Научная статья на тему 'МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КОМАНДНЫХ КАДРОВ ДЛЯ АРТИЛЛЕРИИ (С 17.04.1918 ПО 22.06.1941 Г.)'

МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КОМАНДНЫХ КАДРОВ ДЛЯ АРТИЛЛЕРИИ (С 17.04.1918 ПО 22.06.1941 Г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛУЖСКИЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ПОЛИГОН / АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ КУРСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМАНДНОГО СОСТАВА РККА / АКУКС / АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ СТРЕЛКОВЫЙ КОМИТЕТ РККА / АСК РККА / ВОЕННО-НАУЧНАЯ РАБОТА / АРТИЛЛЕРИЯ / Luga Artillery Range / Artillery Advanced Training Courses for the Red Army Command Staff (AATC) / Artillery Rifle Committee of the Red Army (ARC RA) / military scientific work / artillery

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дьяков С.И., Войнаш А.В.

В статье рассматривается период между двумя мировыми войнами, во время которого развивается система переподготовки и повышения квалификации артиллерийских командиров. Эта система включала в себя сеть краткосрочных военных курсов и школ, которые уделяют внимание разработке наставлений, уставов и инструкций для подготовки командных кадров этого времени. В этот период времени курсы осуществляли военно-научную работу и проводили испытания новой артиллерийской техники и приборов. Благодаря подобному развитию и ведению качественной образовательной деятельности страна смогла подготовить командный состав к боевым действиям в Великой Отечественной войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дьяков С.И., Войнаш А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERWAR PERIOD OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF ARTILLERY COMMANDERS (FROM 17.04.1918 TO 22.06.1941)

The article examines the period between the two World Wars, during which the system of retraining and advanced training of artillery commanders is developing. This system included a network of short-term military courses and schools that pay attention to the development of manuals, charters and instructions for the training of officers of this time. During this period, the courses carried out military scientific work and conducted tests of new artillery equipment and instruments.

Текст научной работы на тему «МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КОМАНДНЫХ КАДРОВ ДЛЯ АРТИЛЛЕРИИ (С 17.04.1918 ПО 22.06.1941 Г.)»

Дьяков С.И.

Кандидат педагогических наук, доцент. Михайловская военная артиллерийская академия.

Войнаш А.В.

Соискатель. Михайловская военная артиллерийская академия.

Межвоенный период развития системы переподготовки и повышения квалификации командных кадров для артиллерии (с 17.04.1918 по 22.06.1941 г.)

После Великой Октябрьской социалистической революции в целях ускоренной подготовки командных кадров Красной Армии руководство страны открывают сеть краткосрочных военных курсов и школ.

17 апреля 1918 г. постановлением Всероссийского Главного Штаба была сформирована в гор. Детское Село (сейчас гор. Пушкин) Высшая офицерская артиллерийская школа, на базе бывшей офицерской артиллерийской школы старой армии [2, л. 1].

10 февраля 1919 г. в Школе начались занятия слушателей первого сбора.

26 апреля, по приказу РВС Республики № 978, того же года Школа получила наименование «Высшая артиллерийская школа командного состава рабоче-Крестьянской Красной Армии», а школьный полигон в Луге (бывший Сергиевский) стал называться «Артиллерийский полигон

Высшей артиллерийской школы командного состава РККА» [1, с. 10].

Всего на первом сборе Школа подготовила 65 человек. Состав слушателей был весьма разнообразный. Тут были и полковники старой армии с образованием академии генерального штаба, и младшие командиры-фронтовики, и люди, совсем не имевшие военной подготовки. 75 % слушателей являлись членами и кандидатами ВКП(б) [1, с. 11].

Учебные занятия на первом сборе слушателей протекали в очень тяжелых условиях, на устаревшей учебно-материальной базе, оставшейся от офицерской артиллерийской школы старой армии.

