DOI: 10.26347/1607-2502201909-10027-033
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК СТАНДАРТ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»
Цель исследования. Выявить приоритеты и проблемы в системе здравоохранения и разработать подсистемы межведомственного взаимодействия на муниципальном и региональном уровнях.
Материалы и методы. В целях повышения достоверности и обоснованности выявленных приоритетов и проблем выполнен анализ состояния здравоохранения на примере Республики Марий Эл и социологический опрос. Объект исследования — Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл Мари-Турекская Центральная районная больница им. В.В. Свинина. В качестве субъектов в социологическом исследовании участвовали пациенты — 150 человек и врачи — 25 человек из 36 работающих (69,4%). Общая выборка составила 175 человек.
Результаты. Ранжирование мнений респондентов позволили уточнить единство в вопросах оснащения диагностическим оборудованием. Однако эти мнения расходятся по приоритетам национального проекта (пациенты отдают предпочтение улучшению лекарственного обеспечения, а медицинский персонал — повышению заработной платы). Соответственно их мнения не сошлись и в проблемах здравоохранения: видение пациентов сводится к сложностям попасть на прием к врачу узкой специализации, а медицинского персонала — в изношенности медицинского персонала.
Заключение. Достичь целей национального проекта «Здравоохранение» можно при усилении межведомственного взаимодействия на основе создания Координационного центра при Правительстве региона. В Республике Марий Эл в него входят 12 структурных подразделений, каждый из которых выполняет деятельность, направленную на достижение конкретных целевых показателей регионального уровня. Учитывая мнение респондентов и Президента России, высказанное в ходе последней «прямой линии» считаем целесообразным повысить ответственность членов Координационного центра в вопросах доступности медицинских услуг, улучшения лекарственного обеспечения, устранение кадрового дефицита и повышение престижа профессии медицинского работника.
Ключевые слова: здравоохранение, здоровье, пациенты, медицинский персонал, рождаемость, смертность, продолжительность жизни, медицинские услуги.
Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.
Л.М. Низова, И.Г. Соловьева
Поволжский
государственный
технологический
университет,
г. Йошкар-Ола,
Республика Марий Эл,
Россия
INTERDEPARTMENTAL COOPERATION AS A STANDARD WITHIN THE NATIONAL PROJECT «HEALTH CARE»
Objective. To identify priorities and problems in the health care system and to develop subsystems of interdepartmental interaction at the municipal and regional levels.
Methods. In order to increase the reliability and validity of the identified priorities and problems, the analysis of the health care in the example of the Republic of Mari El and a sociological survey were carried out. The object of the study is Mari-Turek Svinin Central district hospital. 150 patients and 25 MDs (out of 36 employees (69.4%) were subjects of the sociological study. The total of 175 people participated in the study.
Results. Their opinions were ranked to clarify their attitude towards the diagnostic equipment installed in the hospital. However, these opinions differ on the priorities of the national project (patients prefer to improve drug provision, and medical personnel — to increase wages). Accordingly, their opinions did not agree on the problems of health care either: the patients' vision is reduced to the difficulties of getting to an appointment with a narrow specialization doctor, and the medical staff worry about the medical staff exhaustion.
Interpretation. The goals of the national project «health care» can be achieved by strengthening interdepartmental cooperation through the creation of a coordination center under the government of the region. In the Republic of Mari El, it consists of12 structural units, each performs activities aimed at achieving specific targets at the regional level. Considering the opinion of the respondents, and
Nizova LM, Solovyova IG
Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola Republic of Mari El, Russia
the President of Russia, made during last «a straight line» we consider it appropriate to increase the responsibility ofmembers of the coordinating center for an access to health services, improving drug supply, eliminating deficit of personnel and increasing prestige of the medical profession.
Keywords: health care, health, patients, medical personnel, fertility, mortality, life expectancy, medical services
Authors declare no competing interests.
