Научная статья на тему '«АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ КАДРЫ... НАУЧИЛИСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МОЩНОЕ АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ». ОПЫТ РАБОТЫ С КОМАНДНЫМ СОСТАВОМ СОВЕТСКОЙ АРТИЛЛЕРИИ В ТРЕТЬЕМ ПЕРИОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

«АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ КАДРЫ... НАУЧИЛИСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МОЩНОЕ АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ». ОПЫТ РАБОТЫ С КОМАНДНЫМ СОСТАВОМ СОВЕТСКОЙ АРТИЛЛЕРИИ В ТРЕТЬЕМ ПЕРИОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ОБОРОНЫ СССР / КРАСНАЯ АРМИЯ / КАДРОВЫЕ ОРГАНЫ / КОМАНДНЫЙ СОСТАВ / СОВЕТСКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ / АКАДЕМИЯ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ НАУК / РАРАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарасов Сергей Анатольевич

В статье на основе архивных документов рассматривается состояние работы с командным составом советской артиллерии в 1944 - начале 1945 года. Представлены результаты анализа опыта Великой Отечественной войны, одним из которых явилось учреждение в 1946 году Академии артиллерийских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Тарасов Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE ARTILLERY PERSONNEL... LEARNED TO HANDLE POWERFUL ARTILLERY ARMS». THE PRACTICE OF WORKING WITH SOVIET ARTILLERY COMMANDERS IN THE THIRD PERIOD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

The paper relies on archival documents to examine the state of work with Soviet artillery commanders in 1944 and early 1945. It cites the results of analyzing the practice of the Great Patriotic War, specifically the establishment in 1946 of the Academy of Artillery Sciences.

Текст научной работы на тему ««АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ КАДРЫ... НАУЧИЛИСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МОЩНОЕ АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ». ОПЫТ РАБОТЫ С КОМАНДНЫМ СОСТАВОМ СОВЕТСКОЙ АРТИЛЛЕРИИ В ТРЕТЬЕМ ПЕРИОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941-1945 ГГ.

С.А. Тарасов

«АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ КАДРЫ... НАУЧИЛИСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МОЩНОЕ АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ»

Опыт работы с командным составом советской артиллерии в третьем периоде Великой Отечественной войны

Сведения об авторе. Тарасов Сергей Анатольевич — начальник научно-исследовательской лаборатории Военного института (управления национальной обороной) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, полковник, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: satar79@mail.ru).

Аннотация. В статье на основе архивных документов рассматривается состояние работы с командным составом советской артиллерии в 1944 — начале 1945 года. Представлены результаты анализа опыта Великой Отечественной войны, одним из которых явилось учреждение в 1946 году Академии артиллерийских наук.

Ключевые слова: Народный комиссариат обороны СССР; Красная армия; кадровые органы; командный состав; советская артиллерия; Академия артиллерийских наук; РАРАН.

В своём письме от 22 августа 1944 года на имя начальника Главного управления кадров Народного комиссариата обороны (ГУК НКО) генерал-полковника Ф.И. Голикова Маршал Советского Союза Г.К. Жуков обращал его внимание на необходимость «при разра-

ботке плана использования и создания кадров Красной армии после войны» исходить из опыта, полученного в ходе противостояния нацистской агрессии. Особое значение при этом следовало придавать технической подготовке советских командиров, поскольку современная война, по мнению

Георгия Константиновича, — это «на 8/10 война техники с техникой врага», и, как следствие этого, офицеры должны уметь грамотно её эксплуатировать и применять в боевых условиях1.

В указанном контексте первостепенную роль играли командные кадры артиллерии.

Данный род войск, являясь технически сложным, имел большое значение при ведении боевых действий, позволяя эффективно поражать противника, в т.ч. и на значительном удалении от линии непосредственного соприкосновения войск. Результативность применения артиллерийского вооружения напрямую зависела от уровня подготовки и опыта офицеров-артиллеристов, их соответствия занимаемым должностям. Здесь на первый план выступали надлежащая организация системы подготовки лиц командно-начальствующего состава и качественное ведение кадровой работы (учёт, изучение, выработка предложений по наиболее оптимальной расстановке имевшихся в наличии командиров).