Из-за несвоевременной явки слушателей на сбор, неукомплектованности Школы преподавательским составом, отсутствия достаточного учебно-библиотечного фонда, наглядных пособий, необходимых систем полевой артиллерии и других материально-бытовых условий, обучение слушателей проходило в напряженной и трудной обстановке.

В октябре 1919 г., в связи с приближением войск Юденича к Детскому Селу, Школа передислоцировалась в Москву и разместилась в двух предоставленных ей на Арбатской площади зданиях - в бывшем доме меблированных комнат «Столица» и в бывшем ресторане «Прага» [1, л. 12].

После полуторагодичного пребывания в Москве, весной 1921 г. Школа была передислоцирована обратно и Лужский артиллерийский полигон возвращается в ее состав. В Москве перед Школой была поставлена более широкая задача по подготовке артиллерийских командиров. Срок - обучения слушателей устанавливался в 10,5 месяцев. Основной задачей школы являлась подготовка командиров батарей и дивизионов полевой артиллерии, командиров батарей тяжелой артиллерии особого назначения и командиров батарей зенитной артиллерии. Одновременно для обслуживания стрельб при Школе был сформирован «Строевой отдел» в составе: артиллерийского полигона, зенитного полигона, легкого артиллерийского дивизиона, полевого тяжелого артиллерийского дивизиона, тяжелого артиллерийского дивизиона особого назначения, авиаотряда и воздухоплавательного отряда.

В мае 1920 г. Школа вместе с двумя своими дивизионами (легким и полевым тяжелым) выходит в лагерь на полигон в Кунцево (под Москвой), где проводит боевые стрельбы и полевые занятия со слушателями. Лагерный сбор в Кунцево заканчивается состязательными артиллерийскими стрельбами, в которых принимали участие все части лагерного сбора.

Летом 1920 г. в Школе был создан «Отдел высшего командования» для подготовки высшего командного состава артиллерии, просуществовавший до 1922 г. В 1920 г. в Школе было проведено несколько двухнедельных и трехнедельных сборов бывших офицеров старой армии в целях переподготовки и политического перевоспитания.

В том же 1920 г. при Школе была учреждена «уставная артиллерийская комиссия» для переработки устаревших и составления новых уставов и наставлений артиллерии РККА.

1 сентября 1920 г. Школа производит выпуск слушателей второго

■ сбора, а в ноябре того же года выпускает слушателей первой зенит-

ной партии. 15 октября 1920 г. начинаются занятия 107 слушателей на третьем сборе, из них 78 красных командиров, 20 человек с образованием окончивших учебные команды (школы) при частях старой армии и девять бывших офицеров царской армии. Членов партии насчитывалось 87, беспартийных - 20 Все слушатели третьего сбора имели боевой опыт гражданской войны. Выпуск третьего сбора состоялся 1 сентября 1921 года на полигоне Школы под Лугой. В числе слушателей, окончивших Школу, был впоследствии маршалом артиллерии С.С. ВАРЕНЦОВ [1, л. 13].

В годы гражданской войны и иностранной интервенции личный состав Школы с оружием в руках защищал молодую республику Советов. Для участия в борьбе с Врангелем Школа сформировала дивизион, который 8 августа 1920 г. вошел в состав Московской стрелковой бригады курсантов и два года участвовал в боях на юге России и на Кавказе.

Личный состав зенитного полигона Школы длительное время вел под Саратовым борьбу с бандами Антонова и Петрова, защищая от их налетов ссыпные хлебные пункты на Волге. В марте 1921 г. весь переменный состав Школы в составе сводной бригады московских курсантов был направлен в Петроград на подавление контрреволюционного кронштадтского мятежа, организованного белогвардейцами, эсерами и меньшевиками.

Многие слушатели Школы, командуя артиллерийскими батареями, дивизионами, артиллерийскими группами, находясь на должностях начальников штабов и начальников связи, проявили много примеров храбрости и героизма. Слушатели КАМЕРЛ И.П. (позднее генерал-полковник артиллерии) и ЛИВИТИН вместе со своими батальонами одними из первых ворвались в Кронштадт. Слушатель ЛУЦКИЙ, проведя галопом свою батарею по льду финского залива, проник в мятежный город и открыл на улицах Кронштадта артиллерийский огонь по дрогнувшему противнику. Отличилось много и других слушателей Школы.