Эффективность деятельности системы здравоохранения оценивается такими интегральными показателями, как медико-демографические характеристики (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни), степень болезненности, инвалидности и физического развития человека. Реализация приоритетного национального проекта «Здравоохранение» на 2018—2024 гг. и государственной программы «Развитие здравоохранения на 2013—2025 гг. в Республике Марий Эл» направлена на оказание доступной и качественной медицинской помощи с применением медицинских инновационных технологий. Основными целями данных программ являются: снижение смертности населения; снижение младенческой смертности; ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами раз в год; обеспечение оптимальной доступности для населения медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; упрощение процедуры записи на прием к врачу; увеличение объема экспорта медицинских услуг.
Одна из основных национальных целей — увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2024 г. до 78 лет, а к 2030 г. — до 80 лет [1].
Вместе с тем в системе здравоохранения Республики Марий Эл (РМЭ) имеются серьезные проблемы, главными из которых:
1) снижение коэффициента рождаемости на 8,4% (10,9 на 1000 населения);
2) увеличение младенческой смертности (5,7 на 1000 родившихся живыми);
3) увеличение смертности граждан трудоспособного возраста (527,3 на 100 тыс. населения в трудоспособном возрасте);
4) дефицит медицинских кадров (31,3 на 10 тыс. населения);
5) низкие расходы на здравоохранение;
6) пассивное отношение граждан к ведению здорового образа жизни [2].
Учитывая остроту проблем демографического развития, рождаемости и смертности, а также здорового образа жизни, они находятся в центре внимания отечественных ученых.
Так, профессор Г.Н. Царик определяет здравоохранение как деятельность, которая нацелена на укрепление и сохранение здоровья нации, предоставление медицинской помощи и лекарственных средств, а также выполнение государственного эпидемиологического надзора [3].
По мнению таких известных ученых, как Ю.М. Козлова, Д.М. Овсянко, В.Л. Попова, здравоохранение представляет собой комплекс государственных и общественных действий медицинского и общего характера. Мероприятия медицинского характера включают в себя оказание медицинской и лекарственной помощи, врачевание и санаторно-курортное лечение. К основным критериям общего характера ученые относят материальное благополучие, состояние природной среды, физическое и психическое здоровье людей, качество оказываемых медицинских услуг при наличии заболевания и ведения здорового образа жизни [4].
Нельзя не согласиться с профессором А.Л. Лин-денбратеном о том, что действенным направлением в здравоохранении является совершенствование системы охраны здоровья граждан, которая должна основываться на медицинской и общественной профилактике. Ключевыми принципами данной стратегии являются:
— переход от предоставления медицинской помощи к системе охраны здоровья;
— перерастание от отраслевой ответственности за охрану здоровья граждан к государственной;
— внимание не на врачевание, а на медицинскую и социальную профилактику заболеваний [5].
Г.Э. Улумбекова выделяет следующие социально-экономические факторы, оказывающие непосредственное влияние на состояние здоровья:
— окружающие условия — 10% (качество воды и продуктов питания, условия труда, обучения и проживания);
— стиль жизни — 30% (наличие вредных привычек, поддержание здорового образа жизни);
— медицина — 30% (доступность и качество);
— социально-экономические факторы — 30% (материальное благополучие, образование, взаимопомощь в семье, безопасность) [6].
Эффективное управление системой здравоохранения невозможно без нормативно-правовой базы, регламентирующей медицинскую деятельность на всех ее уровнях.
По степени воздействия они делятся на две отрасли:
1) практическая реализация медицинскими учреждениями деятельности;
2) влияние органов государственной власти посредством реализации национальных проектов, программ и концепций, учитывая существующие проблемы.
Структура здравоохранения в Российской Федерации и РМЭ представлена тремя секторами:
1) государственный сектор, включающий федеральный и региональный уровни;
2) муниципальный сектор, включающий медицинские учреждения (больницы, диспансеры, родильные дома и т.д.);
3) негосударственный сектор (частный, ведомственный и корпоративный).
В настоящее время основной программой в сфере здравоохранения Российской Федерации является национальный проект «Здравоохранение» на 2019—2024 гг., в котором отражено состояние здравоохранения страны в целом и по регионам, представлены основные цели, задачи и пути совершенствования на основе использования системного подхода [1].