Для успешной реализации этих задач Главное управление командующего артиллерией Красной армии (ГУКАРТ) располагало соответствующими кадровыми органами во главе с управлением кадров и целым рядом военных учебных заведений, осуществлявших как первичную подготовку офицеров, так и повышение профессионального уровня действовавших командиров. Архивные материалы, хранящиеся в фондах Управления кадров ЦК ВКП(б) и ГУК НКО, позволяют уточнить положение с командным составом советской артиллерии в третьем периоде войны, обобщить опыт работы с ним на протяжении 1944 — начала 1945 года, уточнить его влияние на дальнейшее строительство Вооружённых сил СССР, в том числе создание в 1946 году Академии артиллерийских наук.

К началу 1945 года обучение и подготовка офицеров-артиллеристов Красной армии осуществлялись в военных

учебных заведениях нескольких типов: в строевых артиллерийских училищах наземной и зенитной артиллерии и спецучилищах противовоздушной обороны (ПВО), в высших офицерских школах, в Высшей военной школе ПВО и в Артиллерийской академии2. По состоянию на декабрь 1944 года они имели следующие показатели по укомплектованности и качеству организации научной деятельности и учебного процесса.

Артиллерийская академия постоянным офицерским и профессорско-преподавательским составом была укомплектована на 93 проц. Наибольшие затруднения в данном вопросе испытывали кафедра тактики (некомплект — 4 преподавателя, что составляло 14 проц.) и кафедра общеобразовательных математических наук (некомплект — 2 преподавателя, или 13 проц.). Все кафедры располагали квалифицированными работниками, имевшими на 100 проц. высшее образование, за исключением кафедры тактики, где 50 проц. личного

состава его не имели. Участниками Великой Отечественной войны являлись 13 человек и ещё 7 человек побывали на стажировке на фронте. Столь низкое количество сотрудников с боевым опытом отчасти объяснялось тем, что многие должности преподавателей подлежали комплектованию вольнонаёмным составом3.

Всего в академии 123 человека имели учёное звание и учёную степень. В штате была предусмотрена адъюнктура в составе 20 должностей, на которой обучались 17 человек. Работа адъюнктуры по срокам подготовки молодых учёных протекала нормально, за исключением двух офицеров, просрочивших сроки защиты диссертаций по уважительным причинам. Помимо адъюнктов над диссертационными исследованиями работали и штатные сотрудники академии. Общее количество лиц, разрабатывавших диссертации, на 25 декабря 1944 года составляло 68 офицеров4.

В целом указанный уровень укомплектованности ква-

лифицированным профессорско-преподавательским составом признавался приемлемым. К недостаткам относились: недостаточное внимание к зенитно-артиллерийскому профилю подготовки; незначительное число адъюнктов по отношению к общему числу кафедр; наличие среди руководящего состава кафедр и старших преподавателей работников, не имевших учёных степеней и званий; неудовлетворительное ведение личных дел офицеров, в первую очередь в части регулярного составления на них служебных

телей (укомплектованность указанной номенклатуры составляла всего 65 проц.). Наибольший некомплект имели кафедры: стрельбы и техники зенитной артиллерии; зенитных прожекторов и пеленгаторов; тактики и техники авиации. Вакантными являлись также две должности заместителя начальника школы: по строевой и научно-учебной части. Определённые недостатки наблюдались и с уровнем профессиональной квалификации. Только у 44,8 проц. преподавателей было высшее военное образование,

Только несколько человек имели учёную степень или звание. Подобное положение дел негативно сказывалось на качестве научной работы, которая в Высшей военной школе ПВО носила «зачаточный характер»

характеристик и проведения аттестования5.