После полуторагодичного пребывания в Москве, весной 1921 г. Школа возвратилась в Детское Село и вновь получила в свое распоряжение Лужский артиллерийский полигон, на котором с 1922 г. развернулась большая научно-исследовательская и военно-научная работа. Зенитный полигон был оборудован сначала под Петергофом (ныне Петродворец), а затем у с. Лебяжье Петроградской области [1, л. 14].

| _

На полигоне под Лугой создается первая в Красной Армии артиллерийская метеорологическая станция. Кладется начало разработке метода стрельбы с полной подготовкой исходных данных. Разрабатываются основы артиллерийской топографической и артиллерий-ско-метеорологической служб, а также основы боевого применения подразделений звуковой разведки.

В 1922 г. Школа приступила к подготовке командиров батарей береговой артиллерии [1, л. 15], командиров батарей траншейной артиллерии и метеорологов-инструкторов. В этом же году создается Артиллерийский комитет школы, который занимается организацией и проведением опытных стрельб, испытанием способов целеуказания, переработкой устаревших и составлением новых уставов и наставлений по артиллерии.

14 мая 1922 г. Школа получила от своего шефа — Главного управления военной промышленности шефское знамя. В последующие годы шефами Школы становятся Невский машиностроительный завод им. Ленина, завод им. Лепсе, колхоз «Красный артиллерист». В свою очередь Школа берет шефство над фабрикой «Коммунар», санаторием для инвалидов гражданской войны, деревней Лесково.

После выпуска 158 слушателей четвертого сбора, в октябре 1922 г. приступаем к занятиям пятый сбор слушателей в количестве 143 человек. Занятия сбора проходили в обстановке дальнейшего улучшения как учебно-материальной базы, так и ее общего укрепления хозяйственного состояния. Боевые стрельбы слушателей проходят в еще более благоприятных условиях [1, л. 15]. Летом 1923 г. в Луге проводятся состязательные стрельбы и показное стрелково-такти-ческое учение с применением батальонной артиллерии, на котором присутствуют представители других военно-учебных заведений.

12 июня 1923 г. согласно приказу революционного Военного Совета республики за № 1229 полигону Школы присваивается наименование «Артиллерийский полигон имени Коминтерна Высшей артиллерийской школы командного состава» [1, л. 16].

В сентябре 1923 г. происходит выпуск слушателей пятого сбора, в октябре «занятиям приступает шестой сбор слушателей. Среди окончивших Школу находились впоследствии генерал-полковник артиллерии Г.С. Кариофилли, генерал-лейтенанты артиллерии П.К. Лебедев и И.С. Стрельбицкий, генерал-майор артиллерии А.А Апариы и другие. В 1923 — 1924 г.х Школа подготавливает командный состав для бронепоездов. В эти годы увеличивается число часов на курс общей тактики, а курс тактики артиллерии ведется по более стройной и

■ систематизированной программе, увязывается с изучением вопросов

разведки и связи.

1 декабря 1923 г. при Школе на добровольных началах было создано Военно-научное общество, куда входили постоянный и переменный состав Школы, работа общества проводилась в тесном взаимодействии с работой артиллерийского комитета Школы [1, л. 16].

В 1924 г. со школы снимается задача по подготовке командного состава для зенитной и береговой артиллерии. Подготовка командного состава для зенитной артиллерии переходит в ведение школы зенитной артиллерии в Севастополе, а подготовка командиров береговой артиллерии — к Одесской артиллерийской школе. Лагерный сбор и боевые стрельбы слушателей летом 1924 г. проходят в более благоприятной обстановке чем в предыдущие годы. Школа на полигоне проводит показное трехдневное стрелково-тактическое учение по показу материальной части артиллерии и методов стрельбы. На этом учении, кроме слушателей Школы, присутствовали слушатели других военно-учебных заведений.

