Научная статья на тему 'Межстрановое сопоставление стратегических планов развития сельского хозяйства стран-участников Европейского Союза'

Межстрановое сопоставление стратегических планов развития сельского хозяйства стран-участников Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское хозяйство / региональная экономика / Европейский Союз / аграрная политика / стратегический менеджмент / отраслевая экономика / конкурентоспособность / фермерство / экология. / agriculture / regional economy / European Union / agrarian policy / strategic management / sectoral economy / competitiveness / farming / ecology

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков Леонид Валерьевич, Хоткин Андрей Владимирович

Реформа Единой сельскохозяйственной политики Европейского Союза 2020 года, которая в полном объеме начала действовать в 2023 году, среди прочих мер направлена на изменение стратегического планирования, которое предполагает разработку для каждого государства детальных стратегических планов развития сельского хозяйства на 2023–2027 годы. Новая стратегия Единой сельскохозяйственной политики Европейского Союза предполагает индивидуальные стратегии развития сельского хозяйства для каждой страны и региона, которые должны учитывать конкретные обстоятельства и потребности развития стран и регионов с учетом стоящих первоочередных социально-экономических проблем и имеющихся природно-климатических ограничений. В статье осуществлена анализ и оценка стратегических планов стран-членов ЕС на 2023–2027 годы, принятых в рамках новой Единой сельскохозяйственной политики Европейского Союза по странам и регионам, выявлены ключевые стратегические ориентиры и стратегические цели по каждой стране. Проанализированы общие стратегические цели ЕС и требования их конкретизации в стратегических планах развития сельского хозяйства стран ЕС с учетом региональных природно-климатических и социально-экономических особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волков Леонид Валерьевич, Хоткин Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-COUNTRY COMPARISON OF STRATEGIC AGRICULTURAL DEVELOPMENT PLANS OF THE MEMBER STATES OF THE EUROPEAN UNION

The reform of the Common Agricultural Policy of the European Union in 2020, which became fully operational in 2023, among other measures is aimed at changing strategic planning, which involves the development of detailed strategic agricultural development plans for 2023–2027 for each state. The new strategy of the Common Agricultural Policy of the European Union assumes individual agricultural development strategies for each country and region, which should take into account the specific circumstances and development needs of countries and regions, taking into account the priority socio-economic problems and existing natural and climatic constraints. The article analyzes and evaluates the strategic plans of the EU member states for 2023–2027, adopted within the framework of the new Common Agricultural Policy of the European Union by country and region, identifies key strategic guidelines and strategic goals for each country. The general strategic objectives of the EU and the requirements for their concretization in the strategic plans for the development of agriculture in the EU countries, taking into account regional climatic and socio-economic characteristics, are analyzed.

Текст научной работы на тему «Межстрановое сопоставление стратегических планов развития сельского хозяйства стран-участников Европейского Союза»

Межстрановое сопоставление стратегических планов развития сельского хозяйства стран-участников Европейского Союза

Волков Леонид Валерьевич,

к.э.н., доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: LVolkov@fa.ru

Хоткин Андрей Владимирович,

аспирант Марийского государственного университета E-mail: andrew_khotkin@inbox.ru

Реформа Единой сельскохозяйственной политики Европейского Союза 2020 года, которая в полном объеме начала действовать в 2023 году, среди прочих мер направлена на изменение стратегического планирования, которое предполагает разработку для каждого государства детальных стратегических планов развития сельского хозяйства на 2023-2027 годы. Новая стратегия Единой сельскохозяйственной политики Европейского Союза предполагает индивидуальные стратегии развития сельского хозяйства для каждой страны и региона, которые должны учитывать конкретные обстоятельства и потребности развития стран и регионов с учетом стоящих первоочередных социально-экономических проблем и имеющихся природно-климатических ограничений.

В статье осуществлена анализ и оценка стратегических планов стран-членов ЕС на 2023-2027 годы, принятых в рамках новой Единой сельскохозяйственной политики Европейского Союза по странам и регионам, выявлены ключевые стратегические ориентиры и стратегические цели по каждой стране. Проанализированы общие стратегические цели ЕС и требования их конкретизации в стратегических планах развития сельского хозяйства стран ЕС с учетом региональных природно-климатических и социально-экономических особенностей.

Ключевые слова: сельское хозяйство, региональная экономика, Европейский Союз, аграрная политика, стратегический менеджмент, отраслевая экономика, конкурентоспособность, фермерство, экология.

В Европейском Союзе с 1962 года реализуется Единая сельскохозяйственная политика (Common Agricultural Policy - CAP), которая с тех пор стало центральным элементом ее институциональной системы. За более чем 60-летнюю историю Единая сельскохозяйственная политика ЕС претерпела множество изменений, которые были проанализированы в предыдущей работе авторов. В целом можно выделить 10 этапов развития Единой сельскохозяйственной политики ЕС [1].

Одним из последних серьезных изменений стала реформа Единой сельскохозяйственной политики ЕС 2020 года, которая в полном объеме заработала в 2023 году. Основными приоритетами новой Единой сельскохозяйственной политики ЕС (ЕСХП) стали [2].

