чтобы остановить тайваньские сепаратистские силы. В целях национального воссоединения Китай считает, что действия США вынуждают его принять или усилить антисепаратистские меры. При этом США и Запад переосмысливает причину и следствие и теперь выдвигает необоснованные беспочвенные обвинения. Они притворяются невиновными и выборочно применяют принцип одного Китая, полностью игнорируя международное право и нормы. Этот буйный стиль, который не останавливается ни перед чем и ни перед кем, лишит вас дара речи.
«Большая семерка» и ЕС явно беспринципны и тенденциозны в поддержании мира через Тайваньский пролив. Заявление в нынешней ситуации о
том, что речь идет о мире и стабильности в Тайваньском проливе, порождает вопрос о том, является ли это больше выражением слепой самоуверенности или самодовольства. Поэтому Китай хотел бы призвать страны G7, особенно страны Европы, указать на то, что идея западного превосходства или европоцентризма устарела. Многополярность мира и демократизацию международных отношений невозможно остановить. Китай возьмет свою судьбу в свои руки, осуществит национальное воссоединение и не потерпит никакого вмешательства со стороны иностранных сил.
Заключение и выводы. Отношения между Вашингтоном и Пекином также были натянутыми при президенте Байдене. Работа с Народной Республикой, которая хочет изменить международный статус-кво и обладает для этого значительными политическими, экономическими и военными возможностями, является главным приоритетом американской внешней политики и политики безопасности. В первый год своего пребывания у власти новая администрация рассматривала китайско-американские отношения как триаду конкуренции, сотрудничества и конфликта, а также соперничество между системами и порядком, для чего нужны единомышленники. Остается посмотреть, насколько успешным будет этот подход. На самом деле потенциал для двустороннего сотрудничества в последние месяцы был небольшим, в том числе и потому, что на первый план вышло противоречие между демократией и автократией. В то же время партнеры Америки находятся под давлением позиционировать себя, даже если они хотели бы этого избежать. И наоборот, нынешний скептицизм США в отношении свободной торговли и недостатков американской демократии представляет собой препятствие в попытке придать новый импульс американскому глобальному управлению. В конечном счете, решающим фактором будет то, оправдает ли себя политика сдерживания США в отношении Китая. В прошлом году не удалось ни разрешить споры, ни стабилизировать отношения.
Поскольку нет отдельных сфер влияния, а есть высокая степень взаимозависимости, потенциал для конфликта и эскалации в условиях конкуренции за власть, системы и порядок остается высоким. Какими будут перспективы, решать далеко не только США. В прошлом году Китай продемонстрировал уверенность в себе на международной арене и не желал менять свое поведение. Китайскому режиму в любом случае чужда самокритика. Именно эта неспособность является одной из самых больших слабостей Китая и угрозой для управления китайско-американской стратегической конкуренцией. Постепенная деглобализация и распутывание с появлением конкурирующих порядков и балансом сил между ними сегодня может показаться абсурдным. глобальный, однако защита международного порядка, основанного на либеральных принципах (мирным путем), от ревизионистов такого веса и ха-
рактера, как Китай, требует еще большего воображения. Администрацию Байдена и ее партнеров ждут трудные времена.
Литература
1. Волошина А.В. Перспективы американо-китайских отношений в свете президентских выборов 2020 г. в США. В сборнике: Восточная Азия: прошлое, настоящее, будущее 2021. Российская академия наук; Институт Дальнего Востока. Москва, 2022. С. 24-33.
2. Гунчиншарав Б., Величкин С.В. Влияние специальной военной операции, проводимой в Украине, на взаимоотношения России со странами восточной Азии. Дипломатическая служба. 2022. № 4. С. 250-264.
3. Имантаева А.М. Траектория отношений США и Китая в период пандемии коронавируса. Интернаука. 2021. № 44-3 (220). С. 8-10.
4. Колдунова Е.В. Динамика отношений в треугольнике Китай-США-Россия: вызовы для АСЕАН. В книге: Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы. Тезисы докладов XXIV Международной научной конференции. Москва, 2021. С. 198-200.
5. Сухинина Е.А. Особенности внешнеторговой политики США в отношении Китая и Мексики. Студенческий вестник. 2022. № 23-8 (215). С. 38-45.
Meso- and micro-research of China-USA relations Fan Tianyang, Markushina N.Yu.
Saint Petersburg State University
The article analyzes the course that the Biden administration took in relation to the People's Republic of China during its years in power. First, the continuity and changes in the policies of the United States and China over the past decade are measured. Then the focus is on setting and adjusting Biden's course, lately these are topics of security, economics and values. In general, the high degree of durability is striking. Relations between Washington and Beijing have become much more complicated in recent years. De-escalation is not expected, given the differences, especially since neither Chinese leader Xi Jinping nor the United States are willing to give up their vital interests. And yet the Biden administration is placing new emphasis, recognizing the parallelism of competition, cooperation and conflict. It emphasizes the systemic rivalry between democracy and autocracy and generally acts more consistently than the Trump administration. Nevertheless, there is no relief in sight. Keywords: China, USA, de-escalation, US-Chinese policy, political relations. References
1. Voloshina A.V. Prospects for US-China Relations in the Light of the 2020
US Presidential Election. In the collection: East Asia: past, present, future
2021. Russian Academy of Sciences; Institute of the Far East. Moscow,
2022, pp. 24-33.
2. Gunchinsharav B., Velichkin S.V. The impact of the special military operation
conducted in Ukraine on Russia's relations with the countries of East Asia. Diplomatic Service. 2022. No. 4. S. 250-264.
3. Imantayeva A.M. The trajectory of US-China relations during the coronavirus
pandemic. Interscience. 2021. No. 44-3 (220). pp. 8-10.
4. Koldunova E.V. Dynamics of Relations in the China-US-Russia Triangle:
Challenges for ASEAN. In the book: China, Chinese civilization and the world. History, modernity, prospects. Abstracts of the XXIV International Scientific Conference. Moscow, 2021. S. 198-200.
5. Sukhinina E.A. Features of the US foreign trade policy towards China and
Mexico. Student newsletter. 2022. No. 23-8 (215). pp. 38-45.
u и
н
x
n
a
a) о т
V