В период 1921-1924 годов Школой был переиздан учебник «Сведения о стрельбе полевой артиллерии» [1, л. 16], издано пособие «Главнейшие основы к изучению стрельбы полевой легкой артиллерии», коллективом школы была разработана и проведена стрельба с учетом баллистических и метеорологических поправок на топооснове; был испытан способ целеуказания и стрельбы с помощью привязных аэростатов и самолетов, составлен проект правил стрельбы для тяжелой артиллерии особого назначения, была проведена работа по определению начальных скоростей орудий с помощью миллисекундомера системы Ширского.

Апрельский пленум ЦК партии в 1924 году наметил ряд мер по укреплению РККА. Съезд партии в мае 1924 г. полностью одобрил шаги, предпринятые ЦК, направленные на укрепление обороноспособности СССР. XIV и XV съезды партии, наметившие конкретные пути социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, уделили особое внимание делу укрепления оборонной мощи нашей страны.

Согласно приказу РВС СССР № 1248 от 4 ноября 1924 г. Школа получает наименование «Артиллерийские Курсы Усовершенствования Командного состава РККА», и утверждаются ее новые штаты [2, л. 2].

Из расформированного «Строевого отдела» Школы и на Лужского

полигона формируется «учебно-артиллерийский полигон АКУКС» и | _

«Учебный артиллерийский полк АКУКС». Происходит дальнейшее расширение профилей подготовки слушателей на Курсах [1, л. 19].

В 1925 году в состав полка АКУКС включается «Московский учебный артиллерийский звукометрический отряд» — первое в РККА звукометрическое подразделение [1, л. 19].

С 1926 г. на Курсах началась подготовка командиров и начальников штабов артиллерийских полков, командиров топографических, звукометрических и светометрических батарей и командиров топовзводов. В 1926 году в состав Курсов входят Московские Курсы усовершенствования командного состава артиллерии особого назначения. В полку АКУКС формируется разведывательный дивизион. На Курсах разрабатываются основы артиллерийской топографической службы и составляют проект первой «Инструкции топографической службы в артиллерии».

В течение 1926 - 1929 гг. Курсами было выполнено 18 научно-исследовательских работ, кроме того Курсы принимали участие в разработке проектов наставлений, уставов и инструкций (БУА, ч. 1 и 2, Наставление «Служба взводов управления батарей и дивизионов», «Наставление по стрельбе артиллерии с воздушным наблюдением» и др.) [1, л. 20].

Издаётся, целый ряд сборников, учебников, задачников, журналов (Сборник «Текущие артиллерийские вопросы», учебник «Сведения о стрельбе полевой артиллерии». «Артиллерийский задачник для орудий полевых калибров и АОН», журнал «Вестник АКУКС» и др.).

В 1927 - 1928 гг. Курсы по заданию Главного Артиллерийского управления проводят на полигоне широкие испытания ряде новых конструкций звукоприборов [1, л. 20].

22 июня 1929 г. Курсы посетил Народный Комиссар по военным и морским делам Климентий Ефремович ВОРОШИЛОВ, сделавший ряд указаний по боевой подготовке слушателей и лично принявший участие в стрельбе из ручного оружия в тире на занятиях слушателей.

В содержание программ обучения вносятся изменения. Тактика общая и тактика артиллерии объединяются в один учебный предмет, обучение артиллерийским вопросам проводится на общетактическом фоне, в программы по стрельбе и тактике вводятся обязательная методическая подготовка.

За годы первой пятилетки РККА модернизировала всю свою артиллерию, увеличилась количественно гаубичная артиллерия. Впервые в нашей стране была создана отечественная тяжелая артиллерия, зенитная, танковая и противотанковая артиллерия, а также мелкока-

■ либерная артиллерия для мелких пехотных подразделений [1, л. 21].