- увеличение конкурентных преимуществ сельского хозяйства ЕС на мировом агропродоволь-ственном рынке и достижение продовольственной безопасности;

- новая зеленая архитектура, предполагающая борьбу с негативным изменением климата и рост вклада сельского хозяйства в достижение экологических и климатических целей ЕС;

- устойчивое развитие сельской местности, основанное на прямых адресных выплатах фермерам и мероприятиях по развитию сельских районов в соответствии со стратегическим планированием каждой страны и региона;

- повышение эффективности и увеличение доходности сельского хозяйства за счет расширения прав фермеров в цепочке создания стоимости сельскохозяйственного продукта,

- внедрение в сельское хозяйство последних достижений цифровой экономики, агроинноваций и агротехнологий;

- предоставление национальным государствам большей гибкости в адаптации мер Единой сельскохозяйственной политики ЕС к местным условиям;

- разработка для каждой страны - члена ЕС стратегического плана развития сельского хозяйства в соответствии с проведенной реформой и Новой стратегией Единой сельскохозяйственной политики ЕС с учетом стоящих первоочередных социально-экономических проблем и имеющихся природно-климатических ограничений;

- внедрение подхода, основанного на результатах (performance-based approach), согласно которому государства-члены ЕС должны ежегодно отчитываться перед Европейской Комиссией о своих достижениях и результатах реализа-

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

о. в

"Я1

ои о см

ции национальных стратегических планов развития сельского хозяйства. Вышеназванные приоритеты ЕСХП конкретизированы как в самом программном документе -Новой стратегии Единой сельскохозяйственной политики ЕС, так и в специальных актах - стратегических планах развития сельского хозяйства отдельных стран ЕС на 2023-2027 годы, которые с 2023 года будут последовательно внедрены каждым государством-членом в свой национальный стратегический план с учетом особенностей страны. Несмотря на то, что 27 стран являются членами ЕС, всего было разработано 28 стратегических планов, так как для Бельгии было разработано 2 стратегических плана: один - для региона Валло-ния, другой - для Фландрии. Необходимость разработки самостоятельных стратегических планов развития сельского хозяйства для каждой страны-члена ЕС основана на понимании того, что невозможно разработать и реализовать «универсальные» для каждой страны решения.

К особенностям стран, которые следует учитывать при разработке национальных стратегических планов развития сельского хозяйства, относятся:

- демографическая ситуация в стране и в сельской местности в частности, которая определяет возможность обеспечения преемственности поколений фермеров и сельских работников.

- природно-климатические особенности сельской местности;

- наличие ресурсных ограничений (земельных, человеческих, природных, финансовых);

- уровень развития и конкурентоспособности фермерских хозяйств, включая малый и средний бизнес, в регионе;

- возможность соучастия стран по софинансиро-ванию сельскохозяйственной политики ЕС. Механизм реализации стратегии развития

сельского хозяйства стран Европейского Союза в рамках Единой сельскохозяйственной политики с 2023 года можно представить в виде следующей логической схемы (рисунок 1).

Единая сельскохозяйственная политика ЕС

Стратегические планы развития сельского хозяйства по странам

Операционные программы развития сельского хозяйства по регионам

Рис. 1. Механизм реализации стратегии развития сельского хозяйства стран Европейского Союза в рамках Единой сельскохозяйственной политики с 2023 года

Разработка национальных стратегических планов развития сельского хозяйства осуществлялась на основе принципа «двухстороннего движения», предполагающего первоначальную разработку стратегических планов странами-членами Европейского Союза с учетом Единой сельскохозяй-

ственной политики и последующее их утверждение Европейской Комиссией.

Оценка стратегических планов стран-членов ЕС на 2023-2027 годы, принятых в рамках новой Единой сельскохозяйственной политики Европейского Союза.

Австрия. Хотя сельскохозяйственный сектор Австрии открыт для инновационных решений, из-за «северного» климата ему приходится работать с ограниченным количеством культур. На долю первичного сектора (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство) приходится около 2,5% от общей валовой добавленной стоимости Австрии, что больше, чем в среднем по ЕС. На долю зерновых культур приходится около 50% сельскохозяйственной продукции, из которых доля зерновых составляет почти половину. Продукция животноводства составляет чуть более 40%, при этом основной вклад вносит производство молока (23% от общего объема сельскохозяйственной продукции).

Стратегия Австрии направлена на обеспечение устойчивой конкурентоспособности и жизнестойкости фермерских хозяйств и обеспечение продовольственной безопасности населения, улучшение защиты природных ресурсов и климата. Это должно внести существенный вклад в повышение жизнеспособности и качества жизни в сельских районах. Еще одним стратегическим приоритетом является стимулирование инвестиций, трансфера знаний, инноваций и агротехнологий.