Высшая военная школа ПВО при общей укомплектованности постоянным составом на 92 проц. испытывала значительные трудности с заполнением должностей преподава-

при этом 64,2 проц. офицеров данной категории не являлись участниками Великой Отечественной войны, и только несколько человек имели учёную степень или звание. Подобное положение дел негативно сказывалось на каче-

стве научной работы, которая в Высшей военной школе ПВО носила «зачаточный характер» и по своему масштабу не могла обеспечить решение «целого ряда актуальных вопросов в области тактики и применения современной техники ПВО территории страны»6.

Программа обучения слушателей была рассчитана на три года и имела своей целью подготовку строевых офицеров для системы ПВО территории страны на замещение должностей от командира дивизиона или батальона до штаба корпуса. Основную массу слушателей составляли военнослужащие с законченным средним образованием (77,4 проц.), военной подготовкой на уровне военного училища (93,1 проц.) и стажем службы в Красной армии пять лет и более (84 проц.). К счастью для школы, трудности в учёбе, обусловленные вышеперечисленными обстоятельствами, в конце 1944 года ещё сильно не отражались на качестве учебной работы ввиду начала обучения пока только второго курса и отсутствия третьего (выпускного) курса7.

Высшие офицерские шко-лы8 постоянным офицерским составом были укомплектованы на 92 проц., при этом укомплектованность преподавательскими кадрами составляла 90 проц. Из числа преподавателей только 23 проц. имели академическое образование. Однако благодаря наличию значительного числа сотрудников с хорошими практическими навыками, большим стажем преподавательской работы и боевым опытом Великой Отечественной войны (порядка 50 проц.) общий уровень их квалификации обеспечивал надлежащее качество подготовки курсантов. Во многом этого удалось добиться за счёт

активной кадровой работы по замене личного состава, не соответствовавшего своим должностям, на более подготовленных и подходивших по своим деловым и политическим признакам кандидатов. Всего в течение 1944 года были заменены 45 человек, ещё 15 человек планировалось поменять в 1945 году9.

Строевые артиллерийские училища и спецучилища ПВО10 постоянным офицерским составом были укомплектованы на 98—99 проц. Укомплектованность преподавательским составом составляла от 96 до 100 проц. Основная масса офицеров имела военное образование только в объёме артиллерийского училища, но при этом обладала боевым опытом, полученным в ходе Великой Отечественной войны. Большинство из них были назначены с должностей от командира дивизиона до командира полка включительно. По состоянию на 25 декабря 1944 года курсантским составом училища были укомплектованы на уровне от 79 до 81,4 проц. Основным контингентом в 1944 году являлись сержанты и красноармейцы как из подразделений, действовавших на фронте, так и из запасных частей. Из них: 54,4 проц. — лица с законченным средним или высшим образованием; с незаконченным средним образованием не ниже семи классов — 44,1 проц. Несмотря на наличие ряда недостатков, состояние укомплектованности личным составом удовлетворяло потребность войск в подготовке командных кадров11.

Следует отметить, что установленный на 1944 год объём выпуска офицеров из военно-учебных заведений, находившихся в подчинении командующего артиллерией Красной армии, в значитель-

ной своей части был выполнен. Так, строевые артиллерийские и спецучилища ПВО в течение года подготовили 38 417 человек из планировавшихся 39 704, высшие офицерские школы — 5300 человек из 5588, Артиллерийская академия — 199 человек из 201. Высшая военная школа ПВО выпусков не производила. Первый выпуск планировался на 1946 год12.

При более детальном рассмотрении данных показателей обращает на себя внимание тот факт, что наибольшее количество выпускников приходилось на такие специальности, как командиры взводов и командиры батарей. Изучение документов показывает, что по ним имелось превышение установленных объёмов выпуска на 362 и 3735 человек соответственно13. В первую очередь данное обстоятельство объяснялось тем, что указанные должности в войсках являлись первичными для замещения офицерами. Именно на них возлагалась от-

ветственность по управлению огнём артиллерии в непосредственном соприкосновении с противником, в результате чего они несли основные потери, которые требовали незамедлительного восполнения.