Наряду с техническим оснащением Армии и флота, наша партия уделяла огромное внимание выращиванию командных кадров. В Постановлении ЦК ВКП(б) от 25 февраля 1929 г. указывалось, что «в соответствии с условиями современного момента необходимо всемерно добиваться дальнейшего повышения специальной военной квалификации командного состава в тесном сочетании ее с умением быстро ориентироваться в политической обстановке и задачах политработы, соответственно требованию, предъявленному к командиру РККА как образованному военному специалисту и политическому руководителю красноармейских масс».

С 1 января 1930 г. при Курсах учреждается штатом Артиллерийский стрелковый Комитет РККА (АСК РККА), комплектуемый из преподавателей Курсов. Согласно положению, об АСК на него возлагаются следующие задачи: разработка и составление проектов правил стрельбы, наставлений, руководств и инструкций по артиллерии, дача заключений по программам обучения и учебникам для курсантов артиллерийских школ и слушателей Курсов усовершенствования, дача заключений по опытным образцам артиллерийских приборов и пр. [1, л. 22].

Летом 1931 г. на полигоне Курсов был проведен первый сбор частей АИР от пяти военных округов в целях разработки положений службы подразделений артиллерийской инструментальной разведки.

В августе 1932 г. Народный Комиссар по военным и морским делам, и Председатель Реввоенсовета СССР К.Е. ВОРОШИЛОВ был постановлением ВЦИК зачислен почетным слушателем Курсов.

Осенью 1932 г. на Курсах был проведен сбор высшего командного состава артиллерии Красной Армии.

В конце 1932 г. Курсы переходят на систему проведения краткосрочных сборов (продолжительностью 2 месяца), рассчитанных в основном на повышение методической подготовки слушателей. Система краткосрочных сборов длится до 1936 г., когда снова увеличивается продолжительность учебных сборов в б месяцев. На Курсах проводится практика систематического командирования в лагерный период времени значительной части своего постоянного состава в строевые части для оказания им помощи по боевой подготовке и для участия в инспектировании войск [1, л. 23].

В течение 1930—1933 гг. была осуществлена большая военно-научная работа, написаны правила стрельбы по наземным целям, наставление по артиллерийской стрелковой подготовке, правила

стрельбы химическими снарядами, правила стрельбы артиллерии | _

большой мощности, инструкция для стрельбы по танкам и бронемашинам, наставления артиллерии часть 1 и 2.

Проведены были опытные стрельбы и испытания новой артиллерийской техники и вооружения (76 мм пушек, 122 и 152 мм гаубиц, 37 и 45 мм противотанковых пушек, ряда новых образцов боеприпасов, трех конструкций звукометрических станций типа «Д—Е» и др.); сконструированы и приняты на вооружение прибор С. ГРИГОРОВИЧА для управления огнем дивизиона (ПУО-1932 г.), а также прибор для пристрелки по измеренным отклонениям.

27 мая 1933 г. постановлением Президиума СССР Курсы за активное участие в боях гражданской войны и за успешную работу по усовершенствованию знаний комсостава артиллерии ко дню своего пятнадцатилетия были награждены Почетным Революционным Красным Знаменем. В связи с этим Курсы ПОЛУЧИЛИ наименование «Артиллерийские Краснознаменные Курсы усовершенствования командного состава Красной Армии» [1, л. 24]. На рисунке 1 указано количество выпускников, которые проходили обучение в период с 1918 по 1933 гг.

Рисунок 1. Количество выпускников по годам в период с 1918 по 1933 гг.

■ 1 июня 1934 г. в состав Курсов вливаются фотограмметрические

курсы, существовавшие до этого при Военно-топографическом училище [2, л. 3].

В 1936 г. в Забайкалье был учрежден филиал Курсов, существовавший до 1941 г.