Бельгия (Валлония). Сельская территория Вал-лонии состоит примерно из 30% лесов и около 43% сельскохозяйственных угодий. В производстве преобладает животноводство, основными специализациями являются производство мяса и молочных продуктов, за которыми следуют растениеводство. Отрасли сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства вносят небольшой вклад в валовую добавленную стоимость Валлонии (0,8%). При этом они сталкиваются с трудностями, среди которых невысокий уровень доходов фермеров, так как они зарабатывают меньше, чем работники других секторов региона.

Стратегический план Валлонии направлен на повышение экономической устойчивости фермеров, обеспечение их доходов, а также на положительное изменение окружающей среды и климата. Для достижения этой цели будет оказана поддержка всем видам сельского хозяйства в соответствии с потребностями рынка (традиционное и органическое животноводство и растениеводство). Среди приоритетов также поддержка молодых фермеров, внедрение инноваций и цифровизации на фермах и в сельской местности.

Бельгия (Фландрия). Фландрия очень плотно заселена - 492 жителя на кв.км. Около 46 000 человек заняты во фламандском сельском хозяйстве, на долю которого приходится около 0,9% валовой добавленной стоимости региона. Фламандские агропредприятия в основном управляются как семейные хозяйства, где около 70% работников являются

членами семьи, не считая сезонных работников. В то же время около 90% сельскохозяйственного производства производится на специализированных фермах.

Стратегический план Фландрии направлен на поддержку фермеров в их поиске устойчивых возможностей для своего бизнеса и предоставляет им возможности инвестировать, внедрять инновации и разрабатывать устойчивые и ориентированные на будущее модели получения дохода в сельском хозяйстве. Основные цели плана - гарантированный доход, сокращение выбросов парниковых газов, адаптация к изменению климата, улучшение количества и качества воды, а также плодородных и устойчивых почв.

Болгария. В Болгарии сельскохозяйственный сектор играет важную роль в экономике. Около 4% валовой добавленной стоимости (ВДС) и более 6% общей занятости в стране генерируются сельскохозяйственным сектором. Кроме того, сельское хозяйство вносит позитивный вклад в торговый баланс. Основная часть стоимости сельскохозяйственного производства в Болгарии приходится на растениеводство: зерновые и технические культуры (масличные, соевые и табачные). Болгария демонстрирует экспортный потенциал розового и лавандового масел, меда, мяса свиней и птицы.

Стратегия Болгарии направлена на содействие устойчивому развитию сельскохозяйственного сектора путем поддержки доходов фермерских хозяйств и повышения конкурентоспособности, улучшение условий жизни и труда в сельских районах, поддержку молодых и мелких фермеров. Среди других мер - внедрение современных методов ведения сельского хозяйства.

Венгрия. Благодаря уникальным природным особенностям Венгрии, в стране созданы благоприятные условия для ведения сельского хозяйства. Таким образом, этот сектор очень разнообразен и играет важную роль в национальной экономике. Около 60% венгерских ферм занимаются животноводством - в основном птицей, свиньями, овцами и крупным рогатым скотом, - в то время как растениеводство сосредоточено не только на основных полевых культурах, но и на фруктах и овощах.

Стратегия Венгрии направлена на поддержку экономики ее сельских районов и выведение их на путь устойчивого развития за счет возможностей, предоставляемыми современными технологиями. Мероприятия плана предусматривают содействие созданию рабочих мест и повышению привлекательности условий жизни в сельской местности за счет повышения прибыльности сельскохозяйственного производства и признания его социальным видом деятельности. План также направлен на обеспечение безопасности поставок продовольствия населению.

Германия. В разных регионах (землях) Германии климатические, агрономические, социальные и сельские условия различаются. Поэтому сельскохозяйственный сектор охватывает различные виды фермерских хозяйств (от узкоспециализированных

ферм до семейных ферм в горных районах). Более 57% площади занимают сельскохозяйственные угодья, а 30% покрыто лесами. Молоко, крупы, а также овощи и плодоовощная продукция являются наиболее важными отраслями. Сельское хозяйство Германии ориентировано на внешние рынки, а некоторые сферы сельского хозяйства в значительной степени ориентированы на экспорт. Преимущественно сельские регионы занимают 39%, а промежуточные регионы - 50% территории страны.

Стратегия Германии направлена на обеспечение устойчивой конкурентоспособности и жизнестойкости фермерских хозяйств и, в то же время, улучшение охраны природных ресурсов и климата. Она также направлена на повышение качества жизни в сельских районах за счет инвестиций, передачи знаний и инноваций. Стратегия сочетает национальные и региональные элементы с учетом специфики Земель.

Греция. В сельскохозяйственном секторе Греции занято около 400 000 человек, что составляет 10% занятости во всех секторах. Рабочая сила на фермах состоит в основном из семейных хозяйств. Безработица в сельской местности остается проблемой, особенно для молодежи, в свете увеличения доли пожилого населения. Более 70% сельскохозяйственных угодий Греции сталкиваются с природными или другими специфическими ограничениями (например, экстремальные склоны, низкие температуры, сухость почвы, неблагоприятная текстура почвы, пограничные районы, островные регионы), которые существенно влияют на ведение сельского хозяйства.

