Научная статья на тему 'Межсекторное взаимодействие в регионах: проблемы безопасности'

Межсекторное взаимодействие в регионах: проблемы безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖСЕКТОРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / БИЗНЕС / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СИСТЕМА / БЕЗОПАСНОСТЬ / INTERSECTORAL INTERACTION / GOVERNMENTAL SECTOR / BUSINESS / UNCOMMERCIAL ORGANIZATIONS / SYSTEM / SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колокольцева Ольга Владимировна, Цейко Виталий Иванович

Рассматриваются особенности трёх секторов современного общества в условиях социальных изменений. Раскрываются факторы, влияющие на формирование рисков и угроз безопасности в системе межсекторного взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intersectoral interaction in regions: secu ity problems

The peculiarities of the three soctors of the modern society in the conditions of the social chages are considered. The factors influencing the formation of risks and threats to the security in the system of intersectoral interaction are revealed

Текст научной работы на тему «Межсекторное взаимодействие в регионах: проблемы безопасности»

межсекторное взаимодействие в регионах: проблемы безопасности

© Колокольцева Ольга Владимировна

кандидат социологических наук, доцент, заместитель начальника организационно-научного и редакционно-издательского отдела, Саратовский юридический институт МВД России.

8 (845-2) 379-273, И olga_kolokolceva@mail.ru

© Цейко Виталий Иванович

кандидат экономических наук, начальник отдела методологии и контроля за передачей в аренду федерального имущества территориальными органами Управления организации работы территориальных органов, Росимущество (г. Москва).

8 (495) 606-79-19, И vitz69@mail.ru.ru

Рассматриваются особенности трёх секторов современного общества в условиях социальных изменений. Раскрываются факторы, влияющие на формирование рисков и угроз безопасности в системе межсекторного взаимодействия.

Ключевые слова: межсекторное взаимодействие, государственный сектор, бизнес, некоммерческие организации, система, безопасность.

В у

о

) условиях глобализации современное ^ общество претерпевает множество изменений, касающихся всех основополагающих социальных подсистем. Особенно очевидны эти процессы в экономической, политической и культурных сферах и находят отражение в межсекторном взаимодействии. Зачастую трансформации протекают противоречиво, сложно и сопровождаются множеством рисков и угрозами безопасности. Сложная институциональная структура социума, полидетерминированный порядок взаимодействия между элементами социальной структуры, особенности субъектного состава оказывают существенное влияние на систему взаимодействия между секторами общества. Эффективное управление в социальных

системах предполагает формирование гибкого межсекторного социального партнёрства, суть которого «состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны, области, города или иной территории, - государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями. Представители каждого сектора имеют разные возможности и ресурсы для участия в решении проблем социальной сферы, но, несмотря на все различия и связанные с ним противоречия, сотрудничество секторов необходимо, - ни государство, ни бизнес, ни граждане не могут "в одиночку" преодолеть социальную несправедливость и конфликты» [1].

Информационная безопасность регионов. 2011. № 1 (8)

Секторное деление в обществе получило широкое распространение в науке наряду с системно-функциональным, институциональным, сетевым и другими подходами. Принцип разделения социума на первый, второй и третий секторы тесно связано с экономическим детерминизмом, где основное внимание уделяется категории собственности и целей деятельности институциональных единиц.

Таким образом, первый сектор объединяет государственные и муниципальные организации, то есть организации, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Второй сектор - это частные коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, их имущество не находится в государственной или муниципальной собственности.

Третий сектор - частные некоммерческие организации. Первым отличительным признаком этих организаций является то, что они не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль среди своих участников. Второй отличительный признак - имущество этих организаций не находится в государственной или муниципальной собственности.

Нередко эти три сектора называют соответственно государственным, коммерческим и некоммерческим.

Современные реалии российской действительности показывают, что, с одной стороны межсекторное взаимодействие и развитие социального партнёрства позволяет решать на достаточно эффективно многие политические, экономические, социально-культурные проблемы на региональном уровне. С другой стороны, взаимодействие между государственным сектором, бизнесом и некоммерческими организациями порождает множество рисков, влекущих за собой различные угрозы, имеющие место в современном социуме. В первую очередь эти процессы находят своё отражение в формировании информационного поля, возникающего в системе взаимодействий между общественными секторами. Особенно ярко это проявляется во взаимоотношениях между структурами государства и бизнеса. Однако система связей бизнеса и некоммерческих организаций не является исключением.