В феврале 1937 г. при Курсах было проведено второе Всеармейское артиллерийское совещание, которое вынесло ряд важных решений по вопросу стрельбы и боевого применения артиллерии и АИР. В период с 1 по 3 февраля 1938 г. на Курсах проходила 3-я партийная конференция, а в мае того же г. - 4-я партийная конференция.

23 апреля 1938 г., в связи с 20-летием, Курсы в ознаменование их боевого прошлого и за заслуги в деле подготовки артиллерийских кадров, указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены орденом Красного Знамени.

В марте 1939 г. на Курсах был создан пятый цикл - цикл, техники артиллерии. Вводится обязательная сдача слушателями экзаменов по трем-четырем основным предметам, наряду с сохранением системы зачетов на протяжении всего учебного года [1, л. 25].

Осенью 1939 г., в связи с начавшейся второй мировой войной и возросшей угрозой интервенции против СССР, Коммунистическая партия и Советское правительство приступили к проведению ряда мероприятий по укреплению западных границ нашей страны.

В сентябре-октябре 1939 г. Курсы направили свыше 30 командиров из постоянного состава для участия в боях по освобождению Западной Белоруссии и Западной Украины и на фронты Советско-финской войны.

В 1940 году Артиллерийский стрелковый комитет выделился из Состава Курсов в самостоятельное учреждение под наименованием «Артиллерийский стрелково-тактический комитет Начальника артиллерии Красной Армии» [1, л. 26].

В апреле 1940 г. проходила 6-я партийная конференция Курсов, а в декабре этого же года - 7-я партийная конференция.

Весной 1941 г. на Курсах был проведен сбор среднего и младшего командного состава артиллерийских частей по обучению стрельбе из танков «КВ» и «Т-34».

В период 1934—1940 г. на Курсах при участии Артиллерийского стрелкового комитета была осуществлена большая военно-научная и научно-исследовательская работа по разработке и написанию проектов уставов, наставлений, правил стрельбы и инструкций артиллерии. Всего было разработано 37 военно-научных работ. Кроме того, | _

было испытано свыше 40 новых образцов материальной части артиллерии и боеприпасов, разработано 14 новых методов пристрелки и стрельбы артиллерии, испытано 180 образцов различных артиллерийских приборов.

С момента создания Высшей артиллерийской школы командного состава РККА в 1918 году и до начала Великой Отечественной войны Школа, а затем Курсы (с 1924 г.) произвела 26 выпусков слушателей только на своих основных сборах, подготовив за эти годы 10049 командиров-артиллеристов по самым различным специальностям артиллерийского дела [1, л. 27].

Библиографический список:

1. История Центральных артиллерийских ордена Ленина Краснознаменных офицерских курсов Советской Армии - Москва: 1967. 72 с.

2. Выписка из исторического формуляра 2 Центральных артиллерийских офицерских ордена Ленина дважды Краснознаменных Курсов им. Маршала артиллерии Казакова В.И. // ЦАМО, ф-61703, оп. 924271с, д. 1 - 25 с.

3. Справка из исторического формуляра Центральных Артиллерийских ордена Ленина Краснознаменных Курсов Усовершенствования офицерского состава ф-61703, о-878859, д-1 - 2 с.

4. Исторический формуляр Высшей Офицерской Артиллерийской ордена Ленина Краснознаменной Школы // ЦАМО, ф-61703, оп. 803401с, д. 1, 29 с.

References

1. History of the Central Artillery Order of Lenin of the Red Banner Officer Courses of the Soviet Army - Moscow: 1967. 72 p.

2. Extract from the historical form of the 2 Central Artillery Officer Orders of Lenin twice Red Banner Courses. Marshal of Artillery Kazakov V.I. // TsAMO, f-61703, op. 924271s, d. 1 - 25 p.

3. Reference from the historical form of the Central Artillery Order of Lenin of the Red Banner Courses for the Improvement of Officers f-61703, o-878859, d-1 - 2 p.

4. Historical form of the Higher Officer Artillery Order of Lenin Red Banner School // TsAMO, f-61703, op. 803401s, d. 1, 29 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.