Стратегия Греции направлена на создание более устойчивого, экологичного и цифрового сельского хозяйства. В связи с этим предполагается переход к новой модели производства для всего аг-ропродовольственного комплекса Греции. Приоритетом является повышение конкурентоспособности за счет внедрения инноваций и новых технологий, стимулирования молодого предпринимательства и обеспечения справедливого дохода для фермеров. Также приоритет отдается устойчивому развитию сельских территорий.

Дания. Датское сельское хозяйство является крупным нетто-экспортером сельскохозяйственной продукции, и вклад сельского хозяйства играет важную роль в экономике страны. На долю сырьевого сектора приходится 1,5% от общей валовой добавленной стоимости Дании (ВДС). Свиноводство и молочные продукты являются наиболее важными отраслями с точки зрения стоимости производства. На долю Дании приходится 7% производства свинины в ЕС и 4% производства сырого молока.

Стратегический план Дании направлен на устойчивое развитие сельского хозяйства, продовольствия и сельских районов при одновременном обеспечении продовольственной безопасности за счет конкурентоспособного агропродовольственно-го сектора. Для достижения этой цели ключевым

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

о. в

"Я1

еч о см

направлением будет дальнейшая модернизация и цифровизация в сочетании с высокими экологическими и климатическими стандартами.

Ирландия. Ирландия имеет гораздо более высокий процент своей территории и населения, проживающего в сельской местности по сравнению со средним показателем по ЕС. По оценкам, в Ирландии насчитывается 6,9 миллиона гектаров земли, из которых около 64% пригодны для сельского хозяйства. В Ирландии насчитывается 127 000 активных фермеров, и общая производительность труда в этом секторе высока. Но несмотря на высокий уровень производительности труда, работники этого сектора имеют низкий уровень доходов по сравнению с другими секторами экономики. На агропродовольственный сектор приходится 4,3% экономики страны (общий ВВП). Ирландский экспорт агропродовольственных товаров составляет около 9% от общего объема товарного экспорта.

Стратегия Ирландии направлена на содействие устойчивому развитию сельского хозяйства и продовольственного сектора путем поддержки жизнеспособных доходов фермерских хозяйств и повышения конкурентоспособности. Ирландский план также ориентирован на достижение экологических и климатических целей на национальном уровне и уровне ЕС и направлен на улучшение социально-экономических условий в сельских районах.

Испания. Сельское хозяйство Испании характеризуется высоким вкладом в экономику страны, при этом на долю первичного сектора приходится 2,9% ВВП экономики страны. Сельское хозяйство Испании очень разнообразно, со значительным разнообразием климата, рельефа и почвенных условий. Это приводит к значительным различиям в типах ведения сельского хозяйства между территориями. Овощи и садоводство, фрукты и свинина являются наиболее важными отраслями с точки зрения стоимостного вклада в сельскохозяйственное производство. На долю Испании приходится половина производства оливок в ЕС и треть фруктов.

Стратегия Испании сочетает национальные и региональные элементы. Это обеспечит поддержку всем фермерам при справедливом подходе, принимая во внимание региональные особенности. Испанский план направлен на устойчивое развитие сельского хозяйства, продовольствия и сельских районов, обеспечение продовольственной безопасности за счет конкурентоспособного агропродовольственного сектора. Ключевое направление - оживление сельской среды за счет широкого спектра мер по развитию инфраструктуры, содействию экологической, экономической и социальной устойчивости.

Италия. Сельское хозяйство и агропродоволь-ственная система Италии вносят значительный вклад в экономику страны, на их долю приходится около 2% и 15% ВВП соответственно. Сельское хозяйство Италии представляет собой уникальное сочетание различных климатических условий, почв и рельефа, что приводит к одному из самых раз-

нообразных видов сельскохозяйственной продукции в ЕС. Италия производит в основном зерновые, соевые бобы, мясо и молочные продукты в своих северных регионах, в то время как юг специализируется на фруктах, овощах, оливковом масле, вине и твердой пшенице. Это делает страну одним из крупнейших сельскохозяйственных производителей и переработчиков пищевых продуктов в ЕС. Италия также имеет наибольшее количество агропродовольственных товаров с защищенными обозначениями места происхождения и географическими указаниями, признанными ЕС, и в настоящее время является основным производителем вина в мире по объему производства.

Стратегия Италии направлена на повышение конкурентоспособности и устойчивости диверсифицированного сельского хозяйства страны и сельских районов. Приоритетами являются обеспечение достаточного дохода для фермеров, защита фермерских хозяйств от неблагоприятных климатических явлений, снижение негативного воздействия сельского хозяйства на окружающую среду, борьба с незаконной трудовой эксплуатацией и улучшение качества жизни в сельских районах. В рамках разработки стратегии прежние региональные программы развития сельских районов также были объединены в единый национальный стратегический план. При этом регионы Италии будут продолжать играть ключевую роль в осуществлении мероприятий по развитию сельских районов.