Великая Отечественная война выявила необходимость усовершенствования приборов обнаружения самолётов в воздухе и управления огнём зенитной артиллерии. Поэтому в третьем периоде войны значительно возросли объёмы поступления в войска новой радиоаппаратуры, в т.ч. и из-за границы. Это потребовало подготовки специалистов для её обслуживания и эксплуатации во всевозрастающем размере. С учётом данного обстоятельства на 1945 год была спланирована их подготовка по таким специальностям, как эксплуатация и применение радиопрожекторных станций и радиолокаторных14 приборов обнаружения. Обучение должно было осуществляться в следующих масштабах: строевой офицерский со-

По врагу — огонь!

став (командиры взводов) — 698 человек; технический офицерский состав — 341 человек. В дополнение к указанным цифрам подготовка «широких специалистов — инженеров радиолокации» для «удовлетворения потребности Центрального штаба ПВО, соединений ПВО и приёмки аппаратуры из-за границы и с заводов отечественного производства» была организована в Электротехнической академии связи, входившей в систему высших учебных заведений Главного управления связи Красной армии, и в Артиллерийской академии15.

Анализ архивных документов показывает, что повышение качества подготовки офицеров-артиллеристов и своевременное обеспечение ими частей и соединений, в первую очередь действующей армии, являлись одними из важнейших задач для кадровых органов Главного управления командующего артиллерией Красной армии на протяжении всей Великой Отечественной войны. Особенно актуальным это стало в её

третьем периоде, поскольку условия активных широкомасштабных боевых действий вынуждали в короткие сроки «дать квалифицированного артиллериста, отвечавшего возросшим требованиям умелого использования сложной техники вооружения артиллерийских частей». В рамках её реализации Управление кадров ГУКАРТ значительные свои силы направило на повышение качества подбора постоянного офицерского состава для высших учебных заведений, в первую очередь профессорско-преподавательского. Для этого от кадровых работников настоятельно требовалось улучшить организацию персонального учёта командного состава. В том числе в вопросах ведения личных дел, изучения морально-деловых качеств путём проведения на регулярной основе объективного аттестования с целью наиболее полного выявления всего «лица» конкретно взятого офицера16.

10 февраля 1945 года в постановлении Военного совета артиллерии Красной армии

Артиллеристы 3-го Белорусского фронта мстят врагу за гибель

генерала армии И.Д. Черняховского

Февраль 1945 г.

№ 1 отмечалось, что Управле -ние кадров ГУКАРТ «за время Отечественной войны против немецких захватчиков проделало большую работу по обеспечению артиллерийскими кадрами вновь формируемых стрелковых, кавалерийских, танковых и артиллерийских соединений, по пополнению убыли офицерского состава действующей армии, по изучению и выдвижению на руководящую работу многих тысяч артиллерийских офицеров». При этом «артиллерийские кадры закалились, приобрели опыт современной войны, научились использовать мощное артиллерийское вооружение»17.

Для дальнейшего повышения качества работы с командным составом советской артиллерии военный совет требовал от кадровых органов уделить пристальное внимание решению следующих вопросов.

Более чётко планировать своё взаимодействие с Управлением артиллерийских военно-учебных заведений для обеспечения надлежащей укомплектованности руководящих должностей в противотанковой и зенитной артиллерии, а также в радиолокационных подразделениях. Повышать качество учёта и изучения офицеров, особенно в действующей армии, а также составления на основании полученных результатов кандидатских списков для дальнейшего продвижения по службе положительно себя зарекомендовавших командиров. Улучшить контроль работы начальников отделов кадров фронтов и начальников отделений кадров армий и корпусов. Принимать действенные меры к ликвидации практики временного исполнения офицерами и генералами командных должностей18. Повысить требовательность к укомплектованности военно-учебных заведений квалифицирован-

ным профессорско-преподавательским составом, который по своим деловым качествам сможет обеспечить высокий уровень преподавания, в том числе на основе накопленного опыта Великой Отечественной войны19.