Концентрировать внимание следует на особенности субъектных взаимоотношений, складывающихся в третьем секторе. Негосударственные некоммерческие организации играют важнейшую созидательную роль в формировании современного гражданского общества в России,

становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Всё более заметным становится также их вклад в решение общенациональных, региональных и муниципальных задач, связанных с развитием экономики и социальной защитой населения [2, р. 29]. Влияние формирующегося третьего сектора на социальную и экономическую ситуацию в стране непосредственно зависит от взаимодействия негосударственных организаций с представительными и исполнительными органами государства, а также органами местного самоуправления.

Государство и органы местного самоуправления проявляют активную заинтересованность во взаимодействии с третьим сектором благодаря следующим причинам.

Во-первых, большинство государственных некоммерческих организаций созданы для решения тех же самых задач, с которыми повседневно имеют дело государственные и муниципальные органы. Это забота о малообеспеченных, больных, социально неблагополучных гражданах, содействие воспитанию и образованию детей и подростков, сохранение и развитие культуры, реальная защита прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, и многое другое из того, что не может быть обеспечено на чисто коммерческой, рыночной основе. Существование указанного сектора прежде всего тем и обусловлено, что наиболее активные члены общества стремятся внести свой вклад в решение стоящих перед ним проблем, не только выполняя прямые обязанности, возлагаемые государством на всех граждан, но и делая нечто «сверх обязанностей», добровольно [3, с. 27]. В этой связи очевидна необходимость объединения и координации усилий.

Во-вторых, в ряде случаев третий сектор действует успешнее и экономичнее, чем государственные учреждения. Это убедительно показывают исследования, проводившиеся во многих странах. В результате государству нередко оказывается выгоднее передавать средства независимым некоммерческим организациям, разумеется, в обмен на чёткие, конкретные и контролируемые обязательства с их стороны, чем создавать дополнительные организации самому. Так, в США в 80-е гг. прошлого столетия в данный сектор направлялось более трети всех расходов на социально-культурные нужды, в том числе более половины всех федеральных расходов на социальное вспомоществование, культуру, науку и гуманитарные цели [3, с. 29]. Конкретный анализ показывает, что выгоды бюджетного финансирования независимых некоммерческих организаций особенно велики, когда налицо хотя бы одно из следующих двух условий: имеется возможность привлечь

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

к работе добровольцев, и решаемая задача не совсем стандартна, требуется нешаблонный подход к конкретной категории получателей услуг, глубокая индивидуализация деятельности. Итак, сотрудничество государства и органов местного самоуправления с организациями третьего сектора способно служить важным фактором повышения эффективности использования средств, в особенности выделяемых на социальные нужды.

В-третьих, само по себе укрепление демократического государства и развитие местного самоуправления решающим образом зависит от формирования современного гражданского общества. Речь идёт о разнообразных формах цивилизованного взаимодействия граждан, их добровольного участия в общественных делах. В роли «несущих конструкций» гражданского общества выступают именно организации третьего сектора. Чем теснее и плодотворнее контакты государства с этим сектором, тем лучше взаимопонимание власти и общества и тем менее вероятно их взаимное отчуждение [3, с. 29].

В то же время третий сектор нуждается в моральной и материальной поддержке со стороны государства и органов местного самоуправления. Достаточно типичный пример: добровольцы готовы объединить усилия и средства для помощи какой-либо категории нуждающихся, но им трудно оплачивать аренду необходимого для работы помещения по стоимости, установленной для коммерческих организаций, а также оплачивать налоги и другие обязательные платежи. Предоставление им льгот способно обеспечить достижение цели, на которую в противном случае пришлось бы затратить больше средств из регионального или городского бюджета. Поэтому большое значение имеет перераспределение средств, ресурсов, а также формирование информационного поля и потоков, которые сопровождают все эти процессы [3, с. 30].

Не менее важна заинтересованность подлинных организаций третьего сектора в действенном контроле со стороны государственных и муниципальных органов. Такой контроль гарантирует отсутствие злоупотреблений, которые препятствуют выполнению функций, взятых на себя некоммерческими организациями, и снижают их престиж.