Кипр. На кипрских фермах занято около 72 000 человек, большинство из которых представляют семейные хозяйства. Несмотря на то, что уровень безработицы в сельской местности в период с 2018 по 2020 год снизился на 1%, она продолжает оставаться самой высокой в стране - 8,1%. Безработица в сельской местности остается проблемой, особенно для молодежи, в свете тенденции к старению населения.

Стратегический план Кипра предоставит возможность обновить сельскохозяйственный потенциал страны, создав мощный сырьевой сектор. Она направлена на решение проблем производителей и потребителей, привлечение молодого поколения, поддержание социальной сплоченности и содействие устойчивому развитию сельских районов. План направлен на обеспечение перехода к новой сельскохозяйственной модели, основанной на рациональном использовании природных ресурсов.

Латвия. Сельскохозяйственный сектор Латвии в настоящее время претерпевает структурные изменения. Производительность растет, а экспортные рынки расширяются. С начала 2000-х годов средняя площадь используемых сельскохозяйственных угодий на одно хозяйство увеличилась более чем вдвое.

Стратегия Латвии направлена на повышение конкурентоспособности фермерских хозяйств, увеличение доходов фермерских хозяйств и содействие достижению экологических и климатических целей. Стратегический план также направлен

на приоритетную поддержку динамично развивающихся сельских районов, укреплению предпринимательского потенциала в сельской местности.

Литва. Сельскохозяйственный сектор Литвы характеризуется относительно благоприятными условиями производства, но имеет структурные ограничения. В частности, высокая доля мелких фермерских хозяйств приводит к низким средним доходам фермерских хозяйств. Сельское хозяйство старается привлекать молодых фермеров и играет значительную роль в экономике страны. Несмотря на сложные демографические условия, с которыми сталкивается Литва, в целом доля населения, проживающего в сельской местности и малых городах (56,2%), является одной из самых высоких в ЕС.

Главной целью стратегии Литвы является обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства и продовольственного сектора в стране. Приоритетами являются поддержка малых и средних хозяйств, продвижение устойчивых методов производства, а также обеспечение адаптации к изменению климата и сохранение природы. Особое внимание также уделяется развитию инноваций и повышению привлекательности сельских районов.

Люксембург. Несмотря на то, что первичный сектор составляет всего 0,2% ВВП страны и в нем занято 0,8% от общей численности населения, сельскохозяйственные районы занимают более половины территории страны. Сельское хозяйство Люксембурга сосредоточено на ограниченном количестве продуктов (молоко, мясо, вино и злаки). Сельская местность Люксембурга привлекательна благодаря своим небольшим размерам (что способствует близости между экономическими центрами), разнообразному ландшафту и хорошей широкополосной связи, и в период с 2015 по 2020 год число людей, проживающих в сельской местности, увеличилось на 11,2%.

Стратегия Люксембурга направлена на обеспечение устойчивого развития сельскохозяйственного сектора, реализацию экономических, экологических и социальных целей. Особое внимание уделяется обеспечению обновления поколений на фермах, в частности, путем поддержки молодых фермеров. Стратегический план Люксембурга также направлен на дальнейшее развитие органического земледелия, сокращение использования пестицидов, выбросов парниковых газов и аммиака, а также достижение углеродной нейтральности.

Мальта. Сельское хозяйство Мальты характеризуется наличием небольших фермерских хозяйств и микроферм с раздробленными участками. Это затрудняет достижение экономии за счет масштаба и обеспечение конкурентоспособности на международном рынке. Уникальные особенности Мальты, ограниченность сельскохозяйственных угодий и нехватка природных ресурсов делают страну зависимой от импорта из других стран, особенно сырья, что еще больше увеличивает издержки производства. Многими фермами управляют на условиях неполного рабочего дня члены семей, основным

источником дохода которых не является сельское хозяйство.

Стратегия Мальты ориентирована на потребности сельскохозяйственного сектора с конкретной целью предоставления достаточных ресурсов для удовлетворения потребностей будущих поколений. К ним относятся экологические и климатические цели, достижение справедливого дохода фермеров и работников, улучшение условий жизни в сельской местности и развитие инфраструктуры, внедрение новых технологий и развитие цифровизации.

Нидерланды. Нидерланды - очень густонаселенная страна, где в сельской местности есть городские центры, в которых проживает большинство людей. Голландский сельскохозяйственный сектор характеризуется как высокопроизводительный, современный, инновационный и ориентированный на экспорт, и в нем занято около 2% работающего населения Нидерландов. Продукция декоративного садоводства, молочные продукты и яйца, мясо, овощи и фрукты являются наиболее важными отраслями с точки зрения стоимостного вклада в ВВП страны. Стоимость экспортируемой агропродовольственной продукции превышает 100 миллиардов евро в год.

Стратегия Нидерландов была совместно подготовлена правительством Нидерландов, провинциями, а также Советами по водным ресурсам провинций и муниципалитетов для обеспечения синергии с другими стратегиями и национальными ресурсами. Стратегия направлена на поддержку фермеров, которые вносят свой вклад в переход к устойчивому сельскому хозяйству. Поскольку каждый регион имеет свои собственные особенности и проблемы, действия, предусмотренные Стратегическим планом, будут адаптированы к различным районам страны. Устойчивость, продовольственная безопасность и справедливый доход фермерских хозяйств являются одними из основных целей Стратегического плана.