Военный совет артиллерии Красной армии особое внимание уделял состоянию работы с командными кадрами. Все его члены, включая командующего артиллерией Красной армии главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова, осознавали, что стремительно усложнявшиеся военная техника и вооружение требовали хорошо подготовленных офицеров, своевременно и грамотно расставленных

на соответствующие их уровню квалификации командные должности. Это вызывало необходимость непрерывно совершенствовать процесс обучения в военно-учебных заведениях и повышать качество кадровой работы. Успешное решение обеих задач в сочетании с дальнейшим углублением научных исследований в области совершенствования артиллерийских систем и создания новых средств поражения могло обеспечить поддержание артиллерийских частей и соединений на высоком уровне боевой готовности, в том числе и в послевоенное время.

Исходя из анализа опыта Великой Отечественной вой-

ны, командование советской артиллерии пришло к выводу о необходимости создания единого научно-исследовательского центра, способного взять на себя решение ряда важнейших задач. В первую очередь разработку вопросов теории дальнейшего развития артиллерийского вооружения, экспертизу его новых образцов и способов применения, а также подготовку высококвалифицированных «работников в области артиллерии»20. Таким учреждением стала Академия артиллерийских наук, учреждённая в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 10 июля 1946 года № 1538-685.

|1\

П

РИМЕЧАНИЯ

1 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 33. Оп. 11477. Д. 95. Л. 130, 131.

2 Артиллерийская академия ведёт свою историю от офицерского отделения (офицерских классов) Артиллерийского училища, открытого в 1820 г. в Санкт-Петербурге. С 1849 г. — Ми-хайловское артиллерийское училище. С 1855 г. — Михайловская артиллерийская академия. С 1919 г. — Артиллерийская академия РККА. В последующем неоднократно переименовывалась, получив в 1926 г. почётное наимено-

вание «имени Ф.Э. Дзержинского». С 1938 г. дислоцируется в Москве. В настоящее время — Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.

3 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 11477. Д. 97. Л. 83.

4 Там же. Л. 83, 83 об.

5 Там же. Л. 84.

6 Там же. Л. 84—85.

7 Там же. Л. 85.

8 В данном случае подразумеваются Высшая офицерская артиллерийская школа, Высшая штабная школа и Высшая школа ПВО. См.: ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 11477. Д. 97. Л. 85 об.

9 Там же. Л. 85 об., 86.

10 В данном случае имеются в виду 24 училища наземной артиллерии, 4 училища зенитной артиллерии,4 спецучилища ПВО, 4 артиллерийских технических училища. См.: ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 11477. Д. 97. Л. 86 об., 87.

11 Там же. Л. 86 об.—88 об.

12 Там же. Л. 88 об.—90.

13 Там же. Л. 88 об.

14 Название оборудования приводится согласно документу.

15 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 11477. Д. 97. Л. 90, 90 об.

16 Там же. Л. 90 об.

17 Российский государственный архив социаль-

но-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 127. Д. 770. Л. 2.

18 На 1 декабря 1944 г. среди лиц руководящего состава советской артиллерии имелось около 450 офицеров и генералов, не утверждённых в занимаемых должностях.

19 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 127. Д. 770. Л. 2—4.

20 Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945—1959 гг.): сборник документов / Сост. В.И. Ивкин, Г.А. Сухина. М.: РОССПЭН, 2010. С. 64.

S.A. Tarasov

«THE ARTILLERY PERSONNEL... LEARNED TO HANDLE POWERFUL

ARTILLERY ARMS»

The practice of working with Soviet artillery commanders in the third period of the Great Patriotic War

Information about author. Sergei Tarasov — head of the Research Laboratory of the Military Institute (National Defense Management) of the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, colonel, candidate of Historical Sciences (Moscow. E-mail: satar79@mail.ru).

Summary. The paper relies on archival documents to examine the state of work with Soviet artillery commanders in 1944 and early 1945. It cites the results of analyzing the practice of the Great Patriotic War, specifically the establishment in 1946 of the Academy of Artillery Sciences.

Keywords: USSR People's Commissariat for Defense; Red Army; personnel agencies; commanders; Soviet artillery; Academy of Artillery Sciences; RAMAS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.