К 2024 г. отечественная система здравоохранения должна достичь следующих результатов: снижения смертности трудоспособного населения (на 26,0%), от болезней системы кровообращения (на 23,4%), от онкологических заболеваний (на 7,8%) и снижения младенческой смертности (на 19,6%) [1]. Считаем, что их можно добиться при условии повышения качества первичной медицинской помощи.
Цель исследования — выявить приоритеты и проблемы в системе здравоохранения и разработать подсистемы межведомственного взаимо-
действия на муниципальном и региональном уровнях.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В целях повышения достоверности и обоснованности выявленных приоритетов и проблем выполнен анализ состояния здравоохранения на примере Республики Марий Эл и социологический опрос. Объектом исследования является Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Мари-Турекская Центральная районная больница им. В.В. Свинина». В качестве субъектов в социологическом исследовании участвовали пациенты — 150 человек и врачи — 25 человек из 36 работающих (69,4%). Общая выборка составила 175 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Показатели демографического развития в РМЭ сдерживаются негативными тенденциями в изменении структуры рождаемости и смертности населения. В 2018 г. в Республике отмечается снижение рождаемости на 8,4%. Показатели коэффициента рождаемости равны 10,9 на 1000 населения как в РМЭ, так и в целом по Российской Федерации.
Показатель смертности в Республике увеличился на 2,4% и составил 12,7 на 1000 населения. В Российской Федерации этот показатель остался прежним — 12,4 на 1000 населения.
В результате естественная убыль населения Республики за 2018 г. составила — 1,8 на 1000 населения, а в Российской Федерации 1,5 на 1000 населения, за 2017 г. естественная убыль составляла — 0,5 на 1000 населения (по Российской Федерации — 0,9 на 1000 населения) (рис. 1) [2].
Во время второй линии, президент Российской Федерации выделил три ключевые проблемы здравоохранения — доступность первичного
Рис. 1. Динамика медико-демографических показателей в Республике Марий Эл (на 1000 населения)
пренебрежительное отношение к пациенту
проблемы получения квоты
на высокотехн. лечение отсутствие стимулирующих
надбавок проблемы лекарственного
обеспечения платность и дороговизна
лечения дефицит медицинского персонала недостаток мотивации к труду
изношенность медицинского оборудования
Рис. 2. Ранжирование мнений медицинского персонала по проблемам в системе здравоохранения Республики Марий Эл
звена здравоохранения, дефицит специалистов и обеспечение лекарствами [7].
Для уточнения причин вышеназванных проблем проведен социологический опрос, который позволил выявить следующие приоритеты: оснащение современным диагностическим оборудованием; улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях; увеличение объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи; формирование здорового образа жизни населения; ежегодный профилактический осмотр; строительство и ремонт медицинских организаций, а также внедрение современных информационных систем.
На этом фоне респондентами определены проблемы и трудности, главными из которых (по мнению медицинского персонала) являются изношенность медицинского оборудования (24%), дефицит медицинского персонала (14%), платность и дороговизна лечения (14%), проблемы лекарственного обеспечения (12%) и другие (рис. 2).
По мнению пациентов, основная проблема в здравоохранении заключается в сложности попасть к врачу узкой специальности (30%) (рис. 3).
Для реализации вышеуказанных проблем нами разработана подсистема межведомственного взаимодействия в реализации национального проекта «Здравоохранение» на основе социального партнерства (рис. 4).
Ведущим звеном в системе повышения качества медицинских услуг является Министерство здравоохранения РМЭ, от которого зависит уровень государственного регулирования отрасли. Медицинские услуги населению в Республи-
проблемы в получении квоты на высокотехн. лечение платность и дороговизна лечения проблемы вызова скорой помощи проблемы лекарственного
обеспечения много бумажной работы у медицинского персонала сложно попасть к врачу узкой специальности большие очереди, отсутствие
электронных очередей пренебрежительное отношение к пациентам
Рис. 3. Ранжирование мнений пациентов по проблемам в системе здравоохранения Республики Марий Эл
ке оказывают 39 государственных медицинских организаций. В Республике функционируют 207 фельдшерско-акушерских пунктов, планируется дополнительная реконструкция еще 12, что практически полностью покроет потребность в них.