Польша. Агропродовольственный сектор Польши имеет огромное национальное экономическое, социальное и экологическое значение. Общая доля сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства в валовой добавленной стоимости (ВДС) в два раза выше, чем в среднем по ЕС. Польское сельское хозяйство характеризуется разнообразием структуры фермерских хозяйств и потенциалом развития. Повышение прибыльности ферм, доходов и производительности труда являются ключевыми задачами. Еще одной стратегической задачей является обновление поколений фермеров и работников, занятых в сельском хозяйстве.

Стратегический план Польши на 2023-27 годы направлен на стимулирование устойчивого развития фермерских хозяйств, перерабатывающего сектора и улучшение условий жизни и труда в сельской местности. Мероприятия стратегического плана направлены на способствование охраны водных ресурсов, почвы, воздуха и биоразнообразия, а также производства и использования устой-

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

чивой энергии. Еще одним ориентиром является поддержка мелких фермерах и защите животных.

Португалия. Сельское хозяйство Португалии очень разнообразно, со значительным разнообразием климата, рельефа и почвенных условий. Секторами с наибольшим объемом производства являются виноделие, производство круп, фруктов и овощей, оливкового масла, свинины и птицы. Однако на долю первичного сектора приходится лишь менее 3% экономики страны.

Стратегия Португалии, сочетающая региональные и национальные элементы, основана на активном управлении всей территорией, основанном на инновационном и устойчивом сельскохозяйственном и лесном производстве. Португальский стратегический план направлен на устойчивое развитие сельского хозяйства, продовольственной безопасности, лесного хозяйства и сельских районов.

Румыния. Сельское хозяйство Румынии характеризуется поляризованной структурой с очень большим количеством небольших индивидуальных хозяйств, многие из которых занимаются сельским хозяйством на небольших участках земли для собственного потребления, и несколькими тысячами крупных компаний. Румыния - страна с самым большим числом фермеров в ЕС, которое составляет почти 3,5 миллиона. Однако 90% из них - это небольшие фермы площадью менее 5 гектаров. Румыния является одним из крупнейших производителей зерновых в ЕС и крупнейшим производителем семян подсолнечника, меда и слив.

Стратегическими целями Румынии являются развитие жизнеспособного сельскохозяйственного сектора путем повышения экономической жизнеспособности фермерских хозяйств, сокращения различий в доходах между фермами и повышения рыночной ориентации и конкурентоспособности сельскохозяйственного сектора. Стратегический план также направлен на поддержку фермеров, которые вносят свой вклад в охрану окружающей среды, улучшение условий содержания сельскохозяйственных животных и обеспечение согласованного социально-экономического развития сельских районов.

Словакия. Сельское хозяйство Словакии, вместе с лесным хозяйством, составляет около 2,8% валовой добавленной стоимости экономики страны. Она играет решающую роль в обеспечении продовольствием и общественными благами за счет использования ресурсов сельских районов. Словакия производит в основном зерновые, масличные, технические культуры и кормовые растения, в то время как в животноводстве преобладают молоко, крупный рогатый скот и свиньи. Социально-экономические условия различаются в разных реЕ гионах Словакии. Отсутствие возможностей трусь доустройства и ограниченный доступ к основным ~ услугам остаются основными проблемами в сель-^ ских районах.

~ Стратегия Словакии направлена на обеспече-■г. ние устойчивой конкурентоспособности и жизне-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стойкости фермерских хозяйств и более справедливого дохода для сельскохозяйственных производителей с уделением особого внимания мелким и молодым фермерам. Стратегический план также направлен на улучшение охраны природных ресурсов и климата.

Словения. 36% земель в Словении являются сельскохозяйственными, в то время как 61% земель покрыто лесами. Сельскохозяйственный сектор характеризуется небольшими семейными фермами, причем 60% хозяйств имеют площадь менее 5 гектаров земли. Значительная доля фермерских хозяйств ведет натуральное хозяйство, которое зависит от несельскохозяйственных источников дохода. Кормозаготовительные предприятия, производство молока, вина и крупного рогатого скота являются наиболее важными отраслями с точки зрения стоимостного вклада в ВВП страны.

Ключевой целью стратегии Словении является обеспечение продовольственной безопасности и устойчивого производства продуктов питания по всей стране. Для достижения этой цели Словения намерена осуществить широкий спектр мероприятий по повышению конкурентоспособности и жизнестойкости фермерских хозяйств, одновременно решая предстоящие экологические и климатические проблемы. Стратегия также направлена на последовательное развитие сельских районов и создание динамично развивающихся сельских сообществ.

Финляндия. Сельскохозяйственный сектор Финляндии характеризуется использованием современных технологий, высокими стандартами и практиками в области охраны окружающей среды и благополучия животных, но в то же время значительными проблемами с прибыльностью. Финляндия является самой покрытой лесами страной в Европе, 75% ее территории покрыто лесами. 95% территории Финляндии относится к категории сельских районов, в которых проживает около 39,5% от общей численности населения. В Финляндии насчитывается около 44,5 тыс. хозяйств, средний размер фермы составляет 51 га. Около 14,4% сельскохозяйственных угодий Финляндии отведено под органическое земледелие.