Деятельность большинства некоммерческих, в том числе благотворительных организаций нацелена на решение насущных проблем конкретного населённого пункта или региона. Немалый вклад в решение этих проблем вносят также региональные и местные отделения некоммерческих организаций, действующих в мас-

штабе всей Российской Федерации. Третий сектор успешнее развивается там, где представительные и исполнительные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления ориентируют и стимулируют некоммерческие организации, не допуская вместе с тем неоправданного вмешательства в их деятельность.

Анализ имеющейся отечественной и зарубежной практики позволяет выделить два типа форм поддержки и сотрудничества государственных и муниципальных органов с организациями третьего сектора.

1. Содействие функционированию и развитию независимых некоммерческих организаций, осуществлению и совершенствованию их уставной деятельности.

К данному типу относятся следующие формы:

- предоставление независимым некоммерческим организациям налоговых льгот;

- предоставление налоговых льгот лицам, оказывающим материальную поддержку организациям третьего сектора;

- предоставление независимым некоммерческим организациям льгот неналогового характера (по аренде помещений и т. п.);

- бюджетное финансирование (субсидирование) деятельности и развития организаций третьего сектора (например, выделение средств на ремонт помещений созданного в форме автономной некоммерческой организации приюта для престарелых);

- безвозмездная передача государственного или муниципального имущества (зданий, сооружений, технических средств и т. п.) в собственность независимым некоммерческим организациям;

- предоставление льготных кредитов;

- информационная, консультационная помощь и другие формы поддержки [3, с. 47].

2. Привлечение независимых некоммерческих организаций к разработке и реализации государственных и муниципальных программ.

Здесь выделяются такие формы, как:

- координация деятельности и совместная разработка программ;

- размещение заказов на выполнение социальных услуг;

- поддержка проектов и программ независимых некоммерческих организаций в рамках государственных и муниципальных программ.

Предоставление третьему сектору государственных и муниципальных средств может носить прямой и косвенный характер (прямое и косвенное финансирование третьего сектора). Прямое финансирование - это, например, оплата некоммерческой организации выполняемого ею социального заказа. Косвенным

Информационная безопасность регионов. 2011. № 1 (8)

финансированием является предоставление льгот, то есть освобождение от части платежей, главным образом налоговых, а также иных обязательств, которые организация должна была бы в противном случае нести по отношению к государственным и муниципальным органам [3, с. 51]. Однако необходимо принимать во внимание, что любое ресурсное распределение и перераспределение влечёт за собой формирование информационных потоков, образующих своего рода информационное поле или пространство. Этот процесс является объективным и неизбежным в любых социальных взаимодействиях, а возникающие в ходе коммуникации риски и угрозы безопасности напрямую зависят от отправителя и получателя информации, а также выбранного канала связи и его ка-

чества, которые складываются при взаимодействии между общественными секторами.

Библиографический список:

1. URL: http://www.spa.msu.ru/images/File/ Vestnik/Osipov.pdf (дата обращения: 04.02.2011).

2. Les E. The voluntary sector in post-communist East Central Europe. - Washington D. C.: CIVICUS, 1994.

3. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере [Текст] / под ред. И. М. Шеймана, Л. И. Якобсона, Л. С. Демидовой [и др.]. - М.: Наука, 1995-

ПРАВООБЕСПЕЧИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

российской прокуратуры

© Ковылин Дмитрий Петрович

соискатель кафедры теории и истории государства и права, Саратовский юридический институт МВД России.

Ш (845-22) 283-725

В статье исследуются функции прокуратуры в современной России и определяется понятие и содержание правообеспечительной функции прокуратуры.

Ключевые слова: прокуратура РФ, функции прокуратуры РФ, правообеспечительная функция прокуратуры РФ.

В теории государства и права функции государства принято определять как основные направления его деятельности [2, с. 63]. Традиционными и общепризнанными функциями государства являются: экономическая; налоговая; экологическая; социальная; охрана правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, собственности; развитие культуры, науки, образования; оборона страны; сотрудничество с другими государствами; обеспечение

мира и поддержание мирового порядка; интеграция в мировую экономику.

Функционирование современного государства осуществляется через систему государственных органов. По определению, функции государства «осуществляются, получают своё реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов и организаций» [2, с. 95]. Более того

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.