Ответственность за предоставление мер социальной поддержки социально-незащищенным категориям граждан, за оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и за социальную реабилитацию и абилитацию детей-инвалидов несет Министерство социального развития РМЭ. При этом предстоит усилить внимание социальному сопровождению всех видов социальных услуг в рамках индивидуальных программ.
Проблемы в здравоохранении, как известно, отражаются на уровне инвалидности населения. В 2018 г. данный показатель в Республике увеличился с 51,4 до 59,6 на 10 тыс. населения, а за последние три года — на 17,3%. Настораживает то, что показатель первичной инвалидности только за один год возрос на 16%, в том числе среди лиц трудоспособного возраста на 5,9%, а среди детского населения — на 19,3% [2]. В этой связи повышается значимость Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Марий Эл».
Набирает обороты взаимодействие Главного бюро медико-социальной экспертизы и Департамента труда и занятости населения РМЭ с региональными органами исполнительной власти по вопросам реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов на основе их социального партнерства. В 2018 г. да-
24%
Рис. 4. Подсистема межведомственного взаимодействия в реализации национального проекта «Здравоохранение» на основе социального партнерства
ны рекомендации в обеспечении профессиональной ориентации — 1023 инвалидам и нуждаемости в трудоустройстве — 1180.
В развитии системы реабилитации важное место занимает Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по РМЭ. В 2018 г. их услугами охвачено свыше 13 тыс. инвалидов. Им предоставлено более 2,4 млн технических средств реабилитации.
Социальная инфраструктура для людей с ограниченными физическими возможностями формируется Министерством строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства Республики. Оборудовано пандусами 176 зданий медицинских организаций, 72 здания оснащены кнопкой вызова медицинского персонала, 32 здания оборудованы указателями по системе Брайля.
Логическим продолжением межведомственного взаимодействия в обеспечении конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи является деятельность Территориального фонда обязательного медицинского страхования РМЭ. При его участии в Республике выполняются 130 методов высокотехнологичной медицинской помощи по 14 профилям, включенным в реестр ОМС.
Специализированную медицинскую помощь больным с инфекционной патологией оказывает Государственное бюджетное учреждение «Рес-
публиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями». За 2018 г. выявлено 170 случаев ВИЧ-инфекции против 136 случаев в 2017 г., показатель заболеваемости составил 24,8 на 10 тыс. населения. Это аргументирует остроту данной проблемы [2].
Особое место в продолжительности здоровой и активной жизни граждан, как известно, занимает спорт. Приоритетным направлением Министерства молодежной политики, спорта и туризма РМЭ является формирование здорового образа жизни [8].
В целях оказания медицинской помощи спортсменам, тренерам, ветеранам и инвалидам спорта в Республике функционирует Государственное бюджетное учреждение РМЭ «Врачебно-физкультурный диспансер».
В развитых странах уже давно используется система межведомственного взаимодействия в сфере здравоохранения. Так, по мнению Д. Хен-дерсон, Т. Фримен и Т. Маккеан, совместная помощь является средством улучшения результатов, особенно для людей со сложными потребностями. Сотрудничеству способствовали целевое финансирование, общее понимание целей, совместное планирование, эффективное управление сетью, взаимное уважение и эффективная коммуникация [9].
Вторым примером является статья Л. Морли и др. «Сотрудничество в сфере здравоохране-
ния», в которой делается акцент на значимости взаимодействия «современные организации часто представляют собой сложные объекты, в которых междисциплинарные команды все чаще призваны к инновациям, внедрить изменения и улучшить качество и эффективность работы» [10].
Одной из задач национального проекта является ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях. В РМЭ он составляет более 400 врачей, коэффициент совмещения равен 1,3, возврат выпускников медицинских ВУЗов не превышает 87,0%. Для решения этой проблемы в Республике функционируют 2 учебных учреждения — ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский медицинский колледж» и ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Подготовка врачей началась в 2014 г., первый выпуск которых позволит закрыть потребность в участковых терапевтах. Однако дефицит врачей узкой специальности и фельдшеров сохранится. Республика активно включилась в программу «Земский доктор», их численность в настоящее время превышает 60 человек, а в 2019 г. планируется дополнительно обеспечить врачами и фельдшерами 19 сельских медицинских организаций [2].