Краеугольными камнями стратегии Финляндии являются продовольственная безопасность, конкурентоспособность фермерских хозяйств, возросшие экологические и климатические требования и динамично развивающиеся сельские районы. Для решения экономических, экологических и социальных проблем, с которыми сталкивается сельскохозяйственный сектор и сельские районы, намечено проведение широкого спектра мероприятий. Стратегический план Финляндии охватывает как материковую Финляндию, так и Аландские острова с особым статусом. Хотя прямые выплаты одинаковы для обоих регионов, мероприятия по развитию сельских районов специально разработаны для каждого из двух регионов.

Франция. Сельское хозяйство Франции характеризуется большим разнообразием благода-

ря разнообразию ландшафтов, климата и почв, встречающихся на ее территории. Стоимость его сельскохозяйственной продукции является одной из самых высоких в ЕС и составляет 72,9 миллиарда евро. Секторами с наибольшей стоимостью производства являются виноделие (13,2%), молоко (13,1%), зерновые (13%) и крупный рогатый скот (9,9%). Сельскохозяйственный сектор исторически структурирован в виде организаций, в нем самое большое число признанных организаций- производителей в ЕС (724). Например, 80% производства молока и 50% производства фруктов и овощей осуществляется организациями.

Стратегия Франции направлена на обеспечение продовольственной безопасности за счет повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного сектора (повышения устойчивости фермерских хозяйств, стимулирования перехода от экстенсивных форм к интенсивным формам земледелия). План также направлен на достижение целей Зеленого пакта Европы и углеродной нейтральности за счет диверсификации фермерских хозяйств, сохранения постоянных пастбищ, производства растительного белка, агроэкологии и развития органического земледелия. Одним из основных принципов является - сочетание национальных и региональных элементов, учет специфики каждого региона и департамента.

Хорватия. Сельское хозяйство Хорватии характеризуется небольшими семейными хозяйствами, часто расположенными в горных или карстовых (известняковых) районах, а также в районах, сталкивающихся с природными или другими специфическими ограничениями для ведения сельского хозяйства. Леса занимают 37% от общей площади Хорватии. Около 68% используемых сельскохозяйственных площадей занимают пахотные земли, в то время как 26% - в основном постоянные пастбища и луга.

Стратегия Хорватии направлена на поддержку устойчивого развития фермерских хозяйств, перерабатывающего сектора и улучшение условий жизни и труда в сельской местности. Приоритетом стратегии является ориентация на молодых и мелких фермеров, стимулирование различных инвестиций в начинающие фермерские хозяйства и проекты по развитию бизнеса в сельской местности. Внимание также уделено на улучшение стандартов содержания животных в пяти секторах животноводства (крупный рогатый скот, свиньи, домашняя птица, козы и овцы).

Чехия. Сельскохозяйственное производство Чехии в основном сосредоточено на растениеводстве, с выращиванием зерновых и масличных семян, но также присутствует выращивание зерна, картофеля, сахарной свеклы, хмеля, фруктов и овощей, а также винограда. Примерно 70% населения страны проживает в сельской местности и небольших городах. Животноводство в основном сосредоточено на крупном рогатом скоте, свиньях, домашней птице, овцах и козах.

Стратегические ориентиры развития сельского хозяйства Чехии: а) обеспечение устойчивой конкурентоспособности фермерских хозяйств; б) улучшение охраны природных ресурсов и климата; в) улучшению перераспределения финансовой поддержки малым и средним фермерским хозяйствам, г) развитие органического земледелия д) повышение качества жизни в сельской местности за счет инвестиций.

Швеция. Сельскохозяйственный сектор Швеции работает в условиях северного климата с ограниченным количеством сельскохозяйственных культур и крупным молочным сектором. Между южной и северной Швецией существуют значительные различия в условиях производства и типах продукции. На долю первичного сектора приходится менее 1% от общего объема ВВП Швеции. На молочные продукты и мясо крупного рогатого скота приходится треть стоимости продукции сельскохозяйственного сектора; растениеводство - около 40%; свиноводство, птицеводство и садоводство -около 30%. Кроме того, Швеция характеризуется большими транспортными расстояниями и малонаселенными районами, где почти 60% населения проживает в сельской местности и промежуточных регионах.

Стратегия Швеции направлена на повышение производительности, жизнеспособности и конкурентоспособности сельскохозяйственного сектора при одновременном стремлении к повышению экологических и климатических стандартов. Еще одним приоритетом является увеличение производства продуктов питания. Стратегия также направлена на содействие развитию сельских районов Швеции, чтобы помочь сделать их привлекательными местами для жизни и работы.

Эстония. Из-за северного климата Эстонии приходится работать с ограниченным количеством культур. На долю первичного сектора (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство) приходится около 2,5% от общего ВВП Эстонии, что больше, чем в среднем по ЕС. На долю зерновых культур приходится около 50% сельскохозяйственной продукции, из которых доля зерновых составляет почти половину. Продукция животноводства составляет чуть более 40%, при этом основной вклад вносит производство молока (23% от общего объема сельскохозяйственной продукции).

Стратегический план Эстонии направлен на содействие развитию «умного», конкурентоспособного, жизнестойкого и диверсифицированного сельскохозяйственного сектора, обеспечивающего долгосрочную продовольственную безопасность. Кроме того, ряд мероприятий направлен на решение экономических, экологических и социальных проблем, с которыми сталкивается сельскохозяйственный сектор и сельские районы.

Обращает внимание, что в стратегических планах стран-членов ЕС особое внимание уделено поддержке малых и средних фермерских хозяйств, так как фермерство и малое предпринимательство на селе - это не просто бизнес или коммерческая

сз о

со £

т Р

сг

СТ1 А

ш

деятельность, это формы организации социальной жизни в сельской местности [3]. Кроме того, агро-продовольственный сектор любого государства отличается многоукладностью, т.е. в ней наряду с крупными сельскохозяйственными компаниями и агрохолдингами действуют и малый аграрный бизнес, представленный крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными хозяйствами населения, а также небольшими сельскохозяйственными кооперативами, основанными на личном трудовом участии его членов [4].

Таким образом, 28 национальных стратегических планов предполагают индивидуальные стратегии для каждой страны и региона, которые учитывают конкретные обстоятельства и потребности развития стран и регионов с учетом стоящих первоочередных социально-экономических проблем, имеющихся природно-климатических ограничений. Одним из основных принципов стратегического планирования сельского хозяйства Европейского Союза, после реформы 2020 года, стала диффе-ренцированность национальных стратегических планов в зависимости сельскохозяйственных особенностей территорий.

Литература

1. Волков Л.В., Хоткин А.В. Новая стратегия Единой сельскохозяйственной политики Европейского Союза: цели, ориентиры, принципы // Финансовые рынки и банки, 2023, № 11.

2. Regulation (EU) 2021/2115 of the European Parliament and of the Council of 2 December 2021 establishing rules on support for strategic plans to be drawn up by Member States under the common agricultural policy (CAP Strategic Plans) and financed by the European Agricultural Guarantee Fund (EAGF) and by the European Agricultural Fund for Rural Development (EaFRD) and repealing Regulations (EU) No 1305/2013 and (EU) No 1307/2013. См.: https://eur-lex.europa.eu/eli/ reg/2021/2115/oj

3. Волков Л.В. Развитие крестьянско-фермерских хозяйств и малых форм хозяйствования в Рос-

LO S Q.

e

•a

CM

o

CM

со

сии // Финансовые рынки и банки. 2020. № 3. С. 121-127.

4. Волков Л.В. Проблемы развития малого аграрного бизнеса в России // Образование и право. 2021. № 4. С. 154-159.

CROSS-COUNTRY COMPARISON OF STRATEGIC AGRICULTURAL DEVELOPMENT PLANS OF THE MEMBER STATES OF THE EUROPEAN UNION

Volkov L.V., Khotkin A.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation; Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

The reform of the Common Agricultural Policy of the European Union in 2020, which became fully operational in 2023, among other measures is aimed at changing strategic planning, which involves the development of detailed strategic agricultural development plans for 2023-2027 for each state. The new strategy of the Common Agricultural Policy of the European Union assumes individual agricultural development strategies for each country and region, which should take into account the specific circumstances and development needs of countries and regions, taking into account the priority socio-economic problems and existing natural and climatic constraints.

The article analyzes and evaluates the strategic plans of the EU member states for 2023-2027, adopted within the framework of the new Common Agricultural Policy of the European Union by country and region, identifies key strategic guidelines and strategic goals for each country. The general strategic objectives of the EU and the requirements for their concretization in the strategic plans for the development of agriculture in the EU countries, taking into account regional climatic and socio-economic characteristics, are analyzed.

Keywords: agriculture, regional economy, European Union, agrarian policy, strategic management, sectoral economy, competitiveness, farming, ecology.

References

1. Volkov L.V., Khotkin A.V. The new strategy of the Common Agricultural Policy of the European Union: goals, guidelines, principles // Financial markets and Banks, 2023, No.11.

2. Regulation (EU) 2021/2115 of the European Parliament and of the Council of 2 December 2021 establishing rules on support for strategic plans to be drawn up by Member States under the common agricultural policy (CAP Strategic Plans) and funded by the European Agricultural Guarantee Fund (EAGF) and by the European Agricultural Fund for Rural Development (EAFRD) and repealing Regulations (EU) No 1305/2013 and (EU) No 1307/2013. See: https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2021/2115/oj

3. Volkov L.V. Development of peasant farms and small business entities in Russia // Financial markets and banks. 2020. No.3. pp. 121-127.

4. Volkov L.V. Problems of development of small agricultural business in Russia // Education and law. 2021. No.4. pp. 154-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.