Особого внимания требует повышение профессионального уровня медицинских работников. По мнению авторов, на решение этой проблемы может оказать положительное воздействие также межведомственное взаимодействие. Аргументом этому стала статья С. Ривс, Д. Голдман и др., в которой сделан акцент на то, что «плохое межпрофессиональное сотрудничество (МПК) может отрицательно сказаться на предоставлении медицинских услуг и ухода за пациентами. Вмешательства, направленные на решение проблем МПК, могут улучшить профессиональную практику и результаты здравоохранения» [11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Усиление межведомственного взаимодействия на этапе реализации национального проекта «Здравоохранение», позволит добиться следующих целевых показателей:
— снижение смертности от болезней системы кровообращения с 527,4 до 430 случаев на 100 тыс. населения в 2024 г. (в 2019 г. плановый показатель —506,5, фактический в 2018 г. — 556,7);
— снижение смертности от новообразований, также от злокачественных с 175,1 до 166,8 случаев на 100 тыс. населения в 2024 г. (в 2019 г. плановый показатель — 175,07, фактический в 2018 г. — 176,0);
— снижение младенческой смертности с 4,6 до 3,9 случая на 1 тыс. родившихся детей в 2024 г. (в 2019 г. плановый показатель — 4,5, фактический в 2018 г. — 5,7) [2].
Тем не менее для достижения этих результатов необходимо предпринять комплекс мер:
— повышение доступности и качества оказания медицинской помощи населению;
— улучшение лекарственного обеспечения;
— улучшение оказания паллиативной помощи населению;
— совершенствование информатизации здравоохранения;
— устранение кадрового дефицита, повышение квалификации кадров;
— увеличение квоты на получение высокотехнологичной медицинской помощи;
— осуществление защиты прав пациентов;
— формирование ответственности граждан за состояние своего здоровья;
— повышение престижа профессии медицинского работника;
— увеличение расходов от ВВП на здравоохранение в рамках национального проекта «Здравоохранение».
Реализация вышеуказанных мер будет способствовать повышению роли межведомственного взаимодействия в реализации национального проекта «Здравоохранение» на региональном уровне.
ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES
1. Национальный проект «Здравоохранение». Доступно по: http://www.roszdravnadzor.rU/i/upload/images/2018/7/ 25/1532512237.26174-1-15781.pdf. Ссылка активна на 23.04.2019. [National project «Health Care»]. [cited 23.04.2019]. Available from: http://www.roszdravnad-zor.ru/i/upload/images/2018/7/25/1532512237.26174-1-15781.pdf. Russian.
2. Панькова М.В. Реализация государственной политики в сфере охраны здоровья населения в Республике Марий Эл по итогам деятельности за 2018 год: 123 с. Pan-kova MV. [Implementation of the state public health policy in the Republic of Mari El following the 2018 results]. 123 p. Russian.
3. Царик Г.Н. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для интернов, ординаторов, слушателей цик-
лов первичной переподготовки специалистов по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение». И.: Практика. 2012: 916 с. Доступно по: http://program-ma.x-pdf.ru/16ekonomika/354587-1-obschestvennoe-zdorove-zdravoohranenie-uchebnik-pod-redakciey-profes-sora-carik-rekomenduetsya-uchebno-metodicheskim-obed.php. Ссылка активна на 23.04.2019. Tsarik GN. [Public health and healthcare: a textbook for interns, residents, students of the primary retraining cycles of specialists in the discipline «Public Health and Health Care»]. I.: Practice. 2012; 916 p. [cited 23.04.2019]. Available from: http://programma.x-pdf.ru/16ekonomika/354587-1-ob-schestvennoe-zdorove-zdravoohranenie-uchebnik-pod-redakciey-professora-carik-rekomenduetsya-uchebno-me-todicheskim-obed.php. Russian.
4. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: Медик. 2014: 324 с. Medic VA, Yuryev VK. [Public health and healthcare]. Moscow; Medic. 2014; 324 p.]. Russian.
5. Линденбратен А.Л. Роль ментальной профилактики в охране здоровья населения. Вестник Росздравнадзора. 2015, 1: 77—79. Доступно по: https://elibrary.ru/ item.asp?id=23088725. Ссылка активна на 23.04.2019. Lindenbrathen AL. [The role of mental prevention in protecting public health]. Bulletin of Roszdravnadzor. 2015;1:77-79. [cited 23.04.2019]. Available from: https:// elibrary.ru/item.asp?id=23088725. Russian.
6. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России: 2018—2024 гг. Вестник ВШОУЗ. 2018; 1: 11—16. Доступно по: https:// www.vshouz.ru/journal/2018-god/zdravookhranenie-ros-sii-2018-2024gg/. Ссылка активна на 23.04.2019. Ulumbe-
kova GE. [Healthcare of Russia: 2018-2024. What to do?] Bulletin of VSHOUZ. 2018,1:11-16. [cited 23.04.2019]. Available from: https://www.vshouz.ru/journal/2018-god/ zdravookhranenie-rossii-2018-2024gg/. Russian.
7. Прямая линия с В.В. Путиным. Доступно по: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/57692. Ссылка активна на 07.05.2019. [Direct line with President Putin. [cited 23.04.2019]. Available from: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/57692. Russian.
8. Соловьева И.Г., Низова Л.М. Модернизация здравоохранения как основа здорового образа жизни. Доступно по: https://www.volgatech.net/upload/news/news-2018/ 180517-prog.pdf. Ссылка активна на 23.04.2019. Solovy-ova IG, Nizova LM. Healthcare modernization as the basis of a healthy lifestyle. [cited 23.04.2019]. Available from: https://www.volgatech.net/upload/news/news-2018/ 180517-prog.pdf. Russian.
9. Interagency collaboration in health care. [cited 23.04.2019]. Available from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/arti-cles/PMC6543583/.
10. Collaboration in the healthcare. [cited 23.04.2019]. Available from: https://www.jmirs.org/article/S1939-8654(16)30117-5/pdf
11. Interprofessional collaboration improves healthcare. [cited 23.04.2019]. Available from: https://www.reflectionson-nursingleadership.org/features/morefeatures/interprofes-sional-collaboration-improves-healthcare
Поступила 08.07.2019 Принята к опубликованию 15.09.2019 Received 08.07.2019 Accepted 15.09.2019
Сведения об авторах:
Низова Людмила Михайловна — д-р экон. наук, профессор кафедры социальных наук и технологий Поволжского государственного технологического университета. 424000, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, дом 3. Тел.: 8(8362)68-68-00. E-mail: [email protected]
Соловьева Ирина Геннадьевна — магистр факультета управления и права Поволжского государственного технологического университета. 424000, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, дом 3. Тел.: 8(927)886-17-01. E-mail: [email protected].
About the authors:
Prof. Lyudmila M. Nizova — Sc.D. in Economics, Department of Social Sciences and Technology, Volga State University of Technology. Russia, 424000, Republic of Mari El, Yoshkar-Ola, Lenina Sq. 3. Tel.: 8(8362)68-68-00. E-mail: [email protected]
Irina G. Solovyova — Master Degree student, Management and Law Faculty, Volga State University of Technology. Russia, 424000, Republic of Mari El, Yoshkar-Ola, Lenina Sq. 3. Tel.: 8(927)886-17-01. E-mail: [email protected].
Для цитирования: Низова Л.М., Соловьева И.Г. Межведомственное взаимодействие как стандарт в условиях реализации национального проекта «Здравоохранение». Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2019; 9-10: 27-33. DOI: 10.26347/ 1607-2502201909-10027-033
For citation: Nizova LM, Solovyova IG. Interdepartmental interaction as a standard within the national project «Health care». Health Care Standardization Problems. 2019; 9-10: 27-33. DOI: 10.26347/1607-2502201909-10027-033